Евангелие псалом 90. Основные молитвы, которые мы должны знать

К сожалению, люди обращаются к вере чаще во время жизненных сложностей. Многие знают, что помогает псалом 90, для чего читают его не единожды. А в чем смысл этого мероприятия? Зачем твердить один и тот же текст? Давайте разберемся. Ведь любой может оказаться лицом к лицу с такими испытаниями, что надеяться придется только на помощь Господа.

История молитвы

Текст этот древний. Более он известен по первым словам: «Живый в помощи». Размещен он в одной из книг Ветхого Завета (псалтырь). В разные времена стихи эти использовались в различных служениях. К примеру, в Страстную пятницу обязательно звучал псалом 90. Для чего читают этот текст, понятно из его содержания, а также из разъяснений первых последователей Иисуса. Его текст можно найти в Евангелии от Луки и от Матфея. Там указывается, что стихи эти произносятся верующим, подверженным дьявольскому искушению. Дело в том, что во все времена человеку приходится сталкиваться с серьезными испытаниями. По большей…

«Живый в помощи Вышнего…»
Толкование 90 псалма

1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Архиепископ Иоанн: «Живый!.. Кратчайшая сверхмолитва. Из одного слова, равная молитве “Воскресни!..” Одно из могущественных имен: “Я - Бог живой, несущий жизнь”. Наисильнейшая сверхмолитва против страха смерти, дьявольских заклинаний. “Живый в помощи Вышняго!..” - ослепительная сверхмолитва вышних ратников, равная “Да воскреснет Бог!” (67:1). Живой - восстановленный!! 50 порфироносных спектров. 50 воинских хоругвей. 50 всепобедительных кличей. 50 триумфальных слав от одного этого “живый!” Дьявол растоптан. И скажем: свершилось!

Стратиг и генераллиссимус видит победу заранее. На одном этом “живый” можно ставить точку. Если Вышний, и только Он, - жив, - что же еще? Тьма обличилась, и рухнула в развалинах старая дьявольщина с ее падшими мирами.

Под прессом обстоятельств, градом стрел - живый. От гимнического “живый” вырастают крылья. На одре немощи, с…

Псалом 90

Девяностый псалом имеет великую силу, эта молитва — мощное ограждение от любого зла, и от недобрых людей и от бесов.

Блаж. Феодорит пишет: «Сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима: ибо блаженный Давид, прозря издали духовными очами, что имело быть при блаженном Езекии и, увидев, как он в надежде на Бога истребил войско Ассириан, написал сей псалом в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога».

«Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан», — свидетельствует иеромонах Иов (Гумеров).

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме…

Вообще, конечно говорить, что этот псалом — от алкоголизма, а этот — от наркомании, а вот этот — от курения не совсем правильно.
Важно понимать, что все псалмы, когда читаешь их за себя или за кого-то очень ограждают от духов лукавых. И когда читаем хвалебные псалмы и когда покаянные, в общем — различные псалмы.

Между тем, если на человека восстает брань и демоны особенно вооружаются, то очень хорошо читать псалмы, особенно насыщенные прошениями от злых духов. И эти псалмы от различных недугов,в том числе и от алкоголизма. Ведь нездоровая тяга к спиртному — это тоже страсть. Какие же это псалмы?
Во-первых, это 90 псалом. Т.е. можно читать 90 псалом и после каждого прочтения делать особое прочтение за себя или за близкого человека. Это очень и очень эффективно! И ничего плохого нет, если читать псалмы постоянно, если не спускать их с языка. Ведь данным молитвенном деланием занимались многие подвижники раньше, притом это делали не в течение лишь…

Чудеса молитвы.

Ф.Л. Роусон, выдающийся инженер и один из крупнейших ученых Англии, автор книги «Осознание жизни», рассказывает, об удивительном случае в истории одного английского полка во время 2-й мировой войны.

Под командованием полковника Уиттлизи за 5 лет боевых действий полк не потерял ни одного солдата. Достичь этого невероятного результата оказалось возможным благодаря тому, что офицеры и солдаты регулярно производили по памяти и повторяли слова 90-го Псалма, названного «Псалмом защиты «.

Путем постоянного повторения истин, содержащихся в 90-м Псалме, солдаты в полку полковника Уиттлизи обрели такое чувство, как будто их оберегает Незатмеваемое Присутствие, Благодаря постоянному повторению Псалма, вере и надежде эти истины проникли в их подсознательный разум, внесли в него внутреннюю убежденность в постоянной Божественной защите.

Псалом 90

Девяностый псалом имеет великую силу, эта молитва — мощное ограждение от…

Сегодня хочется напомнить и рассказать о защитных свойствах Псалма 90. Текст его часто используется как молитва оберег. Причем мощные защитные свойства псалма проявляются не только при его чтении. Если написать от руки на листе бумаги текст Псалма 90 и держать эту бумажечку при теле, то он превращается в мощнейший оберег от бед, несчастных случаев, врагов, магов, любого энергетического и другого вредоносного воздействия со стороны. Ниже читайте пример из жизни, как работает данный оберег.

Зачем и от чего вообще защищаться, можно почитать здесь

Молитва оберег: Псалом 90

Перепишите текст на бумагу, кожу или ткань - любой натуральный материал. Полученный оберег нужно носить при теле - в кармане нижней одежды, в нижнем белье (например, в бюстгальтерах часто есть кармашки для пуш-апа - можно запихнуть туда:)) , можно пришить к подкладке. В общем, придумайте сами, как сделать так, чтобы текст Псалма всегда был при вас, желательно при теле. (То есть не в сумке…

M4G – коллекция классической музыки
Первым существенным сочинением Пуленка был балет «Лани» (1923), написанный для «Русского балета» по просьбе С. Вторым сочинением для театра стал фортепианный концерт-балет «Утренняя серенада».

Шпионские штучки Подслушивающее устройство супер-агента. Главная…

Главная » Молитвы » Псалом 90: текст молитвы и для чего его читают

Псалом 90: текст молитвы и для чего его читают

Все, кто слышал хотя бы раз о “Псалме 90” (текст молитвы приведен будет немного ниже), наверняка задавались вопросом: а для чего его читают? Псалом под номером 90 - это молитва, наделенная огромной мощью: она способна защитить от всех проявлений зла и негатива, от недобрых людей, от нечистой силы.

Девяностый псалом - это сильнейший оберег. Свои защитные свойства молитва эта проявляет не только при непосредственном ее произнесении. Функцию оберега “Псалом 90” хорошо сохраняет, будучи написанным от руки на листочке бумаги, лоскутке кожи или ткани. Если вы будете это “письмо” носить близко к своему телу, оно станет вас оберегать от любых несчастий и бед, несчастных случаев, недоброжелателей и врагов, магического и других видов энергетического воздействия со стороны.

Упоминание “Псалма 90” встречается даже в Евангелии (от Матфея - 4:6;…

Среди огромного количества священных псалмов православные христиане для разных житейских нужд читают особые из них, сила которых помогает справиться с тяжелыми недугами, выбраться из сложившейся ситуации, которую трудно разрешить традиционными способами, уберечься от беды, злых людей, одержать победу над неприятелем и многом другом. Православному человеку для того, чтобы Господь услышал его прошения и мольбы необходимо заниматься чтением псалмов и днем и ночью.

Священники православной Церкви учат и благословляют своих духовных чад знать наизусть основные псалмы, в каких случаях читать их, а также, в какое время ценна эта молитва. Считается, что с полуночи до трех часов открыто небо, и поэтому молитва, которую читают в этот час, очень сильная. Кроме того, верующим людям рекомендовано знать на память молитвы - Отче наш, Символ веры, читать псалом 90, произносить молитвенное правило от Серафима Саровского и псалом 50.

данной статье речь пойдет об известном псалме 90. Надо признать, что осовременивание старых текстов заговоров и молитв представляется занятием не только пустым, но в чем-то разрушительным.

Ведь заговор или молитва – это своего рода звуковой код, в котором важно каждое слово, каждая буква, и даже ударение и интонация. Подгонка старинных текстов под современные правила написания и произношения изменяет звуковой код до такой степени, что молитва или заговор «становятся непохожими на себя», теряют свою силу.

90 псалом. Живый в помощи Вышняго

90-й псалом не имеет какого-либо отдельного заголовка, но в переводе Септуагинта (III-II вв. до н.э. — сборник переводов священных текстов на греческий язык) имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида».

Этот текст исстари наделяется защитными, охранительными качествами и используется как молитва в опасных ситуациях. Более того, текст 90-го псалма часто размещается на обиходных предметах для придания им свойств защитного…

Самое главное в нашей жизни, конечно же, здоровье. Без него невозможно полноценно радоваться всему остальному. Вы должны понимать, что всё, что происходит в вашей жизни, является результатом ваших мыслей. Лучший способ помочь больному человеку — это представлять его здоровым, полным сил и энергии. Ни в коем случае не допускать мысли о болезнях и неудачах. Наше подсознание устроено так, что оно рано или поздно воспроизводит в реальности все наши мысли в виде событий или обстоятельств. Если вам пока трудно заставить себя думать иначе, начните просто читать каждое утро любую молитву о здоровье. Это направит ваше сознание в правильное русло. К примеру, молитва «Живущий под кровом Всевышнего» помогла многим людям пройти войну в целости и сохранности, и в наше время оберегает от неприятностей и болезней. Знаю точно, что она действует чудесным образом, оберегает от катастроф, болезней и несчастных случаев. Читая каждое утро эту молитву — представляйте себя и своих близких здоровыми и…

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней…

Пожалуй, нет в православии второй такой загадочной и, в то же время, востребованной молитвы, как 90 псалом. Ее текст, поначалу кажущийся напоминающим какой-то древний заговор, раскрывает весь свой смысл тому, кто искренне молится и просит у Бога помощи и разумения. Это, конечно, касается не только 90 псалма, читать который каждый день приходится каждому православному христианину, поскольку он входит в ежедневное молитвенное правило, но и всех остальных молитв. Для понимания сути недостаточно читать 90 псалом на русском языке – это поможет лишь понять незнакомые слова, но не вникнуть в глубинную суть этой сильной христианской молитвы. При ее чтении многое зависит от духовного состояния человека: одним смысл псалма раскрывается после первого прочтения, другим необходимо ознакомиться с толкованием 90 псалма, чтобы избежать заблуждений, вызванных самотрактовкой.

Псалтирь 90 псалом царя Давида

Когда человеку больно, он интуитивно зовет маму. Когда же человек в отчаянии, ситуация кажется безвыходной и надеяться не на кого, он начинает молиться, обращаясь за помощью и ища защиты у Господа. Псалом 90, именуемый в народе «Живые помощи», наделен огромной силой, способной оградить от зла, дурных людей, нечисти. Размещен этот текст в Псалтыре – одной из книг Ветхого Завета. Считается, что написан этот Псалом был в XI-X вв. до н.э. пророком Давидом – вторым царем Израиля – после избавления страны от трехдневного мора.

Данной статье речь пойдет об известном псалме 90. Надо признать, что осовременивание старых текстов заговоров и молитв представляется занятием не только пустым, но в чем-то разрушительным.

Ведь заговор или молитва – это своего рода звуковой код, в котором важно каждое слово, каждая буква, и даже ударение и интонация. Подгонка старинных текстов под современные правила написания и произношения изменяет звуковой код до такой степени, что молитва или заговор "становятся непохожими на себя", теряют свою силу.

90 псалом. Живый в помощи Вышняго

90-й псалом не имеет какого-либо отдельного заголовка, но в переводе Септуагинта (III-II вв. до н.э. - сборник переводов священных текстов на греческий язык) имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида».

Этот текст исстари наделяется защитными, охранительными качествами и используется как молитва в опасных ситуациях. Более того, текст 90-го псалма часто размещается на обиходных предметах для придания им свойств защитного талисмана.

Официально церковь подобного не приветствует, однако в монастырях и небольших кустарных мастерских изготавливаются такие предметы, как пояса, браслеты, ладанки и т.п., содержащие текст именно этого псалма: выдавленный на поверхности предмета; написанный на крохотном кусочке бумаги, вклеенный в шов или зашитый внутрь предмета.

Пример - пояс (ремень), изготовленный в Даниловском ставропигиальном (т.е. подчиняющимся напрямую Московской Патриархии) мужском монастыре. Оптовый отдел: г. Москва, улица Люсиновская, дом 70 в здании Торгового Дома "Даниловский", 5 этаж, офис 8.

Есть, однако, сильные сомнения, что ремни и фурнитуру делают прям-таки в монастыре, режут кожи, льют из латуни и полируют пряжки и монограмму Христа... Скорее всего, все это просто привозят из Турции. Ну, это не наше с вами дело. Просто примем как факт - есть в продаже "официальные церковные" ремни с вшитым 90-м псалмом. Делают их якобы прямо в центре Москвы и продают оптом.

В Православии 90-й псалом читается за богослужением 6-го часа (по часослову соответствует полудню), а также на панихиде и отпевании.

Одним из наиболее известных толкователей текста 90-го псалма является Афанасий Великий (ок. 298-373 гг. н.э.). В своём толковании он пишет про данный псалом, что в нём вводятся лица:

«тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т.е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящим и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.»

Несмотря на наличие немалого количества толкований, давайте тоже попробуем вникнуть в смысл этого текста, попутно сравнив древний церковнославянский вариант с современным, взятым, кстати говоря, с сайта патриархии. Здесь, конечно, присутствует элемент наглости. Ну, так мы осторожненько, тихонечко...

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,

2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"

2 речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

3 Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна:

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

5 Не убоишися от страха нощнаго, и от стрелы летящия во дни,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

6 от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

8 обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его:

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".

16 долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое"

Сравниваем первые строфы. Очевидно, что осовременный вариант в целом передает общий смысл строфы. Однако, в современном варианте отсутствует важное ключевое слово – «помощи». Кроме того, в старом варианте используется более целостное слово «Вышний», а не «Всевышний» (превосходная степень), что тоже представляется немаловажным.

Вторая строфа в современном варианте выглядит очень похоже на старинный вариант, но вот звучит совсем иначе. Пропадает некая мелодика. Прочитайте оба варианта, и сразу поймете, в чем дело.

Третья строфа в современном варианте почти полностью искажена. «Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна». Подразумевается защита от обмана в широком смысле, включая словесное коварство, откровенную ложь и ментальное нападение. В современный вариант зачем-то добавили «гибельную язву», о которой в церковнославянском старинном варианте речь вообще не идет, причем ни в одной строфе. Защита от обмана в широком смысле в новом варианте сведена к «сети ловца», т.е. здесь усматривается попытка совершенно неуместного конкретизирования.

В четвертой строфе старинного варианта речь идет о том, что Вышний закроет читающего своими плечами (плещмя) и возьмет его под крыло свое. Не буквально, разумеется. Речь идет о защите, но в несколько иносказательном смысле. В современном варианте появляются какие-то непонятные «перья». Видимо, логика переводчика со «старинного на современный» была предельно проста – раз есть крылья, то почему бы не быть и перьям? «Оружием обыдет тя истина Его» - смысл в том, что сила Вышнего проявит себя в качестве реального оружия для защиты читающего. По некоторым данным в иудейском варианте псалма называется и конкретное оружие – меч и кольчуга (латы). Меч - оружие активной защиты. А вот щит, указанный в современном варианте, это, согласитесь, совсем не то же самое, что меч. Непонятно, зачем было вообще упоминать щит, если о нем речь вообще не идет ни в церковнославянском варианте, ни (судя по всему) в иудейском.

Пятая строфа – «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». Страха ночного – скорее всего, имеется в виду именно нападение, а не просто страх или «ужасы в ночи», как в современном варианте. Если рассматривать строфу целиком, то получается, что читающему псалом обещана защита от нападения тайного и явного. Представляется, что «стрелы летящия во дни» - совсем не то же самое, что «стрелы, летящей днем». Стрела может лететь именно во дни, в какие-то дни, возможно, находящиеся в будущем.

«Листая старинный астрологический лексикон вдруг наткнулся на статью, озаглавленную Daemon Meridianus сиречь Бес полуденный. Тот самый, знаменитый из 90-го псалма… Оказалось, что так за зловредность называли созвездие Стрелы и его яркую звезду (то есть гамму Стрелы)…

Она показывает убийства и гибель людей. Согласно Птолемею звезды Стрелы имеют природу Марса и Венеры. Текущая эклиптическая долгота самой яркой звезды этого созвездия - гаммы Стрелы - 7°12" Водолея.»

На иллюстрации - средневековый небесный атлас. На странице отмечено созвездие Орла и созвездие Стрелы. Кликните на иллюстрации для открытия картинки в высоком разрешении.

Представляется, что отрывок «стрелы летящия во дни» может означать в том числе неудачное стечение обстоятельств, опасность для жизни.

Шестая строфа самая загадочная, а ее современный вариант совершенно не соответствует смысловому значению церковнослявянского текста. В современный вариант опять влезла какая-то язва, хотя сказано: «от вещи во тьме преходящия». Можно предположить, что имеются в виду некие опасные, «темные» предметы. Может быть, подклады? «Сряща» - это неприятная встреча, внезапная беда, несчастье, нападение, удар. Слово может также иметь отношение к предсказательному колдовству.

«Внимают же гласы кокошемъ и враномъ, и инымъ пьтицамъ и лисицамъ, и сряща глаголюща овы злы, овы добры.» [Поучения против язычников XVI в.]

Т.е. язычники имели обыкновение гадать о будущем, анализируя появление (встречу, срящу) с той или иной птицей или зверем.

Что такое бес полуденный? Афанасий Великий считает его бесом лености. Другой же автор IV в., Евгарий Понтийский пишет:

«Бес уныния, который также называется "полуденным" (Пс.90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа.»

Наверное, было бы сильным упрощением полагать, что бес полуденный – это всего-навсего лень или уныние. Сомнительно, что все это настолько серьезно, что заслуживает упоминания в псалме. Скорее всего, под бесом полуденным (вспомнив о созвездии Стрелы) следует понимать несчастливую долю (судьбу), навязанную негативной бесовской сущностью. Т.е. – нападение с целью внесения разрушительных последствий в жизнь и судьбу.

Седьмая строфа содержит некие цифровые перечисления, что очень характерно для правил составления заговоров. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» - т.е. с одной стороны (страны левой) падет тысяча, а с правой десять тысяч. «Одесную» означает – справа, по правую руку. В современном варианте сочли уместным заменить слово «тьма» на «десять тысяч», но почему-то оставили «одесную». Логики совершенно не прослеживается. В древности тысяча и тьма – это были большие числа. Считать что-то, превышающее понятие тьма – не имело смысла. Т.е. смысл строфы – запрещение (что опять же характерно для заговорных правил) приближаться к читающему псалом любых неприятелей в любых количествах и с любой стороны.

Восьмая строфа содержит закрепление – «обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». Обаче – это «впрочем» или «однако». В современной трактовке заменено на «только». Т.е. после запрещения седьмой строфы оно закрепляется в восьмой утверждением, что самому читающему более ничего делать не надо.

Девятая строфа представляется интересной, поскольку в ней Господь и Вышний усматриваются не едиными: «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Как это можно трактовать, сложно представить. При этом надо помнить о том, что псалом был записан до Нового Завета, таким образом, под словом Господь - Христос не подразумевается. В церковнославянском варианте обращение идет от читающего - к Господу, а в современном варианте непонятно, кто к кому обращается: «Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"». И это представляется довольно принципиальным искажением.

В десятой строфе опять особое запрещение для зла и ранения: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему». Строфа понятна и совершенно не нуждается в адаптации. Тем не менее, и эту строфу подгоняют под современный лад, включив в нее опять некую пресловутую язву и заменив зачем-то «телеси» (организм, тело) на жилище. При этом запрещение ранения (а в более широком смысле – несчастного случая, увечья) выпадает из текста полностью.

Одиннадцатая строфа содержит закрепление, а также обещание помощи Ангелов: «яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». И она тоже совершенно понятна современному человеку.

Двенадцатая строфа содержит иносказательное открытие свободной дороги: «да не когда преткнеши о камень ногу твою». Некоторые трактовки указывают на защиту от ушибов ног, но это не представляется верным, поскольку в десятой строфе уже шла речь о защите от ранений. Афанасий Великий считал «ногу» душой, а «камень» грехом. Но такая трактовка представляется слишком иносказательной. Скорее всего, речь идет просто о свободном, открытом пути.

Тринадцатая строфа перечисляет конкретных сущностей, которые не смогут принести вреда читающему: «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Аспид – это рогатая ядовитая змея. Василиск довольно подробно описан в средневековой литературе, это чудовище с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи. Лев и змей являются, скорее всего, аллегориями недоброй силы и темного коварства. Т.е. получается, что аспид и василиск – явная нечисть, а лев и змей – нечисть неявная. Все вместе – перечисление темных сил, иносказательное описание демонов. В современном варианте змея зачем-то заменили на дракона и этим совершенно нарушили аллегоричность строфы.

В следующих стрех строфах – прямая речь Господа, обещающего защиту («покрыю его») не вообще, а в случае обращения: «Воззовет ко Мне, и услышу его». Современная правка не представляется необходимой, поскольку смысл древнего текста вполне понятен.
Так что же это за текст – псалом 90? Это молитва, которая действительно является защитной и действительно помогает. Но только при чтении ее на старославянском языке. Псалом действительно используется в качестве защитного текста в талисманах, особых предметах и ладанках. И это, разумеется, правильно, поскольку является очевидным, доступным и действенным.

Если эту статью показать узколобому православному священнику, то его, пожалуй, хватит кондрашка. Просто от наглости попыток трактования.

Осталось еще кое-что, что хотелось бы пояснить. Нет никакой необходимости «переводить» тексты с древнеславянского на современный. Посмотрите на текст этого псалма, написанный на древнеславянском. Поначалу вы будете несколько озадачены. Теперь отключите голову и включите вашу родовую память, и вы поймете, что вы можете свободно читать на древнеславянском! Молитва и любой текст оказываются понятны и читаемы. Настройтесь и читайте:

Прочитали? Поняли? И что в приведенном древнеславянском тексте непонятного? Но есть разница. Текст даже на старославянском отличается от распространяемых в интернет. Здесь есть тонкости. Внимательным на заметку.

Как читать псалом 90 на церковнославянском

После размещения статьи на сайте некоторые внимательные посетители все-таки заметили, что растиражированный в интернет текст "Живый в помощи Вышняго" (в котором старое, древнеславянское звучание передается современными буквами) - тоже искажен! Отличия в звучании небольшие, но они есть. А мы уже говорили о том, что молитва или заговор - это не просто текст, а звуковой код. Стало быть и читаться он должен именно так, как читался столетиями.

По многочисленным просьбам посетителей сайта приводим правильный текст псалма. Читать нужно именно так. Ударения выделены красным цветом, а отличия от растиражированного в интернет варианта подчеркнуты:

Живы й в по мощи Вы шняго, в кро ве Бо га небе снаго водвори тся.
Рече т Го сподеви: Засту пник мой еси , и прибе жище мое , Бог мой и упова ю Нань .
Я ко той изба вит тя от се ти ло вчи, и от словесе мяте жна.
Плещьма Свои ма осе нит тя, и под крыле Его наде ешися.
Ору жие обы дет тя и стина Его , не убои шися от страха нощна го, и от стрелы летя щия во дни.
От ве щи во тме преходя щия, от сря ща и бе са полу деннаго.
Паде т от страны твоея ты сяща, и тма одесну ю тебе , к тебе же не прибли жится.
Оба че очи ма свои ма смо триши, и воздая ние гре шником у зриши.
Я ко Ты Го споди, упова ние мое ; Вы шняго положи л еси прибе жище твое .
Не прии дет к тебе зло, и ра на не прибли жится телеси твоему .
Я ко а нгелом Свои м запове сть о тебе , сохрани ти тя во всех путе х твои х.
На рука х возму т тя, да некогда пре ткнеши о ка мень ноги твоея .
На а спида и васили ска насту пиши, и попере ши льва и зми я.
Я ко на Мя упова , и изба влю и , покры ю и , я ко позна и мя мое .
Воззове т ко Мне, и услы шу и , с ним есмь в ско рби, изму и , и просла влю его .
Долготу дний испо лню и , и явлю ему спасе ние Мое .

Псалом 90 на церковно-славянском в исполнении хора братии Валаамского монастыря - psalom_90_valaam.mp3

Примечания

В примечаниях указано, какая именно замена обычно встречается в растиражированных в интернет текстах:
1. Почти во всех источниках вместо "Нань" - "на Него".
2. В некоторых распространяемых текстах здесь вместо "тя" - "мя".
3. Почти везде, в том числе на официальных сайтах епархий, вместо "оружие" - "оружием".
4. Вместо "тма" - современное "тьма". Читать следует не твердо - тЪма, а полумягко, почти как тьма.
5. Заменяется "своима" на "твоима", в том числе на официальных сайтах.
6. Заменяют на "ногу твою".
7. Строй фразы упрощается и подгоняется под осовремененное "избавлю его".
8. Такое же упрощение с заменой на "изму его".
9. Упрощается до "исполню его".

Как самостоятельно сделать оберег с текстом псалма 90

Такой вопрос задали на сайте: "Будет ли иметь защитную силу псалом, если мне написать его на бумаге или поясе для своих детей?"

Да, будет. И наверняка даже бОльшую, чем сделанный неизвестно кем (китайцами или турками) и неизвестно как освященный. Вы ведь наверняка вложите в написание этого текста всю свою душу. Что там вкладывают при производстве таких изделий сотнями - неизвестно.

Если Даниловскому ставропигиальному монастырю не запрещают продавать ремни с псалмом, да еще оптом, то какие могут найтись аргументы запретить сделать самому защитный талисман для ребенка или мужа?

Я бы рекомендовал сделать так:
Распечатайте с этой страницы иллюстрации с текстом псалма на церковнославянском.
Найдите небольшой лист хорошей, лучше даже необычной бумаги.
Разметьте карандашом, тонкими линиями будущий текст.
Когда все будет готово, дождитесь момента, когда можно начать работу вдумчиво, без спешки. Никто не должен прервать написание псалма, поэтому делать это лучше ночью, когда все спят.
Будет красиво, если текст написать тонкой черной шариковой или гелевой ручкой. Хорошо бы, конечно, тушью, но для такого письма необходима определенная сноровка. Каждую буквицу вырисовывайте аккуратно и тщательно, думая при этом, что именно и для кого вы делаете - защитный талисман.
Когда работа закончена, дайте тексту просохнуть, потом обрежьте лишнюю бумагу, чтобы сделать псалом компактнее. Обрезанные куски не выбрасывайте, а сожгите.
Теперь готовый текст можно свернуть и: вшить в ремень, положить в мешочек-ладанку, подкладку одежды и т.д. Чтобы текст не промок, его можно поместить в небольшой заплавленный со всех сторон плотный полиэтиленовый пакетик.

P.S. Делать такой талисман лучше на растущней Луне до наступления Полнолуния.

О чтении слов, где подразумевается "ё"

В раздел вопросов пришёл пост, который представляется не только интересным, но и - важным.

Ольга, Москва (18.06.2017 20:38:39)

Здравствуйте, уважаемые целители! После прочтения Вашей статьи о 90-м псалме остался один вопрос: какой звук "Е" или "Ё" нужно произносить в словах "мое", "твое", "воззовет", "падет"?

***
В.Ю.: Церковнославянский язык (а именно на нем ведется служба в православной традиции) является неким древним "эсперанто". Т.е. языком как бы "искусственным", сочетающим в себе лексику сразу нескольких славянских стран и регионов: Болгария, Сербия, Черногория, Польша, Беларусь, Украина, Россия.

Разумеется, существуют отличия между языками гражданскими (в каждой стране) и языком церковнослявянским. При этом различия эти с годами углубляются, поскольку разговорные языки развиваются - впитывают в себя неологизмы, извергают архаизмы... Церковнославянский язык, продолжая устаревать, не изменяется. Так же, как латынь, например.

В церковнославянском языке звука (и буквы) "ё" никогда не было. Поэтому все слова, где вроде как напрашивается "ё" - читать следует только как "е". Т.е. - не "воззовЁт", а "воззовЕт".

Вот уже много поколений православных христиан молятся 90 псалмом во время различных скорбей. Ниже мы приведем текст молитвы и ее толкование. Вы можете читать 90 псалом в совершенно различных обстоятельствах. Главное — обращаться к Богу искренне, с верой и покаянием…

  1. 90 псалом на церковнославянском языке
  2. 90 псалом на русском языке
  3. толкование на 90 псалом библеиста и профессора А.П. Лопухина

90 псалом на церковнославянском языке:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

90 псалом на русском языке:

Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится, Скажет Господу: “Ты – заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него”. Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова, Плечами Своими защитит тебя и под крыльями Его будешь безопасен, щитом оградит тебя истина Его. Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем, Бедствия, постигающего ночью, болезни и полуденного беса. Падет подле тебя тысяча, и десять тысяч направо от тебя, к тебе же не приблизится. Только очами своими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь. Ибо (ты сказал): “Ты, Господи, упование мое”, Вышнего избрал ты прибежищем своим. Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень. На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея. “Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое. Воззовет ко Мне и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое”.

Толкование на 90 псалом А.П. Лопухина:

В 90 псалме в 1–4 стихах рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника (Пс.90:7–8).

Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь (Пс.90:16). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем.

Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.

Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни. Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут. Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами. Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит».

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!». «Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.

«Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым» – Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» – от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужасы ночи» – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; (случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» – от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» – в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.

«Не приключится тебе зло» – бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» – ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.

«Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» . – Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск – очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» – не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.

Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично, то сливается с ним в молитве пред Богом.

Этот псалом – заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения», получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.

К сожалению, люди обращаются к вере чаще во время жизненных сложностей. Многие знают, что помогает псалом 90, для чего читают его не единожды. А в чем смысл этого мероприятия? Зачем твердить один и тот же текст? Давайте разберемся. Ведь любой может оказаться лицом к лицу с такими испытаниями, что надеяться придется только на помощь Господа.

История молитвы

Текст этот древний. Более он известен по первым словам: «Живый в помощи». Размещен он в одной из книг Ветхого Завета (псалтырь). В разные времена стихи эти использовались в различных служениях. К примеру, в обязательно звучал псалом 90. Для чего читают этот текст, понятно из его содержания, а также из разъяснений первых последователей Иисуса. Его текст можно найти в Евангелии от Луки и от Матфея. Там указывается, что стихи эти произносятся верующим, подверженным дьявольскому искушению. Дело в том, что во все времена человеку приходится сталкиваться с серьезными испытаниями. По большей части они относятся к так называемым соблазнам духа. Одни не могут устоять перед возможностью обогатиться за чужой счет, другие вожделеют жен или мужей соседей и так далее. Кроме того, вера человека постоянно подвергается ударам со стороны дьявольских сущностей. Много хитростей применяются посланцами ада, чтобы сбить последователя Христа с истинного пути. В такие моменты и приходит на подмогу псалом 90, для чего читают его столько, сколько нужно, чтобы избавиться от греховных помыслов.

Знаете, молитва считается особым трудом верующего человека. Это работа его души. Как говорится, Суть этого выражения очень глубока. Любой человек обязан развивать свой дух, неустанно трудиться для того, чтобы усвоить заповеди Господни. Ведь от рождения они не даются. Их следует изучать, осмысливать, сравнивая свое поведение с тем эталоном, что дал нам Христос. Конечно, для этих целей применяется множество текстов. Но против соблазнов и греховных желаний лучше всего помогает псалом 90. Текст молитвы, для чего читают его, а также суть этого действа хорошо разъяснил Феофан Святой уверял, что стихи (псалмы) необходимо заучивать. И делается это не тщеславия ради. Наоборот. Когда верующий работает с Писанием, он его осмысливает, постоянно находит все новые грани заложенных там мыслей и чувств. Постепенно молитвы становятся не «уроком», а насущной необходимостью. К примеру, испытывает верующий страх за себя или близкого. Тут бы ему и вспомнить, если выучил ранее, указанный стих. Ведь понимание его позволяет успокоиться и направить помыслы к послушанию и смирению. Получается, что таким образом избавляются от ненужной гордыни. От сомнений и гневливости тоже применяется псалом 90, для чего читают его до той поры, пока не успокоятся греховные чувства в душе. Но не просто шептать стих нужно, а думать над содержанием постоянно. Так человек погружается в под крыло Господне.

Псалом 90: для чего читают 40 раз

Вы помните, с чего мы начали? В Евангелии от Луки говорится, что стих этот нужен для защиты от соблазнов. Они у всех свои. Но любой человек понимает, когда отклоняется от истинного пути. Его чувства пребывают в беспорядке, покой покидает душу. Мысли растеряны или попадают в плен дьявольских искушений. На других такой бедолага смотрит не как на братьев во Христе, а как на врагов, обвиняя в собственных неприятностях. Вот тут и нужен псалом 90. Для чего читают (на русском в том числе) его, мы уже разобрали: суть стиха в том, чтобы ощутить связь с Господом, его покровительство и добрую защиту. Понятно, что для этого требуется время. Вот и придумали читать псалом сорок раз. Пока вдумывается человек в смысл стихов, его сомнения улетучиваются, а вера в Господа оживает в душе.

Стоит ли доверяться магам и колдунам?

Не секрет, что люди обращаются ко всякого рода специалистам, уверяющим их в своих необычайных способностях. Маги утверждают, что их молитвы Всевышнему обладают большей силой. То есть получается, что самому-то человеку и делать ничего не нужно. Он денежки отдаст, а его избавят от порчи или сглаза, судьбу исправят. Конечно, в это можно верить. Однако Господь говорит, что душа всякого трудиться должна. Ведь никакой специалист не сможет искусственно заставить человека осознать долг перед окружающими, родными и собой. А именно в этом состоит отказ от соблазна. Выходит, есть в этом некий обман или, если угодно, самоуспокоение, основанное на лени. Не нужно ходить к кому-то, когда любой может использовать молитвы. Они же всякому доступны. А работа души - бесценна. И ничем ее заменить нельзя. И уж тем более не стоит впускать в собственный диалог с Господом людей, не заслуживающих доверия.



Поделиться