Розничный рынок. Формирование тарифов на электроэнергию Оптово розничный рынок электроэнергии пример на организации

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии
- сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены - для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены - для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории - это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке

Тариф на передачу

Обязанность планирования почасового потребления

Необходимый учёт электроэнергии

1

Одноставочная цена

одноставочный

нет

интегральный

2

Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток

одноставочный

нет

зонный или почасовой

3

одноставочный

нет

почасовой

4

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

нет

почасовой

5

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

одноставочный

да

почасовой

6

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

да

почасовой

Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «О правилах функционирования розничных рынков» с 1 сентября 2006 г. вводится новый розничный рынок и начинается его либерализация (рис. 1):

возникновение статуса гарантирующего поставщика (ГП). ФСТ ведет реестр ГП;

сбытовая надбавка ГП - самостоятельная регулируемая величина;

новые правила ценообразования (трансляция нерегулируемых оптовых цен в розничный рынок): только для ценовых зон, в неценовых зонах - все по тарифу;

закрепление новых условий взаимодействия потребителей с ГП, в т.ч. почасовой учет электроэнергии крупными потребителями, соблюдение договорных величин потребления, порядок ограничения режима потребления электроэнергии;

усиление роли органов власти субъектов РФ в деятельности ГП

Рис.1. Параллельная либерализация оптового и розничного рынков с 1 сентября 2006 года

Субъектами розничного рынка являются:

потребители электрической энергии, в том числе исполнители коммунальных услуг;

энергосбытовые организации;

гарантирующий поставщик;

сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка, или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергии;

системный оператор и иные субъекты ОДУ.

Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.

Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Гарантирующий поставщик - это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности:

По срокам проведения первых очередных конкурсов:

первый очередной конкурс на статус ГП проводится не ранее 2010 г. и не позднее 2012;

победитель первого и каждого следующего очередного конкурса приступает к исполнению функций ГП с 1 января года, следующего за годом, в который проведен конкурс;

Относительно конечных сроков выхода ГП 2-го уровня на оптовый рынок:

ГП 2-го уровня должны выйти на ОРЭ и начать покупку электроэнергии (мощности) на ОРЭ в качестве полного участника;

если ГП 2-го уровня не выполняет требование, то лишается статуса ГП и его зона деятельности включается в зону деятельности ГП 1-го уровня;

Относительно оснований для изменения зон деятельности до первого конкурса:

изменение только по итогам очередного конкурса, если соблюдены требования (условия) и выявлен победитель на новые зоны;

до первого очередного конкурса только в 2 случаях: при включении зоны деятельности ГП 2-го уровня в зону деятельности ГП 1-го уровня, при наличии согласия всех ГП, которых касается такое решение.

Правила определяют порядок назначения и смены гарантирующих поставщиков. Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";

хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" - типичный пример - предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками - разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация - если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:

если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;

если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;

если он заявляет о своей ликвидации;

если в отношении него запущены процедуры банкротства;

а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика является публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям - юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Правила определяют и другие особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действия энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

На территории Ивановской области статус ГП имеют:

ООО «Энергосетевая компания»,

МУП «Энергосбыт»,

ОАО «Ивэнергосбыт».

Ценообразование

В настоящий момент предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, Правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

Формирование целевой модели розничных рынков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъектов розничного сегмента, созданию экономических стимулов к энергосбережению.

Основной особенностью новой системы ценообразования на розничном рынке является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части - по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти (табл.1). Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

Таблица 1. Формирование розничной цены на электроэнергию для конечных потребителей

Инфраструктура

Розничный рынок

Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.

Это позволит стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.

Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электроэнергию населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены - стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Модели расчетов между потребителями и сетевыми организациями

На выбор модели розничного рынка определяющее влияние оказывает модель функционирования оптового рынка. Либерализация оптового рынка обязательно должна сопровождаться либерализацией розничного рынка, в то время как при сохранении монопольного оптового рынка конкуренция на розничном рынке будет весьма неполноценна.

Розничный рынок может функционировать по одной из двух моделей:

монопольной - на определённой территории работает только один продавец электроэнергии конечным потребителям;

конкурентной - на определённой территории работает несколько конкурирующих между собой продавцов и (или) поставщиков электроэнергии конечным потребителям.

Модель монопольного розничного рынка основана на совмещении в рамках одной вертикально интегрированной компании деятельности по передаче электрической энергии и её продаже, возможно также производство в рамках одной компании. На этом же основан и публичный характер отношений в монопольных рынках электрической энергии - потребитель всегда вправе потребовать заключения договора энергоснабжения от той организации, к чьим электрическим сетям присоединено его энергопринимающее оборудование. Такая организация, совмещающая виды деятельности по покупке, продаже и передаче электроэнергии, называется энергоснабжающей организацией.

К недостаткам деятельности энергоснабжающей организации можно отнести:

непрозрачность деятельности - сама экономическая модель функционирования стимулирует завышение издержек;

установление тарифов, как правило, с учётом перекрёстного субсидирования из-за совмещения видов деятельности и непрозрачности расходной базы;

высокое сопротивление внедрению конкурентных отношений.

В условиях либерализации оптового рынка основными предпосылками возникновения конкурентного розничного рынка являются:

необходимость - не все покупатели могут выйти на оптовый рынок;

экономическая (коммерческая) целесообразность - снижение ценового риска для конечных покупателей путём диверсификации риска (диверсифицированный портфель заказов) и более профессиональной «игры» на оптовом рынке посредников-сбытовиков, включая заключение финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.).

Модель конкурентного розничного рынка предполагает, что на определённой территории будут работать как минимум несколько энергосбытовых компаний, предоставляющих конечному потребителю выбор, у какой из них покупать электроэнергию, и таким образом конкурирующих между собой.

Внедрение конкурентной модели розничного рынка требует выполнения следующих условий:

равного доступа конкурирующих энергосбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;

необходимости разделения конкурентной сбытовой и дистрибьюторской деятельности;

отсутствия регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;

оснащения потребителей, которых обслуживают конкурентные сбытовые компании, сертифицированными приборами коммерческого учёта потребляемой ими электроэнергии;

наличия эффективной системы государственного регулирования монопольных, включая локальные монополии, и естественно-монопольных видов деятельности на оптовом и розничном рынках, включая предоставление сетевых услуг и диспетчерское управление.

Целевые модели

рынок электроэнергия цена

Характерные черты целевых моделей (рис.2):

право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;

наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;

нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика; цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки - услуг по передаче в первую очередь.

Рис.2. Целевая модель розничного рынка

Единый (котловой) тариф

Единый (котловой) тариф означает: для всех потребителей услуг по передаче на одном уровне напряжения (с учётом групп) устанавливается равный тариф на передачу независимо оттого, к сетям какой организации они присоединены.

Предпосылки перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

появление на территории региона нескольких гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, готовых к началу 2008 г. стать субъектами ОРЭМ;

активизации конкурентной борьбы между гарантирующими поставщиками и сбытовыми компаниями;

изменения в законодательстве.

Необходимые условия для реализации единого (котлового) тарифа ни передачу электрической энергии:

принятие единых тарифов на передачу электрической энергии с учётом НВВ всех сетей региона;

утверждение не только тарифов на передачу электрической энергии для потребителей, но и тарифов взаиморасчётов между сетевыми организациями;

заключение договоров на передачу электрической энергии между смежными сетевыми компаниями.

Ожидаемый результат от перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

укрепление электросетевого комплекса страны, дальнейшее развитие рынка электроэнергии среди сбытовых и распределительных энергокомпаний;

координация программы развития сетей и ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, обеспечение экономической эффективности и для энергокомпаний, и для конечных потребителей в условиях либерализованного рынка электроэнергии;

прозрачность процесса: каждый потребитель будет оплачивать тариф за генерацию энергии, тариф за её транспортировку через электросети (в зависимости лишь от класса напряжения), а также тариф за услуги сбытовой компании (сбытовая надбавка);

создание равных условий для деятельности сбытовых компании и равных условий для потребителей вне зависимости от того, к каким сетям и в какой последовательности они присоединены.

Основные проблемы при реализации единых (котловых) тарифов и пути их решения представлены на схеме (рис. 3).

Рис. 3. Проблемы при реализации единых (котловых) тарифов

Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

Потребители (сбытовые компании и гарантирующие поставщики от их лица) оплачивают по единым «котловым» тарифам услуги тех сетевых организаций, к сетям которых присоединены их энергопринимающие устройства. В свою очередь, нижестоящие организации оплачивают по «цепочке вверх» услуги вышестоящих сетевых компаний, т.е. МУП платит РСК, а РСК- ОАО «ФСК ЕЭС» (рис.4).

Рис 4. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

Платежи потребителей (ЭСК, ГП) за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступают только в одну вышестоящую организацию (РСК). После чего данная системообразующая сетевая организация расплачивается с нижестоящими сетевыми организациями, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей (рис. 5, табл. 2).

Рис.5. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей

Модель «котёл сверху»

Модель «котёл снизу»

Более сложная договорная конструкция для РСК. Для ТСО не меняется

Несколько проще договорная конструкция для РСК

Один центр ответственности за расчёты по услугам на передачу

Центра ответственности нет

Прозрачнее расчёты и проще контроль за их осуществлением

Сложность отслеживания дисциплины платежей

Сложности контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК

Несоответствие полезного отпуска производственной программы и доходной части бизнес-плана на величину потерь

Полезный отпуск по производственной программе соответствует доходной части бизнес-плана

Прозрачность балансов электрической энергии всех ТСО

Кроме отпуска в сети ТСО РСК «не видит» ничего

Минимальные риски выполнения обязательств перед ФСК

Существенные риски выполнения обязательств перед ФСК

Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии

В настоящее время предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели (рис.6) в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

Рис. 6. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии

В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся:

стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);

стоимость услуг сетевых организаций;

тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);

цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Регулированию подлежит и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

Конечная цена поставки электрической энергии потребителям будет задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) и будет учитывать колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке.

Розничный рынок электроэнергии - это сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием ее потребителей.
В результате реформы у потребителя розничного рынка электроэнергии появилась возможность покупать электроэнергию у разных энергосбытовых организаций по свободным (нерегулируемым ценам). Кроме того, появился целый набор субъектов розничного рынка, а именно: гарантирующие поставщики электрической энергии, независимые энергосбытовые организации (ЭСО), территориальные сетевые организации, и т.д. Появилось многообразие юридических конструкций при организации электроснабжения потребителей: договор по типу электроснабжения, по типу купли-продажи с заключением прямого договора на передачу электроэнергии с сетевой организацией и т.д.
С 1 января 2011 года, в результате окончания процесса либерализации, весь объем потребленной электроэнергии и мощности, потребители, покупают по свободным нерегулируемым ценам. Нерегулируемая цена зависит от результатов торгов на ОРЭМ. Все отклонения (колебания цены) перераспределяются Гарантирующими поставщиками между потребителями. В части населения, электрическая энергия продается по регулируемым ценам - тарифам. Тарифы - регулируемые цены - утверждаются региональными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов. ЭСО для своих потребителей приобретает электроэнергию у Гарантирующего поставщика и независимой генерации и вправе продавать по свободным ценам, которые будут устраивать как потребителя, так и саму ЭСО.

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии - государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

Гарантирующие поставщики - энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики - коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают по для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Составляющие цены на электроэнергию

В настоящее время электроэнергия как особый вид товара реализуется на двух рынках: оптовом и розничном.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) представляет собой сферу ее обращения в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе его правил, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Розничные рынки электрической энергии представляют собой сферу ее обращения вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. Хотя это определение не устанавливает территориальных границ, фактически розничные рынки электрической энергии в РФ функционируют по региональному принципу - на территории каждого субъекта Федерации. Так в соответствии с административно-территориальным устройством страны сложились унаследованные действующими сейчас сбытовыми компаниями сферы деятельности энергетических компаний в дореформенной электроэнергетике, по такому принципу распределены юрисдикции субъектов Федерации, в том числе по регулированию розничных рынков электроэнергии.

Эффективная организация розничного рынка имеет огромное значение для функционирования и развития электроэнергетической отрасли. На розничном рынке осуществляется значительная часть потребления электроэнергии и, соответственно, платежей. Организация взаимосвязи между потребителями и производителями электроэнергии является одним из основных элементов розничного рынка и оказывает существенное влияние на эффективность функционирования электроэнергетической отрасли, а также на формирование адекватных сигналов для её дальнейшего развития.

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Субъектами розничных рынков электрической энергии являются:

Потребители электрической энергии;

Гарантирующие поставщики;

Энергосбытовые организации;

Производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке, осуществляющие продажу электрической энергии на розничном рынке;

Исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

Сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

Системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

На розничных рынках действует большое количество потребителей, обслуживаемых энергосбытовыми компаниями или гарантирующими поставщиками, конкурирующими между собой. Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) регулируется государством. Потребитель, в свою очередь, может выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую в данном регионе России.

Существующее разделение потребителей по группам:

1 группа - базовые потребители.

Базовые потребители - потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.

Отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте РФ производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию, располагаемая мощность, равная или более 25 мВт в месяц.

К базовым потребителям относятся потребители, удовлетворяющие следующим критериям: потребители с максимальным значением заявленной покупаемой мощности, равным или более 20 МВт в месяц, и годовым числом часов использования заявленной покупаемой мощности, равным или более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии.

2 группа - население.

К данной тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда; жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности; гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей, в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности; юридические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений; юридические и физические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающихся по договору электроснабжения (купли-продажи) по общему счетчику;

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, объединенные хозпостройки физических лиц (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения), содержащиеся за счет прихожан религиозные организации, общественные организации инвалидов;

Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и отдельно стоящие гаражи, принадлежащие гражданам, в части приобретаемого объема электрической энергии в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой деятельности.

В соответствии с законодательством РФ государственное регулирование тарифов может производиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяемой в установленном порядке.

3 группа - прочие потребители.

В целях формирования бюджетной политики в группе «Прочие потребители» потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.

4 группа - организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

Потери электрической энергии в электрических сетях оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями.

В настоящее время сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании, гарантирующие поставщики, энергосбытовые и энергоснабжающие организации.

Главными представителями этой группы компаний отрасли являются сбытовые компании, получившие особый статус - статус гарантирующего поставщика, обязывающий компанию заключать договоры энергоснабжения или договоры купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к ней клиентом в зоне ее деятельности.

Кроме гарантирующих поставщиков существуют и независимые энергосбытовые компании. Это, в первую очередь, компании, осуществляющие поставку электрической энергии и мощности крупным потребителям непосредственно с оптового рынка электрической энергии и мощности. Кроме таких компаний, существуют и те, которые осуществляют деятельность по купле-продаже электрической энергии на розничных рынках. Но таких компаний значительно меньше ввиду особенностей правил рынка.

В отличие от гарантирующего поставщика, энергосбытовая организация свободна при заключении договоров с потребителями и определении цены, за исключением случаев, если она одновременно снабжает потребителей-граждан. В этом случае она обязана соблюдать установленный порядок определения объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам, предельных уровней нерегулируемых цен.

В соответствии с законодательством статусом гарантирующего поставщика на соответствующих территориях субъектов РФ в настоящее время наделены:

Неразделенные региональные электроэнергетические компании (АО-энерго) и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

Оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн. кВт ч в год;

Энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова», типичный пример - предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Энергосбытовые организации, определенные Правительством РФ в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны РФ.

Энергоснабжающими организациями являются те организации, которые продолжают совмещать деятельность по купле-продаже с деятельностью по передаче электроэнергии. Такое совмещение допускается в границах территорий, не включенных в ценовые зоны оптового рынка, и в технологически изолированных районах.

В настоящее время в сбытовой деятельности на розничных рынках электрической энергии в России участвует около 300 гарантирующих поставщиков, из них 77 крупных гарантирующих поставщика первого уровня, 49 независимых энергосбытовых компаний. 26 крупных потребителей (участники оптового рынка электрической энергии) покупают электрическую энергию для нужд собственного производства непосредственно на оптовом рынке.

Специфика деятельности производителей в розничном рынке зависит от их установленной мощности. Производители электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых свыше 25 МВт могут продавать электрическую энергию и мощность только гарантирующему поставщику. Производители электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт, но при этом на них не распространяется требование законодательства РФ об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке,

продают электроэнергию на розничных рынках.

Производитель электрической энергии на розничном рынке имеет право

продавать электрическую энергию (мощность) на розничном рынке по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров, любому потребителю, расположенному в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в которой расположен генерирующий объект данного производителя, в том числе и самому гарантирующему поставщику.

В отдельную группу субъектов розничных рынков электрической энергии выделены исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг. К ним относятся товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации.

Следующая группа субъектов розничных рынков электрической энергии - сетевые организации. Сетевая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющее в своей собственности или на ином законном основании электрические сети и устройства преобразования электрической энергии, осуществляющее хозяйственную деятельность по оказанию комплексных услуг, связанных с использованием электрических сетей.

Сетевые организации представлены, во-первых, компанией-гигантом: Федеральной сетевой компанией (далее - ФСК), которой принадлежат так называемые магистральные сети - то есть линии электропередач высокого напряжения (преимущественно 220 кВ, 330 кВ, 500 кВ). Условно говоря, это транспортные артерии, связывающие различные энергосистемы в масштабах огромной территории страны, то есть обеспечивающие возможность перетока значительных объёмов электроэнергии и мощности на дальние расстояния, между удалёнными крупными энергосистемами. ФСК, таким образом, имеет стратегическое значение не только для электроэнергетической отрасли, но и для экономики всей страны. Поэтому она контролируется государством, которому принадлежит почти 80% акций компании.

Во-вторых, сетевые организации представлены крупными межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (далее - МРСК), объединёнными в единый холдинг - Холдинг МРСК. Главным направлением деятельности ОАО «Холдинг МРСК» является управление распределительным сетевым комплексом и определение стратегии его развития.

Последняя группа сетевых организаций - это малые территориальные сетевые организации (далее - ТСО). Эти организации обслуживают, как правило, электросети небольших муниципальных образований, могут принадлежать как муниципальным властям, так и частным региональным инвесторам. Число таких организаций велико, однако доля их услуг в стоимостном выражении в сравнении со стоимостью услуг Холдинга МРСК и ФСК не столь значительна. Здесь же стоит упомянуть и о существовании бесхозных сетей - то есть таких электросетей, право собственности на которые не закреплено ни за каким владельцем. Такое стало возможно в результате множественных экономических преобразований, потрясших экономику страны в течение последних десятилетий.

В 2011 году на розничных рынках России действовало 64 региональных распределительных сетевых компании, которые являлись филиалами ОАО «Холдинг МРСК», 5 распределительных сетевых компаний - филиалов ОАО «Дальневосточная РСК», 5 независимых распределительных сетевых компаний, ведомственные электрические сети ОАО «Рооссийские железные дороги» и других крупных собственников, несколько тысяч распределительных сетевых компаний низшего уровня, принадлежащих муниципалитетам и другим собственникам.

Централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России осуществляет ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее - ОАО «СО ЕЭС»), а также его территориальные подразделения. Системный оператор управляет электроэнергетическими режимами в энергосистеме. Его команды обязательны к исполнению для субъектов оперативно-диспетчерского управления (в первую очередь, для генерирующих и сетевых компаний). ОАО «СО ЕЭС» обеспечивает единство и эффективную работу технологических механизмов оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности.

В пределах технологически изолированных территориальных энергосистем управление режимами осуществляет отдельная компания, на которую возложены функции по оперативно-диспетчерскому управлению в местной энергосистеме. Это может быть сетевая организация.

За развитие и функционирование коммерческой инфраструктуры оптового и розничных рынков нашей страны отвечает, во-первых, некоммерческое партнёрство «Совет рынка» (НП «Совет рынка»), а, во-вторых, его дочерние компании: ОАО «АТС» - он же коммерческий оператор и ЗАО «ЦФР» - центр финансовых расчётов, осуществляющий расчёт и зачёт встречных финансовых обязательств и требований.

НП «Совет рынка», членами которого являются все участники ОРЭМ, разрабатывает и дорабатывает договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, обязательный к заключению всеми участниками ОРЭМ. Этот договор с учётом приложений - регламентов ОРЭМ определяет правила, порядок функционирования ОРЭМ, детально описывая различные процессы, порядок расчётов и т.п. Договор о присоединении должен соответствовать Правилам оптового рынка, утверждённым Постановлением Правительства РФ, а также иным нормативно-правовым актам. При внесении изменений в Правила ОРЭМ вносятся и изменения в договор о присоединении. Важные решения принимает и утверждает наблюдательный совет Совета рынка. Совет рынка также осуществляет разработку правил функционирования розничных рынков (в пределах своих полномочий), отвечает за развитие отрасли на основе баланса интересов субъектов электроэнергетики.

ОАО «АТС» является коммерческим оператором оптового рынка. Он организует работу рынка и взаимодействие участников рынка.

ЗАО «ЦФР» проводит финансовые расчеты на рынке.

Контроль и регулирование в отрасли в пределах своих полномочий осуществляют различные органы исполнительной власти: как Российской Федерации, так и её субъектов.

Непосредственное влияние на процессы в отрасли оказывает Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России). Оно вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Минэнерго России обеспечивает устойчивое развитие электроэнергетики, проводит политику, направленную на развитие энергосбережения, привлекает инвестиции во все сферы электроэнергетики и осуществляет государственный контроль над эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Весомую роль играют Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Минэкономразвития России формирует ценовую политику в электроэнергетике, совместно с Минэнерго России и ФСТ России осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий в электроэнергетике, а также совместно с Минэнерго России осуществляет преобразования в секторах естественных монополий в электроэнергетике, направленные на снижение инфраструктурных барьеров развития экономики, стимулирование повышения эффективности таких секторов и развитие конкуренции.

Со стороны субъектов федерации на розничном рынке в регулировании отрасли участвуют органы исполнительной власти в области регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, комитеты по тарифам и т.п.).

Рисунок 1 - Структура розничных рынков электрической энергии России



Поделиться