Изменения в сфере общего образования. Образование в современной россии

Вступительное слово на заседании Правительства

Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Сегодня обсудим несколько важных тем помимо рутинных вопросов, которых в деятельности Правительства предостаточно.

Один из существенных вопросов касается мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования. Документ рассчитан на период до 2020 года. Наша цель – создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики.

Нынешние студенты станут независимыми людьми с международным образованием. Поэтому преподавание высококачественных иностранных языков играет ключевую роль в цепочке среднего образования. В области среднего образования мы ставим перед собой амбициозную цель - обеспечить, чтобы каждый ребенок, окончивший школу, хорошо знал по крайней мере два иностранных языка. Для достижения этой цели государственные экзамены по иностранному языку в конечном итоге будут заменены экзаменами, отвечающими международно признанным стандартам экзаменов по иностранному языку.

В прошлом году в колледжах обучалось 2,3 млн человек, ещё полмиллиона проходили подготовку в университетах по программам среднего профобразования. Сегодня тот комплекс мер, который разработало Минобрнауки, включает в себя три стратегических направления. Во-первых, нам нужно добиться, чтобы квалификация выпускников колледжей чётко соответствовала требованиям современной экономики, отвечала потребностям работодателей. Поэтому образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые практики и передовые технологии. Комплекс мер, в частности, предполагает создание списка востребованных специальностей с выделением 50 наиболее приоритетных, наиболее нужных для нашей экономики. Я думаю, что это правильно. Под них будут разработаны профессиональные и образовательные стандарты.

Мы убеждены, что школы должны найти свое место в преподавании классических языков - греческом и латыни, - говорит Консервативная программа. Между тем, зеленые крестьяне объясняют не языком, а важностью социальной работы, спорта и искусства. Достижения в этой области, если они преуспеют в реализации своих планов, могут позже надеяться присоединиться к высшим учебным заведениям.

Мы улучшаем национальную оценку успеваемости учащихся, уделяя особое внимание критериям и методологиям международных оценок. Чтобы адекватно оценить прогресс учеников и их компетенцию, мы будем реструктурировать государственную систему экзаменов на зрелость, уделяя больше внимания кумулятивной оценке. Мы добавим к оценке результатов обучения элементы окончательной зрелости работы, социальной работы, спорта и искусства, - пишут они в программе.

Во-вторых, мы должны сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования. Здесь речь идёт прежде всего о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку в колледже с практическим обучением на предприятии. С этим есть пока проблемы. Не менее половины учебного времени студенты должны проводить на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в колледжах – это так называемая дуальная система образования.

Для учителей - оплачиваемый ежегодный отпуск, досрочная пенсия. Говоря об изменениях, которые ожидали учителя, Консерваторы подчеркнули, что они будут стремиться повысить престиж и привлекательность преподавателя, улучшить систему подготовки учителей, сделать существующих учителей способными повысить свою квалификацию и реализовать программу уважения и благодарности учителям пенсионного возраста. Речь идет также о постоянном росте зарплат учителей.

Достижение этой цели можно реализовать, реализовав два решения: выяснив, что нынешний фонд учителей среднего образования не будет снижен ниже существующего предела, даже если количество учителей уменьшится, а также введение индексации заработной платы учителей.

Наконец, в-третьих, нужно будет повысить уровень мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствовать систему оценки, сертификации. Один из критериев хорошего образования – это результат региональных и отраслевых команд в национальных турнирах профессионального мастерства, в международных мероприятиях типа World Skills.

Не так давно мы этим занимались, . По итогам были даны поручения по целому ряду направлений, в том числе и по дополнительным источникам финансирования Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров по линии Министерства образования и науки. Средства необходимы для того, чтобы успешно подать заявку на мировой чемпионат, поддержать национальную сборную. Хотел бы тоже об этом сегодня услышать, что сделано.

Учителя также обещают больше свободы - в конечном итоге каждый из них самостоятельно решит, как работать со своими образованными учениками, чтобы стать успешными и полноценными людьми, и говорить о «праздниках развития». Это будет означать, что в течение шести лет учителя в возрасте семи лет, которые получают полную зарплату, могут пропустить свое образование в других местах, не работая в школах.

В то время представители «Гринпис» объяснили, что для обеспечения заработной платы учителей и других педагогических работников они будут разрабатывать и внедрять систему регулярных вознаграждений. Заработная плата будет дифференцироваться в соответствии с соблюдением сотрудниками квалификационных требований и различиями в условиях работы, в зависимости от типа учебного заведения и его местонахождения.

Кроме того, нужно представить предложения по финансированию проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов». Это тема особенно важна, поскольку их благополучие во многом зависит от грамотных и высококвалифицированных специалистов.

Государство активно вкладывается в систему профессионального образования. В рамках соответствующей ФЦП мы финансируем образовательные проекты в 45 регионах по 15 приоритетным отраслям экономики. Объём субсидий из федерального бюджета на эти цели превысил 1 млрд рублей в 2014 году. При этом регионы софинансировали такого рода расходы ещё на 2 млрд рублей. Подробнее доложит Министр образования, и в качестве приглашённого эксперта выступит губернатор Смоленской области Алексей Владимирович Островский.

Они также объясняют планы нового долгосрочного плана подготовки учителей. Мы будем применять гибкие формы повышения квалификации, уделяя приоритетное внимание непрерывному образованию, обучению преподавателей для преподавательского состава и консультированию на работе на 70-м месте, стажировкам в университетах, и мы разработаем адекватные методы оценки влияния повышения квалификации. Мы обеспечим плавное регулирование позиций преподавателей, заработной платы и компетенций. Балансирование прав учителей, обязательств и подотчетности за счет сокращения контроля и бюрократии создаст больше возможностей для творчества и инноваций, - объясняет Зеленое Крестьяне.

Сегодня мы распределим субсидии регионам на развитие села, на развитие сельского хозяйства. Мы это делаем регулярно. Из-за непростой ситуации на кредитном рынке нам надо помочь аграриям. Речь идёт о компенсации тех затрат, которые вызваны увеличением процентной ставки по краткосрочным кредитам. Мы предусмотрели в плане первоочередных мероприятий изменение механизма этой компенсации, который направлен на увеличение субсидий, приняли изменения в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на возмещение части затрат по уплате процентов по таким кредитам. Предлагается увеличить средства на возмещение процентной ставки по кредитам за счёт перераспределения бюджетных денег в рамках государственной программы.

Настройте кабинет заместителя учителя, зеленые школы и школы укрепления здоровья? Речь идет также о стратегических изменениях в школах - назначение менеджеров, появление дополнительных должностей сотрудников в муниципалитете, создание специализированных школ.

В противном случае программа испрашиваются консерваторы должны выбрать директор школ - не так, как сейчас, опираясь на комиссии, состоящие из муниципалитетов, родителей и учителей, а также представителей центрального правительства, а также более активного участия родителей и социальных партнеров школы.

Выделяется почти 19 млрд рублей на поддержку растениеводства и более 9 млрд рублей на поддержку животноводства, а также на поддержку малых форм хозяйствования на селе – более 7,5 млрд рублей. Часть средств – за счёт перераспределения между статьями.

Приступим к обсуждению тех законопроектов, которые включены в повестку дня, и других важных вопросов. Начнём с комплекса мер по совершенствованию системы профессионального образования.

«Мы будем создавать и внедрять единую систему оценки эффективности работы школы», - подчеркивается в программе. В то же время считается, что школы больше не должны иметь так называемых оконных уроков. Эти пробелы будут заполнены альтернативными учителями, которые находятся в распоряжении каждого муниципалитета, которые при необходимости отправятся туда, где их нужно заменить, если школа не тратит свои ресурсы.

В то время зеленые крестьяне предлагают создавать разные модели школ. Например, можно было бы открыть «устойчивые школы», «зеленые» школы, школы, способствующие укреплению здоровья и т.д. Для обеспечения успешной реализации общеобразовательных программ мы будем предоставлять методологические ресурсы с помощью ученых высших учебных заведений, учителей-практиков, активного персонала дошкольных и дошкольных учреждений.

Дмитрий Викторович Ливанов, пожалуйста.

Д.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

В Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом России поставлена задача обеспечить, чтобы к 2020 году как минимум в половине колледжей и техникумов России подготовка по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям велась в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Минобрнауки России разработан и внесён проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования в нашей стране на 2015–2020 годы.

Мы будем модернизировать образовательную инфраструктуру учебных заведений с учетом условий и потребностей их деятельности, - говорится в их программе. Консервативные предложения в высшем образовании: контракты с высшим образованием, 2-3 национальных университета, высшее вступительное образование, часть платы за обучение будут оплачиваться студентом.

Неизбежно необходима сеть высших учебных заведений, и представители обеих сторон согласны. Консерваторы предлагают ввести минимальные требования, которые должны удовлетворять каждое высшее учебное заведение. Они утверждают, что государственные и высшие учебные заведения должны подписать качественные соглашения, в которых будут определены результаты, которые должны получить колледжи и университеты, чтобы получить дополнительное финансирование и кто будет атаковать высшие учебные заведения в случае невыполнения минимальных требований.

Коротко остановлюсь на текущем состоянии этой системы. Последние два года здесь происходят структурные изменения. Это обусловлено и завершением в 2012 году процесса регионализации системы профессионального образования (соответствующие полномочия закреплены за регионами), и переходом от двухуровневой системы НПО и СПО к одному уровню среднего профессионального образования с реализацией двух типов программ – подготовки квалифицированных рабочих и подготовки специалистов среднего звена. В регионах наблюдается также чёткая тенденция развития кластерных моделей управления подготовкой кадров, что позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственно-частного партнёрства и распределять ресурсы системы профессионального образования – кадровые, материально-технические, финансовые и так далее.

Мы предложим привлекательные финансовые стимулы для первых добровольцев присоединиться к исследовательским институтам, - говорит Консерваторы. По их словам, система должна быть организована таким образом, чтобы университет или колледж обеспечивали финансирование исследований в соответствии с методологией изучения корзин и стипендий только в том случае, если все ученики будут применять минимальную точку входа, которая будет постепенно расти и расти тем, кто хочет получить высшее образование и получить государственное финансирование в учебной программе, принимая во внимание специфику области обучения, примет хотя бы определенное количество минимального количества студентов, созданных государством.

Мониторинг процессов, происходящих в регионах после передачи туда этих образовательных организаций, который мы ведём, показывает, что, первое, происходит укрупнение профессиональных образовательных организаций. В настоящее время средний контингент колледжа составляет 1 тыс. студентов. Ещё несколько лет назад это было 350–400. И второе – повышается привлекательность среднего профобразования для выпускников 9-х классов. За пять лет доля тех, кто выбирает после 9-го класса СПО, то есть колледж или техникум, увеличилась на 10% – с 34 до 44, с 400 тыс. до 500 тыс. человек.

Однако для этого государство обеспечило бы, чтобы в краткосрочной перспективе финансирование, выделяемое на высшее образование, не уменьшалось бы даже при уменьшении числа студентов. Следовательно, школьная корзина должна увеличиваться пропорционально по мере роста числа учеников и увеличения количества точек входа. В краткосрочной перспективе это позволит не только получить более адекватное финансирование высшего образования, но и быстро увеличить среднюю зарплату учителей и исследователей.

Поэтому система корзин не является оптимальным решением для обеспечения более справедливой, более устойчивой и финансируемой университетом основы для качества обучения. Текущую систему финансирования высшего образования необходимо изменить таким образом, чтобы часть платы за обучение оплачивалась самим учеником. Чтобы этот взнос стал принятым обязательством, студентам будет предоставлена ​​привлекательная возможность получить государственные займы для покрытия их платы за обучение. Те, кто получил этот кредит, должны будут погасить его в будущем, если их доход будет погашен государством.

Наконец, во всех регионах сегодня разработаны и реализуются региональные программы развития профессионального образования, в которых обязательно предусмотрено софинансирование со стороны работодателей. Активно создаются советы по управлению системой профобразования, включающие представителей ключевых работодателей.

Тем не менее темпы движения вперёд пока недостаточны. В настоящее время модернизировано в соответствии с современными требованиями около 20% (пятая часть), профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации.

Студенты, демонстрирующие выдающиеся успеваемости, будут иметь право на получение полной или частичной стипендии, - говорится в программе. Предложения фермеров в высшем образовании: прием не только по академическим критериям, исчезнет учебная корзина, соглашения с высшим образованием, все подходящие критерии, свободное место.

В то время Зеленые объяснили, что для обеспечения равного участия представителей всех групп общества в исследованиях в области высшего образования будет реорганизована система приема в высшие учебные заведения. Только академические критерии будут отменены, и будут созданы условия для «рационального, персонализированного» выбора.

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы, нацелен на решение этих задач, на более активное движение вперёд. Он обсуждён и согласован со всеми субъектами Российской Федерации, Минтрудом, Минпромторгом, Минэкономразвития, Минфином, Агентством стратегических инициатив, обсуждён на площадках комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, комитета по образованию Государственной Думы, Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

В соответствии с методологией учебной корзины для государственного регулирования высшего образования мы заменим финансирование в соответствии с соглашениями о профессиях и количестве специалистов, прошедших подготовку в высших учебных заведениях, исходя из профиля высших учебных заведений, стратегических задач и достигнутых результатов в соответствии с государственными критериями качества в области исследований, исследований и инноваций, предлагаемые в их программе.

В нем также указывается, что учителям средней школы и профессиональным учителям будет предложено сотрудничать с социальными и деловыми партнерами для обеспечения того, чтобы выпускники приобретали особые навыки и компетенции, необходимые для профессии, в частности, для творчества, инноваций и предпринимательства.

Комплекс мер направлен на решение трёх системных задач: обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики; консолидация ресурсов бизнеса и государства на ускоренном развитии системы среднего профобразования; контроль за качеством подготовки кадров.

В этой связи предлагается реализовать мероприятия, направленные на решение этих задач, с учётом современных международных стандартов и передовых технологий такой подготовки. Это включает изменение законодательной базы, изменение содержания образования и внедрение практико-ориентированных методов обучения, внедрение непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы СПО и, наконец, создание системы мониторинга и контроля за качеством подготовки. Ряд мероприятий, включая развитие системы национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, направлен на повышение престижа рабочих профессий.

Ожидается, что гуманитарные и социальные науки будут более эффективно использоваться в учебных программах для умения развивать свои навыки на основе этических принципов, технологий и социальных инноваций. Для всех жителей Литвы, которые удовлетворяют условиям приема, мы гарантируем бесплатное место для обучения в высшем учебном заведении по вашему выбору в рамках одной программы последипломного обучения. Равные возможности и социальная мобильность будут обеспечиваться посредством специальных мер поддержки для расширения образовательных возможностей социально уязвимых и неадекватно образованных групп общества в высшем образовании.

В части совершенствования законодательной базы, помимо разработки профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, для подготовки по наиболее востребованным и перспективным профессиям СПО будут также разработаны нормативно-правовые акты федерального уровня, обеспечивающие усиление контроля за качеством подготовки и уровнем применяемых технологий обучения в системе профессионального образования, обязательные для применения в регионах. Также комплексом мер предусматривается внесение изменений в законодательство в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной модели подготовки рабочих кадров, том самом дуальном обучении, о котором Вы сказали, в том числе в развитии материально-технической базы профессиональных образовательных программ.

Свободное место для учебы и социальной поддержки будет привязано к приверженности студента достижению определенных результатов обучения, - объясняет программа. Считается, что инициативы были предприняты в сотрудничестве с Сеймом, правительством и экспертами. Он направлен на более широкое использование ежегодных 85 млн. Евро, потраченных на профессиональную подготовку, для которых в настоящее время проходят обучение специалисты и эмигранты, которые не отвечают потребностям рынка труда, а компании и инвесторы не обязательно вынуждены заниматься профессиональной подготовкой.

Для реализации комплекса мер планируется государственная поддержка в объёме примерно 5 млрд рублей в рамках государственной программы развития образования. Важно отметить, что планируемые субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации будут направлены на оснащение профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием, актуализацию совместно с работодателями образовательных программ, учебно-методического обеспечения и повышение квалификации педагогических кадров. С целью осуществления контроля хода выполнения мероприятий определены целевые индикаторы и показатели.

По итогам реализации комплекса мер в среднем профессиональном образовании подготовка кадров будет осуществляться с использованием практико-ориентированных методов обучения, когда не менее половины учебного времени студенты будут проводить на производственных площадках организаций или учебно-тренировочных центров.

Будет усилено участие работодателей в управлении региональными системами подготовки кадров на всех этапах – от профориентации до трудоустройства. Будет выстроена система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы СПО, обеспечено повышение квалификации не менее 75% педагогических и руководящих работников СПО.

Наконец, будет выстроена система конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодёжи и молодых рабочих, что будет использоваться как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации детей и молодёжи, а также получения ежегодной достоверной информации об уровне подготовки студентов по соответствующим профессиям и специальностям.

Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо.

Коллеги, пожалуйста, какие будут вопросы к докладчику, комментарии по тематике? Пожалуйста, прошу вас.

А.Островский : Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!

Сегодня благодаря Правительству и лично Вашему пристальному вниманию к этому вопросу, Дмитрий Анатольевич, у субъектов Федерации, безусловно, есть все возможности для развития системы среднего профессионального образования. В регионах необходимо просто грамотно использовать эти имеющиеся инструменты.

Рассчитывать на интенсивное развитие отечественного производства можно только при наличии профессиональных кадров, поэтому за последние три года, с 2012 года, в Смоленской области было открыто семь отраслевых ресурсных центров и четыре многофункциональных центра прикладных квалификаций, оснащённых высокотехнологичным оборудованием, что уже позволило обучить по программам непрерывного образования 7% взрослого населения от общей численности занятых в экономике лиц.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие образования» по направлениям «машиностроение» и «химическое производство» с 2013 года внедряется система дуального обучения, когда практическую часть студенты проходят на базе лучших предприятий области.

Для объективности оценки качества образования ТПП Смоленской области разработан регламент профессиональной и общественной аккредитации образовательных программ. Мы отказались от подготовки кадров в пустоту – кадров, которые не востребованы на региональном рынке труда. Поэтому, прежде чем определить количество бюджетных мест и направлений подготовки, изучаем потребности экономики в специалистах. Как результат за последние два года доля приёма на технические профессии и специальности выросла с 40 до 71%, а доля трудоустроенных выпускников – с 45 до 61%, что выше среднего по России.

Деятельность центров планирования карьеры и трудоустройства, а также проведение олимпиад профессионального мастерства и конкурсов в рамках движения WorldSkills Russia помогают закрепить выпускников в регионе. И это особенно актуально для субъектов Центрального федерального округа, в которых существует большой отток молодёжи в Москву.

Наше региональное ноу-хау – это проект летней технической школы в Смоленской области «Архитектура таланта» – современный лагерь талантливых школьников для популяризации рабочих профессий и профориентации. В основу образовательной программы мы положили атлас новых профессий, разработанный АСИ. И как продолжение этого проекта мы видим необходимость создания смоленской технической школы – специализированной школы для учащихся 8–11-х классов, имеющих склонность к обучению по инженерным специальностям.

Планируем завершить формирование высокотехнологичных центров для обучения по образовательным программам с учётом 50 наиболее востребованных и перспективных профессий для нашего региона.

В связи с вызовами сегодняшнего дня мы пытаемся найти новые источники роста для экономики области. Для обеспечения самозанятости и самореализации студентов регион уже сейчас готов к созданию хозяйственных обществ – малых молодёжных предприятий на базе образовательных организаций с использованием их материально-технических ресурсов. Это обеспечило бы вовлечение в предпринимательскую среду уже к 2017 году до 5% выпускников техникумов и колледжей.

Однако здесь, уважаемый Дмитрий Анатольевич, недостаточно проработан вопрос нормативного регулирования их деятельности на базе профессиональных образовательных организаций, так как согласно федеральному закону об образовании это регламентировано только для образовательных организаций высшего образования. И мы просим Вашего поручения, уважаемый Дмитрий Анатольевич, о внесении изменения в закон.

Также прошу поддержать наше предложение о включении в федеральную целевую программу развития образования в направлении совершенствования комплексных региональных программ развития профессионального образования отрасль «Композитные материалы», крайне важную для нашего и не только нашего региона, с целью подготовки квалифицированных кадров для предприятий, ориентированных на импортозамещение.

В завершение своего выступления хотел бы отметить, что формат поддержки, выбранный Министерством образования и науки Российской Федерации в части субсидирования региональных программ развития профобразования, себя оправдал полностью.

Доклад окончен. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Алексей Владимирович. Хорошо, что у вас этим занимаются так активно.

Что касается предложений, то я не против того, чтобы проработать изменения в законодательство, в закон «Об образовании» в части средних профессиональных учебных заведений и внести в ФЦП соответствующие положения, касающиеся разработки композитных материалов, потому что это действительно важная тема. Хотя мы ей занимаемся и на других направлениях, наверное, хуже не будет.

Теперь, пожалуйста, комментарии к выступлениям и предложениям, которые были сделаны.

А.Силуанов: В комплексном плане есть пункт о подготовке изменений в налоговое законодательство в части мотивации предприятий к участию в развитии материально-технической базы профтехучилищ и образовательных организаций.

Мы в целом поддерживаем такой подход, но при подготовке этого закона у нас проводились соответствующие совещания, были разногласия… Тем не менее мы хотим сразу зафиксировать позицию о том, чтобы установить пределы такого списания, отнесения на себестоимость продукции.

Речь идёт о чём? О том, что предприятие, которое изъявляет желание поучаствовать в модернизации профессионально-технического учебного образовательного учреждения, может полностью списывать на затраты те расходы, которые оно понесло для покупки и передачи образовательному учреждению соответствующего оборудования. При этом такое оборудование может находиться в цеху этого предприятия, а процесс обучения может осуществляться непосредственно на предприятии.

Но с тем чтобы у нас не было таких злоупотреблений, как, предположим, с оборудованием, которое относится к мобподготовке, мы предлагаем здесь установить определённые ограничения, пределы такого списания. Они могут быть связаны с объёмом средств, которые направляются у нас на обучение специалистов и относятся на затраты предприятия. То есть мы согласны с таким подходом, но при подготовке закона, Дмитрий Анатольевич, хотели бы сразу...

Д.Медведев: Мысль понятна. Всякие полезные вещи иногда, и даже не иногда, становятся объектом манипуляций. Давайте это проработаем. У меня нет возражений относительно того, чтобы эти ограничения были каким-то образом определены, тем не менее это всё-таки должны быть достаточно значимые позиции, то есть это не 5% должно быть… В общем, нужно таким опытным путём в ходе консультаций с бизнесом, с работодателями установить эти позиции. А сама мысль Минфина о том, что всё-таки должен быть какой-то верхний предел, – наверное, да, потому что иначе теоретически могут воткнуть всё что угодно туда.

Договорились?

Есть ещё комментарии? Хорошо. Принимаем решение по комплексу мер, дорабатываем и начинаем действовать по нему.

Российская система образования в 1990-е гг. получила в виде Закона «Об образовании» и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений - лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы.

В области профессионального образования также достигнут ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в СССР - 219 студентов на 10 тыс. населения, сегодня в России - 260 студентов на 10 тыс. населения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тыс. населения, что является одним из самых высоких показателей в мире.

В 1990-е гг. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.

Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей, реально входят в нашу практику.



Поделиться