Органы растений: их функции, строение и метаморфозы. Органы растения, их функции и взаимосвязь Какие органы имеет растение каковы их функции

Ткани формируют органы высших растений. Растения очень разнообразны: от маленькой ряски, плавающий на воде, различных травянистых растений (пшеница, клевер, лютик, папоротник-орляк), кустарников (малина, шиповник, боярышник, сирень) до высоких деревьев (сосна, береза, клен, дуб, тополь).

Растения имеют разные жизненные формы, которые обеспечивают приспособление к условиям существования. И все они состоят из одинаковых органов: имеют корни и побеги и органы, благодаря которым происходит их половое и неполовое размножения.

Половое размножение происходит с участием гамет — половых клеток: мужские (сперматозоиды или спермин) и женских (яйцеклетки). Неполовое размножение осуществляется при помощи одной клетки — споры, из которой вырастает новый организм. Все органы делятся на вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы состоят из корней и побегов и выполняют функцию роста, питания, обмена веществ. Вегетативные органы не участвуют в половом размножении и все же могут размножаться так называемым вегетативным способом (например, с помощью корневищ, клубней, луковиц, усов и др.). При таком способе новый организм вырастает из многоклеточной части материнской особи.

Основными функциями корня является всасывание растворов минеральных веществ, их проведение в надземных частей и закрепления растений в почве. Листок (боковая часть побега) осуществляет фотосинтез, газообмен и испарение воды. Стебель (осевая часть побега) обеспечивает связь между всеми частями растения, увеличивает поверхность надземной части, образует и определенным образом располагает листья и цветки. Кроме основных, вегетативные органы выполняют дополнительные функции.

Генеративные органы обеспечивают половое размножение. Генеративные органы покрытосеменных растений — цветки, за счет которых формируются плоды с семенами. Половое размножение цветковых растений происходит в период цветения (т.е. когда цветки раскрываются). По форме, размеру, цвету и особенностями строения цветка очень разнообразны. Однако основные моменты в строении и развитии цветка у всех растений одинаковы.

Цветки имеют тычинки, пестики и околоцветник, которая их окружает. Основной функцией тычинок является формирование пыльцевых зерен, в которых находятся мужские половые клетки. В пестик расположены семенные зачатки, у них находятся женские половые клетки. С семенного зачатка после оплодотворения возникает семя, внутри которой под кожицей есть зародыш и эндосперм.

Окруженная семя околоплодника, образующийся из стенок завязи. Вместе семя и оплодень составляют плод. После периода покоя с семени при благоприятных условиях развивается молодое растение. Генеративные органы многих других растений (например, мхов, хвощей, папоротников), имеют иное строение.

Вегетативные органы цветковых растений. Вегетативными органами у растений есть те, которые служат для поддержания индивидуальной жизни. У цветковых растений это корни и побег (который состоит из стебля, почек, листьев).

Корень — это осевой, радиально симметричный подземный орган растения. Основные функции корня — это закрепление растений в почве и обеспечение их растворами минеральных веществ (грунтовое питание). Движение растворов по растениям в восходящем направлении обеспечивается активным нагнетанием растворов в сосуды живыми клетками корня (так называемым корневым давлением). Возник корень растений как приспособление к жизни на суше.

В высших споровых растений корни только дополнительные (возникают на любой части растения, кроме корня) у голосеменных развитый главный корень (возникает из семени и всегда один). Боковые корни ответвляются от главного и дополнительных корней.

У покрытосеменных могут быть все три типа корней. Совокупность корней растения образует корневую систему. По форме она может быть стержневой и мочковатая. В стержневой системы хорошо развитый главный корень, который отличается от других корней (у одуванчика, яблони, лопуха). Если главный корень отсутствует или слабо развит и малозаметный среди дополнительных корней, то такую корневую систему называют мочковатая (в пшенице, ржи, кукурузы, подорожника).

Корень, кроме основных функций, может выполнять дополнительные: накапливает в клетках запасные вещества, синтезирует жизненно важные для растения соединения (аминокислоты, гормоны, витамины и др.). Корень может выполнять дополнительные функции, приобретая определенные новые черты строения, называется видоизменения корня.

Корнеплод — сложное образование: в главном корне и основе побега откладываются запасные питательные вещества, он утолщается (морковь, свекла, петрушка, редька). Корневые клубни образуются при откладывании запасных питательных веществ в дополнительных боковых корнях, которые приобретают клубневидные формы (георгин, батат, Пшинка весенняя).

Дыхательные корни встречаются у некоторых растений болот для обеспечения дыхания подземной части растения. Это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью почвы (или воды). Опорные корни — придаточные корни, которые образуются на стебле: свисающие корни фикуса бенгальского; ходульные корни для дополнительной опоры у кукурузы; доскоподобные корни фикуса каучуконосного; корни-придирки вдоль стебля вьющихся растений (у плюща).

Класс: 1

Учитель: Кайсаримова Р.М.

Тема урока: «Органы растения и их функции».

Цели урока : Сформировать представление о строении растений, выяснить значимость каждой части растения;

обобщить и систематизировать знания учащихся о растении как живом организме; о разнообразии растений;

развивать коммуникативную и информационную компетентность, умение выделять существенные признаки; устанавливать причинно- следственные связи, умение обобщать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к растениям.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: частично- поисковый, практический, творческий

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование : презентация, иллюстрации растений, тестовые задания, учащиеся сидят в группах.

Ход урока.

1. Мотивационно - целевой этап.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошей работы.

А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.

Кроссворд «Растения» (слайд1)

1. Не огонь, а жжется. (Крапива. )

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина .)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина .)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра. )

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза. )

6. Ветка в грозди разодета

Фиалкового цвета.

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду …….. (сирень. )

7. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа .)

8. Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина .)

Что такое растение?

Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

Почему растения считаются живыми организмами? Перечислите признаки?(c лайд2)

Растение

Что нужно растению для роста и развития?(слайд 3)

На какие группы делятся растения? (слайд4)

Растения

Молодцы.

Ученица читает стихотворение.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Помогите разобраться нам”.

Почему вянут растения? Объясните?

Назовите тему нашего урока.

2. Операционный этап.

Каждой группе раздается задание.

При подготовке каждой группе можно пользоваться учебником.

1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “ Части растений”

2 группа . Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “

3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений? ”

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревце все выше, выше.

- А сейчас каждая группа представит свое выступление.

Выступление групп.

Формативное оценивание групп « Цветик –семицветик»

Отлично – большой цветок

Хорошо- средний

Не очень - маленький

Модельный ответ №1

Модельный ответ №2

Модельный ответ №3

Из каких частей состоит растение?

Какой вывод можем сделать?

Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.

Какое значение в жизни человека имеют растения?

Молодцы.

3. Контрольно – оценочный этап.

А сейчас мы проверим, как вы поняли новый материал.

У каждого на столе лежит тест с заданиями.

Выполните тест.

1. Какая часть укрепляет растение.

а) стебель б) *корень в) лист

2. Что образуется на месте цветка.

а) * плод б) стебель в) лист

3.Какая часть отвечает за дыхание растения.

а) стебель б) корень в) *лист

4. Что находится внутри плода..

а) цветок б) *семена в) лист

5. Чем отличается дерево от кустарника.

а) * у него один ствол б) стебель в) много стволов

Проверка теста.

Формативное оценивание.

Выставьте себе оценки по пятибалльной шкале.

4. Д/З: нарисуйте дайте характеристику растению.

5. Рефлексия.

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

Урок окончен.

Добавить в закладки:


Органы растений делят на вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы растений осуществляют все процессы жизнедеятельности организма, за исключением полового размножения, в то время как генеративные органы растений обеспечивают протекание именно этого процесса. К вегетативным органам растений относят корень и побег, а к генеративным органам растений — цветок, семя и плод.

Корень — подземный вегетативный орган растений. С помощью корней растения поглощают воду и минеральные вещества из почвы, закрепляются в ней, осуществляют транспорт воды и минеральных веществ в побег, накапливают питательные вещества и могут осуществлять вегетативное размножение.

Корни растений делят на главные, боковые и придаточные. Главный корень берет свое начало от зародыша семени, а придаточные корни отходят от побега. Боковые корни растений образуются на главном и придаточных. Совокупность корней растения называют корневой системой. В зависимости от степени выраженности главного корня выделяют стержневую и мочковатую корневые системы. В первой из них главный корень хорошо выражен (морковь, капуста), во второй не наблюдается преобладания одного из корней (пшеница, лук).

На продольном срезе корня растения выделяют четыре зоны: зону роста, зону всасывания и зону боковых корней, а также корневой чехлик. Так как растениям свойственен открытый рост, в зоне роста происходит постоянное деление клеток и их растяжение. Корневой чехлик защищает зону роста от повреждения твердыми частицами почвы. Его наружные клетки постепенно ослизняются и слущиваются, облегчая продвижение корня в почве.

В зоне всасывания происходит поглощение воды и минеральных веществ из почвы с помощью корневых волосков, которые увеличивают площадь поверхности. В зоне боковых корней происходит транспорт поглощенных водой минеральных веществ в побег. Здесь же происходит отложение запасных веществ и образование придаточных почек, с помощью которых возможно вегетативное размножение, например у георгин.

Органы растений - корни могут вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями и мицелием грибов, образующим микоризу. Клубеньковые бактерии образуют на корнях бобовых и некоторых других растений разрастания — клубеньки, и фиксируют атмосферный азот в доступной для растений форме. Микоризные грибы отдают растению минеральные вещества. Взамен бактерии и грибы получают от растений органические вещества. Видоизменениями корня являются: корнеплоды (морковь, свекла, редис), корневые клубни (георгин), корни-подпорки (фикус-баньян), органы корни-прицепки (плющ), дыхательные корни (болотный кипарис), воздушные корни орхидных и др.

Побег — надземный орган растений, состоящий из стебля, листьев и почек. Обыкновенные облиственные побеги называются вегетативными, а несущие еще и цветки или плоды — генеративными.

Стебель — осевая часть побега. Стебель выносит листья к свету, поддерживает генеративные органы, по нему осуществляется транспорт воды и растворенных в ней веществ, в стебле откладываются запасные вещества, он может принимать участие в вегетативном размножении. Молодые стебли могут выполнять функцию фотосинтеза.

Стебель растений делится на узлы и междоузлия. В узлах к стеблю прикрепляются листья и почки. Листья могут прикрепляться по одному в узле — такое листорасположение называется очередным. Если в узлах находится по два листа, то такое листорасположение называется супротивным, а если листьев больше, чем два, то это мутовчатое листорасположение. Часть стебля, расположенная между узлами, называется междоузлием.

Стебли бывают одревесневающими и неодревесневающими. На поперечном срезе стебля многолетнего растения видны кора, представленная покровной тканью и подлежащими клетками, луб, камбий, древесина и сердцевина. Кора защищает стебель от различного рода повреждений. Луб — это совокупность флоэмы и механической ткани, древесина — совокупность ксилемы, механической ткани и паренхимы. Камбий — это образовательная ткань, клетки которой в процессе деления откладывают наружу клетки луба, а внутрь — клетки древесины.

Сердцевина представлена в основном паренхимной тканью, в ней могут откладываться запасные вещества или продукты метаболизма.

Лист — орган воздушного питания растений. Основные функции листа — фотосинтез, газообмен, запасание веществ и вегетативное размножение. Лист состоит из листовой пластинки, черешка и прилистников. Простой лист имеет одну листовую пластинку, а сложный лист — несколько листовых пластинок на одном черешке. На поперечном срезе видно, что листовая пластинка сверху и снизу покрыта кожицей или эпидермой с кутикулой. В эпидерме имеются многочисленные устьица, ограниченные двумя замыкающими клетками, между которыми находится устьичная щель. Эпидерма может иметь также волоски. С помощью устьиц, волосков и кутикулы растение регулирует процесс испарения воды — транспирацию.

Мякоть листа заполнена ассимиляционной тканью двух типов. В верхней части листа расположена столбчатая паренхима, основной функцией которой является фотосинтез, а в нижней части — рыхлая или губчатая паренхима, которая, кроме фотосинтеза, осуществляет еще и газообмен. Мякоть листа пронизана жилками, образованными комплексами проводящих и механической тканей. Характер прохождения жилок в листовой пластинке называется жилкованием. Жилкование бывает параллельным, дуговым, перистым, сетчатым и т. д.

Почка представляет собой зачаточный побег. Она покрыта почечными чешуями, защищающими ее от повреждения. В зависимости от того, зачаток какого побега находится в почке, различают вегетативные и генеративные почки. Также их классифицируют по положению на побеге (верхушечные, пазушные и боковые почки).

Видоизменениями побега являются корневища (ландыш, ирис), луковицы (лук, тюльпан), клубни (картофель), усы (земляники) и др.

Цветок — это видоизмененный побег. Функция цветка — обеспечение полового размножения растений. Он состоит из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестика.

Цветоложе и цветоножка — это видоизмененный стебель, а все остальные части цветка — производные листьев. Цветоножка прикрепляет цветок к побегу. К цветоложу прикрепляются все остальные части цветка.
Околоцветник делится на венчик и чашечку. Венчик образован лепестками, а чашечка — чашелистиками, Цветок без околоцветника называется голым, а имеющий только вен чик — венчиковидным, только чашечку — чашечковидным.

В центре цветка находится один или несколько пестиков.
Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи находится один или несколько семязачатков, содержащих яйцеклетки. Тычинка образована тычиночной нитью и пыльниками, скрепленными связником, В пыльнике содержатся пыльцевые зерна или пыльца. Цветок, имеющий и тычинки, и пестики, называется обоеполым, а несущий только тычинки — мужским, исключительно пестики — женским. Если на одном растении расположены и мужские, и женские цветки, то такое растение называется однодомным (тыква, огурец), в противном случае — двудомным (тополь, облепиха).

Для удобства в систематике растений используют условные записи — формулы и диаграммы цветков. В формуле цветка указывают количество чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П). При этом учитывают, свободные они или сросшиеся, и не слишком ли велики различия между членами цветка, например, по длине тычинок.

Соцветием называется несколько цветков на одном стебле. Преимуществом соцветия является то, что большая масса цветков будет всегда более заметной для опылителей, чем один цветок, а гибель одного цветка в соцветии не приведет к исчезновению генетической информации растения. Соцветия делят на простые и сложные. К простым соцветиям относят колос (подорожник), початок (кукуруза), кисть (сурепка), сережку (береза), корзинку (подсолнечник), щиток (яблоня), головку (клевер), зонтик (лук) и другие. Среди сложных соцветий следует назватв сложный колос (пшеница), метелку (овес), сложный зонтик (морковь, укроп) и другие.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

БИЛЕТ № 1

Цветоводство, роль и задачи.

Перечислить основные органы растений их функции и значение.

1. Цветоводство как составная часть зелёного строительства призвано сыграть важную роль в улучшении ландшафтов жилых и производственных территорий.

Цветоводство как отрасль растениеводства базируется на принципах современной биологии. Биологической основой цветоводства является познание особенностей роста и развития цветочных культур, их потребностей в факторах среды с целью разработки наиболее рациональных приёмов агротехники. Конечная задача- это изучение закономерностей формирования максимальной урожайности цветочной продукции при высоких качественных показателях и наименьших затратах. Современное цветоводство представляет собой промышленную отрасль растениеводства.

Цветоводство- одна из самых доходных отраслей сельского хозяйства.

2. Корень - вегетативный орган растения, который первый появляется при прорастании семени. Корень растет, ветвится и образует корневую систему.

Корневая система- совокупность всех корней одного растения. Она бывает 3-х типов:

1)Стержневая;

2)Мочковатая;

3)Смешанная.

Растение со стержневой системой плохо переносит пересадку. Растение выращенное рассадным методом всегда имеют мочковатую корневую систему. Место соединения корня со стеблем- корневая шейка.

Функции корня:

1)Удерживает растение в почве;

2)Впитывает воду и растворенные в ней питательные вещ- ва;

3)Может быть местом отложения питательных вещ- в;

4)Корень дышит, поглащает кислород.

Видоизменения корня:

Корнеплод - это видоизмененный корень содержащий запас питательных вещ- в (морковь, свёкла)

Корнеклубень- это подземный видоизмененный корень (георгин)

Воздушные корни , они впитывают влагу из воздуха, служат для опоры и дополнительного питания (монстера)

Клубеньки образуются у бобовых растений, они всасывают свободный азот из воздуха и превращают в сложные соединения необходимые для питания растения.

Стебель - вегетативный орган.

Функции стебля :

1)Соединяет надземную и подземную часть растения

2)Является проводником питательных вещ- в

3)Распределительная и образовательная функция

4)Может быть органом размножения

По строению стебель бывает одревесневший, полуодревесневший, зелёный. По характеру роста стебель бывает: прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, ползущий, лазящий. Стебель с листьями и почками называется побегом .

Части побега: места соединения листа со стеблем называется узлом , расстояние между узлами называется междоузлием , угол между стеблем и листом называется пазухой листа.



Почка - это сильно укороченный побег с зачатками листьев или цветов.

Корневище - это подземный стебель с видоизмененными листьями и почками.

Клубень - это подземный стебель содержащий большой запас питательных вещ- в.

Клубнелуковица - это подземный стебель с заметными круглыми междоузлиями.

Колючка - видоизменённый стебель, расположенный в пазухе листа.

Стебель может выполнять фун- ию листа, тогда лист уменьшается до чешуйки, если стебель выполняет фун- ию и похож на лист такое видоизменение называется филлокладия .. Если стебель выполняет фун-ию и не похож на лист то такое видоизменение называется кладодия.

Лист - вегетативный орган, он состоит из листовой пластинки, черешка и прилистника. Листья бывают простые и сложные. Черешок служит для прикрепления листа к стеблю. Если лист не имеет черешка его называют сидячим. Листорасположение: очередное, когда листья идут друг за другом, супротивное, когда листья расположены друг на против друга, мутовчатое, листья расположены пучком.

Функции листа:

Фотосинтез - образование органических вещ- в из неорганических.

Газообмен , т. е. лист одновременно поглащает и выделяет кислород и углекислый газ.

Транспирация - это испарение которое оберегает растение от перегрева.

Цветок - это сильно укороченный побег с видоизмененными листьями приспособленными для полового размножения.

Основные свойства: декоративность, образование семян и плодов.

Понятие об органах растений

Определение 1

Орган - это часть растительного организма, приспособленная к исполнению одной или нескольких функций.

У растений различают две группы взаимосвязанных в целостную систему органов - вегетативные и генеративные.

К вегетативным относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек, а к генеративным - цветок, плод и семя (у споровых это спорангий, у голосемянных - шишка).

Вегетативные органы растений

Определение 2

Вегетативными органами (от лат. vegetativas - растительный) у растений называются те, которые поддерживают основные жизненные процессы, то есть исполняют основные функции его питания и обмена веществ со средой.

Эти органы образовались в результате расчленения однородного тела низших растений (водорослей) - талома. Причиной этого стал переход от водного к наземному образу жизни.

Одной из общих особенностей вегетативных органов есть их полярность. Каждый орган имеет два полюса: верхний, или верхушечный, и нижний, или основный. Вегетативные органы способны определённым образом ориентироваться в пространстве: корень всегда растёт к центру Земли (позитивный геотропизм), стебель - от центра Земли (отрицательный геотропизм). Осевые органы - стебель и корень - расположены вертикально к поверхности Земли (ортотропные органы) а листья - под углом (плагиотропные органы). Такая специализация обусловлена двумя сферами питания растений (почвенной и атмосферной), а значит, двусторонним потоком воды с растворёнными минеральными и органическими веществами.

Корень имеет неограниченный рост, не имеет листьев. Обеспечивает поглощение и транспортировку воды и растворённых в ней соединений, синтез (а часто и запасание) веществ, дыхание.

Стебель в типичных случаях - осевой полисимметрический орган неограниченного роста. Стебель обеспечивает связь между листьями и корнями, содействует образованию крепкой ассимиляционной поверхности листьев и наилучшему размещению их относительно света, запасает питательные вещества.

Лист - боковой орган ограниченного роста, нарастает основой путём вставочного роста (у однодольных) или всей поверхностью (у двудольных). Лист состоит из листовой пластинки и черешка, прилистников; листья без черешка называются сидячими (рожь). У однолетних растений протяжённость жизни листа аналогична периоду жизни стебля. У деревьев и кустов - временный орган. Основные функции листа : фотосинтезирующая, газообменная, транспираторная, размножения, защитная (колючки), очистительная (листопад), питательная (росянка).

Замечание 1

Вегетативные органы не берут участия в половом размножении но все таки могут способствовать так называемому вегетативному способу размножения растений (с помощью корневищ, луковиц клубней, усов и т. п.). При таком способе размножения новый организм вырастает из многоклеточной части материнского организма.

Расчленение тела растений на органы и образование большого количества веток, листьев и корней дали возможность развить огромную фотосинтезирующую поверхность и поглощать достаточное количество воды и минеральных элементов.

Генеративные органы растений

Определение 3

Генеративные (репродуктивные) органы (от лат. genero - рождаю ) растений возникли значительно позже, чем вегетативные. Цветок, семя и плод, которые из него образуются, считают высшим достижением процесса размножения в растительном мире. Благодаря генеративным органам обеспечивается процесс полового размножения.

Генеративные органы цветковых растений - цветы, за счет которых и формируются плоды с семенами. Процесс полового размножение цветковых растений происходит, когда растение цветёт (цветки раскрываются).

По форме, размерам, цвету и особенностями строения цветы очень разнообразны. Однако основная схема строения и процессы развития цветка у всех растений идентичны. Цветок имеет тычинки, пестики и околоцветник (лепестки и чашечка). Основная функция тычинок - формирование пыльцевых зёрен с мужскими половыми клетками (спермиями). В пестиках находятся семенные зачатки, а в них - женские половые клетки (яйцеклетки).

Из семенного зачатка в результате оплодотворения образуется семя, внутри которого под кожицей есть зародыш и эндосперм. Окружены семена околоплодником, который образовался из стенок завязи. Вместе семена и околоплодник образуют плод. После периода покоя семена при благоприятных условиях прорастают и из них развивается молодое растение.

Замечание 2

Генеративные органы споровых растений - мхов, хвощей, папоротников - имеют иное строение.



Поделиться