Подход сперанского к решению проблемы политических и гражданских прав в россии. Идеи м.м

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - та-

лантливый государственный деятель, выходец из семьи

v сельского священника. Закончил Петербургскую духов-

ную семинарию. В 1808 г. Сперанский становится дове-

ренным лицом Александра I. Под руководством Спе-

ранского были подготовлены и изданы первое <Полное

собрание законов Российской империи> в 45 томах (1830),

<Свод законов Российской империи> в 15 томах (1832-

1839). Помимо официальных проектов Сперанский на-

писал много записок, адресованных Александру I и бу-

дущим царям: <Записка об основных законах> (1802),

<Записка об устройстве правительственных и судебных

учреждений в России> (1803), <Записка о крепостных

людях> (1819) и др.

Сперанский о естественном праве. Взгляды Сперан-

ского основаны на острой полемике с рационалистичес-

кой школой естественного права с ее категориями <ес-

тественного состояния>, <природы человека> с ее всеоб-

щей свободой, равенством сил и прав, общественным до-

говором. Он критикует <естественное право>, исходя из

концепции изначального и вечного неравенства людей

Отрицание <естественных законов> (в просветитель-

ском их понимании) должно было привести Сперанско-

го к отрицанию и <естественного состояния>, и <есте-

ственных прав>. Неудивительно поэтому, что, рассуждая

в <Записке об основных законах> о происхождении го-

сударства, о договорах между правительством и наро-

дом, он ни слова не обмолвился относительно прав под-

данных, вступающих в соглашение. Позднее Сперанский

прямо писал: <Нет права естественного, но есть положе-

ние естественное>. Он считал, что в <естественном поло-

жении> люди лишены сугубо человеческих качеств

(прежде всего разума). Они, в сущности, звери.

Более чем скептическое отношение ученого к основ-

ным принципам естественно-правовой теории обусло-

вило глубокое восприятие им юриспруденции И.Кан-

та. Хотя ему были совершенно чужды просветительс-

кие принципы кантовской теории, отдельные ее сторо-

ны (в частности, отрицательное отношение к революций)

не могли не импонировать Сперанскому.

Сперанский о трех группах законов. Для Сперан-

ского Бог - создатель и верховный законодатель приро-

ды и человека. Законы, данные Богом, Сперанский раз-

делял на три группы: законы природы, разума (физи-

ческие) и законы нравственные.

Физические и нравственные законы различаются по

характеру и объекту действия. Физические законы дей-

ствуют в природе (включая сюда и человека) и опреде-

ляются самой природой. Они неизменяемы и всегда еди-

нообразны, рационально познаваемы.

Нравственные законы действуют только на человека

и не обладают той обязательной силой, какой обладают

законы <физической природы>. Они иррациональны, по-

скольку <в законах нравственных Бог имеет своего пред-

ставителя в человеке - совесть>. Для выяснения содер-

жания нравственных законов ученый обратился к рас-

смотрению <человеческой природы>. Для Сперанского

<человеческая природа>, хотя и характеризуется рядом

конкретных признаков, понятие абстрактное. Это внеис-

торическое представление о <человеке вообще>, в кото-

ром он находит два взаимопротивоположных начала -

самолюбие и любовь. Основная этическая норма (<нрав-

ственный закон>), по Сперанскому, это любовь.

Сперанский о политической и гражданской свобо-

де. В государственно-организованном обществе Сперан-

ский различал два вида свободы - политическую и граж-

данскую. Политическая свобода - это <возможность

участия всех государственных классов... в действии за-

конодательной и исполнительной власти>, которая к тому

же реализуется на основании закона, принятого <общей

волей>. Политическую свободу Сперанский связывал с

недвижимой собственностью, так как собственник <в из-

вестном размере более способен, в силу собственных ин-

тересов, заботиться о доброте законов>. Поэтому не все

слои общества должны иметь активное и пассивное из-

бирательное право.

Гражданскую свободу Сперанский определил как не-

зависимое существование всех сословных групп в обще-

стве. Она обеспечивается гражданскими правами, гаран-

тирующими <безопасность лиц и имущества>, и предос-

тавляется всем подданным. В соответствии с видами сво-

боды - политическая и гражданская - он сформулиро-

вал и противостоящие им понятия: политическое и

гражданское рабство. Первое из них Сперанский опре-

делил как состояние, при котором воля одного - закон

для всех, а второе рассматривал как социальный поря-

док, позволяющий одному классу <в повинностях лич-

ных или вещественных зависеть от воли другого>. Меж-

ду двумя видами свободы существует прямая связь.

Первична политическая свобода, вторична - гражданс-

кая. Никакая сила, полагал ученый, не может родить в

государстве свободы гражданской, не установив свободы

политической, и, напротив, если в государстве утвержде-

на свобода политическая, гражданское рабство умень-

шается само собой. Права гражданские должны быть

основаны на правах политических, точно так же как

закон гражданский не может быть тверд без закона по-

литического.

Политический идеал. Эти рассуждения привели Спе-

ранского к выводу, что в России нет истинной свободы.

Ее государственный строй - деспотия, не ограниченная

<коренными государственными законами. Даже у дво-

рянства личность, честь, имение зависят исключительно

от самодержавной воли, которая может <возводить и низ-

водить дворянские роды единым своим хотением>. Да-

лее делается принципиальный вывод: <Я нахожу в Рос-

сии два состояния - рабы государевы и рабы помещи-

чьи. Первые называются свободными только в отноше-

нии ко вторым, действительно же свободных людей в

России нет, кроме нищих и философов>.

Формы правления, в которых гарантированы полити-

ческая и гражданская свободы, могут быть созданы об-

щей волей народа. Однако в России вышеназванные два

рода рабов сводят на нет всякую волю народа. Помещи-

ки, порабощая крестьян, видят в монархе силу, которая

помогает им держать крестьян в угнетении. Крестьяне,

страдая от помещичьего ига, также обращают свои взо-

ры к трону. Результатом этого является укрепление

самовластия. Пока сохраняется крепостное право и со-

словные привилегии, Россия будет оставаться деспоти-

ей, полицейским государством, где нет места законнос-

ти, народному просвещению, прогрессу.

Выход из деспотического состояния Сперанский свя-

зывал с <истинной монархией> при помощи реформ

сверху. В противном случае неизбежен переход от фео-

дального правления к республиканскому, но этот про-

цесс будет сопровождаться революционными потрясе-

ниями, когда <необузданная вольность и безначалие пред-

ставляются единым средством к свободе>. При всем

своеобразии в России действуют те же закономерности

всемирной истории, которые заставили страны Запад-

ной Европы стать на путь буржуазных политико-право-

вых преобразований.

<Истинная монархия> Сперанского представлена в его

проектах государственных преобразований России и ба-

зируется на ряде буржуазных юридических принципов.

Основополагающим среди них был принцип законнос-

ти. В <Записках об основных законах> Сперанский пред-

лагает Александру I сделать коренные законы государ-

ства такими неподвижными и неизменными, чтобы ни-

какая власть преступить их не могла.

Другим принципом <истинной монархии> является

разделение властей. Нельзя основать правление на за-

коне, утверждает Сперанский, если одна державная власть

будет и составлять закон, и исполнять его. Поэтому сле-

дует, прежде всего, технически отделить в ней друг от

друга законодательную, исполнительную и судебную

власти, сосредоточив их в разных, независимых один от

другого органах. Сперанский советует организовать за-

конодательную власть таким образом, чтобы она, исполь-

зуя представительный принцип, могла выражать волю

народа; исполнительная власть должна вручаться пра-

вительству и ставится под контроль законодательной, а

судебная - под контроль выборного суда присяжных.

Державная власть остается за монархом, наделяется

правом общего руководства и рядом прерогатив в ре-

ализации всех властных полномочий. Так, законода-

тельная власть при всей дозволенной ей свободе <не

может совершать свои положения без державной>. Ее

законопроекты должны быть утверждены монархом,

который к тому же является верховным охранителем

правосудия. Власть монарха наследственна и принад-

лежит исключительно законным детям. Три власти и

монарх управляют государством, подобно тому, как че-

ловек - своим организмом, обращаясь к воле, закону и

исполнению. Последняя мысль весьма типична для кон-

серваторов.

В соответствии с этими началами формируется сис-

тема государственных учреждений. Государственная

Дума - высший законодательный орган страны. Ника-

кой новый закон не может быть принят без одобрения

Думы. Установление новых податей, налогов и повинно-

стей рассматривается и одобряется в Думе. В том слу-

чае, если большинство Думы отвергает законопроект, то

он <оставляется без действия>. Властно-распорядитель-

ные функции на местах осуществляются также выбор-

ными органами - волостной, окружной, губернской ду-

мами.

Будущей законодательной власти России Сперанский

предлагал принять Уложение государственное и законы

органические, Уложения гражданское, уголовное, ком-

мерческое, сельское, Устав судебный, постановления о на-

логах и повинностях и некоторые другие законы, уста-

вы, разъяснения и дополнения к ним.

Все другие акты, регулирующие порядок исполнения

законов и относящиеся к меняющимся действиям и про-

исшествиям, должны строго соответствовать законам. Та-

ким способом намечалось <правление доселе самодер-

жавное, поставить и учредить на неизменном законе>.

Непосредственное управление страной осуществляет-

ся министерствами. Министерства ответственны перед

Государственной Думой за нарушение закона, отчиты-

ваются перед ней за свою деятельность. Государствен-

ная Дума наделяется правом просить об отмене неза-

конных действий министров, а также правом начать рас-

следование с целью изобличения министра в злоупот-

реблении властью. Постановление о начале

расследования подлежит утверждению императора.

Судебная власть реализуется системой судов, состоя-

щих из назначаемых чиновников и выборных присяж-

ных заседателей. Верховным органом судебной власти

является Сенат, назначаемый императором из числа кан-

Своеобразие интерпретации принципа разделения вла-

стей у Сперанского заключается в создании Государ-

ственного Совета, который должен соединить все формы

власти и в предоставлении императору общего руковод-

ства. В силу этого государь есть верховный законода-

тель, верховное начало силы исполнительной, верховный

охранитель правосудия, а сама концепция приспособля-

ется к нуждам самодержавия.

Важное место занимает принцип гласности, обязатель-

ность учета общественного мнения для современного го-

сударства. Общественное мнение или <дух народный>,

воздействует на правительство в интересах всего обще-

ства, становится составной частью <сил государствен-

ных>.

В <истинной монархии> нет места для рабства (кре-

постничества), так как в ней должно быть учреждено

такое состояние, <в котором никто не может быть при-

нуждаем к труду единым произволом другого и в коем

труд составляет неотъемлемую часть каждого>. Для лик-

видации крепостного права Сперанский предложил вве-

дение без всякого отлагательства личной свободы, затем

установление четкого законодательного определения

размера крестьянских повинностей и объявление крес-

тьянам разрешения на приобретение недвижимой соб-

ственности. В коренных законах он предлагал устано-

вить равенство гражданских прав, как личных, так и

вещественных, для всех подданных и, следовательно, не

допускать никакого в этом разделения сословий. Поме-

щичье землевладение при этом сохранялось в непри-

косновенности.

В результате проведения реформ, полагал Сперанский,

народ российский разделится на три класса.

Дворянство будет иметь все общие (гражданские) пра-

ва, а политические права - на основании собственнос-

ти. Сверх того оно будет иметь особенное право приоб-

ретать населенные земли и свободу от личных повинно-

стей. Но при этом дворянство обязано пройти граждан-

скую или военную службу не менее 10 лет; при

уклонении от службы потомственное дворянство теря-

ется.

Среднее состояние обладает всеми общими гражданс-

кими правами, а политическими - в соответствии с соб-

ственностью. <Среднее состояние составляется из куп-

цов, мещан и ремесленников, однодворцев и всех поселян,

имеющих недвижимую собственность в известном ко-

личестве>.

Третий класс (сословие, состояние) - народ рабочий.

Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не

имеет прав политических. К классу рабочего народа при-

числяются все поместные крестьяне, мастеровые, домаш-

ние слуги.

Эти сословия (состояния, классы) не должны быть зам-

кнуты и разобщены: личное дворянство (приобретенное

службой) связывает второе сословие с первым, а возмож-

ность приобретения недвижимой собственности - тре-

тье со вторым.

ранского было направлено, в сущности, против основ но-

вого буржуазного строя: он отвергает не только учение

о естественном праве, но и учение о разделении властей.

В то же время близкий по своему происхождению к

податным сословиям, Сперанский понимал закономер-

ность революционных событий во Франции и по-своему

пытался предотвратить их в России. Поэтому в его про-

ектах появляются Государственная Дума и суд присяж-

ных, появляется ответственность министров, юридичес-

кие институты буржуазного государства.

Правда, содержание проектируемых органов далеко

не буржуазно, более того, реализация преобразователь-

ной программы должна была, по мысли Сперанского, пре-

дотвратить опасное, с точки зрения чиновника, развитие

капиталистических отношений. Однако, стремясь к пре-

дотвращению господства буржуазии, реформатор пытал-

ся противопоставить ему не патриархальный <стародво-

рянский> уклад феодальной монархии, а государствен-

ную организацию, которая бы учитывала факт разви-

тия капитализма в стране.

В данном случае Сперанский пытался соединить не-

соединимое: он хотел законсервировать планируемую

им социально-политическую организацию с помощью

тех самых сил, которые неизбежно должны были бы сло-

мать ее при дальнейшем развитии. Поэтому государ-

ственно-правовые идеи реформатора не были претворе-

ны в жизнь.

Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, "Введение к уложению государственных законов", где он представил программу широких преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.

Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.

Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.

Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента). В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания - Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными. Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.

В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года, - отделение мирового посреднического разбирательства (волостные судьи) от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда (либо избрание, либо пожизненность); публичность.

Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.

Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка "вняв мнению Государственного совета" показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.

Государственному совету предоставлялись широкие полномочия - рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета .

Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.

Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.

В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому .

По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.

Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.

Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом , что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании "Священного Союза" Александр I.

(Дополнительный

Сперанский M. М. (1772-1839) - выдающийся государственный деятель России, один из самых известных представителей отечественной юриспруденции. Сын сельского священника. Сперанский окончил Петербургскую духовную академию и е 1797 г. состоял на государственной службе, по поручениям Александра I и Николая I разрабатывал тексты большинства законопроектов. Среди проектов законов, написанных M. М. Сперанским, были "Руководство к познанию законов", "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений" (1803), "Введение к Уложению государственных законов" и др.

Теоретические построения М. М. Сперанского были либерально-просветительными, во многом перекликались с естественно-правовым учением XVIII в. Концепция развития общественных отношений и идеала государственного устройства у Сперанского последовательнее его реформаторских проектов (последние писались под заказ власти, поэтому отличались умеренным характером).

Новый проект преобразования России был разработан Сперанским в 1809 г. Во "Введении к Уложению государственных законов" Сперанский исходил из согласованных с царем планов первоочередных государственных преобразований России. В проекте, предложенном Александру I, прослеживается учение об общественном развитии, государственном устройстве и понимание правовых реформ.

Общество рассматривалось по сословным признакам, характерным для науки того времени, когда под группами общества понимались не обязательно группы, дифференцированные законом соответственно правам и обязанностям. В определении общественных групп Сперанского видится и экономическая составляющая (более подходящая для определения классов или страт), а также генеалогический подход и субъективные, личностные характеристики.

Сперанский выделял две основные группы общества. Дворяне характеризовались автором как сословие, зависимое от царя, поскольку (в конечном счете) от воли монарха зависели карьера и благосостояние дворянина-чиновника или помещика. Крестьяне рассматривались Сперанским как сословие, зависимое не только от помещика, но и от государства. Таким образом, в политико-правовой концепции Сперанского Россия не обладает свободными сословиями. Следовательно, для динамичного общественного развития необходимо освобождение сословий, прежде всего крепостных крестьян. Отмена крепостного права должна была интенсифицировать развитие всех сословий России.

В идеале Сперанский выступал за нивелирование сословных отличий, что объективно должно было привести к буржуазной, классовой структуре общества.

Государство в концепции Сперанского возникает в результате договора общества и власти. Первобытное общество неорганизованно, не знает способов ограничения власти правителя, поэтому первоначальная форма правления всегда взаимосвязана с деспотизмом. "Образ правления" согласно этой концепции должен соответствовать степени развития государственности и уровню общественных отношений. В процессе развития деспотия должна уступить "законному правительству", поскольку народ является главным "источником государства". Но "гражданское образованье" происходит не сразу, а проявляется по мере формирования демократических институтов и соответствующего уровня развития общества (как источника политических преобразований).

Деспотическая система в воззрениях Сперанского не является единственной. Она распространилась и сохранилась на Востоке, в Европе же победила республиканская форма правления (Греция и Рим), на севере торжествовала "феодальная система" (надо понимать, монархия). В России с течением времени победила монархическая (феодальная) форма правления, которая пришла в противоречие с обществом и государственной необходимостью. Следовательно, автор предложил систему политических преобразований.

Среди первостепенных реформ Сперанский видел ограничение власти монарха законом путем разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Следствием такой реформы должен был стать один из вариантов государственного устройства России. Два варианта предполагали примерно следующую структуру:

  • - формирование в России законодательного сословия, выражавшего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, а во втором случае оно должно зависеть от "державной власти";
  • - установление четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной власти;
  • - формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной.

Как видно из предложений Сперанского, монархия должна была возглавить либо законодательную, либо судебную власть. Первый вариант государственного устройства признавался автором как временный, компромиссный. Второй вариант при благоприятных условиях мог эволюционировать, поскольку соответствовал российским условиям.

Право в политико-правовой концепции Сперанского понимается как воля монарха, сформулированная в законах. Особенно отчетливо это понимание права проявляется в кодификационной деятельности М. М. Сперанского.

На практике при осуществлении кодификационной деятельности Сперанский исходил именно из официальной теории по систематизации права сообразно теории римского права - сведения воедино всех законов и выявления из них действующих. Методика кодификации развивала учение Ф. Бэкона по структурированию законодательства в соответствии с содержанием указов, их расположением по хронологическому и отраслевому принципам. Сперанский проявил себя в кодификационной деятельности как выдающийся правовед - теоретик и практик.

Включившись в работу Уложенной комиссии, а с 1826 г. став чиновником II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, М. М. Сперанский подошел к составлению законов исходя из названных теоретических построений. Он стал проводить активные архивные изыскания и исследование огромного объема актового материала. Законы начали группировать в два издания.

Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного собрания законов Российской империи (ПСЗРИ). В этом издании были опубликованы около 330 тыс. законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу, начиная с Соборного Уложения 1649 г. Полное собрание включало в себя как действующее законодательство, так и законы, утратившие силу. Выявление действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II Отделения. Метод работы при составлении Полного собрания законов Российской империи позволил достаточно быстро, уже в 1832 г., выпустить 56 томов, составивших первое издание ПСЗРИ.

Отраслевой принцип стал основным в Своде законов Российской империи (СЗРИ) и получил дальнейшее развитие. Свод законов подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные по восьми разделам (книгам) в 15 томах. Государственные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, собственно гражданские акты, уставы государственного благоустройства, а также законы семейственного союза. Следовательно, гражданское и семейное право составили другую часть Свода, куда вошло и процессуальное право (только в 1885 г. был выпущен том 16 Свода законов, содержавший процессуальное право).

Итак, издание Полного собрания и Свода законов имело огромное значение. В первой половине XIX в. отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649 г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки преобразований оказались малоэффективны. Российская юриспруденция в связи с кодификационной деятельностью получила существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации - созданию Уложения о наказаниях 1845 г., первого в истории России настоящего уголовного кодекса. Дело Сперанского было продолжено и после смерти выдающегося правоведа: в царской России стали регулярно выпускать доработанные Своды законов, составленные по его методике.

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель. Происходил из семьи сельского священника. По сути, Сперанский был ближайшим советником Александра 1 по вопросам внутренней политики.

Политическая доктрина М.М. Сперанского оригинальна и самобытна, формулируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политически теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. М.М. Сперанский был первым в России, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма: он разрабатывал не только вопросы текущей политики, но и проблемы общеполитического характера. Взгляды М.М. Сперанского представляют русский либерализм в процессе его зарождения.

Наиболее полно идеи Сперанского отражены в записке, предоставленной Александру 1 в 1809 году - «Введение к уложению государственных законов». Сперанский признавал, что самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец. В этом отношении он сделал шаг вперед по сравнению с В.Н. Татищевым и Н.М. Карамзиным, которые считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России. Появление государства рассматривает как результат развития собственности. Он считает, что государство - общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому». Государство строится на «1) взаимном признании самостоятельности, 2) собственности». Государство представляет собой союз польз. Польза является источником права: «Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы». Наиболее мощными движущими силами общества провозглашал собственность и торговлю. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной.

Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога), полагая при этом, что Россия в своем историческом пути прошла три ступени: в средние века - удельщина, в новое время - абсолютная монархия, а в настоящий период - промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение гражданских и политических прав). Россия, по мнению Сперанского, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского государства»). Государством, по Сперанскому, движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник - народ, ибо он и есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении общежития. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», т.к. в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном Совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседает под председательством царя. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов - дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов нельзя достичь политических результатов. Идеал Платона отвергал, следуя скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным. В духе учения Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного - закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

Под гражданским рабством понимал подчинение одного класса («в повинностях личных или вещественных») другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе. Анализируя связи между этими понятиями, М.М. Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объём по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не является гарантом против произвола. Гарантом всех свобод в государстве является Конституция и, основанное на ней, разделение властей. М.М. Сперанский в отличие от некоторых русских просветителей (например, С.Е. Десницкого) признавал феодальный характер самодержавия. Однако феодализм он понимал лишь как систему юридических норм, как определенную форму государственной власти.

Сперанский - сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли».

Закон, по мнению М.М. Сперанского, считается не только ограничением власти самодержавия, но и сосредоточением силы государства. Приходит к убеждению, что «самовластие» - признак слабости правительства.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат, обеспечивающий её функциональную деятельность. В этих целях Сперанским были проведены два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (03.04.1809 г.), «Об экзаменах на чин» (06.08.1809 г.). Они вводили необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно. На сословный строй общества М.М. Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические - в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ - только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры». В крепостном праве он усматривал только препятствие к интенсивным формам ведения сельского хозяйства, но и преграду развития городских промыслов и ремесел. При этом резкой отмены ее опасался, полагая, что, получив свободу, россияне обратятся «к кочевому образу жизни». Предлагал осуществить отмену крепостного права в два этапа: вначале ограничиваются крестьянские повинности, подушная подать заменяется на поземельную и производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были недовольны указами о чиновниках, сокращавшими их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. В итоге Сперанский Александром 1 был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

Либерализм – политическое течение дворян средней буржуазии, помещиков, перешедших на путь капитализма.

М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) – автор плана либерального переустройства России, основные работы: «План государственного преобразования», «Свод законов», «Введение к Уложению государственных законов».

Политическая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Он отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

1) в Средние века – Удельщина;

2) в Новое время – абсолютная монархия;

3) в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав).

Основные позиции:

1. О происхождении государства.

По его мнению государство возникло как общественный союз. Это надклассовая организация для пользы и организации людей. Всякое законное правительство своим происхождением обязано общей воле. Народ является источником силы правительства.

2. Задача государственного преобразования:

а) Россию необходимо подготовить к принятию Конституции;

б) ликвидировать крепостное право немедленно, ибо пока оно есть и сословную конституционную монархию устранить невозможно.

Ликвидацию крепостного права необходимо провести в два этапа:

а) начать с ликвидации земель помещичьих угодий;

б) капитализация земельных отношений;

в) Преобразование следует начать с учреждения умеренных, но коренных законов. Главным законом является закон о земле, выборах, государственном управлении.

3. Система представительных органов:

1) низшее звено – волостная дума в составе помещиков, горожан, имеющих недвижимость и государственных крестьян;

2) Окружная дума – состоит из депутатов волостной думы, первая избирает депутатов в губернскую думу;

3) государственный совет – назначается императором.

4. Высший судебный орган: Сенат, которому подчинены все нижестоящие сенаты. Министры несут двойную ответственность: перед государственной думой и императором или за нарушение принципа законности. Министры скрепляют своей подписью акты государственной власти. Вся полнота власти принадлежит монарху.

В государстве должно быть три группы сословий:

1. Дворянство – несут военную и государственную службу по своему выбору.

2. Среднее сословие – купцы, однодворцы, поселяне, имеющие недвижимость.

3. Народ рабочий – поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Однако данная категория лиц может и не иметь избирательного права.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.



Поделиться