Полиция в военное время. Структура, обязанности и функции военной полиции

Военная полиция (ВП) является одним из основных компонентов системы поддержания законности и правопорядка в вооруженных силах многих стран, эффективным средством борьбы с преступностью и профилактики правонарушений среди военнослужащих. Структура, численность, комплектование и подготовка личного состава подразделений ВП различных государств определяются их ролью в системе военного управления, характером решаемых задач.

США

В США корпус военной полиции как род войск был создан в 1942 году. Первоначально его задачи заключались в расследовании преступлений в вооруженных силах, контроле за соблюдением законности, профилактике дисциплинарных правонарушений, контроле и регулировании движения военного транспорта, обеспечении безопасности военнослужащих, расследовании случаев хищения собственности, содержании лагерей военнопленных, оказании помощи боевым подразделениям в уничтожении воздушных десантов противника.

Функции военной полиции постоянно уточнялись с учетом опыта, полученного в ходе военных конфликтов. Так, во время войны в Корее (1950-1953 гг.) одним из приоритетных направлений деятельности военной полиции стала борьба со спекуляцией и незаконной продажей американскими военнослужащими предметов военного снаряжения, ГСМ, продуктов питания и т.д.

Объем выполняемых военной полицией США задач особенно возрос в ходе вьетнамской войны. В этот период подразделения военной полиции стали привлекаться к регулированию движения в зоне боевых действий, охране колонн, транспортных магистралей и мостов. Военная полиция оказывала помощь боевым подразделениям в поиске и ликвидации подземных ходов сообщения противника, осуществляла контроль за перемещением беженцев и интернированных лиц, принимала непосредственное участие в оборонительных боях.

В настоящее время в ВС США общая численность личного состава военной полиции, включая резервистов, составляет более 30 тысяч человек. При этом значительную долю личного состава составляют женщины. Офицерский корпус формируется из выпускников военных академий и курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва при высших учебных заведениях. Офицеры обучаются в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама), а в дальнейшем могут повышать свою квалификацию в командно-штабном и армейском военных колледжах.

Непосредственное руководство деятельностью этого рода войск возложено на начальника военной полиции - заместителя генерального инспектора сухопутных войск. Военная полиция организационно представлена отдельными бригадами и батальонами в составе армейских корпусов, а также ротами в составе дивизий. В ВВС США сформированы эскадрильи военной полиции, которые дислоцируются на авиабазах и других объектах. В ВМС и морской пехоте США полицейские функции выполняют подразделения сил безопасности, сведенные в два батальона морской пехоты. На всех крупных кораблях и десантных транспортах имеются отряды (группы) морской пехоты, в обязанности которых входит поддержание порядка на борту. Их численность в зависимости от класса корабля может составлять от 5 до 20 человек. Командует таким отрядом, как правило, офицер, подчиняющийся непосредственно командиру корабля.

В условиях мирного времени военная полиция выполняет правоохранительные функции, к которым относятся: поддержание дисциплины в гарнизонах и на базах, охрана объектов, расследование воинских преступлений, регулирование дорожного движения, проведение антитеррористических мероприятий. Кроме того, согласно уставу, в задачи военной полиции входит "ликвидация или оказание содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения", в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения ВС США. В рекламном проспекте, призывающем вступать в ряды военной полиции, роль последней в целом сводится к "поддержанию порядка там, где он существует, установлению там, где его нет, и восстановлению там, где он попран силой". Девизом военной полиции США является слоган "Помогает, защищает, обороняет".

Важное место в правоохранительной деятельности военной полиции занимает расследование преступлений, совершенных на бытовой почве. Сотрудники, выполняющие эти функции, проходят обучение по вопросам пресечения преступлений такого рода, изучают способы урегулирования семейных конфликтов. Агенты службы криминальных расследований, следователи военной полиции и гражданские лица, занимающиеся расследованиями дел, связанных с жестоким обращением с детьми, проходят курс спецподготовки.

Военная полиция играет важную роль в осуществлении программы Министерства обороны США по борьбе с распространением наркотиков. В частности, при ее содействии ведется подготовка не только военных кадров, но также гражданских следователей и сотрудников охранных учреждений. В рамках этой программы разработано семь специальных курсов, шесть из которых предусматривают изучение методов противодействия наркобизнесу с минимальным риском для личного состава полиции, а седьмой представляет собой обучение инструкторов по подготовке личного состава для исправительно-реабилитационных учреждений.

В военное время военная полиция осуществляет охрану и оборону основных и передовых командных пунктов дивизий и корпусов, ведение разведки и охрану тылового района, регулирование движения на дорогах и водных путях, контроль за перемещением беженцев, выявление и задержание дезертиров, интернирование гражданских лиц и некоторые другие функции. Одна из задач военно-полицейского обеспечения войск в ходе боевых действий - оказание помощи командирам в рамках своей компетенции в принятии решений в боевой обстановке. Подразделения военной полиции обычно располагаются как в зоне боевых действий, так и в районе транспортных коммуникаций. Их численность и размещение на ТВД зависят от факторов, определяющих характер конфликта, например от того, ведутся боевые действия коалиционной группировкой или одной стороной. Кроме того, подразделения военной полиции могут выполнять отдельные боевые задачи тактического характера. В этой связи многие эксперты отмечают значительно возросшую роль военной полиции в качестве одного из действенных и эффективных компонентов воинских контингентов, предназначенных для выполнения миротворческих задач.

Одной из важнейших функций военной полиции в ходе военных конфликтов является содержание военнопленных, обеспечение их безопасности и гуманное обращение с ними. В рамках этой задачи военная полиция США осуществляет сбор военнопленных, их эвакуацию и охрану в лагерях в зоне военных действий и на континентальной части США. Однако при этом военные стражи порядка зачастую сами грубо нарушают законность, положения норм международного права. Примером тому является нашумевшая история об издевательствах военнослужащих 800-й бригады военной полиции США над заключенными иракской тюрьмы "Абу-Грейб". Став жертвой беспредела отдельных своих сотрудников, с одной стороны, и мощного антиамериканского пиара - с другой, военная полиция США тем самым нанесла существенный ущерб имиджу американских ВС и США в целом.

А 18 апреля 2004 года на территории тюрьмы в городе Косовска-Митровица в Косово произошло вооруженное столкновение между полицейскими ООН. Политический спор между американцами и иорданцами об Ираке закончился 10-минутным боем с применением автоматического оружия и гранат.

ГЕРМАНИЯ

В ФРГ военная полиция является самостоятельным родом войск в сухопутных силах. Вместе с тем она решает задачи в интересах ВВС, ВМС, а также войск союзников по НАТО, находящихся на территории страны. Численность личного состава военной полиции бундесвера составляет более 4500 человек.

В мирное время военная полиция Германии также выполняет задачи по охране военных объектов, органов управления, обеспечению транспортных перевозок, поддержанию или восстановлению порядка и дисциплины в частях и подразделениях, предотвращению преступных акций в отношении военнослужащих и военных объектов бундесвера и союзных войск. В военное время она осуществляет первичный контроль на пунктах сбора военнослужащих, отставших от воинских частей, организует охрану и транспортировку военнопленных, осуществляет регулирование движения и охрану маршрутов выдвижения войск, оказывает содействие федеральной полиции в регулировании потока беженцев.

Особенностью организации военной полиции бундесвера является отсутствие в структуре Министерства обороны, главного штаба бундесвера и главных штабов видов вооруженных сил специальных органов управления военной полицией. Непосредственное руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб. Подразделения военной полиции всегда входят в состав миротворческих контингентов бундесвера.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Великобритании имеется полиция Министерства обороны, численность которой превышает 5 тыс. человек, а также военная полиция видов вооруженных сил. Последняя подчинена управлению военной полиции, организационно входящему в состав аппарата постоянного заместителя министра обороны.

Основной целью деятельности полиции Министерства обороны является обеспечение безопасности личного состава, вооружения, техники и имущества вооруженных сил как на военных объектах Великобритании, так и за ее пределами. Полиция Министерства обороны Великобритании осуществляет охрану общественного порядка в отношении военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил, патрулирование военных объектов, проведение следственных и разыскных мероприятий на территории военных объектов, задержание и допрос подозрительных лиц, инспектирование военного автотранспорта и некоторые другие функции. Полиция Министерства обороны организована по территориальному принципу и имеет своих представителей в каждом военном гарнизоне. Военная полиция Великобритании организационно состоит из рот численностью по 100 человек. Такие роты имеются в каждом военном округе, соединении и отдельной части. В военное время численность этого контингента достигает 10 тыс. человек за счет призыва на военную службу подготовленных резервистов. Юрисдикция военной полиции видов вооруженных сил распространяется только на военнослужащих. В военное время она решает задачи ведения радиационной и химической разведки тыловых районов, охраны и сопровождения военнопленных, а также поиска и сбора отставших или потерявших связь с войсками подразделений и отдельных военнослужащих. В составе военной полиции Великобритании имеются также специальные подразделения по обеспечению охраны высшего военного руководства страны и организации сопровождения важных военных делегаций.

ФРАНЦИЯ

Во Франции функции военной полиции выполняет Национальная жандармерия, которая является составной частью вооруженных сил и подчиняется Министру обороны. Жандармерия решает задачи в интересах вооруженных сил, а также выполняет значительный объем полицейских и административных функций в интересах всего государства. Поэтому ее деятельность носит межминистерский характер и координируется также с Министерством внутренних дел и юстиции.

Общее руководство жандармерией осуществляет министр обороны. Непосредственное руководство этой службой возложено на Главное управление во главе с генеральным директором, которое определяет принципы ее использования, занимается административными, организационными и техническими вопросами, координирует действия территориальных и мобильных частей.

Жандармерия состоит из центрального аппарата и технических служб, территориальных командований и подчиненных им формирований (департаментская и мобильная жандармерия), республиканской гвардии, частей и подразделений вне метрополии (дислоцирующихся за пределами Франции, в департаментах и в составе группировки французских войск в Германии), специализированных формирований (морская жандармерия, воздушных перевозок и др.).

По целевому предназначению жандармерия делится на департаментскую, мобильную, республиканскую гвардию и специальные части. Департаментская жандармерия предназначена для охраны и обороны важных объектов, поддержания общественного порядка, сбора и передачи данных о внутренней обстановке, ведения учета резервных компонентов. Мобильная жандармерия выполняет задачи по обеспечению общественного порядка и фактически является оперативным резервом сил безопасности. Республиканская гвардия является специальным военизированным формированием по обеспечению безопасности и режима на важных государственных объектах (резиденции президента и премьер-министра, национальной ассамблеи и т.д.).

Специализированные формирования обеспечивают охрану режимных объектов, осуществляют надзор за соблюдением правопорядка и законности, помогают административным службам в их повседневной деятельности. Кроме того, жандармский контингент входит в состав миротворческих сил ООН (более 800 чел.), оказывает техническую помощь франкоговорящим странам Африки, обеспечивает охрану дипломатических представительств Франции за рубежом.

Комплектование национальной военной жандармерии осуществляется добровольцами на контрактной основе. Всего в ней насчитывается около 94 тыс. человек. Подразделения жандармерии входят в состав любого французского военного контингента, участвующего в проведении операции по установлению и поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи.

Таким образом, военная полиция играет значительную роль в поддержании правопорядка в вооруженных силах ведущих стран НАТО, совместно с другими правоохранительными органами активно участвует в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. Это способствует более эффективному выполнению задач вооруженных сил как в мирное, так и в военное время, формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах. В то же время опыт последних военных конфликтов показывает, что подразделения, стоящие на страже законности и правопорядка, выполняя указания амбициозных политических и военных руководителей, способны грубо нарушать не только воинские уставы, кодексы военной чести, но и нормы международного права, основополагающие гуманистические принципы. В ходе военного строительства во многих государствах это выдвигает на первый план задачу усиления гражданского контроля над вооруженными силами, в том числе и военной полицией.

Формирование, именуемое «Военной полицией», есть практически во всех странах. И везде оно выполняет примерно одинаковые функции - ведет контроль над соблюдением законов со стороны действующих военнослужащих. Перечень полномочий, форма и иные явления, определяющие статус военной полиции, отличаются в зависимости от страны нахождения.

Несмотря на объективные различия, основное назначение этой структуры во всех странах - поддержание правопорядка и .

Что такое военная полиция

В России военной полиции не существовало до 2010 года. Именно тогда было принято решение о ее создании на базе сети комендатур, однако, реализовано оно было немного позже в 2014 году.

В настоящий момент правовой основой деятельности органов полиции ВС РФ является ФЗ «Об обороне» и Устав, действующий вместо Положения «О военной полиции». Этот документ подробно и полно регламентирует деятельность службы.

Для территориальных, региональных органов, а также для комендатур Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются отдельные положения.

Подготовка специалистов осуществляется в общевойсковых командных училищах. В частности, в Московском в 2017 году состоялся первый набор курсантов. Также возможна подготовка кадров в рамках переквалификации и переподготовки. Принимаются не все офицеры, а только те, кто закончил командные, общевойсковые и инженерные учебные заведения.

Структура

Структуре этой организации посвящено мало статей, из которых следует не слишком много информации, в частности, п.14-18 Устава.

Подчиняется данное формирование Министерству обороны. Глава именно этого ведомства компетентен в вопросах состава, структуры и численности штата.

Согласно общим сведениям, структура такова:

  • центральный аппарат;
  • региональные отделения;
  • территориальные отделения;
  • дисциплинарные части;
  • гауптвахты.

Территориальные отделения находятся вблизи крупных расположений Вооруженных Сил. Их численность зависит от общего количества военнослужащих, находящихся на определенной территории. При необходимости отдельные формирования могут создаваться внутри крупных подразделений.

Особое положение у комендантов гарнизонов в 2-х городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) они одновременно являются городскими комендантами.

Основные задачи

Задачи ведомства довольно обширны. Они предполагают большой объем работы, как непосредственной, так и бумажной. Среди основных функций военной полиции выделяют следующие:

  • Обеспечение и поддержание порядка, дисциплины и законности, предупреждение по профилактике правонарушений. Эта задача реализуется посредством выставления патруля военной полиции. Как правило, патрулирование осуществляется в наиболее людных местах: вокзалы, аэропорты, скверы, парки. Патруль имеет широкие полномочия: проверять правильность ношения одежды по форме, задерживать и доставлять в комендатуру, выдавать направления для изучения уставов, применять физическую силу.
  • Проведение дознания. Процедура возможна в отношении ограниченного круга лиц: мужчин и женщин, проходящих службу, и гражданского персонала.
  • Осуществление административных расследований. Возможно, когда проступок выявлен силами комендатуры или ВАИ, совершен лицом, доставленным в комендатуру, либо если поступило соответствующее заявление.
  • Оказание содействия, розыск «уклонистов» и лиц из числа гражданского персонала, подозреваемых в совершении преступления. Подразумевает обследование мест и помещений, где могут находиться разыскиваемые лица, получение справок и характеристик, опрос, преследование, оцепление и другое.
  • Исполнение наказаний: содержание на гауптвахте и в дисбатах. Охрана на гауптвахте осуществляется силами караула, его командиром назначается офицер. В дисбатах личный состав делится на постоянный и переменный. Переменный - наказанные лица, отбывающие свой срок, постоянный - служащие там и обеспечивающие поддержание порядка. Содержатся указанные лица отдельно друг от друга.
  • Охрана и конвой военнослужащих. Необходим для доставки армейца на гауптвахту, в дисбаты, суд. Конвой обеспечивает безопасность самого конвоируемого, и пресекает попытки к бегству. Количество сопровождающих рассчитывается исходя из пропорции 2/1: два охранника на одного конвоируемого. Усиленный конвой предполагает большее число привлекаемых служащих.
  • Охрана объектов, определенных по личному указанию Министра. К числу охраняемых мест относятся также помещения и следственных органов. Организация выполнения этой задачи осуществляется на основании общих Уставов.
  • Защита потерпевших, свидетелей и других участников процесса выполняется при наличии реальных угроз жизни, здоровью или имуществу следователей, прокуроров либо свидетелей.
  • Контроль над соблюдением ПДД ведется силами ВАИ. Это подразделение специально создано для обеспечения безопасности движения автотранспорта, зарегистрированного в частях. ВАИ имеет широкие полномочия, связанные с регистрацией транспорта, ограничением движения при проведении учений, допуском транспортного средства.
  • Несение гарнизонной службы.

Военная полиция наиболее известна среди военнослужащих такими задачами, как патрулирование, дающее возможность проверки документов и выполнения требований по соблюдению формы одежды. В некоторых случаях ее сотрудники вправе задержать граждан, находящихся в состоянии опьянения.

Полномочия структуры


Задачи полиции самые разнообразные, и требуют наличия разветвленной сети, иначе эффективное исполнение возложенных на нее функций сводится к минимуму. Выделяется примерно 10 направлений работы ведомства. Эти функции выполняются разными структурами, которые наделяются полномочиями, достаточными для эффективного исполнения поставленной задачи.

Полномочия полиции подразделяются в зависимости от того, в отношении кого они применимы. Так, определяются полномочия, применяемые касательно:

  • военнослужащих;
  • призывников, служащих в ФСБ;
  • иных лиц и общие.

В число полномочий в отношении военнослужащих включается требование о прекращении совершения проступка или преступления. Действие может нарушать Устав, Уголовный кодекс, иные законы, иметь признаки административного проступка.

Проверка документов возможна при обнаружении совершения преступления или при наличии оснований для задержания. В связи с этим предусмотрена и другая функция, такая как задержание и доставление подозреваемых в комендатуру, проведение личного и вещевого досмотра.

Направление для проведения освидетельствования возможно, когда имеются основания в подозрении совершения запрещенного деяния, либо результаты этого исследования необходимы для установления объективной картины произошедшего.

Внутреннее расследование обстоятельств действий, нарушающих закон, осуществляется дознавателем в полиции ВС РФ.

Аналогичные полномочия предоставляются сотрудникам военной полиции и в отношении солдат-срочников, служащих в ФСБ.

Полномочия в отношении третьих лиц

Под третьими лицами понимаются граждане, не указанные выше, но попавшие в поле зрения правоохранителей вследствие совершения ими незаконных действий, посягающих на права и интересы гражданского персонала частей и военнослужащих.

Сотрудники полиции вправе требовать прекращения совершения противоправного деяния, если события происходят на территории части, либо в отношении персонала, гражданского или военного, а также казенного имущества. Указанные лица, допустившие совершение проступка, могут быть задержаны до передачи их гражданским правоохранительным органам.

Сотрудники военной полиции охраняют некоторые важные объекты, определяемые главой силового ведомства. В связи с этим им предоставляется право задерживать тех, кто попытался незаконно проникнуть на охраняемую территорию. Срок задержания ограничен 3-мя часами, по их истечении задержанных граждан следует передать в иные структуры либо отпустить.

Полицейские вправе проверить документы, удостоверяющие личность, но только в том случае, если лицо подозревается в совершении незаконного действия, и находится в расположении части.

Отдельно указывается обязанность по обеспечению сохранности следов преступления, улик, иных доказательств, имеющих значение для расследования.

Вы служили в военной полиции или комендатуре? Делитесь своими впечатлениями в комментариях под статьей.

В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 2014г. N7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" в составе Вооруженных Сил РФ создана , руководство которой осуществляет непосредственно министр обороны России.

При этом Федеральный закон от 31 мая 1996г. N61-ФЗ "Об обороне" дополнен ч.4 ст.25 и ст.25.1, согласно которым военная полиция "принимает участие в обеспечении законности в Вооруженных Силах Российской Федерации" и "предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил" и других граждан, "обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны". Также установлено, что основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Создание органов военной полиции в Российской Федерации - мера, несомненно, правильная и давно ожидаемая. Укрепление правопорядка и воинской дисциплины признано в Военной доктрине Российской Федерации 2010г. одним из основных направлений решения задач строительства и развития Вооруженных Сил и других войск.
По данным Генеральной прокуратуры РФ (согласно Единому отчету о преступности), только в 2013г. в войсках Российской Федерации совершено свыше 10000 преступлений. Крайне тревожны и показатели состояния законности в российских войсках. Так, если за период с 1992 по 1999г. военными прокурорами ежегодно выявлялось в среднем по 18186 нарушений законов, то в 2010г. было совершено уже 242523 нарушения, что более чем в четыре раза превышает показатель 2000г. (55721 нарушение) и почти в четырнадцать раз - показатели 1990-х годов. В 2013г. военными прокурорами выявлено 291558 нарушений законов, причем большую часть (свыше 141000) составляют нарушения прав и свобод военнослужащих и других граждан.

Исследование схемы взаимодействия функционирующих в настоящее время в войсках Российской Федерации правоохранительных органов позволяет сделать следующие выводы.

1. Общая обязанность предупреждать правонарушения и проводить первоначальные следственные действия по уголовным делам возложена на командиров и дознавателей воинских частей и подразделений, которые вместе с тем не обладают специальными познаниями и необходимыми полномочиями, в частности, не имеют специальных полномочий для проведения оперативно-разыскных мероприятий*(1).
2. Компетенция органов Федеральной службы безопасности России, действующих в войсках, охватывает лишь часть довольно широкой сферы охраняемых законом прав и интересов государства и граждан; профессионально подготовленные сотрудники отделов Федеральной службы безопасности в войсках обладают полномочиями для осуществления деятельности только в отношении строго определенного законом перечня правонарушений, не охватывающего все составы общеуголовных преступлений.
В условиях высокого уровня преступности в российских войсках и с учетом значительного увеличения выявляемых военными прокурорами правонарушений, прежде всего в сфере прав и свобод человека и гражданина, представляется необходимым создание правоохранительного органа, который в соответствии с федеральным законодательством был бы вправе осуществлять в войсках Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в полном объеме. Это существенно повысило бы возможности защиты конституционных прав и интересов военнослужащих (и других граждан) и охраняемых законом интересов государства.

По мнению автора, такие функции и полномочия могли бы быть возложены законом на органы военной полиции, которые смогут сыграть активную наступательную роль в укреплении законности в войсках страны, обеспечении защиты прав и свобод граждан России при прохождении ими военной службы, а также охраняемых законом интересов государства при организации прохождения военной службы гражданами.
В связи с созданием в России военной полиции заслуживает внимания практика ее функционирования за рубежом.
Анализ результатов работы органов военной полиции в вооруженных силах иностранных государств показывает, что задача укрепления законности и правопорядка характерна не только для Вооруженных Сил России.

В последнее десятилетие, как пишет A.Valdez, стало очевидным, что все социальные болезни и пороки, характерные для США, поразили и вооруженные силы этой страны. В вооруженных силах США распространены такие виды преступлений, как убийства на различной почве, покушение на убийство, угроза расправы, использование оружия для стрельбы не по служебной необходимости (даже перестрелки из машин на ходу), воровство и перепродажа оружия из частей и с военных баз, наркобизнес, вандализм, ограбление граждан, квартир, офисов, угон автомобилей, изнасилование, избиение и групповые драки, нарушения, связанные с ношением и использованием оружия, военной формы, взлом компьютеров, рэкет и др. По оценкам правоохранительных и военных органов, рост преступности в рядах вооруженных сил США угрожает подрывом дисциплины, боеготовности, моральных и нравственных устоев, ведет к возникновению непредвиденных инцидентов с оружием и боеприпасами с непредсказуемыми и весьма опасными последствиями. Специалисты считают, что тенденция к расширению масштабов преступности в вооруженных силах США требует принятия действенных мер, в том числе ужесточения некоторых правовых норм для предупреждения и пресечения преступности*(2).

По итогам работы специальной комиссии, созданной в министерстве обороны США, министру обороны был направлен доклад, в котором содержатся 59 рекомендаций, направленных на коренное улучшение состояния воинской дисциплины и профилактику правонарушений и преступлений. В документе отмечается, что проблема преступности и насилия выходит за рамки компетенции министерства обороны и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны*(3).
Переходя к рассмотрению функций и полномочий органов военной полиции за рубежом, отметим, в частности, что в США военная полиция расследует преступления, совершаемые солдатами и офицерами, охраняет лагеря военнопленных, тылы и объекты оборонного значения во время боевых действий, регулирует движение военного транспорта*(4).

В мирное время военная полиция в США выполняет задачи, связанные с поддержанием порядка в гарнизонах, охраной объектов и оказанием помощи командирам в воспитании личного состава, расследует совершаемые военнослужащими преступления, занимается регулированием дорожного движения. Военная полиция может также привлекаться для борьбы с массовыми беспорядками и оказания помощи обычной полиции на прилегающих к военным объектам территориях.
В соответствии с нормативно-правовыми актами Соединенного Королевства военная полиция Великобритании в мирное время занимается обеспечением правопорядка и дисциплины в гарнизонах, местах размещения воинских частей и проживания семей военнослужащих, проводит профилактические мероприятия, направленные на предупреждение преступлений и любых нарушений военного законодательства в воинских коллективах, несет охрану важных военных объектов. В составе военной полиции имеются также специальные подразделения, обеспечивающие охрану высшего военного руководства страны и организацию сопровождения важных военных делегаций. Особый отдел занимается расследованием преступлений военнослужащих. Отметим также, что в Соединенном Королевстве сосуществуют две разновидности полицейских подразделений вооруженных сил. Это так называемая defenspolice, выполняющая задачи министерства обороны и действующая в его интересах, и непосредственно militarypolice - военная полиция, на которую возложены правоохранительные функции.

Военная полиция ФРГ, в частности, осуществляет контроль и управление в сфере транспортных перевозок, следит за поддержанием или восстановлением дисциплины и порядка в войсках, выполняет некоторые контрразведывательные функции, обеспечивает предотвращение преступлений.
В Италии в роли военной полиции выступают войска карабинеров, входящие в состав сухопутных сил. В связи с особенностями решаемых задач эти войска подчинены министру обороны и министру внутренних дел. В карабинерских войсках состоят 103тыс. человек (24% общей численности вооруженных сил). В интересах вооруженных сил карабинерские войска решают задачи военной полиции, военной контрразведки, охраняют военные объекты, участвуют в мероприятиях согласно планам гражданской и территориальной обороны.
По линии министерства внутренних дел карабинерские формирования обеспечивают поддержание общественного порядка, территориальный надзор, пограничный контроль, защиту прав граждан, расследуют уголовные преступления, осуществляют полицейские акции*(5).
Франция собственных формирований военной полиции не имеет. Ее функции выполняет национальная (военная) жандармерия, которая является составной частью вооруженных сил страны и подчиняется министру обороны. При этом деятельность жандармерии имеет межминистерский характер и координируется также министерствами внутренних дел и юстиции.
Жандармский корпус Франции насчитывает 65тыс. человек и в основном используется для выполнения чисто полицейских функций, особенно в периоды социально-политических кризисов (забастовки, демонстрации, восстания). Жандармы решают самые разные задачи: обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью, охрана границ государства, надзор за санитарным состоянием территории, регулирование транспортного движения, наблюдение за иностранцами, розыск дезертиров и уклоняющихся от воинской службы*(6).
В мирное время на подразделения военной полиции Турции возложены обеспечение безопасности важных военных объектов и их внешняя охрана, поддержание дисциплины и порядка среди военнослужащих в гарнизонах и местах дислокации войск, арест и охрана лиц, совершивших преступления на территории гарнизонов, обеспечение безопасности военных перевозок, осуществление контроля за движением военных транспортных средств, оказание помощи и содействия уголовной и дорожной полиции в случаях нарушения общественного порядка в чрезвычайных условиях.
Военная полиция Японии является специализированным формированием в составе вооруженных сил страны. Она создана в 1954г. Ее задачи аналогичны задачам военной полиции США*(7).
Королевская жандармерия Нидерландов также осуществляет функции военной полиции. В ее полномочия, с одной стороны, входит проведение профилактических, превентивных мероприятий: патрулирование, несение службы на транспорте, обеспечение проведения учений, сопровождение автоколонн, выдача рекомендаций и разъяснений командирам и личному составу. С другой стороны, она применяет к военнослужащим меры принуждения различного характера, связанные с нарушениями закона о дорожном движении, законодательства об охране окружающей среды и др.*(8)
В военной полиции США в мирное время служит 80тыс. человек*(9) (4% от общей численности вооруженных сил страны)*(10).
Военная полиция ФРГ в мирное время насчитывает более 4,5тыс. человек*(11), в военное время ее состав может быть увеличен до 15тыс. человек (около 3% от численности бундесвера).
В Великобритании военная полиция состоит из 4тыс. человек (1,3% от общей численности вооруженных сил).
Комплектование кадров военной полиции США осуществляется из числа добровольцев на конкурсной основе.
Военная полиция ФРГ формируется путем призыва граждан на действительную военную службу сроком на 12 месяцев, найма военнослужащих по контракту на срок от двух до 15 лет и приема кадровых военнослужащих.
В военную полицию Великобритании набирают сотрудников на контрактной основе*(12).
Комплектование военной жандармерии Франции осуществляется по призыву и на контрактной основе (более 80% военных жандармов составляют офицеры и унтерофицеры)*(13).
Войска карабинеров в Италии (включая военную полицию) комплектуются рядовым составом на 90% на контрактной основе и на 10% - за счет призыва на действительную срочную военную службу молодежи в возрасте 17-26 лет сроком на 18 месяцев*(14).
На основе приведенных данных можно заключить, что численность военной полиции за рубежом колеблется в пределах от 1,3 до 4% от общей численности войск.
В нашей стране прообраз военной полиции был создан еще в XVIIв.: в 1621г. Уставом ратных, пушечных и других дел в российской армии был учрежден профессиональный институт поддержания правопорядка - подразделения гевальдигеров. На них возлагались охрана мест расположения войск, полевых штабов и надзор за соблюдением военнослужащими законов.
В ходе Отечественной войны 1812г. функции органов военной полиции русской армии были расширены. Гевальдигерам вменялись в обязанности обеспечение порядка на маршрутах движения войск, охрана транспорта и пленных, а главное - расследование дел о преступлениях нижних чинов.
Военно-полицейская служба в России достигла пика в своем развитии в конце XIX века, когда в соответствии с законом "Об армейской жандармерии" (1876) и положением "О состоящих при войсках жандармских эскадронах" (1887) на нее было возложено решение ряда важных задач.В мирное время армейские жандармы должны были наблюдать за порядком во время проведения гарнизонных мероприятий, молебнов, шествий и гуляний с участием военнослужащих, обеспечивать поддержание дисциплины на марше и в местах расположения войск. В бою им предписывалось располагаться "в цепи" за сражающимися подразделениями, задерживая дезертиров и мародеров, обеспечивать доставку раненых в места перевязок. В военное время жандармские подразделения назначались в караулы для охраны военных и важных гражданских объектов в занятых войсками городах. Им же поручали защиту личных и имущественных интересов местного населения, оказание помощи органам военной контрразведки в поимке вражеских лазутчиков, охрану лагерей военнопленных и др.*(15)
Органы военной полиции вооруженных сил Российской империи наряду с выполнением армейского долга решали многочисленные полицейские задачи. Исследовавший указанный вопрос О.Е.Фомин отмечал значительный объем полицейских функций армии (в том числе борьбу с "ворами и разбойниками", охрану мест лишения свободы и конвоирование преступников, задержание "подозрительных лиц" и шпионов). В 1811г. были созданы войска (корпус) внутренней стражи, предназначавшиеся также для пресечения массовых беспорядков, "поимки воров, преследования и истребления разбойников, рассеяния запрещенных законом скопищ, усмирения неповиновения и буйства", частичного исполнения пенитенциарных функций*(16).
На основании Устава воинского 1716г. военнослужащие привлекались к тушению пожаров, обеспечивая при этом общественный порядок, "ибо в таковых случаях многия непотребности происходят и великия кражи бывают" (глава LYII), военные патрули назначались "для того, дабы на улицах от бездельных людей каких беспокойств не было" (глава LXYI). Воинские караулы и патрули обеспечивали паспортный режим, имея полномочия проверять лиц, не имеющих документов, и устанавливать их личность, задерживали правонарушителей (как военнослужащих, так и мещан)*(17).
Как видим, даже выполнение армейскими подразделениями в Российской империи отдельных полицейских функций не отменяло потребности государства в самостоятельной службе военной полиции.
Упомянутым Федеральным законом от 3 февраля 2014г. N7-ФЗ функции и полномочия органов военной полиции, созданной в Российской Федерации, пока не определены.
Мы полагаем, что военная полиция должна быть наделена следующими основными функциями: осуществление в войсках оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения преступлений; проведение дознаний и расследование уголовных дел о преступлениях; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в связи с функционированием Вооруженных Сил РФ; проведение в войсках правовоспитательной работы. Рассмотрим эти задачи подробнее.
Осуществление в войсках оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения преступлений. До настоящего времени в войсках нашей страны не имелось органа, который бы на основании действующего законодательства*(18) вел в них оперативно-разыскную деятельность в полном объеме, т.е. по уголовным делам обо всех преступлениях, предусмотренных уголовным законодательством России. Отсюда и многочисленные непредотвращенные тяжкие преступления, и дедовщина, и безнаказанные злоупотребления командного состава.
Оперативно-разыскная деятельность в соответствии с одноименным федеральным законом проводится в стране органами Министерства внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности, таможенными и другими правоохранительными органами. Нет сомнения в том, что в российских войсках должна действовать специальная служба, оберегающая военнослужащих и иных граждан от правонарушителей и предупреждающая преступления.
Одним из направлений работы военной полиции может стать работа с информаторами. Законодательная и судебная власть развитых государств всегда активно поддерживала агентурную деятельность, занимающую значительное место в полицейских операциях и акциях специальных служб*(19).
При осуществлении органами военной полиции оперативно-разыскной деятельности возможно некоторое пересечение выполняемых ими функций с оперативными функциями действующих в войсках органов Федеральной службы безопасности. Однако это не должно стать препятствием для осуществления такой деятельности сотрудниками военной полиции.
Во-первых, в поле деятельности военной полиции попадает весь массив общеуголовных преступлений, в то время как объекты оперативной работы органов ФСБ в соответствии с правовым статусом органов федеральной службы безопасности ограничены в основном составами подготовки и совершения государственных преступлений, правонарушений, связанных с хищениями и утратой оружия и боеприпасов, предупреждением наркотизма в войсках*(20).
Во-вторых, военная полиция и органы Федеральной службы безопасности, имея общие цели, смогут результативно использовать всю имеющуюся информацию, предоставляя ее друг другу в соответствии с установленными полномочиями, оказывая взаимную помощь при ее получении. Как показал зарубежный опыт, формировать дублирующие и контролирующие друг друга системы весьма целесообразно*(21).
Функция проведения оперативно-разыскной деятельности в войсках должна стать, таким образом, одной из основных в деятельности военной полиции.
Проведение дознаний и расследование уголовных дел о преступлениях. Создаваемые органы военной полиции призваны освободить от не свойственных им функций органы дознания Вооруженных Сил РФ, которые, работая на непрофессиональной основе, расходуют значительные государственные средства, при этом недостаточно квалифицированно проводят задержания правонарушителей, дознания, профилактическую правовоспитательную работу. Таким образом, они неспособны надлежащим образом организовать предупреждение правонарушений среди военнослужащих.

Одновременно будет ликвидирована и крайне парадоксальная ситуация, когда при наличии огромного штата различного рода и положения командиров и начальников, значительного количества внутренних инспекций, воспитательной и других вспомогательных служб не только не могут быть предотвращены, но и значительно увеличиваются массовые нарушения законности, неоправданные и необъяснимые никакими государственными интересами травматизм и гибель военнослужащих. Значительно меньшие по численности органы военной полиции способны, приняв на себя весь объем выполняемых перечисленными структурами не свойственных им функций, изменить сложившееся положение и внести серьезный вклад в предупреждение правонарушений в войсках. Данная мысль подтверждается российской военной историей.
В.А.Соболевский в своем объемном юридическом исследовании "Правосудие и правовой порядок в войсках" отмечал: "Полицейские, уж конечно, в состоянии лучше производить следствие, чем офицеры. За первыми по крайней мере практика"*(22). Полагаем, автор здесь имеет в виду не военную полицию, а штатные органы полиции, действующие на территории страны (как теперь принято говорить, территориальные органы). Кроме того, речь идет о проведении офицерами (войсковыми) именно дознаний.
Рассматривая взаимодействие "общей" полиции и командования войск в работе "О дознании, его назначении, производстве, рассмотрении в военном ведомстве и об участии военного начальства в предварительном следствии и предании военному суду", В.Савинков пишет, что дознание в отношении военнослужащих проводится как "общей" полицией, так и командованием, подчеркивая, что "производство дознания возлагается военными начальниками на подведомственных им "*(23). Издание книги типографией штаба военного округа и имеющаяся на ее титульном листе ссылка на то, что публикация "дозволена цензурою 20.09.1884", позволяют считать, что автор использовал точные сведения о порядке проведения дознания в войсках Российской империи.

В издании "Производство дознаний в военном ведомстве", также допущенном к печати цензурой, сказано, что "дознание проводится военным начальством в следующих случаях: когда военнослужащими нарушены законы военной дисциплины и службы или когда преступление или проступок, не относящийся к делам службы, учинен в месте, состоящем в исключительном ведении военного начальства… Когда преступление или проступок совершен одними военнослужащими во время отправления ими обязанностей службы… В тех же случаях, когда проступок или преступление, не касающееся дел службы, совершено военнослужащими в местах ведения общей полиции, дознание производится через местную полицию"*(24).

Таким образом, институт дознания традиционен для отечественных войск. Вместе с тем, с учетом возможностей предоставления органом дознания оперативным и следственным органам необходимой помощи, а также особенностей военной службы и действующего в войсках принципа единоначалия, необходимо сохранить за органами дознания российских войск отдельные процессуальные полномочия, связанные с выполнением поручений следователей, прокуроров (а в перспективе и органов военной полиции), а также с проведением дознаний по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно.
Осуществляя производство дознаний по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими военных сборов, гражданским персоналом органов военного управления, военная полиция значительно сократит имеющиеся в настоящее время затраты на поиск и задержание лиц, самовольно оставивших воинские части. Передвигающиеся в неорганизованном порядке по всей стране в поисках самовольно оставивших воинские части (место службы) военнослужащих неопытные, необученные, оторванные от выполнения своих основных обязанностей офицеры и солдаты воинских частей будут заменены профессиональными сотрудниками военной полиции.
Представляется заслуживающей внимания и информация о том, что правом проведения предварительного расследования наделены органы военной полиции в США, Великобритании и Италии.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в связи с функционированием Вооруженных Сил РФ. В рамках данного направления деятельности сотрудники военной полиции путем патрулирования, выставления постов и использования других форм и методов работы будут поддерживать общественный порядок на территориях военных городков и населенных пунктов по месту дислокации воинских частей, обеспечивать порядок во время заседаний военных судов, охрану помещений военных судов и военных прокуратур, конвоирование подследственных и подсудимых соответственно в органы военной прокуратуры и в военные суды и др.
Определенный интерес представляет исследование ситуации в вооруженных силах США: "Проблемой является и система охраны баз, частей, допуска на них посторонних. Зачастую система допуска на базы слишком "либеральна" и бесконтрольна и позволяет легко приносить и выносить наркотики, оружие, технику, что ведет к распространению наркомании в частях и вокруг них, к подпольной торговле оружием и боеприпасами"*(25).
Органы военной полиции, наделенные предлагаемыми полномочиями, смогли бы в значительной мере предупредить на территории воинских частей и военных городков нарушения общественного порядка и воинской дисциплины, обеспечить надлежащую охрану режимных и других войсковых объектов*(26).
Полагаем, можно рассчитывать на существенное улучшение правопорядка в тех населенных пунктах Российской Федерации, где будет осуществляться патрульно-постовая и иная правоохранительная деятельность военной полиции, т.е. по месту дислокации войск.
Проведение правовоспитательной работы в войсках. Роль органов военной полиции в проведении этой работы будет тем более значительна, чем менее успешно ее ведут в настоящее время войсковые юридические службы, не располагающие должными полномочиями и штатами для повышения эффективности своей деятельности.
Приведем некоторые данные о составе военно-юридической службы сухопутных войск США, которая была учреждена еще в 1875г. с введением должности военного юриста армии и организацией соответствующего отдела. Одной из многочисленных функций этой службы является обеспечение правовой защищенности военнослужащих, членов их семей, а также гражданских служащих, включая оказание помощи в решении вопросов гражданско-процессуального права, статуса военнослужащих, прохождения службы. В штабе механизированной (бронетанковой) дивизии имеется отделение военно-юридической службы. В его составе 25 человек, в частности, начальник ВЮС дивизии (подполковник), четыре его помощника (два майора, два капитана), технический секретарь (ворэнт-офицер), старший защитник (майор), четыре защитника (капитаны), старший судебный защитник (майор), четыре судебных защитника (капитаны), начальник делопроизводства (мастер-сержант), старший делопроизводитель (сержант 1 класса), четыре делопроизводителя (штаб-сержант, два сержанта, рядовой), два судебных исполнителя (штаб-сержант, сержант), стенографист (капрал). В целом, по данным американской военной прессы, в сухопутных войсках США служат около 1800 военных юристов*(27).
В структурах российских войск такой мощной юридической службы не имеется, в связи с чем привлечение к проведению правовоспитательных мероприятий в войсках органов военной полиции представляется вполне оправданным.
Одним из главных принципов деятельности создаваемой в Российской Федерации Федеральной службы военной полиции должна стать ее независимость при осуществлении ею своих полномочий. Поэтому после наделения военной полиции рекомендуемыми нами функциями и полномочиями логичным было бы подчинение ее непосредственно Президенту РФ, т.е. создание Федеральной службы военной полиции. Подчинение военной полиции министру обороны фактически воспрепятствует ее деятельности во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, воинских частях и подразделениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пограничных войсках Федеральной службы безопасности (поскольку части и подразделения этих органов федеральной исполнительной власти министру обороны не подчинены и не подконтрольны). Кроме того, в силу вертикального подчинения военная полиция вряд ли будет способствовать своей деятельностью реальному и объективному выявлению и учету правонарушений и преступлений именно в Вооруженных Силах РФ. Наконец, именно в силу подчинения военной полиции Министерству обороны РФ на нее нельзя будет возложить проведение оперативно-разыскной деятельности в войсках, в том числе не подчиненных указанному военному ведомству.
По нашему мнению, военная полиция в России должна быть организована как федеральный правоохранительный орган, а не подчиненное командованию Вооруженных Сил РФ и зависимое от него звено.
Надеемся, что органы военной полиции будут успешно адаптированы к российской системе правоохранительных органов и смогут эффективно работать уже с момента их создания.

Список литературы

1. Амиров Р.З. Полицейские функции армии российского государства: XVIII - первая четверть XIX века: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997.
2. Капустин Ю.Т. Полиция в механизме буржуазного государства: Учебное пособие. М., 1981.
3. Князев В.В., СамохинБ.М. Жандармерия и военная полиция некоторых зарубежных государств: Аналитический обзор. М., 1996.
4. Кулаков В.Ф. Военная полиция зарубежных армий // Независимое военное обозрение. 1997. N22.
5. Овсянко Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук (в виде научного доклада). М., 1998.
6. Производство дознаний в военном ведомстве, дозволено цензурою. М., 1879.
7. Савинков В. О дознании, его назначении, производстве, рассмотрении в военном ведомстве и об участии военного начальства в предварительном следствии и предании военному суду. Вильно, 1884.
8. Соболевский В.А. Правосудие и правовой порядок в войсках: Юридическое исследование. СПб., 1901.
9. Фомин О.Е. Корпус внутренней стражи в правоохранительной системе Российской империи (1811-1864 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999.
10. Valdez A. Преступность в Вооруженных силах Соединенных Штатов // Борьба с преступностью за рубежом: Сборник. Вып.2. М., 1999.

Н.Н. Карпов,
доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой
общих проблем прокурорского надзора
за исполнением федерального законодательства
и участия прокурора в гражданском
и арбитражном процессе Академии
Генеральной прокуратуры РФ

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Кроме того, производящие дознание дознаватели полностью зависят от командира воинской части, в которой они сами проходят военную службу.

Наиболее могущественной системой охраны царского режима являлась жандармерия - политическая полиция империи. Как часть государственной полиции она входила в систему министерства внутренних дел. Юридически она относилась к местным губернским властям, а фактически контролировала и направляла их деятельность "по охране устоев" империи, подчиняясь только "центру" в лице шефа жандармов, командира отдельного корпуса жандармов, который подчинялся непосредственно только царю.

Даже Департамент полиции, руководивший работой губернских жандармских управлений, практически не имел никакой власти в отношении личного состава корпуса. Наказать или поощрить жандарма, а также переместить его на другую должность могло только жандармское начальство. Губернаторы пытались подчинить себе жандармерию, поддерживая и со своей стороны предлагая различные проекты уничтожения ее военной организации. Однако вплоть до февраля 1917 г. жандармы оставались независимыми от губернских властей.

Юридически такое положение объяснялось тем, что жандармерия организационно представляла собой воинскую часть и состояла на бюджете Военного министерства, входя в то же время в структуру Министерства внутренних дел.

Жандармерия, как и полиция, имела свои разновидности: жандармерия столичных и губернских управлений, железнодорожная жандармерия (каждая железная дорога имела свое жандармское управление), пограничная (несла службу по охране границ и контролю за въездом в империю и выездом за ее пределы) и, наконец, полевая жандармерия, осуществлявшая функции военной полиции (к ней можно причислить и крепостных жандармов, выполнявших те же функции в крепостях).

Кроме производства дознаний жандармерия собирала информацию о внутриполитическом положении и настроениях общества. Делалось это, главным образом, через так называемых пунктовых унтер-офицеров, размещавшихся в наблюдательных специальных пунктах, разбросанных по всей губернии. Каждые шесть месяцев начальник губернского жандармского управления направлял в штаб корпуса сведения о положении в губернии.

В состав корпуса жандармов входили жандармские полицейские управления железных дорог. Эти органы выполняли полицейские функции на железнодорожном транспорте. В ведении каждого управления находился участок дороги протяженностью 2000 верст. Железнодорожная жандармерия кроме борьбы с преступностью выполняла обширные задачи по обеспечению бесперебойного функционирования дорог, для чего в ее обязанности вменялось наблюдение за исполнением "Полицейских железнодорожных правил". В связи с этим жандармы следили за исправностью пути, чистотой на перронах, правильностью составления грузовой документации, сохранностью пломб на дверях вагонов, имели право отстранить от работы поездную бригаду в случае ее нетрезвости и т. д. и т. п., словом, представляли собой как бы вторую администрацию дороги.

В Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве существовали жандармские кавалерийские дивизионы, предназначенные для несения патрульно-постовой службы и борьбы с массовыми беспорядками. Особенность этих частей состояла в том, что рядовым составом они комплектовались из новобранцев, проходивших в дивизионах действительную службу. Каждый дивизион представлял собой два соединенных кавалерийских эскадрона и насчитывал до 500 человек личного состава.

Личный состав жандармерии состоял в основном из офицеров и унтер-офицеров; рядовых почти не было, так как младшие чины комплектовались из прошедших сверхсрочную службу в кавалерийских частях (жандармы считались принадлежащими к кавалерии, хотя собственно кавалерийских частей в жандармерии было очень мало). Офицерский состав имел военные кавалерийские звания: корнет вместо подпоручика, штаб-ротмистр вместо капитана. Среди унтер-офицерского состава также было кавалерийское звание: вахмистр вместо фельдфебеля.

Комплектование офицерского состава осуществлялось в жандармерии совершенно особым путем. Во всех других воинских соединениях служили офицеры, выпущенные в тот или иной полк из юнкерских училищ или переведенные из других полков в процессе военной службы. Жандармские же офицеры были офицерами гвардейской (преимущественно) кавалерии, вынужденные уйти из полка по тем или иным причинам.

Любопытно отметить, что именно с мундиров Отдельного корпуса жандармов, как главной опоры царского режима, началась в 1907 г. реформа обмундирования, в ходе которой были сохранены основные черты жандармского мундира прошлых лет.

Реформой 1907 г. для нижних чинов был установлен двубортный мундир темно-синего сукна с 7 пуговицами на каждом борте. Борта выкраивались по образцу уланского мундира. На плече -для ношения карабина - имелся специальный наплечник из веревочного шнура, покрытый алым сукном. Воротник светло-синего сукна, скошенный, на одном крючке. Обшлага светло-синего сукна, кавалерийского образца с мыском; на задней части рукава выше обшлага - 2 пуговицы, на обшлагах - по 1. По верхнему краю воротника, на левом борте, на обшлагах и карманных клапанах (продольных с 3 пуговицами) - выпушка из алого сукна. На правом плече жандармы имели аксельбанты с медными никелированными наконечниками. Шаровары серо-синие (у сверхсрочных нижних чинов - с алой шерстяной выпушкой). Фуражка со светло-синей тульей и темно-синим околышем с алыми выпушками, с козырьком и кокардой. При парадной форме был положен особый головной убор в виде каски с гребнем, а зимой - меховая низкая шапка с кокардой.

Все снаряжение (плечевая портупея, темляк, поясной ремень, -84- кобура, патронная сумка) с 1907 г. стало шиться не из белой кожи, как ранее, а из красной юфти с медным никелированным прибором. У нижних чинов у нижнего среза погона были нашивки золотого галуна в зависимости он унтер-офицерского звания, которое они имели ранее, служа в войсках, а сверху погона - полоски из серебряного галуна в зависимости от оклада. Пуговицы гренадерского образца - с гренадой.

У унтер-офицеров жандармерии фуражки были той же расцветки, что и у офицеров, но с солдатской кокардой.

Повседневную форму жандарма составляли: гимнастёрка общевоенного типа с застёжкой из четырёх пуговиц на левую сторону (погоны на гимнастёрке красные с голубым кантом); серые брюки-суженки, сапоги со шпорами, ремень затяжной, с пряжкой на один зубец; красные шерстяные аксельбанты с медными наконечниками на правом плече.

На левом рукаве гимнастёрки, мундира и шинели были серебряные и золотые треугольные шевроны, означавшие выслугу лет на сверхсрочной службе - в армии или жандармерии, служба в которой считалась сверхсрочной. Почти каждый жандарм имел большую нашейную медаль "За усердие". Парадный головной убор у рядовых был таким же, как и у офицеров, но не из каракуля, а из мерлушки, и на донце вместо серебряного был красный кант.

Шинель у жандармов была общекавалерийского образца, с петлицами, как у офицеров. Она имела один ряд фальшивых пуговиц и застёгивалась на крючки. Воротнике 1907 г.- серо-синий (позже - по цвету шинели), клапана синие с алой выпушкой и пуговицей.

Вооружались нижние чины жандармов кавалерийскими шашками на коричневой перевязи, наганом или револьвером "Смит и Вессон". Револьвер в чёрной кобуре висел на поясе, прикрепленный к красному шейному шерстяному шнуру. При парадной форме жандармы вместо шашек носили палаши.

Жандармские офицеры носили фуражки с тёмно-синем околышем и голубой тульей. Голубой цвет был особого бирюзового оттенка, он так и назывался "голубой жандармский". Канты на фуражке были красные, кокарда обычная, офицерская.

У офицеров на мундирах наплечников не было.

Повседневной формой жандарма служил китель обычного кавалерийского типа с треугольными обшлагами. Погоны на нём -серебряные, с красным кантом и голубым просветом. При высоких сапогах носили суженки или полугалифе, серые, с красным кантом, со штиблетами - брюки навыпуск. На сапогах и штиблетах были обязательно шпоры - накоблучные, винтовые, без ремня.

Как и кавалеристы, жандармы носили кавалерийские шашки и темляки, а в парадных случаях - изогнутые палаши в никелированных ножнах.

Отличительным признаком жандармской формы были серебряные аксельбанты на правом плече (в военных частях аксельбанты носили только адъютанты).

Жандармские офицеры носили синие двубортные сюртуки с голубым воротником и красными кантами. При сюртуке обычно -брюки навыпуск. На сюртуке могли быть как погоны, так и эполеты.

Парадный мундир жандармов был двубортный, тёмно-синего цвета, с голубым воротником и обшлагами треугольной формы. Шитьё на воротнике и обшлагах было серебряным.

Мундир жандармы носили с погонами или с эполетами (металлическими, чешуйчатыми и даже серебряными), а также с серебряным поясом общеофицерского типа и лядункой (патронташ для револьверных патронов), перекинутой на серебряном ремне через левое плечо. На серебряной крышке лядунки - золотой двуглавый орёл. Парадный мундир носили только с брюками в сапоги.

Головным убором служила чёрная каракулевая шапка с вырезом спереди - «драгунка». Донце ее было глубокое, с серебряным галуном. Спереди «дагунки» был укреплен металлический двуглавый орел, а под ним - офицерская кокарда, несколько меньшего размера, чем на фуражке. Шапку венчал белый султан из конского волоса.

При парадной форме жандармские офицеры носили револьвер в черной лакированной кобуре. Револьвер висел на шейном серебряном шнуре. Из холодного оружия у них была гусарская сабля - изогнутый палаш в никелированных ножнах с кавалерийским темляком. Палаш крепился на серебряную поясную портупею.

С кителем жандармские офицеры носили палаш или обычную кавалерийскую шашку. Если надевали палаш, то непременными атрибутами были лядунка и серебряный офицерский пояс.

С сюртуком носили шашку на плечевой серебряной портупее или шпагу.

Шинель жандарма была общеофицерского типа с голубыми петлицами и красным кантом.

Жандармы имели и полевую форму одежды.

К органам, осуществляющим полицейские функции, относилась и дворцовая полиция. Несмотря на свое название, данное подразделение не относилось к министерству внутренних дел, а подчинялось министру двора. Во главе ее стоял обер-полицмейстер (генерал-адъютант или генерал-майор царской свиты). Полицию, осуществлявшую охрану того или иного дворца, возглавлял особый дворцовый полицмейстер - обычно флигель-адъютант в чине полковника, оперативно подчинявшийся коменданту дворца, в руках которого сосредотачивалось командование как военной, так и полицейской охраной данного дворца. Дворцовая полиция несла внешнюю охрану царских дворцов и дворцовых парков.

Рядовые и унтер-офицеры дворцовой полиции набирались из числа бывших солдат гвардейских полков, отличавшихся высоким ростом и бравой выправкой.

Дворцовая полиция имела особую форму. Фуражки носила -86- цвета морской волны с красными кантами, кокардой особого образца (с черным двуглавым орлом на золотистом фоне) на тулье. Зимой - черные мерлушковые шапки с донцем цвета морской волны, с галуном у офицеров и кантами на тулье у рядовых; белые замше-вые перчатки.

Шинели рядового и офицерского состава были двубортные, офицерского покроя, серые, несколько темнее офицерских. Мундиры были такого же фасона, как и у обычной полиции, но не черные, а цвета морской волны. Погоны рядовых и унтер-офицеров были из серебряного шнура с красными полосками, а у офицеров - такие же, как у обычной полиции. Петлицы цвета морской волны с красными кантами. Пуговицы посеребренные, с двуглавым орлом.

Вооружение состояло из шашки и револьвера в черной кобуре. Нашейный шнур для револьвера был серебряным у офицеров и серебряным с красными полосками у рядовых и унтер-офицеров.

Рассказ о дворцовой полиции был бы не полным, если бы мы не вспомнили о роте дворцовых гренадер. Отбирали туда рядовыми унтер-офицеров ростом не менее 180 см, награжденных знаком отличия Военного ордена, или знаком отличия ордена Св. Анны (за 20-летнюю беспорочную службу).

Дворцовые гренадеры получили личное дворянство, высокие оклады жалованья (от 300 до 350 рублей в год и право выходить в отставку с пенсией после 5 лет службы в роте. Их освобождали от строевых учений, обязав лишь нести караульную и полицейскую службы в царском дворце. Но считалась рота воинской частью, имела свое знамя и числилась по гвардейскому корпусу. В качестве напоминания о славных боевых делах гренадерам были даны особые головные уборы -высокие медвежьи шапки, которые носила старая гвардия Наполеона.

Мундир они получили гвардейского образца, темно-зеленый, с красными лацканами, с белой выпушкой, золотыми нашивками.

Мундиры и брюки богато расшивались золотыми галунами. Перевязь, портупея и погоны у них тоже обшивались золотым галуном. Вооружение состояло из драгунского ружья и тесака.

Этот комплект обходился казне в приличную по тем временам сумму - форма рядового дворцового гренадера стоила 283 рубля 80 копеек.

Сравнивая стоимость обмундирования рядового Дворцового гренадера (283рубля 80 копеек) со средней стоимостью форменного обмундирования офицерского состава русской армии(152 рубля), мы наглядно убеждаемся, что правительство России того периода не скупилось на средства для увековечивания славы Русского оружия и поднятия престижа силовых структур России того периода. Так эта особая часть служила живым памятником истории России и напоминанием потомкам о ее славном прошлом. Именно такую смысловую нагрузку несли роскошные мундиры Дворцовых гренадер.

В начале XX в. полиция уже не справлялась с широким революционным -87- движением. Для содействия полиции все чаще привлекались войска.

7 февраля 1906 г. царь утвердил Правила о призыве войск для содействия гражданским властям. Право вызова войск, по Правилам, предоставлялось широкому кругу чиновников - сенаторам, генерал-губернаторам, градоначальникам, начальникам полиции в городах, начальникам жандармских управлений на железных дорогах, начальникам мест заключения. Вызов войск предусматривался "для охранения благочиния при церковных торжествах, для прекращения народных беспорядков, массовых сопротивлений гражданским властям и начальственного похищения и разрушения имущества".

Воинские начальники наделялись широкими правами. Получив полномочия от гражданских властей, каждый воинский начальник мог действовать "по своему усмотрению всеми теми способами, которые признает соответственными положению дела, прибегая к увещеванию, если таковые будут признаны возможными". Если же "увещевания" не признавались возможными, после трехкратного предупреждения применялось оружие для рассеивания неповинующейся толпы, против толпы, препятствующей движению войск, против толпы, оскорбляющей войска словами. Надо сказать, что Правила о призыве войск для содействия гражданским властям довольно широко применялись на практике.

Практически с момента своего возникновения казачьи войска совместно с полицией и регулярной армией осуществляли значительный объем полицейских функций как собственно на войсковой территории, так и за ее пределами.

С XIX в., как свидетельствует история, казачьи подразделения стали регулярно нести полицейскую службу в Санкт- Петербурге, Москве и ряде других городов Российской империи. Основными задачами этих военно-полицейских формирований являлись обеспечение "тишины и спокойствия" в городах и губерниях и охрана внутренней безопасности в тех случаях, когда для этого необходима была специальная вооруженная сила, организованная в отличие от полиции по армейскому образцу. Осуществление казаками полицейских функций регламентировалось общегосударственными нормативными актами: "Учреждением для управления губерний", "Уставом благочиния, или полицейским", "Положением, о земской полиции", "Наказом чинам и служителям земской полиции", "Наставлением военным начальникам в -88- случаях употребления войск для усмирения народных волнений и беспорядков" и др. Военно-кавалерийская организация и связанные с ней дисциплина, мобильность, владение тактикой иррегулярного боя высоко оценивались силовыми структурами государства.

Казачьи команды и подразделения использовались и для подавления массовых антигосударственных выступлений. Карательная политика в России в дореволюционный период проводилась достаточно обширным аппаратом. Репрессивный механизм включал полицию, судебные органы, армию. Существенное место в нем занимали и казачьи части, составлявшие значительную часть внутренних военных гарнизонов, особенно на востоке России. Выполняя карательные функции, казачьи части боролись не со стремлением народа к лучшей жизни, а с проявлениями насилия и экстремизма, оберегая существующий государственный строй и законность. Сказывалась привычка военных людей к повиновению. Невыполнение приказа в казачьей среде считалось серьезным правонарушением, и виновных в нем подвергали не только наказанию в установленном порядке, но и сильному моральному осуждению со стороны общины. Часто за такие провинности казаков лишали казачьего звания, а их родственники становились в войсковой среде изгоями.

К началу XX в. в России было одиннадцать казачьих войск, из них девять так называемых степовых (Донское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское) и два кавказских (Кубанское и Терское). Наиболее крупное - Донское - насчитывало в 1893 г. 967 тыс. человек, казачьего сословия, а самое малочисленное - Уссурийское - 7 тыс.

Форма одежды и снаряжение степовых казаков сильно отличались от кавказских образцов, а обмундирование гвардейских частей - от обмундирования армейских казаков.

Каждый казак снаряжался и обмундировывался за собственный счет, поэтому полного единообразия не требовалось. Так, в 1903 г. в специальном приказе подчеркивалось, что разнообразие -89- материалов и небольшие отклонения от существующих описаний и образцов, включая цвета мундирных, шинельных, башлычных и прикладных сукон, не должны служить поводом к браковке вещей, если их качество удовлетворительно.

Облик армейских стоповых казачьих войск в предреволюционный период в значительной степени определила реформа 1892 г., в результате которой казакам было предписано носить черные папахи, суконные мундиры цветом по войску (в казачьей артиллерии темно-зеленые), суконные шаровары цвета мундира и снаряжение из черной сыромятной кожи. Папаха изготовлялась с цветным верхом (высота колпака 7 см), на котором у урядников накрест нашивалась белая тесьма. У генералов, штаб- и обер-офицеров вместо тесьмы пришивался галун накрест и по кругу. Высота меховой тульи составляла 13 см, а у уральских и восточных казаков - 18 см. Мех черный, бараний. Меховая тулья сужалась кверху. Посередине тульи помещалась кокарда, а над ней - знак отличия части. Мундир полагался двубортный, со скошенными бортами, длиной до колена. Воротник стоячий, скругленный. Обшлага прямые. По верху воротника (а в артиллерии и по низу), по борту и обшлагам с загибом вниз нашивался цветной гарусный шнур. Мундир застегивался на крючки, причем имелись два ряда петель для застегивания при надетой теплушке или без нее. Пуговицы для пристегивания погон были оловянные, гладкие, для артиллерийских батарей - из желтой меди. На погоны краской по трафарету наносилась шифровка (красная - на желтых и синих и желтая - на алых, малиновых и темно-зеленых погонах). У урядников на воротник по верхнему краю нашивался серебряный галун (в артиллерийских батареях - золотой). Такой же галун помещался на обшлагах у урядников и приказных (вплотную к шнуру с загибом вниз по заднему шву рукава). Нашивки на погонах выполнялись из белой тесьмы, а у вахмистров - того же галуна. Узкий галун нашивался на погоны бомбардиров-наводчиков, юнкеров и подхорунжих. В 1907 г. знаки различия подхорунжих были изменены.

Офицерский^ мундир обшивался шелковым шнуром и имел на воротнике и обшлагах галунные или шитые, за военное отличие, петлицы. На воротнике имелось по одной петлице с каждый стороны, длиной до заднего ребра погона, а на каждом обшлаге - по две. Генералы вместо петлиц на воротнике и обшлагах имели широкий генеральский галун. При парадной форме мундир носился с металлическими чешуйчатыми эполетами. Офицерские погоны были галунные, с просветами, цвета поля казачьих погон и с шифровкой, вышитой канителью. Кроме мундира офицерам выдавался чекмень. Он отличался от мундира тем, что у него отсутствовали петлицы и галун на воротнике и обшлагах. Шаровары как у офицеров, так и у нижних чинов были из того же материала, что и мундир, с однорядным лампасом приборного сукна. Шаровары заправлялись в высокие армейские сапоги. С чекменем разрешалось носить длинные шаровары (брюки навыпуск). С мундиром в строевых частях носили цветной кушак, который при -90- парадной форме в конных частях нижние чины надевали поверх шинели. Мундир и чекмень полагалось носить с галстуком, состоящим из шейного шарфа, застегивающегося на крючки, и манишки. Галстук изготовлялся из черного сукна, а у офицеров - из черного шелка.

Казачьи фуражки выполнялись с цветными околышами, выпушками по верхнему краю и мягкой тульей цвета мундира. Кокарда располагалась на околыше. Фуражки офицеров, вахмистров и нестроевых нижних чинов имели козырек. Летом в южных округах фуражка носилась с белым чехлом, который закрывал ее вместе с козырьком, а кокарда пригонялась поверх чехла.

Летом носилась также белая гимнастическая рубаха со стоячим воротником, застегиваемым на два крючка, и вшивными полотняными погонами. Офицеры вместо рубахи носили белый двубортный китель.

В холодное время под мундир или шинель поддевалась теплушка. Она имела такой же покрой, как мундир, но была несколько короче и без погон. Теплушку шили из произвольной ткани темного цвета с простеганной ватной подкладкой и разрезом сзади. Зимой полагался башлык из верблюжьего сукна, обшитый у офицеров галуном цвета металлического прибора, а у нижних чинов - тесьмой цвета башлыка.

Перчатки у офицеров, подхорунжих, вахмистров и урядников конных частей были из белой замши, у нижних чинов - белые шерстяные.

Кроме этого казаки должны были иметь кавалерийскую шинель образца 1881 г. Офицерам полагались пальто, шинель и шарф общих офицерских образцов.

Для летнего времени нижним чинам полагалась гимнастическая рубаха из хлопчатобумажной ткани образца 1907 г. без цветной тесьмы с пристяжными погонами. Галстук - образца 1892 г., но из мундирного сукна (у офицеров - черный шелковый). Вместо башлыка был введен вязаный шлем из овечьей шерсти или козьего пуха серого цвета. Зимой полагалось иметь также вязаную фуфайку из овечьей шерсти и такие же исподние брюки.

Серые замшевые перчатки носили подхорунжие, вахмистры и урядники конных частей; серые шерстяные и нитяные - остальные нижние чины конных частей; белые, серые или коричневые (замшевые, шерстяные, нитяные, вязаные, лайковые) - офицеры.

Ременное снаряжение казаков - плечевая портупея для шашки, темляк, поясной ремень. Погонный ремень к трехлинейной винтовке был установлен из глянцевой кожи светло-коричневого цвета, с металлическими деталями из луженого железа (в артиллерии - медно-латунными). Поясной ремень шириной 3 см имел четырехугольную пряжку с одним шпеньком. Офицерам полагался такой же ремень для револьверной кобуры. Офицерская портупея покрывалась галуном цвета металлического прибора и имела черный подбой.

Револьверный шнур у нижних чинов оставался гарусный по цвету прикладного сукна. Кожаные части нагрудного патронташа -91- должны были быть из светлой юфтевой кожи. Для военного времени полагался еще и поясной патронташ. Казакам разрешалось иметь шашки с произвольными металлическими украшениями и даже старых образцов ("дедовское оружие").

В апреле 1910 г. было предписано всем нижним чинам, за исключением подхорунжих, вахмистров и нестроевых, иметь фуражки без козырьков. Наружный подбородный ремень фуражки был заменен внутренним. Походные фуражки у всех были одинаковыми - из сукна защитного цвета с наружным подбородным ремнем и козырьком защитного цвета. Вместо походных в теплое время года разрешалось донашивать летние фуражки.

В 1912 г. вместо походного мундира для нижних чинов была введена походная суконная рубаха-косоворотка, по покрою которой позднее стали шить и гимнастические рубахи. В 1913 г. был установлен новый покрой шинели с пятью декоративными пуговицами посередине груди и застежкой на крючки по борту.

Незадолго до начала первой мировой войны для степовых казаков были отменены черные папахи и введены серые, образца, утвержденного для регулярных войск, но увеличенные по высоте до 18 см, с нашивным колпаком приборного сукна (в военное время с защитным верхом).

В соответствии с приказом 1871 г. в обмундирование казаков входило множество различных предметов. Папаха из черного меха с цветным суконным верхом, обшитая у офицеров и генералов над меховым околышем и по швам крестообразно узким галуном Кавказского образца, имевшим посередине две узкие полоски приборного цвета. У урядников обшивка галуном полагалась только по швам.

Мундир черного сукна черкесского покроя длиной 31 см от пола (в пластунских батальонах - до колена). На груди нашивались напатронники из сукна мундира, состоящие из 10 гнезд, на расстоянии 18 см от плечевого шва. Под каждым напатронником имелся прорезной карман. В гнезда напатронников у нижних чинов вставлялись пробки приборного цвета, у генералов и офицеров - металлические или роговые. Нижняя часть рукава мундира генералов и урядников обшивалась галуном соответствующего образца, а у бомбардиров казачьей артиллерии - красной тесьмой. Под черкеской носился бешмет из шерстяной материи приборного цвета со стоячим воротником и застежкой на крючках. Бешмет был до колена (в пластунских батальонах - на ладонь выше колена). Воротник генеральских мундиров обшивался широким генеральским галуном, у офицеров - узким галуном азиатского образца. По бортам бешмета у генералов и офицеров нашивался узкий галун. Черкеска носилась с погонами из приборного сукна (у офицеров - с эполетами или погонами с подбоем и просветами из приборного сукна).

Приборным цветом конных полков Кубанского казачьего войска являлся красный, а Терского - светло-синий. Металлический прибор - серебряный. Офицерские эполеты - кавалерийского образца (чешуйчатые). На погонах и эполетах полагалась шифровка в виде начальных букв названия полков. Шаровары нижним чинам разрешалось носить произвольные, а офицерам - черные с выпушками из приборного сукна.

Башлык был произвольного цвета из сукна местного производства, обшитый черной тесьмой у нижних чинов и серебряной или золотой - у офицеров.

Офицерам вместо сюртуков, а нижним чинам при несении кордонной службы разрешалось иметь черкеску произвольного цвета.

Казакам полагались сапоги с высокими голенищами, а в расположении части - чувяки и ноговицы зимой.

Эта форма кавказских казаков в дальнейшем менялась мало. В 1896 г. изменены напатронники на черкесках у нижних чинов. Число гнезд каждой стороны было увеличено до 14. В гнезда в военное время и при несении караульной службы вкладывались винтовочные патроны. Во всех остальных случаях в патронниках вместо прежних газырей полагалось носить патронные гильзы. В 1900 г. вместо черных черкесок из фабричного сукна ввели черкески из темно-серого сукна местной кавказской выделки при черном бешмете. Для парадной формы были оставлены бешметы приборного цвета. Однако уже в 1903-1904 гг. черкески из черного фабричного сукна восстановили.

В 1910 г. казак, являясь на службу, должен был иметь: папаху форменную и повседневную произвольного цвета, парадную черкеску с погонами и повседневную произвольного цвета, любые темные шаровары; бешмет парадный и повседневный произвольного цвета, 28 гильз, бурку, башлык, пару сапог или чувяки, полушубок и теплые перчатки. Офицерам при повседневной форме разрешалось носить черкески ало-оранжевого, серого или коричневого цветов, белые и черные бешметы, походные мундиры и кителя защитного цвета, а также фуражки и длинные шаровары.

Юридически полиция России прекратила существование 11 марта 1917 г., когда временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, выводе всех его чиновников из штата, а 19 марта 1917 г. был распущен отдельный корпус жандармов. Охрану правопорядка в России взяла на себя милиция, созданная Комитетом общественной безопасности, который представлял собой орган буржуазной власти. Единственным отличительным знаком милиционеров той поры служила нарукавная повязка "Г. М." ("гражданская милиция").



Поделиться