37430 т (полное)
Палуба: 111–162 мм;
Барбеты: 305-381 мм;
Башни : 229–406 мм;
Рубка: 254–356 мм;
Переборки : 102–305 мм
12 × 152-мм BL 6"/50 Mk XXII
8 × 40-мм «пом-помов»
HMS Rodney (Корабль Его Величества «Родни» ) - британский линкор типа «Нельсон» . Назван в честь адмирала Джорджа Родни , носил прозвище «Роднол». Девизом его являлась латинская фраза «Non Generant Aquilae Columbas» (лат. От орлов не родятся голуби ). Носил бортовой номер 29. Нёс службу в Средиземноморье и Атлантике в годы Второй мировой войны, участвовал в потоплении линкора «Бисмарк ». Разобран на металл в 1948 году.
Дизайн
Известнен как «Особняк королевы Анны» благодаря структуре капитанского мостика и как «Корабль из вишнёвого дерева»: он задумывался как корабль более крупных размеров, однако его проект был изменён после заключения Вашингтонского соглашения . Чтобы разместить в трёх башенных артустановках главные орудия, все эти установки были установлены на носу судна, а для сохранения боевых качеств была снижена скорость и убрана лишняя броня с некоторых отделений корабля. Несмотря на ограничения, указанные в соглашении, линкоры «Родней» и «Нельсон » назывались самыми мощными линкорами в мире (по крайней мере, до 1936 года).
Строительство и ввод в службу
Линкор «Родней» был заложен 28 декабря в один день с «Нельсоном ». Строился в Биркенхеде на верфи «Каммелл-Лэйрд». На воду был спущен в декабре 1925 года, почти через два года (в ноябре 1927 года) был введён в состав флота Великобритании. Стоимость строительства корабля составила 7617000 фунтов стерлингов. Одним из первых капитанов линкора был лейтенант-командер Джордж Кэмпбелл Росс, сын Арчибальда Росса, военно-морского инженера и пионера кораблестроения.
Служба
Начало войны
До войны «Родней» нёс службу в составе Атлантической и Домашней эскадр флота. В 1931 году его экипаж участвовал в Инвергордонском мятеже из-за снижения зарплаты рабочим, но после переговоров с правительством прекратил выступления. В конце декабря 1939 года корабль срочно встал на ремонт из-за проблем с ходовой частью. Во время обороны Норвегии корабль подвергся крупному авианалёту 9 апреля в Кармёе - немецкий бомбардировщик сбросил на него 500-кг бомбу. Она пробила бронированную палубу, но не взорвалась. 13 сентября «Родней» совершил переход из Скапа-Флоу в Росайт для подготовки к обороне Британии в случае немецкого морского десанта. С ноября по декабрь он сопровождал британские конвои, которые шли из Галифакса и в Галифакс (Новая Шотландия). В январе 1941 года он участвовал в боях против линкоров «Шарнхорст » и «Гнейзенау », однако это сражение оказалось неудачным и потопить эти суда британцам не удалось. 16 марта всё же «Родней» вступил в очередной контакт с линкорами, однако они успели уйти от преследования.
Охота на «Бисмарк»
В мае 1941 года «Родней» под командованием адмирала Фредерика Далримпла-Хэмильтона вместе с двумя эсминцами сопровождал британское транспортное судно «Бриттаник» в Канаду. 24 мая экипаж получил радиограмму с приказом немедленно отправиться в состав специального отряда для уничтожения «Бисмарка ». 26 мая линкор встретился с другим линкором «Кинг Джордж V » и отправился с ним на встречу с немцами. Утром 27 мая в 08:00 при поддержке крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир » он настиг немецкий корабль (расстояние 21 морской мили при видимости в 10 морских миль). «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции.
Огонь был открыт в 08:47. В 09:08 «Родней» выпустил свои 406-мм снаряды и попал в немецкие носовые башни «Антон» и «Бруно», выведя из строя последнюю; второе попадание разрушило передовой контрольный пункт, от взрыва погибли почти все высшие офицеры экипажа. «Родней» не прекращал свою стрельбу, но в 09:31 башня «Цезарь» дала свой залп и вышла из строя. Разрывы снарядов повредили британский линкор и заклинили торпедные аппараты судна. В итоге экипаж «Бисмарка» полностью переключился на борьбу с линкором «Родней», что стало своеобразной ловушкой для немцев. По этому поводу адмирал Гернси заметил: «Слава Богу, что немцы стреляют по „Родней“». Через 44 минуты «Родней» приблизился на расстояние до 3 км, что позволяло ему стрелять в упор, в то время как «Кинг Джордж V » продолжал стрельбу с большего расстояния.
Запасы топлива у британцев были уже на исходе, но и немцы не могли уже двигаться до порта, вследствие чего «Родней», «Кинг Джордж V » и эсминцы были отозваны домой. Линкор был добить крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир », которые выпустили свои торпеды. По некоторым данным, капитан судна Линдеман был убит снарядом от «Родней», однако спасшиеся с «Бисмарка» моряки утверждают, что он оставался на судне до конца и ушёл под воду вместе со своим кораблём.
Соединение H
После завершения операции линкор отправился в Бостон на ремонт. Подобное действие имело и политическое значение: США, приняв судно, выразили готовность сражаться на стороне антигитлеровской коалиции. Во время ремонта экипаж служил в Гражданском корпусе охраны окружающей среды , некоторые из моряков даже успели создать семьи в США . В сентябре 1941 года корабль вернулся в состав флота и направился в Гибралтар , где как член соединения «H» участвовал в сопровождении конвоев на Мальту. В ноябре встал на стоянку в Исландии, до мая 1942 года ремонтировался и отстраивался, вернулся в соединение «H» после ремонта. Участвовал в высадке войск в Алжире, десанте на Сицилию и Салерно. С октября 1943 года снова служил в британском домашнем флоте, участвовал в операции «Оверлорд», обстреливая Кан и Олдерни . 7 июня столкнулся с судном LCT-427, что привело к гибели 13 моряков . В сентябре 1944 года впервые сопровождал конвой в Мурманск .
Конец службы
За войну прошёл более 156 тысяч морских миль даже с учётом того, что его двигатель работал не в полную силу с 1942 года. Проблемы с машинным отделением привели к тому, что корабль в первый же год после войны был выведен из состава флота. 26 марта в Инверкитинге корабль был официально продан и пущен на слом.
Примечания
Литература
- Ballantyne Iain H.M.S. Rodney. - Barnseley, UK: Pen and Sword, 2008. - ISBN 978-1-84415-406-7
- Brown David K. The Grand Fleet: Warship Design and Development 1906–1922. - reprint of the 1999. - London: Caxton Editions, 2003. - ISBN 1-84067-531-4
- Brown David K. Nelson to Vanguard: Warship Design and Development 1923-1945. - London: Chatham Publishing, 2006. - ISBN 1-59114-602-X
- Burt R. A. British Battleships, 1919-1939. - London: Arms and Armour Press, 1993. - ISBN 1-85409-068-2
- Parkes Oscar British Battleships. - reprint of the 1957. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1990. - ISBN 1-55750-075-4
- Raven Alan British Battleships of World War Two: The Development and Technical History of the Royal Navy"s Battleship and Battlecruisers from 1911 to 1946. - Annapolis, MD: Naval Institute Press. - ISBN 0-87021-817-4
Ссылки
- Maritimequest HMS Rodney Photo Gallery (англ.)
Линкоры -дредноуты Королевского военно-морского флота Великобритании | |
---|---|
Тип Дредноут | HMS Dreadnought |
Тип Беллерофон | HMS Bellerophon HMS Superb HMS Téméraire |
Тип Сент-Винсент | HMS St Vincent HMS Collingwood HMS Vanguard (1909) |
Тип Нептун | HMS Neptune |
Тип Колоссус | HMS Colossus HMS Hercules |
Тип Орион | HMS Orion HMS Monarch HMS Conqueror HMS Thunderer |
Тип |
История службы линейных кораблей "Nelson " и "Rodney " (1930-1946)
Модернизации и перестройки, проведенные в 1930-1935 годах на "Nelson " и "Rod ney " как правило не отличались в объемах работ.
В 1930-1931 годах на линкорах установлена система управления зенитным огнем типа "Mk .I ". Сам пост управления зенитным огнем перенесен на специально устроенную платформу, позволившую установить дополнительное оборудование.
В 1931-1932 годах на надстройке установлен 2,74-метровый дальномер, причем на "Rodney " его установили поверх поста управления зенитным огнем, а на "Nelson " -на мостике. Одновременно заменили радиокомплекс типа "71.FM " на иной - типа "75".
В 1932-1933 годах на мостиках линкоров, на уровне адмиральского мостика, устроена дополнительная закрытая компасная платформа. На "Nelson " ее устроили поперек мостика перед постом управления огнем главной артиллерии.
В 1933-1934 годах на линкоре "Nelson " на грот-брам-стеньге установлено радиопеленгаторное оборудование с жесткой рамочной антенной. Одновременно побортно от дымовой трубы установлены два дополнительных зенитных автомата "Pom -Pom ". Для управления стрельбой "Pom -Pom " на платформе рубки УАО оборудованы два поста с приборами типа "Mk .I *". При этом также были сняты дальне-мерные торпедные посты.
В 1934-1935 годах на кормовых углах надстройки, на уровне платформы сигнальных прожекторов установили два многоствольных зенитных автомата типа "Mk .I *" на "Nelson " и типа "Mk .ll *" - на "Rodney ".
Примерно в это время в Англии начались разработки новых проектов линкоров, то требовало проведения достаточно обширных экспериментов с различными системами бронирования. В 1931 году провели опытный расстрел старого дредноута "Emperor of India ". В ходе этого эксперимента один из снарядов взорвался ниже броневого пояса, и именно в момент касания борта. Его взрыв вызвал обширные повреждения, из чего был сделан вывод о необходимости более глубокого броневого пояса, отсутствовавшего на "Nelson " и "Rodney ". В связи с этим в 1936 году адмиралтейство решилось опустить нижнюю кромку пояса на этих линкорах вниз, устроив специальный нижний броневой пояс. Одновременно было решено хотя бы частично защитить носовую оконечность посредством дополнительного бронирования на уровне промежуточной палубы.
Одновременно с этими работами планировалось провести кардинальное перевооружение средств ПВО. Предлагались несколько вариантов, но во всех имелась в виду замена 152-мм.артиллерии на крупнокалиберную зенитную артиллерию:
По четыре спаренных 133-мм.установки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom -Pom ". Поверх башни "X " предлагали установить катапульту для гидросамолетов.
По пять спаренных 114-мм.установки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom -Pom ". Установка самолетного ангара и катапульты на спардеке.
По три спаренных 133-мм.установки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom -Pom ". Установка катапульты поверх башни "X ".
Однако обстоятельства складывались так, что вывести корабли для обширной модернизации до начала 1940 года не представлялось возможным. Поэтому было решено на обоих кораблях в 1937/1938 годах провести капитальный ремонт, с одновременной установкой дополнительного бронирования. Общие затраты предполагались в 330.000 фунтов стерлингов. Но и здесь появились трудности - все подходящие верфи оказались настолько загружены, что дополнительные работы провести было невозможно. Уже в декабре 1937 года было вынесено решение о переносе осуществления дополнительной защиты на "Rodney ". На "Nelson "e " же работы были начаты, но сразу же стало ясно, что довести до конца их не удастся, поэтому ограничились только установкой в носу броневой палубы, без защиты бортов.
В 1936 году на "Rodney " поверх башни "X " оборудовали самолетную катапульту. На левом борту палубы бака, рядом с мостиком установили мощный кран. Поверх закрытой компасной платформы сделали открытую платформу, где также установили компас. На правобортной стороне платформы боевой рубки установили дополнительный кронштейн, в виде консоли, образовав позади нее на мостике специальную нишу. Цель этого изменения неясна, но можно предположить, что там собирались установить автомат "Pom -Pom ". Сделано это не было.
С конца 1937 до января 1938 года "Nel son " прошел текущий ремонт на военно-морской верфи в Портсмуте. Одновременно на нем настелили в носу палубную броню, о которой уже упоминалось. На промежуточной палубе уложили 69,8-мм. и 76,2-мм.нецементированную броню. На палубе платформы между шпангоутами 80 и 84 уложили 102-мм.броню, а по шпангоуту 80, от кладовой до палубы платформы, устроили броневую 102-мм.переборку. Одновременно на "Nelson " с платформы рубки управления огнем сняли оборудование k .I " управления зенитками и зенитный вычислительный центр. Вместо них была оборудована возвышенная платформа и установлены два поста управления зенитками с приборами типа "Mk .III *". Зенитный вычислительный центр перенесли в помещение ниже броневой палубы. Сама палуба платформы поста управления огнем была увеличена по площади и в носовой части теперь заканчивалась вровень с нижележащими уровнями мостика.
Так же как и на "Rodney ", на "Nelson " сбоку от надстройки был установлен мощный кран на левом борту палубы бака. На корабль погрузили также новые быстроходные моторные катера.
В 1938 году на "Rodney " на юте установили автомат "Pom -Pom " типа "Mk .VI ". Одновременно на линкоре оборудовали радарную станцию типа "79.Y ". Таким образом, "Rod ney " стал первым линкором, оснащенным радаром.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛИНКОРОВ В 1930-1946 ГОДАХ. (ПРИВЕДЕНЫ ТОЛЬКО ИЗМЕНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ)
"Rodney" (1942) |
"Nelson" (1945) |
|
Водоизмещение стандартное |
36.000 ts |
37.000 ts |
Водоизмещение максимальное боевое |
43.140 ts |
44.054 ts |
Осадка при нормальном водоизмещении |
||
Модернизации военного времени
В 1939 году на линкорах имелись следующие системы и посты управления огнем артиллерии:
ГЛАВНЫЙ КАЛИБР - два закрытых поста управления огнем, один вычислительный пост, один пост управления огнем типа "Mk .l ".
СРЕДНИЙ КАЛИБР - четыре закрытых поста, четыре целеуказателя типа "S ".
ЗЕНИТНЫЙ КАЛИБР - На "Nelson " два поста типа "Mk .III ", на "Rodney " один пост типа "Mk .l ". На обоих по два поста управления огнем автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .l *".
Линейный корабль "Rodney "
"Rodney " стал одним из кораблей, особенно пострадавших в годы войны, и поэтому он весьма рано оставил активную службу. К началу войны корабль нуждался в серьезном ремонте, и не стоит удивляться, что в самом начале напряженной службы на нем стали происходить поломки и аварии. Во время выхода "Home Fleet " в северное море на нем произошла серьезная поломка руля, отчего корабль вернулся в Клайд. До начала 1940 года он был отремонтирован в Ливерпуле -передняя часть руля была несколько усилена. Позже такую же работу сделали и на "Nelson ".
В начале 1940 года на "Rodney " появилась проблемы с обшивкой. Появились протечки в носовой части, отмечалось, что вода накапливалась в отсеках под промежуточной палубой между двумя водонепроницаемыми переборками на шпангоутах 9 и 16. Силами экипажа в этом районе были приварены специальные балки от шпангоута к шпангоуту, а также поперек корабля. Это несколько укрепило обшивку, но от появления воды все-таки не избавило. Отсек так и остался негерметичным, так как клепаные швы уже не держали воду. В апреле 1940 года два близких разрыва немецких бомб усилили размеры течи, но и после этого основательной починки произведено не было.
6-8 декабря 1940 года "Rodney " перенес сильный шторм в Северной Атлантике. Линкор был застигнут штормом и, идя против ветра со скоростью 7,5 узлов, испытывал очень сильную килевую качку, мало страдая от боковой. Обшивка "дышала" настолько сильно, что балка, приваренная командой, оторвалась. Район течи резко увеличился, и вскоре оказались затоплены нижние помещения двух водонепроницаемых отсеков между шпангоутами 9 и 16. Через рабочее отверстие (диаметром 15 мм.) в переборке на 16-м шпангоуте затопилась также и кладовая на палубе платформы. Это отверстие было сделано по инициативе одного из офицеров. Благодаря специальной насадке для шланга через отверстие можно было откачивать воду переносным насосом, так как отсеки перед 16-м шпангоутом не предусматривали системы осушения. Но именно эта дыра и стала причиной затопления помещения.
Во время этого же шторма были также оторваны листы, обшивающие соединительную шахту между цепным ящиком и баком. Вода затопила цепные ящики, причем они заполнялись водой интенсивнее, чем откачивались вода, поэтому попытка осушения их успеха не имела. Ближайшая помпа производительностью 50 тонн оказалась затопленной, а 350-тонная помпа N .1 оказалась нерабочей из-за неисправности выключателя и повреждения электропроводки. Старший инженер-механик проверил линию осушения и нашел, что она засорена. Пытаясь устранить засор, он разобрал соединение труб под палубой платформы, но из-за сильной качки, а также из-за поступления воды восстановить соединение не смог. Вода проникла в торпедный отсек, а затем в кладовую и осушительные камеры торпедного отсека. Все эти неприятности потребовали предпринять срочные меры и в конце концов усилия экипажа увенчались успехом - вода была откачена через упомянутые осушительные камеры 350-тонным насосом N .2, а из цепных ящиков - переносной помпой.
Еще одна течь обнаружилась на правом борту, на уровне палубы платформы, между переборками шпангоутов 60 и 80 (район непосредственно под стволами орудий башни "А"). Находившийся поблизости 50-тонный осушительный насос не смог справиться с течью, и лишь подключив 350-тонный насос N .3 команда справилась с поступлением воды. В этом случае насос смогли подключить, проложив линию через водонепроницаемую дверь в продольной переборке над палубой платформы и затем через палубный люк. Со стороны экипажа это был риск, так как открытые водонепроницаемые двери и люк нарушали водонепроницаемость переборок и угрожали живучести корабля.
18 декабря 1940 года "Rodney " пришел на верфь в Розайт, где исправил полученные в шторм повреждения. Дыра в переборке шпангоута 16 была заделана. Одновременно по опыту этого шторма поверх отсеков IX и XVI были устроены квадратные люки, которые позволяли задействовать переносные помпы. Обшивка носовой части была подкреплена дополнительными конструкциями - полушпангоутами. В январе 1941 года "Rodney " вышел из ремонта. Но в марте 1941 года на линкоре возобновились протечки в этом районе, а также в отсеках IX и XVI . Тогда же обнаружилась новая течь в кладовой - ниже помещения для запасных торпед. Так как листы обшивки по-прежнему "дышали", то наиболее эффективным средством признали установку дополнительных продольных связей. Одновременно появились проблемы с механизмами и конденсаторами. Последние нуждались в срочной замене трубок. Неотложный ремонт требовался также и для котлов. Эксплуатация линкора показала, что скорость корабля была сильно ограничена, а расход топлива заметно повысился. Это хорошо видно из приведенной таблицы.
Скорость (Уз.) |
Дальность плавания (миль) |
Расход топлива (ts /час) |
В мае 1941 года "Rodney " отправился в США, где предполагался его ремонт, но в срочном порядке был отозван для участия в операции против линкора "Bismarck ". Только в конце июня "Rodney " прибыл в Бостон и стал на ремонт. В число работ включили исправление боевых и погодных повреждений, дополнительные подкрепления обшивки и ремонт энергетической установки. Весь объем работ был выполнен, однако проблемы не решились. В 1943 году течи и общие повреждения корпуса вновь дали о себе знать. К этому времени относятся также предложения о модернизации корабля, однако почти никаких сведений об этом не имеется. Известно, что основной объем ремонтных работ было решено совместить с модернизацией, а пока что опять ограничиться временными исправлениями. Начало ремонта назначили на осень 1943 года с проведением работ на верфи в Девонпорте, однако и эти работы решили перенести ко времени модернизации. Следует сказать, что детальные чертежи для модернизационных работ подготовили только в 1944 году.
Вопреки всем предупреждениям об ухудшении состояния линкора обширного ремонта и перестройки так и не было сделано. В ноябре 1944 года "Rodney " закончил активную службу и стал стационарным флагманом командующего "Home Fleet " в Скапа-Флоу.
Отдельные изменения и перестройки между 1939 и 1945 годом на "Rodney " заключались в следующем:
В августе 1940 года на линкоре выполнены следующие работы:
Установлены два 20-мм.автомата "Oerlikon " поверх башни "В".
Установлен радар типа "279" (с использованием прежнего радара типа "79.У").
В сентябре 1941 года "Rodney " закончил ремонт в Бостоне, во время которого были произведены значительные изменения:
Сняты кормовые посты управления стрель бой 152-мм.орудий, а на их месте размещены две установки зенитных автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .vi ".
Поверх башни "В" установлены 4-ствольные автоматы "Pom -Pom " типа "Mk .VII " (стоявшие там автоматы "Oerlikon " были сняты).
Резко усилено радиолокационное и другое радиотехническое вооружение линкора. В частности установлено несколько новых станций. Радар типа "279" заменен на тип "281" с операторными рубками позади мостика (приемный пост) и позади грот-мачты (посылающий пост). Установлен радар типа "271" с рубкой и антенной на марсе-"звезде". Также установлен радар типа "284". Поверх приемной рубки радара "281" устроен операторский пост радиопеленгаторного оборудования типа "FM .2", а сама антенна установлена на носовой кромке мостика.
Убрали консоли справа от боевой рубки.
Побортно от рубки на платформе устроены посты наблюдения за подлодками.
Мостик слегка изменен по конфигурации.
В мае 1942 года последовали новые изменения:
Убраны 12,7-мм.зенитные пулеметы. Плат формы этих пулеметов переделаны в боевые посты, в том числе на них размещены приборы управления огнем автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .III " (остальные приборы управления "Pom -Pom " были сняты).
Тогда же установлены еще три поста управления "Pom -Pom " типа "Mk .III ", из которых два разместили на грот-мачте, а третий в корме спардека.
Для названных пяти постов "Mk .III " были установлены радары типа "282".
По бортам и позади грот-мачты установлены также четыре прибора управления заградительным огнем с радаром типа "283".
Радар типа "271" заменили на тип "273"
Расширена платформа поста управления зенитками, а сам пост размещен на возвышенной поворотной платформе.
Установлен радар типа "285". Операторная рубка радара размещалась на крыше поста управления зенитками в кормовой части платформы поста УАО, а антенна радара поверх рубки.
Дополнительно установлены семнадцать одиночных 20-мм.зенитных автоматов типа "Oerlikon ".
В середине 1942 года установлены еще четыре 20-мм.зенитных автомата типа "Оегlikon ".
В августе 1943 года установлены дополнительно 35 одиночных 20-мм.зенитных автомата типа "Oerlikon ", доведя их общее число до 56 стволов. Вскоре добавили еще пять подобных автоматов. Одновременно с корабля сняли катапульту, а на 120-мм.орудия установлены защитные щиты.
В июне 1944 года добавлены 20-мм.автоматы "Oerlikon ", а также установлены противоракетные глушители типа "650".
Всего за время войны количество мелкокалиберной зенитной артиллерии на линкоре сильно увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Rodney " их было:
44 ствола 2-фунтовых зенитных автоматов типа "Pom -Pom " в пяти 8-ствольных и одной 4-ствольной установках.
68 стволов 20-мм.автоматов "Oerlikon ", из которых пять спаренных установок, а остальные 58 - одиночные.
Линейный корабль "Nelson "
В январе-августе 1940 года "Nelson " прошел текущий ремонт на военно-морской верфи в Портсмуте, во время которого на корабле произвели некоторые дополнительные работы:
На юте установили один зенитный авто-мат "Pom -Pom " типа "Mk .V ".
Были сняты кормовые посты управления огнем среднего калибра, а на их месте разместили две установки зенитных автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .VII ".
Установлен радар типа "281". Его приемный пост размещался в рубке на кормовой части мостика, а посылающий пост - в рубке позади грот-мачты.
Установлен радиопеленгатор типа "FM .2", операторную рубку которого поместили поверх рубки радара типа "281" на надстройке
Установлены четыре пусковые установки неуправляемых ракет "UP " - две поверх башни "В" и две поверх башни "X ".
120-мм.орудия получили защитные щиты.
С октября 1941 года по март 1942-го "Nelson " вновь находился на ремонте. При этом были сделаны новые изменения.
Установлены тринадцать 20-мм.зенитных автоматов "Oerlikon ".
Сняты зенитные ракетные пусковые установки.
Установлены три новых поста управления огнем типа "MK .III " для зенитных автоматов "Pom -Pom ", из них два на грот-мачте, а третий в корме спардека. Имевшиеся первоначально два поста управления огнем автоматов "Pom -Pom " были заменены на такие же типа "Mk .III ". Эти посты включали радарные станции типа "282".
Установлены, четыре поста управления заградительным огнем, включающих радарную станцию типа "283" на кормовой надстройке и побортно позади грот-мачты.
Усилено радиотехническое вооружение корабля, в частности установлены радарные станции типа "273", типа "284", упоминавшиеся пять типа "282" (для управления огнем "Pom -Pom "), упоминавшиеся четыре типа "283" (для систем управления заградительным огнем) и две типа "285" (для приборов управления зенитным огнем).
Установлен автомат "Pom -Pom " типа "MX . VI " поверх орудийной башни "В".
На платформе боевой рубки оборудованы побортные посты наблюдения за подводными лодками.
Сняты торпедные аппараты, а их помещения разделены переборками и использованы для размещения дополнительных постов.
В сентябре 1943 года произошли новые изменения в зенитном вооружении линкоров.
Увеличено число одиночных 20-мм.зенитных автоматов "Oerlikon ". Теперь их количество достигло 41 ствола.
Сняты зенитные 12,7-мм.пулеметы.
В 1943/1944 годах в связи с предполагавшимся участием линкора в десантной операции в Северной Франции, корабль был снаряжен противоракетными глушителями типа "650".
С сентября 1944 года до января 1945 года линкор проходил текущий ремонт на военно-морской верфи в Филадельфии в США.
Снят бронированный купол поста управления стрельбой.
Убрали с корабля часть приборов постов управления огнем "Pom -Pom " для размещения на их местах новых 20-мм.автоматов "Oerlikon ".
Установлены четыре 20-мм.счетверенных зенитных автомата американского образца типа "Bofors Mk .II " - два на мостике и два побортно на шлюпочной палубе. Управление их огнем осуществлялось четырьмя постами типа "Mk .51".
Число стволов 20-мм.одиночных зенитных автоматов типа "Oerlikon 11 увеличено до 65 и, кроме того, было устроено значительное число дополнительных платформ для размещения подобных автоматов. Это потребовало некоторого перераспределения мест шлюпок.
В апреле 1945 года были сняты четыре 20-мм.автомата "Oerlikon ".
За время войны количество мелкокалиберной зенитной артиллерии на линкоре резко увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Nelson " их было:
48 стволов 2-фунтовых автоматов типа "Pom -Pom " в шести 8-ствольных установках.
16 стволов 40-мм.автоматов "Bofors " в четырех 4-ствольных установках.
61 ствол 20-мм.автоматов "Oerlikon " в одиночных установках.
FL-130
HMS Rodney, без сомнения, является наиболее известным линкором британского флота второй мировой войны. В течение многих лет модели этого корабля пользуются постоянной популярностью у моделистов. Причин тому две. Первая, и самая главная - боевой путь корабля. Вторая - оригинальный силуэт с девятью пушками калибра 406 мм, сосредоточенными в трех башнях главного калибра в носовой части судна.
Rodney, как и его брат близнец Nelson, был спроектирован и построен в двадцатых годах прошлого века уже после вступления в силу Вашингтонского Договора. Среди прочего, договор предписывал прекращение строительства новых броненосцев и уничтожение уже находящихся в постройке. Но закон, конечно же, был писан не для инициаторов договора. Поскольку в то время только Япония имела в строю корабли с орудиями 406 мм ("Нагато" и "Мутсу" - в постройке) американцы и англичане, желая также ввести в строй подобные корабли, сделали японцам послабление и разрешили эти корабли оставить. В этом же договоре, однако, американцы получали разрешение закончить три из четырех линкоров класса Maryland. А поскольку у англичан кораблей такого класса не было вообще, конференция разрешила британскому флоту построить два линкора с орудиями 406 мм, ограничив их водоизмещение 35000 тоннами. В общем, "волки" договорились о "разоружении".
В Британии к новым проектам отнеслись серьезно. Было разработано большое количество предложений, каждая деталь вызывала множество дискуссий, но это не удивительно - мощь островного государства во многом определяется его флотом. Тщательно изучался опыт Ютландского сражения 1916 года, где погибло несколько линейных крейсеров британского флота. Разгорелось сражение между сторонникам брони и сторонниками скорости. В конце концов было решено выбрать проект хорошо бронированного и сильно вооруженного, но достаточно медленного корабля, способного развивать ход в 23 узла, что уж тогда нельзя было считать достаточным для линкора.
Но с конструкторской точки зрения это были весьма передовые корабли. Многие технические решения были применены на них впервые. Все три башни артиллерии главного калибра были установлены в носовой части корабля. Остальная артиллерия устанавливалась в двуствольных башнях, а не в казематах, как ранее. Корпус был гладким и высоким без противоторпедного пояса, который был спрятан внутрь. Еще одним новаторским решением был командный пост, который своим простором выгодно отличался от старых. В целом большая часть новых решений, внедренных впервые на Rodney и Nelson впоследствии использовалась практически на всех линкорах ВМФ Великобриитании.
Но, как выяснилось, новые корабли имели и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, это слишком низкая скорость. А размещение всей артиллерии в носовой части привело к тому, что при стрельбе залпом со всех стволов корабль получал повреждения. Поэтому было запрещено стрелять по ходу движения и залпами. Орудия среднего калибра размещались по бортам слишком близко друг к другу, в результате чего удачного попадания тяжелого снаряда противника было достаточно, чтобы вывести их из строя целиком. Слишком высокая кормовая мачта и маленький руль привели к возникновению сложностей в маневрировании. А вот схема бронирования кораблей оказалась весьма удачной, но оценить ее по достоинству смогли только во время войны, особенно на Nelson, который несколько раз был серьезно поврежден, но всякий раз своим ходом возвращался на базу.
Строительство линкора Rodnay было поручено верфи Cammel-Laird в Биркенхеде. Корабль был заложен 28 декабря 1922 года, спуск на воду состоялся три года спустя, 17 декабря 1925 года. И наконец, законченный линкор был передан флоту 10 ноября 1927 года.
После поступления на службу линкор в течение 11 лет нес службу в Атлантическом флоте. За это время он несколько раз посетил с визитами другие государства и принял участие в нескольких маневрах. Вторая мировая война началась для него уже 30 августа 1939 года с поднятия степени боевой готовности. Никто тогда из жкипажа и представить не мог, что продлится это еще шесть лет...
В конце ноября 1939 года Rodney безуспешно охотился за немецкими кораблями Sharnhorst и Gneisenau. В конце концов охота закончилась сербезным повреждением руля линкора. Весь декабрь 1939 года прошел в Ливерпуле, где проводился ремонт. В новом, 1940 году, Rodney вернулся на флот как флагман, заменив поврежденного Nelson-а. С апреля и по июнь 1940 года Rodney принимает участие в норвежской кампании. Там, 9 апреля 1940 года он получает попадание авиабомбой в кормовую часть. Повреждения были незначительны, ранения получили 15 матросов. В ноябре Rodney назначается в эскорт конвоя, идущего в Галифакс. В марте 1941 года линкор вновь включается в состав отряда, разыскивающего Sharnhorst и Gneisenau, пиратствующих в северной Атлантике. Охота вновь закончилась безрезультатно. 24 марта 1941 года корабль отзывается с охраны конвоев и направляется на берехват "Бисмарка". Три дня спустя, вместе с King Geoerge V, Rodney участвует в уничтожении немецкого линкора, добившись нескольких прямых попаданий из 406мм орудий. После завершения операции Rodney направляется на ремонт в США, а с 30 сентября того же года, после того как Nelson был торпедирован, становится флагманом "Force H" в Гибралтаре.
В ноябре 1941 года Rodney отзывается со Средиземного моря и включается в состав Home Fleet. Из базы в Исландии он осуществляет охрану союзнических конвоев "отпугивая" немецкие рейдеры. В мае 1942 года Rodney проходит очередной ремонт в Ливерпуле. Затем он попеременно охраняет конвои в Северной Атлантике и Средиземном море. В ноябре 1942 года поддерживает высадку союзников в Северной Африке. С началом 1943 года корабль возвращается в Англию, но уже в середине лета поддерживает высадку союзников на Сицилию. В августе, вместе с Nelson он обстреливает из орудий главного калибра защитников Реджио, а в сентябре защищает десант под Салерно. В конце года линкор возвращается в состав Home Fleet. В июне 1944 года Rodney поддерживает высадку союзников в Нормандии. И достаточно эффективно. Так, 30 июня, огнем его орудий была уничтожена бронетанковая группировка, расположенная в 17 км от побережья! С сентября того же года и до конца войны линкор сопровождает конвои, направляющиеся в СССР.
После войны, из за крайней изношенности корабль был отозван в резерв, а в марте 1947 года списан на слом.
Основные тактико-технические данные
Водоизмещение – 33370 тонн |
|||||||||||||||
Размеры 216,61 * 32,3 * 30 м |
|||||||||||||||
Осадка 8,56 м |
|||||||||||||||
Скорость – 23,8 узлов |
|||||||||||||||
Дальность плавания - 14300 ММ/12 узлов |
|||||||||||||||
Экипаж - 1314-1651 человек |
|||||||||||||||
Вооружение:
|
|||||||||||||||
Бронирование: |
Во время Битвы за Атлантику немецкие подводные лодки отправили на дно около 200 военных кораблей противника. Атака вражеского корабля считалась весьма почётным делом и в случае успеха не оставалась без награды, но она не была приоритетной, так как главной целью для подлодок всегда оставались торговые суда. Исключение делалось лишь для крупных кораблей – авианосцев и линкоров, потопление которых сулило немедленное награждение Рыцарским крестом.
Неудивительно, что немецкие подводники страстно мечтали о встрече с такой «добычей» и атаковали тяжёлые корабли при первой возможности. Такая охота часто сопровождалась курьёзами, которые были связаны с ошибками в опознавании цели. Героем двух подобных историй стал английский линкор «Нельсон» (HMS Nelson), который дважды был «торпедирован» немецкими подлодками.
Линейный корабль «Нельсон» и его собрат «Родней» обладали уникальным узнаваемым силуэтом - три орудийные башни главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль оставался в строю с 1930 по 1948 гг.
Ошибка в радиограмме
5 декабря 1939 из Киля вышла в море подводная лодка U 23 (тип IIB) под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера (Otto Kretschmer), получившая задание действовать против судоходства в районе северо-восточного побережья Шотландии и у Шетландских островов. 7 декабря в 23:26 при смене позиции лодка обнаружила и атаковала конвой из четырёх судов, но торпеды прошли мимо целей. Успеха Кречмер добился спустя полчаса, атаковав и потопив одиночный пароход «Скотия» (Scotia, 2400 тонн), шедший под флагом нейтральной Дании.
Спустя четыре дня произошёл любопытный казус. Ночью 12 декабря U 23, находясь у Шетландских островов, в 02:08 выпустила поочерёдно две торпеды в эсминец, который стоял на якоре в проливе Йелл-Саунд. Одна из торпед взорвалась, и в воздухе вырос высокий столб пламени. На лодке решили, что торпедировали корабль, о чём доложили в штаб. Однако никаких потерь в эсминцах британцы в этот день в этом районе не понесли, а торпеды, вероятнее всего, попали в скалу, которую в темноте на U 23 приняли за военный корабль.
Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке - с началом боевых действий он был закрашен
Канадский исследователь Теренс Робертсон в своей книге-биографии Отто Кречмера рассказывает забавную историю: когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб юмористический доклад: «Торпедировали скалу. Не затонула» . Это имело определённые последствия, когда U 23 вернулась на базу:
« Вернувшись в Киль, они узнали, что U 23 провела в море больше времени, чем любая другая лодка их флотилии. Явившись на борт плавбазы с докладом, Кречмер с удивлением обнаружил, что все без исключения рады его успехам. Поскольку сам он был весьма недоволен своими промахами, всеобщие восторги его не порадовали. Он удивился еще больше, когда сам Дёниц потребовал от него подробнейший рапорт обо всех действиях во время похода. Ознакомившись с рапортом, Дёниц послал за Кречмером и поинтересовался, по какой причине тот умолчал в рапорте о торпедной атаке на «Нельсон».
– «Нельсон»? – совершенно искренне изумился Кречмер. – Но я не торпедировал «Нельсон»! Я его даже не видел!
– Что? – завопил Дёниц. Он позвонил начальнику связи и приказал немедленно доставить ему отчет о последнем походе U 23. – Вот! – воскликнул он и указал нужное место в бумаге. – Читайте, что здесь написано!
Все еще недоумевая, Кречмер прочитал сообщение: «Нельсон» торпедирован, но не затонул». Ему потребовалось несколько секунд, чтобы осознать ошибку. Дело в том, что скала по-немецки « F elsen». Где-то при расшифровке радиограммы оно трансформировалось в « Nelson » .
Дёниц сел.
– Скала, – пробормотал он, словно беседуя с самим собой. – Значит, все дело в том, что вы атаковали скалу. – Через минуту он весь сотрясался от хохота. – Ох, Кречмер, знал бы ты, о чем я сейчас думаю. Кажется, у нас обоих нет повода для веселья. Представь себе на минуту лицо Геббельса, когда он об этом узнает.
Дёниц взял телефонную трубку и попросил соединить с министерством пропаганды в Берлине. Затем он обернулся к Кречмеру:
– Хорошо, иди. Я прослежу, чтобы сегодняшнюю передачу отменили. Они собирались поинтересоваться у Черчилля, где сейчас «Нельсон». Не нужно обладать сильно развитым воображением, чтобы догадаться, какой ответ дал бы английский премьер».
Для Кречмера случай со скалой закончился каламбуром, но история имеет свойство повторяться, и казус с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, торпедировавшим британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.
Эскадра из камня
13 января 1940 года из Вильгельмсхафена вышла в поход подлодка U 25 (тип IA) под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце (Viktor Schütze). Командир лодки получил приказ выйти в Атлантику, обогнув Британские острова с севера, и, добравшись до Бискайского залива, начать патрулирование подходов к нему. Начало похода было удачным – днём 17 января U 25 потопила два судна: британское «Ползелла» (Polzella, 4751 тонна) и норвежское «Энид» (Enid, 1140 тонн).
Погрузка торпеды в носовой отсек подводной лодки U 25
Записав на свой счёт почти 6000 тонн, на следующий день Шютце продолжил охоту. Находясь к северу от Гебридских островов, U 25 встретила затемнённое судно, шедшее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течение получаса произвела три одиночных торпедных залпа. Первая и третья торпеды попали в цель, и через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего, обнаружив субмарину в надводном положении, загнал её под воду артогнём и сбросил вдогонку глубинные бомбы. Но судьба благоволила Шютце, и U 25 благополучно ушла от преследователя. Потопленным судном оказалась шведское «Пайяла» (Pajala, 6873 тонны), которое в сопровождении британского траулера ПЛО шло в Керкуолл для досмотра на предмет контрабанды.
К вечеру 18 января лодка находилась к северу от Шотландии у острова Сула Сгейр. В 19:12, находясь на небольшом расстоянии от этого острова, Шютце заметил тени двух больших кораблей, идущих в кильватерной колонне. На лодке идентифицировали их как линкоры. В 19:20 Шютце с расстояния в 1200 метров выпустил торпеду в самый большой корабль, который опознал как линкор «Нельсон», но промахнулся. Лодка сделала разворот для того, чтобы атаковать цель из кормовых аппаратов, но в этот момент, сблизившись, Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось скалами! В журнале боевых действий U 25 Шютце с раздражением отметил: «Это Сула Сгейр – скала, в которую я не смог попасть из-за слишком большого расстояния!»
При большом желании скалы острова Сула Сгейр вполне можно принять за вражескую эскадру
Недовольство командира лодки вполне объяснимо. Досада Шютце заключалась в том, что он не только потратил драгоценную торпеду впустую, но и даже не смог попасть в скалу, которую принял за вражеский линкор. Командир U 25 был крайне недоволен собой, но в штаб о своей атаке «военного корабля противника» докладывать не стал.
Возможно, Шютце не обладал таким чувством юмора, как Кречмер, или же знал об истории, приключившейся ранее с U 23, поэтому не захотел выставить себя на посмешище. Если в случае с U 23 Кречмер был уверен, что атакует эсминец, то Шютце повысил статус шотландских скал до уровня линкора. Правда, командир U 25 лишил доктора Геббельса возможности протрубить о торпедировании британского линкора, вовремя заметив свою ошибку.
Неудачники мнимых атак на «Нельсон» - командир U 23 капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25 капитан-лейтенант Виктор Шютце
Стоит отметить, что настоящий «Нельсон» тоже не избежал атак немецких подлодок. Рано утром 30 октября 1939 года западнее Оркнейских островов U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана (Wilhelm Zahn) атаковала британскую эскадру в составе линейного крейсера «Худ» (HMS Hood), линкоров «Родней» (HMS Rodney) и «Нельсон», а также 10 эсминцев. Цан выпустил по «Нельсону» три торпеды, но испытал жестокое разочарование – на лодке слышали звук металлического удара, который приняли за попадание несработавших торпед в корабль. По непроверенной информации, на «Нельсоне» в тот момент находился весь цвет британского флота: командующий Флотом метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс, Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Но если в тот день судьба благоволила «Нельсону», то спустя месяц она от него отвернулась. 4 декабря 1939 года линкор получил тяжёлые повреждения, подорвавшись на мине, установленной немецкой лодкой U 31 на входе в залив Лох-Эве. Ущерб от взрыва оказался настолько серьёзным, что корабль был вынужден пройти полугодовой ремонт в Портсмуте и вернулся в строй только 8 июня 1940 года.
Если провести аналогию обоих случаев ошибочных атак с настоящей охотой на зверя, то, вероятно, не один охотник на хищника стрелял в тайге в колоду или пень, принимая их за тигра или медведя. Гораздо хуже, пожалуй, когда за пень, наоборот, принимают тигра или медведя. Стоит отметить, что для Шютце и Кречмера всё закончилось благополучно, но если бы за скалы были приняты настоящие корабли, то повода для шуток у подводников в не было бы.
Первый вахтофицер U 23 Адальберт Шнее курит трубку на мостике лодки
Любопытным фактом представляется то, что практически все главные участники этих событий впоследствии стали известными подводниками. Кречмер и Шютце вошли в пятёрку лучших немецких подводных асов Второй мировой. Их вахтенные офицеры Адальберт Шнее (Adalbert Schnee), Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) и Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen), став командирами подлодок, также стали асами, а последнему даже удалось торпедировать и потопить настоящий линкор. 25 ноября 1941 года торпеды U 331 капитан-лейтенанта фон Тизенгаузена отправили на дно Средиземного моря британский линейный корабль «Бархэм». Но сначала были скалы…
Список источников и литературы:
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха. – М.: Центрполиграф, 2009
- Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
Пару слов о том, что изначально лежало в коробке… В настоящее время в 700-м масштабе данный линкор выпускает только Tamiya (арт. 77502). Модель довольно старая и требует огромного количества переделок и доработок. Лично меня порадовало, что палуба отлита вместе с корпусом и не придется шпаклевать неизбежные щели. Расшивка палубы как и на всех старых тамиевских моделях – внешняя, что существенно усложняет жизнь моделиста семисотчика. Однако сравнительно недавно появилась деревянная палуба AW20051 на эту модель от Artwox Models. Этот афтермаркет решает вопрос с убогой расшивкой палубного настила и позволяет сэкономить массу нервных клеток при окраске модели, особенно в такие сложные камуфляжные схемы. Ещё одним недостатком набора является значительное упрощение мелких деталей модели. Многие дельные вещи на палубе отмечены весьма условно. Отсутствует имитация обшивки на корпусе линкора, а так как она хорошо видна на фотографиях прототипа, пришлось сделать её путём наклейки самодельных масок и напыления затем на незакрытые места корпуса грунта из баллончика Mr. Hobby.
Свой неповторимый камуфляж HMS Rodney получил после завершения модернизации в США. На корабле значительно изменился состав зенитного вооружения, а так же форма надстройки, мостиков и мачт. Изначально тамиевский набор не позволяет построить корабль в таком виде, и я решил воспользоваться комплектом фототравления Bigblueboy №70060. Этот афтермаркет создан для систершипа HMS Rodney – линкора Nelson, однако, в нём есть превосходные стволы главного, среднего и универсального калибра, а так же весь "ассортимент" зенитной артиллерии, вьюшки, леера, кран, киповые планки и миллион другой мелочёвки, которая была типовой на большинстве британских линкоров.
Для точного подбора цвета при покраске модели пришлось провести целое исследование с покупкой различных красок у разных производителей. В итоге я пришёл к таким оттенкам по британским флотским стандартам того времени: B5 – АКАН 71100, MS3 – Mr. Hobby H70, 507C – АКАН 70050, MS2 – АКАН 73110, MS1 – АКАН 79014. Все краски – водорастворимый акрил. В определении схемы окраски здорово помогла англицкая книжка по линкорам Rodney и Nelson – "Man’O War 3: Battleships Rodney and Nelson". Замечательная монография (можно даже сказать первоисточник), которая послужила основой для написания других книг по данным кораблям, как у зарубежных, так и у отечественных авторов.
Не могу сказать, что модель собиралась легко, однако положительных эмоций получилось всё-же больше, чем отрицательных. Вот, пожалуй, и всё, швыряйте уже Ваши табуретки и гнилые помидоры, готов ответить на любые вопросы, с радостью поделюсь технологиями и опытом.
С уважением, Евгений.