Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В уставе унитарного предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, унитарное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

При создании унитарного предприятия ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

В уставе определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

Правила устанавливают особенности создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает в установленном порядке разделительный баланс или передаточный акт.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме. Смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности.

Руководитель предприятия ежегодно представляет в установленном порядке в уполномоченный орган:

а) проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

б) годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

в) отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

г) предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложе- ний о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

Не более 25% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

Не менее 75% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Унитарное предприятие (УП) – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Основной характеристикой УП является неделимость его имущества и невозможность распределения его по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками УП. Имущество унитарного предприятия может находиться в государственной или частной собственности физического или юридического лица.

Различают:

    УП на правах хозяйственного ведения (республиканские, коммунальные, частные, дочерние УП);

    УП на правах оперативного управления (УП, созданные по решению правительства РБ (казенные).

УП на праве хозяйственного ведения создаются по решению уполномоченного госоргана или органа местного управления или самоуправления, и потому имущество находится в госсобственности. Такие предприятия отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, но не несут ответственность по обязательствам собственника, т.е. государства. Управляет УП лицо, которое назначается госорганом. Уставный фонд формируется в размере не менее 800 евро. До государственной регистрации уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия. Если уставный фонд уменьшается или увеличивается, то это должно быть зарегистрировано. Формирование, распределение прибыли, взаимодействие с бюджетными и внебюджетными фондами производится в порядке, установленном законодательством. Ликвидация осуществляется по решению собственника либо по делу о банкротстве.

УП на праве оперативного управления создается по решению правительства РБ. Оно отвечает только своим имуществом, однако правительство несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия. Предприятие распоряжается своим имуществом только с согласия собственника, однако реализация продукции происходит самостоятельно, если иное не предусмотрено уставом. Руководитель – наемный директор, который все решения согласовывает с правительством. Формирование и распределение прибыли, ликвидация, реорганизация – в общеустановленном порядке. Со стороны правительства для таких предприятий предусматриваются льготы.

4. Особенности финансов совместных предприятий

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности, признаются на территории РБ коммерческими организациями с иностранными инвестициями.

По принадлежности капитала различают иностранные предприятия и совместные (смешанные).

Иностранное предприятие – это коммерческое предприятие, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Совместное предприятие (СП) – это коммерческая организация, уставный фонд которой состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц РБ. СП является формой хозяйственного сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая производственная база и производится продукт, находящийся в общей собственности. Основной особенностью СП является наличие отечественного и иностранного капитала.

Порядок формирования и оплаты уставного фонда зависит от организационно-правовой формы, в которой создается СП. Результаты деятельности СП зависят от величины и структуры уставного фонда. Вклады в уставный фонд могут быть в виде оборудования, материальных ценностей, денежных средств, имущества и иных прав.

СП могут быть организованы в различных формах:

    Сервисные.

    Торговые.

    Посреднические.

СП могут создаваться на различных условиях:

    на одну сделку;

    на определенный срок;

    на неопределенный срок.

Преимущества создания СП для Республики Беларусь заключаются в следующем:

    получение определенных конкурентных преимуществ;

    положительный социальный эффект;

    активизация производственной деятельности;

    получение ряда льгот при налогообложении.

В РБ при создании СП преследуют следующие цели:

    привлечение дополнительных финансовых ресурсов и материальных ресурсов;

    развитие экспортной базы;

    приобретение управленческого опыта;

    развитие производства с применением прогрессивной техники и технологий;

    создание дополнительных рабочих мест;

    удовлетворение спроса населения на определенные виды товаров;

    пополнение бюджета и внебюджетных фондов.

При создании СП иностранный партнер решает следующие задачи:

    привлечение дешевой рабочей силы;

    приобретение новых каналов сбыта;

    приобретение источников сырья.

В основе создания СП лежит договор между участниками, для подписания которого необходимо:

    проявление инициативы на создание СП и выбор вида деятельности;

    поиск иностранного партнера;

    разработка проекта технико-экономического обоснования создания СП;

    подготовка протокола о намерениях (обязательства партнеров, масштабы деятельности);

    составление учредительных документов;

    получение согласия местных органов власти;

    процесс создания СП (формирование и оплата уставного фонда, регистрация, лицензирование, открытие счетов).

Особенность СП проявляется в управлении, в состав которого входят следующие органы:

    высший орган (Совет, Правление);

    исполнительный орган;

    контролирующий орган;

    рабочие группы, специалисты.

В зависимости от степени участия партнеров в управлении выделяют следующие типы СП:

    автономные – органы управления которых автономны по отношению к собственникам;

    мажоритарные, в которых главную роль в управлении играет один из партнеров;

    паритетные, где функции управления разделены между партнерами, в зависимости от вклада.

Выручка в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства СП, в уставном фонде которого доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов, после уплаты налогов и других обязательных платежей остается в распоряжении СП.

Формирование прибыли происходит за счет реализации продукции, как на внутреннем рынке, так и на внешних рынках. При распределении прибыли используется долевая пропорция, учитывающая долю в уставном фонде каждого партнера.

При ликвидации или реорганизации вопросы решаются в общеустановленном законодательством порядке.

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия - не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.


Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

Внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;

Развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;

Строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;

Проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций - грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации - одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Унитарное предприятие

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. К числу унитарных предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия. http://santehplast.com.kz/ купить водосчетчики купить.

Гражданское законодательство предусматривает возможность функционирования унитарного предприятия в качестве коммерческой организации.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного государственного или муниципального органа. Соответственно имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. В свою очередь собственник не отвечает по обязательствам предприятия. Управляет унитарным предприятием руководитель, которого назначает собственник либо уполномоченный собственником орган. Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный фонд должен быть полностью оплачен к моменту государственной регистрации унитарного предприятия. Если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда, то последний должен быть соответственно уменьшен.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При создании унитарного предприятия ему выделяются средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие.

Правительство РФ Постановлением от 06.10.1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» утвердило порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий. В частности, установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

Формирование и распределение прибыли, взаимоотношения с бюджетом унитарного предприятия осуществляются в общеустановленном порядке.

Унитарное предприятие основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ. Его имущество находится в государственной собственности. Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем своим имуществом. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника. Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать производимую продукцию, если иное не установлено законом. Порядок распределения доходов и прибыли определяются государством.

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования - в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Еще по теме 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования.:

  1. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  2. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  3. § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования
  4. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  5. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Поделиться