Смотреть конкурсные презентации пдд интеграция безопасность. Интегрированное методическое пособие по тематике безопасности дорожного движения

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. В нашем ДОУ ведется систематическая, целенаправленная работа в данном направлении. Главное цель работы наших педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ - создание условий для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения нескольких задач: * усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; *формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; *развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Подводя итог проведенной работе за прошедший год, творческой группой нашего детского сада (Егорова Н.А., Молчанова А.А., Кудрявцева О.М.) был срежиссирован и снят видеоролик, который принял участие в зональном этапе областного конкурса «ПДД. Интеграция. Безопасность» среди дошкольных образовательных организаций в рамках реализации региональной программы «Приключение светофора», который был удостоен Диплома за 1 место.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает детский дорожно-транспортный травматизм.

В рамках данного пособия впервые предпринята попытка интеграции изучения Правил дорожного движения (ПДД) и формирования культуры поведения на дороге в предметы общеобразовательного цикла.

Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно сократить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

При этом статистика показывает, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только обладая умением прогнозирования, предвидения опасности на дороге и действий в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться безопасного поведения на дороге.

Также необходимо понимать, что при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, важно говорить о формировании у учащихся культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Особую роль в данном вопросе играет ответственное отношение взрослых к формированию безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к поведению на дороге, а соблюдение Правил дорожного движения должно стать нормой поведения каждого культурного человека.

Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.

В соответствии с изложенным выше предлагаемое интегрированное методическое пособие призвано расширить возможности преемственности и непрерывности обучения правильным действиям на дорогах, начиная с младшего школьного возраста.

При интеграции знаний и навыков по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в целом и безопасного поведения на дороге в частности в предметы базисного учебного плана начальной и основной школы важно помнить, что если знание школьных предметов, их практическая необходимость и жизненная значимость имеют своё персональное значение для учащегося, то знание и выполнение ПДД имеют непосредственное актуально-практическое значение для его жизни и здоровья.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • создание целостной преемственной педагогической системы обучения детей Правилам дорожного движения для формирования личностнозамотивированного отношения к соблюдению ПДД и культуры безопасного поведения на дороге;
  • взаимодействие образовательных организаций с социально-педагогической средой;
  • учёт возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков для формирования психологической установки на необходимость соблюдения ПДД и применение навыков, полученных в повседневной жизни;
  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
  • совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  • организационные формы и методы обучения, соответствующие образовательным задачам и психовозрастным особенностям учащихся;
  • интеграция в содержание школьных предметов, ориентированных на обеспечение безопасности личности на дороге (географию, физику, историю, биологию, основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру и т. п.);
  • закрепление получаемых знаний путём формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Цель и задачи обучения, решаемые интегрированным пособием

Цель - формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге, формирование сознательного и ответственного отношения к культуре личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; пропаганда Правил дорожного движения; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
  • разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • повысить у учащихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • сформировать мотивационно-поведенческую культуру учащихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
  • научить школьников ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • сформировать у учащихся такие умения, как:
    • правопослушность;
    • быстрота реакции;
    • внимательность и осторожность;
    • предвидение ситуации;
    • бдительность и сосредоточенность;
    • наблюдательность;
    • слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
    • логическое и гибкое мышление;
    • чувство опасности;
    • самообладание, находчивость.
Воспитательные:
  • сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
  • выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
  • воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
  • сформировать у учащихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Логика построения содержания интегрированного пособия

В соответствии с целями и задачами курса строится содержание интегрированного пособия.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются непростым, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим применения определённых дидактических приёмов, которыми должны владеть педагоги.

Основное содержание пособия предваряет раздел «Планируемые результаты освоения учащимися метапредметного курса «Безопасность дорожного движения». В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в разделе описаны планируемые результаты, достижение которых обеспечивается в ходе преподавания предмета. Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты для уровней начального и основного образования.

Раздел «Организация учебного процесса. Методические рекомендации» включает два блока. В первом, ориентированном на преподавателей и родителей, дано описание особенностей содержания курса, форм организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется контролю знаний и умений учащихся.

В связи с тем что содержание представленного курса не может быть реализовано без участия родителей, в пособие включён раздел «Взаимодействие школы и родителей в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Описаны направления совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, приводится модель плана работы с родителями на учебный год.

Содержательную основу данного пособия составляют два раздела:

  • «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы»;
  • «Темы уроков».

В первом дано общее описание тематики курсов начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы. Приводятся темы учебных предметов, которые учителя могут использовать в ходе преподавания курса.

Раздел «Темы уроков» непосредственно посвящён решению поставленных задач. Наряду с методическими рекомендациями учителя найдут здесь систему контроля знаний.

В разделах «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы» и «Темы уроков» говорится о том, как преподаватель может конструировать урок, какие темы использовать для рассмотрения, на какие материалы ориентироваться.

Завершают интегрированное пособие Приложения, в которых приводится дополнительные материалы в помощь учителю, отражающие безопасное поведение обучающихся как участников уличного движения. Учитель может использовать эти материалы при подготовке к урокам. Материалы иллюстрированы и содержат пояснения и определения используемых понятий.

Дополняют интегрированное пособие практико-ориентированные рабочие тетради для начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы, которые содержат вариативные задания, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся.

В рабочей тетради для основной школы содержатся задания на повторение материала, изученного в 1–4 классах.

Задания в рабочих тетрадях построены с учётом принципов системно-деятельностного подхода – методологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов. Теоретический материал в заданиях сопровождается разнообразными практическими заданиями, которые носят преимущественно проблемный характер, а значит, предполагают не механическое запоминание полученных знаний, а выполнение учебных действий, ориентированных на усвоение учебного материала. Для удобства работы учителя тексты заданий для учащихся включены в данное методическое пособие.

Практико-ориентированные задания направлены на формирование у обучающихся необходимых компетенций в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, методическое пособие ориентировано на различные предметы учебного плана: окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, физику, географию, обществознание, историю и пр. При этом учитель не ограничен предлагаемыми в данном пособии темами и перечнем предметов, в которые может быть интегрирован данный курс. На основе представленной методики учитель может сам конструировать уроки. В связи с этим можно говорить о том, что содержание раздела «Темы уроков» носит рекомендательный, а не предписывающий характер.

Уроки по безопасности дорожного движения, а также занятия в рамках внеурочной деятельности рекомендуется проводить в форме беседы со школьниками, в ходе которой после изложения учителем теоретического материала учащиеся переходили бы к обсуждению обозначенной темы, приводили бы аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрировали бы вовлечённость в учебный процесс.

Занятия по тематике безопасности дорожного движения могут вести учителя начальных классов, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, скорой помощи, МЧС России.

Интеграция образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста по внедрению устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Щади здоровье,

Жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья!

О. Базаров

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Л.С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития.Она определяется содержанием образования, котороедаёт возможность для сотрудничества ребёнка и взрослого в освоении различных знаний.Знания, полученные в детстве по правилам дорожного движения, усоенные в дошкольном возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение –потребностью человека.

Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача не в этом.

Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

В решении этой проблемы используются как традиционные, так и инновационные формы.

В приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»(далее ФГТ) в перечне образовательных областей обозначена область «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Опираясь на ФГТ, работа с детьми строится на одном из главных принципов психолого-педагогической работы - интеграции образовательной области.

Интеграция в образовательном процессе- особо вытроенный структурный процесс, направленный:

На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

Развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной задачи;

Формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводить специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом через интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими областями:

Интеграция с образовательной областью «Физическая культура» .

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.

Используются подвижные и спортивные игры: «Веселые гонки», «Дорожные препятствия».

Интеграция с образовательной областью «Здоровье» .

Формирование начальных представлений о безопасности жизнедеятельности.

В рамках интеграции данной области дети учатся беречь и сохранять свое здоровье в дорожно-транспортных ситуациях. Для этого используются любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения.

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» .

Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.

Реализация этого направления проводится во время организованной образовательной деятельности на темы: «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица» в свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями.

Интеграция с образовательной областью «Социализация»

Формирование представлений о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

Это нужно для меня;

Я буду хорошим пешеходом;

Я буду хорошим примером для других.

В рамках интеграции данной области дети учатся вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций.

Интеграция с образовательной областью «Музыка».

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Безопасность».

С этой целью используются музыкальные произведения:

-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О.Высоцкой;

-«Едем мы по улице», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Кравчука;

-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл.Л.Бойко.

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».

Использование средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность».

Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:

-«Светофор» (аппликация, лепка, рисование);

-«На нашей улице» (аппликация);

-«В два ряда дома стоят» (конструирование).

Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы».

Используются художественные произведения для формирования представлений о правилах дорожного движения, расширяются и обогащаются представления детей об окружающем мире.

В библиотечке группы может находиться тематическая литература, которую очень любят слушать дошкольники:

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».

При работе по профилактике ПДД, используются как традиционные, проверенные формы, так и новые педагогические технологии.

Традиционные формы.

Это беседы и дидактические игры, которые также помогают в работе с детьми в данном направлении.

Наряду с традиционными, наиболее результативными считаются новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;
  • коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
  • Проекты.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику рук.

Интерактивный опрос.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

В реализации данного направления можно использовать задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята рассказывают, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляется у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняется, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

Как итог работы- рисование и изготовление коллективной аппликации на данную тему.

Проекты.

Одной из самых удачных новых педагогических технологий считается проективная деятельность. Как результат проекта, можно использовать современные компьютерные технологии- учебную электронную презентацию для детей 4-7 лет «Быть примерным пешеходом разрешается!» или проект из опыта работы по безопасности поведения на улицах города «Первые уроки дорожного движения».

Взаимодействие с родителями.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди (родители) не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью в дошкольных учреждениях используются:

  • наглядная информация на стендах, в папках-передвижках;
  • семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;
  • «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
  • устные журналы и дискуссии, где заслушиваются опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
  • родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • совместные праздники и развлечения;
  • выпуск стенгазеты для родителей и др.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними проводятся занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организуется рабоа с их родителями.

Создание условий.

Для организации в дошкольных учреждениях эффективных форм работы с детьми по изучению правил дорожного движения, необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды. В нашем саду создана специальная учебно-материальная база для проведения профилактической работы по знанию ПДД: «Информационный уголок безопасности» для родителей, на площадке силами родителей сделана игровая зона с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД, приобретен многофункциональный детский игровой комплект «Азбука дорожного движения» (напольный вариант), собрана подборка дисков мультфильмов и видеофильмов, дидактических пособий, методическая литература и рабочие тетради к образовательной программе Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», программа Т.И. Даниловой «Светофор», методические рекомендации Т.А. Шорыгиной, Т.Ф. Саулиной и других авторов. В предметно-развивающей среде используются также: учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы; настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства; различные презентации по обучению правилам дорожного движения; комплекты дорожных знаков; макеты дороги с транспортными средствами и др

В каждой группе оформлены уголки по дорожной безопасности, куда входят дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, комплекты дорожных знаков; предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы, детская художественная литература; книжки-самоделки по безопасному поведению на дороге и другие подборки методических разработок по проведению занятий и бесед по ПДД.

В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять стенд «Схема маршрута безопасного движения в детский сад (схема безопасного маршрута движения должна быть согласована в ОГИБДД), а также информационный уголок "Уголок безопасности дорожного движения". Уголок представляет собой выставочный стенд, расположенный на видном месте, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с его содержанием. На стенде располагают информацию о детском дорожно-транспортном травматизме по району (от ОГИБДД); план работы ГБДОУ по профилактике ДДТТ; памятки и информация для родителей, что сейчас изучают дети (например: виды транспорта); информация по перевозке детей в личной машине и общественном транспорте; темы родительских собраний, агитационные листовки и др. В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные («Добрая дорога детства») и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению ПДД с той или иной возрастной категорией детей

Литература для детей.

Книги для малышей «Безопасная дорога», «Учимся переходить дорогу», «Пешеходы-вездеходы» и др. также помогают в работе по безопасности.

Пособия для детей.

  • Это развивающие игры:«Дорожные знаки», диски «ПДД для малышей», «По дороге со смешариками», «Как вести себя на улице»;
  • рабочие тетради «Азбука безопасности на дороге».
  • учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы;
  • настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства;
  • различные презентации по обучению правилам дорожного движения;
  • комплекты дорожных знаков;
  • макеты дороги с транспортными средствами и др.ё+
  • Кроме того, используются игры, изготовленные своими руками и созданные при помощи родителей, которые также помогают в данной работе.

В заключении следует отметить, что организация работы в дошкольных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма эффективно может осуществляться при одновременном проведении комплекса организационно-педагогических, учебно-воспитательных мероприятий, объединяя усилия образовательных учреждений всех типов районной системы образования, отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД, родителей, многих организаций и учреждений путём использования одного из главных принципов ФГТ- интеграции образовательных областей. В ходе целенаправленной и систематической работы взрослых, путем планомерного обучения детей, педагогов и родителей безопасному поведению на дорогах будет воспитываться новое поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Список использованной литературы:

  1. Белая К., Зимонина В., Кондрыкинская. Л. Как обеспечить безопасность дошкольника.- М.: Просвещение, 2000 г.
  2. Вашкевич А.В., Толочко Е.И и др. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие// СПб., 2012
  3. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. :ООО ТЦ Сфера, 2008г.
  4. Извекова Н., Медведева А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ООО ТЦ Сфера », 2005г.
  5. Козловская Е., Козловский С. Дорожная безопасность.- М.: Третий рим, 2002 г.
  6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений // М., Издательский дом Третий РИМ, 2006
  7. Майорова Ф. Изучаем дорожную азбуку. – М.: Скрипторий, 2003г.
  8. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  9. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006г.
  10. Сборник документов, по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В. // СПб., 2011
  11. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга /Сост. Голубева Т.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2008
  12. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы» /Сост. Анненков Р.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2010
  13. Хабибуллина Е. Дорожная азбука в детском саду. – СПб: Детство-Пресса, 2010г.
  14. Хромцова Т. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007г.

Разделы: Работа с дошкольниками

С каждым годом растет наш город. Много в нем широких, красивых улиц. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах. По этим улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением . Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке . Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно раньше познакомить детей с ПДД. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с ПДД , научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах , тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения детей нужно начинать с дошкольного возраста , так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения , усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В моей группе оборудована предметно пространственная среда по правилам дорожного движения.

«Азбука безопасности»

Цель : знакомить детей с правилами дорожного движения.

Задачи :

  • Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе.
  • Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «переход», «пешеход».
  • Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов, закреплять знания о работе светофоров, о правилах перехода улицы на его сигналы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за транспортом, подвижная игра «Воробушки и автомобиль», дидактические игры «Угадай, какой знак?», лото «Транспорт».

Оборудование и материалы :

  • дорожные знаки (велосипедная дорожка;
  • пешеходный переход; пункт медицинской помощи;
  • осторожно, дети; запрещено движение на велосипеде), сюжетные картинки, светофор, пешеходный переход, разрезные картинки для детей, обручи, цветные карандаши (или восковые мелки), листы с изображением светофора (на каждого ребенка), конверты с заданиями для детей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь.

Дети: Кто там?

Почтальон: Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, почтальон Печкин! Я вам письмо принес. Это детский сад №1033? Группа №7 «Капелька»? именно к вам я и спешил. Только я не отдам вам письмо. У вас документов нету. А волшебные слова вы знаете?

Дети: Пожалуйста!

Почтальон: Хорошо, я сегодня добрый. Отгадаете мою странную загадку, тогда отдам вам письмо.

Дети: Да!

Почтальон:

Слушайте внимательно.
«Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге
Где машины движутся, где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти».

Почтальон: Ребята, так что это за «чучело»?

Дети: Светофор!

Почтальон: Правильно! Получите ваше письмо. До свидания, ребята. А мне пора отправляться дальше.

Дети: До свидания!

Воспитатель: (открывает письмо и достает макет светофора для пешеходов и открытку с изображением полицейского и мальчика, читает открытку).

«Дорогие ребята!

Петя Васечкин не знает, как переходить улицу, помогите ему, пожалуйста, расскажите, как огни светофора регулируют движение.
С уважением, Дядя Степа».

Воспитатель: а вы мальчики и девочки знаете правила движения? Вы сможете помочь Пете Васечкину?

Дети: Да!

Вдруг раздается стук в дверь. Входит полицейский.

Полицейский: Здравствуйте ребята! Я слышал, что вы хотите помочь Пете Васечкину. Молодцы! Давайте тогда наглядно покажем Петеньке, как правильно переходить дорогу и как светофор регулирует движение.

Дети: Да!

Дети переходят на приготовленную заранее улицу (большой макет светофора, пешеходный переход).

Полицейский: Ребята, делимся на две команды. Первая команда это машины, а вторая – пешеходы. Первая команда бери в руки обручи, это ваши рули.

Дети играют в игру «Азбука безопасности». Полицейский регулирует движение машин и пешеходов, объясняет правила перехода дороги и сигналы светофора.

Полицейский: Молодцы ребятки! А давайте отправимся в путешествие?

Дети: Да!

Полицейский: Хорошо! Только у нас необычное путешествие, а с заданиями. Готовы?

Дети: Да!

Полицейский: Открываем первое письмо от кота Леопольда: «Мне подарили велосипед, но я не успел выучить дорожные знаки, научите меня и объясните мне значения этих знаков».

(Полицейский загадывает загадки о дорожных знаках, дети отгадывают и объясняют, что обозначает этот знак.)

Полосатые лошадки
Поперек дорог легли –
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Пешеходный переход)

Ты не мыл в дороге руки,
поел овощи и фрукты,
заболел и видишь – пункт…
(Пункт медицинской помощи)

Шли из школы мы домой,
видим знак под мостовой:
круг, внутри велосипед,
ничего другого нет.
(Велосипедная дорожка)

Знак запомните, друзья,
взрослые и дети:
там, где он висит,
нельзя ездить на велосипеде.
(Запрещающий; нельзя ездить на велосипеде)

Полицейский: Ах, какие молодцы! Помогли коту Леопольду. Открываем второе письмо от Карлсона: «Однажды, летая над городом, я увидел трехглазое чудовище, я испугался, но решил отправить письмо в детский сад, чтобы мне ребятишки помогли объяснить, что за чудовище горит красным, желтым, зеленым глазами».

Дети: Это светофор, красный сигнал означает – движение запрещено, желтый сигнал – предупреждает, а зеленый сигнал – можно переходить дорогу, движение разрешено.

Полицейский: Правильно, молодцы! Открываем третье письмо от Бабы Яги: «Дорогие ребятки, я летала в своей ступке, и увидала чудо-юдо. Я прислала вам картинку этого чуда невиданного, только вот беда… я перепутала всё! Помогите мне собрать ее!»
Дети собирают разрезные картинки с изображением автомобиля.

Полицейский: Как вы быстро справились! Молодцы. Ой, так это же моя машина! Вот так баба Яга! Открываем последнее письмо от Винни-Пуха «ребятки, я вот шел по дороге и увидел светофор. Ой, какой он был красивый… Пришел домой и хотел его нарисовать, но в голове моей опилки…и забыл я где какие сигналы стоят у него. То ли зеленый наверху, красный – посередине, желтый – внизу… Не помню. Помогите ребятки!».

Полицейский раздает детям картинный с изображением светофора.

Полицейский: Поможем Винни-Пуху? Закрашиваем окошки светофора.

Дети работают за столами.

Полицейский: Вот какие молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы говорили о том, как устроена улица, как правильно переходить улицу, чтобы не подвергать себя опасности. Для этого надо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Правила движения соблюдай всегда,
Чтоб не приключилась на улице беда!



Поделиться