Второй уровень высшего образования. Высшее образование

Высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.

Разумеется, эта перспектива включает передачу основных навыков, таких как чтение, письмо, вычисление или автономное использование компьютера, но даже эти базовые навыки должны быть связаны с практическим опытом, а приобретенные познавательные навыки должны быть связаны с социальными навыками или аффективных. Добавление таких педагогических решений требует от образовательных учреждений высокой степени рефлексивности в отношении самих себя. Они должны, в свою очередь, согласиться на «обучение». Необходимость подготовки своих пользователей к ответственности за процессы непрерывного обучения предполагает, по сути, идею обучения на протяжении всей жизни, «обучение, охватывающее все аспекты жизни».

В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, могут получать В.п.о. по сокращённым ускоренным программам.

В Рос. Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, установлены следующие ступени В.п.о. с присвоением квалификации (степени): "бакалавр" (срок для получения квалификации - не менее четырёх лет); "дипломированный специалист" (срок для получения квалификации - не менее пяти лет); "магистр" (срок для получения квалификации - не менее шести лет). В.п.о. можно получить в университете, академии, институте по дневной, вечерней и заочной форме обучения.

Школы должны быть связаны с соседством, в котором они установлены, с предприятиями, ассоциациями, церквями, профсоюзами, которые осуществляют свою деятельность, и семьями учащихся, которых они принимают. Они должны представить себе новые места, чтобы учиться и изобретать другие учебные среды. Новые концепции развития школы, особенно благодаря прогрессивной автономии школ, несомненно, должны открывать новые возможности. Конечно, то, что касается школы, также относится к университетам и ко всем школам.

Обучение в течение всей жизни, конечно, требует, по словам Джона Филда, «нового образовательного порядка» или, если будет, «тихой революции» образования. «Индивидуализация» и «рефлексивная модернизация». Это утверждение не является ни абсурдным, ни утопическим, если учесть ситуацию все большего числа членов общества. В этом изменении участвовали экономические факторы, но они не уникальны. Решающую роль сыграли и другие факторы, такие как процессы социальной и культурной трансформации. Несмотря на рост социального неравенства, были развязаны связи между социальными сетями и традиционными менталитетами.

Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за мн. тысяч лет до н.э. В школах высшей ступени молодёжь изучала произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодёжи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон в предлагаемой им трёхступенчатой системе образования аристократической молодёжи выделял высшую - третью - для незначительной части юношей, проявивших способности к теоретическому мышлению. По мере развития науки, техники, культуры расширилось содержание и непрерывно повышался научный уровень высшего образования. В 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии и других странах Европы стали возникать университеты. Они стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины и философии. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты готовили образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. Университеты стремились сосредоточить в себе сумму наук, которая в своём латинском определении - universitas literarum (совокупность искусств) - отразилась в самом названии высшей школы.

Модели индивидуального поведения попадают в более узкое пространство и относятся в основном к однополым или однополым переживаниям, определенному восприятию этнической идентичности или предпочтению определенного образа жизни. Инфляция предоставления информации и ассоциаций потребителей резко расширила выбор социальных субъектов. Поэтому развитие жизненных траекторий, следовательно, гораздо менее предсказуемо сегодня, чем в прошлом.

Они также должны быть в состоянии уравновесить для себя кажущиеся несовместимыми требования и требования социальных пространств, институтов и областей жизни, которые многообразны и противоречат друг другу, даже если они способны только жить в повседневной жизни.

В 1632 создано первое русско-украинское высшее учебное заведение - Киево-Могилянская академия. В 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Начиная с 18 в. отечественное образование, заимствованное по воле Петра I из Германии, развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на "элитное" университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании - заслуга Петра I. Возникшая в России высшая школа являлась государственным учреждением, находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она возникла и создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечить определённую выучку в области тех знаний, которые государству были нужны. В 1725 в Петербурге осн. Академия наук и при ней Академический университет. В 1755 создан первый классический университет в Москве (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

Все еще неизмеримая степень этой тенденции к «индивидуализации» жизненных траекторий и обязательности, вызванной непрерывной «рефлексивностью» индивида по его собственным действиям, привела к возобновлению тезисов Ульриха Бек и Энтони Гидденса к другой форме современности, отражающей современности. Связь с этой новой современностью требует новых, «гибких» навыков, которые могут быть построены и развиты только в процессах непрерывного обучения. Только глубокое преобразование системы обучения может удовлетворить это требование.

План другой «учебной экономики». Эти диагнозы нашего времени, которые, по-видимому, принимаются и дополняют друг друга, являются предметом консенсуса, который может быть неожиданным, поскольку он включает представителей традиционного предприятия, главных героев новой экономики и специалистов по формированию левых партий современный. Он доволен скрыть его и, возможно, даже усугубит его. Сегодня можно наблюдать, что сегменты рынка труда, требующие минимальной квалификации, уменьшаются хроническим образом.

Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в Петербурге осн. приравненное к академии Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России (после ряда организаций с 1866 - Горный институт). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Московский университет инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). В 19 в. процесс становления высшей технической школы протекал медленно. В 1809 в Петербурге создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне С.-Петербургский университет путей сообщения), в 1828 осн. Петербургский практический технологический институт, а в 1830 - Московское ремесленное учебное заведение "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями" (впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана). В конце 19 - начале 20 вв. был открыт ряд высших технических учебных заведений: Электротехнический институт в Петербурге (1891), Московское инженерное училище (1896), Томский технологический институт (1896, открыт в 1900), Петербургский политехнический институт (1899), который представлял новый тип высшего технического учебного заведения по богатству оборудования и новым отделениям (металлургическое, электромеханическое, кораблестроительное, экономическое).

Это означает, что надежды «общества знания» оказывают большее давление на людей, которых просят показать определенные образцы знаний и квалификации. Для тех, кто не соответствует требованиям, последствия более серьезны, чем в традиционном индустриальном обществе. Разумеется, логика исключения основана на тех же механизмах: социальный класс и секс остаются определяющими. Однако возраст, в свою очередь, играет все большую роль. Любой, кто никогда не имел возможности учиться учиться, больше не будет прилагать усилия для достижения новых квалификаций на протяжении всей своей жизни.

Организация высшего сельскохозяйственного образования началась в России в конце 18 в. Указом Павла I в 1797 учреждена Практическая школа земледелия с обширным земельным участком близ Петербурга (просуществовала 5 лет). Предыстория Лесного института началась в 1803 с образования в Царском Селе Практического лесного училища. В 1865 в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Существовали агрономические отделения при университетах и политехнических вузах.

В условиях строгой экономической оценки футуристический сценарий «обучающегося общества», возможно, вызывает скептицизм: небольшое количество «победителей», на которых, к тому же, вердикт «бесконечного» обучения весит, а перед ними, растущее население «проигравших», которые никогда не имели возможности учиться или которые добровольно освобождались от обязанности приобретать новые знания и платить за это.

Напротив, для тех, кто исключен из этого процесса или не хочет участвовать в нем, обобщение образования на протяжении всей жизни может только способствовать увеличению их изоляции от мира знаний. Что касается экономического фронта, последствия этого - недостаточная занятость людских ресурсов и рост бремени заботы; на социальном уровне, отчуждение отдельных лиц и разложение социальной инфраструктуры.

Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во 2-й половине 18 в. В начале 20 в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 организованы коммерческие институты. Московский коммерческий институт создан усилиями Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать купца А.С. Вишнякова.

В этой местности, где никто не исключен, и где все являются «экспертами», мы все «пожизненные ученики». Путнам, обнаруженный несколько лет назад, для Соединенных Штатов в среднесрочной перспективе является экономически контрпродуктивным. Баланс между этими двумя, почти всегда антагонистическими формами капитала, тем не менее мог бы привести в обществах новой современности к новой форме «экономики обучения», а точнее, к социальной экологии обучения. Условием для этого было бы, если бы кто-то серьезно рассматривал учащегося, то есть перейти к смене перспективы.

Осн. типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения; учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первым самостоятельным педагогическим высшим учебным заведением был Гл. педагогический институт (1816). В начале 20 в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались Петербургские Бестужевские курсы, Московские Высшие женские курсы В.И. Герье (см. ).

Перспектива 2: Биографический процесс образования аспекты феноменологии непрерывного обучения. Следующие размышления фокусируются на отдельных аспектах обучения на протяжении всей жизни, то есть не на локальных актах обучения отдельных людей, а на обучении как на формировании опыта, знаний и структур действий в исторической и социальной надписи индивидуальных жизненных режимов. Также мы будем говорить о «биографическом обучении» и, более чем рассматривать объект, ограниченный эмпирической формой? процессы обучения, связанные с конкретными формами, местами или временами, мы будем развивать на основе феноменологической концепции обучения теоретическую перспективу, связывающую процессы формирования с исторической историей опыта, накопленного учащимися.

Преподавание медицины в России стало более или менее регулярным со 2-й половины 17 в. При крупных военных госпиталях были открыты госпитальные школы (первая создана в Москве в декабре 1707 при Сухопутном госпитале). В 1764 в Московском университете начал действовать медицинский факультет. В 1798 Московский и Петербургский медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии. В 1895 основан на частные пожертвования Петербургский женский медицинский институт (с 1904 - на государственном финансировании). В начале 20 в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами, Военно-медицинской академией. Дореволюционная медицинская школа воспитала плеяду всемирно известных учёных и врачей-практиков, в числе которых Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Н.М. Якубович, Н.Ф. Филатов, В.М. Бехтерев и др.

На уровне биографического опыта аналитические различия между формальным, неформальным и неформальным обучением не действуют. Биография имеет в точности как способность интегрировать в глобальный процесс укладки пережитого опыта области опыта, которые институциональные и социальные сокращения разделяют и специализируют и объединяют их в фигуре с особым чувством. Эта способность субъекта анализировать пережитый опыт может быть отражена в концепции биографичности, в которой рассматривается идея «упрямо» субъективного характера усвоения предложений обучения, что, однако, добавляет к возможности разработки новых структур культурного опыта и социальный.

Развитие профессионального музыкального образования началось в 1-й половине 18 в. В 1740 при Придворной капелле, которая св. 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижёров, композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский), был учреждён "инструментальный класс". Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценических и музыкальных искусств - Театральное училище. Первая отечественная консерватория открыта в Петербурге в 1862, в 1866 создана Московская консерватория. В становлении художественного образования большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине 18 в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при АН. В 1757 осн. Академия трёх знатнейших художеств, преобразованная в 1764 в Рос. имп. АХ. В 1893 на базе училища при АХ учреждено Высшее художественное училище. Существовали также художественные учебные заведения, осн. обществами и частными лицами.

Однако различие между формальным, неформальным и неформальным обучением также имеет смысл в биографической перспективе, при условии, что оно не интерпретируется как типология процессов обучения, а связано с структурами и структурами контекстов обучения, которые соответствуют им, Если процессы обучения как таковые представлены лишь малой частью мест, установленных и в формализованных последовательностях обучения, учебные заведения, однако, являются возможными пространствами для структурирования процессов биографического обучения, и они способствуют моделированию представлений о «биографии», в которых испытуемые интерпретируют свой опыт и создают свой собственный биографический смысл.

С быстрым развитием экономики в конце 19 - начале 20 вв. придавалось всё большее значение В.п.о., обеспечивающему профессиональную компетентность и высокую квалификацию специалистов. В 30-70-х гг. 20 в. во главу угла в процессе В.п.о. ставилось усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой.

Биографическое обучение связано с социальными структурами и культурными контекстами смысла. Для анализа процессов обучения и формирования отдельных биографий необходимо также объяснить «внешнюю» структурную структуру жизненных траекторий. Это отправная точка для последующей попытки концептуализации, и мы будем развиваться путем феноменологического описания некоторых аспектов обучения на протяжении всей жизни.

Социальное структурирование жизненных траекторий через учебные заведения. «Курс жизни», понимаемый как институт, связанный с современностью, предлагает формальный «скелет», из которого биографические процессы формирования находят свою ориентацию. И это, во-первых, независимо от очевидных следов, которые эта ориентация предполагает в конкретных случаях. Существует социальная «учебная программа», которая ограничивает индивидуальную жизнь от рождения до смерти, устанавливая различные степени законов и санкций, норм и схем ожидания, объект непрекращающихся рекомпозиций и подвергается историческим преобразованиям.

Современное состояние. Система отечественного В.п.о., несмотря на признаки кризисного состояния, является в настоящее время одной из самых развитых в мире. В 2000 насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 90 госуд

В 1994 Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены гл. задачи и для системы высшего и среднего профессионального образования: создание надёжных гарантий реализации государственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; его высокая социальная и экономическая результативность. Осн. инструменты реализации этих задач: децентрализация управления системой; автономия вузов (см. Автономность) и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. Законом РФ об образовании (1992) предусмотрено последовательное развитие принципов демократизации управления и автономии учебных заведений путём самостоятельного определения ими содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово-хозяйственного механизма с учётом реальных условий в регионах. Развиваются осн. принципы и организационные формы демократического, государственно-общественного управления деятельностью системы В.п.о. Введены новые стандарты и классификаторы направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированные программы обучения. Осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Учреждения В.п.о. ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного назначения; при них развита большая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объёма научных исследований.

Часть процессов обучения, которые мы проходим или которые мы активно действуем на протяжении всей нашей жизни, находится в относительно тесной и непосредственной связи с этой учебной программой и регулируется формальными задачами обучения и сертификатами. Чтобы обозначить этот уровень обучения, Шульце говорит о «учебном обучении». И наоборот, «биографическое обучение» следует другим правилам, но оно не может полностью отказаться от этого формального скелета. Обе стороны обучения находятся в отношениях напряженности между ними и обусловливают друг друга.

Законом РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996) определены гл. задачи вузов: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов.

Чтобы понять биографические процессы обучения, необходимо также учитывать модели жизненных траекторий, действующих в каждом обществе. Разумеется, это не всегда внешние данные, «видимые невооруженным глазом», определяются детерминированным способом посредством процедур институционализации обучения. Коли описал традиционное разделение жизненного курса в современных западных обществах по трем этапам: подготовка, деятельность и отдых. Эта модель определяет через традиционное разделение систем обучения и временное расположение процессов социализации и квалификации в детстве и юности, формальное время обучения и пространства, которые должны быть поперечными для всех членов общества.

Управление системой В.п.о. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования является составной частью социально-экономической политики и представляет целенаправленную деятельность органов государственной власти России и её субъектов по обеспечению развития этих ступеней образования на принципах, заложенных в законах Рос. Федерации об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Организационной основой государственной политики стала "Федеральная программа развития образования", утверждённая Федеральным законом РФ (№ 51-ФЗ) в апреле 2000, а также образовательные программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В.п.о. является Министерство образования РФ. В нижней палате Федерального Собрания (Государственная Дума) в составе Комитета по науке и образованию имеется подкомитет по высшему образованию, осуществляющий законодательный контроль за прохождением и исполнением бюджета, а также обеспечивающий работу по подготовке, обсуждению и принятию всех законодательных актов в области высшего образования. В Совете Федерации также есть Комитет по науке, культуре и образованию, который на своём уровне осуществляет функции контроля по всем вопросам В.п.о.

К компетенции федерального органа государственного управления высшим образованием (Министерства образования РФ) относится: разработка и реализация целевых федеральных программ в области среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; формирование структуры, перечня специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, разработка федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов и установление требований к содержанию образовательно-профессиональных программ различного уровня; проведение лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; установление форм документов о среднем, высшем, послевузовском профессиональном образовании, определение их эквивалентности, проведение нострификации иностранных документов о соответствующих уровнях образования; разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объёмам бюджетного финансирования и капитальному строительству; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем среднего, высшего и послевузовского образования по определению объёмов и структуры подготовки специалистов, установление объёмов и структуры приёма студентов, аспирантов и докторантов в государственные образовательные учреждения на обучение за счёт средств федерального бюджета. Для оценки качества подготовки и деятельности системы высшего образования в системе государственных органов создана государственная аттестационная служба, для которой предусмотрены следующие функции в области В.п.о.: контроль над соблюдением федеральных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; контроль над лицензированием и государственной аккредитацией вузов; контроль над качеством подготовки выпускников по завершению каждого уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными стандартами. Каждое высшее учебное заведение независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости проходит аттестацию не реже одного раз в 5 лет.

Федеральной программой развития образования России в части высшего и среднего профессионального образования предусмотрены следующие основные положения: сохранение бесплатности на конкурсной основе государственного высшего и среднего профессионального образования, расширение доступа к высшему образованию с увеличением удельного веса очно-заочных и нетрадиционных форм получения образования на расстоянии (), постепенный переход на нормативное и стабильное финансирование. Важнейшей задачей является сохранение и развитие единого образовательного и информационного пространства России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 46-48)

Образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)


Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое "Высшее профессиональное образование" в других словарях:

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтвержденный дипломом об окончании вуза. В языковых …

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Высшее профессиональное образование - 1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным… … Официальная терминология

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, подготовку квалифицированных педагогических кадров и научных работников, а… … Профессиональное образование. Словарь

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА - в целях подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области финансов и кредита Минобразование РФ в рамках Государственного стандарта (государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки) 2000 утвердило… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель приспособление учащихся к особенностям избранной… … Российская энциклопедия по охране труда

    Социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и … Педагогический терминологический словарь

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Профессиональное образование - Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Профессиональное образование - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально… … Википедия

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.


Следует отметить, что во многих странах до сих пор нет определенного единства по поводу степеней бакалавр и магистр. К примеру, бакалавром может быть и выпускник высшей школы или просто выпускник школы, а также и лицензиат учетной степени. А магистр это некая учетная степень, которая находится где-то между магистром и доктором наук.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Тонкости получения высшего профессионального образования

Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.

Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе . И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.

Магистр и специалист

Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы , а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.


Неподготовленность ВУЗов

Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.


Отличия

Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов . Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.

Устройство на работу бакалавра, магистра или специалиста

Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу . Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов.



Поделиться