Осознание философского смысла сказки Х.К. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"

Сказочная и удивительная история «Стойкий оловянный солдатик» всегда интересна детям, так как рассказывает о сильной, но короткой любви двух героев, которые за весь сюжет не говорят ни одного слова. Но заканчивается эта история о сильной любви трагично и печально.

Сборник Андерсена «Сказки, рассказанные детям»

В 1935 году в Дании выходит небольшая книга уже известного детского писателя. Этот сборник имел огромнейший успех и моментально расходился в продаже. Даже сам автор не ожидал, что его небольшие, но поучительные сказки будут пользоваться таким успехом.

В этот сборник вошла и сказочная история «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание которого есть в этой статье. После выхода данной книги появилась в Дании и новая традиция: книгу Ханса Христиана Андерсена теперь стали переиздавать в одно и то же время. Каждый раз она выходила из печати накануне Рождества и новогодних праздников, и ее приобретали родители, чтобы сделать приятный и долгожданный подарок своим детям.

Краткое содержание сказки «Стойкий оловянный солдатик»

На день рождения малышу преподносят подарок. Это двадцать пять маленьких солдатиков, сделанных из олова. Но вот только один из них сильно отличается от остальных. А все потому, что когда игрушки делали, то при отливе материала оказалось мало, и воин остался без одной ноги. В сказочной и поучительной истории Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» краткое содержание помогает понять основную идею произведения. Ночью игрушки оживают. И это уже интересно малышам, ведь они мечтают, чтобы так было.

Когда все игрушки в комнате мальчика оживают, то солдатик, который наблюдал за всем, увидел маленькую и хрупкую танцовщицу, в которую сразу же влюбился. Танцовщица была прекрасна! Каждое ее движение, каждый взмах руки - все это было великолепно. Но автор в сказке «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание всегда интересует детей разного возраста, показывает и то напряжение, и тишину, которая воцаряется в комнате, когда появляется страшный тролль. Он сразу же замечает солдатика и, увидев, что тому понравилась танцовщица, делает предупреждение, чтобы он даже не смотрел на нее.

Но воин совсем не обращал внимания на грозного тролля и продолжал любоваться тонкой и хрупкой балериной. Тогда злодей пообещал, что обязательно с ним разберется. Так и происходит в сказке «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание продолжим тем, что утром игрушку поставили на подоконник, а окно было открыто. Подул ветер, он не смог устоять на одной ноге и выпал. Пока он лежал под окном, прошел дождь.

Вскоре игрушку находят мальчишки, они сделали небольшой кораблик из бумаги и посадили в него солдатика, пустили в канаву. По дороге сначала происходит столкновение с крысой, а затем, когда корабль переворачивается, игрушку проглатывает рыба. Она попадает на стол хозяина того дома, где раньше и жил солдатик из олова. И все же конец печален: игрушку мальчик швыряет в камин. Туда же ветер уносит и танцовщицу.

Экранизация

Сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание которой есть в этой статье, экранизировали и в России, и за рубежом. Самой лучшей работой является мультипликационный фильм с одноименным названием, который вышел на экраны в 1976 году.

Хотя до этого уже были попытки экранизировать сказку Андерсена. Первая состоялась в 1934 году. Режиссером был Аб Айверкс, а мультфильм назывался «Джек в коробке». Были и другие попытки.

Жили-были однажды двадцать пять оловянных солдатиков, которых отлили из одной большой оловянной ложки, и поэтому все они были похожи, словно братья, с ружьями на плечах и в одинаковых красно-синих мундирчиках. Все, кроме последнего, двадцать пятого... На него не хватило олова, и поэтому у него была лишь одна нога. Но на этой единственной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух.

Стойкий Оловянный Солдатик любил маленькую Танцовщицу, которая на одной ножке стояла перед своим игрушечным замком, - и, если глядеть из коробки, в которой жили солдатики, то казалось, что у нее тоже всего одна нога. Солдатик думал, что из нее выйдет для него идеальная жена.

Но Тролль, живущий в табакерке, старый и мудрый, приревновал красавицу к маленькому Оловянному Солдатику и напророчил ему страшную беду.

Но Оловянный Солдатик был стойким и не обращал на него внимания.
И вот по вине ли злого Тролля или само собой случилось вот что. На следующее утро, когда Солдатик стоял на подоконнике, порыв ветра внезапно сдул его, и он полетел вниз, прямо на мостовую, где застрял между двумя булыжниками.

Маленький мальчик, хозяин игрушек, и горничная вышли на улицу и долго искали солдатика. Но, хотя они едва не наступили на него, все же так и не увидели... Вскоре пошел дождик, и им пришлось вернуться в дом. А Оловянный Солдатик лежал на мостовой и грустил. Ведь он не знал, увидит ли когда-нибудь вновь свою прекрасную Танцовщицу...

Когда дождь кончился, на улице появились двое мальчишек.
- Гляди-ка, оловянный солдатик! - сказал один. - Давай отправим его в плавание!
И вот они смастерили из газеты лодочку, посадили в нее Солдатика и пустили плыть в сточную канаву.

Боже, сохрани меня! - думал Оловянный Солдатик. - Что за ужасные волны, да и течение такое сильное!
Но, невзирая на страх, он стоял все так же прямо и стойко.
А лодочка все плыла и плыла по сточной канаве и вдруг скользнула в канализационную трубу. Там была тьма хоть глаз выколи, и бедный маленький Солдатик ровным счетом ничего не видел.
"Куда я плыву? - думал он. - Во всем виноват этот злобный Тролль. О, если бы только моя маленькая Танцовщица была со мною, то я стал бы в десять раз храбрее!"

А лодочка плыла все вперед и вперед, и вот впереди забрезжил свет. Вода из трубы, оказывается, утекала прямо в речку. И лодочка завертелась волчком, а с нею вместе и Оловянный Солдатик. И вот бумажная лодочка черпнула бортом воды, намокла и начала тонуть.
Когда вода сомкнулась над его головой, Солдатик подумал о маленькой танцовщице... Тут бумага совсем размокла. Но вдруг Солдатика проглотила большая рыба.

В желудке у рыбы было еще темнее, чем в канализационной трубе, но мужество не покидало Солдатика. И тут рыба начала метаться и дергаться.

Но вот рыба затихла, потом блеснул яркий свет и чей-то голос воскликнул: - Смотрите, это солдатик!

Оказывается, рыбу поймали, отнесли на рынок, а там ее купила повариха из того самого дома, где начались все приключения нашего Солдатика. Его снова отнесли в детскую, где его уже дожидалась маленькая Танцовщица.

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

— Ну постой же! — сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:

Вперёд стремись, о воин,
И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба. Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!» Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние. Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец! А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» — игрушечный солдатик, отлитый из олова. Вместе с другими оловянными солдатиками его подарили на день рождения одному мальчику. Надо сказать, что от своих братьев главный герой сказки отличался тем, что у него была только одна нога. Для изготовления этих солдатиков использовали оловянную ложку, и на него олова чуть-чуть не хватило. Но солдатик стоял стойко даже на одной ноге.

Всех подаренных солдатиков мальчик расставил на столе, где было еще много других игрушек. Самой красивой игрушкой был картонный дворец, перед которым находилось зеркальное озеро с лебедями. На пороге дворца стояла на одной ножке его хозяйка, танцовщица. Солдатику она настолько понравилась, что он только о ней и думал.

Когда все в доме улеглись спать, игрушки ожили и стали играть сами по себе. Из табакерки, за которой стоял солдатик, выскочил злой тролль. Ему не понравилось, что солдатик смотрит на танцовщицу, и тролль затаил злобу.

Утром дети переставили солдатика на окно и от порыва ветра он выпал на улицу. Солдатика искали, но не нашли. Прошел сильный дождь и канавы были полны воды. Два мальчика, проходившие мимо, нашли солдатика. Они решили соорудить для него лодку из газеты и отправить в путешествие по воде. Течение было сильное и солдатика быстро уносило в реку. Он стойко переносил опасное плавание и думал о танцовщице. В какой-то момент бумажная лодка начала тонуть, но солдатик так и не попал на дно реки. Его проглотила большая рыба.

В брюхе у рыбы было темно и тесно. Но солдатик был стойким, он терпеливо сносил все трудности. Прошло время и солдатик увидел свет. Оказывается, рыбу поймали рыбаки, и с рынка кухарка принесла ее в дом, где начала разделывать. Чудом было то, что солдатик снова попал в тот самый дом, откуда началось его путешествие. Обрадованная кухарка отнесла солдатика детям. Он вновь увидел знакомые игрушки и прелестную хозяйку картонного замка.

В этот момент один из мальчиков, возможно, подученный злым троллем, неожиданно схватил солдатика и бросил его в печку. От жара пламени солдатик, сделанный из олова, начал таять. И в эту минуту от порыва ветра картонная танцовщица взлетела и приземлилась прямо в пламени печи, рядом с оловянным солдатиком. Она тут же сгорела, и солдатик к тому моменту тоже растаял.

Утром служанка нашла в печи лишь комочек олова, который был похож на сердце и обгорелую брошку, что когда-то висела на шее картонной танцовщицы.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Стойкий оловянный солдатик» состоит в том, что стойкость порой творит чудеса. Если есть способность переносить все невзгоды и лишения, то обязательно вернешься к тем, кого хочешь видеть. У этой сказки, по вине злого тролля или по случайности, грустный конец, но главные герои сказки, в итоге, оказались вместе.

Сказка «Стойкий оловянный солдатик» учит не обращать внимания на зависть и ненависть, которая, порой исходит от некоторых недоброжелателей. Быть стойким – значит уметь преодолевать трудности и не сгибаться под ударами судьбы.

В этой сказке мне понравился оловянный солдатик, который стойко сносил все удары судьбы. Он хотел быть вместе с танцовщицей — он с ней и остался.

Какие пословицы подходят к сказке «Стойкий оловянный солдатик»?

Кто крепко держится, тот побеждает.
Стойким и счастье помогает.

Цель:

  • Создать условия, способствующие осознанию философского смысла сказки.
  • Развивать образное мышление, творческие способности, способность воспринимать различные виды искусств.
  • Воспитывать любовь к художественному слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

Ход урока

  • Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка).
  • А значит мы отправимся куда, мы отправимся в: (сказку) - хором дети.
  • Что такое сказка?

(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) - говорит ученик.

Какие бывают сказки?

Что у них общего и чем они отличаются?

Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем.

Какие недостатки людей осуждаются в сказках?

(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)

А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?

(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).

- "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". А.С. Пушкин (на доске)

Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.

Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.

I. Сообщение темы.

У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие:

А). Прочитайте заглавие сказки.

Что можно узнать из заглавия?

Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

На доске:

  1. Прочный, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

Физминутка.

Б). Рассмотрите иллюстрации.

Что можно предположить?

(Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

Значит, в каком значении по-вашему мнению, употреблено слово стойкий в заглавии?

(Непоколебимый, упорный, твердый духом).

Как вы думаете, какая это сказка?

1. Грустная или веселая?

2. Волшебная или анималистическая?

Что о нем вам известно? (Выступление детей).

В). Обобщение учителем.

Геннадий Цыферов в книге "Мой Андерсен" пишет: "Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит:"

Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда останется в сердце.

Учитель: Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки.

Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки?

Может быть кто-то знает?

Предположения детей:

Ученик: - Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то. Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка.

Физминутка.

III. Итак мы отправляемся в путешествие:

Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы должны ответить на самый главный вопрос:

Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?

Вывод учителя:

В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.

Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).

Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:

IV. Анализ сказки (выборочное чтение).

I часть

Ключевой вопрос:

Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?

На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.

Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)

(он особый, самый замечательный:)

Что говорит о его внутренних качествах?

(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))

Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней (стр. 39, 5))

О чем он подумал?

(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))

О чем говорят его первые слова?

Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"

Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он нереальность осуществления своего желания).

Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)

("Но познакомиться с ней:")

(Поухаживать для игры, для забавы).

Как эти мысли и чувства характеризуют солдатика?

Раскрывают ли они главное в нем?

(ведь легкомыслие, игривость не соответствует тому образу героя, который создается в тексте сказки)

Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор.

II часть

Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)

О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?

Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

(Игрушки играют так же, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом).

(Это говорит о культуре девочки и женщины, об уважительном отношении мальчиков и девочек, о дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)

Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2) (дети)

Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей (стр. 39, 3)

(Зародились таинственная и бескорыстная любовь)

"Вдруг выскочил:"

Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)

Кто такой тролль?

(Злой волшебник, чертенок)

Откуда он взялся и за что мстит солдатику?

(Тролль - это воплощение внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств: зависти, о которых мы говорили раньше. И за это мстит ему тролль).

Что случилось утром? (стр. 40, 6)

Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

И первое испытание солдатик выдержал как? (Достойно стр. 40, 7)

Почему он не стал кричать и звать на помощь? (стр. 40, 8)

Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)

(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: Вот это "чудное мгновение" и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушение, победить зло и достойно выдержать испытание.

Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке. (стр. 42, 2)

Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (стр. 43, 3)

V. Итог.

Счастливый ли конец у сказки?

(И да и нет)

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

Услышали ли вы "звон грусти" в этой сказке?

О чем звенит сказка "Стойкий оловянный солдатик"?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость - все как в настоящей жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику "Королю сказок" в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник. А также памятник одному из героев сказок - Русалочке. Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.

VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз памятника любимым вами героям сказок Андерсена и объясните свой выбор.



Поделиться