Оформляем допуск к государственной тайне. Как оформить допуск к государственной тайне 2 группа секретки можно ехать за границу

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1) .

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям , составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

В) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых - постоянных или временных - работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности. Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

Н а сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности .

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее - Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне. Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2006 г. № 573 (ред. от 06.06.2008 г) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Данные гарантии отражаются в трудовом договоре (контракте) работника (должностного лица), заключаемом исключительно по окончании проведения проверочных мероприятий.

5. Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Закона о государственной тайне).

6. Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст. 25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые ­необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Оформление допуска

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции о порядке допуска).

При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1. Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска ­к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных большим количеством форм и строгим порядком их заполнения, отправки в органы безопасности и последующего хранения. Рассмотрим процедуру оформления поэтапно.

1 ЭТАП

Создание в организации перечня должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Данный перечень определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в пять лет (п. 13 ­Инструкции о порядке допуска).

2 ЭТАП

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой они обязаны указывать достоверные данные. Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадровой службы и заверяется печатью организации.

3 ЭТАП

Работники отдела кадров в ходе беседы с оформляемым гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют ответы на отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9).

О результатах беседы работники кадровой службы обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны, особенно если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями.

4 ЭТАП

Подразделение по защите государственной тайны организации дает оценку первичным материалам на оформляемого гражданина, представляемым кадровой службой. При необходимости оно запрашивает дополнительные сведения с прежних мест работы и карточку (форма 3) из подразделения по защите государственной тайны организации, где оформляемый гражданин работал в течение последнего года, и также анализируют их в целях определения ­целесообразности проведения ­проверочных ­мероприятий органами безопасности.

5 ЭТАП

При оформлении третьей формы допуска

На граждан, оформляемых на третью форму допуска, отделом кадров составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6).

Помимо этого руководители организаций, не включенных в перечень объектов, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, могут направлять в органы безопасности материалы на граждан, допускаемых по третьей форме допуска, в случае, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных. При этом в орган безопасности направляется сопроводительное письмо с указанием обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске соответствующего гражданина, его анкета (форма 2), три экземпляра списка на оформляемого гражданина (форма 4), один экземпляр списка лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и другие материалы, необходимые для принятия решения по данному вопросу. При этом о проведении проверочных мероприятий органами безопасности делается отметка в листе согласования (форма 7) или на списках (форма 6), возвращаемых в организацию вместе с сопроводительным письмом. В этом случае входящий номер, проставляемый соответствующим органом ­безопасности на списке (форма 6), является и номером допуска.

После этого решение о допуске гражданина по третьей форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации, при этом делается отметка в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск (форма 8).

При оформлении первой и второй формы допуска

При оформлении гражданина по первой или второй форме допуска помимо анкеты гражданина (форма 2) организацией подготавливаются и направляются в органы безопасности следующие документы:

  1. Мотивированное письмо о необходимости оформления допуска гражданина к государственной тайне (готовится подразделением по защите государственной тайны). В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается их оценка. Если оформляемый гражданин ранее был допущен к данным сведениям, указывается номер допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, а в случае ­переоформления допуска - причина переоформления.
  2. Один экземпляр карточки (форма 3) (готовится подразделением по защите государственной тайны). Данная карточка с момента заполнения является секретным документом и регистрируется в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам допуска (форма 10) ответственными за их хранение лицами. На каждого гражданина, оформляемого по первой или второй формам допуска, заводится только одна карточка, которая при его переходе на работу в другие организации пересылается по получении письменного запроса от соответствующего подразделения по защите государственной тайны. Новая карточка заводится на работника, только если ранее заведенная карточка была уничтожена ­по причинам, определенным Инструкцией о порядке допуска.
  3. Два или три экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших (форма 4) ­(готовятся отделом кадров по согласованию с органом безопасности).
  4. Один или два экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам допуска (форма 5) (готовится подразделением по защите государственной тайны по согласованию с органом безопасности).

Карточка (форма 3) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском гражданина по первой или второй форме допуска, возвращается без сопроводительного письма в организацию. Ее следует хранить в подразделении по защите государст­венной тайны организации в специальной картотеке, составленной в алфавитном порядке (при необходимости такие картотеки могут вестись по структурным подразделениям организации). После этого решение о допуске гражданина по первой или второй форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки (форма 3) и заверяется его подписью и печатью организации.

7 ЭТАП

Взаимные обязательства организации и оформляемого лица отражаются в специальном договоре (контракте) об оформлении допуска к государственной тайне, заключение которого осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательст­ва РФ. Данный документ служит приложением к трудовому договору (см. Пример).

На каждое лицо, получившее третью форму допуска, подразделение по защите государственной тайны на основании письменного ходатайства руководителя структурного подразделения организации заводит карточку (форма 8) с указанием номера списка (форма 6) и даты утверждения руководителем организации этого списка. Заполненные карточки заверяются подписью руководителя подразделения по защите государственной тайны и печатью этого подразделения, регистрируются в журнале учета карточек на допуск работников (форма 10) отдельно от карточек на допуск граждан по первой и второй формам и вместе со списками на лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и договорами (контрактами) об оформлении допуска к государственной тайне хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение всего периода работы в данной организации граждан, допущенных к секретным сведениям. Карточки (форма 8) в другие организации не пересылаются и уничтожаются по истечении одного года после увольнения граждан, на которых они были заведены. При небольшом количестве граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, карточки (форма 8) могут не заводиться. Списки (форма 6) также хранятся в организации в течение одного года, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается. При этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее пяти лет, после чего они уничтожаются по акту.

Следует иметь в виду, что при оформлении на работу уволенного с военной службы в запас гражданина при наличии в его военном билете специальной записи о допуске к государственной тайне в период прохождения им службы отдел кадров организации обязан направить запрос в военкомат по месту жительства этого гражданина для получения карточки (форма 3). При этом руководитель организации имеет право в течение одного года со дня увольнения гражданина с военной службы в запас допускать его к государственной тайне без проведения дополнительных проверочных мероприятий органами безопасности. При этом в графе 8 карточки (форма 3), полученной из военкомата, делается соответствующая запись. О факте допуска гражданина к государственной тайне информируется орган безопасности, в его адрес подразделение по защите государственной тайны организации направляет ­учетную карточку (форма 5).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. Решение о допуске к государственной тайне руководителей организаций, впервые привлекающихся для проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается руководителями организаций - заказчиков работ. Карточки (форма 3 или 8) в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны ­организации - заказчика работ.

Кроме того, необходимо учесть, что работники кадровой службы обязаны своевременно информировать подразделения по защите государственной тайны обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к соответствующим сведениям по любой из форм допуска, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с установленным порядком.

О прекращении трудового договора по основаниям, связанным с разглашением государственной тайны или прекращением допуска к ней работника, читайте во второй части статьи в следующем номере.

Сноски

Свернуть Показать


Здравствуйте.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» вторая форма допуска означает, что гражданин имеет допуск к совершенно секретным сведениям.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с «законом» Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в «порядке», установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Согласно статье 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 и «статьи 24» Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «Постановлением» Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П признаны не противоречащим Конституции РФ.

При этом есть несколько нюансов:

Во-первых: Закон предусматривает только возможность ограничения (см. ст. 15 Закона № 114-ФЗ- «право МОЖЕТ БЫТЬ ограничено), то есть работодатель самостоятельно решает налагать на работника такие ограничения или нет;

Во-вторых: Вы должны быть письменно ознакомлены с такими сведениями (есть официальный документ который подтверждает данный факт);

В-третьих: такие условия об ограничении должны быть четко указаны именно в Вашем трудовом договоре (или в дополнительном соглашении к нему), а не где либо еще (Инструкции, Положении и т.п.).

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт ИП Завгородний А.А., (далее – Сайт ИП Завгородний А.А.) расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом ИП Завгородний А.А., действующие от имени ИП Завгородний А.А., которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» - обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт ИП Завгородний А.А.» - это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): , а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» - это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту ИП Завгородний А.А., а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта ИП Завгородний А.А.» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту ИП Завгородний А.А., посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта ИП Завгородний А.А..
1.1.7. «Cookies» - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» - уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на сайт ИП Завгородний А.А.
Общие положения 2.1. Использование сайта ИП Завгородний А.А. Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта ИП Завгородний А.А..
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту ИП Завгородний А.А. Сайт ИП Завгородний А.А. не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте ИП Завгородний А.А.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

Предмет политики конфиденциальности

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте ИП Завгородний А.А., при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте ИП Завгородний А.А. и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ИП Завгородний А.А. защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта, требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ИП Завгородний А.А. осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

Цели сбора персональной информации пользователя

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте ИП Завгородний А.А для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта ИП Завгородний А.А., оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта ИП Завгородний А.А., если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

Способы и сроки обработки персональной информации

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте ИП Завгородний А.А., включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

Права и обязанности сторон

6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта ИП Завгородний А.А., и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

Ответственность сторон

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта ИП Завгородний А.А., несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта ИП Завгородний А.А., может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте ИП Завгородний А.А..
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте ИП Завгородний А.А) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ИП Завгородний А.А..
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте ИП Завгородний А.А или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте ИП Завгородний А.А., включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

Разрешение споров

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

Дополнительные условия

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте ИП Завгородний А.А., если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу:
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу
Обновлено: 24 января 2020 года
Главный офис в г. Москва, ИП Завгородний А.А., Бутырский вал, дом 5, офис 511 Представительство в г. Санкт-Петербург, ИП Завгородний А.А., Бассейная, дом 21а, офис 711

Напряженная и ответственная служба военнослужащих предполагает качественный отдых. Но не все государства можно посетить, находясь на военной службе. Чтобы в последствии не жалеть о путешествии, следует заранее ознакомиться со писком разрешенных стран для посещения.

Человеку, неосведомленному в этой сфере, весь сегмент военнослужащих представляется единым целым. Но рассматривая возможность выезда за границу, их можно подразделить по уровню секретности.

Самая простая форма допуска (третья) подразумевает, что происходит ознакомление с элементарные секретными документами. Требования к таким военным меньше, потому и значительного ограничения к выезду за границу нет. Единственным запретом является посещение Украины. Такое путешествие должно оговариваться заранее и может быть одобрено в отдельных случаях.

Вторая форма допуска, с которой столкнулись лично мы, предполагает работу с совершенно секретными данными. В этом случае существует перечень стран, которые запрещено посещать, а есть те, в которые не рекомендуется планировать путешествия.

Разрешено посетить такие государства:

  • Абхазия;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Бразилия;
  • Вьетнам;
  • Доминиканская Республика;
  • Индия;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Камбоджа;
  • Казахстан;
  • Куба;
  • Камерун;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Марокко;
  • Мьянма;
  • Намибия;
  • Никарагуа;
  • Оман;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Тунис;
  • Шри-Ланка;

Запрещено пересекать границу:

  • Андорры;
  • Венгрии;
  • Молдавии;
  • Норвегии;
  • Словении;
  • Украины;
  • Черногории;
  • Хорватии

Также особым вниманием были отмечены Турция и Египет в связи с напряженной ситуацией в этих странах в политической сфере.

Первая форма допуска самая важная и секретная. Военные с такой формой работают с информацией особой важности, потому выезд их за границу оговаривается свыше.

За нарушение правил выезда в страны, которые находятся под запретом, предполагается несколько вариантом наказания:

  • выговор в том случае, если это третья форма допуска;
  • особый контроль, если речь идет о 1 и 2 форме секретности.

Если возникнуть подозрения о разглашении секретной информации за пределами родного государства, то начнется разбирательство. Оно может закончится в самом плохом случае лишением свободы от 7 до 20 лет в зависимости от тяжести преступления- измены Родине.



Поделиться