Игровые тренинги с использованием метода сказкотерапии. Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя

Стоит только произнести эти волшебные и такие знакомые с детства слова: «Жили - были...» или «В некотором царстве – в некотором государстве...», как любому и каждому ясно, что начинается сказка, но пока неизвестно, какая. Какая именно она будет - решаете Вы.

Потому что Вы сами - сказочник своей жизни.

Сказкотерапия – это метод в психологии, использующий сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказки для взрослых - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Ценность сказок для взрослых в том, что они возвращают человека в первоначальное состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают древние знания о мире, о многогранных человеческих взаимоотношениях.


Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет: используя сказки, можно осознать собственную жизнь, бессознательные сценарии, сюжеты и закономерности. Через сказочное восприятие и символику можно не только провести терапию, но и скорректировать жизненные сюжеты, которые уже имеют место в реальной жизни.

Работая со сказкой, мы сами можем регулировать "глубину погружения" в свой жизненный сценарий, проблемные ситуации и их проработку.

В сказкотерапии нет такого сопротивления изменениям, как в других методах, т.к. работаем мы на сказочном языке метафор.

Терапевтическая цель данного тренинга: создать в Вашей реальной жизни ту сказку, тот новый сценарий жизни, в котором Вы хотели бы жить.

Обучающая цель данной программы: тренинг будет полезен также для психологов, пихотерапевтов, целителей, людей помогающих профессий для того, чтобы понять основы метода сказкотерапии и использовать в своей работе.

Вы увидите действенность метода в работе с различными темами.

Обучение конкретным практическим основам метода сказкотерапии в работе со взрослыми и с детьми как в формате групповой работы, так и индивидуально на примере работы с участниками группы.

В программе:

Встречаемся с Вашей сказкой, в которой Вы живете, с Вашим жизненным сценарием. Мы изучаем базовый сюжет, главных героев Вашей сказки, проблемное поле.

Продумываем сюжет Вашей идеальной сказки, направленной на реализацию Ваших жизненных целей или на решение вашей текущей жизненной ситуации.

В медитации либо меняем сценарий вашей сказки, либо ищем в ней ресурсы для достижения Ваших целей.

Придумываем волшебный сказочный ритуал для реализации Вашей новой сказки.

Знакомимся с методом сказкотерапии, изучаем его особенности и возможности как в формате групповой работы, так и индивидуально.

Программа проводится в нашем центре раз в полгода.

Цель: осознание педагогов своей индивидуальности, преобразования своего личного мира, приобретение нового жизненного опыта, помочь участникам тренинга в развитии навыков самопознания и компетентности в общении средствами сказкотерапии, создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе. Поиск резервов для более эффективной работы.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей, коммуникативных умений;

Накопление эмоционально-положительного опыта, формирование положительного представления о себе, настрой на состояние успеха;

Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

Развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром посредством сказочной формы.

Оборудование: « Хрустальная музыка», канцелярские булавки, бумага, карандаши, фломастеры, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.

Участники: воспитатели детского сада.

Время проведения: 1,4 часа.

Структура сказкотерапевтического тренинга:

Вводная часть (разминка): знакомство, введение правил работы, 1-2 разминочных упражнения.

Основная часть (рабочая), в ходе которой ведущий отслеживает групповую динамику. Уделяет внимание проработке агрессии и внутренним конфликтам. Сказки, игры, работы обсуждаются и анализируются участниками тренинга.

Завершение: участникам важно отреагировать накопившиеся, но невыраженные чувства, настроиться на обычные дела. Каждому необходимо подвести итог и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий.

Методы применяемые в программе данного тренинга: чтение сказки, анализ, рисование и сочинение - дополнение, изобразив чувства человека на бумаге, психологические игры, упражнения.

Ход тренинга:

Приветствие

Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга. Предлагает педагогам на небольшом листе написать свое имя, так как бы они хотели, чтобы их называли на тренинге и прикрепить его с помощью булавки на груди. Затем встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

Вводная часть

Группа принимает правила работы на тренинге.

Правила:

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я - высказывание». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

Игра «Лишний стул»

Цель игры – настройка группы на непринужденное и откровенное общение, создание сказочной атмосферы.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто всегда соблюдают правила.

- … те, кто всегда слушает радио.

Можно давать задания, совместимые с темой сказки, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

Основная часть.

1.Игра «Звездочки»

Цель игры : поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Ход: ведущий готовит для игры «звездочки» - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки либо имеют разный цвет (всего 5-6 цветов), либо различаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий смотрит, какими способами пользуются участники тренинга, чтобы отыскать» себе подобных», не зная, кто ты сам.

Обсуждение помогает актуализировать проблему установления контактов, поддержания взаимопонимания.

2. Знакомство со сказкой «Человек»

Жил-был человек. Он рос, ел, пил. Ходил и говорил. Как все. У него была работа, дом. Семья. Как у всех. Временами он отдыхал: смотрел телевизор, ходил в гости. Посещал общественные мероприятия и развлекался. В общем, как все. Временами ему бывало грустно, временами он раздражался, но это, конечно, проходило, и он снова продолжал жить привычной жизнью: работа – дом – работа – дом… Как все.

Но однажды человек остановился, поднял глаза и увидел небо. Он присмотрелся и заметил, что оно меняется каждую минуту, никогда не бывая одинаковым. Человек прислушался и услышал пение птиц. Как красиво они пели! Он посмотрел по сторонам и заметил необыкновенное богатство красок, которое дарили миру цветы и деревья. Рядом играли и смеялись дети. Их звонкие голоса как будто говорили: мы умеем жить!

И человек сделал то, чего не делал никогда. Он взял лист бумаги и запечатлел на нем свои чувства, рожденные внезапно. Так на Земле появился еще один Творец.

Вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Как жил человек очень долгое время?
  3. Какое событие изменило его?
  4. Нарисуйте и опишите чувства, которые изобразил человек на листе бумаги.

3.Упражнение « Новый взгляд »

Цель: переживание участниками нового опыта, осознание собственных ценностей, развитие наблюдательности и пробуждение творческого воображения.

Ведущий обращается к группе: « Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, работаем, смотрим телевизор ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь и приобрести новый опыт, который поможет вам увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное. Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

Участники группы пишут в течение пяти минут на бумаге необходимые качества, которые пригодятся им в пути.

Далее ведущий говорит: «Какой будет ваша дорога – широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и, достигнув цели, найти что-то ценное, вам необходимы будут не только отвага и сила, но и мудрость воображение. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путь и узнать, что хотят вам сообщить простые цветы и деревья, люди и дома, облака и разные предметы. Обратите внимание на свои ощущения, постарайтесь глубже воспринимать все новое».

Как только участники будут готовы, они расходятся по разным направлениям и с этого момента не разговаривают друг с другом.

Через 30 минут участники возвращаются в группу, и ведущий говорит им: «Человек развивается лишь тогда, когда созидает, творит. Вы прошли часть пути – малую, но достаточную, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свое творчество на бумаге и расскажите или покажите, какой подарок вы получили сегодня, какое открытие для себя сделали?»

Участники находят удобное для себя место и записывают, зарисовывают или составляют коллаж из своих впечатлений. По мере готовности педагоги рассказывают друг другу о приобретенном опыте.

Завершение

Игра «Подарок»

Цель: символическое окончание занятия. Отреагирование накопившихся, но невыраженных чувств и эмоций, настрой на обычные дела.

Участники встают в круг. Ведущий дает им следующую инструкцию: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой – нибудь предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)»

Участники группы делятся впечатлениями о тренинге: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Сказочный ритуал. Все участники группы хором произносят «До свидания сказка»

Всем большое спасибо за работу!

Литература:

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2002.

2.Стишенок И.В., Сказкотерапия для решения личных проблем. СПб., Речь, 2013.

3.Черняева С.А., Психотерапевтические сказки и игры. СПб., Речь, 2002.

Упражнения по музыкотерапии

«Убегающий звук»

Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.

«Хрустальная вода»

Детям предлагают присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и…» так долго, насколько смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента, например колокольчика до тех пор, пока звук не затихнет.

«Импровизация на музыкальных инструментах»

Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Можно использовать другие простейшие инструменты.

«Мелодизация призывов»

Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например, «Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…»,»Какая удача, какая радость…» и т.д.поют на удобной для них ноте и высоте.

«Тонирование»

Детям предлагают пропеть звуки:

-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,

-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,

-«и-и-и»- «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.

«Дирижер»

Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку.

«Составь портрет»

Ребенку предлагают составить портрет друга, мамы, и др. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук.

Упражнения по изотерапии

«Художники – натуралисты»

Необходимо подготовить большой лист бумаги или обоев, блюдца с жидкими красками. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рисует на заданный сюжет, который придумывают вместе («Падают листья», «Следы неведомых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика»), не кисточками, а пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком. После упражненияв процессе умывания вспоминают ощущение свободы и радости, раскрепощение, которое вместе чувствовали ребенок и взрослый.

«Самоцветы»

Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют сой неповторимый цвет. Дети пробуют всевозможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей: наполняют сундук самоцветами, ставя разноцветные точки.

«Чудо - рисунок»

Ребенку предлагают нарисоватьчто – то (портрет мамы, город, животное, человечков) из разных цветов (овощей,птичек и пр.).

«Кляксы»

Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку.

«Ваш мир в красках, формах и линиях»

Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разноцветные) и формы, ничего конкретного. Рисование проходит под музыку, которая подбирается в соответствии с особенностями детской аудитории (успокаивающая, стабилизирующая, активизирующая).

«Разноцветная вода»

Ребенку предлагают раскрасить воду в небольших баночках: сделать сердитую, добрую, веселую воду и пр. Взрослый показывает, как с помощью краски одного и того же цвета можно получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение воды».

Упражнения по сказкотерапии

«Сказка наоборот»

Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные

«Встреча сказочных героев»

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках волшебную палочку», сочиняют сказку. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце упражнения проводится обсуждение: что дети чувствовали, что делали, если хотелось поправить другого ребенка и т.п.

«Придумай сказку»

Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

«Сказка»

Вместе с ребенком разыгрывается сюжет сказки. Сказка подбирается так, чтобы герои в ней говорили разными голосами., например, «Три медведя».Ребенок должен попробовать исполнить все ролитечение одного упражнения..

Упражнения по танцевальной терапии

«Гармоничный танец»

Дети делятся на пары. Один ребенок в паре закрывает глаза или одевает повязку - ведомый. Другой – ведущий -встает напротив первого. Дети в паре прикасаются друг к другу ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в сторону, вперед, назад, не разъединяя рук. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения. Не допускается замена ролей: ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

«Маски» для детей с 6 лет

На бумаге рисуются страшные маски. Каждый участник выбирает себе любую, танцует дикие танцы. Можно побегать, догоняя друг друга. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

«Водный карнавал»

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских коньков, морских звезд, русалок, ракушек, крабов и т.д. по своему выбору. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит каждого участника.

Аналогично проводятся упражнения «Воздушный бал», когда дети становятся птицами, бабочками, кузнечиками, и «Дискотека кузнечиков». Меняется только характер музыки.

«Танец огня»

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в ту, то в другую строну, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются).Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Упражнения по двигательной терапии

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «Горлова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом»

«Гусеница»

Играющие садятся на корточки друг за другом и плотно обхватывают соседа спереди за талию. Первый играющий – «голова» гусеницы. Он определяет траекторию движения. Задача других детей - двигаться за «головой» и сохранять при этом целую гусеницу.

«Поварята»

Все дети встают в круг -это кастрюля. Выбирают, что будут готовить: суп, компот, винегрет и пр. Каждый из играющих придумывает, каким продуктом он будет и громко называет себя. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает внутрь круга. Следующийиграющий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все компоненты блюда не окажутся в круге.

«Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: « Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выход – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед. Выход -все делают 2 шага назад». Дети выполняют упражнение. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».


РАЗВИВАЮЩАЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сборник программ по сказкотерапии
под редакцией
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Санкт-Петербург
РЕЧЬ
2000

Содержание
Предисловие...................................... 6
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
Волшебная страна внутри нас....................... 11
Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказки звездной страны Зодиакалии................ 35
Н. Погосова. Погружение в сказку................... 65
Общие рассуждения............................. 65
Конкретные рекомендации...................... 75
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года... 195
Е. Хомякова. Семь сказок Радуги.................... 219
Литература....................................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе
свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что
меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем
может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, осно-
ванных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем
недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось
бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или, или,
или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и
психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Мате-
риал, основанный на метафорах, должен в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим
воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
. Подобный прием позволяет оставить воспри-
ятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психоло-
гическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методоло-
гии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам:
дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приво-
дим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зин-
кевич- Евстигнеевой
и.
Предисловие
Таблица I
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Этап 1НазначениеСодержание этапа
1. Ритуал Создать настройКоллективное упражнение.
в сказкуна совместную работуНапример, встав в круг и взявшись
за руки, все смотрят на свечу; или
передают друг другу мячик; или со-
вершается иное
действие
2. ПовторениеВспомнить то, что де-Ведущий задает детям вопросы
лали в прошлый раз,о том, что было в прошлый раз; что
какие выводы дляони помнят; использовали ли они
себя сделали, какойновый опыт в течение тех дней, пока
опыт приобрели, чемуне было занятий; как им помогло
научилисьв жизни то, чему они научились
в прошлый раз
3. РасширениеРасширить представ-Ведущий рассказывает детям новую
ления ребенкасказку. Спрашивает, хотят ли они
о чем-либопопробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
4. ЗакреплениеПриобрести новыйВедущий проводит игры, позволяю-
опыт, закрепитьщие детям приобрести новый опыт;
новые качества лично-совершаются символические путе-
сти ребенкашествия и превращения
5. ИнтеграцияСвязать новый опытВедущий обсуждает и анализирует
с реальной жизньювместе с детьми, в каких ситуациях
их жизни они могут использовать
тот опыт, который приобрели
сегодня
6. РезюмированиеОбобщить приобретен-Ведущий подводит итоги занятия.
ный опыт, связать егоЧетко проговаривает последователь-
с уже имеющимсяность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их за-
слуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговари-
вает конкретные ситуации реальной
жизни, в которых дети могут
использовать новый опыт
7. Ритуал Закрепить новыйПовторение ритуала в сказ-
из сказкиопыт, подготовитьку с дополнением. Ведущий гово-
ребенка к взаимо-рит: действию в привычнойчто было сегодня с нами, все, чему
социальной средемы научились>. Ребята протягивают
руки в круг, совершают действие,
как будто что-то берут из круга, и
\прикладывают руки к груди
Таблица 2
Движущие силы сказочных игр

Движущая силаПрИН1№Проявление
ИдеиПостепенное,В составлении сказочно-игровых
программ мы восстанавливаем
естественную динамику онтогенеза:
постепенно переходим от ощущений к
высшим психическим функциям, от
невербальных форм взаимодействия к
вербальным. При этом мы постепенно
наращиваем словарный запас и
связываем психические
функции с
ОбменПолучая что-либо в игре от кого-либо,
ребенок что-то отдает. Таким образом
поддерживается гармоничное равно-
весие. Приобретая что-либо в сказоч-
ной или фантастической стране,
ребенок тоже делает символический,
подарок
СредстваОживотворениеНаделение абстрактных или неоду-
шевленных объектов свойствами
живых существ
ВизуализацииМысленное наделение оживотворен-
ного существа некой персоналией из
арсенала знакомых образов раститель-
ного, животного,человеческого,
сказочного, фантастического, пред-
метного или иного знакомого мира
ОграничениеДля создания фабулы, интриги игры
вводится либо антагонистический
образ, либо
ОбъектыВнутренниеЯ; ощущения (5 модальностей),
движения, чувства, желания, черты
характера, мотивы, идеи, мысли и
прочие внутренней
психической активности
ВнешниеПредметы и объекты окружающего
мира: живая и неживая природа,
люди, взаимоотношения между ними
Предисловие
Таблица 3
Игровая матрица

Адресность
АлгоритмСМРЭВРПРКРТРкемск
Постановка проблемы
Выбор объекта
Размышление
Визуализация\
Придумывание действия
Создание правил игры
Продумывание тем обсуждения
Условные обозначения и комментарий:
СМР- сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и
психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощу-
щения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии дви-
жений.
ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувст-
вами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание
ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.
ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных
процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, уста-
новлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению
одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов
окружающего мира, обучение.
КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитив-
ных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного ре-
шения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.
ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидаю-
щих возможностей личности с использованием творческих видов дея-
тельности.
КСМ-конструктивное социальное моделирование. Подразумевается форми-
рование творческого конструктивного подхода к действительности и ее
изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыг-
рывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип
психодрамы).
СК - ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного
поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое реагирова-
ние на реакцию и поведение.
10
Схема
Алгоритм создания игры
Постановка проблемы
Важно определить для себя цель работы, от-
ветив на вопросы: что хочу улучшить, что это
даст моему воспитаннику сегодня и в буду-
щем, что это даст мне сегодня и в будущем?
Например: хочу, чтобы мой воспитанник был
более успешен в контактах с окружающими,
или - был более уравновешенным, или...

(Выбор объекта>Ї>
А
(Размышление)>
4
Выбрав объект, размышляем над тем, что
он есть и зачем он человеку нужен. Напри-
мер: что есть ощущения, зачем они человеку
даны и нужны? Таким образом, мы осознаем
глубинный смысл нашей работы. Связыва-
ем конкретный объект с общими процесса-
ми развития личности.
(Визуализация
--I
(Придумывание действия)l=C>
(Создание правил игры ь->
Это процесс конкретизации и
наших фантазий. Мы представляем себе, как
дети будут оживлять в игре наши фантазии.
Это дает нам возможность продумать прави-
ла игры, ее ход и создать как основную инст-
рукцию, так и варианты инструкций под раз-
ные ситуации.
| Продумывание
тем обсуждения
Создав игру, важно продумать, как строить ее
обсуждение. Какие акценты в обсуждении
нужно расставить, для того чтобы наши
воспитанники стали мудрее, гармоничнее и
смогли использовать игровой опыт в конк-
ретных ситуациях повседневной жизни.
Т. Грабенко,
Т. Зинкевич-Евстигнеева,
Д. Фролов
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС
Программа эмоционально-волевого развития
для детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще педагоги и психологи используют термины нальная неадекватность>, . За этим сто-
ят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обид-
чивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не
только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах.
Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом прихо-
дит лишь.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков,
плохой успеваемости, замкнутости, и для решения
других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга.
Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной
Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от
слабости Я.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте
себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент
(или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых
граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгна-
нии, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью,
что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и
поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно за-
нявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязан-
ностях.
В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого
родителя заключается в короля и придвор-
ных по местам, соответствующим их назначению.
Этому и посвящены программы данной книги. Они могут прово-
диться индивидуально и в группе с использованием разнообразных
форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костю-
12
мы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормаль-
ном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для де-
тей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка
исследуемых чувств и упрощения заданий.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить про-
цессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением кон-
такта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность
нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается ме-
тодика, названная нами.
Цель этой методики - исследование психоэмоционального со-
стояния.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь ка-
рандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричне-
вый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: шебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх,
Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цвет-
ных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного
цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чер-
ном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жи-
тели волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с до-
мов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики
спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и
увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень рас-
строены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необхо-
димые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но
вот беда - всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и
раскрась домики>.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колон-
кой, где изображены домики.
Инструкция 2: вил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урага-
на жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого
цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю най-
ти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соот-
ветствующим цвету его домика>.
Волшебная страна чувств
D D
Жители:
Радость
Удовольствие
Страх
Вина
Обида
Грусть
Злость
Интерес
Р>с. 1. Волшебная страна чувств

16
-- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие
они разные! Как вы думаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает
что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит
создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцо-
вый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету
Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля.
Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета
имеет право высказаться и отстоял, свою позицию. Однако вам нуж-
но будет принять общее решение.
А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствую-
щие почести.
Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одно-
му из участников группы достается почетная роль Короля. Признак ис-
полняемой роли - фигурка Короля, которую он держит в руках. Участ-
ники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпенди-
кулярно песочнице, образуя символический. По нему
величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняю-
щий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести,
сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия коро-
ля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками
группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся
группа размещается вокруг.
Комментарий. Кто может играть роль Короля:
а) участник, вытянувший соответствующий жребий;
б) участник, коллегиально выбранный группой;
в) участник, назначенный ведущим. В этом случае Королем может
быть выбран альтернативный лидер, изгой группы или не включаю-
щийся в работу группы участник.
- Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Коро-
лем, Совет Архитекторов выбрал для него дворец. Король был торже-
ственно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт
радости от совместной работы, принятия важных решений, поддерж-
ки другого. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давайте возьмем с
собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните ру-
ки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной
страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают по-
лукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый
шар. в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к сво-
ему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми
совместно с ведущим).
А теперь пришло время возвращаться назад.
Выполняется ритуал из Сказочной страны.
После -занятия ребята МОГУТ сами разобрать песочную страну, но-
Волшебная страна внутри нас
ЗАНЯТИЯ С ТРЕТЬЕГО ПО ДЕВЯТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГАМИ-ЧУВСТВАМИ
Информация для ведущего
С третьего занятия мы начинаем цикл чувствами. Нам важно донести до своих воспитанников, что чувства
являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше Я.
Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:
1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).
2. Выбор фигурки иди рисование образа слуги-чувства (Как же вы-
глядит этот слуга?)
3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается патом, что
все образы - разные и мы все - разные, в этом наша исключитель-
ность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые
сознаю! свою непохожесть и принимают исключительность другого,
никогда не бывает скучно вместе.
4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зри-
тельный образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисун-
ка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:
слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого
слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется
этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий?
тихий? громкий?);
обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или
нет. что это за запах);
вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь,
сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);
тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение
этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он тан-
цует).
5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег
реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь
поселился этот слуга Короля).
6. Создаем архитектурный проект лома слуги-чувства. Выбираем
лучший на конкурсной основе.
7. Строим дом для слуги-чувства.
8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю.
Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления
Короля при посещении его слугой-чувством.
9. Вводим понятия Меры (что будет с Королем и королевством,
если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержит-
ся во дворце). Потеря Меры - потеря эмоционального баланса. Про-
говариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно при-
носит пользу, в каких - вред.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ РАДОСТЬ
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий говорит: мется за работу и восстановит Сказочную страну, поставит дворец, по-
селит Короля.
У Короля - немало придворных. Но есть среди них слуги особен-
ные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними
поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость,
Страх, Обида, Вина и Интерес.
Давайте поближе познакомимся со слугой Короля по имени Ра-
дость. Сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?
Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по име-
ни Радость.
Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете,
почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из
нас своя.
Но для Короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени
Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с
каждым выбранным вами персонажем.
Комментарий. Знакомство может происходить следующим об-
разом:
а) ведущий просит ребят рассказать о своей фигурке: что любит есть,
во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры
и танцы;
б) ведущий включает ритмичную музыку и просит ребенка показать,
как танцует его персонаж; участники группы становятся в круг
и повторяют его движения (модификация игры, см.
ниже). Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы
не расскажут о выбранных персонажах и не продемонстрируют
их любимые танцы.
- Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слу-
ги Короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать
нужно одного, кого же?
Комментарий. Фигурку слуги по имени Радость можно выби-
рать следующим образом:
3) создать Совет Мудрейших, которые коллегиально, аргументируя
Волшебная строит внутри нас
г) в самом крайнем случае (если ребята не могут договориться и про-
являют признаки деструктивной коммуникации) ведущий назна-
чает фигурку сам или предлагает свою фигурку.
- А теперь Совет Архитекторов приступает к своим обязанностям
и предлагает проект дома для слуги по имени Радость.
Для коллективных домов можно каждому ребен-
ку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши,
стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см).
на которой ребята, совещаясь, создают дом для слуги по имени Ра-
дость.
- Где же мы поставим дом слуги Короля по имени Радость?
Когда лом будет поставлен, ведущий спрашивает ребят:
- Как вы думаете, что происходит с Королем, когда к нему прихо-
дит слуга по имени Радость?
Конечно, он радуется, но как он это делает? Танцует, хлопает в ла-
доши, улыбается, устраивает праздники?..
(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков
вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)
- Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Пред-
ставьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.
Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры:
танцевать:
петь;
подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.
Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость?
Какие запахи приносите собой слуга по имени Радость?
Что подают к столу, когда в гостях Радость?
А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому
человеку?
Часто ли слуга но имени Радость приходит к вам в гости? Когда и
как это происходит?
Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом
доме. Но, скажите пожалуйста, что будет с Королем, если слуга по
имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?
Конечно, вы правы. Король просто устанет! Да и дела в королевст-
ве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но
как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?
Секрет королевских слуг в том. что они обладают очень важным
качеством - МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по име-
ни Радость знает, когда пора уходить. (В этот момент важно показать
ребятам фигурку символизирующую Меру. В дальнейшем мы часто
20
- Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни?
А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру?
Вариант задания для детей, умеющих писать и читать.
Воспоем Меру в (синквеин - это четверостишие в
котором первая строчка состоит из двух прилагательных, характери-
зующих понятие; вторая строчка состоит из трех глаголов, описываю-
щих то, что позволяет делать или дает исследуемое понятие; третья
строчка рисует некоторое действие, четвертая строчка резюмирует
значение исследуемого понятия для создателя синквейна):
МЕРА
Мудрая ответственная
Решает, позволяет, управляет,
Вовремя домой слуг отправляет,
Мне помогает
- Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость.
Оказывается, у нас внутри тоже есть Король и у него тоже есть слуга
по имени Радость. Именно поэтому, когда мы рисовали этого слугу, у
нас они получились очень разные. Потому что мы с вами - разные.
Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга по име-
ни Радость, но если он забудет о своем доме, королевство от этого по-
теряет. Поэтому все слуги Короля обладают важным качеством - Ме-
рой. Наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем
об этом помнить.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ГРУСТЬ

ров восстанавливает Сказочную страну с дворцом Короля и домом Ра-
дости.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Грусть.
Вот навестила Короля
Слуга-подруга Грусть,
Что будет во дворце сейчас.
Сказать вам не берусь!
- К дворцу Короля приближается слуга по имени Грусть. Льется
музыка. Все громче и громче. Что же это за музыка? Есть ли в нашей
фонотеке такая? Найдите и включите эту музыку. (Поиск нужной аудио-
записи может осуществлять кто-то один, а можно работать и коллек-
тивно.)
- Расположитесь удобно (лучше лежа} на ковре. Закройте глаза.
Сделайте глубокий вдох, длительный выдох. Постарайтесь рассмот-
Волшебная страна внутри нас
21
реть, как приходит к Королю слуга по имени Грусть. (Врывается в ши-
роко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влета-
ет в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого жи-
вотного или явления природы является Королю Грусть. (Трепетный
мотылек или раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая
слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело
ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени
Грусть? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается,
вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи
приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды
и холодного осеннего дождя?..) Слушайте музыку и проживите несколько
минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Грусть.
А теперь сделайте глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
Откройте глаза и расскажите о том, что вы видели.
Какие вы молодцы! Ребята, а заметили ли вы, что же было общего
в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как выдумае-
те, почему?
Верно! Мы все - разные и слугу Короля по имени Грусть видим
тоже разной.
Но именно в этом наша неповторимость и уникальность. И благо-
даря этому нам так интересно друг с другом!
- Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть раз-
ворачивает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовлен-
ные им угощения,
Что же это за блюда? Какие они на вкус?
Вооружитесь бумагой и цветными карандашами. Составьте рецепт
приготовления одного Грустного блюда. Нарисуйте его.
Расскажите об этом блюде. Как вы думаете, понравится ли Коро-
лю такое угощение, попросит ли он добавки?
И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет бе-
седа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? По-
слушаем? Садитесь поудобнее.
Закройте глаза. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Рассмот-
рите, что происходит за королевским столом. Слушайте, о чем гово-
рят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. И вы глубоко вдох-
ните, медленно выдохните и откройте глаза.
Что вам удал ось услышать? Что рассказывал Королю слуга по име-
ни Грусть?
Что ей отвечал Король?
О чем Король поведал Грусти?
Как много вам удалось услышать! Какие вы молодцы!
Что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались?
Почему?
Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас
Король и его слуга Грусть?
22
А они.... Играют!
В какие игры, как вы думаете? Затрудняетесь с ответом? Да, Груст-
ных игр не так и много на свете...
Тогда я расскажу вам, в какую игру играет Король со слугой по
имени Грусть.
Они обложились множеством разных журналов и вырезают из них
всевозможные картинки, на которых изображены грустные люди, гру-
стные животные, грустные пейзажи. Вырезанные картинки наклеи-
вают в альбомы и подписывают их грустными словами. А Король даже
сочиняет грустные стихи. Послушайте их.
Осень - грустная пора.
Дождик часто льет с утра.
Слякоть, лужи тут и там,
Ветер свищет по садам.
Холодно, тоскливо, голо -
Плакать хочется мне снова!
- Как вы думаете, ребята, какое время года изображено на кар-
тинке, к которой Король сделал такую стихотворную подпись? Вы
абсолютно правы - поздняя осень.
Давайте и мы с вами создадим.
Дети берут стопку журналов (они приготовлены ведущим игры зара-
нее), вооружаются ножницами и вырезают из журналов те картинки,
которые кажутся им очень грустными. Дети объясняют, почему они
выбрали именно эти картинки. Наклеивают их на альбомный лист.
Подписывают их, если умеют писать. Подписи к картинкам могут
быть такие: ,
, и др.
Прикрепите получившиеся к стене с помощью скотча.
Теперь можно проводить и экскурсии по.
- Итак, мы рассмотрели все. Теперь слуга по имени
Грусть созывает в королевский дворец музыкантов и певцов, испол-
няющих только грустные мелодии и поющих только грустные песни.
Как вы уже догадались, эти приглашенные музыканты - вы.
Какие вы помните грустные песенки? (, Пьеро>, и т. д.)
Кто хочет спеть какую-нибудь из них?
Пожалуйста, фантазируйте и творите! Устройте Театр пародий на
Т Буланову, Т. Овсиенко, группу и др.
Но вот слышите, слышите?! Звучит легкая веселая музыка. В залы
дворца заглядывает яркое солнышко.
Что же это происходит? Как вы думаете? Вы, как всегда, правы.
Это златокудрая Мера пришла напомнить слуге по имени Грусть,
что пора уходить. Король устал грустить, и ему обо многом надо но-
Волшебная страна внутри нас
О чем раздумывает Король после ухода Грусти?
Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить?
Конечно, когда Король грустит, он начинает очень тонко чувствовать
все то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду
другого. Когда к Королю приходит слуга по имени Грусть, он начина-
ет тонко чувствовать и понимать нужды своих подданных, старается
им помочь, стремится их понять, сопереживает им.
Зачем слуге Короля по имени Грусть обладать таким качеством,
как Мера? Конечно, если слишком много грустить, можно даже забо-
леть. Поэтому и говорят: .
А вы готовы создать синквейн о Грусти?
Например,такой:
ГРУСТЬ
Светлая, печальная
Кручинится, скучает, слезу роняет,
О тоске напоминает, но проходит погодя.
Прочь, родная, от меня!
- Дорогие друзья, сегодня мы с вами познакомились со слугой
Короля по имени Грусть. А к вашему внутреннему Королю часто при-
ходит этот слуга? Что вы чувствуете в это время? А к вашим близким
часто приходит слуга по имени Грусть? Что можно-сделать, если слуга
Грусть забыл о Мере?
Конечно, дорогие друзья. Мера приходит с добрым дружеским
словом. И вы можете сказать тому, кто слишком долго грустит:
что знает Меру>.
Слуга но имени Грусть - важный слуга Короля. Не нужно бояться
его прихода. Однако важно помнить о Мере...
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ИНТЕРЕС
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Совет Архитекто-
ров восстанавливает Сказочную страну с домом Интереса.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Интерес.
Слугу и друга Интерес
С волненьем ждет Король,
Когда тот входит во дворец,
Все оживает в нем!
происходит...> С такими или очень похожими словами появляется
Интерес в королевских покоях.
24
Ребята, а как появляется Интерес? Быть может, он вползает, осто-
рожно и медленно, как черепаха; или влетает, как вездесущий говоря-
щий попугай, или же врывается так стремительно, как спущенная с
поводка охотничья борзая?
Как же это происходит? Какая музыка звучит при его появлении?
Медленная, тихая и спокойная, или громкая, бодрая, радостная, а мо-
жет быть, и тревожная?
Давайте на минутку закроем глаза и постараемся представить се-
бе, что же происходит во дворце Короля, когда к нему приходит слуга
по имени Интерес. Молодцы, замечательно! А теперь, пожалуйста, кто
хочет показать, как входит Интерес в гости к Королю. А какова твоя
версия, а твоя?..
Удивительно, каким разным мы видим слугу по имени Интерес.
Почему, как вы думаете? Конечно, конечно, вы, как всегда, правы: мы
все - разные и интересы у нас тоже отличаются друг от друга.
А какие запахи приносит во дворец слуга по имени Интерес. Быть
может, это затхлые запахи старых заброшенных домов и вещей? Или
не изученных доселе миров и чужеземных стран?
Какие блюда принесет Интерес на пробу Королю? Жареную кар-
тошку, вареные яйца или нечто невиданное и не опробованное еще
нами? Давайте пофантазируем на эту тему. Кто хочет, может прямо
сейчас составить рецепт Интересного блюда и запатентовать его на на-
шем Совете. Приступайте!
Преподнесите свое воображаемое изысканнейшее Интересное
блюдо Королю от имени его слуги Интереса.
И вот зажжены свечи в трапезной Короля, звучит музыка. Король
с Интересом беседуют за столом. Давайте послушаем, о чем они го-
ворят.
Кто что услышал, расскажите. Молодцы!
Удивлен Король, очарован рассказами своего слуги Интереса.
И говорит ему: помнить, да еще и рассказать обо всем этом так ярко, красочно и увле-
кательно!>
крою.
Прежде всего научись с Интересом относиться к самому себе, на-
учись слушать себя, верить себе, доверять себе, слушаться себя. Ко-
нечно, сразу все не получится, но для начала постарайся с большим
Интересом слушать себя>.
- Давайте и мы, ребята, вместе с Королем и Интересом поиграем
в эту увлекательную игру- начнем слушать себя.
Садитесь поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и
медленный выдох. Прислушайтесь к себе.
слушайте биение своего сердца. Теперь послушайте, как движется
шум на улице или в комнате, постарайтесь снова начать слушать себя.
И у вас все получится!
- спрашивает Интерес.
Король услышал, как бьется его сердце, как движется грудь и тре-
пещут крылья носа при дыхании, как подрагивают веки... А что услы-
шали вы?
Что почувствовали?
Молодцы! Умницы! Как Интересно все то, что происходит у нас
внутри!
Вы слышали и чувствовали, как работает сердце, а знаете ли вы,
почему оно именно так стучит и вообще зачем оно? Почему движутся
грудь и диафрагма (знаете это слово?) при дыхании и что будет, если
эти движения изменятся или прекратятся? О, как много вопросов! И
где найти на них ответы?!
Как вы думаете, ребята, где можно найти ответы на эти вопросы?
(Спросить у мамы, у врачей, а может, у учителей,
А можно книгу с полки взять, раскрыть ее и почитать!)
- спросил Король у Инте-
реса.
- сказал
Интерес и подвел Короля к библиотечной полке, на которой стояли
такие книги:
Анатомический атлас
Р. Роттенберг
Книги по ОБЖ
Учебники биологии 6-8 классов
Энциклопедия АВАНТА ПЛЮС (книга по биологии)...
- А что бы вы, ребята, посоветовали почитать Королю?
Для чего пригодятся вам в жизни знания и умения слушать и слы-
шать себя? Как вы думаете?
Когда Король и мы вместе с ним научились с огромным Интере-
сом слушать и чувствовать себя, узнали о себе так много нового. Ин-
терес продолжил свои увлекательные игры.
Он учил Короля слушать и внимательно наблюдать за собеседни-
ками.
Прислушиваться, присматриваться, притрагиваться к обыкновен-
ным предметам и явлениям и искать много интересного и удивитель-
ного в том, что кажется привычным и обыденным.
Особенно любил Король игру под названием.
Сыграем вместе с Королем.
ные и загадочные узоры. Они не видны лишь незаинтересованному
взгляду, а их таинственные истории не слышны лишь незаинтересо-
26
пасть, а это чудный гребень-хохолок. Что он тут делает? Как тут ока-
зался? Расскажите его историю>.
Король с увлечением принялся за игру.
И мы тоже.
Устройтесь поудобнее на диване, кровати или на ковре. Можно
лечь на спину. Посмотрите на потолок. Что вы в идите? Люстру. А еще?
Вглядитесь повнимательней. Трещинки, пятна, неровности...
Рассмотрите их внимательно. Что они вам напоминают? На что
похожи?
Как они попали на потолок? Или кто их туда поместил? Что они
делают ночью, когда весь дом спит, а что днем, когда в доме шумно и
много людей. Смелей! Не бойтесь фантазировать! Это же так интерес-
но! Поделитесь своими фантазиями.
- восклицает Интерес.
- начал было Интерес, но смолк, потому что уви-
дел, а точнее, почувствовал, как устал Король. Да и вы, ребята, навер-
но, устали тоже.
Как вы думаете, какие качества Интереса помогли ему почувство-
вать состояние Короля?
Конечно же, вы правы. Наблюдательность и то неизменное каче-
ство, которым обладают все слуги Короля. - качество Меры.
Покидает Короля Интерес, отправляется в свой дом, чтобы в ско-
ром времени снова навестить Короля.
Благодарен Король Интересу. Как вы думаете, за что?
А в знак нашей благодарности можно воспеть Интерес в синквейне.
Например:
ИНТЕРЕС
Легкокрылый, вездесущий
Слушает, наблюдает, познаёт
И к снежным вершинам, и к тайным глубинам
Нас приведет!
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ЗЛОСТЬ
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Совет Архитекто-
ров восстанавливает Сказочную страну с домом Злости.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Злость.
Давайте нарисуем, как выглядит этот слуга. Какие звуки, запахи,
прикосновения, вкусы он приносит с собой?
Что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени
Злость?
Скажите, приятно ли подданным находиться с Королем в то вре-
мя, когда у него гостит Злость? Конечно, неприятно. Но она является
слугой Короля. Зачем же она нужна?
Чтобы уметь постоять за себя; если надо, дать сдачи. А если Злость
пришла надолго, забыла о Мере, что происходит с таким человеком?
Тогда про него говорят: .
Знаете ли вы, что в Сказочной стране придумали специальные
танцы для того, чтобы слуга по имени Злость вспоминал о Мере?



Поделиться