Что относится к среднему профессиональному образованию. История возникновения и развития. Программы, реализуемые в учреждениях начального профессионального образования

Очень часто можно слышать вопрос: «Начальное профессиональное образование - это какое?» Для начала необходимо разобраться, что представляет собой эта система. В первую очередь нужно отметить, что это одна из основных подсистем российского образования, реализующая профессиональные производственные программы. Она выдает дипломы квалифицированным специалистам всех направлений полезной деятельности.

Одним из препятствий при адаптации образования к рынку труда является отсутствие системы педагогического образования для профессионального образования, которая создала разрыв в поколении. В связи с этим Министерство образования предлагает создать «Инженерный корпус» - высококлассные специалисты из компаний. Кроме того, на уровне воеводства будет создан образовательный портал профессионального образования, который будет реагировать на нехватку информации о потребностях и возможностях практического обучения в кампусах работодателей и работодателей.

Программы, реализуемые в учреждениях начального профессионального образования

Структура

Система начального профессионального образования в Российской Федерации состоит из более чем одной тысячи восьмисот специализированных учреждений, которые ежегодно подготавливают около восьмисот тысяч квалифицированных выпускников. Из них шестьсот пятьдесят тысяч обучаются на дневной форме.

В этом документе представлена ​​документальная система во французских учебных заведениях. Это не просто исчерпывающее досье, но и глобальная презентация, цель которой - позволить библиотекам из других школ лучше знать французскую модель. Документ вызывает только общеобразовательные школы и средние школы французской системы среднего образования, но не анализирует школьные подразделения, принадлежащие сельскохозяйственной отрасли, подчиненной Министерству сельского хозяйства. Кроме того, миссии документальных учителей, а также действия, которые они координируют, представлены синтетическим способом, не будучи детализированным каждый раз.

Начальное профессиональное образование в первую очередь является воспитательно-образовательной системой. Это основа масштабной и разноплановой "пирамиды" по подготовке кадровых ресурсов страны.

Основная задача

Начально-профессиональное образование - это упорядоченная система по реализации преемственных образовательных программ и государственных стандартов различных уровней и направленности. Поэтому основной его задачей является создание оптимальных условий для возможности удовлетворения стремлений личности получить определенную специальность. Начальное профессиональное образование призвано обеспечить хорошую подготовку кадров, которые будут являться конкурентоспособными в переменчивых условиях рыночных отношений. С помощью данной системы экономика страны будет постоянно обеспечена квалифицированными работниками.

Обзор французской системы образования

С тех пор государственное образование является обязательным до 16 лет, оно бесплатное и лаичское. В дополнение к государственным школьным учреждениям существуют частные школы, которые взимают плату за обучение и часто предлагают религиозное образование. Однако большинство частных школ заключили договор с французским государством, что означает, что министерство образования обеспечивает вознаграждение учителей и, взамен, также контролирует программы и педагогическую организацию.

Французское среднее образование организовано в два цикла. После колледжа студенты выбирают одно из следующих направлений. Министерство образования контролирует всю школьную систему. Он является тем, кто поставляет учебные единицы, помимо заработной платы учителей и основных финансовых ресурсов. Большинство расходов на образовательные мероприятия зависит от государства - до 61%. Средства распределяются среди 30 региональных образовательных учреждений и, следовательно, перераспределяются в школьные единицы.

Начальное профессиональное образование в России осуществляет реализацию программ, направленных на ускоренную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочего или служащего.

Первостепенное значение в данных учреждениях придается организации процесса воспитания подрастающего поколения. В единой педагогической структуре образования этому вопросу отведена ключевая позиция, которая посвящается подготовке молодежи к непростым жизненным ситуациям.

Территориальные колледжи также участвуют в образовательных расходах, но только до 21% и более. Это те, которые обеспечивают затраты на строительство и участвуют в расходах на строительство и эксплуатацию. Иногда эти территориальные общины предоставляют специальные гранты для приобретения ресурсов или организации культурных мероприятий.

Министерство образования управляет карьерой учителей. Он также определяет педагогический контент. Что касается содержания образования, следует сказать, что французская система централизована, поскольку школьные программы устанавливаются Министерством национального образования посредством юридических текстов. Это объясняет, почему все французские студенты определенного уровня, как на начальном, так и на среднем уровне, получают одно и то же обучение, независимо от того, находятся ли они в государственной или частной системе образования.

В современном обществе от человека требуется высокая отдача знаний, умений и сил. В производственном процессе это также не является исключением. Каждый должен обладать особыми качествами, отличающими его от остальных людей. Только в этом случае человек будет являться конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Данный фактор будет способствовать развитию ответственности как за себя, так и за окружающих, а также посодействует укреплению уверенности в своем профессиональном будущем.

Согласованный профессиональный статус

Преподаватели из начальных и средних государственных школ во Франции являются государственными чиновниками. Их набор осуществляется в централизованной системе, и обучение гармонизировано. Для каждой дисциплины есть оба типа экзаменов. Чтобы преподавать, учитель должен был преуспеть в конкурсе и прошел год педагогической практики. Преуспеть в конкурсе также дает ему юридический профессиональный статус, а его права и обязанности устанавливаются законом: количество учебных часов в неделю; доходы и условия для продвижения, назначения и изменения работы.


Наиболее эффективный путь подобного развития личности заключается в создании такой системы воспитания, которая предполагала бы систематизацию целей и задач, а также методов и форм обучения подрастающего поколения в заведениях начального профессионального образования. При этом необходимо организовать взаимодействие абсолютно каждого субъекта и объекта процесса воспитания. В этом случае будет происходить твердое становление учеников как активных участников профессионального развития.

Школьные библиотекари из французской системы

Поэтому рекомендуется рекомендовать разработку служб документации в начальных школах и в школьных учреждениях. В то время их педагогическая роль была менее заметна. С тех пор можно утверждать, что ситуация с документацией и информационными центрами во французских школьных подразделениях более однородна: служба существует почти в каждом колледже или средней школе и предоставляется квалифицированным учителем документального кино.

В настоящее время это конкретное место для документации существует во всех школьных подразделениях в системе государственного образования, а также в большинстве частных учебных заведений. Министерство образования вынесло некоторые рекомендации относительно организации этого места.

Главная цель

Начально-профессиональное образование - это гарант реализации права гражданина на получение бесплатного и общедоступного обучения. Поэтому необходимо удовлетворить потребности личности в образовательных услугах соответствующего уровня. Происходить это должно с учетом последних тенденций и изменчивости рынка труда.

В документарных учителях должны четко указываться различные области документационного и информационного центра: документальная учительская канцелярия, документарное пространство для работы: большая часть документации и информационных центров использует десятичную классификацию Дьюи; некоторые из них, менее многочисленны, используют универсальную десятичную классификацию, пространство для чтения, пространство периодических изданий, пространство для документации для профессиональной ориентации; компьютерное пространство.

Каждый год Административный совет устанавливает сумму, выделенную для службы документации. Эти средства взяты под заголовком «Образовательная и педагогическая деятельность» в бюджете учебного заведения. Документальный учитель использует эти средства для покупки печатных и электронных ресурсов, а также для оплаты подписки на периодические издания и базы данных.

История возникновения и развития

Начальное профессиональное образование в России возникло после проведения соответствующих реформ Петром I. Одни из первых учебных заведений, где подготавливали профессионалов, открылись в начале восемнадцатого века. К ним относились артиллерийские, навигацкие, геодезические, инженерные и медицинские школы.

Это зависит от ресурсов школы, от влияния преподавателя документального образования в школьном отделе, от поддержки директора школы, от педагогических возможностей всех членов образовательной команды. У нас нет национального расследования бюджетов центров документации.

Он также играет педагогическую роль и культурную роль. За последние десять лет почти все информационные и информационные центры были компьютеризированы. 98% общеобразовательных школ предлагают доступ в Интернет для педагогических целей. Большинство используют одно и то же документальное программное обеспечение. Обмен библиографическими примечаниямиМодели из самых популярных журналов.


Наиболее популярным специализированными учебными заведениями восемнадцатого века являлись горнозаводские, открытые при Петровском заводе. Располагались они на Урале и в Алтайском крае. Диплом о начальном профессиональном образовании горнозаводской школы предполагал наличие обширных знаний в области горной промышленности. Именно эти учебные заведения впоследствии стали фундаментом для развития в нашей стране учреждений профессионально-технических направлений.

За последние пять лет все больше школ создали компьютерные сети, которые обеспечивают доступ как к внутренним, так и к внешним ресурсам. Как указано выше, первый конкурс по набору для учителей-документалистов состоялся в Документальной агрегации нет. Однако создание этого агрегата является предметом обсуждения.

Учебная программа фокусируется, с одной стороны, на дидактическом компоненте, с другой стороны, на документальных методах. Этот метод найма объясняет, что персонал, который управляет большей частью документации и информационных центров, имеет статус, университетские исследования, миссии, обязательства и равную оплату. Ни одна другая страна не имеет такой гармонизации профессиональной сертификации.

Тем не менее в дореволюционной России ограничивалось образование женщин, а обучение населения имело особенность классового и сословного деления.

Начиная с 20-х годов двадцатого века, отечественная профессиональная педагогика стала интенсивно формироваться и развиваться как отдельная самостоятельная отрасль научных знаний.

Они часто предоставляют технические задания, которые позволяют учителю документального фильма обрабатывать анимацию педагогических последовательностей в партнерстве с преподавателями дисциплины. За последние несколько лет многие из этих временных контрактов подошли к концу, и многие документальные учителя могут заверить себя в своих многочисленных профессиональных задачах.

Сотрудничество с другими специалистами в области информатики

Учителя документального фильма стараются работать в сотрудничестве с другими специалистами, которые относятся к документальной и библиотечной вселенной. Существует национальная сеть, которая побуждает их делать это. Кроме того, Региональные центры педагогической документации способствуют организации ежегодных региональных совещаний, которые позволяют учителям документального кино из того же географического района встречаться и обмениваться опытом и передовой практикой.

Длительность обучения

В целом период получения начального профессионального образования прямо связан с уровнем знаний. Поступивших после окончания девятого класса подготавливают к специальности на протяжении двух или трех лет. Учащийся, поступивший по окончании одиннадцатого класса, подготавливается в течение одного или двух лет. Несмотря на это, некоторые начальные профессиональные учреждения смещены к профилям техникумов. В связи с этим срок обучения продляется до трех или четырех лет. Этот период определяется уровнем образования учащегося.

Сеть также управляет списком вещания. Признанная на институциональном уровне, эта ассоциация коагулирует озабоченность и предложения учителей-документалистов: они участвуют в переопределении своих миссий; также публикует справочные документы в области обучения для овладения информацией.

Миссии и деятельность педагога-документалиста

Этот текст по-прежнему находится на месте: готовится новый текст для обновления определения миссий. Три основные задачи, возложенные на документального учителя. Документальный учитель должен работать с учителями дисциплины; научить студентов методам поиска, поиска и оценки необходимой им информации; поэтому он должен побудить их развивать следующие навыки.

Финансирование

Существует понятие переориентации начального профессионального образования. Оно связано с необходимостью переподготовки преподавательского состава, модернизации специального оборудования, улучшения условий и уровня оплаты труда.


Основная проблема в том, что бюджетных средств для финансирования данной программы не всегда хватает, в связи с чем требуется привлечение дополнительного потока из внебюджетных ресурсов. Чтобы справиться с поставленной задачей подготовки и стажировки учащихся, образовательные учреждения создают производственные цеха. Это позволяет мастерам сохранить свою квалификацию, а также открывает новые источники внебюджетного финансирования.

Учитель документального кино также поощряет чтение и обучение. Под руководством директора учреждения педагог-документалист активно участвует в открытии школы во внешний мир: устанавливает отношения с другими документальными центрами, выбирает самые современные источники информации о любом виде поддержки, позволяя студенту осознавать мировые события;, предоставляет информацию о культурных, экономических, профессиональных, национальных и местных учреждениях. Управление центром документации.

Документальный учитель управляет центром мультимедийных ресурсов, который предполагает, что он является тем, кто: представляет и организует документальный фонд с уважением к международным библиотекам; обеспечивает доступ к документам и гарантирует, что компьютеры под его ответственностью находятся в хорошем рабочем состоянии.

03 апреля 2011 г.

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

Начальное профессиональное образование
Учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования учащегося.Формы обучения — дневная и вечерняя.Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования — профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращён.Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей численности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как правило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда требуется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива получения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интегрированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

Развитие ИТ и сетей привело к увеличению технических задач. Кроме того, появилось много педагогических реформ; преподаватель документального кино все чаще требует участия в совместных проектах. Эти недавние изменения привели к умножению обязанностей, отведенных для документального учителя. С этого момента можно определить четыре области, в которых она вмешивается.

Деятельность в сотрудничестве с другими учителями. Создание и предоставление общественности документального фонда. Создание адекватного фонда для удовлетворения как потребностей учащихся, так и учителей. Предоставление всего документарного фонда общественности. Выбор и облегчение доступа к онлайн-ресурсам.

Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования — Классификатор специальностей среднего профессионального образования.Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегрированных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. Колледжи — государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории

Высшее профессиональное образование

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образованияОбучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган — ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий — 5 лет.Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 — от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 — 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Общественное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно — повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах. В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения — очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования — овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.В системе дополнительного профобразования главное — продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний — средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе — в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста — как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.Непрерывное образование — это не уровень, ступень, форма или тип образования, — это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.



Поделиться