Правовая помощь по гражданским и семейным делам. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам Правовая помощь по гражданским делам в мчп

В рамках Совета Европы Россия участвует в Европейской конвенции о выдаче 1957 года и двух дополнительных протоколов к ней - 1975 и 1978 годов, в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и дополнительного протокола к ней 1978 года, а также в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года.

Большое значение для России имеют двусторонние договоры по вопросам оказания правовой помощи. Российская Федерация на сегодняшний день имеет оформленные отношения в этой сфере более чем с тридцатью государствами, и работа в данном направлении продолжается. В то же время у России нет договоров о правовой помощи с Великобританией, Германией, Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки, хотя на практике часто возникает необходимость взаимодействия в этой сфере международных отношений.

Основополагающим фактором в создании института правовой помощи на территории СНГ явилось заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Минская конвенция). Именно этот обширный и многоплановый международный документ заложил правовые основы для сотрудничества в данной сфере.

В 1997 году в Москве страны СНГ подписали Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Протокол 1997 года), которым внесены изменения и дополнения. Протокол 1997 года, как и Минская конвенция, ратифицированы Россией соответствующими федеральными законами.

При выборе способов решения тех или иных конкретных вопросов правовой помощи Минская конвенция исходит из стремления сохранить существовавшие ранее в едином правовом пространстве близкие правовые связи, в то же время учитывая, что теперь речь идет уже о самостоятельных независимых государствах.

Факт заключения Минской конвенции не повлияет на уже действующие международные договоры о правовой помощи, поскольку она не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ее договаривающиеся стороны (ст.82).

Структурно Минская конвенция состоит из преамбулы и 87 статей, объединенных в 5 разделов, 3 из которых поделены на части. Цели ее заключения изложены в преамбуле. Наличие преамбулы характерно для международных договоров вообще и для соглашений об оказании межгосударственной правовой помощи в частности. В преамбуле указываются цели заключения соглашения, принципы взаимоотношений, в ней также обычно отмечается наличие дружественных отношений между государствами и желание развивать сотрудничество в дальнейшем.

Право каждого на равную защиту закона, в том числе на справедливое беспристрастное судебное разбирательство, было впервые закреплено на международном уровне во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Признание этого права мировым сообществом послужило основой для активизации сотрудничества государств в правовой сфере.

Основные принципы Декларации были закреплены на региональном уровне при заключении соответствующих соглашений. В рамках Совета Европы, например, указанные положения, были развиты и конкретизированы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Поскольку наличие у человека прав и основных свобод не зависит от его гражданства и места постоянного проживания, принципиальные положения упомянутых международных документов в полной мере должны распространяться на всех лиц, находящихся под юрисдикцией любого государства. Положения о предоставлении иностранцам правовой защиты наравне с собственными гражданами содержатся в действующем законодательстве большинства современных государств. Так, в ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Хотя процессуальные права иностранцев регулируются внутренним законодательством, суверенные государства стремятся закрепить правовой статус своих граждан на международном уровне. Многие международные соглашения об оказании правовой помощи, заключенные во второй половине XX в., содержат положения, согласно которым договаривающиеся стороны предоставляют своим гражданам на взаимной основе национальный режим.

Специальную норму о свободном доступе иностранных граждан и юридических лиц в суды содержат и договоры о правовой помощи, и Минская конвенция. Эти лица имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды другого договаривающегося государства, выступать в них, возбуждать ходатайства и предъявлять иски на тех же условиях, что и граждане данного государства.

Согласно положениям Минской конвенции граждане договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав равной правовой защитой. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения юстиции других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Положения Минской конвенции относительно освобождения от уплаты и возмещения судебных и издержек, а также пользования бесплатной юридической помощью полностью соответствуют общепризнанной международной практике, в частности ст.17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года.

Граждане договаривающихся государств могут на равных основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями договаривающихся государств (ст.25 Гаагской конвенции).

Главной правовой проблемой судебных дел с иностранным элементом является проблема юрисдикции. В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета государства. В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.

Таким образом, процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия необходимо иногда проведение процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку принцип государственного суверенитета исключает прямые действия властей (в том числе и судебных) одного государства на территории другого, то просьба о помощи остается единственной возможностью выполнить необходимые процессуальные действия.

Хотя в мире и сложилась практика исполнения иностранных судебных поручений на началах международной вежливости и при отсутствии соответствующего международного договора, все же только международный договор об оказании правовой помощи обеспечивает обязательность исполнения поручений, предписывая выполнение необходимых процессуальных действий при соблюдении установленных в этом договоре правил.

По общему правилу судебные органы могут выполнять те или иные процессуальные действия исключительно в пределах своего государства. Для производства указанных действий за границей требуется согласие государства, на территории которого должно быть совершено такое действие. В связи с этим процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.

Объем правовой помощи стран СНГ закреплен в ст.6 Минской конвенции. По гражданским делам учреждения юстиции договаривающихся государств оказывают друг другу правовую помощь путем составления и пересылки документов, выполнения процессуальных действий (проведения осмотров, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, потерпевших, свидетелей, экспертов и др.), а также путем вручения документов. Такая помощь оказывается судебными органами запрашиваемой стороны на основании судебного поручения запрашивающей стороны.

Направляемые судебные поручения по форме и содержанию должны отвечать определенным требованиям, которые закрепляются и на международном уровне, и в национальном законодательстве. Так, в соответствии со ст.7 Минской конвенции в поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.

По общему правилу судебное поручение направляется с обязательным приложением к нему перевода на язык запрашиваемого государства. Однако в Минской конвенции установлен несколько иной порядок, в соответствии с которым стороны могут пользоваться русским языком (ст.17). Они могут использовать также государственный язык своей страны, однако к такому документу должен прилагаться заверенный перевод на русский язык. Такое требование было также закреплено Протоколом 1997 года, делая русский язык фактически средством межнационального общения в данной сфере межгосударственных отношений.

Порядок исполнения поручений об оказании правовой помощи закреплен в ст.8 Минской конвенции. При исполнении поручения запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

Исполнение поручений иностранных судов в России производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В то же время суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч.4 ст.407 ГПК РФ). Аналогичные положения относительно судебных поручений содержатся в АПК РФ (ст.256).

Необходимо иметь в виду, что суд, вынося определение об извещении ответчика или допросе свидетелей, находящихся за границей, либо о выполнении других процессуальных действий, должен направлять за границу не только это определение, а специально предусмотренные судебные формуляры по установленным образцам, которые могут быть закреплены непосредственно в международном договоре об оказании правовой помощи. Так, в Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года имеется три приложения, первое из которых содержит образец формуляра запроса и подтверждения; второе - образец оборотной стороны запроса; третье - основные требования к содержанию запроса.

Вопросу действительности документов посвящена ст.13 Минской конвенции. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.

Как и другие договоры о правовой помощи, Минская конвенция предоставляет гарантии неприкосновенности свидетелям и экспертам, явившимся по вызову в суд другого государства (ст.9).

Статьей 10 Минской конвенции регулируется вручение документов. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.

Согласно ст.15 Минской конвенции центральные учреждения юстиции договаривающихся сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.

Предоставление информации иностранными государствами предусмотрено в ряде международных договоров с участием России: в договорах о правовой помощи, в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года. Запросы суда об иностранном законодательстве могут направляться в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Если надобность в получении такой информации выявится в ходе судебного разбирательства, дело должно быть отложено. В случае необходимости запрос вправе посылать и кассационная, и надзорная инстанция.

Заключение Минской конвенции было вызвано необходимостью обеспечения законных прав и интересов граждан новых независимых государств и иных лиц, проживающих на их территориях. Страны - члены СНГ как суверенные субъекты международного права могли решить эту проблему лишь на основе международного соглашения. Минская конвенция носит комплексный характер. Она регулирует все стороны отношений, традиционно относимых к международной правовой помощи. Закрепленный в ее положениях объем правовой помощи не является исчерпывающим, он ограничен лишь внутренними процессуальными нормами договаривающихся сторон. Российское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы исполнения судебных поручений, полностью соответствует сложившейся международной практике вообще и положениям Минской конвенции в частности. Положения российского процессуального законодательства и нормы Минской конвенции взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.

Глава 2. Коллизионные вопросы в области семейного права

2.1. Семейный кодекс Российской Федерации об отношениях, осложненных иностранным элементом

Одно из наиболее значительных достижений кодификации норм международного права в России связано с введением в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ с последними изменениями от 2 января 2000 года. Раздел VII Кодекса, вобравший в себя положения о применении законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям, связанным с территорией иностранного государства, отразил глубокие изменения в подходах законодателя в этой области.

Первоосновой их являются реалии, обусловленные процессами интеграции России в мировое сообщество, расширением международного общения граждан.

В этих условиях представляется естественным и необходимым приближение национально-правового регулирования к выработанным международной практикой правилам и механизмам, создание системы четкой и эффективной защиты прав и интересов участников семейных отношений.

В чем состоят основные изменения, внесенные Семейным кодексом в регулирование коллизионных проблем семейных отношений, возникающих в условиях международной жизни?

Во-первых, Кодекс отказался от строго территориального подхода к выбору применимого права, от определения его в основном как российского права. Справедливо замечание: "неприменение иностранного права вело к тому, что в иностранных государствах, где определяющим признается закон гражданства, соответствующие акты российских учреждений могли оказаться непризнанными и нереализованными, браки - "хромающими", т.е. признаваемыми в одной, но не признаваемыми в другой стране". В отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР в Семейном кодексе РФ преобладают двусторонние коллизионные привязки, предписывающие при соответствующих обстоятельствах применение иностранного права.

Во-вторых, в качестве оснований для выбора применимого права в Семейном кодексе широко используются критерии права страны гражданства или места жительства супругов и иных участников семейных отношений. Это в общем соответствует практике, сложившейся при заключении двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Следует ей и многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В-третьих, учтены перемены, происшедшие в гражданском законодательстве, распространяющемся ныне и на некоторые отношения, которые ранее регламентировались нормами Кодекса о браке и семье РСФСР (в связи с этим в Семейный кодекс не включены коллизионные правила, относящиеся к актам гражданского состояния, опеке и попечительству). В Кодексе нашли отражение и другие новеллы, вошедшие в российское законодательство последних лет, в том числе вытекающие из конституционного положения о двойном гражданстве (п. 3 ст. 156 Кодекса).

Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются российским законодательством. Иначе устанавливаются условия заключения брака. Для каждого из лиц, вступающих в брак, они подчиняются законодательству государства, гражданином которого лицо являлось в момент заключения брака (ст. 156 Семейного кодекса). При этом должны быть соблюдены требования ст. 14 Семейного кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Определение условий заключения брака в отношении каждого из вступающих в брак в соответствии с указанным правилом позволяет избежать ситуаций, порождающих те самые "хромающие" браки, о которых говорилось выше.

Статья 62 Конституции РФ предоставила российскому гражданину возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Но как определяются условия заключения брака в отношении гражданина, обладающего двойным гражданством? При наличии у лица наряду с гражданством иностранного государства российского гражданства к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. Если же лицо обладает гражданствами нескольких иностранных государств, применяется по его выбору законодательство одного из этих государств. Последнее условие ограничивает, таким образом, выбор: применимым правом в этом случае может быть только право одного из государств, гражданином которого является лицо.

В тех случаях, когда брак заключается на территории Российской Федерации лицом без гражданства, условия заключения брака определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Российские граждане, проживающие за пределами территории Российской Федерации, могут заключать браки в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации (ст. 157 Семейного кодекса).

Иностранные граждане могут заключать браки на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации. Ряд консульских конвенций с участием Российской Федерации допускают регистрацию консулом так называемых смешанных браков, в которых лишь один из супругов является гражданином государства, представляемого консулом.

Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.

В соответствии с законодательством, применявшимся при заключении брака на территории Российской Федерации или за ее пределами, решается вопрос о недействительности брака (ст. 159 Семейного кодекса).

При расторжении брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяющим является законодательство Российской Федерации (ст. 160 Семейного кодекса).

"Цепочка" коллизионных норм применяется для определения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (ст. 161 Семейного кодекса). Основным является правило о подчинении таких прав и обязанностей законодательству государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства. В отсутствие совместного места жительства подлежит применению законодательство государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства, а если этого обстоятельства не было и в прошлом, - законодательство Российской Федерации.

Семейный кодекс ввел в российское семейное законодательство институт брачного договора (ст. 40-44 Семейного кодекса). Брачном договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Семейным кодексом предусматривается также возможность заключения соглашения об уплате алиментов (размере, условиях и порядке их выплаты). Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц.

Разрешив заключать брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, законодатель распространил на такие договоры (соглашения), если они заключаются между супругами, не имеющими общего гражданства или совместного места жительства, действие принципа автономии воли сторон в выборе применимого законодательства. Супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или соглашению об уплате алиментов. Если выбор сторонами подлежащего применению законодательства не состоялся, к договору (соглашению) применяется законодательство, определяемое в соответствии с коллизионными нормами, действующими в области личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (п. 1 ст.161).

Установление и оспаривание отцовства (материнства) подчинены законодательству государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Однако порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется российским законодательством (ст. 162 Семейного кодекса). В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является российским гражданином, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации.

В коллизионных нормах, определяющих выбор права, применимого к правам и обязанностям родителей и детей, "территориальная привязка" сочетается с привязкой к гражданству лица. В отношении прав и обязанностей родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, применяется законодательство государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. В тех случаях, когда совместное место жительства родителей и детей отсутствует, решающим для определения их прав и обязанностей является законодательство государства, гражданином которого является ребенок. И еще одно коллизионное решение проблемы "родителей и детей": по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Специальная коллизионная норма предназначена в Семейном кодексе для коллизионных вопросов алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи. Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

При отсутствии совместного места жительства предпочтение отдается законодательству государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов, т.е. личному закону "слабой стороны".

Нормы Семейного кодекса об усыновлении (удочерении), являющемся приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отразили серьезные изменения в регулировании этого института российским законодателем.

Во-первых, усыновление и удочерение (далее - усыновление) ребенка, являющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.

Решение коллизионных вопросов усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, соответствует международной практике. Ведь ребенку, усыновленному иностранцем, предстоит покинуть свою страну и жить в государстве усыновителя, где он в правовом отношении должен быть надежно защищен.

Во-вторых, при усыновлении на территории Российской Федерации ребенка, являющегося российским гражданином, иностранными гражданами или лицами без гражданства должны быть также соблюдены требования, установленные ст. 124- 126, ст. 127 (за исключением абзаца восьмого п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131-133 Семейного кодекса, с учетом положений международных договоров РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Часть этих требований распространяется на все случаи усыновления. Некоторые требования относятся лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства либо к российским гражданам, постоянно проживающим за рубежом, желающим усыновить детей - российских граждан. Следует прежде всего упомянуть о требовании, допускающем возможность усыновления детей иностранными гражданами или лицами без гражданства только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства родственников.

В-третьих, усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В-четвертых, при усыновлении на территории Российской Федерации российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В-пятых, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усыновление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

В-шестых, защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством РФ.

В-седьмых, определены специальные требования в отношении усыновления ребенка, являющегося российским гражданином и проживающего за пределами Российской Федерации, когда оно производится компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Такое усыновление признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Семейный кодекс дополнен ст. 126-1 "Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей". В соответствии с этой статьей такая деятельность по усыновлению детей, т. е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. При этом не рассматривается в качестве посреднической деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Названные выше органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ устанавливаются порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением.

Российское законодательство о правах ребенка недавно пополнилось Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"".

2.2. Международные договоры в области брачно – семейных отношений

Согласно ст. 6 Семейного кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Важнейшими документами, формирующими международно-правовую основу прав человека в области семейных отношений, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1959 г.

Российская Федерация участвует в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в двусторонних договорах о правовой. помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульских конвенциях, ряде иных международных договоров, предусматривающих положения по вопросам семейных отношений.

Новшества в решении коллизионных вопросов, закрепленных в Семейном кодексе РФ, в значительной мере являются результатом обобщения опыта заключения и применения международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Показательно в этом плане сравнение некоторых коллизионных правил раздела VII Семейного кодекса с соответствующими положениями Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Например, условия заключения брака согласно ст. 26 Конвенции определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак. Аналогичное решение содержит ст. 156 Семейного кодекса. Пункт 1 ст. 162 Кодекса, как и ст. 31 Конвенции, отсылает при установлении и оспариваний отцовства или материнства к законодательству государства, гражданином которого ребенок является по рождению. Одно и то же коллизионное начало - законодательство государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, - выражено в п. 1 ст. 37 Конвенции и п. 1 ст. 165 Кодекса.

Существенные различия в материальном праве зарубежных стран, регламентирующем вопросы заключения и расторжения брака, личных неимущественных и имущественных отношений между супругами, алиментных обязательств, усыновления, опеки и попечительства обусловили разработку и заключение ряда многосторонних международных договоров в области семейных отношений. Основное их содержание составляет унификация коллизионного права, определение коллизионных начал, на основе которых устанавливается статут соответствующего отношения, регулирование порядка их признания и исполнения. Опыт применения этих договоров представляет для России несомненный интерес.

Глава 3. Правовая помощь по гражданским и торговым делам: международное сотрудничество

При осуществлении гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических или юридических лиц суд часто сталкивается с необходимостью получения доказательств за пределами своей юрисдикции, т.е. на территории иностранных государств. В силу принципа государственного суверенитета он не может осуществлять там процессуальные действия, но без их проведения невозможно получить доказательства, необходимые для разрешения международного коммерческого спора по существу. Выход из такой ситуации один - обращение суда, рассматривающего спор (он именуется судом запрашивающего государства) за правовой помощью к соответствующему иностранному суду. Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи (суд запрашиваемого государства), выполняет требуемые процессуальные действия по получению доказательств и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При получении доказательств суд запрашиваемого государства обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права.

Оказание правовой помощи возможно на основании норм внутригосударственного права и международных договоров, которые устанавливают случаи, виды и порядок оказания правовой помощи, включая порядок сношения судов соответствующих государств. В российском законодательстве этому посвящена ст.256 АПК "Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий" и ст.407 ГПК "Судебные поручения".

Согласно ст.256 АПК арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и т.п.). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению арбитражными судами Российской Федерации, если:

исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;

исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;

Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Российские арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

Согласно ст.407 ГПК суды общей юрисдикции России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и т.п.). Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Суды России могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок взаимодействия российских судов с иностранными определяется международным договором РФ или федеральным законом.

В процессе оказания международной правовой помощи возникают следующие тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:

между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между исполняющим поручение судом и участниками дела, находящимися в иностранном государстве, где ведется основной процесс, правоотношений не возникает;

между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств. Эти отношения носят международный публично-правовой характер и могут возникать между запрашиваемым и запрашивающим судом, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств;

между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Министерство юстиции РФ). Эти отношения носят административный характер.

В науке международного частного права выделяют несколько общих принципов оказания правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей права процессуального характера:

выполнение действий по оказанию помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;

оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;

сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;

признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);

невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость отказа в оказании такой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба.

Заключение

Завершая рассмотрение системы Гаагских конвенций, подчеркнем, что ряд европейских государств в рамках Гаагской конференции по международному частному праву заключили Гаагскую конвенцию 1980 г. о международном доступе к правосудию, которая призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся неотмененными после принятия конвенций 1965 г. и 1970 г. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, о неприкосновенности свидетелей и экспертов, а также случаев оказания бесплатной правовой помощи и некоторых других положений. Конвенцию 1980 г., значительно облегчающую процессуально-правовое положение граждан одного государства-участника в судах других государств-участников, можно рассматривать как завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. Было бы целесообразно и участие России в Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм.


Конвенция по вопросам гражданского процесса (Совершено в Гааге 1 марта 1954 г.) // Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, М., 1988.

Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.

Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 2004 г.

Вопрос 432. Международная правовая помощь по гражданским делам.

Акты международных организаций, межгосударственные и межправительственные договоры и внутреннее законодательство РФ предусматривают оказание международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

В настоящее время действуют двусторонние договоры РФ, предусматривающие оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Аргентиной, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Испанией, Ираком, Ираном, Кипром, Китаем, КНДР, Кореей, Кыргызстаном, Кубой, Латвией, Литвой, Македонией, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Францией, Югославией, Чехословакией, Словенией, США, Эстонией.

Также действуют следующие многосторонние договоры, предусматривающие оказание правовой помощи:

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (15 ноября 1965 г.);

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (18 марта 1970 г.);

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.);

Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (28 марта 1997 г.);

Дополнительный Протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г.).

Перечень действующих международных правовых документов, касающихся правовой помощи, публикуется на сайте Министерства юстиции России (http://www.minjust.ru/activity/worldwide/russia_agreements).

Направление запроса о правовой помощи возможно и в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи на условиях международной вежливости.

Договоры о правовой помощи определяют правила подведомственности и подсудность. Например, иски к физическим лицам, проживающим на территории одного из договаривающихся государств, предъявляются в суды этого государства (независимо от гражданства ответчика), а иски к юридическим лицам – в суды государства, на территории которого находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суды по месту нахождения этого имущества.

В соответствии с положениями этих договоров сделки регулируются законом места их совершения (за исключением сделок с недвижимым имуществом, которые регулируются законом страны местонахождения имущества). Обязательства сторон по сделкам определяются по законам места их совершения. Вопросы исковой давности разрешаются по законодательству, которое применяется для урегулирования соответствующего правоотношения.

Правила выдачи и срок действия доверенностей определяются по законодательству государства, на территории которой она была выдана.

Помимо вопросов правовой помощи и правовых отношений по гражданским делам, договоры регламентируют и вопросы оказания помощи по семейным и наследственным делам. Так, условия заключения брака определяются для каждого из супругов законодательством страны его гражданства, а личные и имущественные правоотношения – по законодательству страны, на территории которой супруги имеют совместное местожительство. Расторжение брака производится по законодательству страны, гражданами которого являются супруги. Если супруги имеют различное гражданство, применяется закон государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака. Правоотношения родителей и детей определяются по закону страны, на территории которой постоянно проживают дети. Установление или оспаривание отцовства или материнства производится по закону страны гражданства ребенка. Установление или отмена опеки и попечительства производится по закону страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого осуществляются данные действия. Усыновление или его отмена производится по закону страны, гражданином которого является усыновитель. При этом если усыновляемый является гражданином другого государства, требуется согласие его законного представителя или компетентного государственного органа (в некоторых случаях – согласие самого ребенка).

Правовая помощь по международным договорам, в частности, предусматривает: составление и пересылку копий документов в сфере актов гражданского состояния по запросам органов загса, нотариусов, иных органов и по обращениям граждан; исполнение поручений судов о вручении документов; истребование и передачу вещественных доказательств; истребование по запросам нотариусов копий наследственных дел, материалов по ним, сведений о денежных вкладах; признание и исполнение судебных решений; предоставление информации о действующем в отдельных странах законодательстве и о практике его применения судебными органами и пр.

Одним из видов правовой помощи является легализация иностранных официальных документов – процедура, выполняемая дипломатическими или консульскими представителями страны, на территории, где документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества лица, подписавшего документ, подлинности печати, которой скреплен этот документ.

Действие Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей легализацию иностранных официальных документов, распространяется на официальные документы, которые были исполнены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающего государства. Единственной формальностью, которая требуется для удостоверения их подлинности, является проставление апостиля.

Обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств установлена международными договорами РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Правовая помощь оказывается органами, в чью компетенцию входит рассмотрение данных дел (суды, органы юстиции, нотариат и т.д.). Выполнение поручений о правовой помощи производится в порядке, предусмотренном международными договорами, ст. 407 ГПК, ст. 215 АПК. В соответствии со ст. 407 ГПК суды РФ исполняют переданные им поручения иностранных судов за исключением случаев, когда исполнение поручения противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Ходатайство о принудительном исполнении решения суда подается в суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу. Этот суд направляет ходатайство в иностранный суд, который вправе вынести решение по ходатайству. К ходатайству прилагаются:

а) заверенная копия решения суда и документ о том, что решение вступило в законную силу;

б) документ о том, что сторона, в отношении которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд.

Ко всем документам прилагаются заверенные переводы на язык запрашиваемой стороны.

Суд государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, должен ограничиться установлением того, что условия, предусмотренные конвенциями, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.

Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

В признании решений судов и в выдаче разрешения на их принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если:

а) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;

б) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой страны было ранее возбуждено и ведется производство по данному делу;

в) дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено;

г) истек срок давности принудительного исполнения по законодательству стороны, суд которой исполняет поручения.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в Российской Федерации осуществляется на основании Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.), Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.), договоров о правовой помощи по гражданским делам, соглашений о поощрении и защите капиталовложений, торговых соглашений, а также в соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

Глава 1. Доказывание по гражданским делам 1.1. Дела о признании сделки недействительной Положения о доказывании по делам о признании сделок недействительными имеют значение и при рассмотрении некоторых жилищных споров. Как известно, в соответствии с ГК РФ сделки могут

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

56. Международная эколого-правовая ответственность Международная юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсовобщая часть системы ответственности по международному публичному праву.

Из книги Адвокатура и нотариат автора Шалагина Марина Александровна

17. Условия участия адвоката в обжаловании решений по гражданским делам Решение, вынесенное мировым судьей, может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью в течение 10

Из книги Международное право автора Вирко Н А

15. Международная правовая ответственность государств. Главные органы ООН Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

Настольная книга судьи по гражданским делам Предисловие Гражданские дела - это дела, связанные с разрешением судом самых разнообразных конфликтов, возникающих из широкого спектра правоотношений (гражданских, публичных, трудовых, семейных, жилищных, земельных и т.д.).

Из книги Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе автора Власов Анатолий Александрович

Глава III Осуществление адвокатом доказывания по гражданским и арбитражным

Из книги Конвенция ООН против коррупции автора право Международное

Статья 46 Взаимная правовая помощь 1. Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией.2. Взаимная

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

99. Прокурорский надзор по гражданским делам в стадии кассационного производства Если на судебное решение принесен протест или подана кассационная жалоба, прокурор принимает участие в кассационном производстве.Пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции:– суд

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 53. Методика составления апелляционной и кассационной жалоб, жалобы в порядке надзора по гражданским делам. Методика работы адвоката в судах требует знания оснований, по которым суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций отменяют судебные

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

Вопрос 173. Представительство в суде по гражданским делам. Понятие, виды; объем и порядок оформления полномочий представителя. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу

Из книги автора

Вопрос 185. Письменные доказательства, вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи. Понятие, особенности использования в доказывании по гражданским делам. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для

Из книги автора

Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части

Из книги автора

Вопрос 433. Международная правовая помощь по уголовным делам. Под международной правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иных государств в

Из книги автора

Глава I Европейские стандарты правосудия по гражданским делам и их значение для российской правовой

Из книги автора

4. Различные подходы к оказанию юридической помощи по гражданским и уголовным делам Перечисленные принципы организации доступа к юридической помощи являются общими вне зависимости от того, идет ли речь о гражданском или уголовном судопроизводстве. Вместе с тем

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи.

Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. Виды правовой помощи: В соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

Правовое регулирование оказания правовой помощи: Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено. Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также: доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится; вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.



Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон.

При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны.

Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае: если не установлена подлинность документа; если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти; если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги. В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.).

В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда: исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России; исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами. Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий.

Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.

Замечание 1

Решения международных организаций, международные договоры и внутренние законы России могут предусматривать оказание правовой помощи другим государством по гражданским, семейным или уголовным делам.

Сегодня подобные двусторонние договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены между Россией и Аргентиной, Болгарией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Китаем, США, а также рядом других государств.

Кроме того, при оказании международной помощи применяются многосторонние конвенции, ратифицированные Россией, а именно

  • Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954 г.);
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.);
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
  • и ряд других

Список действующих международных договоров и конвенций, относящихся к правовой помощи, опубликован на сайте минюста.

Виды оказания правовой помощи

Правовая помощь может предусматривать следующие действия уполномоченных субъектов:

  • пересылку или составление документов по обращениям граждан (о смерти, рождении, усыновлении);
  • исполнение поручения о вручении предметов или документов;
  • получение и передача в другую страну вещественных доказательств;
  • исполнение решения суда другого государства;
  • информирование о законодательстве другой страны или практике его применения;
  • проставление апостиля (удостоверение официального документа другого государства);
  • и многое другое.

Исполнение решения суда

Решение, вынесенное иностранным судом может быть исполнено в России в течение трех лет, начиная с момента вступления его силу. Правовая помощь может быть оказана тем органом, в чью компетенцию оно входит (суд, орган юстиции, нотариат и др.).

Выполнение поручений о правовой помощи в судебном порядке по гражданским делам производится, в том числе, в соответствии со ст. 407 ГПК.

Согласно ст. 407 ГПК суд исполняет переданное поручение иностранного суда исключая случаи, когда такое исполнение может противоречить суверенитету или угрожать безопасности России, или же если его выполнение не входит в компетенцию суда, в который поступило обращение.

Ходатайство об исполнении решения иностранного суда подается на территории той страны, где данное решение может быть исполнено. Либо оно может быть подано в суд "своей" страны, который и передаст ходатайство в иностранный суд.

К такому ходатайству должны быть приложены:

  • заверенные копии решений суда и подтверждение того, что оно вступило в законную силу;
  • документ, подтверждающий уведомление о судебном решении ответчика.

К документам должны быть приложены их переводы на язык страны, в который они будут направлены. Переводы должны быть заверены судом или нотариально.

Замечание 2

Суд того государства, в котором решение должно быть исполнено, рассматривает ходатайство и ограничивается проверкой того факта, что были соблюдены все формальности, предусмотренные конвенциями и договорами между странами. После этого суд обязан вынести решение о принудительном исполнении.

Порядок такого исполнения в принудительном порядке должен быть определен законодательством той страны, на территории которой осуществляется исполнение.

В признании решения иностранного суда может быть отказано если:

  • ненадлежащего уведомления ответчика;
  • по данному делу уже имеется судебное решение в любой из стран;
  • дело рассмотрено не компетентным судом;
  • срок давности исполнения в принудительном порядке по законодательству страны, суд которой должен исполнить поручение, истек.

В результате освоения материалов этой темы студент должен:

  • знать понятие международной правовой помощи; понятия экзекватуры и процессуальной взаимности; общие начала и принципы оказания международной правовой помощи; порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказания правовой помощи; порядок признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений;
  • уметь использовать полученные знания в учебном процессе и в практической деятельности;
  • владеть навыками работы с российскими и иностранными нормативными правовыми актами, документами международно-правового характера, научной литературой и аналитическими материалами.

Понятие правовой помощи в международном гражданском процессе

Деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории, но часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом, если свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Совершение подобных действий производится в порядке оказания правовой помощи. Международная правовая помощь является необходимым следствием территориально ограниченной государственной власти и представляет собой форму международного судебного сотрудничества: «Международное судебное сотрудничество основывается на солидарности отправления правосудия» (ст. 114 Кодекса МЧП Панамы). Государства, оказывая друг другу международную правовую помощь посредством своих судебных органов, таким образом содействуют иностранному правосудию .

Международная правовая помощь - это совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством иностранного государства - запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; содействие в получении информации о действующем праве. Национальный законодатель обязывает своего правоприменителя оказывать правовую помощь: «Суды должны оказывать иностранным судам по их просьбе правовую помощь, поскольку особые относящиеся к этому постановления (межгосударственные договоры, постановления правительства, распоряжения министерств) не устанавливают иное» (ст. 38 Закона Австрии о юрисдикции (1895)).

В некоторых национальных законах о МЧП закрепляются общие правила оказания правовой помощи. Болгарские органы обязаны оказывать правовую помощь по заявлению иностранных органов, за исключением тех случаев, когда оказание помощи противоречит болгарскому публичному порядку. Требуемое действие осуществляется по болгарскому праву. По заявлению иностранного органа оно может быть осуществлено по иностранному праву, если это совместимо с болгарским правом. Когда болгарские органы испрашивают правовую помощь за границей, они могут потребовать, чтобы действие осуществилось согласно болгарскому праву. Болгарские суды и другие органы оценивают действительность иностранных процессуальных действий или официальных документов сообразно праву государства, в котором они были осуществлены или выданы (ст. 36 Кодекса МЧП).

В Чехии по просьбе иностранного органа может быть произведен под присягой допрос свидетелей, экспертов и сторон разбирательства. Это же правило действует, если за границей требуется давать под присягой показания об обстоятельствах, имеющих решающее значение для предъявления или сохранения права. Присяга свидетелей и сторон разбирательства гласит: «Клянусь своей честью, что на все вопросы суда отвечу полную и чистую правду и ничего не утаю». Присяга экспертов гласит: «Клянусь своей честью, что дам заключение по своему разумению и совести». Если присяга следует после дачи показаний и заключения, ее содержание будет соответственно изменено (§ 104 Закона о МЧП).

Основания отказа в оказании правовой помощи прямо указываются в законодательстве. Правовая помощь не оказывается, если: «а) удовлетворение ходатайства противоречит основным правовым принципам Грузии;

б) предусмотренное ходатайством действие не относится к компетенции судов Грузии» (ст. 64 Закона о МЧП). Отказ в предоставлении правовой помощи, оказание которой противоречит основным правовым принципам запрашиваемого государства, представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Отказ в оказании правовой помощи по причине некомпетентности судебного органа производен от публично- правового характера процессуального права, пределы вторжения в которое ограничены во всех правовых системах.

По общему правилу, обязанность оказания правовой помощи прямо фиксируется в международных соглашениях. В отсутствие международного договора государства рассматривают себя обладающими полной свободой в удовлетворении либо отказе в выполнении исходящей от иностранного государства просьбы о правовой помощи . В отсутствие международного договора оказание правовой помощи - это право , но не обязанность государства. Однако ни один современный законодатель не предусматривает такого специального основания для отказа в правовой помощи, как отсутствие международного договора.

Во многих государствах оказание правовой помощи поставлено в зависимость от наличия взаимности : «Органы юстиции Чешской Республики по просьбе иностранных органов юстиции оказывают им правовую помощь при наличии взаимности». Министерство юстиции должно предоставить суду по его запросу информацию о наличии взаимности в отношениях между государствами (§ 103 и 13 Закона о МЧП Чехии). При этом в разных государствах взаимность трактуется по-разному. Российские ученые выделяют узкое (негативная взаимность ) и широкое (простая позитивная взаимность) понимание взаимности . Узкое понимание предполагает, что для оказания правовой помощи необходимо доказать наличие хотя бы одного случая аналогичного поведения со стороны судов другого государства. При широком понимании взаимности правовая помощь оказывается до тех пор, пока в другом государстве отсутствуют случаи отказа в ее оказании. В данном случае доказывать наличие взаимности не нужно, она презюмируется.

Если взаимность доказывается, то какое-то из государств должно первым показать готовность к оказанию правовой помощи. В противном случае государства находятся «в подвешенном состоянии»: взаимность не установлена, но и первый шаг никакое из них не делает, «требуя обеспечения взаимности, оба государства ожидают, что первый шаг в этом направлении сделает другое государство» . Такое положения вещей не соответствует объективным потребностям современной реальности. Интересы международного сотрудничества и эффективная защита прав человека требуют от национального законодателя широкого понимания взаимности, т.е. презумпции ее наличия.

Намного более функциональным является оказание правовой помощи на основе принципа международной вежливости. Нужно отметить, что в российской доктрине МЧП XIX в. подчеркивалось: «Строгое, последовательное проведение принципа взаимной независимости государств не соответствует воззрениям нашей эпохи, находящейся под сильнейшим влиянием принципа comitas gentium» . В настоящее время в законодательстве государств, ориентированных на максимально широкое привлечение иностранных инвестиций, установлена возможность предоставления правовой помощи в порядке международной вежливости: «При отсутствии прямых соглашений любое судебное содействие осуществляется в силу международной вежливости или в порядке контролируемой взаимности» (ст. 114 Кодекса МЧИ Панамы).

В связи с оказанием правовой помощи возникает проблема: можно ли оставить соответствующее ходатайство без исполнения, если из присланных документов следует, что решение по данному делу не будет признано и исполнено на территории запрашиваемого государства? Практика и доктрина дают однозначный ответ - нельзя, так как оказание правовой помощи не должно находиться в зависимости от того, будет ли признано последующее судебное решение на территории данного государства. Правовая помощь должна оказываться даже тем судам, решения которых вообще не подлежат признанию и исполнению на территории данного государства по причине отсутствия международного договора. Возможно, что испрашивающий помощь суд не будет ставить вопрос об исполнении своего решения.

Не должен иметь места отказ в оказании правовой помощи по причине, что дело, в связи с которым поступило ходатайство, находится в исключительной компетенции судов места исполнения поручения. Вопрос о компетентности органов своего судебного аппарата каждое государство решает по-своему, независимо от решения этого вопроса в других государствах. Возможно, что конкретное дело с точки зрения судов нескольких государств входит в сферу их исключительной подсудности, поэтому исключительная подсудность не должна быть препятствием для оказания правовой помощи.

Не допускается отказа в оказании правовой помощи по причине, что дело, в связи с которым поступила соответствующая просьба из-за границы, не может быть предметом судебного разбирательства но закону запрашиваемого государства. Например, в праве большинства западных государств предусмотрена правовая защита участников игр и пари, а в российском праве такая защита предоставляется только в установленных законом случаях (ст. 1062 ГК РФ). Это не означает, что Россия должна отказаться выполнить поручение английского суда, связанное с судебным разбирательством требований из пари на территории Англии.

Основными видами правовой помощи являются:

  • - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей;
  • - выполнение отдельных процессуальных действий - допрос свидетелей, экспертов и других лиц, проживающих за границей;
  • - предоставление информации о собственном праве.

Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи (суд запрашиваемого государства), выполняет требуемые процессуальные действия и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При удовлетворении ходатайства запрашиваемый суд обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права .

В процессе оказания международной правовой помощи возникают тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:

  • 1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между судом, исполняющим поручение, и участниками дела, находящимися в государстве по месту ведения процесса, подобных правоотношений не возникает;
  • 2) между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств (между запрашиваемым и запрашивающим судами, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств). Эти отношения носят международный публично-правовой характер.
  • 3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Минюст России). Данные отношения носят административный характер".

Порядок обращения за оказанием правовой помощи определяется в международных договорах и национальном законодательстве. По общему правилу, всегда может быть использован дипломатический и консульский путь; наиболее быстрым и экономичным способом являются непосредственные сношения судов. В странах англо-саксонской правовой семьи предпочтение отдается использованию специальных уполномоченных. В последние годы наметилась тенденция отдавать предпочтение передаче просьбы о правовой помощи через центральные органы юстиции: «Если не указано иное, суды общаются с иностранными властями через Министерство юстиции» (§ 102 Закона о МЧП Чехии).

В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей процессуального права:

  • 1) выполнение действий но оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;
  • 2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;
  • 3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;
  • 4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);
  • 5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость

отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба .

При оказании правовой помощи приоритет имеют нормы двусторонних и многосторонних международных договоров об оказании правовой помощи. Для России наиболее важную роль играют Минская конвенция СНГ 1993 г. и Киевское соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992).

  • См.: Юрова Н. М. У таз. соч.
  • PilletA. Traite de droit international prive. 1924. T. II. n. 648. Цит. no: Крохалев С. В. Категория публичного порядка в международном гражданском процессе. СПб. : Изд. домС.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
  • 2 Марышева Н. И. Международная правовая помощь и ее виды.


Поделиться