Должностная инструкция водителя, должностные обязанности водителя, образец должностной инструкции водителя. Кому водитель обязан предъявлять водительское удостоверение Права и обязанности водителей транспортных средств

Права и обязанности водителей

Водители транспортных средств, а также пассажиры и пешеходы принимают непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Водитель (как и другие участники дорожного движения) имеет право:
- свободно передвигаться по дорогам в соответствии с ПДД;
- получать достоверную информацию от должностных лиц о безопасных условиях, причинах ограничения или запрещения движения по дорогам;
- на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии (ДТП);
- на возмещение ущерба при причинении ему телесных повреждений, а также в случаях повреждения автомобиля и (или) груза в ДТП;
- обжаловать незаконные действия должностных лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

При общении с сотрудниками ГИБДД водитель имеет право:
- получать от сотрудника ГИБДД разъяснения относительно сути происшествия, своих прав и обязанностей, административной процедуры, порядка обжалования действий сотрудника, местонахождения и телефона дежурного или ответственного должностного лица;
- потребовать от сотрудника ГИБДД предъявить в развернутом виде служебное удостоверение (без его предъявления на руки);
- использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру;
- при остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД не выходить из него (сотрудник вправе предложить водителю выйти только в случаях необходимости устранения технической неисправности, наличия у водителя признаков опьянения, для сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, при необходимости его участия в осуществлении процессуальных действий либо оказании помощи, а также когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника).

Водитель транспортного средства обязан:
Необходимые документы
- иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы:
- водительское удостоверение (временное разрешение) на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на транспортное средство и прицеп (при его наличии);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда существует обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

Проходить по требованию должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Следует иметь в виду, что ответственность водителя за невыполнение законных требований сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения наступает независимо от того, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения.

Водитель автомобиля должен подчиняться требованиям и распоряжениям лиц, обозначенных в ПДД как регулировщик. К ним относятся:
- сотрудники полиции;
- сотрудники военно-автомобильной инспекции;
- работники дорожно-эксплуатационных служб;
- дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах.

Ниже приведена информация наиболее частых заблуждений водителей при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД:

Заблуждение
Предъявить требование об остановке транспортного средства может только сотрудник ГИБДД.
На самом деле
Остановка транспортного средства, пешехода может быть осуществлена любым сотрудником полиции на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.
(Однако последующие действия должны осуществляться в соответствии с законодательством РФ: контроль за безопасностью дорожного движения вправе осуществлять только сотрудники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции, а сотрудники других подразделений полиции - лишь на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел.)

Заблуждение
Остановить для проверки документов могут всегда.
На самом деле
Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, может производиться только на стационарных постах ДПС.
Вне стационарного поста автомобиль могут остановить и потребовать документы только при наличии признаков правонарушения, данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению правонарушения; при необходимости опроса водителя или пассажиров в качестве свидетелей либо привлечения их в качестве понятых; при выполнении распорядительно-регулировочных действий; при необходимости использования транспортного средства или привлечения водителя для оказания помощи; а также в случаях проведения специальных мероприятий по проверке транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия могут проводиться лишь на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел - водитель вправе потребовать от остановившего его сотрудника ГИБДД номер телефона дежурного, у которого можно уточнить действительное проведение соответствующей операции).

Заблуждение
Если "не увидел", что сотрудник ГИБДД требует остановиться, то можно ехать дальше: следующий патруль уже не сможет остановить автомобиль, т.к. он не фиксирует правонарушение.
На самом деле
В случаях невыполнения водителем требования сотрудника ГИБДД об остановке; при визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения в отсутствие возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства, т.п. могут быть приняты меры по передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства. Требование следующего наряда ДПС об остановке автомобиля будет столь же законным.

Заблуждение
По требованию сотрудника ГИБДД необходимо открыть багажник.
На самом деле
Основаниями для досмотра транспортного средства могут служить только проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, наркотических средств, т. п. либо орудий совершения или следов правонарушения, либо осуществление задержания лица, находящегося в транспортном средстве. Досмотр транспортного средства осуществляется в обязательном присутствии двух понятых и с составлением протокола, подписываемого всеми участниками досмотра.
(Однако необходимо отличать требование о предъявлении транспортного средства для досмотра от законного требования сотрудника ГИБДД предъявить предметы, наличием которых обусловлена эксплуатация транспортного средства (огнетушителя, аптечки, т.п.)).

Заблуждение
Номерные знаки снятию не подлежат.
На самом деле
Государственные регистрационные знаки подлежат снятию и хранению в подразделении в случае запрещения эксплуатации транспортного средства до устранения причины запрещения эксплуатации. Снять государственные регистрационные знаки предлагается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а в случае его отказа снятие обеспечивается сотрудником ГИБДД.

Заблуждение
Если сотрудник ГИБДД зафиксировал правонарушение с помощью видеокамеры, максимальным наказанием может быть только штраф.
На самом деле
Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не может быть назначено только в том случае, если правонарушение зафиксировано специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме. Это ограничение не действует в случаях фиксации правонарушения сотрудниками ГИБДД (находящиеся в их распоряжении технические средства не работают в автоматическом режиме).

Заблуждение
Требование сотрудника ГИБДД оплатить штраф "на месте" вполне законно.
На самом деле
Даже при согласии водителя с фактом правонарушения сотрудник ГИБДД не вправе требовать от него оплаты штрафа при вынесении им соответствующего постановления, поскольку у водителя в любом случае есть право в течение десяти суток обжаловать это постановление.

Заблуждение
Неуплата штрафа в двухмесячный срок означает пропуск срока давности привлечения к ответственности, вследствие чего штраф аннулируется.
На самом деле
Двухмесячный срок установлен для вынесения постановления об административной ответственности, а не для его исполнения (уплаты наложенного штрафа). Неуплата административного штрафа влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Заблуждение
При лишении права управления транспортным средством необязательно сдавать в органы ГИБДД временное водительское удостоверение.
На самом деле
Если водительское удостоверение (временное разрешение на право управления транспортным средством) не было изъято или сдано по истечении трех рабочих дней после вступления в законную силу постановления, срок лишения права управления транспортными средствами прерывается и возобновляется лишь со дня сдачи лицом либо изъятия у него документа на право управления.

Заблуждение
Пассажиры, являющиеся супругами или близкими родственниками водителя, не могут выступать в качестве свидетелей.
На самом деле
Свидетелем может выступать любое лицо, которому что-либо известно о случившемся. Конституция РФ предоставляет гражданам право не свидетельствовать против себя, а также своего супруга и близких родственников. Если такое лицо принимает решение свидетельствовать, никто не может отказать ему в праве выступить в качестве свидетеля.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же основные права и обязанности в области дорожного движения, что и граждане РФ. При нарушении ПДД они могут быть привлечены к ответственности на основании законодательства РФ, если это не противоречит международным соглашениям (договорам).
Так, лица, пользующиеся дипломатическими и иными иммунитетами и привилегиями, не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру.
Международные и национальные водительские удостоверения (при наличии заверенного перевода), соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении, действительны на территории РФ.
Необходимые документы
Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории России на автомобилях, должны иметь при себе также паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (лица без гражданства).

Какие права и обязанности у водителя

Ежедневное управление любимой моделью с одной стороны приятно дополнено перечнем прав, к слову, весьма ограниченным, а с другой – обязанностями. Перечень обязанностей представлен объемным списком и небрежное отношение к перечню грозит автолюбителю перейти в статус субъекта административного правонарушения с негативными последствиями, включая финансовые – штрафы. Поэтому если автолюбитель решил управлять транспортным средством любой категории или обучить вождению знакомого, то по закону (глава 12 КоАП РФ) он переходит в статус водителя . При этом совершенно не важно: есть у водителя право на управление ТС определенной категории или право на управление отсутствует.

Транспортное средство (ТС) – это автомототранспорт с рабочим объемом от 50 м3 и максимальной конструктивной скоростью от 50 км/час. Для автолюбителя будет полезно знать, что автомобиль может быть с прицепом, а самоходные дорожно-строительные машины, трактора, троллейбусы, трамваи, другие машины тоже подлежат государственной регистрации. Для того, чтобы управлять всем перечисленным автопарком, необходимо иметь право и соблюдать ПДД. При этом к гражданину, который находится в автомобиле с включенным двигателем, на одном из сидений или возле железного друга, сотрудник милиции тоже может предъявить требования. Однако в данном случае требования ограничены, так как статус водителя отсутствует и достаточно предъявить гражданский паспорт.

ПДД 2013: Обязанности водителей

Обязанности водителя

Так как автомобиль признан средством повышенной опасности, то обязанностей у водителя намного больше прав. К ним относится наличие перечня документов , которые водитель обязан предъявлять для проверки:

  • правоустанавливающий документ на имущество, который подтверждает права пользования, владения, распоряжения;
  • водительское удостоверение , которое подтверждает право на управление ТС определенной категории, включая временное разрешение;
  • талон ТО (документ о прохождении технического осмотра ТС);
  • регистрационные документы , включая прицеп;
  • страховой полис .

При перевозке тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов необходимо соблюдать соответствующие категории груза правила и подтверждать право перевозки предусмотренными законом документами. Документы на груз, лицензионная карточка или путевой лист обязательны в установленных законом случаях. Страхование гражданской ответственности является обязательным для владельца ТС.

Исправное техническое состояние авто – это обязанность водителя, поэтому перед выездом обязательно проверить железного друга на предмет неисправностей. Часть из них могут стать причиной запрета на перемещение автотранспорта: неисправность рулевого управления, тормозной системы, негорящие или отсутствующие задние габариты и фары (при недостаточной видимости или темном времени суток), недействующие стеклоочистители (во время снегопада, дождя). Даже если такая неисправность возникла в пути, то в обязанность водителя входит самостоятельное устранение или профессиональный автосервис. В таком случае перемещение к СТО, месту ремонта/стоянки потребует соблюдения мер предосторожности.

Управление мотоциклом возможно только в застегнутом мотошлеме, включая перевозку пассажиров. Водитель обязан помнить о том, что необходимо не только самому пристегиваться , но и исключить перевозку пассажиров, которые не пристегнуты. Исключением правила обязательного пристегивания является: 1) обучение вождению в случаях, когда обучаемый управляет ТС; 2) пассажиры и водители авто оперативных служб при наличии специальных цветографических схем. После приема спиртного управлять ТС запрещено, а по требованию сотрудников милиции водитель обязан пройти освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, запрещено:

  • управлять в состоянии опьянения (не только алкогольного, но и наркотического или другого);
  • управлять под действием лекарственных препаратов, которые ухудшают внимание и реакцию;
  • управлять в утомленном, болезненном состоянии, которое поставит безопасность движения под угрозу;
  • употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после остановки ТС сотрудником милиции до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.

Передавать управление лицам, которым запрещено управлять ТС по вышеперечисленному перечню, водитель не имеет права. Кроме того, закон запрещает передачу управления гражданам, у которых нет подтвержденного права управления ТС соответствующей категории – водительского удостоверения, кроме случаев обучения вождению. При изъятии документа о праве управления ТС в установленном порядке подтверждающим документом является временное разрешение.

Основные положения правил и обязанности водителей

Дорожно-транспортное происшествие: обязанности водителя

Участник ДТП – это статус, в котором присутствует максимум обязанностей для водителя:

  • остановить автомобиль;
  • включить «аварийку» – световую сигнализацию;
  • выставить специальный знак (аварийная остановка);
  • не перемещать любые предметы, которые относятся к ДТП;
  • принять меры к оказанию доврачебной медицинской помощи (при наличии пострадавших);
  • вызвать Скорую помощь;
  • отправить пострадавших в лечебное учреждение (в экстренных случаях);
  • сообщить о ДТП в милицию;
  • записать адреса и фамилии очевидцев;
  • ждать прибытия сотрудников милиции;
  • запрещено употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после ДТП до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.

В некоторых случаях потребуется убрать машину с дороги и освободить проезжую часть при помощи эвакуатора, поэтому обязанности могут быть дополнены оплатой услуг специалистов. Эвакуировать авто сотрудник милиции не обязан, хотя многие водители уверенно противятся немалым суммам стоимости вызванного эвакуатора, пытаясь переложить свои обязанности на других. Вызов эвакуатора не является обязательным в случае, если водитель в состоянии освободить дорогу самостоятельно.

На этом перечень обязанностей не ограничивается, так как путь граждан в автомир сопровождается еще одним перечнем запретов. Тем, кто освоил предыдущие требования, необходимо учесть, что водителю запрещено:

  • пересекать организованные колонны или занимать в них место, включая пешие;
  • управлять с нарушением режима отдыха и труда.

Кроме того, во время управления ТС запрещено пользоваться телефоном, который не оснащен специальным техническим устройством для ведения переговоров в режиме «без рук».

Права водителя

Подавляющее число случаев, при которых автолюбитель начинает вспоминать о правах, связано с остановкой ТС инспектором ГИБДД. Поэтому необходимо помнить положения Приказа МВД РФ №329 о том, что контролировать соблюдение ПДД может только сотрудник Госавтоинспекции МВД или участковый инспектор милиции. Другие службы могут контролировать водителя только в отдельных случаях: введение специальных планов, обеспечение общественной безопасности и порядка совместно с сотрудниками ГИБДД, решение руководителя органа ВД.

Право остановки ТС закреплено за регулировщиками, а для грузового транспорта и автобусов, которые осуществляют международные перевозки, допускается остановка сотрудниками ФС по надзору в сфере автотранспорта в специальных контрольных пунктах. Излюбленный механизм давления на водителей – проверка технического состояния – может осуществляться исключительно сотрудниками технадзора с соответствующей подготовкой.

Начинается экскурс в приятную часть автомира с права не останавливаться по требованию инспектора в темное время суток и при отсутствии на автомобиле опознавательных знаков. О таких случаях желательно сообщить на ближайшем посте. Еще одним приятным дополнением является право не выходить из авто до и после проверки документов, которое гарантируется Законом о милиции (ст.5): ограничение свобод и прав граждан возможно только в порядке, который прямо предусмотрен законом. Поэтому можно напомнить «забывчивому» инспектору некоторые положения закона о водительских правах и обязанности сотрудника милиции их соблюдать. Обязанность выйти наступает только в нескольких случаях:

  • для устранения неисправности ТС;
  • нарушения правил перевозки груза;
  • при явных признаках опьянения, болезненного состояния;
  • для осмотра/досмотра груза и ТС;
  • для личного досмотра;
  • для проведения сверки номеров (узлов, агрегатов) с записями в документах в присутствии водителя;
  • для участия в процессуальных действиях;
  • для оказания помощи сотрудникам милиции или пострадавшим в ДТП;
  • если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ГИБДД.

Остановка ТС сотрудником ГИБДД

Это целый перечень прав, которые постоянно подвергаются ограничениям. Примером является право водителя использовать диктофон как при остановке, так и при предъявлении обвинения в правонарушении. Этим правом рекомендуется пользоваться для записи разговора, поскольку гражданин имеет право производить диктофонные записи, что распространяется и на водителя. А изъятие мобильного устройства, видеокамеры или диктофона запрещено с единственным исключением: предмет является или может быть орудием правонарушения.

Видеосъемку водитель может проводить как для записи отдельного фрагмента разговора, так и в пути следования с сотрудниками ГИБДД. Такое право существенно расширит доказательную базу и может быть использовано в суде защитой, как и фото или другая фиксация сведений. К документам относятся киносъемка, видеозаписи, фото, звукозаписи, банки данных, информационные базы, другие носители. При этом инспектору не удастся использовать документы, которые сделаны на телефон или бытовую камеру, так как законом определен четкий перечень требований к техническим средствам, которым должно соответствовать оборудование сотрудника ГИБДД.

Защита адвоката – это право на юридическую помощь, которая гарантируется Конституцией. Воспользоваться этим правом водитель может в любой момент и, особенно с момента, как инспектор начинает составлять протокол. Презумпция невиновности тоже гарантируется Конституцией, поэтому составление протокола не переносит водителя в статус правонарушителя. Невиновным водитель остается до тех пор, пока виновность не будет доказана в порядке и установлена приговором, который вступил в законную силу. При этом доказывать что-либо сотруднику ГИБДД водитель не обязан, тем более убеждать инспектора в своей невиновности. Кроме того, водителю гарантируются законом следующие права:

  • обжалования действий должностного лица в суде;
  • свободное получение информации (водитель имеет право знать обязанности инспектора, требовать их исполнения, включая документальную фиксацию действий);
  • не свидетельствовать против себя (в том числе отказаться от дачи пояснений при составлении протокола).

Полезный совет . Для того, чтобы управление любимой моделью не превратилось в россыпь денег на встречи с судьями, необходимо проявить активность в самостоятельном изучении собственных прав и обязанностей, а также уделить пристальное внимание таким же положениям в отношении сотрудников ГИБДД. Знание ПДД не спасет от своевольного инспектора, обязательно познакомиться с положениями Закона о милиции, Кодекса об административных правонарушениях, Постановлениями Пленума ВС.

«Спасительным» является изучение Конституции, особенно статьи 48, которая гарантирует право водителя на юридическую помощь. Защита адвоката предусмотрена КоАП РФ, а невиновность водителя до установления вины в порядке, предусмотренным федеральным законом, гарантируется Конституцией (ст. 49). Не лишним информационным «грузом» будет ознакомление с законом «Об информации…», так как именно этот документ позволит получить документы, которые упростят защиту прав водителя в суде: статья 3 регламентирует принцип открытости информации инспектора ГИБДД.

«Законом» автомира будет забота о собственной безопасности, в том числе проверка служебного удостоверения инспектора до передачи документов на проверку. Опытные автолюбителя советуют не только прочесть, но и записать данные удостоверения. Кроме того, стоит помнить, что любой пассажир является свидетелем, в том числе члены семьи. При составлении протокола их необходимо включать в документ, даже если сотрудник ГИБДД уклоняется от внесения данных. В таких случаях достаточно заполнить раздел «Объяснение лица…» и внести Ф.И.О., контактные данные свидетелей (адрес, телефон).

Большое количество автовладельцев не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций с дорожной полицией. На сегодняшний день большинство водителей не верят, что можно отстоять свои права при встрече с сотрудником ГИБДД. Ведь при споре с сотрудником, обстановка обычно не благоприятная и чаще всего водителям проще согласиться с инспектором ДПС, чем оспаривать его мнение. Инспектора могут рассчитывать на то, что водители в большинстве случаях не знают административного законодательства и, следовательно могут ввести в заблуждение, относительного того или иного вида нарушения ПДД.

Для того, чтобы таких нарушений было меньше и вовсе не было, нужно знать свои права и обязанности. Поэтому мы бы хотели привести перечень тех прав и обязанностей водителя, зная которые водитель сможет избежать конфликтов с дорожной полицией и незаконных обвинений в свой адрес.

По требованию инспектора ДПС остановитесь в указанном им месте (п. 6.11 ПДД РФ).

При этом требование инспектора об остановке, должно быть понятным всем участникам дорожного движения. После остановки инспектор ДПС должен незамедлительно подойти к вам. Вы же останавливайтесь так, чтобы не нарушать правил парковки, поскольку сотрудник ДПС может выписать вам за это штраф. Вы имеете полное право не выходить из машины и вести разговор с сотрудником полиции через окно. Сотрудник должен сам подойти к вам, при этом внятно представиться. Но многие водители, от не знания или от страха, сразу, же выходят из автомобиля, только остановившись. Так что если вас остановили — можете спокойно оставаться на месте: инспектор сам подойдет к вам.

Вы можете не выполнять требования об остановке, которое происходит в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц одиночным нарядом и на автомобилях без специальных обозначений, если у вас есть основания полагать, что вас останавливает не работник полиции и с нарушением таких правил. После этого необходимо незамедлительно сообщить (зафиксировав письменно) об этом случае на ближайшем посту ГИБДД или отдела полиции. При этом, Вы имеете право потребовать от инспектора предъявить Вам служебное удостоверение, удостоверяющее его личность, которое он обязан Вам показать не выпуская из рук. При необходимости запишите данные инспектора ДПС, поскольку в случае каких-либо разногласий вы будете знать на кого и куда жаловаться.

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства (п. 93.1. Административного регламента МВД) в случаях:

  1. наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  2. для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  3. для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  4. когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  5. необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  6. когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Вы имеете полное право на то, чтобы записать все действия инспектора, а также всего пути вашего следования на видеокамеру, или беседу с ним на диктофон (Закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Если есть такая возможность, то обязательно воспользуйтесь ей, так как ваши аудио- и видеозаписи могут быть приняты как доказательство по делу. Сотрудник ГИБДД может предъявить в качестве доказательства только фото и видеозаписи, которые сделаны техническим средством, отвечающее установленным законом требованиям. Изъятие средств аудио- и видеозаписи запрещен (только, если они стали и могут стать орудием правонарушения).

Когда ваш автомобиль остановился, поздоровайтесь с инспектором ГИБДД, будьте вежливы, не грубите, говорите корректно и уважительно, и обязательно спросите причину остановки, т.к. основания для остановки транспортного средства должны быть четко сформулированы инспектором, для разъяснения водителю причины такой остановки. Если причина остановки Вам не оглашена, то вы имеете полное право распрощаться с инспектором ДПС, при этом спросив разрешения на продолжение пути.

Основаниями для остановки транспортного средства являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных об использовании тс в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абз.5 п.4 Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на тс и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Бывают такие случаи, когда инспектору придраться совсем не к чему, им может быть пущен в ход такой довод, как: «Вы не пристегнуты ремнем безопасности». В свою очередь Вы можете пояснить, что ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнул его, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы приготовиться выйти из автомобиля и предъявить документы. Поскольку в остановившемся автомобиле ни водитель, ни пассажир не обязаны быть пристегнуты. В случае неадекватного поведения инспектора или очевидного нарушения ваших прав водителя, обязательно поясняйте все подробно в своих объяснениях. Также, если вы не согласны с действиями сотрудника ГИБДД, то вы вправе потребовать вызвать вышестоящее должностное лицо.

Не стоит забывать и том, что водитель автомобиля должен подчиняться требованиям и распоряжениям лиц, обозначенных в ПДД как регулировщик:

  • сотрудники полиции;
  • сотрудники военно-автомобильной инспекции;
  • работники дорожно-эксплуатационных служб;
  • дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах.

Зная свои права и обязанности, водитель застрахован от противоправных действий сотрудников ГИБДД. Поэтому постарайтесь запомнить их, и применять эти знания в ситуациях, в которых сотрудники преднамеренно могут ущемлять ваши права, вменяя вам те нарушения, которые вы не совершали. Так как большая часть водителей абсолютно не знает своих прав, административного законодательства, а в некоторых случаях даже правил дорожного движения, этим и пользуются сотрудники ГИБДД, считая, что не знание водителей, ставит сотрудников в выигрышную ситуацию, в которой они «наживаются» на неграмотных автомобистах. Но не забывайте, что действия сотрудников могут быть обжалованы в суде.

Да так, чтобы от зубов отскакивали. Практически их держат в голове только на экзамене в ГИБДД - и то не все. И почти нет уникумов, которые могут без запинки процитировать любой пункт действующих Правил - даже среди сотрудников ДПС, для которых это знание основное.

Однако несколько пунктов заучить все-таки следует каждому водителю - для более уверенного общения с теми же сотрудниками. И цитировать точно, пусть даже многие формулировки кажутся чудовищно сложными.

Стоп, машина!

А что, если машина проехала перекресток на желтый сигнал светофора? Он тоже считается запрещающим, если не переведен в мигающий режим. Нехорошо, конечно, но при встрече с сотрудником ДПС на выручку придет пункт 6.14:

«Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение» .

При возникновении вы можете сослаться на то, что у вас не было возможности экстренно остановиться, не нарушая пункт 1.5:

«Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» .

Кстати, именно этот пункт стоит учить в первую очередь всем без исключения, и не только водителям, но и пешеходам (о них - дальше).

Пешеходный переход

Водители иногда превращаются в . Один из пунктов Правил, который нужно помнить абсолютно всем, - 4.5:
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Конечно, это не отменяет обязанности водителя , как предписывает пункт 14.1:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

* Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил».

Разворот по стрелке

Обычная спорная ситуация на дороге - разворот под . Если гаишник утверждает, что это нарушение, это ложь. Пункт 6.3: «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком». При этом вы должны помнить о пункте 8.11: «Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств».

Авария

Одна из самых любимых «страшилок» для малограмотных водителей - изменение положения транспортных средств на проезжей части или оставление места ДТП. Однако в ПДД есть пункт 6.1, не только не запрещающий, а - напротив - предписывающий такие действия, если пострадали только машины и они мешают движению:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».
Понятно, что выучить такую формулировку крайне сложно. И все-таки стоит постараться, ведь от аварий никто не гарантирован (хотя большинство застрахованы на этот случай). Продолжаем цитировать тот же пункт Правил:
«Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции».

Что самое интересное, сотрудников полиции часами, что, как мы все знаем, часто приходится делать. Все вопросы можно решить по телефону:

«Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия».

Водителю запрещается

Наверное, самый тяжелый для восприятия и запоминания пункт ПДД, который все-таки следует выучить каждому, но не для гаишников, а для себя - 2.7. Это перечень того, что запрещено водителю. Список внушительный:

«управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием , в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Универсальную должностную инструкцию водителя составить невозможно. Ведь должностные обязанности водителя автобуса и «офисного» водителя разительно отличаются. Данный образец должностной инструкции водителя подойдет для организации, в которой водитель занимается «перевозкой» первого лица компании и других сотрудников.

Должностная инструкция водителя

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Водитель относится к категории технических исполнителей.
1.2. Водитель назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Водитель подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.
1.4. На время отсутствия водителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность водителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, стаж вождения от 2 лет.
1.6. Водитель должен знать:
- Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
- основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
- правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
- порядок проведения технического обслуживания автомобилей.
1.7. Водитель руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности водителя

Водитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.
2.2. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.
2.3. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.
2.4. Осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля.
2.5. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
2.6. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.7. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
2.8. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
2.9. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.
2.10. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.
2.11. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.
2.12. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права водителя

Водитель имеет право:
3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).
3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность водителя

Водитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.



Поделиться