Дифференциальная психология. Виды наблюдения в психологии

Радиозамеры. Что представляет собой исследование радиослушания в Украине?

Какие существуют методы исследования радиослушания, и почему в Украине радио измеряется по методике DAR CATI.

В январе 2012 года украинские радиокомпании получили наконец-то заветный инструмент для предметного разговора с потенциальными рекламодателями - новое, прозрачное, устраивающее всех игроков, исследование радиослушания по методике DAR CATI. Инициатором запуска исследования стала отрасль, а именно: два крупнейших радиохолдинга - ТАВР Медиа и радиогруппа УМХ и три сетевых рекламных агентства - Publicis Groupe, Группа АДВ Украина, GroupM. При поддержке Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ) они консолидировали усилия в составе Радиокомитета и создали этот проект. Почему же им не жилось спокойно, и они решили вкладывать средства и усилия в запуск нового исследования радиослушания?

До 2012 года снабдить потенциального рекламодателя максимально полной информацией по смотрению и составу аудитории из электронных СМИ могло только телевидение. Рекламодатель, ставший особенно требовательным в период кризиса и ограниченных рекламных бюджетов, требовал аналогичной информации и по другим медиа. У радио на тот момент не было отдельного индустриального исследования, которое давало бы однородные данные по всей стране.

В 2011 году Радиокомитет объявил тендер на проведение нового исследования, параметры которого определили компании-участники комитета. Оно охватывало более широкую аудиторию в возрасте от 12 до 65 лет, включало информацию по всем городам Украины с населением 50 тыс. + и т.д. Методика исследования - DAR CATI. Тендер выиграла исследовательская компания GfK. А с декабря 2012 года начался новый этап развития рынка радио в Украине - новое исследование было запущено, еще один огромный шаг к более цивилизованным взаимоотношениям на рынке сделан. Оставалось дождаться, чтобы весь рынок принял предложенные лидерами изменения.


Дневники, звонки или браслеты?

Из чего же нам приходилось выбирать при запуске исследования радиоаудитории в Украине? Выбирая методику исследования радиослушания, мы изучали опыт европейских стран и США. И получилось достаточно интересно. США и Великобритания до сих пор меряют радио дневниковым методом, а вот Франция и Германия выбрали, как и мы, САTI.


Дневниковые исследования

Дневниковые исследования - один из наиболее традиционных методов измерения медиа аудитории. Он дает вполне точную и достаточно адекватную картину. Для организации такого исследования набираются люди, которые согласны за определенную сумму каждый день с точностью до 15 минут заполнять онлайн или в бумажной версии анкету-дневник, отмечая, какую радиостанцию они слушали, где и т.д.

Дневниковое исследование может проводиться от 1 до 12 раз в год, однако практика показывает, что в среднем речь идет обычно о трех-четырех волнах за год. К примеру, в США основной национальный проект - RADAR (Radio’s All Dimension Audience Research) использует метод однонедельной дневниковой панели, и сегодня данные поставляються четыре раза в год. Выборка (12+) -395 тыс. респондентов в год. В Великобритании с 1992 года существует RAJAR (Radio Joint Audience Research), данные этого исследования также поставляются четыре раза в год. Организаторы - BBC и CRCA (Commercial Companies Radio Association) Метод - все та же однонедельная дневниковая панель. Выборка (15+) - 110 тысяч человек в год.

Как уже говорилось, дневники можно вести в бумажном варианте, онлайн и даже давать информацию по телефону(исследование Day-After-Recall). Но здесь с участника исследования снимается ответственность и добавляется работа оператором колл-центра исследовательской компании: дозвониться до человека каждый день в одно и то же время бывает проблематично. Как результат - пробелы в данных.

Следующая вариация дневникового исследования - панельное, при котором делается все то же самое, только в течение длительного времени - месяца, квартала, полугодия. Однако я не знаю стран, где такие исследования бы проводились сегодня. Дело в том, что люди устают заполнять дневники каждый день и уже на второй неделе качество заполнения существенно падает.

При помощи этого метода радиоаудитория измерялась до 2012 года в рамках проекта ММІ Украина. Однако в данном случае большую роль играет человеческий фактор: далеко не все, кто согласился принимать участие в исследовании, каждый день заполняет дневник, аккуратно вносит данные по месту прослушивания и радиостанции. Кроме того, метод не позволял достигать наиболее «желанную» социально активную аудиторию с доходом выше среднего, представители которой не хотели проделывать возиться с заполнением дневников.

Еще одним минусом дневников является низкая возможность контроля качества исследования. Проверить, кто именно, как и когда заполнял дневник почти не возможно, особенно когда речь идет о бумажной версии.

Метод общей оценки аудитории

Данное исследование относится также к опросным и используется для исследования конкурентной ситуации и оценки профиля аудитории радиостанций. Сразу оговорюсь, что такой метод наиболее эффективен и чаще всего используется для исследования недавно вышедшей на рынок радиостанции.

Путем личного (face-to-face) интервью или интервью по телефону (CATI - Computer Assisted Telephone Interview), исследователь собирает информацию по общему охвату радиостанции или радио в целом в разные периоды времени. Типичный вопрос звучит так: "Слушали ли Вы радио вчера (в течение последней недели, месяца)?" Как правило, используется для сбора данных по той или иной радиостанции.

Метод CАТI, как я уже говорила, сегодня используется для исследования радиослушания во Франции. Его ведет компания «Médiamétrie». В ней за измерения радиоаудитории отвечает Comité Radio. Национальная выборка (13+) - 126 тысяч человек в год. В Германнии измерение аудитории радио ведется под руководством организации AGMA (Arbeitsgemeinschaft Media Analyse).

С 1972 по 1999 использовался метод дневниковых исследований и личного интервью(face to face). С 1999 года по данное время используется метод CATI. Национальная выборка (немецкоязычное население в возрасте 10+) до 65 тысяч респондентов за волну. За год - три волны исследования.

Recency-Frequency

"Как часто Вы слушаете эту радиостанцию?" (Frequency); "Когда в последний раз слушали эту радиостанцию?" (Recency) - эти вопросы включаются в опросник при использовании данного метода исследования помимо упомянутых выше.

Эти данные важны для составления портрета аудитории радиостанций для одного дня. Анкету можно усложнять дополнительными пунктами по каждому дню недели, разбивая день на части и т.д. Но чем больше вопросов и чем меньше интервал (30 минут, 15 минут), тем с большей неохотой отвечает человек и тем больше он ошибается.

Методика Day After Recall (DAR)

Если скрестить «плюсы» двух предыдущих методов, мы получим описание методики DAR. Опрос проводится в течение нескольких недель, временные промежутки - 15 минут, опрос - за вчерашний день. В итоге мы получаем полную картину по аудитории на каждый день недели и на конкретную дату за бОльший, необходимый нам, промежуток времени.

Достоверности полученной информации способствует 100% запись всех интервью, а также аудит качества исследования со стороны заказника исследования. Именно высокая контролируемость, возможность работать с 15 минутными интервалами и достижимость аудитории с доходом выше среднего стали главными аргументами в пользу этого метода

Автоматизированные методы

На них остановлюсь детальнее и вот почему. Радиокомитет часто спрашивают, иногда с доброй долей ехидства - мол, метод исследования у вас не лучший. Вот в развитых странах используют автоматизированные методы - так называемые, «радиобраслеты». Они одеваются на руку слушателя и автоматически отсылают информацию о том, что слушает и слышит человек в течение дня в исследовательскую компанию. Данные обрабатываются, сверяются с эфиром радиостанций. Многие уверенны, что это более современно и качественно.

Да, отвечаем мы. Продвинуто, современно, модно и пока мало изучено с точки зрения плюсов и минусов. Мы, со своей стороны, для себя в этой системе нашли серьезные недостатки. Человек в течение дня слушает радио при помощи приемника в машине, через телефон, интернет и так далее- то есть, использует разные точки доступа к эфиру любимой радиостанции. А «браслет» ловит только внешние шумы. Когда вы в наушниках, как зафиксировать слушание? А ведь это - одно из наиболее качественных потреблений продукта, по сравнению с фоновым слушанием в магазине или маршрутке. При использовании автоматизированных методов исследовательской компании нужно договориться с каждой радиостанцией и установить оборудование, которое специальным образом кодирует сигнал. Пока 100% станций не закодировано полной картины по слушанию радио в целом получить невозможно. Закодировать же небольшие региональные станции, например, очень тяжело.

Конечно, очень удобная вещь мобильный, переносной PM - Роrtable People Meter (PPM) - что-то вроде напульсника или наручных часов. Да, человеку не нужно запоминать или вспоминать, что слышал в течение дня, достаточно просто носить PPM. Однако наиболее она эффективна, когда один и тот же исследователь использует ее и для исследования ТВ и для исследования радио, то есть, один и тот же прибор PPM замеряет все электронные медиа. Будет необходимость в PPM - уверена, что отрасли радио и ТВ сядут за стол переговоров и договорятся, однако, по моим ощущениям, пока обе индустрии к этому не готовы.

На сегодня PPM используют Норвегия, Швейцария, Дания, Исландия, Бельгия, Канада, Казахстан. Норвегия была первой, здесь портативные пиплметры используют с середины 2006 года. Основной метод - «Arbitron PPM». Оператор - TNS Gallup Национальная выборка (12+) - 500 человек непрерывно. Однако в Норвегии параллельно долгое время шло и исследование методом CATI.

В Швейцарии в 2007 году создана специальная отраслевая структура - «Mediapulse». В исследованиях используется метод «Radiocontrol», однонедельная автоматизированная панель, сбор данных при помощи радиочасов. Национальная выборка - граждане страны и резиденты в возрасте 15 тыс. +, более 26 тысяч человек в год.

Да, из последних новостей. Относительно недавно ВЦИОМ презентовал в России методику измерения радиослушания при помощи смартфонов и технологи Audio Signaturе. Сегодня этот метод планируют использовать и Чехии, однако, не как основной, а как дополнительный, наряду с традиционными телефонными опросами. Вне зоны исследования с использованием смартфонов оказываются, и будут оказываться некрупные радиостанции, о чем в интервью российскому РадиоПорталу рассказал Томаш Говорски, технический директор чешской компании «Медиан». И снова возвращаемся к тому. Что сегодня отрасль не готова резко менять устойчивое уже хорошее, на модное, но мало эффективное пока в наших условиях.

Стабильно и успешно

Прошло почти два года с начала запуска исследования. Что мы получили на сегодняшний день? Исследование признали даже наиболее критично настроенные изначально игроки. Первой нашей победой было присоединение к исследованию BRG(Business Radio Group) и Радио «Эра» в начале 2013 года. Второй важный этап - в сентябре участниками исследования стали две региональных радиостанции - «FM Галичина» из Львова и «РадиоМикс» из Днепропетровска. То есть, работать цивилизованно на рекламном рынке теперь хотят не только крупнейшие игроки. Надеемся, что это только начало и в 2014 году участие в исследовании примет значительно больше региональных радиостанций. А мы - только за цивилизованный поход и развитие индустрии как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

В итоге, сегодня участниками исследования являются (а, значит, фигурируют в публичных данных) радиостанции:

  • ТАВР Медиа («Русское радио», «Хіт FM», «KISS FM», радио «Relax», радио «Мелодия», радио ROKS),
  • радиогруппа УМХ («Авторадио», «Наше радио», «Ретро FM», Europa Plus, «Голос Столицы», «Джем FM», Lounge FM),
  • Бизнес радио групп (радио «Шансон», «Шарманка», «Бизнес радио», «Ренессанс», «Dj FM»);
  • Радио «Ера»;
  • «Люкс ФМ»;
  • Super Radio;
  • Просто Радио;
  • Народное радио;
  • «Европа Плюс»;
  • «Радио 24»
  • «Галичина FM»
  • «РадиоМикс»

Исследование сегодня включает несколько групп данных: по всей Украине (города с населением 50 тысяч+), по Киеву и отдельно - по городам - миллионникам (куда и войдет информация по нашим двум региональным участникам). Наша задача на ближайшие пару лет - чтобы исследование стало привычным инструментом для региональных игроков. Это сделает наш рынок прозрачнее, понятнее для рекламодателя, а, значит, и привлекательнее.

В 2013 году запланировано 5 поставок данных. Мы обнародовали результаты трех из них, и можем сказать, что, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, по данным второй волны исследования, аудитория радио в Украине выросла практически на полмиллиона слушателей. Все это дает нам повод смотреть в будущее радио с оптимизмом и работать над продвижением исследования и радио как медианосителя и дальше.

Катерина Мясникова, руководитель Радиокомитета, исполнительный директор НАМ

Гладарев Б. С. Дневниковый метод в изучении социальных сетей // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2002. № 14. C. 53-69.

Аннотация

В статье приводятся результаты пилотажного исследования, обосновываются преимущества и недостатки данного метода, а также выдвигаются предположения о перспективах его возможного использования в совокупности с другими качественными методами.


Ключевые слова

дневниковый метод; сетевой анализ; персональная сеть; качественные методы; микроуровневая социология; режим повседневности


Литература

Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей//Социологические исследования. 2000. №6. С. 78-87.

Штейнберг И. Русское чудо: локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация//Неформальная экономика. Россия и мир/Под ред. Т. Шанина. М.:Логос, 1999. С. 227-239.

Ожегов С. Словарь русского языка. Русский язык, издание пятнадцатое, стереотипное/Под ред. Н. М. Шведовой, 1984.

Scott J. Social Network Analysis: a Handbook. L.: SAGE Publications, 1991.

Social Structures: a Network Approach/Ed. by B. Wellman, S.D. Berkowitz. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the Problem of Agency//American Journal of Sociology. 1994. No.6. P. 1411-1454.

Burt R.S. Models of Network Structure//Annual Review of Sociology. 1980. No.6. P. 79-141.

Радаев В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.

Стендинг Г., Четвертина Т. Загадки российской безработицы (по материалам обследования Центров занятости Ленинградской области)//Вопросы экономики. 1993. №12.

Черныш М. Социальная мобильность в 1986-1993 годах//Социологический журнал. 1994. № 1.

Силвермен Д., Уолш Д., Филипсон М., Филмер П. Новые направления в социологической теории/Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1978.

Lonkila M. Social Network in Post-Soviet Russia: Continuity and Change in Everyday Life of St. Petersburg Teachers. Helsinki: Kikimora Publications, 1999.

Espaces, temporalites, stratifications. Exercises methodologiques sur le reseau/Ed. by M. Gribaudi. Paris: Editions de l"Ecole Hautes Etudes en Sciences Sociales, 1998.

Barth F. Scale and Network in Urban Western Society//Scale and Social Organization/Ed. by F. Barth. Oslo: Universitetsforlaget, 1978.

Вернер Ф.-Х. Биографический метод//Биографический метод в социологии: история, методология, практика/Под ред. Е. Мещеркиной, В. Семеновой. М., 1994.

Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish//Human Relations. 1954. No.7. P. 39-58.

Bott E. Family and Social Network. 2"d ed. N.-Y.: Free Press, 1971.

Одним из способов сбора качественных данных есть дневниковый способ изучения (diary study), разрешающий выяснить, как изменяется опыт и поведение потребителей с течением времени (от нескольких суток до нескольких месяцев, либо кроме того продолжительнее). Посредством особого ежедневника либо другого инструмента участники изучения фиксируют все собственные сотрудничества с тем либо иным продуктом/услугой.

период и Контекст времени сбора данных - это то, что отличает этот подход от вторых распространенных способов изучения аудитории (user-research methods), таких как опросы (surveys, сбор информации о опыте и предпочтениях пользователей) либо юзабилити тестирования (usability tests, наблюдение за конкретными моментами либо сотрудничествами в лабораторных условиях). Эти все так именуемые бюджетные предположения полевого изучения (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как подлинное полевое изучение, и могут служить только для приблизительной оценки.

  • Способы изучения пользовательского опыта: что выбирать и в то время, когда применять?

В то время, когда применять дневниковый способ?

Изучить опыт и поведение пользователей в динамике достаточно тяжело в лабораторных условиях. Дневниковый же способ изучения легко разрешает вам осуществить это и выяснить, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как как раз?
  • Сценарии (usage scenarios): Как довольно часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их рабочие и основные операции процессы (направляться) для исполнения долговременных задач?
  • мотивация и Отношение: Что побуждает людей к исполнению определенных операций? Каковы их мысли и эмоции?
  • восприятие и Поведение: Как легко совокупность поддается изучению? Как изменяется лояльность клиентов с течением времени? Как они принимают бренд по окончании сотрудничества с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя воображают обычный путь клиента и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией при помощи каналов и различных устройств, таких как email, телефон, сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных одолжений?

Дневниковый способ изучения, в большинстве случаев, концентрируется на чем-то одном, в частности:

  • Продукт/Сайт. Изучение всех сотрудничеств с сайтом (к примеру, интранетом) в течении месяца.
  • Поведение. Сбор неспециализированной информации о поведении (к примеру, применение смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия характера. Как пользователи справляются с главными действиями (к примеру, обмен информацией при помощи социальных инструментов либо онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди делают определенные действия (к примеру, приобретение нового автомобиля либо планирование отпуска).
  • Новые тенденции поведения мобильных пользователей в изучении Гугл

Методика

Дневниковый способ изучения в большинстве случаев складывается из пяти этапов:

1. подготовка и Планирование. Выясните объект изучения и разбираемое поведение. Разработайте замысел-график, выберите инструменты для сбора данных, сделайте комплект участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу либо разговор по телефону с каждым из участников для дискуссии подробностей изучения. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что любой из участников ознакомлен с разработкой; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала изучения.

3. Заполнение издания. Для обеспечения действенного ведения издания участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте максимально конкретными касаемо того, какая как раз информация требуется от них.

Предоставьте четкие и подробные руководства с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных способа сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте - самый простой способ сбора данных. Участников просят фиксировать все данные о собственных действиях конкретно в момент их совершения. Он совершенен тогда, в то время, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется при помощи устройств и каналов, талантливых обеспечить ввод структурированного долгого текста (email, анкетные формы, классические бумажные ежедневники, либо цифровые инструменты).

Кроме этого, как вариант, возможно применять аудио- либо видео-ежедневники, но их анализ может "настойчиво попросить" расшифровки.

Сниппет-техника - участники изначально записывают коротко лишь самую основные данные о собственных действиях и передают ее при помощи электронной почты, текстовых сообщений, Twitter либо Facebook. После этого уже, в конце дня либо в то время, когда у них находится время, они детально останавливаются на каждой записи. Таковой 2х-этапный способ гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и так не будет забыта участником), но одновременно с этим от людей не нужно предоставления громадного количества подробностей, что возможно изнурительным и неестественным в определенных обстановках.

4. Интервью по окончании проведения изучения. Оцените данные, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для дискуссии записей в подробностях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их покинуть отзыв о собственном опыте участия в изучении, дабы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Потому, что дневниковый способ изучения относится к разряду долгих, он генерирует большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении изучения. Как оно начинается и изменяется со временем? Что содействует такому поведению?

В случае если объектом вашего изучения есть конкретный продукт либо услуга, посмотрите на целый путь пользователя.

  • Как применять способы качественных изучений для оптимизации конверсии?

Мотивирование участников изучения

Дневниковый способ изучения требует от участников временных затрат и определённого внимания. Чтобы получить нужный уровень вовлеченности, у участников должен быть некоторый стимул, привязанный к определенному количеству работ. Вознаграждение возможно разделено на пара частей, соответствующих этапам изучения (к примеру, 3 дня ведения ежедневника).

В сравнительно не так давно совершённом подобном изучении Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из разных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить особое ПО на пара персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и учавствовать в двух телефонных беседах (предварительный инструктаж и интервью по окончании проведения изучения).

Вознаграждение было поделено на 3 части, соответствующих определенным этапам изучения. В следствии показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Пара ответственных советов

Длительность изучения. Убедитесь, что длительность вашего изучения достаточна, дабы собрать все данные. Наряду с этим через чур затягивать его кроме этого не следует - участники смогут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности взятых данных.

Сделайте тщательный отбор участников. У них должно быть четкое познание, о чем идет обращение и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), каковые окажут помощь оценить уровень потенциальной отдачи от людей на протяжении изучения, и убедитесь, что они будут дешёвы в течение всего периода изучения.

Осуществляйте контроль входящие эти. Старайтесь сразу же оценивать данные по мере ее поступления. Это разрешит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и определить дополнительные подробности, пока участники еще не забывают их.

Совершите пробное изучение. Оно не должно продолжаться столько же, сколько и настоящее, а его эти - предназначаться для анализа. Его цель в том, дабы протестировать ваш замысел и связанные с ним материалы.

Попросите участников пробного изучения покинуть отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите после этого соответствующие коррективы.

  • Количественные изучения Vs качественные: что нужнее для оптимизации конверсии?

Заключение

Не обращая внимания на то что дневниковый способ может "настойчиво попросить" значительно больше времени по сравнению с другими способами пользовательского изучения, он дает полезную данные о поведении клиентов в настоящем времени и в настоящих условиях.

Высоких вам конверсий!

По данным: nngroup.comimage source shitsuren

Случайные статьи:

Разведопрос: Игорь Викентьев про А.С. Пушкина, часть вторая

UX (User Experience, пользовательский опыт) - это широкая и все более растущая область знаний, но ее главные концепты в целом не изменяются. Разглядим…

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызва

ны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

1.5 Собственно психологические методы

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования (5, 6, 8, 9, 14, 15).

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемым данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко (13).

1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей).

2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) - изменение электропроводимости кожи.

3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения - при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей - "индукционная методика", под действием кофеина и других фармакосредств).

4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др.

5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма).

6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие).

7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального - левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

1. Беседа - метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

2. Интервью - особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой - ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

3. Анкетирование - получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме - открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).

Возрастно-психологические методы "поперечных" и "продольных" срезов.1. "Поперечные" срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А. Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными "срезами", т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

2. "Продольные" (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах - более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты - графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Экология сознания: Психология. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях - мы не успеваем занять позицию по отношению к ним.

Дневник - это возможность в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни.

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда).

Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности.

Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА

Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека.

Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта?

Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры.

С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов.

Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека.

Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории.

Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ

Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни.

При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем.

Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.

Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию.

Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее.

Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ

Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные.

Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь.

Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей.

Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА

Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».

3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ

Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент.

От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни.

Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть.

Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним , и из них не успевает развиться новое.

Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.

В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем.

Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.

Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни.

Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.

Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют.

Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.

Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента , когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания.

Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ

При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней?

Каково содержание нынешнего периода жизни?

На что похоже его течение?

Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.

Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.

Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».

Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ

Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).

В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ

При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления.

Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.

Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки.

При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.

Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта



Поделиться