Подоходный налог с физических лиц в белоруссии. Какой ндфл в белоруссии

"Я буду работать в белорусском представительстве нашей компании. Контракт примерно на год. Слышал, что ставка подоходного налога в Беларуси ниже, чем у нас в России. А какой налог придется платить мне, российскому гражданину? Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее. И. Мельников, Рязань".

Михаил Рассолько,

заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

С 1 января 2009 года и белорусы, и россияне, которые работают в нашей стране по трудовым договорам, платят подоходный налог по ставке 12 процентов. Причем неважно, контракт на месяц или на полгода. Хотя в России фактор времени учитывают. И, допустим, если гражданин Беларуси трудится в соседней стране меньше полугода, то налог с полученных в результате доходов возьмут, как с иностранца, - не 13, а 30 процентов. У нас россиянин при получении доходов по месту основной работы имеет такие же права и обязанности, как и коренной житель.

Например, работнику, ежемесячный доход которого не превышает 1,5 миллиона белорусских рублей, полагается стандартный налоговый вычет. Иными словами, 250 тысяч белорусских рублей (сумма, равная прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год) из полутора миллионов не облагаются налогом вообще. Кроме того, еще по 70 тысяч вычтут на каждого ребенка (на ребенка-инвалида - 140 тысяч) или инждивенца.

По законодательству, к иждивенцам относятся студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, а также супруга, находящаяся в отпуске по уходу за малышом до 3 лет. Чтобы получить эти льготы, достаточно представить в бухгалтерию предприятия, где вы трудитесь, пакет документов. Если дети несовершеннолетние - копии свидетельств о рождении, студенты дневной формы обучения - справку учреждения образования (не имеет значения российского или белорусского). В отношении супруги в отпуске с ребенком подойдет справка с места ее работы или из российских органов социальной защиты, что она получает пособие.

Если ваш сын или дочь пожелает платно учиться в среднем специальном или высшем учебном заведении нашей страны, то из сумм, потраченных на их обучение, также вернут подоходный налог. Захотите застраховать свою жизнь, здоровье или заключите со страховой компанией договор о накоплении дополнительной пенсии (срок не менее 5 лет), тогда еще 2 базовые величины (сейчас это 70 тысяч белорусских рублей) из тех денег, что вы заплатите страховщикам, тоже прольготируют.

Поскольку контракт у вас на год, то важно знать и о тех обязанностях, которые вы, так же как и любой гражданин Беларуси, пребывающий в стране более 183 дней и соответственно являющийся ее налоговым резидентом, должны будете выполнять. По сути дела, обязанность одна: по окончании отчетного периода (31 декабря 2009 года) и до 1 марта следующего, если вы получали помимо зарплаты по месту работы в Беларуси еще и доходы в России, вам придется их задекларировать. Заполнить декларацию о доходах можно в налоговой инспекции по месту регистрации или жительства. Причем доходы из соседней страны и уплаченные из них налоги должны быть подтверждены справкой из налоговых органов России. Если не успеете оформить справку до 1 марта 2010 года, поверят справке организации выплатившей доход, но дадут год на то, чтобы справка была подтверждена налоговым органом.

Кстати

В Беларуси налоги не взимаются с пенсий, алиментов, стипендий. От продажи одного автомобиля в год и квартиры, гаража, садового домика - раз в 5 лет. Кроме этого, не выплачиваются налоги с наследства, подарков от резидентов страны в сумме до 17,5 миллиона белорусских рублей, материальной помощи, подарков, призов от организаций или индивидуальных предпринимателей в пределах 5 миллионов 250 тысяч рублей в течение года.

Внесены дополнения в порядок определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог), согласно которым в отношении доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, по договорам доверительного управления денежными средствами, от участия в фондах банковского управления, в виде процентов по сберегательным сертификатам, банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете в банках Республики Беларусь, налоговая база подоходного налога определяется отдельно от иных видов доходов физического лица, выплачиваемых ему по месту основной работы, а также установлен единый порядок определения налоговой базы подоходного налога в отношении доходов в виде процентов по сберегательным сертификатам, банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете в банках Республики Беларусь (пп. 3 и 9 ст. 199 «Налоговая база подоходного налога с физических лиц» НК).

Льготы по подоходному налогу

Внесен ряд изменений и дополнений в перечень льгот по подоходному налогу:

1) расширен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения подоходным налогом , а именно статья 208 «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц» НК дополнена нормами, в соответствии с которыми от подоходного налога освобождаются:

  • денежные средства, единовременно предоставляемые в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 (п. 2 ст. 208 НК);
  • вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством пациентами за участие в проведении клинических испытаний лекарственных средств (п. 7 ст. 208 НК);
  • денежные премии, полученные победителями республиканского конкурса «Семья года», в размерах, установленных законодательством, а также призы, полученные участниками этого республиканского конкурса (п. 27 ст. 208 НК);
  • денежное вознаграждение и призы, полученные победителем республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», в размерах, установленных законодательством, а также призы, полученные участниками этого республиканского конкурса (п. 28 ст. 208 НК);
  • по 31 декабря 2019 г. доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (п. 63 ст. 208 НК);
  • по 31 декабря 2020 г. доходы в виде процентов по договорам займа, в том числе микрозайма, иным договорам, предусматривающим аналогичные условия передачи в собственность денежных средств, заключенным физическими лицами с потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, членами которых они являются, при фактическом сроке таких договоров не менее одного года (п. 64 ст. 208 НК);

2) внесены корректировки, в результате которых от подоходного налога освобождаются:

  • по аналогии с расходами на служебные командировки такие же выплаты, производимые членам органа управления организации в связи с исполнением ими функций членов, а также физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), в том числе при выполнении ими работ (оказании услуг) по гражданско-правовым договорам, если такие выплаты предусмотрены указанными договорами (ч. 4 п. 4 ст. 208 НК);
  • материальная помощь, выплачиваемая нанимателями в связи со смертью бывших работников, не достигших пенсионного возраста, их близким родственникам (п. 11 ст. 208 НК);
  • доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, материальной или иной помощи, а также пожертвований, поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, получаемые физическими лицами, нуждающимися в получении медицинской помощи, а также в связи с чрезвычайными ситуациями природного и (или) техногенного характера (п. 30 ст. 208 НК);
  • доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, а также гражданами Республики Беларусь, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения в течение пяти лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела (абз. 2 ч. 1 п. 44 ст. 208 НК);

3) проиндексированы (увеличены) размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога:

  • стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей, с 776 руб. до 833 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК);
  • доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, с 6 116 руб. до 6 569 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК);
  • доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от:
    • организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), - с 1 847 руб. до 1 984 руб. от каждого источника в течение календарного года;
    • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы, - с 122 руб. до 131 руб., от каждого источника в течение календарного года (п. 23 ст. 208 НК);
    • профсоюзных организаций членами таких организаций, - с 370 руб. до 397 руб. от каждой профсоюзной организации в течение календарного года (п. 38 ст. 208 НК);
  • доходы в виде оплаты нанимателем за работника, а также профсоюзной организацией за члена своей организации страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, с 3 164 руб. до 3 398 руб., от каждого источника в течение календарного года (п. 24 ст. 208 НК);
  • безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с 12 223 руб. до 13 128 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК).

Налоговые вычеты по подоходному налогу

Стандартные налоговые вычеты

1) проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет физическому лицу увеличен с 102 руб. до 110 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 665 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 «Стандартные налоговые вычеты» НК);
  • стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 30 руб. до 32 руб. в месяц.

Для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с 57 руб. до 61 руб. на каждого ребенка в месяц.

Для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей увеличен с 57 руб. до 61 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК).

При этом для целей применения стандартного налогового вычета в размере 61 руб. на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца к одиноким родителям также отнесен родитель, если второй родитель ребенка признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим;

  • стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен с 144 руб. до 155 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК);

2) расширен перечень лиц, признаваемых иждивенцами.

В целях предоставления стандартного налогового вычета иждивенцами для их родителей, супруга (супруги), опекуна или попечителя являются инвалиды I и II группы старше 18 лет;

3) скорректирован период предоставления стандартного налогового вычета на детей и иждивенцев в случаях:

  • лишения родителей родительских прав, отобрания у них детей и передаче их на попечение органов опеки и попечительства (без лишения родительских прав), признания родителя ребенка безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим;
  • усыновления (удочерения) ребенка при вступлении вдовы (вдовца), одинокого родителя в брак;
  • вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах, об отмене решения о признании безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим второго родителя ребенка.


Социальный налоговый вычет по суммам страховых взносов (подп. 1.2 п. 1 ст. 210 «Социальные налоговые вычеты» НК)

Отменен предельный размер социального налогового вычета , предоставляемого по суммам, уплаченным страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов. С 1 января 2019 г. такой вычет предоставляется по фактически уплаченным суммам, без какого-либо ограничения.

Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 211 «Имущественные налоговые вычеты» НК)

1) для целей применения вышеуказанного налогового вычета к членам семьи плательщика отнесены его дети , в том числе состоящие в браке;

2) закреплено право на получение имущественного налогового вычета по расходам по газификации одноквартирного жилого дома , в том числе расходам на оплату стоимости проектирования и строительства газопровода-отвода и внутридомовой системы газоснабжения;

3) закреплено ограничение в части применения имущественного налогового вычета при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры, осуществляемом без привлечения застройщика или подрядчика . А именно расходы на такое строительство, понесенные физическим лицом после принятия решения об утверждении акта приемки одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию, имущественному налоговому вычету не подлежат. О принятии жилого дома или квартиры в эксплуатацию плательщик обязан уведомить налогового агента в месячный срок путем представления выписки (ее копии) из решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию.

По суммам расходов на строительство, понесенным до даты принятия одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию, имущественный налоговый вычет предоставляется до полного их использования.

Имущественный налоговый вычет, связанный с отчуждением имущества (подп. 1.2 п. 1 ст. 211 НК)

С 1 января 2019 г. увеличен размер данного вычета, предоставляемого физическому лицу вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, с 0 % до 20 %.

Внесены изменения в порядок предоставления социальных налоговых вычетов и имущественного налогового вычета по расходам на строительство либо приобретение жилья на территории Республики Беларусь.

Данные вычеты с 1 января 2019 г. предоставляются всеми налоговыми агентами , выплачивающими в течение календарного года доходы плательщикам, имеющим право на применение таких вычетов, а не только нанимателями по месту основной работы (службы, учебы).

Ставки подоходного налога

Установлены две пониженные ставки подоходного налога в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов(6 % и 0 %) , при условии соблюдения определенных условий (пп. 5 и 6 ст. 214 «Ставки подоходного налога с физических лиц» НК).

Так, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь, то дивиденды, полученные ими в текущем году, облагаются по пониженной ставке в размере 6 %. А если период, в течение которого прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь, составляет пять предшествующих календарных лет последовательно, то в отношении выплачиваемых в текущем году дивидендов будет применяться ставка налога в размере 0 %.

Срок возврата и удержания подоходного налога

Увеличен срок, за который налоговый агент вправе зачесть либо вернуть излишне удержанные у физического лица суммы подоходного налога, а также удержать у физического лица неудержанные или не полностью удержанные у него суммы подоходного налога, - с 3 до 5 лет. Данное изменение направлено на приведение главы 18 «Подоходный налог с физических лиц» в соответствие с изменениями, вносимыми в Общую часть НК.

Сроки представления налоговых деклараций

по подоходному налогу и уплаты подоходного налога

Для физических лиц, на которых законодательством возложена обязанность по декларированию доходов, полученных ими в течение календарного года, перенесены срок представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц с 1 на 31 марта и срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным календарным годом.

Подоходный налог в фиксированных суммах

Изменены подходы к установлению ставок подоходного налога в фиксированных суммах для физических лиц, получающих доходы от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (далее - сдача физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест). В приложении 2 к НК для каждого региона установлен конкретный размер ставок подоходного налога в фиксированных суммах. Областные и Минский городской Советы депутатов вправе уменьшить установленный НК размер ставок, но не более чем в 2 раза.

При этом пунктом 10 статьи 4 Закона определено, что исчисление и уплата подоходного налога в фиксированных суммах производятся плательщиками:

  • за январь 2019 г. - по ставкам, установленным решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 г.;
  • за февраль 2019 г. - декабрь 2020 г. - по наименьшим ставкам, определяемым исходя из ставок, установленных решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 г., либо из ставок, установленных в приложении 2 к НК с учетом новых принятых областными и Минским городским Советами депутатов решений (при их принятии).

Изменен механизм доплаты подоходного налога.

Так, отменена обязанность физического лица по представлению в налоговый орган по окончании календарного года налоговой декларации (расчета) о суммах полученных доходов от сдачи в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест в случае превышения таких доходовразмера, установленного законодательством, и соответственно исключена доплата подоходного налога в данном случае. Одновременно устанавливается обязанность производить доплату подоходного налога при указании в декларации о доходах и имуществе либо пояснениях, представленных по требованию налогового органа, в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от сдачи физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, в размерах, превышающих десятикратный размер уплаченного за определенный период подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Доплата подоходного налога в указанном случае производится в размере 10 % от суммы такого превышения.

Вместе с тем доходы, полученные в 2018 г. физическими лицами - плательщиками подоходного налога в фиксированных суммах от сдачи в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, в размере, превышающем 6 116 руб., подлежат налогообложению подоходным налогом по ставке в размер 13 %. При этом подлежит зачету фактически уплаченный за 2018 г. с таких доходов подоходный налог в фиксированных суммах. Указанные физические лица представляют в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта 2019 г. налоговую декларацию (расчет) о суммах указанных доходов и уплачивают подоходный налог на основании извещения налогового органа не позднее 1 июня 2019 г.

В главу 18 НК также вносятся редакционные корректировки, направленные на исключение отсылочных норм, систематизацию и улучшение ее положений.

Расчет подоходного налога подразумевает выявление суммы налогов, которыми облагаются доходы граждан в пользу государственной казны. Эта сумма уплачивается в бюджет и рассчитывается, как определенный процент от общего объема доходов лица. Различные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога определены законодательством.

Основным документом, на который опираются при расчете подоходного налога, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь. На сегодняшний день на территории страны применяются следующие ставки подоходного налога:

  • 13 % - на доходы, которые поступают в виде дивидендов;
  • 16% - на доходы, которые поступают от нотариальной, адвокатской или предпринимательской деятельности;
  • 9% - для ИП и физических лиц, которые работают в сфере высоких технологий;
  • 13% - для физических лиц на все прочие виды доходов;
  • Фиксированные суммы налога устанавливаются и на доходы, которые поступают от сдачи недвижимости в аренду (при условии, что доходы не превышают 6116 р. в год) - размер этих сумм определяется областным или столичным городским Советом депутатов.

Для расчета подоходного налога все доходы от каждого источника складываются в единую налогооблагаемую базу, и та в дальнейшем становится основой для расчетов и выплат.

Основная масса плательщиков подоходного налога - это наемные работники различных предприятий. У них нет необходимости производить расчет подоходного налога или осуществлять его уплату самостоятельно. Эта работа, как правило, совершается бухгалтерами, работающими в компании. ИП и физлица, которые получают доход из разных источников, должны подавать декларацию о доходах самостоятельно.

Главная сложность при расчете подоходного налога состоит в том, чтобы правильно применить все одобренные законодательством вычеты из базы налогообложения. К таким вычетам относятся:

  • Суммы, уплаченные за путевки для оздоровления детей, который приобретаются за счет средств организации или ИП (в размере 776 р. на каждого ребёнка до совершеннолетия);
  • Доходы, получаемые от физических лиц из всех источников, общая сумма которых не должна превышать 6116 р.;
  • Помощь инвалидам и сиротам, которая в сумме не превышает размер в 12223 р. - за весь календарный год;
  • Доходы, которые не попадают под категорию оплаты труда - призы, подарки или материальная помощь не превышающая 1847 р. (122 р. из прочих источников).

Так же, при расчете подоходного налога, важно учесть все вычеты, на которые имеет право каждый плательщик:

  • Если сумма налогооблагаемого дохода составляет менее 620 р. в месяц, сумма налогового вычета определяется в 102 р.;
  • 30 р. вычета идет на каждого ребенка до 18 лет и на каждого иждивенца (57 р. - для опекунов, попечителей, приемных родителей, вдовы или вдовца);
  • 57 р. составляет вычет для родителей, которые имеют двоих и более детей или же детей-инвалидов.

При расчете подоходного налога вычет на сумму в 144 р. полагается следующим лицам:

  • Участникам ВОВ;
  • Инвалидам 1-й и 2-й группы, детям-инвалидам и инвалидам с детства;
  • Ликвидаторам и прочим лицам, пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС;
  • Льготникам, подпадающим под закон «О ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • Героям СССР, Героям Беларуси, Героям Отечества, Героям Социалистического Труда, Героям Трудовой Славы, Полным кавалерам ордена Славы.

Также вычету подлежат суммы страховых взносов, дополнительные пенсии и медицинские расходы на сумму до 3164 р., а также расходы, потраченные на приобретение жилья в лизинг.

При исчислении подоходного налога с доходов иностранных граждан учитывайте нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Анна Павлова, экономист

Сегодня получение иностранным гражданином доходов из источников в Республике Беларусь уже не редкость, а, скорее, практика.
В настоящее время многие иностранцы владеют недвижимостью на территории Республики Беларусь, которую впоследствии либо продают, либо передают в аренду, являются учредителями белорусских организаций, работают на территории республики, дают белорусским организациям займы и т.д.
Доходы, получаемые такими гражданами от белорусских организаций, подлежат обложению подоходным налогом.
Поэтому сегодня мы рассмотрим, какие именно доходы иностранных граждан являются объектом налогообложения и когда в отношении этих доходов налоговый агент вправе применить нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Международные соглашения имеют приоритет над нормами белорусского налогового законодательства

Физические лица независимо от того, признаются они налоговыми резидентами РБ или нет, являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных ими от источников в Беларуси (ст. 152 Налогового кодекса РБ, далее - НК). Перечень таких доходов определен в ст. 154 НК.

В свою очередь налоговые резиденты РБ, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства (подданства) (далее - иностранные граждане), должны уплачивать подоходный налог в республике с доходов, полученных ими и от источников за ее пределами.

Справочно: налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами РБ (ст. 17 НК).

Вместе с тем налоговым агентам при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных иностранными гражданами от источников в Республике Беларусь, необходимо учитывать приоритет норм международного права по отношению к нормам белорусского законодательства. Так, если нормами международных договоров РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными национальными законодательными актами, то следует применять нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (ст. 5 НК).

Важно! Если НК и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором РБ, то следует применять положения НК и (или) этих актов.

Данное правило не распространяется на международные договоры РБ, регулирующие взаимные поездки граждан, и международные договоры РБ, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза.

Отметим, что отдельные международные договоры , заключенные Республикой Беларусь с другими иностранными государствами, предусматривают налогообложение ряда доходов в стране, для которой получатель дохода признается резидентом (т.е. страна получения дохода значения не имеет).

В настоящей статье рассмотрим вопросы применения международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении доходов, получаемых иностранными физическими лицами, на примере:

Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение с РФ);

Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18.07.1995 (далее - Соглашение с Литвой);

Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 24.12.1993 (далее - Соглашение с Украиной).

Доходы от использования недвижимого имущества

Доходы от использования недвижимого имущества могут облагаться по принципу местонахождения имущества, т.е. в стране, в которой получен такой доход. При этом положения указанных международных договоров не устанавливают предельных (ограничительных) налоговых ставок при налогообложении таких доходов.

Пример 1

Белорусская организация с гражданином Литвы, постоянно проживающим на ее территории, заключила договор аренды принадлежащего этому гражданину на праве собственности офисного здания, находящегося на территории Республики Беларусь.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся доходы от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Беларуси, включая стоимость улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением случаев, когда улучшение явилось следствием капитального ремонта, проведение которого было обусловлено чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в т.ч. форс-мажорные)), - при наличии документов, подтверждающих факт свершения указанных событий, сопоставимости их последствий и произведенных улучшений (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК).

Таким образом, получаемый гражданином Литвы доход от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Беларуси, признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь.

Доходы, получаемые физическим лицом от недвижимого имущества, находящегося в Беларуси, могут облагаться налогом в Республике Беларусь (ст. 6 Соглашения с Литвой).

Таким образом, белорусская организация, являющаяся источником выплаты дохода гражданину Литвы, должна в соответствии с пп. 8 и 9 ст. 175 НК:

1) удержать исчисленную сумму налога непосредственно из дохода плательщика при его фактической выплате;

2) перечислить налог в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Ставка налогообложения доходов физического лица, непризнаваемого налоговым резидентом РБ, составляет 12 % (п. 1 ст. 173 НК).

Справочно: аналогичные правила содержатся в соглашениях с РФ и Украиной.

Дивиденды и проценты

По таким видам доходов, как дивиденды и проценты, соглашениями с РФ, Литвой и Украиной предусмотрено право взимать подоходный налог как в стране источника доходов, так и в стране постоянного местопребывания получателя таких доходов. При этом данное право ограничивается установлением предельных налоговых ставок, по которым такие доходы подлежат налогообложению.

Пример 2

Между гражданином России (резидент этой страны) и белорусской организацией в 2012 г. заключен договор о предоставлении последней займа в сумме 200 млн. руб. на 1 год с уплатой 50 % годовых.

В июне 2013 г. белорусская организация выплатила гражданину России сумму займа в размере 200 млн. руб. и проценты за его пользование в размере 100 млн. руб.

Согласно п. 2 ст. 10 Соглашения с РФ проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве (в данном случае - в Республике Беларусь) и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве (в данном случае - в Российской Федерации), могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства. Однако если получатель процентов фактически имеет на них право, взимаемый налог не должен превышать 10 % их валовой суммы.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относят, в частности, дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации (подп. 1.1 п. 1 ст. 154 НК). Такие доходы признают доходами, полученными от источников в Беларуси, независимо от места, откуда производились их выплаты.

Не признаются объектом обложения подоходным налогом доходы, полученные плательщиками в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа без учета процентов, предусмотренных таким договором (подп. 2.20 п. 2 ст. 153 НК).

Таким образом, сумма процентов за пользование займом в размере 100 млн. руб. признается объектом обложения подоходным налогом.

Так как проценты получены от белорусской организации, они признаются доходом гражданина РФ, полученным от источников в Республике Беларусь, и соответственно могут подлежать налогообложению в республике. С учетом положений Соглашения с РФ сумма налога должна быть исчислена по ставке 10 %.

Справочно: аналогичные правила и предельная налоговая ставка в отношении доходов в виде процентов содержатся в соглашениях с Литвой и Украиной. В свою очередь для дивидендов предельная налоговая ставка составляет: 15 % - для Российской Федерации и Украины, 10 % - для Литвы.

Доходы от продажи имущества

Доходы от продажи недвижимого имуще-ства могут облагаться по принципу местонахождения имущества, т.е. в стране, в которой получен такой доход. При этом положения рассматриваемых международных договоров не устанавливают предельных (ограничительных) налоговых ставок при налогообложении таких доходов.

Пример 3

Белорусская организация приобретает у гражданина Украины (резидента этой страны) принадлежащую ему часть здания, находящегося в Республике Беларусь.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся доходы от отчуждения недвижимого имущества, в т.ч. предприятия как имущественного комплекса (его части), находящегося на территории Республики Беларусь (подп. 1.5.1 п. 1 ст. 154 НК).

Так как доходы получены гражданином Украины от отчуждения недвижимого имущества, которое находится на территории Республики Беларусь, они признаются доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и соответственно могут подлежать налогообложению в Беларуси.

Доходы, которые лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (в данном случае - в Украине) получает от продажи недвижимого имущества, расположенного в другом договаривающемся государстве (в данном случае - в Республике Беларусь), могут облагаться налогом в этом другом государстве (п. 1 ст. 13 Соглашения с Украиной).

С учетом изложенного белорусская организация как налоговый агент должна с выплачиваемого ею гражданину Украины дохода за приобретаемое здание исчислить и удержать подоходный налог.

При этом она не вправе применить в отношении указанного дохода льготу, предусмотренную подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК, так как она распространяется только на доходы, получаемые налоговыми резидентами РБ.

Справочно: аналогичные правила в отношении доходов от продажи недвижимого имущества содержатся в соглашениях с Литвой и РФ.

Доходы от независимых личных профессиональных услуг

В отношении доходов от независимых личных профессиональных услуг рассматриваемые международные договоры при соблюдении определенных условий предоставляют исключительное право налогообложения одному из договаривающихся государств. Приэтом положения рассматриваемых международных договоров не устанавливают предельных (ограничительных) налоговых ставок при налогообложении таких доходов.

К доходам от независимых личных профессиональных услуг, в частности, относят доходы, полученные от осуществления независимой научной, литературной, артистической, спортивной, образовательной или преподавательской деятельности, а также независимой деятельности врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров.

Пример 4

Белорусская организация планирует проведение концерта белорусского исполнителя - физического лица (резидент РБ), не являющегося индивидуальным предпринимателем, в Литве. Выплата гонорара исполнителю будет осуществлена белорусской организацией.

Доход, получаемый физическим лицом, который является резидентом одного договаривающегося государства (в данном случае - Республики Беларусь) от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве. Исключение составляют случаи, когда это лицо располагает в этом другом государстве постоянной базой (постоянное место, регулярно доступное этому лицу для целей осуществления своей деятельности) (п. 1 ст. 14 Соглашения с Литвой).

Таким образом, доходы, получаемые в виде гонорара от независимой артистической деятельности гражданами, являющимися резидентами РБ, подлежат обложению подоходным налогом на территории Республики Беларусь. Соответственно белорусская организация при выплате физическому лицу этого гонорара должна исчислить и удержать с него подоходный налог.

Справочно: аналогичное правило в отношении доходов от независимых личных профессиональных услуг содержится в Соглашении с Украиной.

В Соглашении с РФ есть дополнительное условие, позволяющее облагать такие доходы налогом только в стране резидентства физического лица: доход должен быть выплачен из источников этой страны.

Доходы от работы по найму

В отношении доходов от работы по найму рассматриваемые международные договоры при соблюдении определенных условий предоставляют исключительное право налогообложения одному из договаривающихся государств. При этом положения рассматриваемых международных договоров не устанавливают предельных (ограничительных) налоговых ставок при налогообложении таких доходов.

Пример 5

Белорусская строительная организация осуществляет строительные работы в Российской Федерации по договору субподряда через открытое в этой стране постоянное представительство.

Заработную плату белорусским рабочим выплачивает постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации.

Заработная плата сотрудников представительства белорусской организации - резидентов РБ облагается в соответствии со ст. 14 Соглашения с РФ. Из нее следует, что вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в Республике Беларусь в отношении работы по найму, облагается в Российской Федерации в случае, если оно выплачивается резидентом РФ или постоянным представительством белорусской организации в Российской Федерации.

При этом вознаграждение, получаемое гражданином Республики Беларусь в отношении работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом в РФ в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в Российской Федерации, т.е. по ставке 13 %, с даты начала работы по найму в Российской Федерации, если трудовым договором (договорами) предусмотрен срок осуществления работы не менее 183 дней (Протокол к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанный 24.01.2006).

Справочно: аналогичные правила в отношении доходов от работы по найму содержатся в соглашениях с Украиной и Литвой.

Устранение двойного налогообложения

Как уже отмечалось ранее, в отношении отдельных доходов рассматриваемые международные договоры не предоставляют исключительного права налогообложения одному из договаривающихся государств, т.е. оба государства имеют право налогообложения доходов. В этом случае на государство резидентства налагается обязанность устранить двойное налогообложение методом, установленным в международном договоре (методом освобождения от налогообложения дохода или зачета уплаченного (удержанного) налога в стране источника выплаты дохода в счет налога, подлежащего уплате в стране резидентства).

Предусмотренный в ст. 20 Соглашения с РФ, ст. 22 Соглашения с Литвой и ст. 22 Соглашения с Украиной метод устранения двойного налогообложения закреплен в ст. 182 НК.

Так, для получения плательщиком - физическим лицом освобождения от подоходного налога или налогообложения по пониженным налоговым ставкам, получения налоговых вычетов или налоговых льгот всоответствии с международным договором РБ по вопросам налогообложения ему необходимо представить налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и по форме, установленным МНС*, подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор РБ. Подтверждение должно быть выдано (заверено) налоговым или иным компетентным органом иностранного государства. При этом оно может представляться налоговому агенту или в налоговый орган как до, так и после уплаты подоходного налога.

__________________________

* Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческими товариществами и (или) дачными кооперативами, утвержденная постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 100.

Данное подтверждение будет действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано (заверено), либо в течение указанного в нем периода.

Вместе с тем при наличии принятого налоговым агентом или налоговым органом подтверждения на текущий календарный год такое подтверждение, выданное (заверенное) в декабре текущего года* без указания периода, на который оно действительно, принимается в качестве подтверждения на последующий календарный год.

__________________________

* Для целей ст. 182 НК текущим календарным годом является год, в котором выдано (заверено) подтверждение.

При представлении налоговому агенту подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РБ предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены гл. 16 НК, в отношении такого дохода налоговый агент подоходный налог с физических лиц не удерживает и не перечисляет в бюджет либо удерживает и перечисляет в бюджет по пониженным налоговым ставкам, установленным этим международным договором РБ.

В случае непредставления налоговому агенту подтверждения подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.

Представление подтверждения в налоговый орган является основанием для освобождения от уплаты подоходного налога или уплаты этого налога по пониженным ставкам.

При этом НК определено, что возврат (зачет) ранее уплаченного (удержанного) подоходного налога, в отношении которого международными договорами РБ по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены гл. 16 НК, осуществляет налоговый орган или налоговый агент в белорусских рублях после представления плательщиком подтверждения и заявления о возврате (зачете) налога.

Пример 6

Белорусская организация приобрела у гражданина Литвы на территории Республики Беларусь легковой автомобиль стоимостью 80 млн. руб.

Гражданин Литвы является налоговым резидентом этого государства. Однако при совершении сделки он не представил белорусской организации подтверждения своего резидентства.

Согласно ст. 13 Соглашения с Литвой доходы от отчуждения любого имущества, кроме перечисленного в пп. 1, 2 и 3 этого Соглашения*, облагают налогом только в том договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.

__________________________

* К такому имуществу относится:
- недвижимое имущество, акции в компании, активы которой состоят в основном из такого имущества;
- имущество иное, чем недвижимое имущество, составляющее часть коммерческого имущества постоянного представительства которое предприятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, или имущество иное, чем недвижимое имущество, относящееся к постоянной базе, доступной резиденту одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве, для предоставления независимых личных услуг;
- морские или воздушные суда, эксплуатируемые в международных перевозках, или имущество иное, чем недвижимое имущество, связанное с эксплуатацией таких воздушных или морских судов.

С учетом этого белорусская организация не имеет права удержать с выплачиваемого ею дохода подоходный налог.

Вместе с тем для освобождения от уплаты подоходного налога гражданин Литвы должен представить белорусской организации как налоговому агенту подтверждение того, что он является резидентом Литвы, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом этого государства.

Так как в рассматриваемой ситуации указанное подтверждение налоговому агенту представлено не было, он обязан удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в установленном НК порядке.

Если гражданин Литвы в последующем представит белорусской организации подтверждение того, что он является резидентом Литвы, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом этого государства, а также заявление о возврате (зачете) удержанного с него подоходного налога, она обязана будет осуществить такой возврат (зачет).

Подоходный налог - это, как следует из названия, налог которым облагаются доходы граждан. Один из основных видов налогов. Рассчитывается, обычно, как процент от суммы дохода. Уплачивается в . Размер и иные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога регулируются государственным законодательством.

В Республике Беларусь основным документом налогового законодательства является Налоговый Кодекс.

С 1 января 2015 года вступил в действие Закон Республики Беларусь №224-3 от 30.12.2014 года. «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

В настоящий момент в Беларуси применяются следующие ставки подоходного налога:

  • на доходы, получаемые в качестве - 13%;
  • на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности - 16%;
  • на доходы физических лиц и , связанные с парком высоких технологий - 9%;
  • на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) - устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
  • для физических лиц на все иные доходы - 13%.

Суммы доходов по каждому из источников складываются в налогооблагаемую базу, которая, в свою очередь, становится отправной точкой для расчета и источником выплаты подоходного налога. Основная информация, определяющая порядок его исчисления и уплаты, содержится в Главе 16 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Большинство плательщиков подоходного налога - наемные работники на предприятиях, потому они не рассчитывают и не уплачивают налог сами, но доверяют это бухгалтерам начисляющим зарплату. Самостоятельно подают , как правило, разного рода предприниматели и некоторое количество физлиц получавших доходы из нескольких источников.

На практике основную сложность при расчете суммы подоходного налога, представляет правильное применение системы налоговых вычетов из налогооблагаемой базы.

Так вычету подлежат:

  • стоимость путевок для оздоровления детей, в размере 705 рублей на ребенка до восемнадцати лет, приобретенных из средств белорусских организаций или индивидуальных предпринимателей - ст.163, п.1, пп.1.10;
  • получаемые от физических лиц доходы, в сумме из всех источников не более 5 555 рублей - ст.163, п.1, пп.1.18;
  • доходы, не являющиеся оплатой труда, в т.ч. подарки, призы, материальная помощь, получаемые по месту основной работы, не более 1 678 рублей, то же от иных организации в сумме не более 111 рублей, из каждого источника соответственно - ст.163, п.1, пп.1.19;
  • получаемая инвалидами и сиротами помощь, в сумме не более 11 102 рублей из всех источников в течение календарного года - ст.163, п.1, пп.1.21;
  • ст.164, п.1, пп.1.1 - в случае получения налогооблагаемого дохода меньше 563 рублей в месяц, сумма налогового вычета составит 93 рубля;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 - 27 рублей на каждого ребенка до 18 лет или иждивенца, независимо от суммы дохода;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 - вышеуказанный вычет на ребенка или иждивенца, предоставляемый вдове (вдовцу), опекуну, попечителю, приемному родителю составляет 52 рубля;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 - тот же вычет для родителей имеющих двоих и более детей или детей-инвалидов также составит 52 рубля;

Согласно статье 164, п.1, пп.1.3 право на вычет в размере 131 рубль имеют:

  • ликвидаторы и иные лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, Полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;
  • участники ВОВ;
  • лица, имеющие льготы согласно закону «О Ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды.

Согласно пп.1.2, п.1 статьи 165 настоящего Кодекса, суммы страховых взносов до 2 874 рублей по договорам страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов заключенным с белорусскими страховыми организациями подлежат налоговому вычету.

Также вычету подлежат расходы на приобретение жилья в лизинг - ст.166, п.1, пп.1.1.

В Беларуси за счет подоходного налога формируется примерно 10% бюджета.



Поделиться