Из днепра — в пхеньян: поставляла ли украина ракетные двигатели кндр. Куда делись ракетные двигатели с украинского завода и откуда их аналоги у кндр: мнение главы космического агентства украины


19 ноября президент Украины Петр Порошенко, поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой».

Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», - написал Порошенко на своей странице в Facebook.

На счет успешности позиций и космической державы - вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась.

Так, на днях стало известно, что европейская -носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 - основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной - 7 марта 2017 года.

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия - КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.

Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 - лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 - разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться».

По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечаетнаучный руководитель Института космической политики Иван Моисеев .

Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется.

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление - это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель - это самый сложный узел в ракете.

- Какие комплектующие для производства РД использует Украина?

В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей - аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда.

Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием?

Для Украины единственный выход - развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть.

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 - в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор.

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо - чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3?350 килограммов.

Вообще использование космодрома в Канаде - второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это - не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов.

- «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, - говоритпреподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин . - И только благодаря некоторым контрактам - по Antares и еще ряду проектов - летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня».

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно - возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega - это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает - в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года - четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1.

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить - это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.

19 ноября президент Украины Петр Порошенко, поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой».

Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», - написал Порошенко на своей странице в Facebook.

На счет успешности позиций и космической державы - вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась.

Так, на днях стало известно, что европейская ракета-носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 - основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной - 7 марта 2017 года.

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия - КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.

Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 - лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 - разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться».

По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев .

Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется.

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление - это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель - это самый сложный узел в ракете.

- Какие комплектующие для производства РД использует Украина?

В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей - аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда.

Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием?

Для Украины единственный выход - развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть.

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 - в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор.

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо - чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3 350 килограммов.

Вообще использование космодрома в Канаде - второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это - не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов.

- «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, - говорит преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин . - И только благодаря некоторым контрактам - по Antares и еще ряду проектов - летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня».

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно - возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega - это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает - в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года - четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1.

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить - это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.

Американская компания Boeing договорилась с Украиной о покупке ракет и двигателей, разработанных конструкторским бюро «Южное» и производимых заводом «Южмаш». К соглашению стороны пришли во время визита украинской делегации в США. Договор о сотрудничестве будет подписан, как ожидается, в октябре-ноябре 2015 года в ходе визита делегации НАСА на Украину. Об этом сообщается на сайте ТСН.
По словам руководителя национального космического агентства страны Любомира Сабодаша, американская сторона выдвинула условие, в рамках которого Украина не может сотрудничать с государствами, находящимися под санкциями. Стороны сообщили о возможной реанимации проекта «Морской старт», а также закупке комплектующих для ракет Antares. Кроме того, США могут создать для Украины телекоммуникационный спутник.

В Днепропетровске расположено крупное конструкторское бюро «Южное». Оно производит, среди прочего, ракеты-носители серии «Зенит», «Днепр» (в американской терминологии - «Сатана»), спутники наблюдения над Землей, ракетные двигатели серии РД и другую технику. В том же украинском городе налажен промышленный выпуск аэрокосмической техники на предприятии «Южмаш».

В настоящее время участие Украины в международных программах сводится к производству «Южмашем» маршевого двигателя РД-843 для верхней ступени итальянской ракеты-носителя Vega легкого класса, а также созданию основной конструкции первой ступени ракеты Antares.

Международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году. В настоящее время 95 процентов его акций принадлежит дочерней компании (Energia Overseas Limited) ракетно-космической корпорации «Энергия». На плавучем космодроме предполагалось осуществлять коммерческие пуски на геостационарную орбиту при помощи носителей «Зенит-3SL».

Двигатель РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит-3SL» и ее разгонный блок производятся в России. Система управления ракетой - тоже, в Научно-исследовательском институте автоматики и приборостроения имени Пилюгина. На ракете, собираемой на Украине, в целом установлено до 70 процентов российских компонентов.

22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем». Сборка ракет «Зенит-3SL» в Днепропетровске в настоящее время приостановлена.

В планах руководства «Южмаша» значится диверсификация производства. В частности, примерно 25-30 процентов мощностей предприятия планируют перенаправить компании «Энергоатом», в ведении которой находятся все четыре атомные станции Украины и сопутствующие предприятия. Ведутся переговоры о переориентации производства для нужд «Нафтогаза» и оборонной промышленности.via

Северная Корея сама могла изготовить ракетные двигатели, а не закупать за рубежом готовые изделия или технологии, сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя разведки США.

"У нас есть определенные сведения, которые позволяют предположить, что КНДР не зависит от импорта двигателей. Мы предполагаем, что Пхеньян мог произвести эти технологии самостоятельно", – сказал источник.

Ранее газета The New York Times цитировала доклад, в котором эксперты предположили, что двигатели для ракет дальнего радиуса действия могли быть изготовлены на украинском заводе "Южмаш".

Двигатели для ракет произведенные в Украине могли попасть в КНДР из России, заявил руководитель Украинского космического агентства Юрий Радченко.

Он объяснил, что предприятие "Южмаш" перестало их производить и передало России оставшиеся ракеты Циклон-2 и Циклон-3, оснащенные двигателями РД-250. В России осталось от семи до двадцати таких ракет. Документация есть, подчеркнул он.

За время независимости Украины не выдано ни одного разрешения на поставки ракетных двигателей из Украины в КНДР, утверждают чиновники. В 2011 году украинские спецcлужбы арестовали двух граждан Северной Кореи, которые пытались шпионить на предприятии "Южмаш", рассказал сегодня исполняющий обязанности главы Украинского космического агентства Юрий Радченко.

Скажите, пожалуйста, значит ли это, что на заводе "Южмаш" существует какая-то оснастка для производства двигателей, станки, условно говоря, и металл, который позволяет эти двигатели делать?

Нет. Примерно в середине 90-х годов мы отказались от производства двигателей РД-250 как бесперспективных для дальнейшего использования. И готовые изделия, которые у нас были – от 7 до 20 ракет – отправлены были в Москву, я имею в виду в Россию. В какой степени они использовались – трудно сказать. По нашим оценкам, от 7 до 20 ракет у них может быть готовых. Кроме этого, двигатели РД-250 отдельно никогда не поставлялись Украиной, они всегда поставлялись в составе ракет "Циклон-2" или "Циклон-3".

То есть они уже были в сборе. Скажите мне, как специалист, чтобы в поле построить завод со всем необходимым оборудованием для того, чтобы делать двигатели РД-250 – это в принципе посильная задача для государства? Это вообще реализуемая вещь?

Для государства, такого, как Северная Корея, например, это посильная задача, но она потребует лет 10 времени.

- Но у них было это время на самом деле.

И миллиардов 5, наверное, долларов.

То есть так? Это в принципе можно найти необходимый металл или купить его на рынке, поставить станки? Это не самый сложный двигатель?

Это очень сложный двигатель и без документации на этот двигатель, даже имея подготовку производства, его никто не в состоянии изготовить. Для того, чтобы его изготовить, мало иметь подготовку производства, но и необходимо иметь конструкторскую документацию на сам двигатель.

- Которая находится в Химках на "Энергомаше".

Да, разработчик находится в Химках.

Как вы считаете, сколько есть в мире специалистов, имеющих отношение к производству этого двигателя, пусть они будут из Украины или из России, которые не работают больше ни на "Южмаше", ни на "Энергомаше", вообще неизвестно где находятся? Если можно, порядок.

Вопрос, конечно, интересно. Порядок - я думаю, что это тысячи людей, которые имели раньше доступ к этим технологиям, а сегодня они не работают ни на "Энергомаше", ни на "Южном машиностроительном заводе". В какой-то степени, я не говорю о том, что это ведущие конструкторы или головные конструкторы, но люди, которые имели отношение, их может быть тысячи.

Двигатель в готовом виде получить и экспортировать сегодня с территории Украины невозможно. То есть невозможно решить две задачи: построить этот двигатель и отсюда его вывезти. То есть двигатель размером два на один метр – это же не коробка спичек, мы понимаем, это серьезный груз, его просто так не переместишь, даже если бы он был.

- Сколько таких двигателей в одной ракете?

Четыре двигателя: три в первой ступени и один во второй. То есть одним двигателем никакая проблема не решается, то есть нужно как минимум четыре двигателя для одной ракеты.

- Ваши двигатели гептиловые, не так ли? В смысле те, которые были – РД-250?

Да. Из-за чего их производство было остановлено.

- Они очень вредные, опасные двигатели?

Да, совершенно верно, и это было главным критерием в остановке производства этих двигателей. Они бесперспективные с точки зрения дальнейшего использования.

- Россия может делать гептил в неограниченном количестве без иностранных комплектующих химических?

Я думаю, что в России существует полный цикл изготовления жидкого высокоэнергетического ракетного топлива. Есть в мире три страны, которые могут производить это ракетное топливо – это Россия, это Китай и это Иран в меньшей степени.

- Больше никто?

Поэтому учитывая те отношения, которые есть у России с Корейской Народно-Демократической Республикой, из России они могли получить все – и топливо, и ракету, и двигатель. То есть двигатель и составные части, узлы ракеты.

08:54 21.07.2015

Не менее 826 образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих.

Ставка на отечественное Фото:eurasian-defence.ru Не менее 826-ти образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих. Об этом доложил в минувшую пятницу заместитель Министра обороны России Юрий Борисов, курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с организациями ОПК, в ходе проведения Единого дня приемки военной продукции, .При этом, как подчеркнул замглавы Минобороны России, уже за первое полугодие этого года были найдены возможности по полному замещению комплектующих в семи образцах из 127, производимых в странах Евросоюза и НАТО, а также в 57 из 102, выпускаемых на Украине.«Все графики импортозамещения взяты на контроль, по наиболее проблемным направлениям создан страховой запас, - проинформировал Борисов. - Невысокий результат по комплектующим изделиям стран НАТО и ЕС объясняется тем, что работы по импортозамещению начаты только с этого года и требуют времени на разработку, адаптацию и проведение испытаний». импорта стало вынужденной мерой, принятой в ответ на санкции США и ряда других государств, прежде всего европейских. Тем не менее это оказалось на руку нашей стране: сокращение зарубежных поставок вкупе с развитием собственных технологий дало толчок реализации принятых ранее решений в сфере выпуска стратегически важной продукции, прежде всего обороной, локализация производства в России. Как изначально подчеркивали эксперты, это не «дань патриотизму», а реальные меры укрепления национальной безопасности.
Фото: unian.net Что же касается Украины, то здесь ситуация оказалась продолжением откровенно русофобской политики новых властей. Так, указом Петра Порошенко в августе прошлого года было введено в действие решение так называемого совета национальной безопасности и обороны, определившего «меры по совершенствованию государственной военно-технической политики». Фактически украинские власти объявили о разрыве годами выстроенных отраслевых контактов, свертывании производств, ликвидации взаимовыгодных кооперационных связей. Несмотря на тяжелое положение собственной экономики, строящейся в немалой степени на сотрудничестве с российским ОПК и на его заказах, украинские власти вынесли вердикт: прекратить экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения, за исключением космической техники, используемой в рамках международных космических проектов.Российское – снова лучшее О том, что российский оборонно-промышленный комплекс способен в короткий срок обеспечить независимость от импорта при производстве военной техники, замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявлял еще в начале «раскрутки» нынешнего санкционного противостояния.«Ну, перестали нам поставлять отдельные узлы и блоки наши коллеги из стран НАТО и ЕС. Простите, но мы не одни в мире. Мы поменяем логистику там, где нам по тем или иным соображениям нецелесообразно осваивать производство внутри России», - подчеркнул замглавы Минобороны РФ.Как подчеркивал Юрий Борисов, военное ведомство вместе с предприятиями ОПК предпримут меры, которые позволят производить нужную для оборонной промышленности продукцию, не поставляемую в нашу страну из-за санкций.Сегодня эксперты в один голос утверждают: санкции оживили российский ОПК, заставили вспомнить о собственных разработках, о производствах, о специалистах. Так, прекращение поставок украинской компанией «Мотор Сич» малоразмерных газотурбинных двигателей Р95 дало старт давно разрабатываемому российским НПО «Сатурн» проекту двигателей 36MT для крылатых ракет Х59. Двигатель российского производства обладает целым рядом преимуществ в сравнении с украинским. Здесь и более высокая тяга, и меньший вес устройства, и пониженный расход топлива.
Фото: asialive.info.jpg Перестанет «Мотор Сич» быть и ключевым поставщиком двигателей для российской авиационной техники. Так, еще в прошлом году в войска пошла первая серия вертолетов , выпущенных Улан-Удэнским авиазаводом с новыми, более мощными двигателями ВК-2500-03, произведенными ОАО «Климов» на предприятии «Петербургские моторы». Полный цикл производства двигателей теперь обеспечивается на нашей производственной базе. Двигатели ВК-2500-03 – это более высокая надежность и безопасность боевого применения, увеличенный ресурс, повышение летно-технических качеств вертолета.Еще одним направлением модернизации вертолетной техники стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6 тысяч метров против 4 тысяч у АИ-9В). То есть возможности вертолета при эксплуатации в высокогорье и при автономном базировании стали выше.По словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, «на примере Ми-8АМТШ-В результаты работы по импортозамещению свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться улучшения характеристик вертолета».От надводных кораблей… Украинская госкомпания «Зоря - Машпроект» до недавнего времени поставляла газотурбинные двигатели почти для всех военных кораблей в России, действуя в кооперации с российско-украинским предприятием «Турборус» и российским НПО «Сатурн». Со сменой политического вектора ВМФ России не останется без техники.Как сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации, уже созданы и успешно прошли государственные испытания двигатели М75РУ и М70ФРУ, которые сейчас являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными двигателями 4-го поколения. Кроме того, в украинской силовой установке для фрегатов проекта 11356 продукция НПО «Сатурн» заменит реверсивную силовую турбину устройством с более высоким КПД и меньшим расходом топлива. Как подчеркнул гендиректор ОДК Владислав Масалов, на «Сатурне» будет осуществляться весь комплекс работ: и производство, и испытания, и ремонт.Неприятный сюрприз ждет и компанию MTU Friedrichshafen GmbH, чье производство располагается в Германии. Как заявили в начале этого года Главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, при строительстве модернизированных корветов проекта 20385 немецкие дизельные двигатели будут заменяться на отечественные - производства ОАО «Коломенский завод». Его агрегатами ДДА12000 уже оснащен корвет «Стойкий»: на корабле они выполняют функцию главной энергетической установки.«По своим параметрам наши двигатели не уступают зарубежным моделям фирм MAN, MTU и Wartsila, - подчеркивают в ОАО «Коломенские заводы». - Федеральная программа по развитию дизелестроения, осуществляемая с 2011 года, - первый серьезный шаг, обеспечивший материальную поддержку предприятий, который позволил за короткий срок создать образцы двигателей нового поколения».О готовности работать над турбинами для силовых установок фрегатов заявил и «Уральский турбинный завод» в Екатеринбурге. Представители предприятия предложили перепрофилировать некоторые линии производства под изготовление в ближайшей перспективе газовых турбин для надводных кораблей.В целом, как отмечает вице-премьер Дмитрий Рогозин, «импортозамещение в области газотурбинных двигателей - одна из сложнейших задач, но она может быть выполнена на территории России за 2-3 года».…до космических аппаратов Фото:gorodskoyportal.ru Альтернативу украинским изделиям представил и Воронежский механический завод, на котором будет развернуто производство титановых шар-баллонов для ракет-носителей «Ангара» и «Протон». Ранее эти комплектующие делали на ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» в Днепропетровске. Шар-баллоны - это составляющие практически всех жидкостных двигателей ракет-носителей, представляющие собой герметичные сферические конструкции, где под большим давлением хранится гелий для использования в пневмосистеме ракетных двигателей. К 2016 году на ВМЗ должно быть налажено производство более ста таких изделий в год с дальнейшим ростом к 2023 году до 550 штук.Лишится «Южмаш» и российского заказа на ракеты-носители «Зенит». Как сообщил недавно официальный представитель Федерального космического агентства Игорь Буренков, космические аппараты, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших российских ракет семейства «Ангара». К слову, в декабре 2014 года состоялся успешный испытательный пуск первой ракеты космического назначения тяжелого класса «Ангара-А5», все комплектующие которой - исключительно российского производства.«Российский ОПК более пяти лет назад начал реализацию программы по замещению украинских комплектующих на отечественные, - сообщил недавно журналистам заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев. - Такие стратегические решения по работе с оборонно-промышленным комплексом Украины были приняты давно: специалисты давно понимали, как развивается ситуация в этой стране. К тому же надо понимать, что 95 % комплектующих, которые производятся на Украине, еще старого, советского образца. Взять что-то современное оттуда просто невозможно - там этого нет».Отвечать придется рублем. А лучше - евро Если нынешние санкционные «капризы» Запада не отразятся даже на планах нашей страны по вводу в строй новых военных кораблей, самолетов и космических ракет, то что уж говорить о полигонах. Здесь России и вовсе не трудно положиться на собственных разработчиков. Предложенное в свое время сотрудничество иностранным партнерам было жестом доброй воли. Но они этот жест не оценили…Посетивший недавно развернутый в межвидовом центре боевой подготовки в Мулино автономный полевой лагерь АПЛ-500 замминистра обороны РФ Юрий Борисов, сообщил, что Россия своими силами дооснастила этот объект после выхода из контракта немецкой компании Rheinmetall. Ранее эта фирма была рада сотрудничеству с нашим оборонным ведомством - выход на российский рынок сулил ей хорошие перспективы. Концерн был должен, в частности, оснастить центр системами лазерной имитации стрельбы и мобильными пунктами управления. При этом в случае успешной реализации контракта Минобороны России готово было привлечь немцев к строительству еще четырех подобных объектов. Однако санкции поставили на этих планах крест, и в итоге все, что раньше планировалось закупить у Rheinmetall, будет приобретено через компанию «Гарнизон», которая и завершает сейчас этот контракт.Как сообщил замглавы российского военного ведомства, полигон в Мулино будет сдан в срок. Этот масштабный проект Минобороны России кардинальным образом изменит подготовку военнослужащих. Здесь планируется ежегодно обучать до 30 тысяч военнослужащих с использованием компьютерных технологий, имитаторов, новейших тренажеров, позволяющих выстраивать трехмерные пространственные модели и практически любую тактическую обстановку на поле боя.Министром обороны РФ принято решение не закупать иностранное оборудование для полигонов и организовать его производство и выпуск из отечественных материалов и с максимальной локализацией. Наши инженеры уже создали отечественные групповые тренажеры, позволяющие вести «огонь» из всех видов оружия, в том числе из артиллерии. Уже сейчас привлеченная к этой работе компания СЭТ обеспечила производство с уровнем локализации 80 % , оставшиеся 20 % пока закупаются по импорту, сказал Юрий Борисов. Со временем и эти 20 % станут отечественными, считает он.А на концерн Rheinmetall AG российское военное ведомство подало в суд. И хотя на предприятии всю ответственность за срыв контракта возлагают на власти своего государства и даже заявляют о готовности завершить работу, им придется выплатить многомиллионную неустойку. Кроме того, компании придется пожалеть о собственной репутации, которая после этой истории оказалась весьма подпорченной…Жертвоприношение по-украински О том, что санкционное противостояние бьет как по объекту этих «атак», так и по атакующим, сказано было уже немало. Дошло до того, что США и Евросоюз выразили обеспокоенность российской политикой импортозамещения. Как было отмечено весной этого года на заседании Комитета по торговым аспектам инвестиционных мер Всемирной торговой организации, США и ЕС, а также Канада и Япония «недовольны нынешними требованиями по госзакупкам, которые предусматривают первоочередное использование российской продукции».Что уж говорить про Украину. По мнению многих экспертов, ее политика по свертыванию промышленного сотрудничества с Россией, в том числе в военно-технической сфере, сродни самоубийству.«Практически вся продукция военного назначения украинского производства поставляется в Россию, и эта страна рискует не только потерять главного покупателя на мировом рынке, но оставить без работы сотни тысяч граждан, - считает бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. - Обрывая военно-технические контакты с Россией, Украина "стреляет себе в ногу", уничтожая главный сектор своей промышленности - оборонно-промышленный комплекс».«Клинической смертью» украинского ВПК назвал решения Петра Порошенко, блокирующие контакты с Россией в военно-промышленной сфере, депутат Государственной Думы РФ, вице-президент Союзмаша России Владимир Гутенев. Ему вторит и его коллега по парламенту, лидер КПРФ Геннадий Зюганов.«Отказ президента Украины сотрудничать с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса - бездарное и преступное решение, которое нанесет гигантский удар по украинской экономике, повлечет за собой безработицу и рост социальной напряженности», - считает он.В том, что запрет на экспорт товаров военного и двойного назначения в Россию уничтожит военно-промышленный комплекс Украины, убежден и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он уверен: предприятия украинского ВПК без российских заказов не выживут.«Западу их продукция не нужна. Рано или поздно война закончится, но украинская оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут, - считает эксперт. - В нынешних экономических условиях президент Порошенко не сможет выполнить свое обещание - дать более 3 млрд долларов на перевооружение украинской армии и обновление военной техники в 2015-2017 годах, их неоткуда взять, таким образом внутренний заказ не заменит внешний российский».



Поделиться