Пенсионная система российской федерации

В настоящее время в российском обществе активно обсуждается дальнейшее развитие пенсионной системы.

История

Российская пенсионная система является наследием СССР. Пенсия каждого гражданина страны не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Система пенсионного обеспечения в Советском Союзе финансировалась из так называемых общественных фондов потребления (средства государственного бюджета и отчисления предприятий). Не было индексации пенсионных выплат, размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Постепенно финансовое состояние пенсионной системы ухудшалось, учитывая ее зависимость от государственного бюджета. Назревала необходимость проведения реформ.

20 ноября 1990 года был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (введен в действие в 1991 году – первой половине 1992 года).

22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. С созданием Пенсионного фонда в стране появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий – за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Принципы расчета пенсий оставались прежними, однако формула изменилась (расширился перечень выплат, в трудовой стаж были включены «нестраховые» периоды, появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа и т.д.).

16 сентября 1992 года был подписан Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах»,

согласно которому в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды.

В 1990–1994 годах пенсионная реформа не относилась к приоритетам Правительства, на первом плане было формирование рыночной экономики.

Однако складывающаяся в стране экономическая ситуация выявила существенные недостатки в принятом Законе «О государственных пенсиях». Инфляция возрастала, государству приходилось ежеквартально индексировать пенсию. Постепенно возник дефицит бюджета Пенсионного фонда. Все это привело к кризису в пенсионном обеспечении.

7 августа 1995 года Правительство утвердило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», в которой предусматривались индексация пенсионных выплат по инфляции и создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) пенсия, трудовая (страховая) пенсия, негосударственная пенсия. Концепция также закладывала основы для создания персонифицированного учета страховых взносов работника.

В 1995–1997 годах финансовое положение пенсионной системы было крайне тяжелым. Правительство пыталось погасить задолженности перед пенсионерами. Экономическая неэффективность периодических индексаций пенсий стала очевидной. Необходимы были новые способы регулирования пенсий. Появился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). В соответствии с новыми правилами расчета пенсий трудовой стаж не включал «нестраховые» периоды, был введен запрет на получение пенсий работающими пенсионерами и др.

Осенью 1997 года Министерством труда и социального развития России была представлена новая Концепция пенсионной реформы, в которой предлагался вариант перехода к накопительной системе. В мае 1998 года Концепция была доработана и появилась Программа пенсионной реформы, в которой наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли к накопительной модели пенсионной системы (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – решался в пользу смешанного варианта. Основные элементы предлагаемой реформы – переход к расчету пенсий на основе всей страховой биографии работника, введение накопительных принципов финансирования, учет продолжительности жизни в расчете пенсий и др.

Важнейшим этапом развития пенсионной системы России стало формирование негосударственных пенсионных фондов:

7 мая 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который определил принципы работы НПФ, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников, была сформирована система государственного регулирования и контроля за их деятельностью.

В это же время в пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учёта. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.

Однако в августе 1998 года в России разразился экономический кризис, и к реформированию пенсионной системы государство вернулось в 2000 году.

Ведь, несмотря на попытки реформирования пенсионной системы, она по-прежнему была основана на распределительном принципе «солидарности поколений» – выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Возвращение к реформированию пенсионной системы.

Сформирован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе. Возрождена идея реформирования пенсионной системы на основании накопительных и условно-накопительных принципов.

В середине декабря 2001 года были приняты три закона, сформировавшие основу новой пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 2002 года в процессе реформ пенсионная система была заменена на смешанную, сочетающую в себе как распределительный, так и накопительный принципы.

Основная суть новой пенсионной схемы заключалась в том, что вводилась новая формула расчета пенсии и формирования ее из трех составляющих: базовой части (фиксированная, устанавливается государством), страховой части (зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина), накопительной части (зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов; накапливается в течение всей трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР).

Таким образом, государство предоставило населению часть полномочий по формированию будущей трудовой пенсии, управляя ее накопительной частью.

Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности пенсий, повышение ее реального размера, переход на страховые принципы.

В июле 2002 года был принят Закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

С 1 июля 2004 года НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании, по которому пенсионные накопления застрахованного лица из ПФР могут переводиться в НПФ для формирования накопительной части трудовой пенсии, т.е. инвестирования с целью получения дохода.

В 2007 году началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

С 1 октября 2008 года была запущена Программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии, которая дает возможность гражданам увеличить свою будущую пенсию с участием государства – часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство).

В 2010 году была проведена переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа, что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46 %.

На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.

Согласно закону, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2015 году предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную. Таким образом: граждане могут либо оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, либо отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Для того чтобы сохранить отчисления работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 % , необходимо не позднее 31 декабря 2015 года обратиться в Пенсионный фонд России с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ. С января 2016 года для тех, кто промолчал и не сделал выбор, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Если гражданин примет решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

Сегодня реализация пенсионной реформы продолжается, и с 2015 года начался новый этап.

Современная пенсионная модель

С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.

Основу будущей пенсии работающего человека составляют обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2015 году по российскому законодательству они составляют 22 % от годового заработка работника в пределах 711 тысяч рублей по каждому месту работы. Из них 6 % тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % – на формирование страховой пенсии, а может – по выбору гражданина – все 22 % идти на формирование страховой пенсии.

Согласно последним изменениям в законодательстве, страховая пенсия рассчитывается в баллах: с 2015 года пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). Таким образом, все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового стажа.

Средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты на сегодня составляет 12,9 тысяч рублей. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2015 года его стоимость увеличилась с 64 рублей 10 копеек до 71 рубля 41 копейки.

Накопительная пенсия (6 %) – это «живые» деньги, взносы, отчисляемые за гражданина его работодателем, которые инвестируются на фондовом рынке, приносят реальный доход и могут стать существенной прибавкой к пенсии в будущем.

Накопительная пенсия формируется:

  • в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в ПФР страховых взносов (6 % от фонда оплаты труда гражданина);
  • в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.

Отметим, что накопительная пенсия также есть у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор УК или НПФ для инвестирования средств пенсионных накоплений с целью увеличения своей пенсии.

Средства накопительной пенсии учитываются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета гражданина. По его желанию эти средства могут быть переданы негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компаний (УК) для инвестирования пенсионных накоплений на фондовом рынке.

Формировать свои пенсионные накопления можно:
  • через ПФР, выбрав одну из управляющих компаний (государственную управляющую компанию (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частную УК). В этом случае назначение и выплату накопительной пенсии гражданина будет осуществлять ПФР;
  • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование. В этом случае все средства пенсионных накоплений ПФР передает НПФ, который будет осуществлять назначение и выплату пенсии.
Чтобы увеличить свою будущую пенсию работающий гражданин может:
Минимальные отчисления участника Программы – 2 000 рублей в год, максимальный размер не ограничен.
  • Заключить с негосударственным пенсионным фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), согласно которому за счет регулярных добровольных отчислений в НПФ у гражданина будет формироваться дополнительная пенсия. Регулярные взносы не только накапливаются, но и приносят ежегодный доход за счет размещения НПФ пенсионных средств в различные ценные бумаги и инвестиционные проекты. Договор НПО может заключить как сам работающий гражданин, так и его работодатель.
  • Балльная система в страховой пенсии

    С 1 января 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Мы все привыкли к трудовой пенсии. Теперь она трансформируется и разделяется на два вида: страховую и накопительную.

    Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Пенсионный балл рассчитывается исходя из размера зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более таких баллов. Те, кто не «заработал» соответствующее количество баллов, будут получать только социальную пенсию. Эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

    Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году с каждым годом. При стаже менее минимально установленного все накопленные баллы аннулируются государством, и пенсионеру достается только социальная пенсия.

    Также условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.

    Помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

    Таким образом, если человек начал работать после 2015 года, он сразу получает в свою пенсионную «копилку» баллы. Если он уже проработал определенное количество времени, то все накопленные дореформенные права в рублях (то есть та сумма, которая уже успела поступить на ваш индивидуальный счет в ПФР) переводятся в баллы по коэффициенту 64,1 руб. (в законе о страховых пенсиях стоимость «переходного» коэффициента на 1 января 2015 года установлена на этом уровне), и далее на его счет будут начисляться уже баллы. Тех же, кто уже успел стать пенсионером, тоже переведут на новую систему и пересчитают их пенсию в баллы.

    А вот после выхода на пенсию накопленные баллы переведут обратно, в рубли. Их число умножат на стоимость «пенсионного» коэффициента, которая ежегодно будет устанавливаться властями (в законе о бюджете Пенсионного фонда России). Какой именно будет эта стоимость в момент выхода на пенсию, никто предсказать не может. Эксперты говорят, что во многом этот показатель будет зависеть от экономической ситуации в России. В любом случае конвертационный коэффициент, как обещают чиновники, ежегодно будет индексироваться на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

    С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год - прогнозно на 11,5%, как сообщает Пенсионный фонд России. В сообщении фонда подчеркивается, что все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен. Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.

    Накопительная пенсия - последний год выбора

    Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, - 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии - 6,25, однако при этом он получает возможность инвестировать средства накопительной части с помощью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний (в том числе и государственной УК - «Внешэкономбанк»). Таким образом, формируются сразу два источника получения будущей пенсии.

    Напомним, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы - 22% - начисленных страховых взносов. Это происходит потому, что в 2015 году, как и в 2014-м, согласно принятому властями страны решению, введен мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Все накопленные пенсионные средства граждан за эти два года переводятся не на личный счет, а поступают в распределительную систему и фактически финансируют выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

    Система гарантирования прав застрахованных лиц

    Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) предусматривает создание в России двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, которая будет распространяться на все пенсионные накопления, сформированные с 1 января 2002 года. Данная система включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, объединяющий всех страховщиков по ОПС и находящийся в управлении Агентства по страхованию вкладов.

    Страховщиками по ОПС являются Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Существующие НПФ смогут войти в систему гарантирования только в случае акционирования и соответствия всем требованиям к вступлению в систему. Решение о том, соответствует ли фонд данным требованиям, принимает регулятор - Банк России - после проведения определенных проверок. В 2014 году Банк России вынес положительные заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования по девяти НПФ. Под управлением этих фондов находится 649 млрд. рублей пенсионных накоплений, что составляет 58,05% рынка пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов.
    По состоянию на 17 декабря 2014 года в Банк России поступили на рассмотрение ходатайства от 37 НПФ, под управлением которых находятся 1,01 трлн руб. (90,49% рынка пенсионных накоплений). Реорганизацию в акционерные общества с Банком России согласовали 45 НПФ (1,035 трлн руб., 92,58% рынка пенсионных накоплений), помимо этого о своем желании реорганизоваться объявили еще 18 НПФ (65,69 млрд руб., 5,87% рынка пенсионных накоплений).

    Тем фондам, которые сумеют вступить в эту систему до 1 марта 2015 года, ПФР перечислит до конца весны 2015 года средства пенсионных накоплений в размере 526 млрд руб, а также данные тех клиентов, которых они привлекли в 2013 и 2014 году. Остальные НПФ, которые вступят в систему гарантирования позже 1 марта 2015 года, получат пенсионные накопления лишь в 2016 году.

    Страховые взносы и отчетность

    Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2015 году будет проиндексирован и составит 711 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

    При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составит по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

    Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью.

    С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

    Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

    В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, впервые уплачивают 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период. Этот 1% необходимо уплатить не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.

    О некоторых других изменениях 2015 года, в том числе об индексации пенсий, материнском капитале и программе государственного софинансирования можно прочитать

    В пенсионной системе России в 2015 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

    Новая пенсионная формула

    С 1 января 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая "новая пенсионная формула". Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.

    Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие "индивидуальный пенсионный коэффициент" (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

    Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году с каждым годом.

    Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

    С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год - прогнозно на 9,8%.

    Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен.

    Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.

    Личный кабинет застрахованного лица

    В январе 2015 года Пенсионный фонд России запускает новый электронный сервис "Личный кабинет застрахованного лица". Он позволит гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах. Кабинет будет размещен на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru, доступ к нему получат все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

    Через Кабинет гражданин сможет узнать о количестве накопленных пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Важно отметить, что все представленные в Кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

    При этом сервис позволяет узнать, сколько пенсионных баллов гражданину может быть начислено в 2015 году. Для этого достаточно ввести в соответствующее окно ожидаемый ежемесячный размер своего дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в 2015 году - 7,39.

    Для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина ("письма счастья").

    Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.

    В Кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

    Основной задачей калькулятора по-прежнему является разъяснение порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

    Повышение пенсий и социальных выплат

    С 2015 года индексация страховых пенсий будет осуществляться через индексацию стоимости пенсионного балла. На 1 января 2015 года его стоимость составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, однако стоимость балла будет проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год - 9,8% (ожидается). Вместе со страховой пенсией на фактический уровень инфляции 1 февраля будет проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог нынешнего фиксированного базового размера).

    В итоге февральской индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 году составит не менее 12 745 рублей.

    С 1 апреля 2015 года на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера - не менее 12,3% - будут проиндексированы социальные пенсии. В результате в 2015 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 496 рублей.

    Материнский капитал

    Размер материнского капитала с 1 января 2015 года будет проиндексирован и составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

    Страховые взносы и отчетность

    Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2015 году будет проиндексирован и составит 711 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

    При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составит по Списку N 1 - 9%, по Списку N 2 и "малым спискам" - 6%.

    Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

    С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

    Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

    В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, впервые уплачивают 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период. Этот 1% необходимо уплатить не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.

    Программа государственного софинансирования пенсии

    31 декабря 2014 года закрывается вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успеет стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее "активации" - до 31 января 2015 года включительно.

    Таким образом, всем тем, кто вступил или вступит в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

    Выбор варианта пенсионного обеспечения

    Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

    Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, - 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии - 6,25.

    При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

    Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы - 22% - начисленных страховых взносов.

    Выплата средств пенсионных накоплений

    В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

    Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. Теперь, с 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

    Обзор документа

    Рассмотрены основные изменения в пенсионной системе, которые произойдут в 2015 г.

    Так, вводится т. н. "новая пенсионная формула". Трудовая пенсия трансформируется в страховую и накопительную. Для расчета первой будет использоваться "индивидуальный пенсионный коэффициент" (пенсионные баллы). Оценивается каждый год трудовой деятельности. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более баллов. Однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 г. В 2015 г. достаточно будет иметь 6,6 баллов.

    Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. Он вырастет до 15 лет.

    ПФР запускает новый электронный сервис "Личный кабинет застрахованного лица".

    Страховые пенсии будут индексироваться через стоимость пенсионного балла (на 1 января 2015 г. - 64,1 руб.). В итоге февральской индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 г. составит не менее 12 745 руб.

    Тариф взноса на ОПС в 2015 г. остается на уровне 22%.

    31 декабря 2014 г. закрывается вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У тех, кто успеет стать участником до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее "активации"- до 31 января 2015 г. включительно.

    Даны разъяснения по выбору варианта пенсионного обеспечения.

    Пенсионная система России, действующая до 2015 годы, была основана на принципе солидарности, то есть выплаты нынешним пенсионерам производились за счет взносов работающего населения. Мировая практика показывает, что рано или поздно такая система приводит к ее кризису, что и происходило в России на протяжении последних десяти лет.

    Новая пенсионная система основывается на более прогрессивной «накопительной» модели, когда работающее поколение платит взносы, которые не расходуются полностью на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

    Для расчета страховой пенсии по новым правилам вводится понятие «пенсионный балл» - каждый год трудового стажа с 2015 года будет оцениваться в баллах или коэффициентах. Количество насчитанных баллов за год трудовой деятельности будет зависеть от общего трудового стажа, возраста выхода гражданина на пенсию; уровня официальной зарплаты, а также от того, отчисляются ли средства на накопительную часть пенсии или гражданин отказался от нее в пользу увеличения страховой. Дополнительно баллы будут начисляться за нестраховые периоды жизни человека (нахождение в отпуске по уходу за ребенком, уход ха ребенком – инвалидом, прохождения срочной службы в армии, уход за гражданином старше 80 лет).

    Минимальный размер «пенсионный балл» будет составлять 30 баллов, но не сразу. В 2015 году для назначения пенсии достаточно будет набрать 6,6, баллов, а вот в 2024 году уже как минимум 30 баллов, иначе гражданин останется без пенсии. При этом, к 2024 году обязательным требованием станет стаж в 15 лет (на сегодняшний день - достаточно иметь трудовой стаж 5 лет).

    Пенсионный возраст остается прежним: для женщин это 55 лет, для мужчин – 60 лет. Однако, за более позднее обращения за пенсией (не более 10 лет в общей сложности) страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. В настоящий момент в пенсионном фонде не определен порядок «более позднее обращения за пенсией». Поэтому по рекомендации сотрудников пенсионного фонда, если гражданин желает обратиться за пенсией позже достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, он все равно, не позднее 4 месяцев до этого срока, должен обратиться в территориальный пенсионный фонд по месту жительства и заявить о своем праве.

    Сохраняться «досрочные» пенсии, пенсии по выслуге лет, многодетным матерям и родителям детей-инвалидов

    Размер максимальной пенсии по новой пенсионной формуле будет рассчитываться следующим образом: А*B+C+d, где

    • А – пенсионные баллы, их количество будет зависеть от трудового стажа, официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию, за каждый год работы можно получить максимум 10 баллов.
    • B – стоимость личного пенсионного балла, в 2015 году он будет стоить 64 руб. 10 коп, в последующие годы будет устанавливаться ежегодно федеральным законом и увеличиваться в зависимости от доходов Пенсионного фонда РФ, но не выше уровня официальной инфляции.
    • С – это фиксированная выплата, по аналогии с действующим ныне фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии по старости. В 2015 году он будет 3935 рублей ежемесячно. Далее будет устанавливаться ежегодным федеральным законом и увеличиваться в зависимости от доходов Пенсионного фонда РФ, но не выше уровня официальной инфляции.
    • d – это накопительная пенсия, данная часть будет формироваться по выбору гражданина. С 2015 года накопительная часть перестанет быть частью трудовой пенсии и превратится в самостоятельный вид пенсии. Для тех, кто родился до 1967 года эта составляющая будет равна нулю

    Размер страховой пенсии нынешних пенсионеров будет так же пересчитан в соответствии с «личными баллами», но не может быть меньше, чем размер их трудовой пенсии полученной на 31.12.2014.

    Для тех граждан, которым на 01.01.2015 от 50 до 52 лет, пенсия будет определяться в основном по законодательству, которое действовало до 01.01.2015.

    Что касается накопительной части пенсии- в настоящий момент она складывается из страховых взносов в размере 6 % из 22 % перечисляемых работодателем от заработной платы работника и плюс доход от инвестирования этих средств пенсионным фондом. Здесь следует отметить, что граждане, родившиеся до 1967 года и старше, не имеют право на накопительную часть пенсии. А те, которые имели на нее право, должны были определиться с ее размещением до 01.01.2014 (разместить в негосударственном пенсионном фонде, частной управляющей компании или отказаться от нее в пользу страховой пенсии).

    В других странах так же используются различные модели пенсионной системы: государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и прочие варианты, которые построены по «накопительной» или «распределительной» схеме. Как правило, для безбедного существования пенсионера «базовых» государственных выплат недостаточно, поэтому наибольшая доля в пенсионной системе развитых стран приходиться на добровольное страхование, которое складывается из поступлений от работодателей и работников, так называемые корпоративное и частное.

    Так, в Германии пенсионное обеспечение представлено в трех видах: государственное, корпоративное и частное. Под государственное страхование попадают граждане, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает €3.900. Государство поощряет корпоративное пенсионное обеспечение, формирование которого происходит как за счет добровольных отчислений работодателей, так и самих работников. Компании либо самостоятельно по согласованию с профсоюзом создают накопительный фонд для своих сотрудников, либо заключают договор с банком. В настоящий момент, наиболее популярно частное пенсионное обеспечение, которое предпочитаю граждане имеющие доход выше €3.900, либо не работающие по договору найма. Форм частного пенсионного страхования различны, наиболее популярны их них пенсионное страхование через банковскую систему, страхование жизни, фондовое страхование и другие.

    В России пока слабо развито частное пенсионное страхование. Одной из попыток привлечь средства граждан в качестве добровольного страхования будущей пенсии является Программа государственного софинансирования пенсии, согласно которой граждане ежегодно вносят в Государственный пенсионный фонд не менее 2 тыс.руб., но не более 12 тыс.руб. и эти средства направляются в его накопительную часть. Гражданам, участвующим в программе софинансирования страховой части пенсии, государство предоставляет право получить социальный налоговый вычет (13%) от суммы фактически перечисленных средств

    Самые рискованные россияне заключают договоры о пенсионном обеспечении с Негосударственными пенсионными фондами либо договоры страхования жизни с банками и формируют будущую пенсию за счет собственных средств.

    В заключении хотелось бы сказать, что в мире не существует идеальной пенсионной системы, единственным способом обеспечить действительно достойную старость – зарабатывать и откладывать себе деньги всю жизнь, ни на кого не надеясь, в том числе на государство. А кто не способен заранее позаботиться о собственном материальном обеспечении в преклонном возрасте - как говорят немцы, "selber schuld" (сам виноват).

    Одним из главных документов среди законов по новому пенсионному законодательству, безусловно, является Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» реализованы задачи:

    · гарантирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан;

    · создания необходимых условий для сбалансирования пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

    · сохранения приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

    · усиления роста стажа, т.е. повысить стимул работников работать легально;

    · стимулирования более позднего выхода на пенсию;

    · обеспечения адекватности пенсионных прав заработной плате.

    Согласно Закону с 1 января 2015 г. в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - новую пенсионную формулу.

    По новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:

    · размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

    · длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

    · возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

    Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 г. – 3910,35 руб.).

    Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

    Первое – достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет.

    Второе – наличие стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 г. он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет.

    Третье – необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 г. – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.

    Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы – это 5 баллов и так далее.

    Учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в «живых» рублях, как сейчас, позволяет защитить пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2014 г. по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 г.

    Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая максимальный взносооблагаемый заработок, за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы сумма его индивидуальных пенсионных коэффициентов равна 350 баллам.

    Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом, определяется размер страховой пенсии.

    Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объема доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета) к общей сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые накоплены всеми пенсионерами.

    Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.

    Стоимость пенсионного коэффициента выражена в деньгах и будет ежегодно расти.

    Ежегодное увеличение назначенных страховых пенсий будет осуществляться исходя из роста стоимости пенсионного коэффициента (по сути, аналогично действующему сегодня порядку индексации пенсий и в те же сроки).

    Также Законом предусмотрено ежегодно индексировать фиксированную выплату к страховой пенсии.

    Таким образом, страховые пенсии будут гарантировано увеличиваться государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции.

    Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 г. вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 г., фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.

    Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 01 января 2015 г.), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 01 января 2015 г., то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

    Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

    Законом предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров (в пределах заработной платы до 18 тысяч рублей). Тем самым обеспечивается права значительной части пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату. Для них перерасчет будет стопроцентным, для остальных же перерасчет ограничится тремя баллами.

    Положениями статьи 12 Закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребенком – 3,6, а за третьим и четвертым – 5,4).

    По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если на 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая пенсия – в 2,32 раза.

    Подготовлено ГУ – Главным Управлением ПФР № 7 по г. Москве и Московской области



    Поделиться