Экология и право кратко. Экологическое право

Хозяйственная деятельность человека с развитием техники стала все больше оказывать влияние на окружающую среду. Негативные тенденции и появление глобальных проблем, таких как загрязнение пресной воды или уменьшение озонового слоя, заставили человечество создавать специальные механизмы защиты окружающей среды. В нашей стране такая отрасль была названа экологическим правом. Рассмотрим кратко ее основные аспекты.

Понятие

Экологическое право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения людей по поводу их взаимодействия с природой.

Особенность экологических отношений в том, что они связаны с использованием человеком окружающей среды, которое вызывает потребность в ее охране. Поэтому регулирующим их нормам необходимо охватывать обе эти стороны взаимосвязи человека с природой.

Объект экологического права - окружающая среда, а субъект - человек, а также организации, призванные регулировать сферу экологии и защиты природы от вредного воздействия. Предметом данной отрасли права являются отношения людей по использованию природных ресурсов и их защите от злоупотреблений и чрезмерной эксплуатации.

Источники экологического права

Как и другие отрасли права, экологическое обладает собственным комплексом источников, которые заключают в себе нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды.

Все источники можно разделить на две группы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • внутригосударственные;
  • международные.

В России действует ряд законов федерального и регионального значения, которые регулируют экологические отношения.
К ним относится:

  • Конституция РФ;
  • Закон об охране окружающей среды.

Международное регулирование экологических отношений происходит посредством реализации Декларации по окружающей среде и развитию 1992 года. Данный документ был принят в результате деятельности Организации Объединенных Наций и наделил каждого человека правом на здоровую жизнь в приемлемых условиях.

Экологические права

Принципы экологического права граждан заключаются в его распространении на всех людей, независимо от места его проживания и иных различий.

Среди групп прав человека в сфере экологии одно из первых мест занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно, наряду с правом на жизнь, свободу, честь и достоинство, является одной из человеческих ценностей.

Кроме того, все члены общества имеют право на получение истинной, правдивой информации о состоянии окружающей среды и получение компенсации за вред, причиненный в результате совершения экологического правонарушения.

Защита экологических прав

Формирование источников экологического права стало результатом определения и государственного признания определенных пределов вмешательства в окружающую природу. Иными словами, есть основы, на которых построено все экологическое законодательство.
Перечислим основные из них:

  • благоприятность окружающей среды определяется уровнем загрязненности, исчерпаемости ее ресурсов, разнообразием живых существ;
  • регулирование в сфере экологии может происходить только путем установления конкретных показателей, в рамках которых воздействие на природу возможно.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что система экологического права включает в себя людей (субъект) и окружающую среду (объект), а также возникающие между ними отношения. Регулирование данной сферы вызвано необходимостью защиты природы от последствий активной деятельности человека по ее освоению и использованию, так как она может оказывать чрезвычайно опасное влияние, вызывая множество различных проблем.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 99.

Источники экологического права

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Источниками экологического права, образующими законодательство РФ, являются следующие правовые документы:

Провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно конституция устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

3. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране атмосферного воздуха, об экологической экспертизе, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В этом законе отражены следующие вопросы:

· общие положения;

· основы управления в области охраны окружающей среды;

· права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;

· экономическое регулирование;

· нормирование;

· оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

· природные объекты, находящиеся под особой охраной;

· государственный мониторинг окружающей среды;

· контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

· научные исследования;

· основы формирования экологической культуры;

· ответственность за нарушение законодательства;

· международное сотрудничество;

· заключительные положения.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мастного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ разрешается разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом местных особенностей (географических, социально-экономических и др.), ограничивать и (или) запрещать хозяйственную деятельность на своих территориях.

4. Нормативные акты министерств и ведомств.

Издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов).

Дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Государственные органы РФ в области природопользования

и охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы специальной комптенции выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. указом Президента РФ функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР России), куда вошли Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности.

Главными задачами Министерства природных ресурсов РФ являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - осуществляет контроль в области санитарной охраны населения через систему территориальных органов;

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

· Министерство РФ по делам гражданской обороны,

чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы специальной компетенции (Роскомзем, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз РФ) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы специальной компетенции осуществляют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Росатом (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Ростехнадзор (контроль за использованием недр); Минздравсоцразвития РФ (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД РФ (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

Кроме того, загрязнение среды и нарушение экологического равновесия способствовало расширению международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы и созданию международных органов управления природопользованием и охраной природы (таб 1.).

Таблица 1.

Международные природоохранные организации

Название

Сфера деятельности

Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

1. Руководство межправительственными программами.

2. Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию.

3. Оказание помощи в развитии экологического образования.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

1. Сохранение естественных экосистем.

2. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы.

3. Организация заповедников, резервов, национальных природных парков.

4. Экологическое просвещение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

1. Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

2. Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды.

3. Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

1. Разработка правил строительства и эксплуатации АЭС

1. Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС.

2. Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду.

3. Установка норм радиационной безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

1. Решение экологических проблем в сельском хозяйстве.

2. Охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Международная морская организация (ИМО)

1. Разработка международных конвенций об охране моря от загрязнений.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

1. Изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.

2. Глобальный мониторинг.

Экологическая стандартизация

Экологическая стандартизация – это установление единых и обязательных экологических норм и правил.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов.

В России экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах и др. документах.

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), являющихся подзаконными правовыми актами. Государственный стандарт (ГОСТ) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» (ССОП), введенный в 1977 году. Данная система стандартов состоит из комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов, и разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

ССОП способствует решению таких задач как:

· ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;

· рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах РФ, их водных и биологических ресурсов;

· упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

· сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов;

· обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

· сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

· охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

Система стандартов в области охраны природы подразделена на группы и виды (таб. 2-3).

Таблица 2.

Группы стандартов

Номер группы

Наименование

Кодовое наименование

Организационно-методические стандарты ССОП

основные положения

Стандарты в области охраны и рационального использования вод

гидросфера

Стандарты в области защиты атмосферы

атмосфера

Стандарты в области охраны и рационального использования почв

Стандарты в области улучшения использования земель

Стандарты в области охраны флоры

Стандарты в области охраны фауны

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Со­блюдение норм права обеспечивается государством в принуди­тельном порядке.

Экологическое право - это отрасль права, которая регу­лирует общественные отношения в сфере взаимодействия об­щества и природы. Экологическое право является важным ин­струментом, используемым государством в интересах сохра­нения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления по­стоянно растет.

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президен­та по вопросам экологии и природопользования; правительст­венные природоохранные акты;

4) нормативные акты мини­стерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)

В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

Общие положения (гл. I);

Основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

Права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. Ш);

Экономическое регулирование (гл. IV);

Нормирование (гл. V);

Оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

Природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

Государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

Контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

Научные исследования (гл. XII);

Должностные лица органов государственного экологическо­го контроля имеют широкие полномочия. В частности, соглас­но Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они име­ют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и пре­кращении деятельности экологически вредных объектов;

Налагать административный штраф в установленном разме­ре за нарушение природоохранительного законодательства;

Предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного при­родной среде, и направлять материалы для привлечения ви­новных к уголовной ответственности;

Выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

Помимо государственного в нашей стране действует еще про­изводственный и общественный контроль . В первом случае, речь идет о своеобразном контроле предприятия за своей деятельно­стью в области природопользования, во втором - о контроле выполнения требований законодательства об охране окружаю­щей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей при­родной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Наиболее массовыми добровольными организациями до не­давнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении ме­роприятий по охране природы, привлечение широких масс на­селения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в послед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-поли­тической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них - Социально-экологический союз, ассоциация «Эко­логия и мир», Центр экологической политики России, Эколо­гический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­ло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жиз­ни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Россий­ское экологическое движение и Экологический фонд России.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды

Традиционно выделяется несколько групп таких отношений - это отношения: по использованию природных ресурсов; отношения по охране окружающей среды; отношения собственности на природные объекты и ресурсы; отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Общественные отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, недрам, лесам. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования.

А регулирование отношений по охране окружающей среды касается защиты природных объектов (земли, воды, растительности, животного мира) от трех видов вредных воздействий: химического, физического и биологического.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина, Конституция Российской Федерации играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Так ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. А часть 2 этой статьи устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.



Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

Важной характеристикой юридического понятия природы, является то, что как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования и воздействия на нее человеком. В то время, как в естественнонаучном смысле природа - это все объекты мира, вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос.

В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, и антропогенных объектов.

Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, т.е. это вещество природы одного вида – земля, вода, лес и др.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (парки, лесопарки, заповедники и др.).

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, это могут быть дома, заводы, средства транспорта и многое другое.

В экологическом праве существует такое понятие, как природный ресурс – это более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, которая используется человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это – рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект, и сами, при этом являются природными объектами, но природными ресурсами могут быть только потребляемые человеком объекты, в данном случае это рыба и дичь.

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Они складываются на основе норм экологического права;

Субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей.

При этом, если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности.

Экологические правоотношения носят сознательно-волевой характер. Они складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений являются физические лица, юридические лица, государство и государственные органы.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав.

Например, Конституцией Российской Федерации признано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия, равенства перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

Отраслевые принципы определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это такие принципы как:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Источники экологического права – это правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

Источниками экологического права в первую очередь являются нормативные правовые акты различных уровней, которые в совокупности образуют систему источников, расположенных в определенной последовательности:

Конституция Российской Федерации,

Федеральные законы Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (указы) Президента Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (постановления) Правительства Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (законы) субъектов Российской Федерации,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты.

В системы источников права все нормативные правовые акты, начиная от Конституции и заканчивая локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми на предприятиях, расположены в строгой иерархии по отношению друг к другу и не могут нарушать нормы (правила) установленные в вышестоящем нормативном правовом акте.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Федеральные законы регулируют правоотношения на всей территории России, занимая одно из важнейших мест в системе права. Их действие распространяется на всех граждан и все организации на территории Российской Федерации.

В России основным нормативным актом, регулирующим отношения в области природопользования, является Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При регулировании землепользования, водопользования, лесопользования или недропользования необходимо руководствоваться такими нормативными актами, какЗемельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» соответственно. В этих нормативных актах, раскрываются понятия земельных участков, лесных земель, водных объектов, их охраны, собственности на такие объекты, их использования и многое другое. Однако, основные требования к охране перечисленных природных объектов, как компонентов составляющих окружающую природную среду, содержатся именно в законе «Об охране окружающей среды». Так в нем прописаны положения, касающиеся государственного управления охраной окружающей среды и полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан и их объединений, а так же экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Этот закон вводит такие понятия, как нормирование в области охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, зона экологического бедствия и чрезвычайной ситуации, особо охраняемая природная территория и другие.

При этом Федеральный закон «Об охране окружающей среды», дает основные понятия в этих областях, а для их развития принимаются иные нормативные акты, такие как Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При заключении международного договора Россия обязана соблюдать установленные в договоре нормы и выполнять взятые на себя обязательства. Для этого часто требуется изменение внутреннего законодательства, издание новых законов или изменение существующих, такая процедура называется ратификация международного договора.

Международные договоры могут регулировать как общие вопросы, связанные с охраной природной среды, так и вопросы охраны отдельных природных объектов, таких как воздух, вода или некоторые виды диких животных.

Для международного сообщества, наиболее важным вопросом является охрана мирового океана, так как он имеет исключительное значение в жизнеобес­печении Земли. Океан - это «легкие» Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полез­ных ископаемых. В целях охраны Мирового океана принят целый ряд соглашений, таких как: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­дов и других материалов 1972 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая регулируя основные правовые вопросы мореплавания, затрагивает так же и тему охраны морской среды.

В масштабах государства основная ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления, его осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Государственные органы можно подразделить на два вида: органы общей компетенции и специально уполномоченные органы, на которые возложены отдельные функции или задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

Правительства (администрация) субъектов Российской Федерации.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К важнейшим функциям его управленческой деятельности относятся: определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компетенция Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», от 17.12.1997г.; Федеральный закон от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды определяются правительством Российской Федерации. В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР);

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ);

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Именно эти органы через свои подразделения, непосредственно проводят работу по организации охраны окружающей среды в России.

Использование природных ресурсов в России регулируется природоресурсным законодательством. Это означает, что при использовании земельных ресурсов основным нормативным актом в этой области является Земельный кодекс Российской Федерации. В нем прописано деление земель по целевому назначению на категории. К примеру: на территории земель поселений разрешается строительство жилья и жилой инфраструктуры, то есть на землях поселений возводятся города и населенные пункты; а земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства, выращивания различных культур.

При использовании лесных ресурсов страны для нужд народного хозяйства, в качестве правового руководства применяется Лесной кодекс Российской Федерации, где прописаны основные правила по использованию древесины и охране лесов в России.

Регулирование добычи полезных ископаемых, использования и охраны недр в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О недрах». Этим законом устанавливаются правила разведки и разработки полезных ископаемых, а так же лица, имеющие право на их добычу.

Однако, одной из основных задач для России является рациональное использование ее водных пространств. Под понятием рациональное использование понимается охрана водных биологических ресурсов в целях их неистощительного использования, а так же охрана водной среды от загрязнения в результате хозяйственной деятельности.

Решению этих проблем способствует Водный кодекс Российской Федерации. В нем установлены нормы, регулирующие такие вопросы как: право собственности на водные объекты, водопользование, управление в области использования и охраны водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства.

Не только Водный кодекс Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране водных ресурсов в России. Существуют так же и некоторые другие нормативные правовые акты в этой области.

Согласно ст. 67 Конституции, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» дает определение континентального шельфа и закрепляет права России в его границах.

Континентальный шельф Российской Федерации – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с международным правом континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Это означает, что государство не обладает здесь суверенитетом. В то же время признается, что применительно к данным пространствам государства обладают суверенными правами и юрисдикцией, используемыми для разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах.

Российская Федерация осуществляет следующие права на континентальном шельфе:

Суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов.

Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку и разработку, никто не может делать это без ее согласия;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды;

Однако права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Это означает, что, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с принципами и нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Закон регулирует права Российской Федерации в исключительной экономической зоне, где Россия осуществляет:

Суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов;

Суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;

Исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Согласно законодательству о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, их участки могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и иностранных государств, а также товариществам, создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юр. лица для добычи живых и минеральных ресурсов и других видов деятельности.

Любая деятельность в этих пространствах должна контролироваться с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. В связи с этим проведение любых работ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне возможно только после получения пользователем соответствующей лицензии.

Лицензии на пользование недрами, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами (обороны, рыболовства, пограничной службы).

В лицензию включаются следующие сведения:

Об экологическом и гидрометеорологическом обеспечении пользования участками, включая организацию мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

О мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

О страховании, консервации и ликвидации установок и сооружений по завершении работ.

Пользователи участков обязаны:

Соблюдать международные нормы и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов;

Осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия;

Регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.

Буровые работы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне могут проводиться для целей, не противоречащих международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

Условия проведения буровых работ включают в себя:

1) типы и технические характеристики буровых платформ и иного используемого для проведения буровых работ оборудования;

2) сведения о соответствии буровых установок требованиям в области охраны окружающей среды;

3) комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, а также по снижению и возмещению ущерба, наносимого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам;

4) данные о мерах по обеспечению безопасности судоходства, транспортной безопасности при проведении буровых работ и в районе их проведения.

Законами о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне определяются виды и порядок использования живых ресурсов.

Видами использования живых ресурсов являются:

Вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях;

Вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

Вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;

Разведка и промысел живых ресурсов;

Товарное выращивание живых ресурсов.

Применение экологических нормативов и стандартов в области природопользования осуществляется для сохранения многочисленных природных богатств и естественной природной среды для настоящего и будущих поколений. Только рациональное использование ископаемых, живых и растительных ресурсов, а так же их охрана от вредоносного антропогенного воздействия, может оградить человека от многочисленных болезней и неблагоприятных последствий природного характера.

1. Понятие, предмет и метод экологического права

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира.

1. Основная задача экологического права как отрасли права – сохранить всю окружающую природную среду как единую экологическую систему, а не только отдельные объекты природы. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду – проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов, оценка воздействия на окружающую среду и т. д.


2. В предмет экологического права входят общественные отношения, которые возникают по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, а также обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира. Итак, предметом экологического права являются преимущественно общественные отношения, т. е. отношения между людьми по поводу использования и охраны окружающей среды.


3. Особое значение имеют методы правового регулирования, т. е. способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В сфере охраны окружающей среды применяются императивный и диспозитивный методы, а также метод экономического регулирования. Данные методы весьма специфичны. Отличительной их чертой является своеобразное сочетание императивного и экономического методов регулирования.


4. Главным образом применяется императивный метод регулирования. Он основывается на использовании административных предписаний, содержащихся в экологическом праве. Характерной чертой данного метода является наличие элементов власти и подчинения. Это установление разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. д.

Например, согласно ст. 45 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами.


5. Диспозитивный метод регулирования эколоческих правоотношений характеризуется равноправием субъектов. Заключая между собой соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать закону.


6. Метод экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды воздействует на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Сюда относятся плата за загрязнение окружающей среды и налогообложение. Цель данного метода заключается в стимулировании субъектов осуществлять экологически безопасную деятельность.

Для экологического права характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут быть применены различные методы правового регулирования.

2. Становление экологического права России. Структура и система экологического права России

1. В становлении экологического права можно выделить три основных этапа:

1) возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права;

2) развитие экологического права в рамках природоресурсных отраслей;

3) современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей.


2. История экологического права -это те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм.


3. В период развития экологического права в рамках земельного права целями земельного законодательства были: ликвидация класса помещиков, обеспечение трудящегося крестьянства землей на условиях бесплатности и бессрочности, устройство его хозяйственной деятельности, постепенное создание и развитие социалистических форм хозяйства в земледелии, ограничение и вытеснение капиталистических элементов. Земельное законодательство сыграло важную роль в ликвидации кулачества как класса, в создании устойчивого социалистического землепользования.


4. Экономическая роль природы обусловила возникновение природно-ресурсных отраслей права, которые стали регулировать отношения по использованию природных ресурсов. Производственная и хозяйственная деятельность человека постепенно все больше и больше причиняла вред природе. Это стало особенно ощущаться на рубеже 1950-х-1960-х гг. и вызвало усиленное развитие природоохранительного законодательства. Стала формироваться самостоятельная группа норм, которая получила название «правовая охрана природы».


5. На современном этапе произошло объединение регулятивных и охранительных норм в общую совокупность норм, которая получила название «экологическое право». На последнем этапе совершенствования экологического права осуществляется включение в отношения государственной и других форм собственности на природные объекты субъектов экологических правоотношений, которое осуществляется двумя способами:

☝ введением арендных отношений в экологические отношения;

☝ введением стимулирующих долговременных нормативов платы не только за природные ресурсы, но и за выбросы веществ, загрязняющих природную среду.

Совершенствование эколого-правовых нормативных актов – главная задача регулирования экологических правоотношений. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.


6. Предмет науки, составляющей систему экологического права как отрасли права, образуют следующие вопросы:

✓ методы научных исследований;

✓ правоприменительная и правотворческая практика;

✓ история развития экологического права;

✓ источники экологического права;

✓ международное правовое регулирование экологополь-зования;

✓ источники научно-правовой информации;

✓ эколого-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира;

✓ понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию в эколого-правовой науке;

✓ экологические правоотношения.


7. Стурктура экологического права включает такие элементы, как правовые нормы, институты и подотрасли. Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Наиболее распространенной в науке экологического права признают классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.


8. Право общего природопользования – это право использования природных ресурсов, при котором не требуется получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования – это право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Например, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования считается общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.


9. В зависимости от использования природного объекта и природного ресурса права природопользования подразделяются на землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т. д.

Общим критерием, разделяющим право природопользования отдельными природными ресурсами на виды, является срок пользования ими. В соответствии с этим критерием можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное.



Поделиться