Унитарный режим государства. География мира

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями - центральной и региональной.

Принято выделять три вида ФГУ - унитарное государство, и .

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство - это...

Унитарное государство - это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра - руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России , где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи , которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа - Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык;
  3. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  4. единая Конституция;
  5. общая система центральных органов госвласти;
  6. единое для всей страны правовое пространство;
  7. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак - структуру представительного органа (). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным .

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые - лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные - в состав государства входят автономные образования (например, Дания - Фарерские острова или Грузия - Аджария).

Появление автономий в унитарных странах - это один из способов преодоления центробежных тенденций и .

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Заключение

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Унитарное предприятие - определение, назначение, классификация Правовое государство - это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов) Что такое конфедерация Суверенитет - это то, что делает государство государством Что такое инаугурация и как она проводится Что такое парламент - его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ Федерация - что такое федерализм, признаки и виды федераций Муниципальные образования - что это, их назначение и структура Что такое субъект РФ - сколько их (на карте), каких видов бывают и где посмотреть коды всех субъектов Российской Федерации Диктатор - кто это и что такое диктатура, ее плюсы и минусы Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)

Унитарная страна – это государство, в котором его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Классификацию унитарных стран можно провести по различным основаниям: географическим, политическим, юридическим, экономическим, религиозным, историческим и т.д.
По географическим признакам унитарные страны делятся на следующие виды:
1. По отношению к материку:
1.1. Унитарные страны, расположенные в Евразии.
1.2. Унитарные страны, расположенные в Африке.
1.3. Унитарные страны, расположенные в Северной Америке.
1.4. Унитарные страны, расположенные в Южной Америке.
1.5. Унитарные страны, находящиеся на острове.
2. По отношению к части света:
2.1. Унитарные страны, относящиеся к Азии.
2.2. Унитарные страны, относящиеся к Европе.
2.3. Унитарные страны, относящиеся к Австралии и Океании.
2.4. Унитарные страны, относящиеся к Африке.
2.5. Унитарные страны, относящиеся к Америке.
3. По отношению к экватору:
3.1. Унитарные страны, расположенные в Северном полушарии.
3.2. Унитарные страны, расположенные в Южном полушарии.
3.3. Унитарные страны, расположенные в Северном и Южном полушарии.
4. По отношению к Гринвичскому меридиану:
4.1. Унитарные страны, расположенные в Восточном полушарии.
4.2. Унитарные страны, расположенные в Западном полушарии.
4.3. Унитарные страны, расположенные в Западном и Восточном полушарии.
5. По отношению к Мировому океану:
5.1. Унитарные страны, имеющие выход к Мировому океану.
5.2. Унитарные страны, которые не имеют выход к Мировому океану.
6. По национальному составу населения:
6.1. Однонациональные унитарные страны.
6.2. Двунациональные унитарные страны.
6.3. Многонациональные унитарные страны.
7. По урбанизационному признаку:
7.1. Унитарные страны, где преобладает городское население.
7.2. Унитарные страны, где преобладает сельское население.
8. По половому составу населения:
8.1. Унитарные страны, где преобладает мужское население.
8.2. Унитарные страны, где преобладает женское население.
9. По расовому признаку:
9.1. Унитарные страны, где преобладают монголоиды.
9.2. Унитарные страны, где преобладают европеоиды.
9.3. Унитарные страны, где преобладают представители австрало-негроидной расы.
9.4. Унитарные страны, где ни одна из рас не преобладает.
10. По площади:
10.1. Унитарные государства, являющиеся странами-гигантами.
10.2. Крупные унитарные страны.
10.3. Унитарные страны средних размеров.
10.4. Малые унитарные страны.
10.5. Унитарные страны, являющиеся микрогосударствами.
По форме государственного устройства в мире существуют федеративные и унитарные страны. В настоящее время унитарных стран больше, чем федеративных.
Унитарные страны расположены в Северном или Южном полушарии, но в мире есть унитарные государства, которые находятся и в Северном, и в Южном полушарии. Например, экватор пересекает такие унитарные страны, как Индонезия, Кения, Эквадор, Демократическая Республика Конго, Перу.
Унитарные страны расположены на всех материках, кроме Австралии и Антарктиды. На территории Австралии унитарных государств нет, так как на данном материке находится только одна страна – Австралия, которая по форме государственного устройства является федеративным государством. Что же касается Антарктиды, то на этом материке государств нет согласно Договору об Антарктике от первого декабря 1959 года. Следовательно, на данном материке не может быть ни унитарных, ни федеративных стран.
Очень много унитарных стран расположено на территории Евразии. Например, на территории Европы находятся такие унитарные страны, как Эстония, Албания, Финляндия, Швеция, Болгария и другие. А на территории Азии расположены такие унитарные страны, как Северная Корея, Китай, Афганистан, Азербайджан, Вьетнам и другие.
Унитарные страны имеются не только на территории Евразии, но и в Африке. Например, Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер и другие.
Северная Америка может похвастаться такими унитарными странами, как Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Белиз и другие.
А на территории Южной Америки находятся такие унитарные государства, как Уругвай, Парагвай, Чили, Гайана, Боливия и другие.
Унитарные страны расположены не только на материках, но и на островах. Например, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Филиппины, Мадагаскар, Гаити и другие.
По отношению к Мировому океану можно выделить унитарные страны, имеющие выход к Мировому океану, и унитарные страны, у которых выхода к Мировому океану нет. Например, такие унитарные страны, как Монголия, Армения, Казахстан, Венгрия и Словакия не имеют выхода к Мировому океану. Китай, Чили, Камбоджа, Вьетнам и Южная Корея имеют выход к Тихому океану. К Индийскому океану имеют выход такие унитарные страны, как Мозамбик, Йемен, Оман, Бангладеш, Саудовская Аравия и другие. А такие унитарные страны, как Сенегал, Либерия, Гайана, Ангола и Намибия имеют выход к Атлантическому океану. Среди унитарных стран есть и такие, которые имеют выход к двум океанам. Например, Никарагуа, Панама, Египет, Израиль и Коста-Рика.
Что касается национального состава унитарных стран, то надо отметить, что стопроцентных однонациональных государств в мире не бывает. По большому счёту, все страны мира до единого надо отнести к многонациональным государствам. Если учитывать, что численность какого-либо народа в стране составляет 90 % и более, то по этому критерию к однонациональным унитарным странам можно отнести, например, Японию, Исландию, Бангладеш, Северную Корею, Албанию.
А такие унитарные страны, как Иран, Казахстан, Испания, Мьянма, Турция, следует отнести к категории многонациональных государств.
По урбанизационному признаку среди унитарных стран есть государства, где преобладает городское население, и государства, где доля городского населения на низком уровне. Городское население преобладает в таких унитарных странах, как Чили, Швеция, Исландия, Япония, Дания и другие.
Сельское население преобладает в таких унитарных государствах, как Папуа – Новая Гвинея, Восточный Тимор, Камбоджа, Бутан, Экваториальная Гвинея и другие.
По расовому составу населения есть унитарные страны, где в численном составе населения преобладают представители какой-либо расы, и унитарные страны, где ни одна из рас не преобладает. В большинстве унитарных стран преобладают представители какой-либо расы. Например, представители монголоидной расы преобладают в таких унитарных странах, как Япония, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Лаос и другие.
Представители европеоидной расы преобладают, например, в европейских унитарных странах, Уругвае, Израиле, арабских унитарных странах, Турции.
Представители австрало-негроидной расы преобладают в основном в африканских унитарных странах, расположенных южнее Сахары.
А если взять унитарную страну Чили, то надо отметить, что в данном государстве ни одна из рас не преобладает, так как более 60 % населения приходится на метисов и их потомков. Примерно такая же картина и в других латиноамериканских унитарных государствах: Эквадор, Перу, Гондурас, Сальвадор, Гватемала.
По половому признаку в одних унитарных странах преобладает мужская часть населения, а в других – женская часть населения. Например, в большинстве европейских унитарных стран женщин больше, чем мужчин. Мужская часть населения преобладает в основном в азиатских и некоторых африканских унитарных странах. Например, Иран, Китай, Ирак, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты.
В мире выделяют только семь государств, являющихся по площади странами-гигантами, из которых только Китай является унитарным государством.
К крупным по площади унитарным странам можно отнести государства, чья площадь составляет более одного миллиона квадратных километров. Например, Ангола, Боливия, Перу, Алжир, Саудовская Аравия.
К унитарным государствам средних размеров можно отнести такие страны, как Турция, Чили, Мозамбик, Мадагаскар, Франция и другие государства.
К малым по размеру унитарным странам можно отнести такие государства, как Израиль, Гамбия, Бутан, Шри-Ланка, Белиз и другие страны.
Среди унитарных стран есть и микрогосударства. Например, Монако, Сингапур, Ватикан, Сан-Томе и Принсипи, Андорра.
В юридическом отношении унитарные страны можно классифицировать по отношению к понятию «анклав». В данном направлении в мире существуют унитарные страны, являющиеся анклавами, и унитарные страны, которые анклавами не являются. Большинство унитарных стран анклавами не являются. Например, анклавом не являются такие унитарные страны, как Монголия, Франция, Польша, Финляндия, Швеция и другие. Среди унитарных стран являются анклавами Лесото, Сан-Марино и Ватикан. Отмечу, что в мире стран, которые являются анклавами, всего три, и, как Вы поняли, Уважаемые читатели, все эти три государства являются унитарными.
По отношению к понятию «анклав» унитарные страны можно классифицировать и по наличию или отсутствию анклава на территории какого-либо унитарного государства. Например, на территории Голландии имеется анклав Барле, являющийся территорией Бельгии.
По отношению к понятию «полуанклав» в мире существуют унитарные страны, являющиеся полуанклавами, и унитарные страны, которые полуанклавами не являются. Большинство унитарных стран полуанклавами не являются. Например, Греция, Норвегия, Марокко, Ливия и Сальвадор полуанклавами не являются, а Португалия относится к полуанклавам, так как на суше граничит только с Испанией. Среди унитарных стран полуанклавами также являются Папуа – Новая Гвинея, Гаити, Доминиканская Республика, Ирландия, Южная Корея.
По отношению к понятию «эксклав» существуют унитарные страны, у которых имеются эксклавы, и унитарные страны, у которых эксклавов нет. Например, эксклавы имеют такие унитарные страны, как Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан. Нахичеванская Автономная Республика является эксклавом Азербайджана.
По отношению к понятию «полуэксклав» существуют унитарные страны, у которых имеются полуэксклавы, и унитарные страны, у которых полуэксклавов нет. Например, африканская страна Ангола имеет полуэксклав – провинция Кабинда.
В правовом отношении унитарные страны также можно классифицировать по форме государственного правления. В этом направлении существуют три вида унитарных стран:
1. Унитарные страны, являющиеся монархией.
2. Унитарные страны, являющиеся республикой.
3. Унитарные страны, являющиеся государством со смешанной формой государственного правления.
Например, Иордания, Оман, Свазиленд, Швеция и Саудовская Аравия являются монархией, а Чехию, Исландию, Колумбию, Финляндию и Суринам можно отнести к республикам.
В политическом отношении в мире существуют унитарные страны, которые являются субъектами территориального спора, и унитарные страны, которые субъектами территориального спора не являются. Большинство унитарных государств субъектами территориального спора не являются. Например, не являются субъектами территориального спора такие унитарные страны, как Монголия, Швеция, Казахстан, Алжир, Тунис.
Но в мире немало унитарных государств, которые являются субъектами территориальных споров. Например, автономный город Сеута является объектом территориального спора между Марокко и Испанией. Кроме Испании и Марокко, субъектами территориального спора среди унитарных стран являются также Китай, Южная Корея, Вьетнам, Тайвань, Мадагаскар, Маврикий, Иран, Бруней, Филиппины и другие
Также существуют унитарные страны, которые в прошлом были субъектами территориального спора. Например, пустыня Атакама в прошлом была объектом территориального спора между Боливией и Чили.
В политическом отношении унитарные государства также можно классифицировать и по партийному признаку.
В историческом отношении можно выделить унитарные страны, возникшие давно, и унитарные страны, возникшие недавно. В мире существуют унитарные страны, которые в недавнем прошлом были федеративными государствами. Например, Ливия, Мали, Камерун, Уганда и Танзания.
В историческом отношении также можно выделить унитарные страны, существующие в настоящее время, и бывшие унитарные страны, которые в настоящее время являются федеративными. Например, до 2007 года Непал был унитарным государством.
В экологическом отношении можно выделить унитарные страны, где имеются особо охраняемые природные территории, и унитарные страны, где данные территории отсутствуют. Стоит отметить, что на территории большинства унитарных стран существуют особо охраняемые природные территории. Например, особо охраняемые природные территории существуют в таких унитарных государствах, как Япония, Китай, Финляндия, Казахстан, Дания и другие.
В религиозном отношении можно выделить унитарные страны, где среди верующих преобладают представители какого-либо вида религии, и унитарные страны, где ни одна из религий не преобладает. Например, ислам преобладает в таких унитарных странах, как Иран, Бангладеш, Индонезия, Алжир, Нигер и другие.
В экономическом отношении можно выделить развитые и развивающиеся унитарные страны. К развитым унитарным странам относятся такие государства, как Франция, Новая Зеландия, Япония, Швеция, Израиль и другие страны. Развивающимися унитарными странами являются, например, Афганистан, Гайана, Гамбия, Камбоджа, Намибия.
Данную работу я посвятил классификации унитарных государств. Отмечу, что я продолжу работу по изучению данной тематики.

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА.

ВИДЫ

Унитарные государства - простые, единые (целостные) государства, административно-территориальные единицы которых (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, обладающих политико-территориальной самостоятельностью (напр., Франция, Украина).

Основные признаки унитарного государства :

1. Единая конституция.

2. Единая система высших органов государственной власти – юрисдикция главы государства, правительства, парламента распространяется на территорию всей страны.

3. Единое гражданство.

4. Единая государственная символика.

5. Единая система законодательства и судебная система.

6. Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

7. В международных отношениях выступает в единственном числе.

Принцип унитаризма (фр. unitarism от лат. unitas – единство) означает такое построение государства, при котором верховная суверенная власть полностью сосредоточена в центре, а составные части государства не имеют признаков политико-территориальной самостоятельности.

В свою очередь унитарное бывает:

1. Простое или сложное . Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Польша, Болгария), а с автономией (одной или несколькими) – сложным (Великобритания, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Португалия, Украина, Финляндия, Шри-Ланка, Дания). В децентрализованных государствах (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия) на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы, местные органы власти избираются населением и обладают правом самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни.

АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia – самоуправление) – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

Автономии имею внутреннее самоуправление, как правило, в сфере административной деятельности. Они могут располагать определенной самостоятельностью и в сфере законодательства. В таком случае законы принимаются парламентом автономии в пределах своей компетенции (главным образом в порядке делегирования ему законодательных полномочий центральным законодательным органом в случае, предусмотренных конституцией).

2. Централизованное (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан) – управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.

3. Относительно централизованное (Франция) – управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Сложные государства делятся на следующие типы:

Федерация;

Конфедерация – объединение независимых государств для достижения определенной цели на определенной цели на определенное время, которое не обладает государственным суверенитетом;

Империя – историческая форма насильственного объединения метрополии и колоний (Британская империя);

Сообщество – объединение независимости государств по экономическим мотивам (напр., Европейское сообщество);

Содружество – объединение независимых государств, имеющих много общего в социально-экономическом и культурном развитии (напр., СНГ).

Основная статья: Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаковсуверенитета.

[править]Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

[править]Виды унитарных государств

§ Простое унитарное государство - в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

§ Сложное унитарное государство - имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

§ Территориальная автономия - определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

§ Экстерриториальная автономия - право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

§ Централизованное унитарное государство - строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

§ Децентрализованное унитарное государство - органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

[править]Регионалистское государство

Основная статья: Регионалистское государство

Регионалистское государство (также региональное ) - сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы наделены довольно широкими полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия , Испания , Шри-Ланка , ЮАР .


Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма кфедерализму , происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. ВЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции . Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе - губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы . В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется Конституционным судом .

[править]Федерация

Основная статья: Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

[править]Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

[править]Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

§ Территориальная федерация (административная) - федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

§ Национальная федерация - федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

§ Национально-территориальная федерация (смешанная) - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

§ Конституционная федерация - федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

§ Договорная федерация (союзная) - федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

§ Смешанная федерация (конституционно-договорная) - государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

[править]Конфедерация

Основная статья: Конфедерация

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen - управление) - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

6. - И. И. Санжаревский

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

2.8. Правовое государство и его признаки

Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

Права и свободы человека;

Равенство всех перед законом;

Принцип разделения властей;

Разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом "правового государства" является англ. Rule of Law - "господство права".

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

Наличие развитого гражданского общества;

Действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

Правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

Возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

Ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение - упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.

Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени - оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII - XVIII века).

У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и другие. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

По Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства:

1) Верховенство (господство, приоритет) права

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).

3) Разделение властей

Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Права и свободы человека

Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан.

Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления.

Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Унитарное государство (понятие, признаки, формы, примеры государств)

Унитарное государство -- форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства -- субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства

  • 1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  • 2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  • 3. Единая система законодательства;
  • 4. Единое гражданство;
  • 5. Единая денежная единица;
  • 6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • 1. характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  • 2. объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного -- Королевство Испания.

Примеры государств

Европа: Андорра Беларусь Болгария Ватикан

Азия: Андорра Беларусь Болгария Ватикан

Африка, латинская Америка

Океания: Вануату Кирибати Маршалловы острова



Поделиться