Древние источники. Письменные источники древних стран Существенные исторические источники древнего мира

Как вы уже знаете, исторические источники делятся на две большие группы: вещественные (материальные) и письменные. К первым относятся руины древних построек, некрополи, дошедшие до нас произведения искусства, утварь, монеты и т.п.; подобные источники зачастую извлекаются во время археологических раскопок. Археологические источники очень важны для истории древнего мира, иногда по ним фактически восстанавливают целую эпоху (как в случае с крито-микен- ской цивилизацией).

Письменные источники делятся на несколько видов: эпиграфические источники (надписи), документы, литературные сочинения. Последние включают в себя ряд подвидов: исторические сочинения, художественную литературу, философские и научные сочинения.

Самые ранние греческие литературные произведения, дошедшие до нас, - это поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые античной традицией Гомеру (конец IX - VIII в. до н. э.). В них присутствуют отзвуки реальных исторических событий прошлого, а также содержится описание общества, институтов, быта эпохи, современной создателю поэм. Другая эпическая поэма, ценный исторический источник по истории периода архаики, - «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода, - появилась на рубеже VIII-VII вв. до н. э. Источником по истории архаической Греции служит и ранняя лирика, в которой отражены такие темы, как социальная борьба, тирания, колонизация. Например, стихи писал известный афинский реформатор Солон, запечатлевая в них раздумья о положении дел в государстве, мечту о «бла- гозаконии». Благодаря дошедшим до нас строкам поэта Архилоха мы узнаем об участи наемника, быте островной Греции. Знаменитыми поэтами с Лесбоса были Алкей и Сапфо, из их стихов нам известны некоторые подробности происходивших тогда на этом острове политических событий. Чаяния и боль теряющей былую власть аристократии выразил Феогнид Мегарский.

В конце архаического периода рождается проза. Первые прозаики - логографы, записывающие местные устные предания, когда миф еще не отделен от истории. Самые известные из логографов - Гекатей Милетский (кон. VI - нач. V в. до н. э.), автор «Описания земли», «Родословных», и Гелланик Лесбосский (первая половина V в. до н. э.), которому принадлежали «История Аттики» («Аттида»), «Троянская история», «Персидская история». Произведения логографов до нас не дошли, только упоминания, отдельные цитаты у поздних авторов.

Логографы -

  • 1) первые греческие прозаики, авторы исторических хроник, записывающие устные предания, мифы (об основании городов, происхождении племен и т.п.);
  • 2) платные составители речей для тяжущихся в афинском суде, обычно - известные ораторы.

По праву первый историк, «отец истории», - Геродот из Галикарнаса (ок. 485/484 - 425 гг. до н. э.). Бежав из родного города после неудачного выступления против местного тирана, он обосновался на острове Самос. Вскоре любознательный галикарнасец пустился в длительные путешествия, посетив Египет, Междуречье, Финикию, Малую Азию, Северное Причерноморье. Объездил будущий историк и всю Грецию, и острова Эгеиды, подолгу жил в Афинах и был близок к кружку, который возник вокруг лидера афинской демократии Перикла и куда входили такие выдающиеся деятели культуры, как философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэт Софокл. В 444 г. до н. э. историк принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии на юге Италии (это была инициатива Афин). Вероятно, уже живя в Фуриях, Геродот предпринял путешествие по западному Средиземноморью. Над «Историей Грекоперсидских войн» - сочинением, доставившим Геродоту славу «отца истории», - он начал работать, по-видимому, еще во время странствий, но написана она была в Афинах. Дописывал «Историю» Геродот уже на новой родине, но завершить ее не успел: изложение внезапно обрывается на событиях 478 г. до н. э.

Вопрос для размышления

Нередко Геродота называют «отцом» не только истории, но и этнографии. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим мнением?

же они называют голубку черной, то этим указывают на то, что женщина была египтянкой.

Перевод Г. А. Стратановского

Главные источники Геродота - собственные сведения, почерпнутые во время путешествий из расспросов очевидцев, сведущих людей, жрецов, просто местных жителей. Использовал он при написании своего труда и документы (и не только греческие), изречения оракулов, а также сочинения предшественников - поэтов и логографов. От последних Геродота отличает более зрелое отношение к своему труду, он не только описывает события, но и пытается раскрыть их причинно-следственные связи. Историческая критика у него еще слаба: Геродот верит в легенды и мифы, но заявляет, что считает своим долгом записывать все, что слышал, но не считает долгом всему верить. С большой симпатией Геродот относится к Афинам, сдержанно-объективно - к Спарте, враждебно - к Фивам. В целом автор доброжелателен, толерантен по отношению к различным племенам и народам, относится к ним без неприязни, с любопытством. Интересны рассуждения Геродота о причинах победы греков в греко-персидских войнах. Главное различие между варварами и эллинами в том, что последние - не чьи-то подданные, а свободные граждане. Победу грекам принесла любовь к свободе, поэтому они одержали вверх над значительно превосходящими по численности вражескими полчищами. Неслучаен и решающий вклад Афин в дело освобождения греков, ибо именно в афинской демократии наиболее полно была реализована идея свободы.

Младший современник Геродота - Фукидид (460-396 (?) гг. до н. э.), сын Олора, - считается основоположником критического метода в исторической науке. Был он родом из афинской аристократической семьи, состоящей в родстве с фракийскими царями. Во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесской лигой, в 424 г. до н. э., в качестве одного из афинских стратегов Фукидид должен был защищать от спартанцев владения афинян на фракийском побережье. Но будущий историк не смог помешать спартанскому военачальнику Брасиду захватить важнейший опорный пункт афинян г. Амфиполь: в Афинах против Фукидида был начат судебный процесс, и, вероятно, не дожидаясь его исхода, он отправился в добровольное изгнание. За это наука должна быть в вечном долгу перед афинским демосом, склонным за малейшие неудачи привлекать своих полководцев к судебной ответственности: Фукидид, лишенный возможности участвовать в политических и военных событиях, посвятил себя творчеству, результатом чего стало создание одного из величайших исторических сочинений в мировой литературе - «Истории Пелопоннесской войны». По окончании войны историк смог вернуться на родину, но, к сожалению, не успел закончить свой исторический труд: изложение доведено до 411 г. до н. э., рассказ обрывается как бы на полуслове при описании войны в проливах осенью этого года.

Прочитайте отрывки из четвертой книги «Истории» Фукидида, в которых автор говорит о самом себе как об одном из афинских стратегов. Как описаны эти события? Как вам кажется, объективно ли изложен их ход? Какую характеристику дает себе Фукидид?

IV, 102. В ту же зиму Брасид выступил в поход на Амфиполъ, афинскую колонию на реке Стримоне. <...>

  • 104. Так как Брасид перешел через реку совершенно неожиданно для горожан и многие жители за городом попали в плен, а другие бежали в городское укрепление, то амфиполиты пришли в смятение. <...>Между тем противная партия, численно превосходившая изменников, помешала им немедленно открыть городские ворота врагу. Она отправила к Фукидиду, сыну Олора, просьбу о помощи городу. Фукидид при этом известии быстро отплыл с семью кораблями, которые у него были, чтобы успеть занять Амфиполь еще до сдачи города врагу или, по крайней мере, Эйон.
  • 105. <...>Брасид, опасаясь прибытия на помощь кораблей из Фасоса тому же, узнав, что Фукидид имеет право разработки золотых рудников в этой части Фракии и потому является одним из самых влиятельных людей на материке), решил во что бы то ни стало овладеть городом до прибытия Фукидида. Его тревожило также, как бы народ Амфиполя не отказался от капитуляции: ведь с прибытием Фукидида жители могли надеяться, что он со своей эскадрой и набранным во Фракии войском спасет их. <...> Брасид предложил условия сдачи города, объявив через глашатая: всем местным жителям он разрешает остаться в городе <...> если же кто не желает остаться, может уйти в течение 5 дней, взяв с собой свое имущество.
  • 106. После того как эти условия были объявлены, настроение большинства горожан переменилось. <...>Афиняне были рады уйти из города, где им угрожала большая опасность, а на помощь извне так скоро они не могли рассчитывать. <...> горожане приняли Брасида в город на предложенных условиях. Фукидид между тем еще в тот же день поздно вечером со своей эскадрой прибыл в Эйон. <...>
  • 107. После этого Фукидид сделал все необходимое для безопасности Эйона <...>. Брасид же внезапно спустился по реке, чтобы по возможности захватить косу, выступающую от стены в море, и таким образом добиться господства над входом в гавань. Одновременно он сделал попытку атаковать город с суши, но обе попытки были отбиты. Затем он возвратился и стал укреплять Амфиполь.

Перевод Г. А. Стратановского

Суть критического метода Фукидида: строить исследование, опираясь на свидетельства источников, отделяя достоверное от вымысла и лжи, отыскивая истину. Историк был также блестящим мастером реконструкции событий с использованием различных источников: письменных, археологических, этнографических. Важное место в «Истории» Фукидида занимают речи. Составленные по всем правилам софистического риторического искусства, они служат средством характеристики тех исторических персонажей, в чьи уста вложены, кроме того, они рисуют живую и довольно точную картину политической борьбы в греческих полисах. Политический идеал самого историка - умеренная демократия, уравновешенное смешение демократических и олигархических элементов в виде, например, существовавшего короткое время в Афинах после падения режима 400 олигархов в 411 г. правления 5 тыс. состоятельных граждан-гоплитов.

Ксенофонт (ок. 430 - после 356 г. до н. э.) - афинский историк и писатель, ученик Сократа. Судя по скудным данным о первой половине жизни Ксенофонта (до окончания Пелопоннесской войны), родом он был из семьи состоятельной и вращался в аристократических кругах, враждебно относившихся к афинской демократии и с симпатией - к Спарте. После восстановления демократии в Афинах (401 г. до н. э.) Ксенофонт покидает родину и поступает на службу в качестве наемника к персидскому царевичу Киру Младшему, силой попытавшемуся отнять престол у своего брата Артаксеркса. После гибели Кира Ксенофонт стал одним из военачальников отряда из 10 тыс. греческих наемников, возвращавшегося на родину в беспримерном марше по вражеской территории. Этому походу посвящено его сочинение «Анабасис» («Восхождение»). В середине 90-х гг. IV в. до н. э. Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, который стал для него любимым героем. Своего кумира афинский историк сопровождал в ряде военных кампаний, в том числе против коалиции греческих городов, в которую входили и Афины (Коринфская война); за это на родине Ксенофонт был приговорен к изгнанию. Много лет афинский изгнанник провел в подаренном ему спартанцами поместье в Элиде близ Олимпии, где наслаждался прелестями сельской жизни, охотой, а на досуге писал и принимал друзей. После того как в 371 г. до н. э. фиванцы разбили спартанцев в битве при Левктрах, Ксенофонт вынужден был переселиться в Коринф, где и скончался спустя несколько лет. В числе его сочинений - «Греческая история»; Ксенофонт как бы продолжает неоконченный труд Фукидида, описывая события с того самого места, на котором последний прервал повествование (с 411 г. до н. э.), и доводит рассказ до 362 г. до н. э. (битва при Мантинее). Особенно во второй части этого сочинения чувствуется пристрастное отношение автора к Спарте, чье общественное устройство он считал образцовым (об этом см. его «Лакедемонскую политию»), В «Киро- педии» («Воспитание Кира»), первом историческом и одновременно педагогическом романе в мировой литературе, Ксенофонт описал воспитание и жизнь идеального правителя - Кира Старшего (Великого), основателя персидской державы Ахеменидов. Другому идеальному царю и другу посвящено небольшое панегирическое сочинение «Аге- силай», написанное после смерти последнего. Идеалом гражданина и мудреца для историка был его учитель Сократ, памяти которого он отдает дань в «Сократических сочинениях»: «Меморабилии, или Воспоминания о Сократе», «Апология, или Защита Сократа на суде», «Пир». В «Домострое», где Сократ - также одно из главных действующих лиц, Ксенофонт дает советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Кроме того, афинский историк написал еще целый ряд трактатов на самые разнообразные темы: в «Доходах» даются советы афинянам, как улучшить сбор налогов, в трактате «О верховой езде» - практические рекомендации по уходу за лошадьми, в «Кинегетике» («Об охоте») восхваляется охота с собаками и т. д. Язык и литературный стиль Ксенофонта высоко ценился: его называли «аттической пчелой», так как речь его была слаще меда. Как историка многие современные исследователи ставят Ксенофонта ниже Фукидида, упрекая его в тенденциозности и сознательном замалчивании роли фиванских полководцев, заклятых врагов спартанцев.

Из греческих историков, относящихся к эллинистической и римской эпохам, чьи труды до нас дошли, самым популярным (и поныне) автором является Плутарх (ок. 46 - ок. 120 гг.). Родом из города Херонеи (Беотия), он, закончив образование в Афинах, путешествовал, общался со многими выдающимися людьми, в том числе с императором Траяном. Предположительно конец жизни Плутарх провел в родной Херо- нее, где сочетал публичные лекции и выступления на различные, главным образом морально-философские, темы с интенсивными литературными занятиями. Из огромного писательского наследия ученого (около 250 трудов) сохранилась примерно треть. Этические и морализирующие сочинения объединены в сборник под названиям «Моралии». В него вошли множество трактатов на самые разнообразные сюжеты: «Наставления супругам», «О воспитании детей», «Наставления о государственных делах», «О музыке», «О суеверии», «О доблестных деяниях женщин» и т. д. Но самым известным сочинением Плутарха, принесшим ему мировую славу, были его «Сравнительные жизнеописания» - параллельные биографии выдающихся греков и римлян. Объединяя героев в пары, греческий историк следовал принципу сходства в их нравах или судьбе: Тесей и Ромул, Кориолан и Алкивиад, Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон и т. д., всего 23 пары биографий и четыре непарных (персидского царя Артаксеркса, стратега Ахейского союза Арата, римских императоров Гальбы и Отона). Плутарх - в первую очередь биограф, а потом уже историк: его интересуют характер, индивидуальные качества героев и перипетии их судьбы, иногда он отклоняется от исторической точности ради литературного эффекта. Однако «Сравнительные жизнеописания» содержат множество драгоценных сведений по истории античных Греции и Рима. Плутарх как человек весьма ученый при работе над сочинениями пользовался обширным списком литературы, из которой до нас мало что дошло; его сочинения до сих пор - увлекательнейшее чтение для всех, кто неравнодушен к истории.

Помимо исторических сочинений исследователи при реконструкции и изучении истории Древней Греции пользуются произведениями художественной литературы, речами ораторов и сочинениями античных философов и ученых. Великие афинские трагедиографы V в. до н. э.,

Эсхил, Софокл, Еврипид, хотя и писали пьесы на мифологические сюжеты, но затрагивали и обсуждали в них многие актуальные вопросы тогдашней афинской политической жизни: например, отголоски споров вокруг реформы Ареопага можно уловить в «Эвменидах» Эсхила (трилогия «Орестейя»), где изображен суд Ареопага. Такие пьесы Еврипида, как «Андромаха», «Гекуба», в которых рисовались отрицательные образы спартанских правителей, отражали вражду между Афинами и Спартой, вылившуюся в Пелопоннесскую войну. Иногда сюжетом трагедии становилось вполне реальное событие, как в недошедшей до нас трагедии «Взятие Милета» Фриниха или в «Персах» Эсхила, посвященных греко-персидским войнам. В отличие от трагедии, Древняя комедия всегда откликалась на актуальные и злободневные темы, а в ее действующих лицах афинские зрители легко узнавали своих полководцев, политиков, ораторов и просто соседей. Все комедии Аристофана (ок. 445 - ок. 386 гг. до н. э.) - прекрасный источник о быте, нравах, политической борьбе, интеллектуальных спорах в Афинском государстве конца V - начала IV в. до н. э.

Ценным источником по общественной и частной жизни, политической борьбе, семейным отношениям, экономике, международной политике Афинского государства служат речи афинских ораторов - это около 110 речей (полностью или в отрывках), произнесенных в суде, и около 20 - в народном собрании, покрывающих период примерно с конца 20-х гг. V в. до 322 г. до н. э. Эти речи в древности приписывались группе авторов, входивших в сложившийся в эпоху эллинизма канон десяти лучших афинских ораторов: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Ликург, Гиперид и Динарх.

Размышления Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) о формах государственного устройства, политических лидерах, демократии («Протагор», «Законы», «Государство» и т. д.) - это не только политико-философский анализ, но и фиксирующий многие современные автору реалии исторический источник. Важнейшие сведения по истории Афинского государства содержатся в «Афинской политии» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - текст этого бесценного трактата, который считался утерянным, был обнаружен на найденном в Египте папирусе в 1890 г. «Афинская полития» - единственная уцелевшая полития из большого проекта, осуществленного Аристотелем вместе с учениками: описание политического устройства не менее 158 греческих полисов и варварских государств. Этот материал использовался великим философом при написании «Политики», в которой дан блестящий анализ форм государственного устройства на примере различных греческих полисов.

  • «История» разделена на девять книг по числу Муз (так придумалиалександрийские грамматики в эллинистическое время). Композиционно в «Истории» Геродота выделяются две части: в первой даетсягеографическое, этнографическое и историческое описание самих персов, родственных им индийцев и тех народов, которые были ими завоеваны или которых они пытались завоевать; вторая часть посвященасобственно Греко-персидским войнам. В ткань повествования органически вписываются прелестные новеллы (например, о лидийском цареКандавле, его жене и хитром оруженосце Гигесе; о Солоне и Крезе;о самосском тиране Поликрате и его перстне и пр.) - законченныероманы в миниатюре, основой которых может быть не только исторический факт, но и местное предание, сказка, фольклорный мотиви т. д. Эти вставки придают своеобразие и изысканную художественность стилю Геродота, но отнюдь не умаляют исторического значенияего сочинения. Работа с источником Прочитайте отрывок из сочинения Геродота и ответьте на вопросы: в чемотличие труда Геродота от предшественников-логографов? Присутствуют лиу него элементы исторической критики? Какие?
  • 55. Две черные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна -в Ливию, а другая к ним вДодону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волюбожества и исполнили ее. Голубка же, прилетевшая в Ливию, приказала основать там прорицалище Аммона. И это также - оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские жрицы. 56. Мое собственное мнение об этом вот какое. Если финикияне похитили тех женщин из храма и одну продали в Ливию, а другую в Элладу, тоэта последняя прибыла в Феспротию. Здесь в плену, будучи рабыней, она основала под мощным дубом святилище Зевса <...>. Когда она научилась затемэллинскому языку, то устроила прорицалище и рассказала, что ее сестру продали в Ливию <...>. 57. Голубками же, как я думаю, додонцы называли этих женщин потому,что те были из чужой страны <...> Когда затем голубка заговорила человеческим голосом, то это значит, что они стали понимать женщину. Покаже она говорила на чужом языке, им казалось, что она щебечет по-птичьи.Действительно, как же может голубка говорить человеческим языком! Когда
  • Древнегреческая комедия прошла в развитии три этапа: Древняя комедия (V -
  • нач. IV в. до н. э.), Средняя комедия (IV в. до н. э.) и Новоаттическая комедия (к. IV-
  • в. до н. э.).

Источниковая база истории Древнего Востока. Исторические источники – это все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучить прошлое человеческого общества, то есть все созданное ранее человеком и дошедшее до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д. История Древнего Востока, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Одна из самых главных проблем работы с ними – выявление адекватности и достоверности сведений, которые они содержат.

Из всех типов источников, наиболее информативными являются письменные (в первую очередь, документальные и нарративные) и памятники материальной культуры. Документальные письменные источники являются более объективными, чем нарративные. Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» – рассказ), являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора произведения. Это необходимо учитывать в процессе критики источника.

Огромная трудность в извлечении истинной исторической информации заключается в аутентичном переводе текстов, понимании истинного смысла информации. Еще одна трудность – фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока.

К наиболее знаменитым источникам по истории ведущих регионов Древнего Востока относятся: 1) Месопотамия: Эпос о Гильгамеше; законы Хаммурапи; зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня); Ворота Иштар; висячие сады Семирамиды; 2) Египет: Речение Ипусера; Книга мертвых; Розеттский камень; пирамиды в эль– Гизе; большой храм в Абу– Симбеле; 3) Индия: Рамаяна, Махабхарата, Веды, Вишну– смрити; законы Ману; Типитака; Артхашастра; Мохенджо– Даро; ступы; пещерные храмы Аджанты; 4) Китай: Ицзин (Книга перемен), Шицзин (Книга песен), Лао Цзы «Дао дэ цзын»; Великая Китайская стена.

Проблемы хронологии. Абсолютная и относительная хронология. Пожалуй, одной из наиболее остро дискутируемых и трудно разрешимых проблем ориенталистики является проблема хронологии. Обычно выделяют относительную и абсолютную хронологии. В основе относительной хронологии лежит упорядочение событий прошлого в соответствие с определенной схемой, выделение последовательности этапов истории. Абсолютная хронология – это датировка событий истории в рамках общепринятой системы временных координат. На современном этапе началом отсчета нашей эры считается рождение Иисуса Христа.

Народы Древнего Востока, как правило, избегали представлений о линейности исторического времени. Никогда на Древнем Востоке не существовало единой системы летоисчисления, отсутствовала единая эра. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени. Трудности в установлении абсолютной хронологии обусловлены также характером и состоянием источников, зачастую не поддающихся датировке ни по прямым, ни по косвенным данным. К тому же, нужно учитывать, что в странах Древнего Востока применялись различные календарные системы. Были лунные, солнечные и смешанные лунно– солнечные календари, имевшие иногда значительные расхождения с длительностью астрономического года. Поэтому установить точные даты многих событий древней истории очень сложно, тем более перевести их в современную систему летоисчисления. Вполне естественно, что по поводу таких датировок до сих пор идут ожесточенные дискуссии.


Единственной возможностью для хронологии является выявление опорных дат. Наиболее показательным достижением стало установление точной даты битвы между мидийским и лидийским войсками на берегу реки Галис в Малой Азии. По упоминанию о произошедшем во время боя затмении астрономы четко высчитали, что такого рода затмение могло происходить здесь только 29 мая 585 г. до н.э.

Поскольку для большинства периодов такие даты отсутствуют, большую роль играет метод исторических синхронизмов, то есть выявление одновременно происходящих событий и действующих лиц в истории различных стран. Основной вклад в развитие этого метода сделало открытие Телль– Амарнского дипломатического архива, в состав которого входят около 350 клинописных текстов, представляющих переписку фараонов Нового царства с многочисленными правителями Вавилонии, Ассирии, Митанни, Хетского царства, государств и городов Восточного Средиземноморья. Изучение этого архива позволило уточнить временную сетку событий и действующих лиц на всем огромном пространстве Ближнего Востока.

Вспомните. Известные вам науки и как они называются.

Физика изучает происходящие в природе процессы от падения яблок с дерева до электрического тока.

Астрономия изучает движения звёзд, планет, астероидов и всего другого, что летается в космосе.

Химия изучает свойства разных веществ и их смесей.

Филология изучает слова, их состав, происхождение и т.д.

1. Как называется наука, изучающая жизнь людей в прошлом?

Эта наука называется историей.

2. Как вы понимаете, что такое источник? Назовите основные исторические источники.

Источник – это то, что доносит до нас информацию о прошлом в первичном виде, в отличии от исследования, которое использует информацию источников.

Источники делятся на вещественные и письменные.

3. Расскажите о науках, которые помогают изучать историю. Поясните, как находки археологов оказались под землей.

Прежде всего, историю помогает изучать археология. Это наука, которая находит и изучает вещи, оставшиеся от прошлого. Эти вещи иногда засыпает песком, иногда (при извержении вулкана) – вулканическим пеплом, но чаще – так называемым культурным слоем. Когда люди живут на одном месте, они что-то выбрасывают, элементарно наносят землю на обуви и т. д. Уровень земли в городах неизбежно поднимается и скрывает вещи, которые кто-то случайно уронил, оставил, а потом не забрал и т. д. Иногда вещи специально закапывают в землю, чтобы, к примеру, их не нашли враги – это называется кладом.

Помогает изучать историю нумизматика. Это наука о монетах, про то, кто когда и почему чеканил те или иные монеты.

Палеография – это специальная наука, которая изучает форму букв и по ней может сказать, когда создан документ.

Филология также помогает изучать прошлое. Со временем язык меняется. Учёные исследуют эти изменения и говорят, например, какие народы родственны друг другу (так как их языки родственны), то есть когда-то жили на одной территории. Часто слова из других языков сохраняются в названиях городов, рек, озёр, лесов и т. д. По этим названиям можно понять, какие народы жили на этой земле когда-то, пока не пришли нынешние обитатели.

Прошлое помогают изучать и другие науки, которые, как может вначале показаться, для этого не предназначены. Например, медицина изучает болезни человека и историей обычно не связана. Но когда нужно понять, почему началась та или иная эпидемия, или почему умер тот или иной известный деятель, на помощь приходят именно врачи.

Геология изучает развитие в основном горных и осадочных пород, в то время как история – развитие общества. Но иногда историки обращаются к геологам, например, когда нужно определить дату извержения вулкана, которое оставило значительный след в истории.

То есть в изучении истории могут помочь самые разные науки в зависимости от того, какие задачи следует решить.

4. Как вы считаете, нужно ли современному человеку изучать историю Древнего мира?

Без истории невозможно понять настоящее. Только так видны истоки современных процессов, а значит – их суть. Потому современному человеку нужно изучать всю историю, включая и историю Древнего мира, начиная с самых первых ростков цивилизации.

жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества. Инанна - дочь Энки или Наи­ны и сестра или супруга солнца, которую собратья обошли при первоначальном разделении обязанно­стей. В ответ на ее жалобы боги даруют ей дивную красоту и способность сеять раздор, разжигать распри и войны. Как богиня планеты Венера, Инан­на обозначалась звездой с восемью лучами; другой ее атрибут - лунный серп в виде рогов. Инанна - воплощение чувственной любви и таинственных сил природы. С ее именем связаны самые увлекатель­ные и искусные по композиции сказания. Мифоло­гический цикл «Инанна - Думузи», повествующий о любви богини и пастушьего бога, содержит мно­жество лирических песен, которые исполнялись на празднестве священного брака между царем и вер­ховной жрицей. Инанна как истинно природное бо­жество обречена проходить круговорот умирания - воскрешения в своем ежегодном путешествии в под­земное царство. Лишенная там своей волшебной силы и пораженная «взглядом смерти» подземной богини Эрешкигаль, Инанна будет вынуждена ради спасения разделить пребывание под землей со сво­им супругом Думузи. Так шумерская Венера обре­тает черты еще по меньшей мере двух знаменитых божеств, известных нам по египетской и греческой мифологии: Осириса и Персефоны.

Именно такой жизненный круг проходит аккадс­кая богиня Иштар (Астарта), попадающая однаж­ды в «страну без возврата». Со II тыс. до н. э. культ Инанны распространяется у хурритов и хеттов, где она отождествляется с местными богинями. Вобрав в себя некоторые черты обрядов, посвя­щенных Великой матери, культ богини типа Инан-ны-Иштар воплотил в себе важнейший мифологи­ческий мотив - повествование об умирающем и воскресающем божестве, чья загадочная гибель оказывается сплетенной с темой неумирающей природной силы, возрождения и возвращения вес­ны. Такова же и западносемитская богиня Астарта, воительница и «госпожа колесниц», владычица любви и морской стихии, почитавшаяся не только в утаритской мифологии, где впервые встречается упоминание о ней, но и у египтян и финикийцев. В Древнем Египте она отождествлялась с богиней Сехмет либо представала под своим собственным именем; в Карфагене ее образ повлиял на пред­ставления о крылатой богине Таннит. Культ женс­ких божеств, подобных Инанне-Астарте, был свя­зан с оргиастическими празднествами во имя плодородия, включавшими не только экстатичес­кие обряды, но нередко и самоистязания в каче­стве жертвы богине. Иннана-Иштар к тому же


еще и соединительное звено между космологичес­кими и героическими мифами. Одно из известней­ших сказаний шумеро-аккадского цикла повеству­ет о ее попытках добиться любви Гильгамеша, величайшего из героев эпоса «О все видевшем».

Множество культур и царств, вплоть до Кипра и Греции, приняли этот тип женского божества в свой пантеон, и далеко не случайно с такой оже­сточенностью вели борьбу с астартическим куль­том иудейские пророки, создававшие великую ре­лигию единого Бога.

Круг вавилонских божеств в целом весьма близок шумеро-аккадским. Главный его персонаж - «бо­жественный господин Вавилона» - Мардук, став­ший центральным божеством в период правления Хаммурапи. Мардук - владыка мирового порядка, мудрости, врачевания; судья, отец и повелитель остальных богов. Однако не он является самым старшим в вавилонском пантеоне. Прародительни­цей богов, удивительно похожей на древнегречес­кую Гею, является богиня довременного мирового хаоса Тиамат, некогда побежденная Мардуком. Пос­ледний же, подобно греческому Зевсу, возглавляет создание подчиненного законам Космоса, в частно­сти, создавая таблицы мировых судеб. Впослед­ствии эта роль достается его сыну Набу, богу наук и письменности. Мардук изображался в виде змеи с головой грифона, его обязательными атри­бутами были палка с кольцом и бумеранг. В число вавилонских божеств входили также царь подзем­ного мира Нергал и повелитель, защитник людей, бог счастливой войны, создатель скотоводства, строитель и целитель Нинурта.

В вавилонской эпико-мифологической литерату­ре господствует образ бога-воителя, поражающего чудовище, - в отличие от литературы шумерс­кой, где этот подвиг совершается смертным героем. В шумеро-аккадской, но еще более ярко - в ва­вилонской мифологии возникает характерный сю­жетный мотив, устанавливающий взаимосвязь ми­ровых судеб и подземного царства. Таблицы судеб, которыми владеют боги, определяют движение мира и мировых событий. Пишутся они в подзем­ном, загробном мире. Основу судеб составляют мо­гущественные силы и законы, называемые в ми­фологии Востока «ме». В мифах перечисляются «ме», представляющие все области жизни и куль­туры древней цивилизации: царские и жреческие функции, знаки власти, моральные установления, искусства и ремесла и т. д.

Религиозно-мифологические представления жи­телей Древнего Двуречья прямо воздействовали на формирование их искусства. Мир мифологичес­ких сказаний, тесно переплетенный с записями об исторических победах царей и героев, нашел отра­жение в монументальных каменных стелах, по-

Источники по истории Древнего мира.

Источники письменные и археологические.

Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).

Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ

Несмотря на тот факт, что с публикации первопроходческой работы Сен-Круа в 1784 году (с пересмотренным Силвестром де Саси изданием 1817 года), «Символики» Крейцера в 1810-м и особенно Aglaophamus Лобека в Кенигсберге в 1829 году религиям мистерий было посвящено огромное количество работ, очень трудно передать современному уму адекватное представление о том, чем была религия мистерий в греческий или римский период . Это затруднение вызвано несколькими факторами. По самой природе темы то соблюдение тайны, которое требовалось от посвященных, делало невозможным для посторонних знакомство с внутренней историей религиозных обществ; такую историю могли написать только те, кому обеты запрещали разглашать мистерии. Конечно, были и некоторые вещи, связанные с этими культами, которые участники могли разглашать где хотели. Кроме того, последователи мистерий, находясь в повседневном контакте с другими людьми, побуждаемые желанием завоевать новых сторонников, обсуждали свои религиозные взгляды и указывали на определенные преимущества своего культа. Не было запрета на то, чтобы говорить о блаженстве, проистекавшем из посвящения. Были также и образованные люди, такие как Плутарх, Порфирий, Ямвлих, Юлиан и Прокл, которые приняли таинства мистерий и выражали религиозные идеи этих мистерий в своем философском учении, не раскрывая деталей инициаций. Некоторые черты этих религиозных объединений и жизни, которую вели их приверженцы, были очевидны для всех: например, то, что по крайней мере в некоторых культах происходили более или менее регулярные моления членов общины, что существовала сильная товарищеская связь между верующими, которая облегчала жизненные трудности, что объединение поддерживали добровольные приношения верующих, что иногда у них было общее кладбище и т. п. Участникам мистерий (мистам ) иногда было позволено исповедовать свою веру публично посредством некоторых символов (symbola ) или знаков (signa ). Такие формулы были доступны, например, Демосфену, Клименту Александрийскому или Фирмику Матерну: они не выдавали ни ритуала, ни литургии, ни характера и применения таинств, и они были понятны только тем, кто был вооружен знанием мистериального гнозиса . Фраза «Я стал мистом Аттиса» говорила постороннему человеку не более, чем исповедование «Иисус – Господь» передавало внутренний смысл agape. В этом плане очень познавательна процедура, о которой рассказывает Апулей. Уверив читателя, что он не осмеливается открыть, «что там говорилось, что делалось» (quid deinde dictum, deinde factum) во время его инициации в Кенхерее, он повторяет длинный symbolum (Acessi confinium Mortis и т. д. XI. 23) и потом сообщает читателю: «Вот я тебе и рассказал, а ты, хотя и выслушал, должен остаться в прежнем неведении» . Только для сознания орфика фраза «козленок, я упал в молоко» говорит о мистической идентификации с ДионисомЭрифом, богом воскресения и перерождения . Однако мы по отношению к этим древним культам находимся в худшем положении, чем современный историк мог бы быть по отношению к масонам. Масон может не раскрывать своих тайн, в то время как посторонний человек может зафиксировать только такие обряды масонства, которые открыты для всех, или такие черты, о которых братья говорят открыто.

У нас есть лишь несколько литературных произведений, которые говорят о мистериях, много отдельных упоминаний, стихи, фрагменты гимнов и молитв, испорченные надписи, поврежденные папирусы, эмблемы культа, барельефы, фрески, расписные вазы, разрушенные часовни и храмы. Это разнообразный и не полностью сохранившийся материал, на основе которого мы должны попытаться реконструировать прошлое. Наши трудности еще увеличиваются из-за неопределенности хронологической последовательности и нашего незнания определенных обычаев или верований в отдельно взятом культе в отдельный период длительной истории мистериальных религий с VI века до н. э. до V века н. э. В течение веков от Александра Великого до Константина эти мистерии пережили волшебное превращение, приспосабливаясь, как их и приспосабливали постоянно, к требованиям современности. Далее, когда начинает возрастать количество сведений в литературе, надписей и памятников, все мистерии становятся все более и более затронутыми религиозным синкретизмом и в доктрине, и в культе, и, таким образом, из-за заимствований и взаимодействий они приближаются друг к другу, так что во многих аспектах становятся неотличимыми.

Еще одна проблема – это примирить наши фрагментарные заметки, создавая какую бы то ни было реконструкцию. Часть нашей информации приходит из дружески настроенных источников, некоторая – из источников откровенно враждебных, и некоторая – от профессиональных апологетов мистерий. Христианское иконоборчество не только разрушило храмы, свергло алтари и уничтожило по мере возможности все следы литературы и литургии мистерий, но в своей апологетике христианские писатели представляли (или, скорее, неправильно представляли) культы мистерий в таком свете, что иногда так и хочется спросить, чем же они могли так сильно привлекать к себе в древности религиозно настроенные умы. Древние писатели не согласны в том, какие именно эффекты производила инициация, хотя большинство считает, что участие в мистериях являлось спасительным. Действительно, для древнего приверженца культа было бы нелегко дать рассказ о своем культе, который был бы приемлем для его братьев, поскольку мистерии были столь неопределенны по своей форме и туманны в плане мировоззрения, что очень многое предоставлялось воображению каждого отдельного человека. Поэтому в древности верующий находил в своей мистериальной религии то, что он искал , или то, что он привносил в нее. Об этом, как и о всяком религиозном культе, мы можем сказать вместе с Гете:

Ein jeder sieht was er im Herzen tr?gt .

Человек входил в мистериальный культ по различным причинам: были все ступени веры и неверия, нравственности и распущенности, мистицизма и реализма. Человек плотский мог найти в оргиастических процессиях и полночных пирушках возможности побаловать себя; суеверные приходили потому, что формулам и священнодействиям приписывалось магическое значение; образованные люди в материальном и физическом могли увидеть символы Истины, дорогие их сердцу; аскет смотрел на инициацию как на средство сдержать свое тело и дать свободу духу; мистик в энтузиазме или в экстазе наслаждался блаженным видением, входя в общение с Богом или проходя обожествление. Там, как и всегда, было «много званых, да мало избранных». Эта разница во взгляде на epoptae возникала легко из-за их гетерогенных элементов, или, скорее, из-за разных страт религиозной истории, включенных в мистерии. Можно было затронуть любую ноту в религиозном диапазоне – от самого грубого материализма Фригии до самых чистых устремлений неоплатонизма. Мистерии имели чувствительную и иногда даже чувственную сторону, но они никогда не могли бы соревноваться с христианством, если бы у них не было ярко выраженного религиозного характера. Свободные от национальных и политических ограничений государственных церквей, они удивительным образом приспособились к потребностям каждого века, сбросив то, что было неприятным или явно оскорбительным; но им никогда не удавалось полностью избавиться от примитивного натурализма и магии, в которой процветало суеверие.

История не может воскресить для нас психологию тех, кто собирался на вечерние или утренние службы в храме Исиды, кто принимал участие в оргиастических процессиях Кибелы, кто встречался в молчаливом созерцании в часовне Митры, кто глубоко вдумывался в герметические откровения, пытаясь найти адекватное понимание Бога. Нам приходят на помощь антропология и сравнительное религиоведение, и изучение истории руководит нами, показывая, насколько современной, по сути своей, была греко-римская эпоха в своих стремлениях и интуициях. Таким образом, мы можем с достаточной степенью уверенности проследить наш путь назад от религиозной психологии нашего времени и в свете ее прочесть священные литургии прошлого.

Мистериальные религии представляют собой пленительную тему для тех, кто полагает: «Знаю, знаю, к общей цели ход столетий устремлен» и что этот ход человечества направлен к Богу. Наше исследование показывает, что в широкой перспективе побеждает духовное, что у человека есть религиозный инстинкт, удовлетворение которого лишь обостряет этот инстинкт и обнажает еще большую потребность в духовном, что в нашем существе есть прирожденный идеализм и духовность, которая преображает самые грубые акты богопочитания в возвышенные таинства и которая оставляет позади грубый натурализм, чтобы созерцать материальные символы божественного.

Из книги Колесницы богов автора Дэникен Эрих фон

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Математическая хронология библейских событий автора

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Создают «древние источники» Откуда нам известны сочинения «древних» писателей? Вот подробный обзор профессора В.В. Болотова в «Лекциях по истории древней церкви» . Формально он касается лишь источников, относящихся к истории церкви. Но подавляющее большинство

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Древние и их письменность По-видимому, настанет время, когда египтологи, игнорирующие сейчас эти научные знания, нашедшие отражение в египетской традиции, все-таки придут к выводу, что египтяне сами сделали эти удивительные открытия. Но это окажется с их стороны

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ДРЕВНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ На Пасху 1900 г. группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм. Подхваченные течением, они в конце концов оказались на почти

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

ДРЕВНИЕ ПАРСИ Извлечение из Зенд-Авесты Зороастра с дополнительными замечаниями Прежде, нежели представим мы читателям своим краткое извлечение из сочинения парсского законодателя, правоучителя и врача Зороастра, окинем беглым взором то, что нам говорит об этом народе

Из книги Клеопатра. Последняя Из Птолемеев автора Грант Майкл

Древние источники Из современников Клеопатры о ней писали, пожалуй, только Юлий Цезарь в «Записках о гражданской войне», один из его командиров, автор «Александрийской войны», и один из учителей детей царицы, Николай из Дамаска. Первые двое писали по-латыни, второй –

Из книги Тайные культы древних. Религии мистерий автора Энгус С.

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ Несмотря на тот факт, что с публикации первопроходческой работы Сен-Круа в 1784 году (с пересмотренным Силвестром де Саси изданием 1817 года), «Символики» Крейцера в 1810-м и особенно Aglaophamus Лобека в Кенигсберге в 1829 году религиям мистерий было посвящено

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала - Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

В древние времена С древних времен основную силу римской армии составляла пехота. Именно с ее помощью римляне завоевали весь мир. Поэтому пехоте уделяли особое внимание, чтобы она всегда оставалась в высшей степени готовности. Римская пехота была прекрасно вооружена

Из книги Юлий Цезарь. Жрец Юпитера автора Грант Майкл

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ Не существует надёжной прижизненной биографии Цезаря. Попытка составить его жизнеописание в наши дни означает необходимость анализа массы не всегда точных и не всегда надёжных свидетельств из различных источников информации.Римские писателиЦезарь

Из книги Гиперборейцы. Дети солнца автора Фомина Ольга

Глава 15. Древние источники Приведем еще немного трудов древних, из которых читатель сам сможет сделать свои выводы о Гиперборее. Итак, начнем.Гесиод (ок. 700 до н. э.). Первый греческий поэт. «Труды и дни», 109–120 пер. В. Вересаева: «Создали прежде всего поколенье людей

Из книги Гаты Заратуштры автора Стеблин-Каменский Иван Михайлович

Из книги Угреша. Страницы истории автора Егорова Елена Николаевна

Древние обители Древние обители плеядой Встали на земле Руси Святой Утешеньем, светочем, отрадой Для людей в боренье с суетой. В Киеве, Дивееве, Сарове, На Угреше, в Угличе, в Москве Символом Божественной любови Купола сияют в синеве. Осеняют города и веси Сонмы

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной скалигеровской истории»



Поделиться