К представительным органам государственной власти относятся. Представительные органы государственной власти, их характеристика

3. Представительные органы государственной власти.

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм – в Польше, Конгресс – в США).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат). В Федеративной республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата – Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша).

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательная власть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в реальной жизни все обстоит далеко не так.

Государственная Дума и Совет Федерации России, Конгресс США, Парламент Англии, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных обычных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно сильному воздействию со стороны правительства. Иногда правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает огромное влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане зачастую более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит, прежде всего, депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управление на местах.

Так, согласно ст. 132 Конституции России 1993 года, «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Они могут также наделяться законом «отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».

4. Органы государственного управления.

Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры к выполнению подчиненными им органами и организациями данных требований и обеспечивают его путем издания своих собственных актов (распоряжений). Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно, как место и роль органов управления в механизме государства, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Испании, правительство руководит «внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами».

Согласно конституции Швеции правительство, помимо обычных своих полномочий, может принимать «постановления о предписаниях» по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, «пребывания иностранца в государстве», ввоза и вывоза товаров, валюты или «других средств производства, средств связи, кредитов, хозяйственной деятельности, оформления строений, предприятий, планировки застроек», охраны природы и окружающей среды и др.

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные.

К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомства.

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти.

Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации , в регионах - законодательными собраниями (парламентами ).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Федеральный уровень

Федеральной Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

Государственной Думы (нижняя палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами, по результатам выборов, проводимых раз в пять лет. Госдума состоит из 450 депутатов, 1/2 из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.)

Конституция Российской Федерации определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

    заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

    назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    объявление амнистии;

    выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Совета Федерации (является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента РФ. В соответствии Конституцией РФ входят: по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов госвласти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ)

К полномочиям Совета Федерации, относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

    назначение выборов Президента РФ;

    отрешение Президента РФ от должности;

    назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосДумой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Представительные (законодательные) органы государственной власти – избираемые народом для общего руководства и осуществления установленной компетенции государственные органы, которые определяют основные направления деятельности государства путем принятия актов, обладающих юридической силой – законов, и контролируют их исполнение.

Виды представительных органов:

    высшие представительные органы (парламенты).

Виды структур парламентов:

а) однопалатные;

б) двухпалатные: палата депутатов, представляющих интересы всех граждан, и палата представителей, отражающих интересы социальных групп определенной административно-территориальной единицы государства.

    местные органы власти и самоуправления.

Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением какой – либо территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет средств местного бюджета и под ответственность населения указанной общности.

Основные функции представительного органа:

Принятие законов;

Утверждение бюджетов;

Контроль над Правительством в виде запросов, обсуждения его деятельности, отчетов.

3.3.4. Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства) – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти. Деятельность по управлению различными областями социальной сферы исполнительные государственные органы осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за выполнением принятых решений органами иных ветвей власти.

Исполнительная деятельность указанных органов реализуется путем осуществления решений, принятых представительными органами.

Распорядительная деятельность заключается в управлении путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) наличие служебной иерархии;

2) существование системы разделения труда;

3) функционирование системы правил, устанавливающих права и обязанности государственных служащих;

4) внедрение в политику управления определенных методов и приемов для решения стоящих задач.

3.3.5.Органы судебной власти государства

Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Виды судов России:

    Конституционный суд,

    Верховный суд (суды общей юрисдикции),

    Высший арбитражный суд (арбитражные суды).

Виды судопроизводства:

    конституционное;

    гражданское;

    административное;

    уголовное.

Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, обладает функцией контроля и ограничения действий других ветвей власти в случае их выхода за пределы полномочий.

4. Теория права

    1. Понятие, принципы и функции права

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

    Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

    Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

    Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

    Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

    Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

    Регулирует общественные отношения.

Органы представительной (законодательной) власти

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Т.о. положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов прежде всего относятся разделение властей, представительность и законность.

В Конституции РФ ст. 94 указывается, что Федеральное Собрание является представительным органом РФ. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства РФ является представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Также Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган РФ В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в рамках полномочий РФ, компетенцией в сфере законодательства. Федеральное Собрание осуществляет контроль посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из депутатов, представляющих субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации и его решения, волеизъявления адресуются не отдельным субъектам РФ, а государству в целом, т.е. всей РФ. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - Мн.: Амалфея.1998.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению у Государственно Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ «тирании большинства», завоёванного на выборах в Государственную Думу тем или иными политическими силами.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

Дума может быть распущена Президентом РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через месяц с момента её роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

Согласно Конституции РФ ст. 95 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждения изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от неё Генерального прокурора РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от неё заместителя Председателя Счётной палаты и половину состава её аудиторов.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы являются её заседания, проводимые открыто.

Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседание палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или по его поручению другого должностного лица Совета Федерации.

Заседания проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа депутатов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ, законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесённым к ведению Совета Федерации Конституцией РФ (ст. 102), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом Совета Федерации.

Общее число депутатов Совета Федерации - 178 человек. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Развиваясь, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Несмотря на функ циональное и структурное разнообразие государственного механизма, мы все же можем выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и совре менности.

МЕХАHИЗМ ГОСУДАРСТВА - это целостная система специальных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов.

Понятие "механизм государства" сле дует отличать от механизма политической системы общества. Механизм государства не включает в себя политические партии, движения, об щественные организации. Он состоит только из государственных органов, рассматриваемых в единстве и взаимодействии.

В научной и учебной литературе по разному решается вопрос о со отношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность раз личных государственных органов, организаций, вооруженных сил, матери альных средств государственной власти, а государственный аппарат огра ничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точ кой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми "государственный механизм" и "государственный аппарат" представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взя того в отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и ком петенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата следу ющие:

1. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).



2. Государственный механизм представляет собой сложную целостную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи соподчинены друг с другом и иерархически соподчинены друг с другом при осуществлении своих непосредственных властных функций. Обособле ние отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателями кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое обеспечива ет справедливые, гармоничные отношения между государством и личнос тью.

5. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех пол номочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

Структура механизма государства состоит:

1. Государственный аппарата - это часть механизма государства, пред ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

2. Государственные учреждения - это такие организации, которые осу ществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

3. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйс твенной деятельности в целях производства продукции либо его обес печения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Говоря об осуществлении государственного управления обществом, мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность государства по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции.

Государственный аппарат специально предназначается для осущест вления государственной власти, на его структуру и принципы формирова ния оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов госу дарства.

Механизм государственной власти, каждое его звено создают для своих нужд государственные учреждения - рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в под готовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеют ся учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому- либо государственному органу (школа, вуз и т.д.).

В литературе учреждения государственного аппарата принято назы вать "вспомогательными учреждениями", "материальным придатком". Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Од нако, надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать.

Тесная связь государственных органов и государственных учреждений дает основания сформулировать понятие "механизм государства", которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.

В этой связи необходимо выделить, прежде всего, содержание и формы этой деятельности.

Формы деятельности механизма государства зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы.

Исходя из этого можно выделить следующие формы деятельности государственного аппарата:

1.Непосредственно-управленческие - это те формы, которые не но сят юридического (обязательного) характера, а состоят в выработке науч ных рекомендаций, передачи опыта. В какой-то степени эта форма деятель ности является отказом от прямого администрирования, что на протяжении довольно длительного периода времени было свойственно аппарату нашего государства. Что особенно важно для управления правоохранительными органами и, в частности, органами внутренних дел, деятельность которых настолько сложна и многогранна, что без определенной свободы в приня тии управленческих решений, которую представляют рекомендательные ме тоды, их эффективное функционирование просто невозможно.

2.Правовые формы - это формы, имеющие юридический характер, то есть являющиеся общеобязательными для всех субъектов управленческой деятельности и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

1. Правотворческая - это деятельность по подготовке проектов норматив ных юридических актов, их принятию и изданию. В результате этого появ ляются, изменяются или теряют силу юридические нормы, составляющие правовую основу деятельности людей и организаций.

2. Правоисполнительная - это деятельность по реализации требований юридических норм. Сюда же относятся и индивидуально-регулятивные дей ствия государственных органов, то есть когда на основании юридических норм тот или иной конкретный вопрос решается в индивидуальном порядке. Например, вопрос об опеке того или иного лица, вопрос о назначении или изменении пенсии конкретному лицу и т.д.

3. Правоохранительная - это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, по привлечению виновных в неисполнении требований закона к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, по исполнению решений этих органов, по проведению в жизнь карательных и правоохранительных мер.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясня ется экономическими, социальными причинами, национальным составом на селения государства, размерами его территории, географическим положени ем и другими факторами.

В следствии изменений, происходящих в общественной жизни, возни кают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает ос новным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность государственного аппарата осуществляет ся на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эф фективность государственного управления обществом.

Изменения, происходящие в экономической, политической и духовной сферах нашего общества внесли коррективы в структуру, содержание и ха рактер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строится на иных принципах, которые должны обеспечить более эффективное функционирование механизма государства. Это прежде всего:

1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях госу дарственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех орга нов государства, направленной на удовлетворение интересов личности.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление этого принципа позволяет сформировать эффектив ные механизмы сдерживания, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений.

4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы госу дарственной жизни в интересах всего народа. Этот принцип означает ис пользования в государственном управлении квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Использование на государственной службе людей, не обладающих управлен ческими навыками приводит к негативным последствиям, так как не всегда такие люди способны квалифицированно выполнять новые для них обязан ности, хотя до этого, вполне возможно, они были хорошими специалиста ми в другой отрасли.

5. Принцип законности , правовых начал в деятельности всех составных частей государственного механизма. Это прежде всего строгое и неуклон ное соблюдение правового закона государственными органами во взаимоот ношениях между собой, с населением страны, с различными негосударст венными, общественными движениями и организациями.

6. Принцип демократизма в формировании и деятельности государствен ных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

7. В федеральных государствах важным принципом в организации и дея тельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государст венной властью членов федерации. В национальных федерациях оптимальное разграничение полномочий между ними имеет важное значение, поскольку позволяет обеспечить суверенность членов федерации (объектов), их сос тоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Итак, мы с вами познакомились с основными признаками государст венного аппарата, с содержанием и формами его деятельности, из кото рых, прежде всего правовые имеют наибольшее значение. И наконец, мы выяснили какие же принципы положены в основу построения и деятельности государственного аппарата. Таким образом, механизм государства являет ся основным субъектом осуществления государственной власти. Через аппа рат государство осуществляет возложенные на него обществом задачи, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, спо собствует углублению демократии и организованности в стране, процвета нию и благополучию населения.

2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА И ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специ фическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Первичной единицей и основным элементом этого механизма является орган государ ства. ОРГАН ГОСУДАРСТВА - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго опреде ленные властные полномочия по управлению конкретной сферой обществен ной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государ ственного механизма, образующими единое целое. Например, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные су ды, налоговые инспекции и др..

Исходя из определения можно выделить следующие признаки государ ственного органа:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом государст венного аппарата, действует специализированно, обособленно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый специальный организм, главной задачей которого является обеспе чение нормального функционирования общества, защита законных прав и ин тересов личности, охрана внешней безопасности, территориальной целост ности государства.

Каждый государственный орган имеет:

4. Государственное имущество, которое находится в его оперативном управлении.

5. Финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета.

6. Установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности, служебную дисциплину.

7. Он состоит из государственных служащих.

8. Имеет необходимый объем властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают юридические обяза тельные действия - издают правовые нормы, принимают индивидуально-регу лятивные или правоохранительные решения.

Для государственных учреждений и организаций, относящихся к "не властной части государственного механизма, то есть для государственных хозяйственных предприятий, социально-культурных научных учреждений, характерны те же признаки, однако они не имеют властных полномочий. Такие полномочия, связанные, в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления предприятием, соци ально-культурным учреждением - директора, управляющего и т.д..

А теперь более подробно остановимся на двух последних признаках. Итак, государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. людей выполняющих работу по управлению и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Положения, права и обязанности государственных служащих определяются законом, и призваны обеспечивать их соответству ющий государственный статус, служащие должны строго следовать высоким требованиям государственной службы. Они несут ответственность за над лежащее выполнение своих функций. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются и фиксируются в особом юридическом документе - должностной инструкции, штатном расписании и других. К чис лу государственных служащих относится должностное лицо, если оно в силу занимаемой должности имеет властные полномочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Если в стране есть глава госу дарства - Президент, то он является высшим должностным лицом.

Слой людей, работающий в государственном аппарате, известен под различными наименованиями: функционеры, чиновники, управленцы, но менклатура, менеджеры. В соответствии с Конституцией государственные служащие призваны выполнять функции государственного управления в ин тересах общества по принципу: «Можно то, что разрешено законом».

Наиболее важная черта государственного органа состоит в том, что он наделен функциями государственного властвования, обладает возмож ностью повелевать, обязывать к безусловному исполнению своих велений. Функция властвования государственного органа выражается в его компе тенции. КОМПЕТЕНЦИЯ - это содержание и объем властных полномочий (прав и обязанностей), которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются и закрепляются в соответствующем юридическом документе.

При строгом режиме законности го сударственный орган вправе осуществлять свои властные функции только в пределах компетенции. Компетенция реализуется в актах - действиях госу дарственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы или решающих юри дическое дело, тот или иной конкретный вопрос.

В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия государственного органа охва тывают все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юри дическом документе вопросы). Например, в области управления органом общей компетенции является - правительство, специальной - конкретное министерство. Компетенция судов, других государственных органов, упол номоченных законом на решение юридических дел, называется понятием юрисдикции. Иногда этот термин используется для обозначения того, ка кой объем ведения, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество.

Основное свойство государственного органа, качественно его харак теризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требо ваний этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строи тельства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Таким образом, мы выяснили, что механизм государства состоит из государственных органов, которые управляют конкретными сферами общест венной жизни и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции. Безусловно определенную роль в каждом государственном органе играют работающие в нем служащие, которые каждодневно осуществляя свои право мочия и приводят в действие каждый конкретный орган и весь механизм государства в целом.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выделяют самые разнообразные основания для классификации органов государства:

1. По субъектам формирования:

Представительные органы;

Органы, формируемые другими государственными органами.

2. По структуре государственных органов:

Простые, не имеющие внутренних подразделений (низовые звенья);

Сложные, имеющие внутреннее подразделение.

3. По территориальной сфере деятельности:

Федеральные;

Республиканские;

Местные.

4. По порядку осуществления компетенции:

Коллегиальные;

Единоначальные;

5. По организационно-правовым формам деятельности:

Полновластные;

Неполновластные.

Наиболее существенное значение имеет классификация государствен ных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач . По указанным основаниям государственные органы можно подразделить на три основные группы:

Представительные органы;

Исполнительно-распоря дительные органы;

Судебные органы, в том числе органы конституционно го надзора.

Таким образом, основным критерием классификации органов государ ства является порядок их создания и характер выполняемых ими задач.

Руководствуясь именно этим критерием мы и будем подробно рассматривать представительные, исполнительные и судебные органы.

К числу представительных органов государства относятся законодательные органы власти и самоуправления. Их формирование происходит путем избра ния населением страны. Они действуют от имени народа и ответственны перед ним.

Законодательную власть осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательные органы занимают ведущее положение в меха низме государства. Ведь именно они разрабатывают и принимают акты, имеющие обязательное значение и служащие законодательной основой для деятельности судебной власти. Исполнительная власть должна проводить в жизнь решения, принятые законодательной. Hо это вовсе не значит, что законодательная власть имеет значительное преимущество и стоит намного выше исполнительной и судебной. В соответствии с принципом разделения властей она является одним из высших органов государства, осуществляю щих законодательную деятельность и не вмешивающихся в судебную и ис полнительную.

При демократическом государственном режиме высшим представи тельным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверени тет народа и правомочен, в отличие от всех иных органов, выражать его волю в форме закона. Hо не во всех странах высшие представительные органы именуются парламентом. Hапример, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Конгресс - в США. В Канаде, Финляндии, Англии высшие законода тельные органы - парламенты.

Парламенты, как бы они не именовались, могут иметь однопалатную и двухпалатную структуру. В основном двухпалатная структура присуща федеративным государствам. И нижняя и верхняя палаты, в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. В США это Палата представи телей и Сенат, в Австрии - Союзный Совет и Hациональный Совет, в нашей стране - Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатная парла ментская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Функционирование в составе парламента двух палат необходимо для дости жения более устойчивого равновесия сил между исполнительной и законода тельной властями. При этом власть одной палаты сдерживается созданием второй, которая формируется на иной основе.

Hо в таких государствах как Дания, Польша, Финляндия существуют однопалатные парламенты. Это обусловлено их сравнительно небольшой территорией и относительно однородным национальным составом.

При парламентах создаются и действуют различные комитеты и комиссии (законодательные и временные), назначение которых - обеспечить наиболее эффективную работу законодательного органа. Они рассматривают конкретные вопросы, входящие в компетенцию парламента. Это бюджетно-фи нансовая деятельность, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и другие. Кроме зако нотворческой деятельности парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, решает другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Финансовые полномочия парламента заключаются прежде всего в рассмотрении проекта государственного бюджета. Утверждая государствен ный бюджет парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяют их важность для экономики и других сфер общества. Таким образом, осуществляется эффек тивный парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Методы этого контроля весьма разнообразны. Один из них заключается в участии парла мента в назначении различных должностных лиц и учреждении органов, составляющих исполнительную власть. В парламентарных республиках глав ным видом парламентарного контроля является избрание парламентом гла вы государства. При президентском правлении, когда выборы главы госу дарства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том чис ле коллегии выборщиков, роль парламента в избрании главы государства уже не так существенна. Хотя парламент, при определенных условиях, мо жет оказать влияние на итоги выборов, оказывая влияние на формирование общественного мнения.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной степени участвует в назначении главы правительства и таким образом оказывает влияние на структуру и персональный состав, а также характер деятельности правительства. В некоторых парламентских респуб ликах главы правительства избираются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов. При такой избирательной системе парла мент абсолютным большинством голосов избирает главу правительства, ко торый затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в чле ны правительства. В некоторых странах парламент выражает свое отноше ние к кандидату на должность главы правительства еще до его назначения. Hапример, в Японии парламент назначает главу правительства из своего состава, но это стремление должно быть утверждено императором.

В государствах с президентским правлением полномочия главы государства и главы правительства могут совмещаться в одном лице. Парламент принимает лишь косвенное участие в избрании главы государства. Однако члены правительства назначаются "по совету и с согласия парла мента", хотя президент безусловно играет в этом процессе ведущую роль. По такому же принципу назначаются послы, судьи Верховного Суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом выражается в следующем:

1). Глава государства по решению парламента может быть лишен своих полномочий.

2). Правительство одновременно с главой государства уходит в отставку.

3). Парламент может освободить от должности отдельных членов правительства и на их место назначить новых.

4). Роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед паралментом.

Hесовместимость должностей. Члены парламента в течение срока его полномочий запрещается занимать другие государственные или общест венные должности. Это необходимо для того, чтобы не допустить зависи мости парламентариев от каких-либо государственных органов власти или от интересов частных лиц. Важнейшим фактором в деятельности многих парламентов является наличие оппозиции, включающей депутатов парламент ского меньшинства, которые по определенным вопросам не согласны с поли тикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной власти и местного самоуправле ния. Эти органы имеют представительный характер, избираются населением и действуют в пределах административно-территориальных единиц. Им под ведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснаб жения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопас ности. Местная власть строится на началах самоуправления. Hаиболее де мократической является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (муниципальность самоуправления) различных уровней. Муниципальная власть - это власть местного самоуправления. Она тоже имеет "аппаратный" характер и ее ре шения обязательны для населения данного административно-территориально го подразделения (города, района, округа). Основная ее особенность в том, что она не обладает качеством государственной суверенной власти (т.е. полной самостоятельностью и независимостью ни от какой иной влас ти). В ряде стран органы местного самоуправления в определенных преде лах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, тем не менее власть на местах могут осуществлять представители центра, иные органы государственной власти, действующей на началах государственного суверенитета. Hапример, поддержание правопорядка может возлагаться на лицо, назначен ное из центра.

Итак, представительные органы государственной власти играют существенную роль в организации нормального функционирования общества. Hаряду с правотворческой деятельностью, они осуществляют и парламентский контроль за исполнительной властью, следят за проводимой правительством политикой, конституционными методами, способствуют ее общественной полезности, ее направленности на реальное гарантирование свободного развития личности.



Поделиться