Современные тенденции в развитии российского образования. Развитие высшего образования Украины в контексте европейской интеграции. Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Введение 3
1. Мировые тенденции развития образования 4
2. Развитие Национального проекта «Образование». Превращение его в системный стратегический инструмент инновационного развития российского образования 6
3. Тенденции развития системы российского образования 6
Заключение 24
Список источников 26

Введение
Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
Многочисленные попытки преобразований и новаций, наблюдаемые в различных сферах образования: от дошкольного до высшего и послевузовского, не дают пока того эффекта, которое ждет от них российское общество. И не вина в этом наших учителей и профессорско-преподавательского состава. Так вышло, что государство в результате экономических реформ поставило всю систему образования в положение вечно нуждающегося просителя. Социальное обеспечение воспитателей, учителей и преподавателей, оплата их труда, с каждым годом морально-устаревающая материально-техническая база - вот то наследство спонтанного перехода к «свободному рынку», которое сегодня приходится преодолевать нашему обществу.
Все это определяет актуальность исследований в области тенденций и перспектив российского образования на современном этапе. Для уяснения основных направлений развития образования в РФ, считаю необходимым включить в структуру работы дополнительный раздел, посвященный анализу мировых тенденций развития образования, т.к. интеграция России в международное образовательное пространство - пожалуй, главная на настоящий момент задача и основные тенденции развития российского образования определяются именно этой целью.

Когда Жюль Ферри основал французскую «республиканскую школу» после отмены «Парижской коммуны», он сказал: Мы относим государство к единственной роли, которую он имеет в образовании: поддержание определенной морали, определенных доктрин, ее продолжению существования Фактически, массовые захоронения мировой войны являются историческим свидетельством того, как успешные европейские капиталистические общества занимаются просвещением патриотизма посредством образования. В двадцатом веке техническое развитие промышленности и растущая государственная администрация требовали более образованной рабочей силы.

1. Мировые тенденции развития образования
В решении крупной цивилизованной задачи - выхода из состояния закрытого общества и интеграции посттоталитарной России в международное сообщество, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало окончательно ясно, что закрытая школа, как и закрытое общество, не способна к развитию.
Сегодня открытость образования - это не только устранение в нем и вокруг него долгое время старательно возводимых заграждений, это не только его внутреннее раскрепощение, освобождение от догм, купюр, эвфемизмов и недомолвок. Это - обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.
Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.
Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.
Задача повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования.
К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:
лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России - около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования. Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России XXI века. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие этой сферы формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв.

Постепенно возникла система профессионального образования, в которой небольшое число учеников, самых почтенных детей рабочего класса, могло ожидать шанс на социальное развитие. Таким образом, образование стало стать инструментом социальной сегрегации. Выступление детей в конце начальной школы решило, кто может поступить в среднюю школу.

Экономическая значимость образования быстро росла после мировой войны: было 30 лет сильного и практически непрерывного восстановления экономики с глубокими и устойчивыми техническими нововведениями, такими как: Электрификация железных дорог, портов и аэродромной инфраструктуры с автомагистралями, ядерными технологиями, телекоммуникациями, нефтехимической промышленностью и т.д. в тех районах, где ранее работали менее хорошо образованные рабочие, такие как: Сельское хозяйство, шахты и карьеры вернулись.

2. Развитие Национального проекта «Образование». Превращение его в системный стратегический инструмент инновационного развития российского образования
Создание в 2005 г. по инициативе В. Путина Национального проекта «Образование» имело важное значение, особенно в двух отношениях: как стимулирование образовательных инноваций и как первый в новейшей истории российского образования прецедент «прорыва» барьера межбюджетных отношений и оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального (президентского) уровня.
Это последнее обстоятельство в корне изменило саму философию существующей экономики образования, равно как и сложившуюся крайне консервативную систему межбюджетных отношений в образовательной сфере, резко тормозящую ее развитие.
Основной тенденцией увеличения образовательной и социальной значимости названного проекта и придания ему подлинно национального статуса на настоящее время, во-первых, расширяется зона охватываемых им актуальных педагогических проблем и, во-вторых, - и это главное - проекту придается характер системной стратегии инновационного развития российского образования.

Развивающиеся отрасли, такие как машиностроение и химическая промышленность, электроника, электротехника, банковское дело, ремонтные мастерские, государственное управление и т.д. Нуждались в большем количестве и образованных рабочих. Это было время, когда требовалось постоянно растущее число постоянно образованных профессионалов и потребителей.

Быстрое «массирование» среднего образования и более позднего университетского образования поддерживало этот прогресс в образовании. И государство может себе это позволить, потому что экономический рост обеспечил соответственно более высокие налоговые поступления.

3. Тенденции развития системы российского образования
Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности.
Детство - это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных - на всю жизнь. Человечество на пути своего исторического развития все с большей осознанностью и ответственностью подходит к выстраиванию этого института, а в пору социальных и экономических катаклизмов к целенаправленной защите детства и каждого ребенка в отдельности. Первостепенным условием для развития ребенка, органичной средой для детства является образование во всех его формах и видах и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка.
К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен в России факторы риска для детства резко обострились. При этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа. Однако низкие ресурсные возможности школы (как и образования в целом), не восполненные в свое время государством и обществом, не позволили в должной мере выполнить эту важнейшую социальную миссию.
Отношение к детям - мерило нравственной зрелости общества, его гуманизма и духовного здоровья. В этом плане широкое распространение сегодня массовой беспризорности - одно из самых темных и позорных пятен современной России.
Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость консолидированных усилий всего общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций). Только тогда, когда все общество повернется лицом к этой проблеме, детская беспризорность может быть устранена из российской жизни.
Следует подчеркнуть, что, по данным ВЦИОМа, большинство населения страны считает, что ликвидация детской беспризорности должно стать первым российским национальным проектом.

Дети всех социальных классов больше учились в школе, но социальные различия и дискриминация не уменьшались. Это означает, что «массирование» среднего образования также привело к «массированию» социального отбора. Раньше этот выбор происходил до поступления в среднюю школу. Сегодня именно школьная система должна выбирать детей, официально в соответствии с их способностью и эффективностью, но, по правде говоря, в основном в зависимости от их социального происхождения. Другими словами, школа становится тем, что Бурдье называет «устройством социальной репродукции».

Восстановление и развитие школьного здравоохранения
В настоящее время медицинское обеспечение учащихся и воспитанников образовательных учреждений возложено на сотрудников детских поликлиник - врачей-педиатров и медицинских сестер, работающих в отделениях организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, которые по существу являются специалистами первичного звена российского здравоохранения. Укомплектованность медицинских кабинетов образовательных учреждений врачами и средним медицинским персоналом происходит по остаточному принципу и составляет 62-72%, в том числе совместителями - 22-32%, что в значительной степени обусловлено самой низкой оплатой их труда в сравнении с другими работниками детских поликлиник. В 30-50% школ медперсонала нет.
Оценка работы медперсонала в процессе лицензирования и аттестации школ никак не связана с заболеваемостью учащихся, а страховые компании не заинтересованы в проведении профилактической работы, так как их институциональное благополучие связано с больными детьми. В итоге забота о здоровье школьников, декларативно возложенная Законом «Об образовании» на директора школы, на деле не интересует никого, кроме родителей ребенка.
В 67% школ Российской Федерации отсутствуют медицинские кабинеты. Помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентируемые действующими нормативными документами, имеются лишь в половине школ. Только в 44% городских детских поликлиник обеспечены штатные нормативы врачебного персонала.
В итоге, по данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям. Все это делает очевидным неотложное восстановление и развитие школьного здравоохранения. Основной тенденцией в этом напрвлении является разработка современных нормативно-правовых, методических документов и стандартов, регламентирующих медицинское обеспечение детей и подростков разного возраста в различных образовательных учреждениях.

Что это значит, адаптация образования к потребностям экономики и, в то же время, сокращение государственных расходов на образование? Как можно решить этот контраст? Во-первых, развитие рынка труда показывает, что больше нет экономических причин для обеспечения всех будущих работников высоким уровнем образования, в общем образовании. С чисто экономической точки зрения, это не только возможно, но даже необходимо остановить эту идею массирования, потому что, с одной стороны, это слишком дорого, а с другой - больше не нужно.

Напротив, с точки зрения экономики, поляризованная система образования не только возможна, но даже очень рекомендуется. Во-вторых, именно потому, что экономическое развитие не является точно предсказуемым, школьное образование не должно даже пытаться привить широкому общему культурному образованию большинство будущих рабочих, но достаточно передать лишь некоторые базовые общие навыки, которые затем становятся быстро меняющаяся среда может быть легко реализована на практике. Кроме того, работники будущего должны научиться адаптировать свои знания и навыки на протяжении всей своей трудовой жизни.

Реорганизация системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов
Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков - одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Однако сегодня в школах России большинство детей еще не получают необходимого питания с учетом возраста, состояния здоровья, умственной и физической нагрузки, режима функционирования образовательного учреждения, а также территориальных особенностей региона.
Горячее питание в школе в настоящее время получают только 15-20%. Муниципальные органы власти (причем далеко не все) выделяют на питание детей в среднем по 12-15 руб. в день, из которых 60% составляют накладные расходы. Существующее школьное питание ведет к недостаточному потреблению наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, преобладанию углеводно-жирового компонента в питании детей, недостаточному потреблению витаминов и микроэлементов.
Главным направлением стало восстановление «индустрию школьного питания» на основе современной материально-технической базы и использования новых, альтернативных форм обслуживания в образовательных учреждениях. На основании медико-экологических исследований оптимизируются рационы питания детей с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Совершенствуются нормативно-методические документы для создания оптимальных схем организации школьного и дошкольного питания с использованием современной техники и технологий, обеспечивающих высококачественное питание детей.

В-третьих, чтобы изменить цели образования, проще всего сделать систему образования более гибкой. Поэтому система государственного образования должна стать конкурентным рынком образования, в котором каждый находит образование, которое соответствует именно их социальному происхождению и финансовым ресурсам. Во-первых, поскольку это дерегулирование придает большую автономию и большую конкуренцию образованию, и это рассматривается как гарантия быстрой и спонтанной адаптации систем образования к требованиям рынка.

Кроме того, поскольку дерегулирование является простым и политически приемлемым способом обеспечения необходимого социального разделения, упомянутого выше. И, наконец, потому, что он открывает двери для приватизации образования, сокращения государственных расходов и создания новых прибыльных рынков. Если вы добавите к этим аргументам желание видеть системы образования как способ прямого продвижения отдельных рынков, то вы подытожили ключевые моменты сегодняшних образовательных дебатов.

Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях
За последние десять лет в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи. Реорганизация органов управления образования и физической культуры исключила из их структур подразделения, которые осуществляли деятельность в области развития школьной физической культуры. Это повлекло за собой уменьшение финансирования, сокращение количества и выход из строя существующих спортивных объектов в общеобразовательных учреждениях, слабую их оснащенность спортивным инвентарем.
Снижение контроля за уровнем преподавания на уроках физкультуры, производством школьного спортивного инвентаря и оборудования привело к повышению травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных учреждениях. По причине резкого повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей и подростков во внеурочное время.
Приоритетной стала разработка и реализация федеральной и региональных целевых программ развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, включающей в себя: нормативное финансирование учебной и внеклассной работы по физической культуре и развитию массового спорта в образовательных учреждениях с учетом увеличения отводимого на неё времени; развитие и совершенствование материально-технической, спортивной базы, необходимой для качественной учебно-спортивной работы, открытие в структуре каждого образовательного учреждения спортивного клуба или центра содействия укреплению здоровья школьников.

Меньше регулирования открывает двери частным инвесторам в сфере образования. Это частное участие в образовании становится еще более интересным, чем больше внимания уделяется навыкам и обучению на основе работы, тем больше система образования в образовании неохотно выполняет эти требования.

Социальная поляризация и сокращение бюджета в сфере образования также помогают сделать частные инвестиции в образование прибыльными. Одним из самых мощных инструментов в этом развитии рынка прибыльного образования является, конечно же, Интернет. Эта технология позволяет получать образование практически бесплатно. Таким образом, Интернет открывает широкий образовательный рынок, но ему также необходим мировой рынок, чтобы действительно получать прибыль.

Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса
В развитых странах, в том числе и в России, наработан конструктивный опыт в организации инфраструктуры комплексного сопровождения и поддержки ребенка в процессе его развития, обеспечивающей успешность социализации детей в условиях современного мира.
При этом основной тенденцией в формировании такой инфраструктуры становится перенос основных усилий из сферы ликвидации психологических, правовых и социальных последствий и издержек, вызванных имеющимися недостатками образовательной системы, в сферу превентивных мер по предупреждению этих негативных явлений или, что еще более важно, по формированию условий, препятствующих их появлению. Не секрет, что многие педагогические инновации, особенно поспешно вводимые, нередко влекут за собой крайне негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности как ребенка, так и педагога.
С другой стороны, именно указанное «перенацеливание» системы психолого-медико-социальной поддержки ребенка в образовательном процессе представляет собой важный фактор инновационного развития образования.
Проблема медико-психологической и социально-правовой поддержки детей в образовании первоначально была поставлена и прорабатывалась в контексте создания службы практической психологии в школе. Однако в настоящее время крайне низкая заработная плата и недостаточный уровень социальной защищенности школьных психологов приводит к их значительному оттоку, особенно специалистов высокой квалификации, из образовательных учреждений. Это делает крайне затруднительным формирование системы комплексной медико-психологической и социально-правовой службы в образовании, создание гибкой инфраструктуры, объединяющей работу психологов, медиков, социальных педагогов, юристов по оказанию необходимой помощи ребенку, семье, педагогу, руководителю образовательного учреждения.
Выходом из создавшейся ситуации является создание на базе существующей региональной системы психолого-медико-педагогической службы комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования, включающей различных специалистов (психологов, социальных педагогов, дефектологов, медицинских работников), целью которой является осуществление поддержки развития ребенка и сопровождения педагогических, управленческих и социальных инноваций в системе образования. Разработка нормативно-правовой и организационно-технологической базы указанной службы, организация в системе данной службы, совместно с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (на федеральном, региональном и муниципальном уровне), антикризисных подразделений по оказанию медико-психологической и социально-правовой помощи в первую очередь детям и семьям, попавшим в кризисные ситуации. Разработка межведомственной программы «Психологическая, социальная и информационная безопасность детства», которая предусматривает изучение особенностей поведения людей и оказание комплексной экстренной помощи в экстремальных ситуациях, создание практических технологий реабилитации детей и взрослых, попавших в чрезвычайную ситуацию.
Ведется создание в сети образовательных учреждений структурных подразделений комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования для городских условий по возможности в каждом микрорайоне, а для сельских и поселковых - по крайней мере в районных центрах.
В существующей системе муниципальных служб формируются консультационные пункты по оказанию методической и психолого-педагогической помощи родителям в семейном воспитании детей (ранняя профилактика семейного неблагополучия, обучение родителей технике доврачебной помощи, современным методам физического и нравственного воспитания, здорового питания и др.).
При переходе на нормативное финансирование образования учитываются в нормативах стоимость психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся всех категорий, включая детей с особенностями развития и инвалидностью. Персонал службы приравнивается по зарплате, пенсионному обеспечению социальным льготам и гарантиям к педагогическим работникам.
Создается эффективная система профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки, и других форм подготовки практических психологов, на основе нового поколения образовательных стандартов.

И тогда, наконец, у нас все еще есть среди основных движущих сил экономической глобализации быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Дерегулирование и приватизация в сотрудничестве с социальным отбором являются краеугольным камнем неравномерного развития. В будущем, больше, чем сегодня, у нас будут школы для богатых и школы для бедных.

И это будет за счет общего образования и общей культуры, но будущие работники должны быть готовы к пониманию общества, в котором они живут, и к изменению общества в направлении большей справедливости, равенства и равенства работать более рационально. В то же время, однако, экономика оказывает давление на правительства штатов на сокращение расходов на образование.

Формирование эффективных механизмов социально-психологической, финансово-экономической и материально-технической поддержки специального образования
Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества. Развитие современных информационных технологий, научно-технический прогресс и глобальное изменение видов профессиональной деятельности резко расширили возможности социальной интеграции различных категорий детей с отклонениями в развитии, поведении, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества. Кардинальное решение проблем обеспечения нормального развития и образования указанной категории детей требует существенного изменения государственной политики по отношению к системе специального образования.

А это, в свою очередь, усугубляет три основных аспекта маркетинга. В этом общем контексте нам также необходимо рассмотреть опасности, связанные с дальнейшей угрозой, которую представляют международные организации для экономики и торговли, что требует либерализации образования.

Каковы основные тенденции российского рынка труда?

Недавно Россия объявила об амбициозном плане, который был завершен, чтобы создать 25 миллионов рабочих мест для.

Каковы проблемы для людей, ищущих работу в России сегодня

Другой проблемой является отсутствие навыков в некоторых секторах и ключевых профессиях, что может стать препятствием для модернизации экономики и ее способности к инновациям. Кроме того, существует очевидный разрыв между спросом на рынке труда и предложением системы образования. Ситуация может быть улучшена, если техническое и профессиональное образование будет адаптировано к реальным потребностям компаний.

Государственная поддержка одаренных детей
Государственная политика по формированию интеллектуального потенциала нации требует постоянного внимания и всесторонней поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, молодежи. Система дополнительного образования детей и молодежи, традиционно предоставляющая возможности для массового проявления способностей детей и формирующая их социально значимые компетентности, сегодня значительно утратила свое влияние.
За последние годы пересмотр структуры образовательных учреждений, уменьшение бюджетных расходов на отдельные их виды привело к резкому сокращению сети учреждений дополнительного образования детей, художественных, музыкальных и спортивных школ, центров научно-технического просвещения и творчества молодежи. Коммерциализация ряда образовательных программ дополнительного образования сделала их недоступными для большинства детей из малообеспеченных семей (особенно в сельской местности).
Вместе с тем, невозможно совершить инновационный прорыв в обществе без устойчивого интереса к науке и процессу познания у детей и молодежи. Известно, что во всех развитых странах мира пользуются огромной популярностью и успешно работают современные выставочные центры и музеи, представляющие широкой публике, и в первую очередь, детям и молодежи, достижения науки, технического прогресса, промышленной основы производства, использующие самую эффективную на сегодняшний день модель «развлечение+обучение». В городах, где были созданы подобные центры, начался процесс возрождения интереса к науке, получению новых знаний и внедрению их в жизнь.
Формирование современной системы дошкольного образования
С 1991 по 2008 год количество дошкольных учреждений сократилось в 1,8 раза - с 87,6 до 47,8 тысяч. Численность детей в дошкольных учреждениях - почти в 2 раза - с 8 миллионов 433 тысяч до 4 миллионов 321 тысячи человек.
Сегодня происходит рост рождаемости в экономически развитых регионах. Поэтому в крупных промышленных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск и др.) уже наблюдается острый дефицит мест в детских садах. В ближайшие годы этот дефицит будет существенно нарастать.
Кроме того, значительного расширения требует видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, а также разработка новых форм дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом.

Каковы перспективы создания рабочих мест в России?

Следует также упомянуть рост неформальной занятости. Это связано с тем, что во многих регионах страны трудно найти адекватную занятость в формальном секторе. Это вызов, но это может быть достигнуто.

Какова роль государства в содействии занятости

Во время кризиса были приняты дополнительные новые меры. Эти меры включали: содействие программам общественных работ, создание временных рабочих мест для молодежи, поддержку предпринимательства и содействие мобильности рабочей силы в сельских районах.

Доступность дошкольного образования
Проводится разработка и реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей, а также частичное или полное погашение за счет бюджета стоимости содержаний и питания в дошкольных учреждениях детей из малообеспеченных семей.

Социальный диалог имеет основополагающее значение для успеха любой социальной реформы и реформы занятости, особенно в этот посткризисный период, с которым сталкивается Россия. Тэги: занятость, занятость молодежи, создание рабочих мест, рынок труда, безработица.

Если вы часто посещаете социальные сети и блоги образования, вы, вероятно, заметили растущее число существующих образовательных тенденций, каждый из которых утверждает, что является окончательным и самым современным. Тем не менее, трудно отличить зерно от соломы, особенно учитывая, что многие из них сохраняют свое имя на английском языке и что, кроме того, одна и та же концепция может приобретать несколько имен. Есть много педагогов, которые смущены и не знают, каковы образовательные тенденции, которые действительно повысят ценность их метода обучения.

Развитие многообразия дошкольного образования
Разрабатывается новая типология дошкольных образовательных учреждений, расширение их многообразия, оптимизация их существующей сети с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения.

Повышение качества дошкольного образования и развития его инфраструктуры
Основными тенденциями являются:
Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.
Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.
Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач через систему конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.
Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.

Подготовка к школе
Происходит существенное расширение на базе дошкольных, общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования групп подготовки к школе, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Уточнение целей и содержания деятельности этих групп, разработка для них примерных образовательных программ; четкое определение этих программ исходя из задач и содержания начального образования, в частности исключение неоправданно раннего систематического обучения (которое в последнее время получило широкое распространение вследствие противоправного введения приемных испытаний при зачислении детей в образовательные учреждения).
Реализуется бесплатная образовательных программа подготовки к школьному обучению для детей из малообеспеченных детей. Планируется введение законодательного запрета на взимание платы за подготовку указанных детей к школе и на проведение конкурсного отбора в общеобразовательные школы (кроме специализированных школ и школ повышенного уровня), с административной и уголовной ответственностью руководителей школ за нарушение данного запрета.

# 1 Перевернутый класс

Чтобы облегчить эту работу, в этой статье мы собрали 8 образовательных тенденций, которые, на наш взгляд, являются наиболее выдающимися и перспективными в настоящее время, а также краткое объяснение их. Вероятно, самая распространенная тенденция всего этого списка. Он состоит в том, чтобы инвертировать традиционный поток класса, чтобы ученики выполняли домашние задания перед тем, как отправиться на занятия. Таким образом, большая часть времени, доступного во время урока, освобождается, что может быть посвящено другим, более активным действиям.

Введение обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования
По данным ЮНЕСКО, одна из ведущих тенденций развития образования в современном мире связана со стремительным ростом системы среднего образования, что вызвано повышенными требованиями к уровню образованности общества в условиях постиндустриального общества и становлением экономики знания. В этой связи наблюдается повышение обязательного порога общего среднего образования (так, в Европе в старших классах средней школы показатели количества учащихся превышают 100%, из-за подростков, проходящих обучение сразу по нескольким программам.).
В мировой образовательной теории и практике обязательным считается тот уровень образования, который государство обязано предоставить гражданам и который гражданин обязан освоить для полноценного участия в жизни общества.
Введение по инициативе Президента РФ обязательного бесплатного общего среднего (полного) образования - стержень современного этапа инновационного развития образования, приоритетная общенациональная стратегическая задача, направленная на повышение образовательного уровня нации, обогащение человеческого капитала, социально-экономическое и культурное развитие страны, рост ее конкурентоспособности.
Необходимо осознавать, что основные трудности введения обязательного среднего образования лежат не в педагогической, а в социальной и экономической плоскостях. Поскольку главным условием решения этой крупной социально-педагогической задачи является создание системы целевой адресной поддержки детей, имеющих социально-экономические, медико-психологические и другие затруднения в получении среднего образования.
Введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, т.к. в настоящее время из-за демографического спада в стране нарастает тенденция значительного сокращения контингента обучающихся, высвобождения педагогического кадрового и материально-технического потенциала, что обеспечивает определенную ресурсную базу для решения этой задачи. Кроме того, в ряде мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и др.), по существу, сохранилась вся инфраструктура всеобщего среднего образования.
Введение обязательного бесплатного среднего образования (далее: обязательное среднее образование) предполагает различные формы и виды его получения: очная, вечерняя и заочная, обучение на дому и дистанционная подготовка, экстернат, в рамках школы (профильного и профессионального образования в старших классах), в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Таким образом, обязательное среднее образование является частью целостной системы всеобщего непрерывного образования, поэтому меры по его ведению потребуют соответствующих изменений в сопредельных ступенях образовательной системы, в частности в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.
Поскольку образование является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, задачи введения обязательного среднего образования должны решаться совместными организованными действиями федерального правительства, региональных и муниципальных органов власти и управления.

# 2 Проблемное обучение

Эта тенденция не имеет четкого перевода на наш язык, но ее принципы применяются все больше и больше педагогов. Более глубокое обучение - это комплексный подход, который заключается в содействии процессу обучения, который помогает учащимся приобретать определенные компетенции, которые считаются жизненно важными для развития их будущей жизни. Среди них - развитие навыков критического мышления, общения и совместной работы. Эта тенденция напоминает обучение на основе проектов в том смысле, что оба они основаны на практическом аспекте обучения, хотя между этими двумя тенденциями существуют различия.

Создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда
Общеизвестно, что профессиональное образование - ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Еще несколько десятилетий назад, в условиях индустриального общества, существующая отечественная система профессионального образования успешно выполняла свои задачи, реализуя потребности страны. Однако динамичное наращивание этих потребностей в период глубочайших социально-экономических сдвигов и стремительное вхождение России вслед за ведущими развитыми странами в постиндустриальную эпоху привело к резкому отставанию профобразования от запросов общества, вскрыло его системные недостатки - консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на вызовы жизни, на стремительные изменения в экономике и социальной сфере страны.
Несмотря на частные успехи многих профессиональных учебных заведений, система профобразования в целом упустила свой «звездный час». Она оказалась в недостаточной степени готовой к переменам, которые смогли бы подготовить и облегчить как структурные сдвиги в экономике, так и радикальные технологические изменения в отечественном производстве. В итоге профобразование оказалось существенно ниже планки стоящих перед ним задач и общественных ожиданий.
В настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три общепризнанные корневые проблемы.
Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей и плодит безработицу, но - главное - делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.
Вторая. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. Учреждения профобразования выпускают, в 1,5 раза больше техников и в 5 с лишним раз меньше рабочих, чем это нужно народному хозяйству. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.
Третья. Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет подготовки (весьма некачественной) во многих профессиональных образовательных учреждениях псевдоспециалистов по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения. Такие «специалисты» составляют значительную часть их учебного контингента. Это крайне затратная, наносящая прямой ущерб государству мера ведет к поощрению слабых, неэффективных профессиональных учебных заведений, что снижает стимулы для развития качественного и конкурентоспособного отечественного профессионального образования.
Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального образования, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня нации невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность страны.
Основные тенденции развития системы профессионального образования в РФ:
Создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций. Такая система может быть создана при Российском агентстве образования при паритетном партнерстве государства и бизнеса (союзов работодателей) на основе Мониторингового центра по оценке, прогнозированию рынков труда и координации.
Формирование законодательной базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования, в организации производственной практики, в социальной поддержке обучающихся и работников и др.
Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей (с их укрупнением, интеграцией), а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями.
Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.
Переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.
Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.
Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней.
Стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурсопривлекательности системы профессионального образования.
Обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования, более интенсивная его информатизация.
Разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем профессионального образования на уровне законодательных актов субъектов федерации.
Обеспечение инновационного характера профессионального образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой.
Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского - и обеспечивающей решение трех основных задач: 1) преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося; 2) отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения; 3) возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая в него и необразовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение.

Одним из основных элементов обучения, в котором согласны все эксперты, является мотивация ученика, и именно это является основой этой тенденции. Этот метод применялся на протяжении веков в образовании детей, а также в некоторых предметах, почему бы не расширить его до всех из них? Мобильные телефоны являются частью нашей жизни, и они сопровождают нас в любом месте. Поэтому они являются идеальным средством для расширения границ нашего обучения и доступа к образовательному контенту из любого места.

Эта образовательная тенденция может быть переведена на испанский язык как «Принесите свое собственное устройство», и это действительно вывод Мобильного обучения. Начальное образование будет способствовать развитию следующих возможностей для детей. Знать и ценить ценности и нормы сосуществования, учиться действовать в соответствии с ними, готовиться к активному осуществлению гражданства и уважать права человека, а также плюрализм демократического общества. Развивайте привычки индивидуальной и командной работы, усилий и ответственности в исследовании, а также отношения уверенности в себе, критического чувства, личной инициативы, любопытства, интереса и творчества в обучении и предпринимательского духа. Приобретать навыки для предотвращения и мирного разрешения конфликтов, которые позволяют им самостоятельно развиваться в семейной и домашней среде, а также в социальных группах, с которыми они связаны. Знать, понимать и уважать разные культуры и различия между людьми, равные права и возможности для мужчин и женщин и недискриминацию людей с ограниченными возможностями. Знайте и используйте надлежащим образом кастильский язык и, если таковой имеется, со-официальный язык автономного сообщества, и развивать привычки чтения. Приобретайте по крайней мере на одном иностранном языке базовую коммуникативную компетенцию, которая позволяет им выражать и понимать простые сообщения и проходить в повседневных ситуациях. Развивайте основные математические навыки и начинайте решать проблемы, требующие базовых вычислений, геометрических знаний и оценок, а также возможность применять их к ситуациям в их повседневной жизни. Знать фундаментальные аспекты наук о природе, социальных наук, географии, истории и культуры. Начните использовать, для обучения, информационные и коммуникационные технологии, развивая критический дух перед сообщениями, которые они получают и разрабатывают. Используйте различные представления и художественные выражения и начинайте с создания визуальных и аудиовизуальных предложений. Оценка гигиены и здоровья, принятие собственного тела и других, уважение различий и использование физического воспитания и спорта в качестве средства продвижения личного и социального развития. Знайте и цените животных, наиболее близких к человеку, и принимайте способы поведения, которые способствуют их уходу. Развивайте свои эмоциональные способности во всех областях личности и в их отношениях с другими, а также в отношении насилия, предрассудков любого рода и сексистских стереотипов. Содействовать просвещению в области безопасности дорожного движения и отношениям уважения, которые влияют на предотвращение дорожно-транспортных происшествий. Без ущерба для его конкретного обращения в некоторых предметах каждого этапа понимание прочитанного, устное и письменное выражение, аудиовизуальное общение, информационные и коммуникационные технологии, предпринимательство и гражданское и конституционное образование будут работать во всех предметы.

Заключение
Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Для обеспечения этого развития государство должно сделать образование одной из приоритетных отраслей, осуществляя увеличение его финансирования темпами как минимум превышающими темпы роста ВВП. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность.
Если ранее инновационное развитие образования считалось в основном предметом заботы органов власти на национальном или региональном уровне, то в последние десятилетия наметилась растущая тенденция к интернационализации и даже глобализации этого процесса. Процессы глобализации образования в мире были закреплены в ряде международных проектов и соглашений, в том числе в Лиссабонской, Сорбоннской, Болонской, Копенгагенской декларациях, а также в ряде международных интеграционных образовательных программ и проектов.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщающих выводов. Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования и главными тенденциями его развития, являются следующие:
достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях, использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов;
приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;
существенное повышение академической мобильности педагогов, обучающихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;
равнодоступность различных секторов образования к государственным ресурсам;
информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
расширение участия как Российской Федерации в целом, так и отдельных её регионов, а также образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.

Список источников
Общая и специальная литература
1. Баранова М.Л. Культурно-историческая динамика системы специального образования: факторы и тенденции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 5. С. 98-105.
2. Воловик И.В. Модернизация российского образования и тенденции развития мировой системы образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 82-85
3. Иванкина Л.И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 306. № 3. С. 132-140.
4. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 77-80.
5. Иванова И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2008. № 3. С. 5-23.
6. Мельник В.В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 58-63.
7. Силкин Р.С. Силкина Н.В. Тенденции развития и проблемы реформирования высшего образования // Экономика образования. 2006. № 2. С. 18-24.
Интернет ресурсы
● ed.gov - Федеральное агентство по образованию РФ.
● obrnadzor.gov – Фед. служба по надзору в сфере образования и науки.
● mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
● rost.ru/projects - Национальный проект «Образование».

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.
Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.
Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.
Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.



Поделиться