Виды управленческих административно правовых отношений. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Административно-правовое отношение – это урегулирован­ное административно-правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантиро­ванных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

    возникновение на основе норм административного права;

    возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

    наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

    участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

    правовые отношения имеют много разновидностей;

    реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

    споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Административно-правовые отношения могут возникать между:

Органами государственного управления (например, исполкомом и РОВД);

Органом государственного управления и общественной организацией (например, РОВД и штабом ДНД);

Между органами государственного управления и гражданами (например, между РОВД и гражданином).

Следовательно, субъектами административно-правовых отношений являются:

Органы государства;

Государственные учреждения;

Предприятия и организации;

Институты гражданского общества и их представители;

Граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются права и обязанности, предусмотренные для данного правоотношения.

Характерные особенности административно-правовых отношений.

1. Они складываются только в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в процессе государственного управления.

2. Одной из сторон (субъектом) обязательно выступает государственный орган или его полномочный представитель.

В отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами.

3. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон – и органа управления, и гражданина, и других.

Особенностью их возникновения является то, что согласие второй стороны не является обязательным условием (в отличие от гражданско-правовых отношений договорного характера). Это значит, что административные правоотношения могут возникнуть и вопреки желанию одной из сторон. Поэтому, например, когда гражданин подает заявление или жалобу, соответствующий орган обязан принять ее к рассмотрению, независимо от того, есть или нет желания это сделать.

4. Между сторонами (субъектами) административно-правовых отношений могут возникать споры, поэтому особенностями этих отношений является то, что, как правило, споры разрешаются в административном порядке, а не в судебном порядке.

Так, если гражданин не согласен с административной комиссией, наложившей на него штраф за нарушение паспортных правил, он имеет право подать жалобу в исполком, при котором образована административная комиссия.

5. Ответственность наступает не перед второй стороной, что характерно, например, для гражданско-правовых отношений, а перед государством.

Виновная сторона отвечает перед уполномоченным на то органом управления (должностным лицом). Так, например, мелкий хулиган, оскорбительно пристававший к гражданам, несет ответственность не перед последним, а перед государством в лице милиции, стоящей на страже общественного порядка. Такой порядок ответственности понятен, ибо нарушаются интересы государства в области (сфере) государственного управления.

    Государственная служба и государственные служащие.

В юридической литературе в понятие «государственная служ­ба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функ­ций государства. Как социальное явление государственная служба – это ис­торически сложившаяся, устойчивая форма организации совмест­ной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.

В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение этого понятия: государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государ­ственных органов.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государ­ственной деятельности, поэтому можно выделить несколько ви­дов государственной службы.

В органах ветвей власти: служба в органах законодательной власти; служба в органах исполнительной власти; служба в органах судебной власти.

В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуще­ствляется: служба в органах внутренних дел; служба в прокуратуре; служба в таможенных органах; служба в налоговых органах и т.д.

В зависимости от места органа в системе государствен­ных органов: служба в республиканских органах; служба в местных органах.

Основные принципы государственной службы: верховенство Конституции Республики Беларусь, служение народу Республики Беларусь; законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации, гуманизм и социальная справедливость; гласность, профессионализм и компетентность государственных служа­щих; подконтрольность и подотчетность государственных служа­щих; добровольность поступления граждан на государственную службу и др.

Важным элементом системы государственной службы яв­ляется понятие «государственная должность». В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном по­рядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего лица.

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законода­тельством порядке государственную должность, наделенный со­ответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республи­канского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Административно-правовой статус государственных служа­щих характеризуется тем, что они имеют право на: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; получение в установленном порядке от граждан, государствен­ных органов, иных организаций информации и других мате­риалов, необходимых для исполнения служебных обязаннос­тей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета повышение в должности, классе государственного служащего; заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами и др.

Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конститу­ции Республики Беларусь и иных актов законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов физических и юридических лиц; соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики и т.д.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти, за оскорбление пред­ставителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоин­ство.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

Субъекты (участники);

Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

Это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;

Это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами ;

Для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

Возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти ;

Могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;

Споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;


При нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

По своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

б) горизонтальные административные правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт-ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако-го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст-венного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

б) Процессуальные.

К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по составу участников :

Внутриаппаратные

Внешнеаппаратные

5. Административно-правовые отношения по цели :

Регулятивные

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления , в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства . Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории ;
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий , находящихся в его непосредственном подчинении.

4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

  • отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;
  • отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением.

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля , который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства , от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями , а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права .

Структура административного правоотношения

Согласно разработкам в области общей теории права в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект - причину (повод) возникновения правоотношения, а содержание - сущность возникающих отношений.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим , заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица , обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане , государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений - это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы . Высказываемое в литературе мнение о том, что субъектом административного права может выступать структурное подразделение юридического лица (цех, отделение связи, факультет), трудовой коллектив, на наш взгляд, действительности не соответствует, поскольку в правоотношении может участвовать только конкретный индивидуально определенный субъект, каковым трудовой коллектив, например, не является. Между тем, им является коллектив людей, имеющий конкретный административно-правовой статус, например, общественная организация, образованная в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях " и не прошедшая государственной регистрации. Это специфический, исключительный субъект административных правоотношений, спектр которых, кстати, также очень узок. Наличие подобных субъектов правоотношений, а также то обстоятельство, что понятие "юридическое лицо" является гражданско-правовым, относится к субъектам частного права, не может препятствовать тому, чтобы субъекты административного, публичного права определялись на основе четких юридических конструкций, а не теоретических соображений. Термин "юридическое лицо" универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административных правоотношений. Другое дело, что, вступая в них, юридические лица становятся органами исполнительной власти, некоммерческими организациями , казенными заводами, бюджетными учреждениями, т.е. всякий раз приобретают специальный административно-правовой статус. Однако и в части административно-правовых отношений юридические лица выступают в собственном качестве, независимо от административно-правового статуса. Классический пример: нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Необходимо отметить, что понятия "субъект управления ", "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения" не идентичны. Субъект административного права определяется нормами права в общем виде как некоторая категория лиц, отвечающим требования гипотезы нормы, в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административных правоотношений. Таким образом, субъект административного правоотношения - это субъект административного права, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъект государственного управления - это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства субъект управления - это всегда субъект административного права, однако, не исключаются ситуации, в которых управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Субъектом административно-правового отношения может быть как субъект управления, так и его объект, т.е. в буквальном смысле - лицо, на которое направлено управляющее воздействие. Поэтому объемы указанных понятий также неравнозначны.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

  • юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
  • юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права ;
  • в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления ;
  • они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
  • по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений .

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

  • правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;
  • правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
  • правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения . Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы , совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями . Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности .

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

Понятие административно-правовых отношений

Это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.

Норма административного права - это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение , но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения .

Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности . Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Виды административно-правовых отношений

Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям.

По своему характеру - материальные и процессуальные

По характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов) административно-правовые отношения.

По характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции) административно-правовые отношения.

По продолжительности действия - бессрочные , срочные и краткосрочные административно-правовые отношения.

По объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие , отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.



Поделиться