Несколько должностных лиц кто ответственен. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Специфика института ответственности органов и должностных лиц заключается в том, что данный институт является комплексным, включает в себя охранительные нормы различной отраслевой принадлежности. Анализ нормативно-правовых актов подтверждает различие подходов к определению понятия «должностное лицо» .

В рамках рассматриваемого нами вопроса под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти.

Основаниями привлечения к ответственности должностных лиц являются преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, причинение материального ущерба, гражданские правонарушения.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

Правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За совершение преступления или иного правонарушения сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Уголовная ответственность должностных лиц и государственных служащих заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, где они выступают в качестве специальных субъектов уголовной ответственности. Их специфика обусловлена особым правовым статусом, закрепляемым нормами административного права. Все преступления, совершаемые указанными лицами, объединяет то, что они связаны с использованием служебного положения. Именно обладая статусом должностного лица, данные субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 136 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139 УК РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др. Анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудники органов внутренних дел вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей несут уголовную ответственность.



Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст.ст. 285-293 УК РФ).

Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные ст. ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие.

Уголовную ответственность влекут общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. ст. 137-140, 149 УК РФ).

Административная ответственность . В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Административная ответственность должностных лиц наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП РФ предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав; нарушение законодательства о труде и его охране; воспрепятствование проведению митинга, демонстрации; незаконное изъятие паспорта; воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести, нарушение правил рассмотрения обращений граждан.

Должностные лица подлежат административной ответственности по основаниям, установленным КоАП РФ (ст. 2.4) и законами субъектов Российской Федерации. Так, видами административных правонарушений в соответствии с Законом Московской области являются: неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан (ст. 4), нарушение сроков рассмотрения обращений граждан (ст. 5), принятие заведомо необоснованного и (или) незаконного решения по обращениям граждан (ст. 6).

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За ряд правонарушений (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, таможенных правил и др.) они несут ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении должностным лицом, государственным служащим возложенных на них служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

Общие положения о дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации, где в ст. 192 дан перечень дисциплинарных санкций. Составы дисциплинарных проступков закреплены в нем в самом общем виде и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах. Так, дисциплинарную ответственность за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ .

Вопросы дисциплинарной ответственности регламентируются и законодательством о государственной гражданской службе. Так, в частности, ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены меры дисциплинарного взыскания, к которым законом отнесены: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено должностным лицом, которое уполномочено назначать на должность сотрудников органов внутренних дел.

К должностным лицам, действующим в рамках трудового договора, может применяться материальная ответственность . Под материальной ответственностью работника понимается «обязанность работника, виновными противоправными действиями которого причинен прямой действительный имущественный ущерб, возместить его в размере и порядке, предусмотренных трудовым законодательством» . Материальная ответственность работодателя установлена ст. 234–237 Трудового кодекса РФ. В данных статьях предусмотрены следующие основания наступления материальной ответственности работодателя: за утрату заработка в связи с незаконным лишением работника возможности трудиться (ст. 234); за задержку заработной платы и других выплат (ст. 236); за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235); за моральный вред, причиненный работнику (ст. 237).

Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.

Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что законодательство о государственной службе не устанавливает каких-либо особенностей при привлечении государственных служащих к материальной ответственности за причиненный ими ущерб соответствующему государственному органу и определении ее пределов по сравнению с Трудовым кодексом РФ. С учетом этого нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, по аналогии закона можно распространять на государственных служащих.

Аналогичная ситуация складывается в отношении сотрудников органов внутренних дел. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. по делу № 78-Г05-72 отмечается, что законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Поскольку в настоящее время специальный нормативный акт о материальной ответственности сотрудников ОВД отсутствует, к сотрудникам органов внутренних дел применимы нормы трудового законодательства, предусматривающие общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37 ТК РФ), а также устанавливающие материальную ответственность как работника перед работодателем (гл. 39 ТК РФ), так и работодателя перед работником (гл. 38 ТК РФ).

Материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел в соответствии с нормами трудового законодательства может быть двух видов: ограниченной либо полной.

Ограниченную материальную ответственность сотрудники органов внутренних дел, виновные в нанесении ущерба, несут в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

В полном размере сотрудниками органов внутренних дел ущерб возмещается в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущербах и др.

Материальная ответственность сотрудника органа внутренних дел не исключает его дисциплинарной или уголовной ответственности.

Органы исполнительной власти, местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину в результате своих незаконных действий (бездействия). Вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Под казной понимается принадлежащее Российской Федерации (субъекту РФ, муниципальному образованию) имущество, не закрепленное за конкретными государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. В первую очередь к казне относятся средства соответствующих бюджетов, которые управляются органами Министерства финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и их должностных лиц, рассматривается в отдельном вопросе. Отметим лишь, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред в смысле ст. 1069 ГК РФ, ответственности перед физическими и юридическими лицами не несут. Требования о возмещении вреда в данном случае к ним применяться не могут, поскольку должностные лица не являются субъектами гражданского права. Согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а само должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности.

В то же время Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред, имеют право регресса к непосредственному причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законодательством, в частности, трудовым.

Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Достаточно часто в деловой речи используется понятие "должностные лица". Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.

Определение

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица - граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Признаки

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:

  1. Характер обязанностей и полномочий, возложенных на гражданина.
  2. Юридическое основание приобретения соответствующего статуса.
  3. Перечень органов, организаций, учреждений, в которых субъект ведет трудовую деятельность.

В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.

Проблемы при трактовке понятия

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

  1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
  2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
  3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия "должностное лицо" целесообразнее оперировать такими категориями, как "права", "функции", "ограничения", "ответственность", "запреты", "обязанности", "компетенция", "полномочия" и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

Специфика статуса

Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.

Особенности полномочий

Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.

Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.

Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.

Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.

Права

Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:

  1. Проверять личность физлица, полномочия и личность других служащих, представителей сторонних субъектов для допуска их к совершению юридически значимых действий.
  2. Истребовать материалы, документы, иные доказательства, которые необходимы для установления всех обстоятельств по конкретному делу. К примеру, в рамках административного производства запрос может быть направлен как частным лицам, так и другим государственным или муниципальным структурам.
  3. Проверять соблюдение закрепленной в законодательстве формы, срока действия документа, отсутствие исправлений, приписок, подчисток, соответствие копий оригиналу или надлежащее их оформление.

В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.

Обязанности

Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.

Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.

Ответственность должностных лиц

Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств - должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

Объект преступления

Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований. Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы. Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.

Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.

В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.

Объективный аспект посягательств

Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

Субъекты преступлений

Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.

С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

Ответственность служащих по КоАП

Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:

  1. Реализацией гражданских прав.
  2. Охраной имущества.
  3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
  4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
  5. Связью и информацией.
  6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
  7. Налогами и финансами.
  8. Предпринимательством.
  9. Таможенным делом.
  10. Воинским учетом.
  11. Порядком управления.
  12. Деятельностью органов госвласти.

Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.

Особенности вменения санкций

Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).

Заключение

Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.

К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.

В этой публикации Вы узнаете, какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда существуют для работников и лиц, ответственных за охрану труда на предприятии. В данной статье приведены ссылки на законодательные акты, на основании которых возникает та или иная ответственность.

Руководитель любой организации, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить безопасность проведения любых работ. В свою очередь, работники обязаны соблюдать требования охраны труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в статье 419 Трудового Кодекса РФ.

В статье 419 ТК РФ говориться, что в зависимости от характера и степени нарушений, работники организации, другие лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться к следующим видам ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность.
2. Материальная ответственность.
3. Гражданско-правовая ответственность.
4. Административная ответственность.
5. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.

Рассмотрим подробнее все виды ответственностей за нарушение требований охраны труда.

1. Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда - это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?

Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда;
— нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
— уклонение от медицинского освидетельствования;
— отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

— сделать работнику замечание;
— объявить работнику выговор;
— объявить работнику строгий выговор;
— уволить работника.

Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:

1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда?

Специалисты по охране труда и другие ответственные лица организации могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:

— работник допущен к работе, при этом, оборудование на котором он должен работает является неисправным;
— работник допущен к работе на оборудовании с нарушением его технологического использования;
— работник допущен к работе на незащищенном оборудовании, если предусмотрена такая защита;
— работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если такие средства защиты предусмотрены;
— работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда;
— работник не прошел медицинский осмотр;
— работника направили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья;
— работника привлекли к сверхурочной работе без его согласия, а также в случаяе, когда его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.

Какой порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда?

Порядок применения дисциплинарных наказаний указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с нарушителя. Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

У дисциплинарной ответственности есть срок давности – 1 месяц. Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.

Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие вины может быть произведено раньше по заявлению работника или его начальника и оформляется приказом.

Работник может обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в комиссии по трудовым спорам в течение 90 дней с момента привлечения к необоснованно наложенному взысканию.

2. Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда

Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.

Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.

Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:

— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.

Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.

Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.

Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.

3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Гражданско-правовая ответственность - это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.

В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:

— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.

В зависимости от характера, выделяют:

— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.

Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.

4. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Административная ответственность - это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.

К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.

Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?

Есть три варианта развития событий:

1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.

2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.

3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.

Смотрите видео на эту тему:

Административная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда указана в статье 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»:

— ответственность за нарушение законодательства об охране труда, в том числе ТК РФ (главы 34-37) предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей, для юр. лиц – от 50 до 80 тыс. рублей;

— за не проведение или неправильного проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах предусмотрен штраф для лиц, ответственных за охрану труда, а также для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, для юр. лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.

— за доступ работника без специального обучения и проверки знаний по охране труда , а также без прохождения медосмотров предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, для юр. лиц – от 110 до 130 тыс. рублей;

— за доступ работника без средств индивидуальной защиты (СИЗ), штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юр. лиц – от 130 до 150 тыс. рублей;

— за повторное нарушение выше указанных пунктов предусмотрен штраф для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб., либо отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет. Для ИП – штраф от 30 до 40 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев. Для юр. лиц – штраф от 100 до 200 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев.

Решение о наложении взыскания в виде штрафов принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Дела об административных нарушениях рассматриваются судами и уполномоченными органами государственной власти. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения своих обязанностей в деятельности при которой было совершено нарушение.

5. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда - это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) в части охраны труда и производственной безопасности. По этой ответственности предусмотрена самая строгая мера наказания.

Уголовная ответственность может наступить в случае неумышленного причинения вреда здоровью человека, либо его смерти при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).

В каких случаях может наступить уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда ?

Уголовная ответственность может наступить, если совпадают сразу два основания:

1. Если травма будет смертельной или травма отнесена к категории тяжелых. Если же травма будет легкой, то никакой уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда не будет. Следственный комитет конечно приедет к Вам на предприятие, запросит соответствующие документы, но уголовного дела заводить не будет.

2. Если Вы свою фамилию и должность увидите в акте расследования в разделе «Лица которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. Смотрите видео с ответом на этот вопрос (с 1-ой минуты ролика):

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда» и в ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

В статье 143 «Нарушение правил охраны труда» предусмотрена ответственность в зависимости от тяжести происшествия:

— причинение по неосторожности;
— смерь 1 человека по неосторожности;
— смерь 2-х и более человек по неосторожности.

Так, уголовная ответственность наступает за несоблюдение требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их исполнению, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью. В этом случае лицо может понести один из видов наказания:

— штраф до 400 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев, или
— исправительные работы сроком до 2 лет, или
— принудительные работы сроком до 1 года, или
— лишение свободы на срок до 1 года, с возможностью (не обязательно) лишения права заниматься деятельностью сроком до 1 года.

Если происходит смерть 1 человека по неосторожности, то предусмотрен один из следующие виды наказания:

— принудительные работы сроком до 4 лет, или
— лишение свободы на срок до 4 года, с возможностью лишения права заниматься деятельностью сроком до 3 лет.

Если происходит смерть 2 человек и более по неосторожности:

— принудительные работы сроком до 5 лет, или
— лишение свободы на срок до 5 года, с возможностью лишения права заниматься деятельностью сроком до 3 лет.

Советуем также ознакомиться со ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». По этой статье также предусмотрена достаточно серьезная ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Согласно Уголовному кодексу РФ работник должен знать, за что и на основании чего он наказан. Наказание должно быть: объективным, адекватным проступку; по возможности, оперативным (по истечению 45 дней после проступка эффективность наказания практически становится равна нулю).

В нашей организации была проведена плановая проверка пожарного надзора, выявлен ряд нарушений, оштрафован директор как должностное лицо. По выявленным нарушениям была проведена внеочередная проверка, и, по мнению инспектора, два из них не были устранены. Несмотря на то что в первом случае инспектор указала, что неисполнение представления влечет за собой административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ, после проведения повторной проверки дело направили в суд для привлечения к административной ответственности уже организации, а не должностного лица по ст. 19.5 КоАП РФ. Правомерны ли такие действия, можем ли мы их обжаловать?

Невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции. Кроме того, указание в предписании или протоколе на определенные последствия в случае невыполнения такого предписания не лишает должностное лицо надзорного органа в случае обнаружения признаков иного состава правонарушения привлечь к ответственности виновное лицо по иной статье КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и организации, и должностного лица данной организации, виновного в совершении правонарушения.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как указал Верховный суд РФ, в случае совершения юридичес­ким лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридичес­кого лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусмат­ривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юриди­ческому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает возможность как выбора лица, привлекаемого к административной ответственности (организация или ее должностное лицо), так и одновременного привлечения юридического лица и должностного лица, осуществ­ляющего трудовые функции в нем.

При этом возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица имеет место и в случае, когда правонарушение выразилось в невыполнении индивидуального правового акта (предписания, решения и т.д), адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу. В частности, невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможности привлечения к административной ответственнос­ти по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции, так как в силу закона подобное предписание порождает для организации правовые последствия и налагает на нее определенные обязанности, а сама санкция данной нормы предусматривает ответственность как должностного, так и юридического. Такой же порядок действует и в случае, когда предписание об устранении нарушений вынесено в отношении юридического лица.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, отсутствуют основания для оспаривания административного наказания по причине привлечения к ответственности и должностного лица организации, и самого юридического лица.

Следует также учитывать, что ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляю­щего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» и ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» имеют разный состав административного правонарушения. Указание в предписании или протоколе на определенные последствия в случае невыполнения такого предписания не лишает должностное лицо надзорного органа в случае обнаружения признаков иного состава правонарушения права привлечь к ответственности по иной статье КоАП РФ.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания: нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); фактическое (неправомерные деяния субъектов права); процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам) Бахрах Д.Н. Административное право России.- М.: Из-во "Норма", 2007.- 539 c.. Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления.

При раскрытии оснований привлечения к административной ответственности должностных лиц следует ссылаться на норму 2.4 КоАПа.

Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

При квалификации преступлений должностных лиц, определенных ст. 285 - 293 УК, наряду с противоправным бездействием учитываются также и действия должностного лица: в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" под указанными деяниями понимаются действия должностного лица, осуществляемые в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями; под незаконными действиями должностного лица подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо уполномоченным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Можно сделать вывод о том, что наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица Салищева Н.Г. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях// СПС "КонсультантПлюс".



Поделиться