Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации.

Цель:

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задача:

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации»

Элементы несогласия, даже насилия (критика, споры, гнев, обиды) в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своей обиды, не выругаться - практически невозможно. Но и в таком состоянии следует помнить о достоинстве и неприкосновенности личности, а, следовательно, о запрете на ругательства. Следует помнить, что в жизни случаются ситуации, когда чьи-то взгляды, мнения, жизненные позиции не совпадают. Тогда следует попробовать поставить себя на место другого, не забывать про юмор и шутку, но не подтрунивать, и не злоупотреблять иронией (Ф. Ницше сравнивал ироничного человека с собакой, которая кусает и одновременно машет хвостом), то есть вести себя, как культурный человек.

А как быть, если собеседник агрессивный? Для такого случая существуют эффективные способы взаимодействия. Агрессивному собеседнику следует дать выговориться, при этом следует поддерживать постоянный контакт глаз, не прерывать его, не давать советов, подводить итог тому, что услышали, делать рефлексивные замечания, показывая, что вы понимаете его состояние. Если агрессивный собеседник почувствует, что к его потребностям относятся с уважением и не отвечают агрессией на агрессию, то станет менее воинственным и вспыльчивым.

Психологический комментарий. Материал беседы подчеркивает, что в эмоционально напряженной ситуации культурный человек не сквернословит. Практические советы по взаимодействию с агрессивным собеседником развивают психологическое воображение участников и содействуют развитию умения моделировать похожие ситуации.

Упражнение «Общение с агрессивным собеседником»

Участники делятся на пары. Один — агрессивный собеседник, который предъявляет претензии, обвиняет своего партнера, оскорбляет: «Ты всегда опаздываешь. Никогда на тебя нельзя положиться. Несобранный, болван». Второй должен разговаривать с ним так, чтобы не перейти границы дозволенного и нейтрализовать агрессивного собеседника. Ему запрещается объяснять, оправдываться или обвинять. Задача второго участника - ответить так, чтобы выяснить причину агрессивной позиции другого человека.

Психологический комментарий. Упражнение учит проявлять эмоциональную стойкость, не поддаваться на провокации другого, развивает умение использовать активное слушание и взаимодействие.

Упражнение «Контраст» (средство эмоциональной саморегуляции)

Психолог. Сядьте удобно, сожмите правую руку в кулак (максимально сильно). Держите сжатую руку около 12 секунд. Расслабьтесь, и с закрытыми глазами прислушайтесь к ощущению снятого напряжения (это может быть тепло, жар, пульсация, набухание подобное). То же повторите левой рукой, затем чередуйте напряжение и расслабление двумя руками одновременно. (Руки должны дрожать от напряжения. Пауза — 10 секунд.) Как средство саморегуляции можно использовать другие похожие упражнения.

Психологический комментарий. Дети учатся быстро снимать напряжение, раздражение, снижать агрессивность, мобилизоваться в ситуации растерянности, сильного волнения.

Беседа «Сквернословлю, потому что это «круто»!»

Анализ анкет выявил, что немало детей сквернословит, «потому что считает, что это «круто», потому что, мол, «крутой» — означает «сильный». Мы попытались объяснить, что это не так, используя такую схему

А. «Крутой = самоуверенное поведение + много агрессии».

Б. «Сильная личность = уверенное, взвешенное, адекватное поведение + много поддержки и доброты».

Итак, «крутой» проявляет физическую и вербальную агрессию, для него это, как правило, самоцель. А на самом деле сильный использует свою силу для утверждения добра и справедливости.

Детям были предложены сравнительные характеристики «крутой» и «сильной» личности.

1. Сильная личность - это человек, который умеет овладеть собой, а не другими; умеет принимать решения сам, а не делает это за других; сильная зрелая личность сначала собирает факты, а потом принимает решение, и поэтому является открытой для общения.

2. «Крутые» часто сталкиваются с сопротивлением и агрессией в отношении себя, потому что люди не хотят, чтобы их кто-то контролировал; незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет под него факт, и поэтому часто является подозрительной.

3. Сильную личность любят, а «крутого» — боятся.

4. Во время спора сильная личность не ограничивает права других, а «крутой» отстаивает позицию «Я прав, ты — нет», которая зачастую сопровождается оскорбительными словами. Чтобы стать сильной личностью, нужно научиться избегать негативных оценочных суждений — «придурок», «идиот» и тому подобное. Эти слова вызывают «злые» мысли, вызывают раздражение и гнев.

Такое состояние провоцирует грубую брань. «Злые» слова, независимо от того, произносятся ли они вслух или молча, имеют такие особенности:

Драматизируют ситуацию — она становится «ужасной» и «катастрофической»;

С помощью этих слов вы утверждаете, что «ничего нельзя исправить» и не ищете выхода из ситуации;

В этих словах непременно вспоминается то, что кто-то перед вами в чем-то провинился; мысль фиксируется на требованиях, которые выдвигаются к другим, — «ты должен», «я требую», «никто не имеет права».

Чтобы побороть «плохие» слова, нужно уметь переключаться на «волну умеренности». Примером здесь может быть такая позиция: «Зрелый человек мир видит реалистично. Стоит помнить о том, что люди не могут быть безупречными и имеют право на ошибки, что никто (даже родители) не пришел в этот мир для того, чтобы удовлетворять мои требования и ожидания».

Чтобы уметь побороть свой гнев и предупредить употребление сквернословия, мы создали схему:

Вспомните и запишите в черновике ситуацию, провоцирующую сквернословие;

Опишите ситуацию объективно, как бы ее зафиксировала видеокамера;

Определите цель употребления ругательств (установление контроля над другими; избегание кого-то или чего-либо; месть; победа в споре; защиту своих прав);

Запишите свои «злые» слова;

Предложите альтернативу в виде «умеренных» мыслей;

Попробуйте почувствовать, какие новые чувства появились у вас теперь.

Для того, чтобы не пользоваться в затруднительных ситуациях ненормативной лексикой, человек должен уметь: уверенно попросить, твердо и уверенно требовать, адекватно отвечать на справедливую и несправедливую критику, не позволять манипулировать собой, твердо отказать.

Психологический комментарий. Беседа позволяет снять знак равенства между понятиями «крутой» и «сильный», раскрывает особенности «плохих» слов, а предложенная схема - развивает воображение и умение моделировать определенные ситуации.

Упражнение «Отойди, ты мешаешь»

Проводя коррекционные занятия, мы уделили внимание сквернословию в межличностном общении разных возрастных категорий, ведь именно в таких ситуациях звучит больше неприличных слов.

Прежде всего, наши усилия были направлены на то, чтобы люди начали замечать собственное сквернословие. Для этого им было рекомендовано несколько упражнений. Мы предлагали нейтральную фразу-просьбу (например: «Отойди. Ты мешаешь») и просили произнести ее в различных вариантах:

Оскорбительный тон с грубыми словами;

Презрительный тон с обидными словами;

Злым тоном, с насмешкой;

Сказать так, чтобы человек не обиделся.

Эти фразы можно было дополнять другими словами, чтобы достичь поставленной задачи. Во время обсуждения практически в каждой группе педагоги замечали, что участник тренинга мужского пола эту фразу минимизируют до единого слова «Отвали», которое звучит грубо, свысока и пренебрежительно. А самыми примитивными просьбами участниц тренинга были высказывания, произнесенные крикливо, со злостью, как приказ. При обсуждении упражнения целесообразно ограничиваться несколькими типичными негативными примерами, основное внимание направить на то, что существует множество способов произнести эту фразу в приемлемой форме.

Психологический комментарий. Участники тренинга отрабатывают умение адекватной коммуникации, социальной перцепции. Упражнение способствует минимизации неадекватных эмоциональных реакций.

Игра-соревнование «Кто быстрее скажет комплимент»

Выбирают 2-3 пары участников. Каждый из пар становится друг напротив друга на расстоянии примерно 5-7 м и поочередно говорит другому комплимент. Повторяться нельзя. Одно слово - 1 шаг. Побеждает та пара участников, которая быстрее других встретится друг с другом. В результате игры оказалось, что люди не очень умеют «дарить» друг другу комплименты. Последние шаги давались очень трудно. Особенно беспомощными были те, которые использовали в качестве комплиментов однообразные, простые фразы: «котик», «зайчик», «лапуся», «солнышко», «умница», «красавчик», «золотце». Игра оживилась, когда мы несколько изменили задачи. Участникам было предложено говорить о себе обидные слова. Скорость, с которой они «подоспели» друг к другу, вызвала в группе смех.

Психологический комментарий. Игра наглядно иллюстрирует всем, то, насколько хорошо они умеют обижать друг друга и не умеют говорить приятных слов.

Групповые дискуссии

Участникам предложили для обсуждения следующие высказывания:

- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков». (Аристотель.)

- «Человек, заговори, чтобы я тебя увидел». (Сократ.)

- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». (Поговорка.)

- «Язык - это действия, происходящие между людьми». (Гегель.)

- «Сквернословие - повседневная кутерьма. Вы принимаете в нем участие?»

Психологический комментарий. Такой способ организации занятия развивает умение слушать и взаимодействовать с другими, приучает к анализу мыслей, размышлению вслух. Активное участие в дискуссии стимулирует формирование негативного отношения к сквернословию из-за того, что такая позиция не навязывается сверху, ее производят во время разговора сами участники.

Упражнение «Да»-диалог, «нет»-диалог»

Ведущий выбирает двух участников, которые должны вести диалог. Один из них произносит любую фразу, а другой сразу выражает свое согласие с тем, что сказано. Главной задачей было со всем соглашаться, отражая мысли партнера. Другие двое участников демонстрируют ситуацию «нет»-диалог». Задача участников - не соглашаться с мнением партнера, возражать ему вежливо, но настойчиво. Аналитики следят за тем, чтобы участники игры не выходили за рамки заданного режима: в первом случае не стали отрицать, во втором — не проявлять поддержки.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность убедиться в том, что и в ситуации согласия, и в ситуации несогласия можно обойтись без сквернословия.

Упражнение «Слова, которыми я оскорбляю и какими оскорбляют меня»

Для того, чтобы стимулировать рефлексию своего речевого поведения, участники выполняли такое задание: лист делили пополам, слева писали те слова, которыми их оскорбляют, а справа - те, которыми они оскорбляют других. Анализ ответов выявил, что слов, которыми обижают их, вспоминаются гораздо больше, и эти слова разнообразнее. А тех слов, которыми обижаешь сам, помнится гораздо меньше, вспомнить их было «трудно», они были типичными.

Психологический комментарий. Упражнение позволяет каждому участнику игры понять тот факт, что брань, которую употребляют другие, не всегда осознается, не запоминается, проходит мимо внимания. С другой стороны, если ты — адресат, то и незначительные замечания, оскорбления лучше запоминаются.

Ролевая игра «Суд над сквернословием»

Предусматриваются следующие роли:

Судья;

Прокурор;

Защитник (адвокат);

Подсудимый (сквернослов);

Свидетели обвинения;

Свидетели защиты;

Присяжные (остальные участники группы).

В игровой форме происходит обвинение на конкретных жизненных ситуациях такого явления как сквернословие. Во время судебного заседания следует осуществить разоблачения сквернослова прокурором, осуществить защиту адвокатом, обозначить определенное отношение свидетелей. Роли «сквернословие», «адвоката» и «свидетелей защиты» следует распределить между учениками, которые считают, что сквернословие имеет право на существование. Остальные ролей - для участников, которые думают иначе. Далее роли можно менять. Условиями проведения игры является соблюдение определенных норм и правил поведения: корректность обращений друг к другу, логичность и аргументированность, требование уважать достоинство «оппонента».

Психологический комментарий. Такая форма занятия позволяет сопоставить противоположные позиции, тактично опровергнуть «положительные» характеристики «сквернословия», силой аргументов самих участников убедить тех, кто еще остался сторонником «сквернословия».

Предполагаем, что те участники, которые согласно своих ролей обвиняли «сквернословие», такую же активную позицию будут проявлять и в дальнейшем.

Упражнение «Совет»

Психолог. Представьте себе, что вы обратились к мудрецу за советом: «Как мне справиться со сквернословием?» Какой совет он вам даст?

Обсуждение ответов детей позволило сформулировать следующие советы:

Совершенствоваться в родном языке, расширять свой активный и пассивный словарный запас;

Воспитывать в себе гуманные черты — доброту, милосердие, уважение к старшим;

Стремление к достойной жизни несовместимо с недостойными мыслями и словами;

Воспитывать себя сильной личностью, которая умеет управлять своими эмоциями и уважает чувства других;

Уметь объективно оценивать ситуацию, нейтрализовать свой гнев;

В трудных ситуациях научиться использовать «Я-сообщения»;

Помнить о том, что брань - грех;

Для того, чтобы постепенно отвыкать от привычки сквернословить, нужно сужать круг лиц, при которых могли выражаться вслух (сначала не сквернословить при пожилых людях, далее - при детях, затем — при родителях, учителях, одноклассниках, сверстниках, вообще не ругаться).

Психологический комментарий. Упражнение имеет проективное значение и требует активного участия каждого участника, оно помогает каждому осознать, какие он имеет средства для борьбы со сквернословием и на какие средства рассчитывают другие.

Составление «Памятки запретов»

Суть запретов, касающихся культуры общения, в том, чтобы предупредить неуважение к собеседнику, к его взглядам, помочь людям избежать конфронтации, достичь согласия.

Запреты на тон слова

Оскорбительный;

Крикливый;

Злой

Запреты на выражения и высказывания

Грубые;

Пренебрежительные;

Презрительные;

С угрозами и запугиванием;

С искажением мысли собеседника;

С насмешкой;

Такие, что провоцируют резкую реакцию.

Основные этапы становления личности ребенка приходятся на школьные годы. Маленький человек активно познает окружающий мир, ищет место в жизни, учится различать тонкости взаимоотношений между людьми и взаимодействовать с социальной средой. Период взросления с 10 до 13 лет сам по себе таит множество проблем психологического характера, которые в школьных стенах только усугубляются. Причинами замкнутости, депрессивного неадекватного поведения могут быть:

  • низкая самооценка;
  • страх перед общением с учителями и сверстниками;
  • чрезмерные учебные нагрузки;
  • конфликты с родителями.

В результате ребенок теряет мотивацию к обучению, в некоторых ситуациях может вовсе отказаться посещать школу. В таком случае, важно не ждать, что проблемы решатся сами собой, а записаться на психологические тренинги для школьников.

Как тренинги для школьников могут помочь ребенку?

Тренинг позволяет ребенку в игровой форме проработать основные внутренние проблемы и научиться в будущем справляться с ними самостоятельно. В занятия входят:

Все это призвано помочь ребенку смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения. Занятия проводят дипломированные опытные психологи, специализирующегося на работе с детьми и их родителями.

Что ребенок получит в результате тренинга?

Перед началом занятий стоит определить проблемы, тревожащие подростка, обозначить вопросы, над которыми стоит поработать особенно внимательно. Во время тренинга, проведенного профессионалом, решается несколько важных задач, главные среди которых:

  • научить подростка справляться с внутренним волнением и стрессом, путем применения различных методик релаксации;
  • сформировать у ребенка правильную самооценку и научить адекватно оценивать свои возможности;
  • развить навыки работы в коллективе;
  • правильно мотивировать школьника на учебу.

Все навыки, приобретенные на тренинге, усваиваются ребенком в естественной игровой форме и закрепляются во время обсуждения с тренером. Они позволяют школьнику увереннее чувствовать себя на занятиях и легче справляться с учебной нагрузкой. В процессе коллективных занятий он освоит азы гармоничного взаимодействия с группой, что бесспорно пригодится ему и во взрослой жизни.

Психологический центр образования и развития «Инсайт» проводит различные тренинги для школьников, которые помогут ребятам стать более собранными и внимательными на занятиях, научиться решать конфликтные ситуации, возникающие в коллективе.

Занятия ведет подростковый психолог-консультант Ульяна Александровна Иванова .

Продолжительность тренинга: 3 часа с двумя перерывами по 10 минут.

Стоимость тренинга: 2000р.

В нашем центре проводятся тренинги профориентации школьников, которые не только позволят подросткам примерно определиться с будущей профессией, но и выявят их природные склонности и таланты. Записаться на любой тренинг вы можете у нашего администратора, заполнив специальную форму на сайте, либо позвонив по телефону. Пусть ваш ребенок будет уверен в себе!

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг общения для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

  1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Ход тренинга

1. Орг.момент. Правила тренинга

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).

Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Итак:

Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому и дикому лесу. "Странно" - сказали они, - "что такой прекрасный лес находится так близко к городу". В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух - все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...

Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)

Анализ упражнения:

Понравилась ли тебе наша история?

Что тебе понравилось больше всего?

Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

б) Формирующие упражнения

«Комплименты»

Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.

Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»

Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.

Анализ:

Что было легче говорить или слушать?

Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?

в) Развивающие упражнения

Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача - нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

Кто выбрал тебя художником?

Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

Ты доволен своим портретом?

Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

6.Обратная связь

Понравилось ли вам занятие?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?


Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.



Поделиться