Психологические аспекты выемки и предъявления объектов для опознания. Глава VI

Предъявление для опознания - следственное действие, состо­ящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформиро­ванному психическому образу. Образ текущего восприятия срав­нивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потер­певшие; - они опознаются по признакам внешности, функциональ­ным признакам, особенностям голоса и речи); трупы и их части; животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются реальные объекты или их изображения с целью установления индивидуального, а иногда и группового тождества.Предъявление для опознания - действие сложное, требую­щее тщательной подготовки. Одним из существенных ее элементов является допрос опознающего.Цель этого допроса двоякая: во-первых, выяснить, в каких условиях опознающий воспринимал объект, который будет ему предъявлен для опознания; во-вторых, получить максимально пол­ные данные об этом объекте, те признаки, по которым он может быть опознан.Когда речь идет об условиях восприятия, то имеют в виду объективные и субъективные факторы, при которых происходило восприятие объекта. Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем, полноту и точность воспринятого в зависимости от того, является воспринимающий участником события либо его свидетелем. Так, событие,связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля. Чувство волнения или страха, вызван­ное происшедшим событием, существенно искажает воспринятое, обусловливая не только преувеличение, но и утрату части информации.Следующим этапом подготовки к предъявлению для опозна­ния служит подбор объектов для предъявления опознающему. По закону таких объектов должно быть не менее трех. Данное требо­вание обеспечивает объективность результатов опознания: если предъявляется один объект, то это невольно может навести опоз­нающего на мысль, что именно его он должен опознать. То есть предъявление одного объекта играет наводящую роль, что, есте­ственно, недопустимо. Исключение по закону делается лишь при опознании трупа - он предъявляется один.

Психологические особенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Следственный эксперимент - это самостоятельное следствен­ное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых дока­зательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.Необходимо отметить, что проведение специальных опытов допустимо только тогда, когда это не нарушает требований закон­ности: нельзя проводить опыты: 1) опасные для людей или имуще­ства; 2) нарушающие общественный порядок; 3) унижающие дос­тоинство личности.Наиболее часто следственный эксперимент проводится с це­лью проверки доказательств. Будучи средством проверки доказательств, следственный экс­перимент особенно эффективен при разоблачении симуляции преступлений. Следственный эксперимент может явиться средством получе­ния новых доказательств.Известны различные виды следственного эксперимента. Р. С. Бел­кин выделяет следующие его виды: а) по установлению возможно­сти наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления; б) по ус­тановлению возможности совершения какого-либо действия; в) по установлению возможности существования какого-либо явления; г) по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей; д) по установлению процесса образования следов собы­тия, обнаруженных в ходе расследования; е) по определению нали­чия или отсутствия профессиональных или преступных навыков.1. Следственный эксперимент по установлению возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления. Целью дан­ного вида следственного действия является проверка версии.2. Следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия. С помощью данного следствен­ного действия осуществляется проверка: а) возможности соверше­ния конкретного действия вообще; б) возможности совершения кон­кретного действия в определенных условиях или конкретной лич­ностью; в) возможности совершения конкретного действия за опре­деленный промежуток времени; г) возможности совершения конк­ретного действия за определенный промежуток времени конкретным человеком.

Среди различных следственных (судебных) действий познавательного характера особое место в психологическом отношении занимает предъявление для опознания (ст. 193, 289 УПК).

В психологии под опознанием понимается процесс мысленного сопоставления предъявляемого объекта, играющего роль сенсорного стимула, с ранее запечатленным в сознании свидетеля образом искомого объекта либо даже с целым классом подобных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в сознании человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов. Во втором случае мы имеем дело с так называемым родовым (категориальным) узнаванием, поскольку с его помощью устанавливается всего лишь сходство (или различие) предъявленного объекта с определенным классом подобных ему объектов.

Отражение в памяти человека образа в значительной степени определяется возможностями его перцептивных органов (зрения, слуха и т.д.), которые участвовали в восприятии объекта. Предъявление для опознания довольно широко применяется при расследовании преступлений против личности, в том числе имущественного характера. Объектами опознания, или, как еще говорят, идентифицируемыми объектами, могут быть люди, животные, различные предметы живой и неживой природы, а также трупы.

Опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека условно можно разбить на следующие этапы.

1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап, предшествующий собственно предъявлению для опознания, составляет весьма важный в психологическом отношении процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т.д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе формирования его образа в сознании.

Под признаком воспринимаемого объекта понимается доступное восприятию свойство, которое используется в опознавательных целях. Признак объекта может содержать один или несколько опознавательных ориентиров, которые воспринимаются каждый в отдельности либо как единое целое, не поддающееся подробному описанию на вербальном уровне. Например, свидетель, затрудняющийся указать конкретные признаки разыскиваемого лица в виде каких-то четких опознавательных ориентиров, тем не менее утверждает, что может его опознать по внешности, характерной для лиц определенного этнического типа. Такое усвоение образа без подробного описания его признаков еще не говорит о том, что свидетель не сможет опознать разыскиваемое лицо (аналогичное может иметь место и при предъявлении для опознания предметов).

На формирование перцептивного образа воспринимаемого объекта могут влиять различные объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:

  • - физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);
  • - продолжительность и частота восприятия объекта;
  • - состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации; различные закономерности восприятия, о которых говорились выше;
  • - психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, страха, обусловленные криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;
  • - уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, психологическая установка, влияющие на качество перцептивных процессов, активность внимания субъекта.
  • 2. Сохранение воспринятого образа или его отдельных признаков. Известно, что образ первоначально воспринятого объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и оказываются особенно высокими на шестой-седьмой день. Затем результативность опознания может несколько снижаться.
  • 3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т.д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может его опознать (ч. 2 ст. 193 УПК).

Данное положение закона хотя и должно выполняться, но не всегда достигает цели, поскольку свидетели нередко бывают не в состоянии описать приметы и особенности, так как в их памяти запечатлелся целостный образ предмета, а не его отдельные признаки в виде опознавательных ориентиров. Известны многочисленные случаи, когда свидетели в ответ на вопрос о приметах не могут их четко назвать, не теряя, однако, уверенности в том, что могут опознать интересующий следователя объект. Неспособность описать признаки предмета не исключает возможности безошибочного его опознания, равным образом и описание его признаков далеко не всегда гарантирует успех в опознании. Однако предшествующий опознанию допрос о признаках объекта, который предполагается предъявить свидетелю, позволяет следователю более критически отнестись к принятию решения о предъявлении для опознания, особенно в тех случаях, когда необходимо опознать человека, заподозренного в совершенном преступлении, и оценить полученные результаты.

Тактические приемы такого допроса подробно описаны в криминалистической литературе. Дополнительно к ним можно рекомендовать следователю, чтобы он помимо выяснения вопросов, относящихся к признакам объекта, внимательно оценил объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на восприятие объекта, интеллектуальные, мнемические способности свидетеля1.

Во время общения со свидетелем в ходе допроса важно пробудить у него познавательный интерес к предстоящему следственному действию, соответствующую моги наци К), желание оказать помощь следственным органам в расследовании преступления.

4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из объектов. Процессуальный порядок и условия предъявления для опознания различных объектов перечислены в законе (ст. 193 УПК).

В психологическом отношении ситуация предъявления для опознания любых объектов (особенно людей) при расследовании преступлений является довольно сложной, поскольку на опознающего воздействует большое количество разнообразных внешних факторов. Кроме того, всеми участниками данного следственного действия, и в первую очередь самим опознающим, осознается, что результаты опознания могут иметь различные уголовно-правовые, нравственные последствия, и это налагает на участников данного следственного действия особую ответственность, вызывает состояние повышенной психической напряженности. С принятием нового УПК следователь во имя безопасности опознающего, испытывающего, к примеру, страх перед опознаваемым, предъявление для опознания последнего может проводить в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в специально оборудованном для этого помещении (ч. 8 ст. 193 УПК).

В ходе мысленного сличения сохранившегося в сознании образа с предъявленными объектами-стимулами происходит взаимодействие между следами памяти и поступающими перцептивными сигналами от предъявленных объектов. Такое сличение далеко не обязательно совершается как развернутое осознаваемое действие с оценкой и фиксацией воспринимаемых признаков. Чаще всего происходит одномоментное узнавание. Это объясняется тем, что многомерные стимулы в виде опознавательных ориентиров опознающим в отдельности не осознаются. Более того, они слиты и представлены в сознании как один (одномерный) образ-стимул конкретного человека или какого-либо предмета. Вот почему в некоторых случаях свидетели нередко затрудняются подробно называть приметы и особенности опознаваемого объекта, особенно когда он не наделен характерными признаками. В подобных случаях происходит одномоментное узнавание объекта, во время которого опознающий просто не в состоянии заметить последовательность фиксации опознавательных признаков-ориентиров. Например, средняя величина порога узнавания человеческого лица находится в пределах 0,05-0,8 с, а порог узнавания лица по фотографии равен 0,03 с1. Такое, по существу, моментальное, или одномоментное, узнавание в психологии получило название симультанного (мгновенного) узнавания.

Иным по психологическому характеру является сукцессивное (последовательное) узнавание, при котором опознающий, прежде чем принять решение о тождестве предъявленного объекта, мысленно совершает своеобразный перебор сохранившихся в его памяти опознавательных признаков-ориентиров (иногда их называют опорными признаками), сопоставляя их с признаками предъявленных ему объектов. В данном случае к перцептивной деятельности человека активно подключаются процессы мышления, с помощью которых в воспринимаемом объекте выделяются наиболее информативные места (опорные признаки). Этот процесс проявляется в движениях зрачков глаз. Одни движения - прослеживающие - представляют собой сглаженные, плавные движения; другие - саккадические - проявляются в виде едва заметных скачков, перемежающихся кратковременными фиксациями па отдельных опорных точках.

Установлено, что при рассматривании человеческого лица больше всего внимание сосредоточивается на глазах, губах и на носу. Такова, например, известная экспериментально сделанная запись движений зрачка глаз человека, рассматривающего фотографию скульптурного портрета Нефертити (рис. 13.6)1.

Таким образом, если симультанное узнавание занимает сотые доли секунды, то на сукцессивное затрачивается гораздо больше времени, хотя результативность его может быть намного ниже. Даже внешне, фиксируя микродвижение зрачков глаза, можно отличить симультанное узнавание

Рис. 13.0.

от сукцессивного. При симультанном узнавании микродвижения зрачков глаз практически незаметны, чего нельзя сказать о сукцессивном узнавании.

Следует также иметь в виду, что нередко симультанное и сукцессивное узнавание происходит в одном опознавательном акте, эти способы узнавания как бы дополняют друг друга. Симультанное узнавание сменяется сукцессивным, выполняющим своеобразную контролирующую функцию в опознавательном процессе.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания, человеком визуально может опознаваться не более трех объектов. Этим во многом объясняются периодически повторяющиеся неудачи в расследовании, когда некоторые следователи, игнорируя данные психологии, и даже вопреки требованиям закона пытаются в целях мнимой экономии времени предъявлять для опознания свидетелям, потерпевшим большие группы людей, заподозренных лиц, не всегда сходных по внешности, разнородных предметов, что категорически запрещается делать, идя но существу по пути получения недопустимых доказательств (ст. 75 УПК).

На данной стадии после мысленного сличения предъявленного объекта с имеющимся в сознании образом достигается перцептивный результат в виде совпадения (несовпадения) предъявленного сенсорного стимула и сохранившегося в памяти образа, т.е. происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Настоящий этап является логическим завершением всего опознавательного процесса. Поскольку данный процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает какими-то достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в контексте со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса, непосредственно в ходе самого процесса опознания. Анализируются поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается в совокупности с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных является серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.

Итак, мы рассмотрели психологические особенности проведения наиболее распространенных следственных (судебных) действий, составляющих содержание познавательной подструктуры. Естественно, что познавательную деятельность следователя, других участников судопроизводства существенно дополняют коммуникативные процессы, имеющие ярко выраженную процессуальную, равно как и непроцессуальную, форму взаимодействия сторон, чему и посвящены последующие главы учебника.

Все нижеследующие следственные действия могут быть проведены только после допроса, и все они характеризуются повышенной психической активностью его участников. Во всех этих действиях проверяется правильность, достоверность ранее данных показаний. Участие в этих действиях предваряется построением определенной поведенческой модели, предстоящей к реализации в заранее известных условиях. Все нижеследующие следственные действия проводятся с согласия их участников путем добровольного совершения ими определенных ориентировочных и исполнительских действий.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Идентификация - это сопоставление, сличение одного объекта с другим (или его психическим образом) на основании их отличительных признаков, в результате чего устанавливается их тождество. Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к определенному ранее сформированному психическому образу. Оно осуществляется на основе перцептивного сравнения образа текущего восприятия с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (их опознание может быть осуществлено по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Опознание может осуществляться посредством предъявления натуральных объектов или их изображений.

В следственной практике к опознанию предъявляются объекты с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества. Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Предъявление для опознания не может быть проведено, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или если у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может произвести опознание данного объекта. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе "словесного портрета" (пол; рост; телосложение; особенности строения головы; волосы: густота, длина, волнистость, цвет, стрижка; лицо: узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты; цвет кожи; лоб; брови; глаза; нос; рот; губы; подбородок; отличительные особенности лица; особые приметы и др.). Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описывается одежда (от головного убора до обуви), предметы, постоянно находящиеся с опознаваемым (очки, трость, трубка и т.п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта, в связи с чем опознаваемое лицо находилось на этом месте, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным, и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени. Оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека, обеспечивающий его ориентацию в среде. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая, наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета может быть несущественным признаком, но выступать в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, его опознание осуществляется по совокупности других устойчивых признаков. Признаки - это информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм осуществления криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным следовым отображениям объекта и идентификации целого по его частям. Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность (человек, жилище, машина, обувь). Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. Признак - это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный и мыслимый объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Достоверное опознание может осуществляться только на основе существенных собственных признаков и примет. Существенный признак - признак, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, признак, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий всем предметам данного класса, но не являющийся существенным. Признаки предмета, отраженные в сознании человека, являются признаками понятия. В понятии отражается совокупность существенных признаков предметов и явлений. Узнавание осуществляется на основе понятий и представлений - психических моделей образной памяти. Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность.

Об общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых признаков. Процесс сличения сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств, а принятие решения - волевых качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании. Это может значительно затруднить процесс опознания. Различаются признаки достаточные и необходимые для опознания объекта. Так, для опознания лица по его внешности такими признаками являются характерные особенности его лица, "описанные в системе "словесного портрета". Признаки же одежды не могут быть достаточными и необходимыми. Обычно в объекте вычленяется единый комплекс его признаков. И лишь побуждение опознающего на аналитическую деятельность позволяет уточнить отдельные самостоятельные признаки опознания. См.: Шехтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, явления социальной перцепции, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность его восприятия, обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют окружающей обстановке, не соответствуют социальным ожиданиям. Особо выделяется рост человека, цвет его волос и прическа, выражение глаз, конфигурация носа, губ, подбородка, а также речевые и поведенческие особенности. Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных "ореолов", шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из "Я-образа", непроизвольно соотнося их со своими собственными качествами.

Низкорослые люди переоценивают рост высоких людей, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида существенное влияние оказывает фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения могут быть в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий определенной методической помощи. Кроме формулировок "словесного портрета" здесь могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система "айденти-кит" - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму его лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и подлежащими преимущественному запоминанию являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по его внешности. Нередко преимущественной фиксации подлежат элементы внешнего вида: одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда являются объектом внимания. Индивидуально выразительной является походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами. К ним относятся длинна шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составным элементом походки является осанка человека во время его движения - соотношение положения его корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

По требованию закона опознаваемый субъект предъявляется в составе группы не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам (ч. 1 ст. 165 УПК РСФСР). Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами предъявления для опознания. Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.

При предъявлении для опознания по признакам внешности всем участникам разъясняются цель данного следственного действия, их права и обязанности. Опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие лица, приглашающего опознающего. (Из соседнего помещения опознающий может быть вызван по телефону.) Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: "Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?" Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.

При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было произведено опознание. При отрицательном ответе выясняется, вызван ли этот ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, то есть трудностями опознания либо опознающий твердо уверен в отсутствии опознаваемого среди предъявленных лиц.

Опознание личности может осуществляться и по устной речи. По голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). При этом опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего поочередно беседует с предъявляемыми лицами и даёт им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После итого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам произведено опознание. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть произведено по его фотографии, которая предъявляется одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания и из-за добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается (в соответствии со ст. 79 УПК РСФСР) судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека. Наиболее общим групповым признаком предметов является их форма, контур. Существует пространственный порог различия формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий распознание рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - они зависят от глазомера индивида, особенностей его оценочных способностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части на меньшей фигуре, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя, размеры близко расположенных объектов переоцениваются. Цветовые впечатления также зависят от взаимовлияния цветовых тонов. Восприятие местности описывается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть значительно затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на отрытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различия предметов.

Все воспринимаемые объекты "привязываются" к точке наблюдения. При этом субъективно оценивается их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированного проведения проверки показа на месте.

Сложной психической деятельностью являются словесное описание опознающим признаков объекта предстоящего опознания и сам процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу несущественных признаков. Случайная совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания. В практике судопроизводства возможно ложное опознание и ложное неопознание. Ложное неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При производстве судебного опознания необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренного ложного опознания может быть следствием различных внушающих воздействий на лицо, легко поддающееся внушению.

Воспринимаемые элементы объекта могут иметь разные варианты интеграции. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

Наблюдатель данного комплексного объекта может мысленно объединить или элементы 1-2, 3-4, 5-6 или элементы 2-3, 4-5. В зависимости от того, как первоначально структурировался объект восприятия, будут интегрироваться признаки объекта, предлагаемого для опознания. Опознание связано с теми перцептивными задачами, которые решал индивид при формировании первоначального эталонного образа.

Предъявление для опознания как одно из отдельных следственных действий, получивших достаточно подробную правовую регламентацию, не исследовано еще в полной мере в плаце психологических закономерностей, лежащих в его основе.

Процесс опознания может быть представлен в виде схемы, объединяющей его развитие и сущность. Схема включает в себя три главных элемента:

а) восприятие внешности человека или признаков какого-либо объекта,

б) сообщение о приметах внешности или признаках воспринятых объектов,

в) опознание воспринятых объектов в число предъявленных.

В своих психологических характеристиках каждый из названных элементов обладает спецификой, проистекающей из их сущности. Анализ психологических характеристик первых двух элементов схемы, как это видно из их наименования, предполагает исследование вопросов восприятия внешности человека или восприятия признаков иных объектов, а также сообщение о воспринятом в процессе допроса, предшествующего опознанию.

В психологической и криминалистической литературе достаточно четко определены две формы восприятия объектов, существенно влияющих на процесс последующего опознания.

1. Аналитическая , т.е. предполагает восприятие, при котором выделяются (анализируются) отдельные приметы внешности и признаки предметов. Например: цвет глаз, форма носа, цвет волос, особые приметы.

2. Синтетическая, предполагающей восприятие объекта в целом без выделения отдельных признаков. Такой психологически скрытый процесс синтеза признаков внешности, который позволяет в один момент воспринять внешность человека или объект, представляет значительный интерес в плане возможности использования его результатов для расследования преступления.

3. Аналитико-синтетическая . Эта форма восприятия в процессе сообщения информации может диагностироваться по таким данным, как выборочное сообщение отдельных признаков наряду с синтетическим (скрытым, но поддающимся выделению и анализу) восприятием иных признаков. Знание всего сказанного чрезвычайно важно при диагностике формы восприятия в процессе допроса. Установление формы (аналитической или синтетической) влечет за собой соответственно различную тактику допроса, которая в первом случае будет иметь характер фиксации получаемой информации и ее уточнение, а во втором - системы приемов, позволяющих возбудить ассоциативные связи, способствующие оживлению в памяти отдельных моментов, связанных с восприятием.

Отдельные психологи при рассмотрении процесса отображения внешнего облика различают два уровня познания:

1) конкретно-чувственный (восприятие) и

2) абстрактно-логический (интерпретация).

Психологические закономерности, лежащие в основе процесса опознания, в значительной мере определяют тактику его производства. Первым обусловливающим моментом является допрос, предшествующий предъявлению для опознания. Тактическая необходимость его осуществления, получившая регламентацию в уголовно-процессуальных кодексах, объясняется следующим:

а) важностью получения информации о запечатленном;

б) необходимостью фиксации данных о воспринятом облике в целях гарантии правильности предстоящего опознания.

Здесь психологический аспект выступает в двух направлениях: обеспечение скорого запечатления информации о воспринятом объекте, препятствующее утрате информации в результате естественных процессов, происходящих в памяти; выполнение функции контроля за предстоящим опознанием и подбора идентификационного материала (сходных лиц), обеспечивающего возможность и достоверность опознания.

Психологическим моментом, обусловливающим тактику предъявления для опознания, является требование об определенном числе объектов (лиц), обеспечивающем оптимальные условия для опознания предъявляемого. Указанное в уголовно-процессуальных кодексах число лиц (не более трех), среди которых помещается опознаваемое лицо, имеет психологическую подоплеку, вытекающую из экспериментальных данных о наилучшем сосредоточении внимания при переборе признаков в процессе сравнения объектов. В тех случаях, когда число предъявляемых объектов превышает означенное, имеет место рассредоточение внимания. Большое число сравниваемых объектов исключает быстроту сравнения, распределяет внимание в очень широком диапазоне, что не способствует четкому выполнению функции сравнения.

Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем и полноту воспринятого, что определяется тем, является ли воспринимающий участником события или наблюдателем. Состояние психики также во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Так, например, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по-разному в эмоциональном плане оказывает воздействие на потерпевшего и свидетеля, так как первый является участником события. Чувство волнения, страха, вызванное событием, значительно субъективизирует воспринятое не только в смысле существенного преувеличения, но и утраты информации, относящейся к восприятию внешности. Объясняется это обстоятельство двумя факторами. С одной стороны, чувством страха, которое заставляет воспринимать событие, как более значительное, чем оно существует в действительности (напала большая группа - в действительности три человека; были вооружены пистолетами - в действительности один имел нож; напали с криком и угрозами - в действительности не было произнесено ни слова и т. п.). С другой стороны - направленностью внимания. В связи с чувством страха внешность также воспринимается гиперболически. Рост становится большим (огромным), глаза - сверкающими, черные волосы - рыжими и т. п. В данном случае может иметь место подмена истинно воспринимаемого стереотипными представлениями о нападающем разбойнике. Это чрезвычайно важно учитывать в процессе допроса потерпевшего при установлении примет внешности нападавшего, в этом случае свидетель может дать информацию о внешности преступника значительно более объективную, что объясняется его эмоциональным состоянием, позволяющим более точно фиксировать внимание на воспринятом.

Значительную роль в определении полноты воспринятого играет направленность внимания, от которой зависит степень адекватности воспринятого. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т. п. Известное совпадение предмета размышления и воспринимаемого делает последнее более детальным. Интерес, определяющий направленность внимания, способствует полноте и детальности восприятия. Поэтому нередко информация о воспринятом при направленности внимания обладает подробностями, вызывающими сомнение в их подлинности.

Большое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность, то есть объективное время, в течение которого оно происходит.

Полнота и правильность воспринятого зависит от физического состояния лица (недомогания, боли), возникшего как в момент восприятия, так и существующего определенный период. Несомненно в данном случае то, что плохое состояние отрицательно влияет на полноту восприятия, так как болевые ощущения отвлекают внимание. Однако последнее вовсе не исключает возможности восприятия со стороны субъекта. Отрицательно влияют на восприятие также и болевые ощущения у потерпевшего, возникающие в связи с преступным посягательством.

Степень восприятия во многом зависит от таких субъективных факторов, как состояние органов чувств воспринимающего, главным образом от недостатка функций последних, таких, как плохое зрение, слух, обоняние и т. и. Ошибки в восприятии, связанные с этим, могут давать неправильную информацию о воспринятом.

Правильность, восприятия, как указывалось ранее, определяется не только субъективными, но и рядом объективных факторов. К ним относятся факторы, традиционно; выделяемые общей психологией, как влияющие на ход и полноту восприятия. Среди них - освещенность воспринимаемого объекта, расстояние, на котором происходит наблюдение, погода, время протекания события. Зависимость восприятия от этих факторов очевидна и не требует детального рассмотрения, она находится в естественном соотношении типа «хуже освещение - хуже восприятие», хотя и обладает некоторыми особенностями, продиктованными индивидуальными качествами воспринимающего субъекта.

Опознание рассматривается как процесс и результат идентификации личности по чувственно-наглядному отображению (восприятию). Идентификационный процесс, осуществляемый при опознании, обладает рядом специфических черт, отличающих его от иных форм идентификации. Главное отличие состоит в формировании образа, являющегося основой для последующей идентификации, в сохранении его в памяти, в актуализации его в процессе допроса, предшествующего опознанию и, наконец, в скрытой форме идентификации, контроль за которой не всегда возможен. Формирование образа, который может быть использован для последующего опознания, по своему механизму однотипно с формированием иных форм отображения, а именно: материально фиксированных, так как они являются результатом взаимодействия в первом случае психического (наблюдение, восприятие), во втором случае механического (материальное отображение как результат взаимодействия объектов

Комплекс запечатлеваемых признаков индивидуален и зависит от множества субъективных и объективных данных, влияющих на восприятие. Важно здесь отметить только одно: симультанное восприятие представляет жесткий комплекс признаков, не поддающихся ни мысленной, ни фактической дифференциации и обладает полнотой, по полнотой скрытой, фиксируемой не внешне, а только внутренне - психикой воспринимающего. Аналитически же воспринимаемый облик, несмотря на свою неполноту (восприятие фиксирует достаточные и необходимые признаки не в полном объеме), дает возможность назвать выделяемые признаки и дифференцировать их как опорные для последующей идентификации при опознании. Эти особенности формирования облика при восприятии важно знать следователю.

Разрешая вопрос о доказательственной ценности результатов опознания, следователь или судья основываются на своем внутреннем убеждении, вытекающем из всестороннего рассмотрения доказательств, имеющихся по делу.

Предъявление для опознания - следственное действие, в котором свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый в результате восприятия предъявленных ему объектов и их сравнения с мысленным образом лица или предмета, воспринимавшегося ранее, приходит к выводу о их тождестве, сходстве или различии.

Обилие следственных и судебных ошибок, связанных с добросовестным заблуждением опознающих, и ряд экспериментальных исследований давно уже привели к чрезвычайно критической оценке результатов предъявления для опознания. Один из дореволюционных авторов писал, что лучше совершенно игнорировать опознание, исключить достоверность акта предъявления, чем базировать на нем обвинение1.

«Опознание является наиболее ненадежной формой показаний», - предостерегает М. Хаусе. «Необходимо относиться с величайшей осторожностью и сомнением к утверждениям об опознании даже со стороны самых убедительных и надежных свидетелей», - вторит ему другой автор2.

Предостережения эти правильны, но они в значительной мере были порождены тем, что предъявление для опознания производилось ранее в рамках осмотра, допроса или очной ставки, процедура которых не содержала специальных гарантий, обеспечивающих получение надежных результатов.

На основе обобщения передового опыта наша правовая теория разработала и рекомендовала практике эффективные приемы использования опознания как средства получения доказательств3.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательный - они относят к стадии распознавания4.

Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представ

2 М. Хаусе. От доказательств к убежденности. Спрингфильд, 1954.

3 Г.И. Комаров. Опознание на предварительном следствии. Госюриздат. 1955; П.П. Цветков. Предъявление для опознания в советском уголовном процессе. Госюриздат, 1962.

4 М.С. Шехтер. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания.

«Вопросы психологии», 1963, № 4. 258.

лять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но, как будет показано ниже, не исчерпывает его.

Как в той, так и в другой стадии центральное место принадлежит отличительным признакам, которые в криминалистике именуют идентификационными, ибо именно по ним отождествляют тот или иной объект.

Все предметы обладают характерными внешними чертами, свойствами, проявлениями и действиями, позволяющими отличать один предмет от другого. Явность, доступность, непосредственная наблюдаемость признака придает ему характер приметы. При распознании первостепенную роль играет именно эта сторона признака, которая может не отражать сущности предмета, быть в известном смысле случайной, но важной для его индивидуализации.

Признаки бывают различной степени специфичности. Одни характеризуют класс объектов, другие - род, вид, группу и т.д. При этом различаются признаки постоянные, присущие всем предметам данной совокупности, и непостоянные, присущие лишь части их.

Признаки могут быть специфичными, если они присущи всем предметам данной группы и только им, и неспецифичными, когда они свойственны всем предметам данной группы, но не только им. В анализе и классификации признаков возможна дальнейшая все более дробная спецификация. Она имеет значение для групповой идентификации, определения групповой принадлежности объектов.

В юридической литературе иногда высказывается мнение о том, что опознание по родовым, видовым, групповым признакам не имеет силы доказательства. С этим нельзя согласиться, ибо установление сходства также может иметь значение улики. Зачастую объект удается отнести к такой узкой группе, что в практической ситуации это означает почти его индивидуализацию. Например, опознание человека по монгольскому типу лица в местности, где таких людей больше нет. Установление различия по групповым признакам приобретает еще более решающее значение.

Но, конечно, наиболее предпочтительным для расследования является установление индивидуального тождества или его отсутствия. Такое отождествление происходит на основе опознавательных, отличительных признаков или примет, которые

характеризуют своеобразие данного объекта (вещи, человека), индивидуальные черты.

В психологии опознания отличительные признаки подразделяются на: а) достаточные и необходимые и б) достаточные, но не необходимые. Совпадение достаточных и необходимых признаков того и другого объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а несовпадение требует бесспорного вывода о различии.

Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие отнюдь не свидетельствует об обратном.

Например, потерпевший запомнил характерные черты лица грабителя и особенности его одежды. Признаки внешности преступника - это достаточные и необходимые признаки для его опознания. Признаки же одежды могут быть достаточными, но не необходимыми, ибо их совпадение иногда дает основание для положительного вывода, но отсутствие еще не означает, что субъект опознан неправильно.

Отличительные признаки могут быть двоякого рода: элементарные и сложные. Сложный признак - это комплекс, система, совокупность определенных признаков. При опознании дробные свойства признака зачастую не замечаются человеком, поскольку они обнаруживаются одно за другим столь быстро, что создается единое слитное впечатление. Весь комплекс воспринимается как один отличительный признак.

Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками, и люди их воспринимают избирательно, вследствие чего одна и та же вещь или человек могут быть опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывают на практике, выражая сомнение в случаях, когда опознающие указывают в одном и том же объекте различные признаки, по которым они распознали предъявленную им вещь или человека.

В процессе усвоения признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой в качестве эталона для будущего опознания.

Важную роль при этом играют объективные условия, в которых воспринимался объект Как изменяются возможности восприятия в зависимости от его длительности, положения наблюда

теля, расстояния до объекта, его освещенности, какое влияние оказывают атмосферные явления - все это должно быть учтено при оценке результатов последующего опознания.

Не последнюю роль здесь играют и субъективные факторы, физическое и психическое состояние воспринимающего, его переживания и отношение к объекту восприятия, направленность восприятия и т.д.

Однако наиболее пристального внимания заслуживают закономерности формирования мысленного образа такого объекта опознания, каким является человек.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В ситуациях, которые становятся предметом расследования, это обычно бывают рост, возраст, телосложение, движения, речь, черты лица. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут именно эти признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль опорных признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.

В оценках и описаниях примет отмечаются значительные колебания, вызванные индивидуальными различиями опознающих. Так, установлено, что при определении роста высокие люди недооценивают рост невысоких, а для невысоких характерна тенденция к преувеличению роста других. Многое зависит от оценки собственного роста, и ее нужно выяснить при допросе, ибо зачастую определение роста происходит путем сравнения.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста. В некоторых случаях имеет значение и фон восприятия. Известны опыты, при которых в зависимости от того, в

какой точке экспериментальной комнаты находился воспринимаемый субъект, он казался то необычно высоким, то низким.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается описания цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Большую сложность представляет точная оценка возраста человека, ибо возрастные признаки менее определенны, чем иные черты внешности. Установлению действительного возраста даже при благоприятных условиях восприятия мешают физическое состояние человека, его настроение, а также одежда, очки, прическа. Эксперименты показывают, что точность оценки возраста тем выше, чем моложе воспринимаемый субъект. В отношении людей среднего и преклонного возраста такие оценки весьма приблизительны1.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей - особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны, но из-за ограниченности чувственного аппарата не всегда различимы. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.

В последнее время все большее значение криминалисты придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и прочее.

За рубежом имеется ряд публикаций, в которых высказывается мысль о том, что по стилю речи, манере говорить, произношению можно не только судить о месте рождения или прошлого проживания человека и использовать эти данные для розыска, но и опознать преступника.

1 А.А. Бодалев. Восприятие человека человеком. Изд. ЛГУ, 1966, стр. 101-104.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».

В Западной Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом в известность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были записаны на магнитную пленку. Большая группа специалистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался искомым преступником1.

Формирование мысленного образа человека или вещи завершается на допросе, который должен предшествовать предъявлению для опознания.

При этом происходит актуализация материала прежних восприятий, он яснее выступает в памяти за счет словесного описания и лучше запечатляется для будущего сопоставления с предъявленным объектом.

Однако описание человека или вещи - задача психологически более трудная, чем его узнавание. Этим объясняется неполнота и неточность показаний о приметах преступника или похищенного имущества. Многие признаки в деталях вообще очень мало поддаются словесному описанию. Как, например, рассказать об особенностях походки или речи, описать тембр голоса, выражение лица? Чаще всего удается передать лишь самое общее впечатление. Зачастую даже описание очень близкого и хорошо знакомого человека неточно, неконкретно.

1 Дело Тильмана. «Вопросы криминалистики», 1963, № 6-7.

Для того чтобы вывести допрашиваемого из этого затруднения и помочь в описании примет, ему специально задаются вопросы, относящиеся к особенностям тех или иных объектов (например, по системе словесного портрета), а также применяются различные средства наглядной демонстрации. Так, потерпевшему, чтобы помочь вспомнить приметы преступника, предъявляются изображения различных признаков внешности людей (рисунки, фотоснимки, диапозитивы) 1.

Важное значение для самого процесса распознавания имеет правильный подбор предъявляемых объектов, которые должны быть однородными, и создание условий, обеспечивающих опознающему свободу выбора, без всякой подсказки и наводящих действий. В настоящее время криминалистикой и уголовным процессом разработана такая процедура предъявления для опознания, которая обеспечивает выполнение этих требований.

В стадии распознавания психологически наиболее значимым является процесс сличения, сравнения предъявленных объектов с представлением об искомом объекте, которое имеется в памяти опознающего.

В психологии сравнение считается важнейшим компонентом познавательной деятельности. Нет такого психического процесса, начиная от простейших ощущений и кончая высшими формами мышления, в которых процессы сравнения не играли бы ведущей роли. Особенно же она велика в процессе отождествления. Отождествление, идентификация и есть отражение в сознании человека тождества (или различия) сравниваемых объектов.

При отождествлении далеко не безразлично, насколько сопоставимы сравниваемые объекты. Наиболее предпочтительно, чтобы заподозренный объект предъявлялся для опознавания в натуре. Опознание по фотоснимку всегда менее желательно. Фотография, даже удачная, отражает многокрасочную действительность в черно-белом цвете или неточно передает оттенки цветов, уменьшает пропорции, запечатлевает объект в статике, изображает его плоско, при этом неизбежно искажается и утрачивается много существенных признаков.

1 Получила распространение так называемая система «Айденти-Кит», которая используется для создания изображения человека путем выбора и составления портрета из отдельных частей лица различной формы, применяется также «фоторобот», используется помощь художников.

Однако это не значит, что опознание по фотоснимкам, допустимое, когда объект нельзя предъявить в натуре, не может дать положительных результатов. Такое опознание успешно применяется в следственной практике.

Узнавание имеет различные психологические механизмы. Различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное.

Симулътанное (синтетическое) узнавание - это воспризнание увиденного объекта с первого шага, одним маршем, в результате мгновенного совпадения образа наблюдаемого предмета с эталоном, хранящимся в памяти.

Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцирование, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявленного объекта с чертами мысленного образа.

Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания".

Интересно, что по некоторым данным при синтетическом опознании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают не те признаки, по которым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас «происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли»2.

Процесс узнавания еще недостаточно изучен. Эта проблема привлекла к себе пристальное внимание многих специалистов в связи с разработкой запоминающих устройств, опознающих автоматов, электронных переводчиков и механических исполнителей командной информации.

Но даже то, что сегодня нам известно, указывает на расхождение между данными психологии и взглядами юристов. Считается, что опознание, не основанное на предварительном описании искомого объекта и на указании признаков, по которым он опознан,

1 М.С. Шехтер. Изучение механизмов симультанного узнавания. Доклады Академии педагогических наук, 1961, № 2 и № 5; 1963, №. 1.

2 И.М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения стр. 355-356.

не имеет доказательственного значения. Таким образом, перечеркивается или снижается ценность наиболее надежного вида узнавания, когда один человек опознает другого потому, что «просто его хорошо знает», но затрудняется объяснить, как он его узнал.

Между тем узнавание нередко является самоочевидным непосредственным знанием, которое сохраняет определенное значение даже и в тех случаях, когда опознавший не может указать отличительных признаков, послуживших опорой для опознания (хотя не подлежит сомнению, что при оценке и проверке доказательственного значения такого знания центр тяжести будет находиться уже не в нем самом, а в других доказательствах по делу).

Во всяком случае полностью сбрасывать со счета полученные таким путем данные нельзя. Неспособность описать предмет не исключает возможности его безошибочного опознания так же, как правильное описание не обеспечивает возможности опознания.

Специфическим признаком узнавания является чувство зна-комости. В зависимости от степени этого чувства различается и уверенность суждений опознающего. Однако словесный отчет об этой уверенности не всегда отражает ее действительный характер, а сама уверенность не всегда отражает действительное совпадение искомого и предъявленного объекта.

По вопросу о значении той или иной степени уверенности опознающего высказываются весьма противоречивые суждения. Ряд зарубежных авторов полагают, что «уверенность, с которой свидетель узнает обвиняемого, не характеризуется быстротой, а колебания нельзя рассматривать как признаки ошибки»1.

Высказана и иная точка зрения. «Продолжительность процесса узнавания обратно пропорциональна уверенности узнавания». «Время оценки при узнавании является как бы критерием правильности показаний испытуемого о субъективной уверенности»2. Эти и подобные им неясности в проблеме опознания представляют обширное поле деятельности для дальнейших исследований.

1 Т. Богдан. Курс судебной психологии. Бухарест, стр. 416-417.

2 Н.А. Рыбников. Опыт экспериментального исследования узнавания и репродукции. Труды психологического института, т. I. вып. 1-2, М., 1914, стр. 77, 126.


Похожая информация.




Поделиться