Индивидуальные приборы учета электроэнергии. Кто должен оплачивать замену счетчика электроэнергии? Какой индивидуальный прибор учета электроэнергии выбрать для установки

Электроэнергия это товар, и как любой товар электроэнергия нуждается в измерении и учете. В связи с этим многие потребители очень часть задаются вопросом: какие бывают виды электросчетчиков, порядок замены электросчетчиков и кто должен их менять, требования к счетчикам электроэнергии, какие бывают постановления о замене электросчетчиков и правила их замены, чем электросчетчик для организаций (прибор учета для организаций) отличается от электросчетчика для граждан и другое. В этой статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Какими бывают приборы учета электроэнергии?

Условно электросчетчики можно разделить на две большие группы: индукционные и электронные. Индукционные - это электромеханические приборы, которые можно быстро опознать по вращающемуся элементу - алюминиевому диску. Этот диск должен вращаться при потреблении электрической энергии с определенной скоростью - чем больше нагрузка - тем выше скорость, а счетный механизм определяет потребление электроэнергии.

«Новые электросчетчики» (электронные). Такими приборами учета мы будем называть электронные электросчетчики, которые чаще всего оснащены дисплеем, и они могут хранить в памяти данные о потреблении электроэнергии за определенный период времени. Измерение потребленной электроэнергии такими приборами производится по следующему принципу: в счетчик встроен электронный элемент, вырабатывающий импульс в момент воздействия на него напряжения и переменного тока. По количеству этих импульсов и определяется потребление электроэнергии за определенный период.

Стоит отметить, что индукционные приборами в настоящее время производятся наравне с электронными, но от их использования постепенно отходят, т.е. в настоящее время можно утверждать, что чаще всего индивидуальный прибор учета, установленный у потребителя - это новый электронный электросчетчик.

Нужно ли менять старые счетчики электроэнергии, а также какие требования к приборам учета существуют.

Электросчетчик для граждан.

Многих потребителей-граждан интересует вопрос. А нужно ли менять старый индукционный индивидуальный счетчик, если он исправно работает уже много лет, а также существует ли какой - либо закон о замене электросчетчиков или постановление.
Ответ на эти вопросы содержится в п. 138 и 142 «Основных положений функционирования розничных рынков», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 в котором говорится, что «для учета электроэнергии, потребляемой гражданами подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше». При этом речь идет об приборе, срок службы, который указан в паспорте, не истек. Значит ли это, что все старые счетчики с классом точности 2,5 и ниже использовать нельзя? Нет! Т.к. в п. 142 указано, что «приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138, используемые гражданами на дату вступления силу настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечению установленного срока эксплуатации, такие приборы учета электроэнергии подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в п. 138». Средний срок эксплуатации индукционных приборов учета - 25-30 лет. Обычно он указан в его паспорте.

Это значит, что граждане - потребители, класс точности электросчетчиков у которых ниже 2,5, но работающие исправно и срок службы которых не истек, не обязаны производить их замену пока не истечет их срок службы.

Электросчетчик для организаций.

За чей счет меняется электросчетчик и порядок его замены.

Много дискуссий вызывает у потребителей вопрос: "кто должен менять прибор учета, если он вышел из строя или класс точности не соответствует требуемому". На наш взгляд ответ однозначен (эта позиция подтверждается судами различных инстанций) - менять должен потребитель, т.к. он его собственник. В редких случаях установить или заменить прибор учета может и сетевая компания, но в таком случае потребитель обязан оплатить стоимость ее услуг по среднерыночным ценам.

В чем различие между однофазными и трехфазными приборами учета электроэнергии?

Однофазные электросчетчики подключаются к одной фазе и рассчитаны на напряжение 220 В. Поэтому наибольшее распространение такие электросчетчики получили в квартирах и объектах малого бизнеса (магазины, ларьки, автомойки и т.д.).

Трехфазные электросчетчики подключаются на уровень напряжения от 0,4 кВ. Трехфазные электросчетчики применяются в больших частных домах, в промышленных и крупных административных зданиях, где осуществлен трехфазный ввод.

Какие счетчики лучше и выгоднее?

В последнее время все большее и большее распространение получили электронные приборы учета электроэнергии. Практически во всех вновь построенных домах в качестве индивидуального счетчика устанавливаются электронные.

Основное отличие индукционного прибора от электронного - это то, что второй тип может быть двухтарифным или многотарифным, а индукционный - нет. Таким образом, если гражданин - потребитель принял решение произвести замену прибора учета на двухтарифный или многотарифный, то выбирать он будет только из электронных аналогов.
Вопросы экономии потребителей при переходе не многотарифную систему оплаты электроэнергии рассматривались в статье «Как гражданам - потребителям сэкономить на оплате электроэнергии ».

Сколько стоит электросчетчик? Где его можно купить?

Среди всех приборов учета наибольшее распространение получили электросчетчики «Меркурий», СОЭ, СЭБ, ЦЭ. Купить их можно в любом магазине электротехнических товаров или в любом интернет-магазине. Цена индукционного счетчика варьируется от 600 др 800 рублей за шт., электронные многотарифные приборы учета стоят от 1,5 тыс. руб. Трехфазные электросчетчики обычно немного дороже.

Кто должен установить прибор учета электроэнергии?

Даже если Вы можете установить электросчетчик самостоятельно, перед его установкой необходимо со всеми документами обратиться к гарантирующему поставщику (для г. Москвы - это Мосэнергосбыт при условии, что с ним есть договорные отношения) или в адрес управляющей организации (если счетчик необходимо установить в квартире и оплата за электроэнергию производится в адрес управляющей компании). Если Вы обращаетесь в адрес гарантирующего поставщика, то там зафиксируют начальные показания нового электросчётчика и будет определено время опломбировки. Без пломбы гарантирующего поставщика по такому прибору рассчитываться нельзя!

Цена установки прибора учета в различных организациях и регионах РФ разная. Например, в Мосэнергосбыт для населения эта услуга стоит 650 рублей. (источник - http://www.mosenergosbyt.ru/portal/page/portal/site/personal/services/counter/msk)

Нужно ли регистрировать счетчик? Где и как?

Регистрация счетчика происходит автоматически после его установки специалистами сбытовой службы: новые данные заносятся ими в базу на основании выполненной заявки.

Для чего нужен двухтарифный счетчик электроэнергии?

Как известно, тарифы на электроэнергию для населения дифференцируются по стапени использования электроэнергии во времени суток. Так, кВт электроэнергии потребленный ночью обходится значительно дешевле «дневного кВт». Это вызвано тем, что тарифы на электроэнергию ночью меньше дневного. Этим фактором граждане потребители, у которых потребление электроэнергии в ночное время значительно и могут воспользоваться. Если установить двухтарифный или многотарифный счетчик электроэнергии, то можно значительно сэкономить. Например, в Москве в 2012г. дневной тариф на электроэнергию с 1 июля 2012г. составляет 4,03 рубля за кВт.ч, а ночной тариф за электроэнергию - всего 1,03 руб. за кВт.ч. - т.е. в четыре раза ниже. Поэтому применение тарифа, дифференцированного по зонам суток позволит значительно сэкономить. Но для этого необходимо произвести замену электросчетчика на двухтарифный или многотарифный. Однако, не стоит забывать, что в других регионах (например, в Московской области) одноставочный тариф на электроэнергию может быть ниже, чем дневной тариф на электроэнергию и если Вы потребляете электроэнергии ночью не много, то тогда переход на двухтарифную оплату будет Вам не совсем выгодным.

Как перейти на двухтарифную оплату электроэнергии?

На сайте Мосэнергосбыт указано, что существует услуга подключения «многотарифной системы учета». Необходимо понимать что потребитель может просто написать заявление о переходе в расчетах на многотарифную систему оплату электроэнергии и Мосэнергосбыт обязано выполнить заявку. При этом не требуется производить оплаты никиких других услуг кроме как установки необходимого двухтарифного или многотарифного электросчетчика.

Передача показаний. Кто осуществляет и как она делается?

В принципе большинство жителей многоквартирных домов знают как передать показания электросчетчика, но далеко не все знают, что у многих компаний появилась возможность передачи показаний электросчетчика в Интернете или по телефону. Для этого необходимо зайти на официальный сайт поставщика электроэнергии и узнать о такой возможности.

Также есть различные системы удаленного доступа для снятия показаний приборов учета электроэнергии, однако у населения пока такие системы не получили широкого распространения и большинство жителей передают показания электросчетчиков по старинке - вписывают их перед оплатой квитанции за электричество в соответствующую графу.

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

Вы — собственник квартиры, значит, вы отвечаете за все коммуникации, проходящие через ваши владения, значит, и все счетчики, находящиеся в вашей квартире, находятся под вашей ответственностью. А к кому же относятся индивидуальные приборы учета электроэнергии, расположенные в коридоре? Энергоснабжающие организации умеют трактовать закон в пользу себя, а в нем непосредственно сказано, что все оборудование, обслуживающее несколько квартир, является имуществом дома, а то, которое обслуживает одну квартиру, принадлежит его владельцу, соответственно, менять счетчик нужно ему.

К покупке любого прибора учета нужно подходить очень ответственно, ведь от правильности и четкости его работы зависит счет за потребление электроэнергией.

Выбор прибора учета электроэнергии

Индукционный или электронный?

Индукционный счетчик установлен во всех старых домах – у него за стеклышком крутится диск, который и показывает степень потребления энергии. Электронные счетчики на сегодня являются более предпочтительными, поскольку они точные, имеют долгий срок поверки, а также могут похвастаться рядом дополнительных опций. Если сравнивать ценовую категорию обоих счетчиков, то электронный выйдет ненамного дороже, зато он качественнее и в итоге желательно отдать предпочтение именно ему.

Трехфазный или однофазный?

Чтобы не ломать себе голову, подбирайте индивидуальные приборы учета электроэнергии соответственно фазам сети, то есть для 3-фазных сетей берите 3-фазный счетчик, а для 1-фазной 1-фазный.

Есть, конечно, и другие варианты, но их нужно продумать более детально:

  • Подключить 3-фазный счетчик к 1-фазной сети можно, если в будущем у вас планируется переход с сети 220 В на 380 В.
  • 1-фазный счетчик можно подключить к 3-фазной сети, если нагрузка равномерно распределяется по всем 3-м фазам (счетчик в этом случае подключается на одну фазу).

Нужны ли дополнительные функции?

Если вы купите счетчик с возможностью устанавливать несколько тарифов, то вам это только на руку, ведь сегодня большинство городов переходит на разные тарифы в ночное и дневное время. Об остальных дополнительных функциях говорить не будем, потому что в основном они нужны для предприятий, а для обычного бытового использования хватит и одной.

Какой срок поверки?

Когда приобретаете счетчик электроэнергии, обязательно обращайте внимание на дату поверки, потому что именно от неё (а не от даты приобретения прибора) и считается срок поверки. Чем больше этот срок, тем лучше, потому что мало радости от того, что каждые 4 года нужно тратить свое время, да еще и деньги на плановую поверку. Явно вы получите большую выгоду, если заплатите больше денег, но за тот счетчик, у которого срок поверки больше.

Индивидуальный прибор учета электроэнергии. Чей он и кому нужен?

В подавляющем большинстве наших квартир, построенных еще в советские времена ставились электросчетчики с номинальным током в 5 – 20 ампер и классом точности 2,5. Средний срок службы таких приборов составлял в среднем 30 лет при обязательной промежуточной метрологической поверке в 8 – 16 лет (в зависимости от модели электросчетчика).

В тех, многолетней давности, условиях указанных характеристик приборов учета электроэнергии было вполне достаточно для нормального функционирования. Но за последние годы в каждом доме появилось гораздо большее количество электроприборов и зачастую в одной комнате их работает больше, чем лет двадцать назад во всей квартире. Значительно изменилась и мощность используемых приборов.

Естественно, что старые электросчетчики, не рассчитанные на возросшую нагрузку, давно уже перестали соответствовать изменившейся ситуации. В связи с этим еще с 1997 года законодательно запрещен выпуск электросчетчиков с классом точности 2,5, а все существующие счетчики такого типа должны быть заменены на приборы с классом точности не ниже 2,0.

Кроме того, большая разница в классе точности используемых приборов учета объективно фиксирует повышенные потери электроэнергии, что, в конце концов, отражается на величине платы за коммунальные услуги населением (составляющая МОП), приводит к повышению социальной напряженности и недопониманию.

Вполне логично возникает вопрос: Обязательна ли установка счетчика и за чей счет производится его замена?

Уберем в сторону досужие домыслы, частные мнения и эмоции и обратимся к фактам, изложенным в действующих законодательных актах Российской Федерации.

1.Что такое ИПУ?

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме; («Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

2. Для чего нужен ИПУ?

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « )

3. Обязательность установки ИПУ

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии , электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (п.5 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

Потребитель обязан:

в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; (ст.52 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

4. Кто является собственником ИПУ и несет затраты на его установку и замену?

I .Определение состава общего имущества

2. В состав общего имущества включаются:

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование , находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) ;

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения , состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода , грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. (глава I «Правила содержания общего имущества в МКД…», утвержденные ПП РФ 491 от 01.01.2001г.)

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию : этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; (п.5.6.2. «Правила и нормы тех. эксплуатации жил. фонда», утвержденные Постановлением Госстроя № 000 от 01.01.2001г.,)

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. (ст.140 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики », утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. (Ст. 210 Гражданского кодекса РФ)

«…по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии ». (ст.539 Гражданского кодекса РФ)

«Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст.543 Гражданского кодекса РФ) .

5. Требования к ИПУ

…Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

…Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.(ст.138 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше...(ст.141 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Требования к монтажу ИПУ Э/Э

1. Каждый установленный расчетный электрический счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках с давностью не более 2 лет.
2. Расчетные электросчетчики, находящиеся в эксплуатации должны проходить государственную поверку в сроки указанные в техническом паспорте счетчика, но не реже одного раза в 16 лет.
3. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.
Допускается размещение электрических счетчиков в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки при условии соответствующих паспортных характеристик их эксплуатации. Иначе должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
4. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление электрических счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов электрических счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
5. В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т. п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата.
6. Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т. п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.
7. В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек и скруток не допускается.
8. Минимальное сечение медных проводов, присоединяемых к счетчикам - 2,5 мм кв., минимальное сечение алюминиевых проводов - 4мм кв.
9. При монтаже электропроводки около счетчиков необходимо оставлять концы проводов длиной не менее 120 мм. Изоляция или оболочка нулевого провода на длине 100 мм перед счетчиком должна иметь отличительную окраску.
10. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 вольт, должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 метров коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

6. Расчеты за потребленные КУ

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. (ст.89 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки , договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. (п.2 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (ст.147 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. (ст.16 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. (ст.31 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

В общем как ни крути, а замена электросчетчика выгодна прежде всего самим собственникам жилых помещений. Выгодна как из соображений безопасности, так и из материальных соображений.

7. Какой счетчик выбрать?

На сегодняшний день право выбора ИПУ принадлежит потребителю. Он, по своему усмотрению, может выбрать для установки счетчик любого типа, удовлетворяющий требованиям нормативных документов и включенный в Государственный реестр средств измерений.

Тем не менее, в целях снижения платы за потребленную эл. энергию рекомендуем устанавливать 2-х тарифные ИПУ электроэнергии, позволяющие вести раздельный учет потребленного ресурса в зависимости от времени суток.

Технический директор Ресурс»



Поделиться