Субъекты международного права: понятие и виды. Международный договор и международный обычай как источники международного права

В теории международного права сложились два неоднозначных подхода к определению понятия субъекта международного права.

Согласно первому подходу основное свойство субъекта международного права - способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей. Имманентно присущими субъекту признаками являются участие в создании международно-правовых норм, главным образом в форме межгосударственных договоров, и неподчинение чьей бы то ни было юрисдикции.

Таким статусом обладают прежде всего суверенные государства и межгосударственные организации. Именно они способны выступать в качестве основных субъектов международного права. В историческом плане известны также государствоподобные образования и нации (колониальные народы), создававшие в процессе освободительной борьбы свои политические организации.

Второй подход ориентирован на совмещение общетеоретического понимания правосубъектности и ее специфически международных качеств.

Современная ситуация характеризуется существенными переменами в структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно-правового регулирования (подробнее об этом см. § 2 гл. 2 настоящего учебника), побуждает к совершенствованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.

При таком подходе понятие субъекта идентифицируется с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Это неизбежно ведет к признанию новых участников таких отношений - юридических и физических лиц, международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.

В Венской конвенции о праве международных договоров сказано, что она применяется к договорам между государствами (ст. 1) и не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими субъектами (ст. 3). Конвенция имеет в виду участников правоотношений, которые обладают договорной правоспособностью. Однако важно отметить констатацию множественности субъектов международного права без их точного обозначения и отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам.

В последние годы в литературе получили распространение концептуальные положения в пользу современной трактовки категорий (видов) и понятия субъектов международного права. Они отражают реальные тенденции международного и внутригосударственного нормотворчества, правосознания, правоприменительной, в том числе судебной, деятельности.

Достаточно сложным было внедрение - именно как проявление меняющейся действительности - суждений в пользу международной правосубъектности индивидов. Нельзя не отметить, что и сегодня бытуют возражения против признания физических лиц субъектами международного права, поскольку они не могут участвовать в межгосударственных отношениях и в создании международно-правовых норм.

В юридической литературе принято деление субъектов международного права на две категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Специальное положение в ряду основных субъектов международного права занимали нации и народы, которые боролись против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преимущественно ММПО. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они порождены волеизъявлением государств, зафиксированным в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), во-вторых, содержание и объем их правового статуса определены в соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Имеется достаточно оснований для разграничения субъектов на две группы: 1) субъекты правосоздающие и правоприменяющие (поскольку тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм); 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой группе относятся государства, ММ ПО, в меньшей мере - государствоподобные образования; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг субъектов, реализующих нормы международного права, значительно шире круга субъектов, создающих их: в него входят и те, кому адресованы нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и обеспечению его выполнения (наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора) подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом договорной регламентации.

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности - обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «международная правосубъектность» свойствен не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права: «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст. 4 Римского статута МУС «Суд обладает международной правосубъектностью».

Нередко при регламентации международного статуса субъекта применяется термин правоспособность, в содержание которого вкладывается комплексный смысл, подразумевающий способность к самостоятельному осуществлению прав. Таковы, например, ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров («Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры»), ст. 104 Устава ООН (Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью), а также нормы учредительных актов ряда других международных организаций.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - совокупность его прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности , непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: общесубъектные, присущие всем категориям субъектов, и видовые, свойственные определенной категории.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации своих правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм.

Относящиеся ко второй группе видовые права и обязанности, например права и обязанности международных организаций, определяются их уставами или иного рода учредительными актами соответственно функциям каждой из них.

Неосновные права и обязанности субъектов международного права представляют собой конкретные результаты их волеизъявления и деятельности. Реализуя свое право заключения международных договоров, государства, международные организации устанавливают для себя индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Перенося проблему международной правосубъектности в сферу отраслей международного права, можно констатировать зависимость трактовки статуса и функций субъекта от отраслевых особенностей. Так, в праве международных организаций и в рамках учредительных актов самих ММ ПО бесспорная правосубъектность государств совмещается с самостоятельным статусом международных должностных лиц вплоть до Генерального секретаря ООН и высших руководителей иных организаций.

В МГП специальными полномочиями, имеющими юридически значимое содержание, обладает МККК (неправительственная организация) согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977 г. По Соглашению между Правительством РФ и МККК 1992 г. его статус на территории РФ аналогичен статусу межправительственных организаций.

  • Редким исключением является резолюция ГА ООН от 29 ноября 1947 г. об образовании государств Израиль и Палестина.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Субъекты международного права понятие, виды, содержание

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права .

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.

Производные субъекты международного права .

1. Международные организации. Существует два вида:

ª международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов ме

ª международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке международного права является вопрос о международной правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом международного права.

Субъекты международного права – участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность (рис. 9).

Как и во внутригосударственном праве, в международном праве есть разные категории субъектов.

Рис. 9. Субъекты международного права

Основными субъектами международного права являются государства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные) организации. Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Наряду с основными субъектами существуют и иные субъекты международного права: государствоподобные субъекты.

Государствоподобные (государственно-подобные) образования – категория субъектов международного права, которые, обладая почти всеми признаками государства, имеют самостоятельность в международных отношениях, но пользуются международной правосубъектностью лишь частично, в тех областях международных отношений, которые представляют для каждого из них какой-либо интерес.

Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после Второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них – появление в международном праве человека как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью. Речь идет о международной правосубъектности индивида.

Индивиды и международные юридические лица – новейшая (нетрадиционная) категория субъектов международного права. Объем международной правосубъектности имеет ограниченный характер, поскольку в соответствии с положениями применимых международных договоров они могут вступать лишь в международные правоотношения некоторых видов в гуманитарной, морской, уголовно-правовой, процессуальной, экономической областях.

Образовалась целая отрасль международного права, посвященная правам человека. Основные права и свободы человека все больше определяются международным правом несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право. Человек уже имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в Европейском Союзе, Совете Европы, физические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления.

Некоторыми элементами международной правосубъектности обладают также международные неправительственные организации, например, консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Он дает право участия в некоторых международных конференциях без решающего голоса.

Признание существования различных категорий субъектов международного права, участников международно-правовых отношений, не означает приравнивания их к основным субъектам международного права, в частности к государствам. Например, индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более – создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты.


Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель­ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко­торое может вступать в международные публичные правоотношения. Субъект международного права должен подчиняться непосредственно международному регулированию и обладать международным публичным статусом.

Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регу­лируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Для понятия «субъект международного права» характерны еще ряд признаков , а именно:

1) - это лица (в собирательном смысле), участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых можно отнести

Известная внешняя обособленность;

Персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица;

Способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

Участвовать в принятии норм международного права;

2) - это лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права, что является основой деятельности акторов, как субъектов международного права.

Международное право выделяет несколько категорий субъектов: государства, нации, борющиеся за государственную независимость и международные (межгосударственные) организации. Субъекты между­народного права должны иметь юридическую способность самостоя­тельно участвовать в урегулированных международным правом отно­шениях, осуществлять свои права и обязанности, установленные международным правом (заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные предс­тавительства в других странах, участвовать в работе международных конференций), непосредственно вступать во взаимодействие с дру­гими субъектами международного права, защищать свою правоспо­собность. Иными словами, они должны обладать всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособностью).

Кроме уже перечисленных основных субъектов, существуют и иные субъекты международного права. В соответствии с межгосударственными договорами в прошлом устанавли­вался и ныне предусмотрен специальный международно-правовой статус неко­торых политико-территориальных образований – государственно-подобных образо­ваний. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Они способны самостоя­тельно эти права и обязанности реализовывать, однако их правоспособность определена исключительно межгосударственным соглашением.

В настоящее время государственно-подобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский ор­ден. Ватикан – это город-государство, резиденция папы римского в особом районе Рима. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). В силу глобального характера католи­ческой религии папскому престолу приходится поддерживать широкие междуна­родные контакты, в том числе - участвовать в процессе международно-правового сотрудничества. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в то числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Внешне Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана можно говорить лишь условно: это соответствующие должностные лица, зани­мающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле слова. Скорее он может рассматриваться как администра­тивный центр католической церкви.

Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения с рядом госу­дарств, которые его признают субъектом международного права.

Мальтийский орден в Риме является действующим государственно-подобным образованием в современном мире. Это официальное историко-религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823-1828 гг. и с Италией в 1912-1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб- квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом-государством (после Ватикана).

Государственно-подобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число не стабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правоспособностью обладают субъекты:

а) государства - с момента образования;

б) нации, борющиеся за независимость - с момента признания;

в) международные организации - с момента вступления учредительных документов в силу;

г) физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность - означает осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособ­ность.

Деликтоспособность - означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей и это свойство называется правосубъектностью.

Понятие правосубъектности призвано отразить соединение в юридическом статусе лица право и дееспособности. Поскольку меж­дународному праву не известна категория недееспособных госу­дарств, понятие международной правосубъектности характеризует органическое слияние в статусе субъекта международного права и дееспособности.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса.

Международная правосубъектность - способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обя­занностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права, т.е. международная правосубъектность воплощается в сово­купности международных прав и обязанностей. Однако права и обя­занности, т.е. права и обязанности, которые характеризуют между­народный статус их носителя как субъекта, образуют основу и предпосылку его международно-правовых отношений. Термин «международная правосубъектность» широко используется в различных международных правовых актах - например, в Декларации принципов международного права 1970 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (не суверенные).

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение.

Первичные субъекты международного права не создаются никем в качестве таковых. Их по­явление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это, прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в ка­честве носителей международных прав и обязанностей. В международном праве не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

В отношении всех народов и наций применим принцип свободного само­определения. Однако не каждый народ является субъектом международно-пра­вовых отношений. Большинство народов организовано в национальные госу­дарства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта международного права. Субъектом международного прав может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно яв­ляются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командо­вание, которое одновременно выступает и как политическое руководство.

В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основ­ным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что «все народы и нации могут быть... субъектами международных право­отношений самоопределения». Однако такое утверждение способно обладать не только стабилизирующим, но и дестабилизирующим влиянием на международный правопорядок, что противоречит в своей сути целям и принципам международного права.

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. К производным субъектам международного права также относятся государ­ственно-подобные образования.

Производные субъектымеждународного права создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей.

Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:

§ вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;

§ отсутствие суверенитета и территории;

§ вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;

§ постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;

§ они ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;

§ любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.

Субъект международного права является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; бо­рющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно дей­ствующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые счи­тают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллек­тивного образования; непосредственное участие в создании международно-пра­вовых норм) дает основания «считать то или иное образование полноценным субъектом международного права».

Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности. В международных отношениях от имени субъектов международного права выступают представляющие их органы или специально уполномоченные должностные лица.

Международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды могут обладать отдельными составляющими международной правосубъектности, но субъектами международного права не являются.

Основным субъектом международного права является государство. Международная правосубъектность государств имеет всеобъемлющий и исключительный характер. Особенность международного права – оно создается, прежде всего, самими государствами и преимущественно регулирует именно межгосударственные отношения. Государства – это главные создатели международного права и гаранты соблюдения его норм. В международно-право­вой литературе издавна используется понятие государства, включающее в себя три основных компонента - суверенную власть, население, определенную терри­торию. Если абстрагироваться от остальных функций и характеристик госу­дарства и сосредоточиться только исключительно на его международной право­субъектности, может получиться следующее определение: «Государство - необ­ходимая организация населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Государство сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международ­ных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами».

Возникает вопрос, почему именно государство ставится на первое место в системе субъектов международного права? Для этого есть ряд существенных причин:

1) государство на сегодняшний день единственный способ политической организации человеческого общества;

2) только государства выступают как в качестве создателя норм международного права, так и в качестве основного механизма претворения этих норм в жизнь на своей территории.

3) основное же качество, отличающее государство от других субъектов, - это обладание суверенитетом.

Основополагающей чертой государства является его суверенитет - верхо­венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не су­ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило, государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно­шений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия го­сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но­сители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов международного права - принципа суверенного равенства.

Государства, участвующие в международных отношениях, могут быть простыми, или унитарными, и сложными, состоящими из двух или более государств. В унитарных государствах имеется единая система высших органов власти (законодательной, исполнительной и судебной), которой полностью подчинены органы власти на местах. В унитарном государстве действует одна конституция на всей его территории, оно имеет единое гражданство, единую систему права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя могут иногда пользоваться административной автономией. Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, большинство стран Африки и Латинской Америки, Таиланд, Япония и ряд других.

К сложным государствам относятся конфедерации и федерации . Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности, финансирования и др.). Но каждый член конфедерации имеет своего главу государства. Органы конфедерации состоят из представителей входящих в нее государств, а их решения по наиболее важным вопросам требуют обычно ратификации (утверждения) государствами - членами. Члены конфедерации остаются субъектами международного права. Кроме того, субъектом международного права может быть и конфедерация в целом, если при ее создании государства - члены возложили на нее ответственность за осуществление определенных международных дел, заключение договоров и т. п. Примером конфедерации в прошлом были США (1776-1787 гг.), Швейцария (1815-1848 гг.) и Германия (1815-1866 гг.).

Федерация - это наиболее сложное государственное образование. Федерация - уже не просто союз государств, а союзное государство. То есть федерация является формой государственного устройства, как и унитарное государство. В отличие от конфедерации в федерации федеральная власть непосредственно распространяется и на ее граждан. Акты центральных федеральных властей (законы, постановления правительства и др.) обязательны на территории всей федерации. В то же время члены федерации (штаты, земли, провинции, кантоны, республики и др.) обладают определенной самостоятельностью. Кроме общесоюзного гражданства здесь иногда имеются гражданство члена федерации, конституция субъекта федерации, которая не может противоречить федеральной, сохраняются свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые существуют наряду с аналогичными органами федерации. Все же самостоятельность членов федерации не доходит до того, чтобы они были субъектами международного права, поскольку они, как правило, не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную внешнюю политику. Федеративными государствами в настоящее время являются: Россия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия, Австралия, Германия и др. Во всех этих странах федерация в целом, а не ее члены, является субъектом международного права. Предусмотренное в конституциях ряда федераций (США, ФРГ, Австрия) право их членов заключать международные соглашения по некоторым вопросам может осуществляться только с согласия самой федерации. То же применяется и к тем федерациям, где нет конституционных положений о договорной правоспособности их членов (например, Австралия и Канада). Среди государств как субъектов международного права иногда выделяют государства, имеющие статус постоянного нейтралитета (Австрия, Камбоджа, Мальта, Швейцария). Однако этот статус не затрагивает их суверенитета. Все они являются полноправными суверенными государствами.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждается, что «каждое государс­тво пользуется правами, присущими полному суверенитету». Кроме того, в 1974 г. ГА ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Особое значение имеют следующие основные права государств:

1) право вступать в сношения с другими государствами;

2) право устанавливать и поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

3) право заключать международные договоры или участвовать в создании международно-правовых норм иными способами;

4) право быть членом международных организаций и участво­вать в международных конференциях;

5) право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную или коллективную самооборону, а также применять санкции к нарушителям международно-правовых норм

К основным обязанностям государств относятся:

1) воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств и наций.

2) разрешать международные споры мирными средствами.

3) не вмешиваться во внутренние дела других государств.

4) сотрудничать с другими государствами в различных облас­тях.

5) уважать право народов на самоопределение.

6) добросовестно выполнять обязательства.

Основные права и обязанности государств определяются основ­ными принципами международного права.

Все государства имеют одинаковые основные права и обязан­ности, являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политичес­кого или иностранного характера.

Субъекты международного права – эго участники международных межгосударственных отношений, которые обладают определенными правами, обязанностями, способные нести международно-правовую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя международных обязательств, а также за совершенные ими международные правонарушения. К субъектам международного права относятся: суверенные государства, нации и народы, международные межправительственные организации, а также особый субъект международного права город-государство Ватикан.

Все субъекты международного публичного права классифицируются в зависимости от их международно-правового статуса на:

  • первичные (основные) или суверенные ;
  • вторичные (второстепенные) или производные.

К первичным (основным) относятся суверенные государства, а также нации и народы. К вторичным (производным) или несуверенным субъектам относятся международные межправительственные организации.

Основными характеристиками (признаками) субъекта международного права являются:

  • – субъекты международного права, будучи участниками международных межгосударственных отношений являются носителями юридических прав и обязанностей. В силу этого им свойственна определенная внешняя обособленность, способность выражать и защищать свои государственные (национальные) интересы, а также принимать участие в создании норм международного права;
  • – субъекты международного права приобретают свои права и обязанности в силу норм международного права, т.е. нормы международного права являются для субъектов международного права правовой основой их деятельности на международной арене;
  • – сами субъекты международного права обладают правом международного правотворчества. Они же являются не только создателями норм международного права, но и его исполнителями, гарантами выполнения взятых на себя международных обязательств.

Таким образом, каждый субъект международного публичного права должен обладать способностью самостоятельно участвовать в международных правоотношениях и непосредственно вступать в юридические отношения с другими участниками международного сообщества.

Каждый субъект международного права обладает международной правосубъектностью, т.е. способностью являться субъектом международного права. В понятие международной правосубъектности субъекта международного права входят международная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность – это способность иметь права и нести юридические обязанности. Ею обладают государства с момента образования, также нации, борющиеся за свою независимость – с момента признания; международные межправительственные организации – с момента вступления в юридическую силу учредительных документов; физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах (хотя они не являются субъектами международного права в полном смысле, поскольку не создают международно-правовые нормы).

Дееспособность субъекта международного права означает самостоятельное осуществление им своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность субъекта международного права означает его способность нести международно-правовую ответственность за совершенные им международные правонарушения.

В зависимости от международно-правового статуса субъекты международного права могут обладать общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность участников международных отношений быть субъектом международного права вообще. Общей правосубъектностью обладают исключительно суверенные государства, поскольку являются основными (суверенными) субъектами международных отношений. Это обусловлено особенностью их международно-правового статуса, поскольку всем государствам присущ суверенитет. Теоретически общей правосубъектностью обладают и нации, которые борются за свою независимость, например, народ Палестины (Палестинской автономии), борющийся за создание независимого государства.

Отраслевая правосубъектность представляет собой способность участников международных отношений быть субъектом международного права лишь в определенной области (сфере) международных межгосударственных отношений. Ею обладают межправительственные международные организации, например, Международная морская организация в соответствии с ее Уставом может принимать участие в организации торгового судоходства, безопасности мореплавания, предотвращения дальнейшего загрязнения моря с судов и т.п.

Специальная правосубъектность – это способность участников международных межгосударственных отношений быть субъектом международного права лишь только определенного круга международных правоотношений и только в рамках какой-либо отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают физические лица. Она признается практически всеми общеизвестными международно-правовыми документами, содержащими международные стандарты прав человека и основных его свобод: Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 6), Международной конвенцией 1990 г. "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (ст. 8) и др.

Государство – это основной, самодостаточный (суверенный) субъект международного права. Основными характеристиками любого государства являются:

  • – суверенитет;
  • – население;
  • – территория;
  • – наличие государственной власти.

Международно-правовой статус государства представляет собой совокупность основных прав и обязанностей государства.

Основными правами государства являются:

  • – право на независимое и равноправное сотрудничество с другими субъектами международного нрава;
  • – право на свободное осуществление своих законных прав и национальных интересов;
  • – право государственной юрисдикции над своей (государственной) территорией, включая территориальное море, воздушное пространство, граждан, имеющих гражданство соответствующего государства и имущество, находящееся на территории данного государства, природные ресурсы;
  • – право на создание дипломатических и консульских учреждений за пределами государства;
  • – право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения (актов агрессии);
  • – право на участие в международных соглашениях;
  • – право признавать или не признавать вновь появившиеся на международной арене субъекты международного права (молодые государства, правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, оппозицию) и др.

К основным обязанностям государства можно отнести:

  • – уважение и соблюдение основных принципов международного права в рамках осуществления межгосударственного сотрудничества с другими субъектами международного нрава;
  • – добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств в рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений;
  • – уважение законных прав и интересов других субъектов международного права.

Важным правом государства является его право признавать других субъектов международного нрава. Международно-правовое признание – это односторонний, внешнеполитический акт, издаваемый с определенной целью – установить официальные отношения с признаваемой стороной. В международной практике существуют две основные формы официального признания: де-юре и де-факто.

Признание де-юре – это полное или окончательное признание, которое влечет за собой установление дипломатических и консульских отношений с признаваемой стороной. Оно создает широкие возможности для всестороннего международного сотрудничества и нс может быть взято обратно.

Признание де-факто в международной практике встречается редко, его называют еще неполным признанием. Оно применяется для признания правительства, пришедшего к власти не конституционным путем, а в результате переворота или оппозиции и может быть взято обратно.

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которой присущи определенные признаки:

  • – общая территория;
  • – общность экономического уклада жизни;
  • – общность духовно-культурных ценностей (язык, культура, искусство и т.п.).

Термин "народ" представляет собой более широкую общность или даже совокупность национально-этнических групп, в которую могут входить не только нации, но и народности. Они обладают национальным суверенитетом, а народы – народным суверенитетом. Поэтому они относятся, также как и государства, к основным субъектам международного права.

Основу международно-правового статуса наций и народов составляет принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в п. 2 ст. 1 Устава ООН. В соответствии с Декларацией "О предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г., народы вправе в собственных интересах распоряжаться собственными естественными богатствами. Эта Декларация провозглашает основополагающие принципы, регламентирующие международно-правовой статус наций и народов как основных субъектов международного права:

  • – принцип запрета па подчинение народов иностранному игу и господству;
  • – все народы имеют право на самоопределение;
  • – недопустимость использования недостаточного политического, экономического, социального и культурного развития для задержки достижения независимости;
  • – принцип уважения целостности национальных территорий и др.

Иными словами, каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Аналогичные положения содержатся и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Народный и национальный суверенитет может выражаться в различных формах самоопределения наций и народов. Например, в создании независимого государства, посредством свободного присоединения к независимому государству или объединения с ним, а также путем установления иного политического статуса (автономии), который свободно определяется народом (нацией).

Международная (межправительственная) организация – это объединение государств, созданное основными субъектами международного права на основе международного договора для выполнения определенных функций или достижения каких-либо целей, которое обладает международной правосубъектностью и учреждается в соответствии с международным правом. Международные межправительственные организации являются вторичными субъектами международного права, поскольку не обладают суверенитетом, создаются и прекращают свое существование на основе добровольного изъявления воль основных (суверенных) субъектов. Основой их международно-правового статуса является устав соответствующей организации и иные учредительные документы, в которых определяются ее права и обязанности.

К основным правам международных межправительственных организаций относятся:

  • – право на нормотворчество, т.е. на создание норм международного права (в соответствии и их уставами);
  • – право на иммунитеты и внутренние права, которые также определяются всеми государствами-участниками.

Что же касается международных неправительственных организаций, например, "Грин-Пис", международных правозащитных организаций, фондов, ассоциаций и т.п. – они не являются субъектами международного права, поскольку их создателями выступают физические либо юридические лица. Более того, они не создают нормы международного права.

К особым субъектам международного права относится город-государство Ватикан, являющийся резиденцией Святого престола или Международным центром католической церкви. Такой особый статус Ватикан приобрел в силу сложившегося международного обычая. Ватикан, являясь полноценным субъектом международного права активно участвует в международных отношениях, учреждает свои представительства в других государствах, а также сотрудничает с другими субъектами международного права, например, с международными организациями, является участником международных соглашений.

Физические лица в международном публичном праве в принципе не являются субъектами международного права, поскольку само международное право, хотя и защищает интересы физических лиц, их основные права и свободы, но наделяет правами и обязанностями непосредственно не их, а государства, гражданами которых они являются. Все международные договоры заключаются государствами, а, следовательно, конкретные права и обязанности из этих соглашений адресованы государствам, а не физическим лицам. К тому же физические лица не могут создавать нормы международного права.

Однако, в современных условиях очевидно, что права и обязанности индивидов, а также государств по отношению к индивидам регламентируются во многих общеизвестных источниках международного публичного права, например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Женевской конвенции "Об обращении с военнопленными" 1949 г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных его свобод" 1950 г. и ряде других международных актов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Вопросы, связанные с правосубъектностью индивидов регламентируются также в двух соглашениях России с другими государствами, например, в Договоре "О дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией" 1993 г. говорится о том, что стороны будут всемерно способствовать расширению контактов между гражданами обеих стран.

В соответствии со ст. 25 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных его свобод" 1950 г. любое лицо или группа лиц вправе направить петицию в Европейскую комиссию по правам человека или обратиться в Европейских суд по правам человека, исчерпав все возможные средства защиты на внутригосударственном уровне.



Поделиться