Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе. Карта готовности ребенка к школьному обучению Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению


На выпускников ДОУ педагогический коллектив заполняет карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям детей. При поступлении в 1-ый класс родителям передается данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.


Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой

Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.

На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, заполняемая ДОУ, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.


Группы целевых ориентиров

Личностные

Достижения ребёнка

1.Мотивационная готовность

Примечание

Подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Регулятив.

2. Эмоциональный фон (нужное подчеркнуть)

1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбуждён или плачет, но быстро успокаивается.

3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит, может быть озлобленным или иметь длительно пониженный фон настроения, сильные перепады настроения.

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

3. Социальное развитие

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Способен вступить в общение со знакомым взрослым

Коммуникат.

Коммуникат.

Да не всегда нет

Способен вступить в общение с незнакомым взрослым

Коммуникат.

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Да не всегда нет

Коммуникат.

Да не всегда нет

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Да не всегда нет

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

Регулятив

Да не всегда нет

Личностные

Регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами

Примечание

Да не всегда нет

Имеет представление о себе и своих возможностях

Да не всегда нет


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

4. Развитие речи и речевого общения

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Правильно произносит все звуки русского языка

Да недостаточно нет

Коммуникат.

Умеет выделять звуки в слове

Познават.

Да недостаточно нет

Грамматически правильно строит сложные предложения

Коммуникат.

Да недостаточно нет

Строит связный рассказ по сюжетной картинке

Познават.

Да недостаточно нет

В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

Примечание

Да недостаточно нет

Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Да недостаточно нет

5. Развитие мелкой моторики «Дорожка» подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание

6. Вазомоторная активность подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Код группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

7. Познавательное развитие

Познават.

Подчеркнуть уровень:

Сформированность знаний об окружающем

Регулятив.

высокий средний низкий

Регулятив.

Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

высокий средний низкий

Графический узор

высокий средний низкий

Обобщения

Математические представления

высокий средний низкий

Познават.

Познават.

Соотнесение количества предметов с цифрой

Познават.

Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

высокий средний низкий

высокий средний низкий

Решение простых задач с опорой на наглядность

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

Знание геометрических фигур

высокий средний низкий

Умение ориентироваться в пространстве

высокий средний низкий


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.

Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому нами были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУД k=1,25 ; регулятивные УУД k= 2 ,5 ; личностные УУД k= 5.

Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)


Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ

Фамилия, имя учащегося

Сумма баллов по блокам УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-

ные УУД (k =1,25)

Регулятивные УУД (k =2,5)

Личност-ные УУД (k =5)

Распределение балльных значений по уровням развития:

0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;

7-13 баллов – средний уровень развития УУД;

14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в М S Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)

Условные обозначения:

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

Имеет место недостаточно гармоничный

психолого-педагогический статус:

повышенный уровень развития познавательных

и коммуникативных универсальных учебных

действий (познавательной сферы и сферы

общения) и средний уровень развития личностных

и регулятивных УУД (мотивационно-личностной и

поведенческой сферы).

Таким образом, возможно наличие трудностей

дисциплинарного характера, сложностей в

регуляции поведения, планировании

организующей помощи в планировании алгоритмов

действий по решению учебных задач (пошаговые

инструкции). Формирование познавательной мотива-

ции обучения и развитие познавательных интересов.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Данная диагностика адресована логопедам, психологам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Диагностика составлена для работы с детьми 6-7 лет и учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Обследование является первичным и осуществляется с письменного согласия родителей или лиц их заменяющих.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является: создание модели взаимодействия в процессе диагностической и коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи. По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ.

Преимущества комплексной диагностики по сравнению с отдельными консультациями специалистов:

  • методики подобраны таким образом, чтобы дать максимум полезной информации. Они дополняют друг друга и не содержат повторяющихся элементов;
  • во время проведения обследования одним специалистом второй наблюдает за процессом и отмечает особенности выполнения ребёнком заданий (скорость, реакции на критику, принятие помощи, доступность контакту и т. п.).

Все это дополняет результаты диагностики и позволяет представить наиболее полную картину.

Перед началом обследования педагог-психолог и учитель-логопед выступают на собрании родителей будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, а так же, возрастной психологии. В ходе собрания родителям предлагается анкета, направленная на выявление особенностей семейного воспитания и степени готовности родителей к участию в диагностическом и коррекционном процессе Приложение № 1.doc

По окончании собрания родителям выдаются памятки.

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

  • создание эффективной системы взаимодействия в работе специалистов (психолог/логопед) для синхронной диагностики и коррекции познавательного, речевого и личностного развития детей, позволяющих им успешно освоиться с ролью ученика;
  • содействие развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • создание перечня рекомендаций для родителей по результатам обследования.

Ожидаемые результаты

  • Личностные: выявление уровня развития эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений соблюдать инструкцию.
  • Метапредметные : выявление уровня развития умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Предметные : диагностика уровня школьной зрелости и оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Используемые методики и упражнения Цели Форма проведения
1. Методика “Лесенка”.

2. Сказка “Школа для животных”.

3.Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова и предложения.

Выявление:

Личностных УУД;

Мотивации к обучению;

Умение определять количество слогов в слове и слов в предложении.

Групповая

(8 - 10 детей)

Психолог

1. Тест школьной зрелости Керна-Йирасика (“Рисунок человека”, копирование фразы, срисовывание точек).

2. Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова.

- Определение уровня школьной зрелости;

Выявление уровня развития мелкой моторики;

Умение определять место звука в слове;

Умение определять количество звуков в слове;

Подгрупповая

(3 - 5 детей)

Психолог

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, С. А. Банков.

2. “Четвёртый лишний”.

3. Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.

- Выявление уровня психосоциальной зрелости.

Выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Выявление особенностей речевого развития у дошкольников.

Индивидуальная

Проводят одновременно оба специалиста.

Презентация.ppt

Логопедическое обследование в группе (Приложение № 4)

Исследование навыков языкового анализа на уровне слова и предложения.

Инструкция 1: Определи, сколько частей в слове, и нарисуй линии под картинкой.

Образец: ____ , ____ ____ , ____ ____ ____

Инструкция 2: Определите количество слов в предложении, и нарисуй линии под картинкой.

Дружные дети слепили снеговика. Ваня лепил снеговика.

Образец: ____ ____ ____ .

Логопедическое обследование в подгруппе. Приложение №4.doc

Исследование навыков языкового анализа на уровне слова.

Инструкция 1: Определите место звука [К] и закрасьте, синим карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова). Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Инструкция 2: Определите место звука [А] и закрасьте красным карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова).

Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Инструкция 3: Нарисуйте простым карандашом столько кружков, сколько звуков в названиях картинок.

Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Индивидуальное логопедическое обследование.

Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).

Методика включает четыре серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

Проверка фонематического восприятия;

Исследования состояния артикуляционной моторики (Слайд № 4).

Исследование звукопроизношения (Слайд № 5 - 14).

Проверка сформированности звуко - слоговой структуры слова (Слайд № 15).

Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования (Слайд № 16 – 19).

Серия 3 – Исследование грамматического строя речи (Слайд № 20 – 21).

Серия 4 – Исследование связной речи (Слайд 22).

Исследование связной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция : посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Пересказ прослушанного текста.

Инструкция : сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Результаты исследования трёх занятий фиксируются в протоколе обследования Приложение № 5.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации Power Point. В презентации присутствует скрытый файл с таблицей для заполнения результатов обследования устной речи.

Психологическое обследование в группе.

1. Исследование мотивации к обучению. Сказка “Школа для животных”.

Проводится в групповой форме. У каждого ребенка на столе протокол обследования № 1, набор цветных карандашей (синий, коричневый, жёлтый, розовый, черный). Приложение № 6.doc

Инструкция 1: Сейчас я прочту вам сказку, слушайте внимательно.

По окончании прослушивания, ребята должны определить, на какого животного они больше похожи. Приложение № 7.doc

Инструкция 2: Выберите, кто вам больше симпатичен из этих учеников. Каждый ученик имеет свой цвет: лошадка – синий, медвежонок – коричневый, белочка – желтый, котенок – розовый, зайчик – черный.

А теперь возьмите карандаш того цвета, который соответствует выбранному вами герою на листочке и закрасьте кружок в нижнем левом углу листа.

2. Исследование самооценки. Методика “Лесенка”.

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. На классной доске нарисована лесенка.

Инструкция : Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок”.

Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего: ступенька 1 – завышенная самооценка. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

Психологическое обследование в подгруппе.

1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

1. Тест “Рисунок человека”

3. Срисовывание точек.

4. Опросник.

Опросник мы предлагаем внести в индивидуальное обследование.

1. Тест “Рисунок человека”.

Инструкция: Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь.

Во время рисования недопустимо поправлять ребенка “Ты забыл нарисовать уши”, взрослый, молча, наблюдает.

2. Копирование фразы из письменных букв.

Инструкция : Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:

Он ел суп

3. Срисовывание точек.

Инструкция : Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же рядом.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Индивидуальное психологическое обследование.

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя и отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

2. “Четвёртый лишний” (Дидактические карточки). Презентация.ppt

Цель : выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, уровень развития категориального мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.

Инструкция : Посмотри на картинку. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет.

Ребенку предлагается 4 карточки. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор. Если ребенок неверно обосновал свой выбор, то ему предлагается дополнительная карточка.

Результаты исследования трёх занятий фиксируются в сводном протоколе. Приложение № 8.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации PowerPoint.

Литература

  1. Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов – М.; АРКТИ, 2002.- 136 с.
  2. В.И.Екимова, А.Г.Демидова.- Всё идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников. – 2-е изд., исп. и доп. – М.:АРКТИ,2009. – 88 с. (Школьное образование).
  3. В.Л.Шарохина. – Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с. (Психологическая служба)

Название: Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год: 2011
Издательство: Департамент образования города Москвы
Страниц: 23
Формат: doc. (rar архив)
Размер: 3,33 Мб
Качество: нормальное

В карте готовности ребенка к школьному обучению отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.

Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.

Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.

Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.

В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.
Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков .
Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет — педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Доктор психологических наук

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

font-family:Cambria">интеллектуальную готовность;

font-family:Cambria">мотивационную готовность;

font-family:Cambria">волевую готовность;

font-family:Cambria">коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы;

имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

времена года, их последовательность и основные признаки;

названия месяцев, дней недели;

основные виды деревьев и цветов.

ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель,

принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности,

а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе .

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК ПОДГОТОВИТЬ МАЛЫША К ШКОЛЕ»

Научите чадо различать право-лево.

Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.

Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.

Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день -минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКУ?

1 . Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Перспектива и жизненный путь личности: виды и определения

2.1. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития

Для психологической науки XX века характерен принципиально новый взгляд на постановку научных теоретических и практических задач. В этот период происходит планомерное соединение многочисленных теоретических концепций, которые посвящены психологическим проблемам человеческого существования. Зарубежные и отечественные ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении и объяснении психологически обусловленной совокупности состояний и процессов, последовательных и необычных фактов и явлений, которые обеспечивают выстраивание личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозируют ее развитие в качестве субъекта жизни. Перед исследователями обозначились практические задачи по психологической диагностике, развитию и коррекции психобиографических образований личности, профилактике и предупреждению психобиографических кризисов, а также по просвещению в области психологических проблем человеческой жизни.
Как раз в это время современная психологическая наука наметила поиск решений таких психологических проблем, как причастность человека ко времени, отношение к жизни и смерти; проблемы свободы, выбора судьбы; проблемы коммуникации, любви, веры и одиночества; проблемы осмысленного и бессмысленного бытия.

Личность воспитателя: история развития, важные качества, выполняемые функции

1.1. Становление отечественной науки дошкольного воспитания

Появление педагогики как науки и как профессии располагает объективным началом своего возникновения. Для каждого подрастающего поколения важно применять те знания, умения, навыки, которые уже имели место в предшествующей жизни и были испытаны на практике, те явления культуры, быта, оставшиеся от прежних деятелей.
Наука относит возникновение педагогической профессии к временам Древней Греции, когда в материально обеспеченных семьях раб осуществлял надзор за ходом, состоянием, развитием детей, сопровождал их в школу, принося с собой нужные, обязательные учебные принадлежности, старался уберечь от опасных, нежелательных, вредных ситуаций, тем самым непреднамеренно, непроизвольно воспитывая в ребёнке определенные качества, черты характера и вырабатывая характер его поступков, образ действий и жизни вообще. Именно такого раба именовали «педагог», который дословно с греческого языка переводится как «воспитатель, наставник». По прошествии определенного времени развитием и обучением детей уже занимался домашний воспитатель, а позднее, когда пропаганда образования, осуществляемого обществом и учитывающего его запросы и потребности, сделала его широко распространенным, возникла профессия «воспитатель».



Поделиться