Скачать презентацию на тему художественная культура античности. Художественная культура античности

Cлайд 1

Cлайд 2

Еще в конце неолита в Европе начался переход от стадии дикости и варварства к первым цивилизациям. Проявления такого перехода прослеживаются уже в третьем и втором тысячелетиях до новой эры. Но все же временем расцвета древних цивилизаций принято считать первое тысячелетие до новой эры и первую половину первого тысячелетия новой эры. Это объясняется последствиями неолитической революции, наступлением медного (достаточно вспомнить Гомера, в поэмах которого почти на каждой странице упоминается то медноострое копье, то медный щит, то даже «меднобогатый град»), а затем бронзового века. Но особенно большую роль в наступлении этапа древних цивилизаций сыграл переход к железному веку, произошедший как раз в начале первого тысячелетия до новой эры. Применение железа дало новый стимул развитию производства, вызвало к жизни новые формы хозяйственной деятельности людей.

Cлайд 3

Не меньшие изменения произошли в этот период и в духовной сфере, касающейся образа жизни человека, его быта, обычаев, нравов, представлений о морали, переоценки ценностей. Изменились и взаимоотношения в семье и обществе, возник новый тип сознания. Произошло становление государственности, связанное с переходом к первому классовому обществу - рабовладельческому. Впрочем, все сказанное никак нельзя отнести к Европе в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему находилась на стадии варварства. Когда говорят о переходе к этапу цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья, где сложилась греко-римская цивилизация, которую итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной (от лат. «антиквис» - древний).

Cлайд 4

Точнее, видимо, было бы вести речь о трех последовательных цивилизациях в этом регионе. Во-первых, о древнегреческой (третье тысячелетие - конец IV в. до н.э.) с подразделением ее на древнейший, гомеровский, архаический и классический периоды. Во-вторых, об эллинистической (конец IV - I в. до н.э.), представлявшей своего рода симбиоз греческой культуры с культурами Древнего Востока и территориально вышедшей далеко за пределы Европы. И, в-третьих, о римской цивилизации (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), которую в свою очередь подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия. И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма и памятники Древнего Рима.

Cлайд 5

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

Cлайд 6

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».

Cлайд 7

Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Подобные документы

    Характеристика периодизации культуры Древнего Египта: Древнее, Среднее, Новое царства. Особенности архитектуры храмов и гробниц египтян. Появление новых жанров в искусстве Древней Греции. Греческий архитектурный ордер как основа всей античной архитектуры.

    реферат, добавлен 03.03.2012

    Культура архаической эпохи. Создание жанра трагедии и комедии в класический пероид развития культуры. Памятники древнегреческой архитектуры (афинский Акрополь, Парфенон). Расцвет скульптуры и живописи. Особенности эллинизма. Культура Древнего Рима.

    реферат, добавлен 20.04.2010

    Понятие "цивилизация", его происхождение и основные типы. Культура Древней Греции. Поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея", их значение. Культура Древнего Рима. Своеобразие римской архитектуры. Античная наука, ее особенности и отличия от науки нового времени.

    реферат, добавлен 21.12.2008

    Религия и искусство Древней Греции. Развитие архитектуры, скульптуры, вазописи и театра в древнегреческом периоде. Культура и мифология Древнего Рима. Особенности художественной культуры, архитектуры и изобразительного искусства. История римского права.

    курсовая работа, добавлен 26.11.2012

    Понятие античности в культуре Древней Греции и Рима, основные периоды ее развития. Особенности формирования греческой культуры, религии, направления в театральном искусстве и литературе. Характеристика каменного зодчества, архитектуры и философии.

    реферат, добавлен 10.04.2016

    Возникновение культуры Греции на пересечении исторических путей Средиземноморья. Мифология и религия, литература, театр Древней Греции. Изучение скульптуры, музыки, живописи. Исследование жилища, одежды и еды. Основы семьи и брака, образования детей.

    курсовая работа, добавлен 28.05.2014

    Литература, искусство, философия Древней Греции. Выдающиеся представители античной культуры. Дворцы-цитадели как отличительная черта микенской цивилизации. Античная скульптура и архитектура. Демократизм - форма государственного устройства Древней Греции.

    реферат, добавлен 25.04.2010

    Античная культура как уникальное явление, которое дало общекультурные ценности во всех областях духовной и материальной деятельности. Исследование культуры и быта Древней Греции и Древнего Рима. Тенденции развития современной культуры и её будущее.

    контрольная работа, добавлен 29.09.2017

    Состязательный характер античной грецкой культуры. Оценка мировоззрения в Древней Греции. Политическое устройство греческих рабовладельческих государств. Быт и уклад Древней Греции. Рассмотрение образа жизни греков, особенностей обряда бракосочетания.

    реферат, добавлен 12.10.2014

    Место культуры Древней Греции в мировой истории. Развитие науки, философии, литературы и изобразительного искусства в Греции. Памятники древнегреческой скульптуры V-VI вв. до н.э. Творчество античных авторов. Театр как обязательный атрибут архитектуры.

Cлайд 1

Cлайд 2

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины, впитав культурные традиции древней Греции, попав под влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой для культуры романо-германских народов Европы. Колизей или Амфитеатр Флавиев

Cлайд 3

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. В представлении римлянина каждый предмет, каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов.

Cлайд 4

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Римский форум Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей. Арка на площади Рима

Cлайд 5

Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка драгоценных металлов и бронзы.

Cлайд 6

Античная культура - уникальное явление, оказавшее огромное влияние на развитие всей европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

Вопросы для рассмотрения Природные, социальные и религиознодуховные факторы развития
древнегреческой культуры
Основные черты, достижения и мировое
значение культуры Древней Греции
Особенности культуры Древнего Рима

Античность

от лат. antiquus – древний
греко-римская древность, культурное
наследие Древней Греции и Рима.

Античный мир

цивилизация в бассейне Средиземного моря,
Причерноморья и сопредельных стран
Конец 3 тысячелетия до н.э. – сер. 5 века н.э.

Переодизация истории и культуры Древней Греции

Крито-Микенский – к.III – II тыс. до н.э.
Гомеровский – XI-IX вв. до н.э.
Архаический – VIII-VI вв. до н.э.
Классический – V-IV вв. до н.э.
Эллинистический – к. IV в. до н.э. – 30-е гг. I
в. до н.э.

Территория Древнегреческой цивилизации

Балканское, Фракийское, Малоазийское
побережья Эгейского моря + острова

Греческая народность

Ахейцы
Дорийцы
Ионийцы
Эолийцы
один язык
осознание
принадлежности
к одной цивилизации

параметры новой системы духовных ценностей

рационализм мышления древних греков,
осознание ценности человеческой
личности,
прославление активности, смелости и
умения человека в борьбе с природой,
чувство неразрывной связи гражданина и
полиса,
понятие свободы, как высшей
нравственной ценности.

Религиозная система

политеизм,
антропоморфизм,
различные культы
космизм,
природное начало.

Греческие Боги

могущественны, но не всемогущи,
подчиняется высшей силе – судьбе.
близки человеку, (антропоморфные
образы, могут вступать с людьми в брачные
отношения.
главное назначение – помогать человеку в
его трудной жизни, а не использовать его
лишь для служения себе

Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos – бог)

Зевс и Гера,
Посейдон и Деметра,
Гермес и Афина,
Арес и Афродита,
Аполлон и Артемида,
Гефест и Гестия.

статуи победителей Олимпийских игр.

Полис

город-государство,
экономическая основа - земледелие,
автаркия,
развитые товарные отношения
по площади 10 на 10 км.,
5-10 тыс. населения,
социально-неоднороден

Главная особенность полиса

наличие гражданского коллектива –
объединения полноправных граждан.
гражданином полиса мог быть лишь
человек, имеющий земельный участок в его
границах
Высший орган власти и управления
полисом – народное собрание (агора)

Особенности культуры Древней Греции

полнота, разнообразие и известная
законченность всех составных частей
культуры (литературы, искусства,
философии);
гуманитарная направленность культуры;
большой вклад греков в сокровищницу
мировой культуры, создание шедевров,
обогативших культурное творчество
последующих поколений.

Древнегреческий театр

возник на основе народных песен и плясок
в честь бога Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели,
одевшись в козлиные шкуры, родилась
трагедия (трагос – козел, ода – песня);
из озорных и веселых – комедия.

Составляющие театрального сооружения

Театрон – места для зрителей
Скена – «гримерка»
Орхестра - сцена

Авторы - классики

Эсхил (трагик) - «Персы», «Прикованный
Прометей»;
Софокл (трагик) - Царь Эдип», «Антигона»,
«Электра»;
Еврипид (трагик) - «Медея», «Ипполита»,
«Ифигения в Авлиде»
Аристофан (комедиограф) - «Мир»,
«Женщины в народном собрании»,
«Всадники»

Ордерная система архитектуры

Ордер – определенное сочетание несущих
и несомых частей стоечно-балочной
конструкции, их структура и
художественная обработка
Архаический период - дорический и
ионический.
Классический период - коринфский

Дорический орден

Ионический ордер

Коринфский ордер

Ордеры

храм Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом)

храм Парфенон (храм Афиныдевы - воздвигнут в 447-438 гг.
архитекторами Иктином и
Калликратом)

Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н. э.).

Греческая скульптура

Материал: мрамор, бронза, слоновая кость,
дерево, золото, глина
Изобразительный канон: лицо –
продолговатое, прямая переносица, глаза
миндалевидной формы, пухлые губы,
серьезное, спокойное выражение
Идея мимесиса (подобия)

Мирон «Дискобол»

Фидий «Зевс», «Афина-дева»

Пракситель «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»

Леохар «Аполлон Бельведерский», «Артемида»

Живопись

открытие правил линейной перспективы
обогащение живописных приемов
светотенью
Зарождение станковой картины
(использование темперы (краска,
смешанная на основе яйца или желтков,
соков растений, или вода+клей) для письма
по грунтованным доскам).

Наука

Философия -материалистическая
концепция Демокрита, идеалистические
системы Сократа и Платона, философская
теория Аристотеля.
История – Геродот («отец истории») описывает греко-персидские войны,
Фукидид - «История Пелопонесской войны»
в восьми книгах

эллинистическая культура

греческое оформление в сочетании с
местными традициями
общегреческий язык – койне, как средство
межнационального общения
новое мировоззрение – космополитизм (от
греч. слова «космополитес» - гражданин
мира)

культура древнего Рима

период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г.
до н.э.)
период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

этруски

искусство градостроения,
настенная монументальная живопись,
скульптурный и живописный портрет.

культурное наследие Рима

скульптурный портрет
монументальные инженерные сооружения
многоэтажные сооружения со сводчатыми
и купольными перекрытиями
высокохудожественные стенные росписи
(Помпейские)

Тосканский ордер

Помпейские росписи стили

инкрустационный, (II в. до н.э.) - имитирует
облицовку стен квадратами разноцветного
мрамора и яшмы
Архитектурно – перспективный (80 – е гг. до н. э.) стены оставались гладкими и расчленялись
живописно – иллюзорно
Ориентализирующий(период империи) строгость, изящество и чувство композиции
декоративный стиль(с сер. I в. н.э.) –пышность,
декоративность, богатство орнаментальных
мотивов

Характерные черты древнеримской культуры

широкое использование достижений покоренных народов
наряду с собственной культурной традицией;
динамизм и изменчивость;
воплощение идеи величия Рима, культа императора,
военно-исторической памяти;
гигантизм; утилитарная или развлекательная
направленность при меньшей художественности;
большая зависимость художника от заказчика;
рациональность, функциональность, прикладной характер
меньше одухотворенности и эмоциональности (по
сравнению с Греческой культурой)

Презентация по слайдам

Текст слайда:


Текст слайда: Еще в конце неолита в Европе начался переход от стадии дикости и варварства к первым цивилизациям. Проявления такого перехода прослеживаются уже в третьем и втором тысячелетиях до новой эры. Но все же временем расцвета древних цивилизаций принято считать первое тысячелетие до новой эры и первую половину первого тысячелетия новой эры. Это объясняется последствиями неолитической революции, наступлением медного (достаточно вспомнить Гомера, в поэмах которого почти на каждой странице упоминается то медноострое копье, то медный щит, то даже «меднобогатый град»), а затем бронзового века. Но особенно большую роль в наступлении этапа древних цивилизаций сыграл переход к железному веку, произошедший как раз в начале первого тысячелетия до новой эры. Применение железа дало новый стимул развитию производства, вызвало к жизни новые формы хозяйственной деятельности людей.


Текст слайда: Не меньшие изменения произошли в этот период и в духовной сфере, касающейся образа жизни человека, его быта, обычаев, нравов, представлений о морали, переоценки ценностей. Изменились и взаимоотношения в семье и обществе, возник новый тип сознания. Произошло становление государственности, связанное с переходом к первому классовому обществу - рабовладельческому. Впрочем, все сказанное никак нельзя отнести к Европе в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему находилась на стадии варварства. Когда говорят о переходе к этапу цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья, где сложилась греко-римская цивилизация, которую итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной (от лат. «антиквис» - древний).


Текст слайда: Точнее, видимо, было бы вести речь о трех последовательных цивилизациях в этом регионе. Во-первых, о древнегреческой (третье тысячелетие - конец IV в. до н.э.) с подразделением ее на древнейший, гомеровский, архаический и классический периоды. Во-вторых, об эллинистической (конец IV - I в. до н.э.), представлявшей своего рода симбиоз греческой культуры с культурами Древнего Востока и территориально вышедшей далеко за пределы Европы. И, в-третьих, о римской цивилизации (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), которую в свою очередь подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия. И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма и памятники Древнего Рима.


Текст слайда: ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.


Текст слайда: ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».


Текст слайда: Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.



Поделиться