1 правовая основа местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления

Определение 1

Местное самоуправление представляет собой механизм решения широкого круга насущных проблем, имеющих большое значение для жизни и деятельности населения. Вопросы жилищно-коммунального хозяйства, охраны общественного порядка, социального обеспечения и организации культурного досуга граждан – все это находится в ведении муниципалитетов.

Эффективная деятельность местного самоуправления невозможна без развития его правовой основы, без детальной разработки законодательных норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

Действующие в современной России источники муниципального права подразделяют на четыре группы:

  1. международные;
  2. федеральные;
  3. региональные;
  4. местные.

Определение 2

Правовая основа местного самоуправления – это взаимосвязанная система нормативных актов, регулирующих деятельность органов муниципальной власти.

Европейская Хартия о местном самоуправлении

Замечание 1

$27$ декабря $1996$ года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию о местном самоуправлении . Этот документ является важнейшим международным правовым актом, определяющим развитие института муниципальной власти в странах континента.

Хартия закрепляет демократические принципы построения местного самоуправления, правовые гарантии его защиты. Все государства, подписавшие данный документ, обязаны обеспечить политическую, административную и финансовую самостоятельность муниципалитетов.

Перечислим основные принципы, на которых базируется Хартия :

  1. органы местного самоуправления признаются одной из основ демократического строя любого государства;
  2. население имеет право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
  3. государство наделяет муниципалитеты реальной властью;
  4. органы местного самоуправления обладают широкой автономией при осуществлении своей деятельности.

Европейская Хартия предусматривает свободное и всеобщее голосование жителей во время избрания депутатов и глав муниципалитетов, полноту и исключительность полномочий местного самоуправления, его самостоятельность.

Международный правовой акт утверждает, что деятельность должностных лиц городских и сельских администраций может быть ограничена лишь рамками действующего законодательства, а любое вмешательство в дела муниципалитетов со стороны государственных структур не допустимо.

Рисунок 1.

Конституция России и федеральное законодательство

Общие принципы деятельности органов муниципальной власти в нашей стране определяет Конституция России. Статья $12$ основного закона РФ признает местное самоуправление как одну их форм народовластия.

Муниципалитеты не входят в систему государственной власти, они самостоятельны в осуществлении своих полномочий. Конституция закрепляет основные права и обязанности органов местного самоуправления, определяет порядок организации референдумов и выборов, устанавливает правовые и экономические гарантии деятельности городских и сельских администраций.

Граждане нашей страны имеют право избирать и быть избранными в органы муниципальной власти, а также участвовать в местных референдумах. Данная норма Конституции России определяет формы прямого волеизъявления жителей и опосредованного осуществления ими власти через муниципалитеты.

Системообразующим нормативным актом, который развивает и конкретизирует конституционные положения, является федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Он устанавливает основы деятельности органов муниципальной власти, их полномочия и структуру, самостоятельность в рамках осуществления предоставленной компетенции, особое место в системе управления. Порядок избрания должностных лиц местного самоуправления, распоряжения муниципальной собственностью, формирования и исполнения бюджета и другие вопросы отражены в вышеупомянутом нормативном акте.

Еще одним документом, имеющим большое значение для функционирования местного самоуправления, является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который утверждает демократическую основу деятельности органов муниципальной власти.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» определяет статус муниципального служащего и гарантии осуществления им своих полномочий.

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» устанавливает принципы муниципальной бюджетной политики и организации межбюджетных отношений.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

На уровне субъектов Федерации закрепляются конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления с учетом исторических, национальных и территориальных особенностей жизни населения.

Законы и нормативные акты регионов России определяют следующие аспекты регулируемой сферы общественных отношений:

  1. организация деятельности местного самоуправления;
  2. порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципалитетов;
  3. установление границ и изменение наименований административно-территориальных образований;
  4. процедура регистрации уставов городов и поселков;
  5. организация муниципальных выборов и референдумов;
  6. отношения между бюджетами органов местного самоуправления и субъекта Федерации;
  7. установление минимальных социальных стандартов;
  8. обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
  9. наделение муниципалитетов отдельными государственными полномочиями;
  10. вопросы организации муниципальной службы;
  11. плата за использование природных ресурсов, находящихся в собственности органов местного самоуправления.

Нормативные акты органов местного самоуправления

Муниципальные нормативные акты принимаются непосредственно населением или органами местного самоуправления. Это уставы городов и сельских поселений, решения референдумов и сходов граждан, постановления и распоряжения глав администраций.

Замечание 2

Важнейшим из вышеперечисленных нормативных актов является устав муниципального образования, который представляет собой основной документ, определяющий общественное устройство и жизнь конкретного города, поселка, станицы или села.

Устав принимается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Данный нормативный акт утверждает систему, структуру и порядок формирования муниципальной власти. Положения устава должны соответствовать федеральному и региональному законодательству.

Решения местных референдумов обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам органов муниципальной власти. Постановления глав администраций городов и поселков, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу только после их официальной публикации.

Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют:

· международно-правовые акты,

· Конституция Российской Федерации,

· Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",

· другие федеральные законы,

· конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации,

· уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

На первое место ставятся международно-правовые документы. Это соответствует ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Среди международно-правовых документов, непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления, в первую очередь можно выделить Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Данная Хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, ее подписавшими, в ней закреплено понятие местного самоуправления, базовые положения организации местного самоуправления.

К международно-правовым документам, регулирующим местное самоуправление, также относится Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 1994 г.

Конституционные основы местного самоуправления в РФ закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Отдельная глава Конституции полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации (глава 8).

Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, стал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. Он закрепляет лишь основы местного самоуправления, а более конкретное регулирование должно было по замыслу его разработчиков осуществляться субъектами Федерации. В Законе дается определение основных понятий местного самоуправления, закон закрепляет право граждан на местное самоуправление, систему органов местного самоуправления, формы непосредственного волеизъявления граждан, регулирует финансовые, территориальные основы местного самоуправления и другие вопросы.

Приоритетной задачей ФЗ 2003 года, в отличие от ФЗ 1995 года, является преодоление местной власти от населения.

В ФЗ от 2003 года:

1) чётко разграничены вопросы о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления;

2) структура органов обязательная;

3) устанавливается численность депутатов в зависимости от численности населения;

4) расширяется форма непосредственной демократии;

5) увеличивается зависимость органов местного самоуправления от органов государственной власти и возрастает ответственность

Среди других федеральных законов, посвященных различным аспектам организации местного самоуправления, можно выделить Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с послед. изм.), Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с послед. изм.).

Кроме того, следует иметь в виду, что полномочия органов местного самоуправления в различных сферах общественной жизни разбросаны во многих отраслевых законодательных актах, в том числе и кодифицированного характера. Так, полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере закреплены в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с послед. изм.), полномочия в сфере охраны атмосферного воздуха - в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в сфере образования - в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с послед. изм.) и т.д.

На федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и в других нормативных актах. Так, обе палаты Федерального Собрания РФ принимали постановления, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления. Одними из наиболее известных являлись Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с послед. изм.), а также Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 июля 1996 г. N 527-II ГД "О ходе исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения".

На федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и в других нормативных актах. Среди Указов Президента Российской Федерации можно назвать Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. N 1616 "О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления"; среди Постановлений Правительства Российской Федерации - Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1394 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" (с послед. изм.); Постановление Правительства РФ от 11 октября 1996 г. N 1188 "Об эксперименте по отработке моделей организации местного самоуправления, проводимом в Псковской области" (с послед. изм.); Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 871 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.); Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 755 "О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления".

Кроме того, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в разных сферах урегулированы в самых различных актах федеральных министерств и ведомств.

Важное место в конституционной основе местного самоуправления занимают постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

На уровне субъектов Федерации общие вопросы регулирования местного самоуправления обычно находят отражение в их конституциях и уставах. Так, в Уставе (Основном Законе) Калининградской области от 28 декабря 1995 года местному самоуправлению посвящен раздел VI.

В основном рассматриваемый вопрос регулируется в законах субъектов Российской Федерации. На региональном уровне в первую очередь необходимо принять базовый закон о местном самоуправлении. В Калининградской области есть закон «Об основах местного самоуправления». Вся законодательная база местного самоуправления, сформированная в субъектах Российской Федерации, должна быть приведена в соответствие с новым Федеральным законом о местном самоуправлении.

Уставы муниципальных образований:

1) устанавливают наличие особого субъекта, который принимают устав муниципального образования (представительный орган местного самоуправления);

2) учредительный характер устава (с помощью устава учреждается орган местного самоуправления);

3) всеобъемлющий и всеобхватывающий характер правового регулирования;

4) устав обладает высшей юридической силой среди других норм;

5) устав – основа для дальнейшего нормотворчества;

6) устав характеризуется особым порядком принятия, изменения и дополнения;

7) устав – одно из правовых средств обеспечения реализации самостоятельности местного самоуправления.

Ст. 44 ФЗ – требования, предъявляемые к уставу.

Устав вступает в силу после официального опубликования.

Понятие и состав правовой базы местного самоуправления

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (рис. 1.3.1).

┌──────────────────────────────────┐

┌───────────┤ Конституция Российской Федерации │

│ └───────────────┬──────────────────┘

│ ┌───────────────┼────────────────┐

│ ┌─────────┴─────────────┐ │ ┌──────────────┴────────────┐

│ │ Федеральный закон │ │ │ Указы и распоряжения │

│ │ "Об общих принципах │ │ │ Президента РФ, │

│ │ организации местного ├─┼─┤ постановления │

│ │ самоуправления в РФ", │ │ │ и распоряжения │

│ │ другие федеральные │ │ │ Правительства РФ, иные │

│ │ законы │ │ │ федеральные правовые акты │

│ └──┬───────────────┬────┘ │ └─────┬─────────┬───────────┘

│ │ │ │ │ │

│ │ ┌─────────────┴──────┴───────┴───────┐ │

│ │ │ Конституции (уставы) субъектов РФ, │ │

│ │ │ законы и иные правовые акты │ │

│ │ │ органов государственной │ │

│ │ │ власти субъектов РФ │ │

│ │ └────────────────────┬───────────────┘ │

│ ┌──┴──────────────────────┴─────────────────┴────────────┐

│ │ Уставы муниципальных образований, решения, принятые │

└─┤ на местных референдумах и сходах граждан, правовые │

│ акты органов и должностных лиц местного самоуправления │

└────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1.3.1. Состав правовой базы

местного самоуправления РФ

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.

Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в табл. 1.3.1.

Таблица 1.3.1

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Предмет регулирования

Глава 1. Основы конституционного строя

Статус местного самоуправления

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

Муниципальная собственность

В РФ признается и защищается муниципальная собственность

В муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Основные права и свободы

Определяют деятельность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно за- трагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом

Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления

Право на жилище

Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище

Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов

Право на медицинскую помощь

Бесплатная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здраво- охранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений

Право на образование

Общедоступное и бесплатное дош- кольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях

Бесплатное высшее образование в муниципальном образовательном учреждении на конкурсной основе

Глава 3. Федеральное устройство

Установление принципов организации местного самоуправления

пп. "н" п. 1 ст. 72

Установление общих принципов организации местного самоуправле- ния отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации

Глава 8. Местное самоуправление

Сфера деятельности

п. 1 ст. 130

Обеспечивает самостоятельное реше- ние населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью

Форма осуществления

п. 2 ст. 130

Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления

Территории

п. 1, п. 2 ст. 131

Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправ- ление, допускается с учетом мнения населения

Структура органов

п. 1 ст. 131

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно

Задачи и функции

п. 1 ст. 132

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници- пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения

Выполнение государственных полномочий

п. 2 ст. 132

Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке наделяться отдельными государст- венными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству

Гарантии прав

Местное самоуправление гарантиру- ется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления. Более подробно вопросы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти рассматриваются в разделе 1.5.

Федеральное законодательство

Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

Определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;

Правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных полномочий.

Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.

В первой группе главным является Закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Структура Федерального закона 2003 года представлена в табл. 1.3.2.

Таблица 1.3.2

Структура Федерального закона "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Наименование

Общие положения

Принципы территориальной организации местного самоуправления

Вопросы местного значения

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления

Муниципальные правовые акты

Экономическая основа местного самоуправления

Межмуниципальное сотрудничество

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью

Особенности организации местного самоуправления

Переходные положения

К другим Федеральным законам этой группы относятся Законы "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996 год), "Об основах муниципальной службы в РФ" (1998 год), "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" (1998 год).

Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов - от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась. Особое значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в результате принятия которого было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством. Перечень основных федеральных актов, принятых в ходе реформы местного самоуправления (по состоянию на сентябрь 2006 года), приведен в Приложении 1.

Региональное законодательство

Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.

Федеральный закон 2003 года относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления. К их числу относятся, например, законы о выборах в органы местного самоуправления, местных референдумах, муниципальной службе, административно-территориальном устройстве субъекта РФ, порядке образования и преобразования муниципальных образований и т.п. К числу отраслевых региональных законов, серьезно влияющих на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюджетном процессе, региональных налогах и сборах и др.

Несмотря на наличие общей правовой основы, законодательная практика отдельных субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления на начало XXI века оказалась весьма различной. Анализ региональных правовых актов свидетельствовал о том, что многие из них по-разному трактовали и конкретизировали различные аспекты местного самоуправления, зачастую ущемляя его права. Типичными примерами служат лишение малых городов и других поселений прав на местное самоуправление, формирование "декоративных" муниципальных образований, лишенных собственности и бюджета, невыполнение требований федерального законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, жесткое регулирование структуры органов местного самоуправления, ущемление полномочий представительных органов. В защиту прав местного самоуправления от законодательных инициатив региональных властей неоднократно выступал Конституционный Суд РФ. Наиболее известны его постановления по законодательству о местном самоуправлении в Удмуртской Республике (1997 год) и в Республике Коми (1998 год).

В 2001 - 2003 годах по инициативе Президента России многие региональные законы по вопросам местного самоуправления были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако в соответствии с Федеральным законом 2003 года N 131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют доработки.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Их система представлена в табл. 1.3.3.

Таблица 1.3.3

Система муниципальных правовых актов

Принимающие правовые акты

Типы правовых актов

Наименование правового акта или решаемые вопросы

Население на референдумах и сходах

Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения

Представитель- ный орган

Устав муниципального образования. Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Вопросы организации деятельности представительного органа

Председатель представитель- ного органа

Постановления и распоряжения

Вопросы организации деятельности представительного органа

Глава местной администрации

Постановления

Вопросы местного значения. Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий

Распоряжения

Вопросы организации работы местной администрации

Глава муниципального образования

Постановления и распоряжения

Вопросы председателя представи- тельного органа или главы администрации (в зависимости от занимаемой должности)

Иные должност- ные лица

Распоряжения и приказы

Вопросы, отнесенные к их полномочиям

Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования. Порядок проведения местных референдумов и сходов рассматривается в разделе 1.7.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:

Положение о местных референдумах и местных выборах;

Положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;

Положение о порядке управления собственностью муниципального образования;

Правила землепользования и застройки;

Правила торговли;

Положение о муниципальном заказе;

Положение о муниципальной службе и т.д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведении проверки и т.п.).

Устав муниципального образования

Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Федеральному закону 2003 года, отражаются следующие положения:

Наименование муниципального образования;

Перечень вопросов местного значения;

Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

Структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;

Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения;

Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003 года, устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.

Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.

Вопросы для самоконтроля

1. Каков состав правовой базы местного самоуправления?

2. Каковы важнейшие документы федерального уровня, регламентирующие деятельность местного самоуправления?

3. Какие компоненты деятельности местного самоуправления регулируются законодательством субъектов РФ?

4. Почему устав называют основным законом жизни или конституцией муниципального образования?

5. Каков порядок разработки и принятия устава муниципального образования?

"

Ключевые слова: общий закон, отраслевой закон, муниципальная хартия, Европейская хартия о местном самоуправлении, совместная компетенция, федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ (региональное законодательство), муниципальные правовые акты, устав МО, город федерального значения.

Правовая основа МСУ задает формальные рамки, в которых функционирует ТПС МСУ. Правовую основу МСУ в России составляют: принципы и нормы международного права, Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральное и региональное законодательство, уставы и иные правовые акты МО. Такая последовательность (можно сказать иерархия) правовых актов характерна для современной России, в XX в. отечественные нормативные правовые акты обладали приоритетом над международными.

Правовые основы местного самоуправления

Функционирование местной власти определяется национальными конституциями и законодательством, в федеративных государствах, кроме этого, еще и региональными законами, причем национальное законодательство определяет лишь принципы организации и деятельности МСУ, возлагая на региональное законодательство все правовое регулирование системы МСУ.

Зарубежная практика

Конституция Германии устанавливает лишь, что в землях, уездах и общинах народ должен иметь выборное представительство. В США деятельность МСУ регулируется исключительно штатами (их конституциями и законами), причем выделяют две группы штатов по степени детализации регулирования. Первая - группа, где регулирование неподробно, и содержит лишь список ограничений деятельности (Алабама, Миссисипи); вторая - штаты, конституции которых содержат основные принципы деятельности МСУ а также нормы по организации и внутренней структуре муниципалитетов (Нью-Мексико).

В Мексике, напротив, МСУ подробно регулируется национальной конституцией, в отличие от США, Индии, Германии.

В унитарных государствах степень регламентации местных властей, закрепленная в их конституциях, также сильно различается. Если конституция Франции содержит всего несколько фраз о том, что имеются коммуны и департаменты, которые свободно управляются выборными органами, то конституции Японии, Болгарии и Монголии посвящают МСУ отдельные главы, в конституции Испании целый раздел о МСУ.

Нормы конституций конкретизируются в законах, причем существуют как общие законы, так и законы, регулирующие деятельность органов МСУ в отдельных административно-территориальных единицах.

Общие законы: Акты о местном самоуправлении в Великобритании, Муниципальный закон в Швеции (1977), Закон о местном самоуправлении в Японии (1947) и др. Специальные законы: Муниципальный закон в Финляндии (1976), который регулирует деятельность только низового звена МСУ.

Многие нормативные правовые акты, регулирующие избирательный процесс, относятся также и к МСУ: в Китае этому посвящен Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей (1979).

МСУ касаются также и многие отраслевые законы: законы о коммунальных налогах в Швеции (1965), жилищный закон в Великобритании (1985).

Кроме этого имеются особенности правового регулирования МСУ в англосаксонских странах. В США важным документом, определяющим правовой статус местных органов являются муниципальные хартии (аналог наших уставов МО). В Великобритании, кроме законов, принимаются также «частные» парламентские акты, каждый из которых адресован конкретному муниципалитету, в Великобритании и других англосаксонских странах распространены также «адаптивные» законы, такой закон вводится в действие не автоматически, а лишь по просьбе соответствующих муниципальных советов, которые принимают специальную резолюцию. Так применяются различные нормы Закона об аренде (1968) х.

Согласно российскому законодательству нормативно-правовую основу МСУ составляют Конституция РФ, международные договоры, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, местные нормативные правовые акты. Рассмотрим их по порядку.

Статья 3 Конституции РФ определяет народ России единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Таким образом согласно Конституции основным субъектом МСУ является российский народ. Надо полагать, что на уровне МО это означает местное население.

Статья 12 Конституции относит МСУ к основам конституционного строя: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, органы МСУ

не входят в систему органов государственной власти . В ст. 130-133 говорится, что МСУ осуществляется гражданами путем выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы МСУ; что МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением местных вопросов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка . Структуру органов МСУ население определяет самостоятельно. Органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей средств для их осуществления. МСУ осуществляется путем референдума, выборов, через выборные и иные органы МСУ на территории городов, поселков и иных территориях. Территория МО может быть изменена только при учете мнения населения. МСУ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией.

Конституция РФ практически полностью соответствует Европейской хартии местного самоуправления. Отличия состоят в следующем:

  • по Конституции субъект МСУ - это российский народ, а по Хартии - выборные органы, т.е. разные субъекты МСУ;
  • по Конституции население решает местные вопросы, а по Хартии органы МСУ регламентируют и управляют частью государственных дел, т.е. согласно Хартии МСУ не исключается из системы государственной власти.

Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы в 1985 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г., занимает особое место в системе источников муниципального права. Согласно Конституции РФ она является международным договором и имеет приоритет над внутренними российскими законами.

Хартия содержит следующее определение МСУ (ст. 3): под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из числа избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме участия граждан, там, где это допускается по закону». Таким образом, согласно Хартии, основным субъектом МСУ являются советы или собрания, т.е. выборные органы МСУ. Хартия декларирует самостоятельность органов МСУ «для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

Кроме этого, в Хартии говорится, что принцип МСУ должен содержаться в законодательстве, а по возможности и в конституции. Органы МСУ самостоятельны и независимы в пределах своей компетенции. При исполнении делегированных государственных полномочий они могут быть подконтрольны вышестоящим органам власти. Изменения муниципальных границ требуют учета мнения органов МСУ, а по возможности и проведения референдума. Статья 8 Хартии гласит: любой административный контроль над органами МСУ может осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом. Любой административный контроль за деятельностью органов МСУ, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Органы МСУ имеют право на обладание собственными финансовыми средствами, достаточными для исполнения их функций, причем часть этих средств должна поступать в виде местных налогов и сборов. Органы МСУ должны иметь право на судебную защиту.

Федеральное законодательство является наиболее важным для МСУ. Федеральное законодательство определяет общие принципы МСУ, порядок образования структур МСУ, правила и процедуры их деятельности, экономическую и финансовую основы, основы муниципальной службы.

Основными федеральными законами в сфере МСУ являются: ГК РФ, БК РФ и НК РФ, Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

ГК РФ вводит понятие МО, делает его субъектом рыночных отношений, регулирует вопросы, связанные с муниципальной собственностью, сделками.

БК РФ определяет понятие местного бюджета, его место в бюджетной системе России, принципы бюджетной системы, в том числе относящиеся к МСУ, норматив отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты, порядок исполнения местных бюджетов, межбюджетные отношения и пр.

НК РФ регулирует разграничение налоговых полномочий между властями всех уровней, определяет местные налоги.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» определяет цели, задачи и принципы муниципальной службы, права, обязанности, гарантии и ограничения для муниципального служащего, регулирует процесс прохождения службы.

Федеральный закон № 131-ФЗ - это самый важный закон: именно он определяет общие принципы МСУ, порядок образования структур МСУ, правила и процедуры их деятельности. Рассмотрим здесь некоторые нормы Закона, которые должны присутствовать согласно Хартии.

Под местным самоуправлением понимается (ст. 1) форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций. Таким образом, субъект МСУ - это население.

Органы МСУ имеют свой бюджет, муниципальное имущество и местные налоги. Муниципалитеты могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей средств для их осуществления. МСУ осуществляется на территории городских округов, поселений, муниципальных районов, внутригородских территориях городов федерального значения населением непосредственно либо через органы МСУ, среди которых обязательно должен быть выборный орган. Территория МО может быть изменена только при учете мнения населения. МСУ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией.

Закон подробно прописывает контрольные функции государства за МСУ: помимо контроля за исполнением переданных государственных полномочий, органы государственной власти получили дополнительные права по контролю за МСУ и вмешательству в его работу:

  • глава субъекта РФ получил право распускать муниципальный совет в случаях принятия советом решений, противоречащих законодательству, и в случаях длительного отсутствия заседаний совета;
  • глава субъекта РФ получил также право отрешать от должности главу МО или главу местной администрации, в случае, если они издают акты, противоречащие законодательству, нарушающие права человека, угрожающие национальной безопасности и пр.;
  • органы государственной власти получили право осуществлять временное управление МО, в том числе в случае задолженности МО (временная финансовая администрация).

Федеральный закон № 131-ФЗ (его мы будем более подробно рассматривать ниже) также формально соответствует Хартии (с оговорками, аналогичными для Конституции), другое дело, что контроль над МСУ со стороны государственной власти (главным образом, региональной) и их вмешательство в деятельность органов МСУ, прописанные в законе, являются чересчур жесткими.

Сравнивая Хартию и Федеральный закон № 131-ФЗ, можно убедиться, что в обоих документах проводится взгляд на МСУ, как на самостоятельную в пределах свей компетенции власть, и как на подконтрольную государству власть в случае исполнения органами МСУ отдельных государственных полномочий. Однако в отличие от стран - членов Европейского Союза, в реальной жизни в России с 2003 г. этот контроль и вмешательство в работу являются чрезмерными и охватывают практически всю сферу деятельности органов МСУ. То есть провозглашая на словах самостоятельность МСУ, на деле государственная власть в России сегодня исповедует подход к МСУ как к подконтрольной себе власти.

Все субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование МСУ в рамках, установленных Конституцией и федеральным законодательством. Региональное законодательство адаптирует федеральные правовые акты к местным условиям, учитывает местную специфику, кроме этого, именно в региональных законах определяется порядок и процедура выборов органов и должностных лиц МСУ, их статус, границы МО и преобразование МО, порядок наделения МСУ отдельными региональными государственными полномочиями, порядок образования фондов финансовой поддержки МСУ и другие нормы. Федеральный закон № 131-ФЗ значительно сузил сферу правового регулирования МСУ на региональном уровне.

Основными законами, относящимися к сфере МСУ, имеющимися практически в каждом регионе, являются:

  • устав субъекта РФ;
  • закон о МСУ в субъекте РФ;
  • закон о территориальном устройстве субъекта РФ;
  • закон о выборах депутатов и должностных лиц МСУ в субъекте РФ;
  • закон о статусе депутата МСУ и должностных лиц МСУ в субъекте РФ;
  • законно муниципальной службе в субъекте РФ и др.

Во время начала реформы МСУ в России (с 1995 г.) проблеме законодательного регулирования организации и деятельности системы МСУ уделялось большое внимание: более 200 федеральных законов по этому вопросу были приняты и действовали до 2003 г., к ним необходимо добавить другие федеральные нормативные правовые акты (указы Президента, постановления Правительства, решения КС РФ и пр.), нормативные правовые акты субъектов РФ и органов МСУ (в России в то время было 89 субъектов РФ и около 14 тыс. МО).

Серьезной проблемой, более или менее решенной лишь после 2003 г., являлось соответствие (на самом деле несоответствие) правовых актов друг другу. К сожалению, сплошь и рядом законодательство по МСУ субъектов РФ не соответствовало, а иногда и противоречило федеральному законодательству (примеры с Удмуртией, Краснодарским краем и пр.). Причина здесь состояла в том, что МСУ отнесено Конституцией РФ к сфере совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ, отсутствовали в то время федеральные законы, разграничивающие полномочия центра и субъектов (проблему решил принятый Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Все это порождало правовой беспредел со стороны субъектов РФ, причем страдали от него большей частью органы МСУ (при осуществлении экономической и хозяйственной деятельности на подведомственной территории).

Кроме этого, отсутствовал анализ правоприменительной практики для новых нормативных правовых актов всех уровней (отсутствует он и сейчас). Только анализ такой практики мог бы выявить, какие акты работают, а какие нет, и что необходимо сделать для того, чтобы они заработали.

Деятельность каждого МО регулируется местными нормативными правовыми актами, главным из которых является устав (аналог конституции МО, акт высшей юридической силы на территории МО) . Проект устава МО в обязательном порядке публикуется в СМИ и выносится для обсуждения на общественные слушания.

Статья 44 Федерального закона № 131-ФЗ указывает, что уставом МО должны определяться (см. приложение 6):

  • 1) наименование МО;
  • 2) перечень вопросов местного значения;
  • 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов ТОС;
  • 4) структура и порядок формирования органов МСУ;
  • 5) наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;
  • 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • 7) срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  • 8) виды ответственности органов и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц МСУ;
  • 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;
  • 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.

и полежит государственной регистрации.

Кроме устава МО в систему муниципальных правовых актов входят:

  • 1) правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты муниципального совета МО;
  • 2) правовые акты главы МО, местной администрации и иных органов и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом МО.
  • Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994; Грибанова Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе: Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,1998.
  • 2 Данная статья однозначно говорит о независимости органов МСУ в пределахсвоей компетенции от органов государственной власти. К сожалению, реальная российская практика, особенно после 2003 г., говорит об обратном.
  • Далеко не во всех российских МО имеется муниципальная полиция, что, вообщеговоря, является нарушением Конституции. В предметы ведения российских МОсогласно Федеральному закону № 131-ФЗ включено создание и функционированиенародных дружин, это в какой-то мере исправляет ситуацию.
  • Примерное оглавление устава МО см. в приложении 6.

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуще­ствления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления^ их взаимоотношения с органами государствен­ной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пра­вовую основу местного самоуправления составляют:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Прези­дента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

3) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на ме­стных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные право­вые акты.

В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности,


относится Европейская хартия местного самоуправления, ратифи­цированная Российской Федерацией я 1998 г. и б соответствии со ст. 15 Конституции РФ, ставшая частью нашей правовой системы).

Такое законодательное расположение нормативных правовых актов можно, в частности, объяснить тем, что местное самоуправление (наря­ду с другими формами осуществления народом своей власти) обеспечи­вает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свобод­но избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя.

Согласно Европейской хартии местного самоуправления право гра­ждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми госу­дарствами - членами Совета Европы (включая и Россию ~ члена Сове­та Европы).

Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы че­ловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17). За­крепляемые Конституцией РФ основы конституционного строя России как демократического государства {включая и принцип местною само­управления) должны соответствовать демократическим принципам, признаваемым нормами международного права.



Поэтому разработка и принятие конституции любого современного демократического государства должны осуществляться с учетом между­народных обязательств данного государства, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. При этом надо учитывать следующее: международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед законами, а не перед Конституцией (ст. 15 Конститу­ции РФ). Вместе с тем Федеральный закон 1995 п «О международных до­говорах» устанавливает, что если международный договор содержит пра­вила» требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном по­рядке (ст. 22).

Признавая всю правовую и политическую значимость Европейской хартии местного самоуправления для утверждения и развития принци­пов самоуправления в нашей стране, необходимо учитывать и правовую позицию Конституционного Суда РФ по вопросу о соотношении Хар­тии и Конституции РФ, федеральных законов. В своем постановлении от 30 ноября 2000 г., касаясь этого вопроса, Конституционный Суд РФ констатировал, что Конституция РФ и федеральные законы закрепляют более высокий, чем предусмотрено международными обязательствами

России, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправле­ния .

В развитии правовой основы местного самоуправления в Россий­ской Федерации можно выделить четыре периода: 1) с 1990-1991 гг. по октябрь - декабрь 1993 г.; 2) с октября - декабря 1993 г. по сентябрь

1995 г.; 3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил в силу Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» до принятия и вступления в силу Феде­рального закона от 6 октября 2003 г., который знаменует новый (четвер­тый) период развития правовой основы местного самоуправления, про­должающийся по настоящее время. Вступление данного Закона в силу в полном объеме было перенесено на 1 января 2009 г., с тем чтобы в пе­риод между датой его принятия и датой вступления в силу в полном объ­еме был осуществлен ряд переходных (подготовительных) мероприя­тии, направленных на создание организационно-территориальных, фи­нансово-экономических и правовых предпосылок необходимых для реализации всех положений Закона, для реформирования системы ме­стного самоуправления в Российской Федерации.

Первый период связан с началом формирования правовой основы мест­ного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990-1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Со­ответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию и Консти­туцию РСФСР.

Закон СССР об общих началах местного самоуправления определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граж­дан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономи­ческого развития территории охраны окружающей среды. Он устанав­ливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного звена данной систе­мы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

Местное самоуправление осуществлялось в границах администра­тивно-территориальных единиц.

В качестве основы местного хозяйства Закон закрепил коммуналь­ную собственность, Предусматривалась судебная защита прав и закон­ных интересов местного самоуправления. Союзные и автономные рес­публики должны были разработать и придать собственные законода­тельные акты, регулирующие местное самоуправление.

Закон РСФСР о местном самоуправлении определял местное само­управление как систему организации деятельности граждан для само­стоятельного (под свою ответственность) решения вопросов честного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик б составе Российской Федерации,

Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная ответст­венность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.

Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный - понятие «коммунальная собственность». Ме­стное самоуправление в соответствии с ним осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, т. е. в границах административно-территориаль­ных единиц.

Закон предусматривал принятие республиками в составе Россий­ской Федерации законов о местном самоуправлении данных республик, а также принятие районными, городскими Советами положений (уста­вов) о местном самоуправлении. Поселковые и сельские Советы могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении на подведом­ственной территории.

Советы и соответствующие органы управления наделялись собст­венной компетенцией, которая не могла быть изменена иначе как зако­ном. Органом управления в районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете являлась местная администрация, которая заменила ранее действовавшие исполнительные комитеты местных Советов, Глава ме­стной администрации осуществлял свои полномочия на принципах еди­ноначалия. Закон закрепил подотчетность местной администрации со­ответствующему местному Совету, а также вышестоящим исполнитель­ным к распорядительным органам в пределах их компетенции. Акты местной администрации, противоречащие законодательствуй решени­ям Совета, принятым в пределах его компетенции, могли быть отмене­ны соответствующим Советом, вышестоящим исполнительно-распоря­дительным органом или признаны недействительными судом, Решения Совета, не соответствующие законодательству, могли быть отменены вышестоящим Советом народных депутатов.

Таким образом, российский закон предполагал формирование мест­ного самоуправления на основе сложившейся структуры местной совет­ской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправлении, двойное подчинение местных ор­ганов управления, право вышестоящих Советов отменять противореча­щие законодательству решения местных: Советов.

В рассматриваемый период на федеральном уровне были приняты законы; от 24 октября 1991 г. «О выборах главы администрации» и от 15 апреля 1993 п «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполни­тельных органов государственной власти республик в составе Россий­ской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправлениям . Однако они не оказали какого-либо серьезного влияния на становление местного самоуправления.

Выборы глав местной администрации должны были состояться й но­ябре 1991 г, В соответствии с постановлением V (внеочередного) Съезда народных депутатов РФ от 1 ноября 1991 г. «Об организации исполни­тельной власти в период радикальной экономической реформы» и при­нятым на его основе Указом Президента РФ от 25 ноября 1991 г. «О порядке назначения глав администраций^ главы местной администрации назнача­лись соответствующим главой вышестоящей администрации. 1 апреля 1993 г, был принят Закон РФ «О порядке назначения на должность и осво­бождения от должности глав краевой, областной, автономной области, ав­тономного округа, города федерального значения, районной, городской районной в городе, поселковой и сельской администраций» . Он, однако, не исключал возможность проведения в определенных случаях выборов главы администрации в соответствии с Законом РСФСР «О выборах главы администрации».

Невыполненными оказались и многие важные законодательные по­ложения, касающиеся бюджетных прав местного самоуправления, на­пример ст. 9 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формиро­ванию и использованию внебюджетных фондов представительных и ис­полнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, кра­ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного са­моуправления», предусматривающая, что уровень закрепленных доходов должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета.

Порядок проведения выборов в местные Советы регулировался Зако­ном РСФСР от 27 октября 1989 п «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» , принятым еще до перехода мест­ных органов власти на принципы самоуправления.


На его основе в 1990 г. на пятилетний срок были избраны местные Советы, которые в соответст­вии с Законом о местном самоуправлении 1з РСФСР получили статус пред­ставительных органов местного самоуправления. Правовое положение де­путатов этих органов регулировалось Законом РСФСР от 30 октября 1990 г, Ю статусе народного депутата местного Совета народных депутатов».

Закон о местном самоуправлении в РСФСР подробно регламенти­ровал формы организации и деятельности органов местного самоуправления, а также компетенцию местных Советов и местной администра­ции. Из нынешних субъектов Федерации лишь республик в составе Российской Федерации имели: право принимать законодательные акты по вопросам местного самоуправления (законы о местном самоуправле­нии, о местном референдуме о выборах местных Советов). Органы го­сударственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа 1 согласно ст. 9 Закона РСФСР «О местном само­управлении в РСФСР» обязаны были содействовать развитию системы местного самоуправления на своей территории, принимая меры по сба­лансированию местных бюджетов, решая предусмотренные Законом вопросы административно-территориального деления, оказывая мест­ным Советам организационную, методическую и иную помощь в работе и т. д. Однако они не могли принимать решения, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал составной частью Конституции РФ, Договор относил установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Фе­дерации и органов государственной власти ее субъектов. Края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значе­ния получили право осуществлять собственное правовое регулирование вопросов местного самоуправления в пределах своей компетенции и в соответствие с федеральным законодательством. За республиками в соста­ве Российской Федерации признавалось право принимать по данным вопросам законы и иные правовые акты.

Втором период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР *0 местном самоуправлении в РСФСР».

Правовой основой реформирования местного самоуправления по­служили указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках его полномочий, которые были определены Указом


от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» , указами Президента РФ от 9 октября 1993 г. №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации* и от 26 октября 1993 г. № 1760 *0 реформе местного самоуправления в Российской Федерации» дея­тельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано осуществлять реформу местного само­управления в соответствии с положениями Указа от 26 октября 1993 г.

Выборы в представительные органы местного самоуправления предлагалось провести в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Дату проведения выборов должны были установить органы государственной власти субъектов Федерации.

Указом от 26 октября 1993 г. № 1760 было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции на период поэтапной конституционной реформы. Были также ут­верждены Основные положений о выборах з органы местного само­управления . Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано принять положения о выборах в органы местного самоуправления с учетом данных Основных положений.

В целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправ­ления и обеспечения его государственной поддержки 9 октября 1993 г. Президентом РФ был издан Указ «О некоторых мерах по оказанию госу­дарственной поддержки местного самоуправления» , в котором содер­жалось поручение Правительству РФ разработать проект Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления.

22 декабря 1993 г. Президент РФ издал Указ № 2265 «О гарантиях ме­стного самоуправления» , который содержал ряд принципиальных по­ложений, касающихся организации и деятельности местного само­управления. В нем предусматривалось, в частности, что решения орга­нов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке, что глава местной администрации может быть членом соответ­ствующего представительного органа местного самоуправления. Кроме того, признавались недействующими статьи главы второй Закона РСФСР о местном самоуправлении, регулирующие вопросы структуры и организационных основ деятельности местных Советов, ряд других статей, а также Закон РСФСР «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР».

Процесс реформирования местного самоуправления изменил осно­вы организации местного самоуправления. Прежде всего надо отметить, что существенным образом изменился характер взаимодействия пред­ставительного органа местного самоуправления и главы администра­ции, который стал именоваться главой местного самоуправления, По существу, утвердился приоритет местной администрации в ее взаимоот­ношениях с представительным органом местного самоуправления.

Указы Президента РФ послужили правовой базой для принятия субъектами Федерации соответствующих правовых актов по местному самоуправлению.

Вместе с тем надо иметь в виду, что упомянутые указы по вопросам местного самоуправления были изданы до вступления в силу Конститу­ции РФ (вступила в силу 25 декабря 1993 г. - со дня официального ее опубликования).

Государственная Дума Федерального Собрания РФ в своем поста­новлении от 10 июня 1994 г «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Федерации» отметила, что данные указы сыграли известную роль в формировании правовой основы местного самоуправления. Вме­сте с тем в них содержатся положения, не соответствующие Конститу­ции РФ, ограничивающие конституционные права населения на мест­ное самоуправление. Данными нормативными правовыми актами ука­зывалось в постановлении, не обеспечивались конституционные права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и на их выборы, на участие населения в управлении му­ниципальной собственностью. Констатировалось также, что не выпол­нен Указ Президента РФ от 21 марта 1994 п «О мерах по обеспечению ре­формы местного самоуправления» в части приведения актов Президен­та и Правительства РФ в соответствие с федеральной Конституцией.

Складывалась, таким образом, ситуация, когда формируемая систе­ма местного самоуправления не в полной мере соответствовала консти­туционной модели местного самоуправления. Это положение усугубля­лось отсутствием федерального закона о местном самоуправлении.

Его разработка началась в 1994 г. Правительство во исполнение пла­на первоочередных мер по реализации первого Послания Президен­та РФ Федеральному Собранию подготовило проект федерального зако­на об общих принципах организации местного самоуправления. В декабре 1994 г. он был внесен Президентом РФ в Государственную Думу

Еще дна варианта проекта были разработаны депутатами Государст­венной Думы. Они обсуждались на Всероссийском совещании по вопроса м реализации конституционных положений о местном самоуправ­лении й организации государственной власти в субъектах Федерации. На нем, в частности, отмечалось, что недостатками вариантов проекта закона является то, что «некоторые положения чрезмерно детализиро­ваны, что в общем-то должно быть предметом законодательства самих субъектов Федерации. Не бесспорна предлагаемая разработчиками схе­ма административно-территориального устройства субъектов Федера­ции, что, как известно, относится к их исключительной компетенции» .

В принятом Законе об общих принципах организации местного са­моуправления нашли отражение, по существу, положения из всех трех вариантов проекта закона: он явился своеобразным компромиссом, хо­тя за основу Государственной Думой был принят один из депутатских проектов.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона * Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. - со дня своего офи­циального опубликования - вступил в силу. Начался новый этап в раз­витии правовой основы местного самоуправления.

Статья 55 Федерального закона установила, что нормативные право­вые акты в Российской Федерации до приведения юс в соответствие сданным Законом применяются в части, не противоречащей ему. Закон также сохранил действие ст. 49-76 {закрепляющих полномочия мест­ной администрации) и ст. 80-86 (регулирующих вопросы территори­ального общественного самоуправления) Закона РСФСР о местном са­моуправлении, которые применяются в части, не противоречащей Кон­ституции РФ и данному Закону, и действуют до принятия субъектами Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципаль­ных образований, а также законов о регулировании осуществления ме­стного самоуправления в формах, предусмотренных ст. 24 и 27 Феде­рального закона. В этих статьях содержатся положения о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении и других формах участия населения в осуществлении местного само­управления.

Федеральный закон предусмотрел возможность временного регули­рования отдельных отношений. Так, согласно ст., 57 впредь до принятия субъектами Федерации соответствующих законов вопросы, подлежа­щие регулированию ими, могут регулироваться уставами муниципаль­ных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и дан­ным Законом, за исключением вопросов, указанных в п. 1, 2 ст. 56,


Федеральный закон установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Федерации в соответствие с ним.

В свое время Государственная Дума, давая оценку нормативным правовым актам субъектов Федерации, принятым после октября 1993 г., в постановлении от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Федерации» отмечала, что и ряде конституций респуб­лик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления имеются несоответ­ствия положениям Конституции РФ. С принятием Федерального зако­на эта проблема приобрела еще большую остроту.

Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» содержал требова­ние, согласно которому Правительство РФ должно было разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты:

федеральных законов, обеспечивающие приведение законодатель­ства Российской Федерации, в том числе налогового и бюджетного, в со­ответствие с данным Законом;

законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;

законодательных актов, устанавливающие ответственность* в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление* включая ответственность за нарушение ус­тановленных сроков проведения выборов органов местного самоуправ­ления, должностных лиц местного самоуправления.

В ст. 58 Закона был установлен срок проведения этих выборов: не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу Закона (т. е. до 1 марта 1996 г.). Однако 17 сентября 1995 г. Президент РФ издал Указ «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и в органы местного самоуправления», в котором признал необ­ходимым проведение выборов в органы местного самоуправления в де­кабре 1996 г. Основанием для переноса срока выборов послужили, по мнению Президента, «незавершенность процесса формирования в ряде субъектов Российской Федерации законодательной базы, необходимой для проведения выборов и функционирования органов местного самоуправления и отсутствие федерального законодательства о формирова­нии финансовой и материальной базы местного самоуправления. Дан­ные положения Указа вступили в противоречие с Федеральным законом 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 59 Закона 1 марта 1996 г. истекали сроки полномочий глав местных администраций (глав местного самоуправления), назначенных на должность государствен­ными должностными лицами, органами государственной власти, а так же


в ином порядке, чем это предусмотрено Законом. В разъяснении Ко­митета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ от 25 марта 1995 г. «О некоторых вопросах, связанных с реализацией Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» подчеркивалось, что продле­ние сроков полномочий, названных выше лиц юридически возможно только после внесения соответствующих изменений б Федеральный за­кон. Б связи с этим применение Указа Президента РФ от 17 сентября 1995 г., устанавливающего сроки проведения муниципальных выборов, по мнению Комитета, недопустимо. Согласно ч. 1 ст. 90 Конститу­ции РФ указы Президента РФ не должны противоречить федеральным законам. Определение же Указом Президента сроков выборов в органы местного самоуправления (в декабре 1996 г.) противоречило упомянуто­му Закону (п. 1 ст. 58). Соответствующие изменения, предусматриваю­щие новые сроки проведения муниципальных выборов, были внесены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. «О внесении изменений в Фе­деральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» .

Вопрос о сроках проведения выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления стал предметом рассмот­рения Конституционного Суда РФ в связи с запросами Президента РФ и главы Республики Коми о проверке конституционности указанных положений Федерального закона.

Стороны, направившие запросы в Конституционный Суд, полага­ли, что определение сроков выборов в органы местного самоуправления не относится к общим принципам организации местного самоуправле­ния, установление которых находится в совместном ведении Россий­ской Федерации н ее субъектов, и, следовательно, данный вопрос не должен решаться в федеральном законе, По мнению главы Республики Коми, данный вопрос находится в компетенции субъектов Федерации, а по мнению Президента РФ -- входит в сферу полномочий местного са­моуправления.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев запросы, пришел к выводу, что действия оспариваемых положений Закона рассчитаны только на переходный период становления системы местного самоуправления. Они призваны упорядочить процесс ее формирования и не допустить за­тягивания создания выборных органов местного самоуправления. По­этому определение в Федеральном законе предельных сроков проведе­ния выборов не нарушает права органов государственной власти субъ­ектов Федерации и местного самоуправления назначить конкретную дату выборов, а лишь ставит реализацию этого права в определенные временные рамки. Однако после завершения формирования органов местного самоуправления путем проведения первых выборов феде­ральные органы уже не вправе своим решением устанавливать времен­ные рамки проведения последующих выборов, поскольку это наруши­ло бы конституционное положение о самостоятельности местного само­управления 1 .

В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении консти­туционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления», который призван обес­печить проведение муниципальных выборов, в случаях если: а) законо­дательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выбо­ров; б) не принят устав муниципального образования; в) отсутствует вы ­борный представительный орган местного самоуправления, а также в других случаях, затрудняющих проведение муниципальных выборов. Законом установлено право суда назначать по заявлению прокурора, или жалобе граждан, или жалобам общественных объединений дату му­ниципальных выборов, если они не проводятся в срок, предусмотрен­ный заключительными и переходными положениями Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации закреплено общее правило: в случаях если уполномоченные на то органы, должностные лица, избирательные комиссии не назначают в установленный срок вы­боров, в том числе муниципальных, выборы по заявлениям избирате­лей» избирательных объединений, органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления, прокурора назначаются судом общей юрисдикции.

Основные задачи в области формирования и развития правовой ос­новы с учетом положений Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления были определены в Указе Пре­зидента РФ от 15 октября 1999 г, № 1370 «Об утверждении Основных по­ложений государственной политики в области развития местного само­управления в Российской Федерации», а также в Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных обра­зований и создания условий для реализации конституционных полно­мочий местного самоуправления, утвержденной постановлением Пра­вительства РФ от 15 декабря 1999 г



Поделиться