Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие административно-правовых норм Действия административно правовых норм кругу лиц

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени

Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории государства (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве. Выделяют: 1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 2) АПН за государственной границей РФ (различного рода представительства и граждане, находящиеся в зарубежных странах); 3) АПН на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (СНГ). В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также на иностранных граждан.

Действие АПН во времени. По времени действия нормы административного права делятся на срочные и бессрочные: 1) большинство АПН действуют неопределенный срок – до их официального изменения либо до их отмены. Отменить подобную норму может лишь орган соответствующего уровня, неотмененные нормы иногда сильно нарушают спокойное течение жизни; 2) некоторые АПН действуют определенный срок, обычно он указывается в самом акте (например, режим чрезычайного положения).

Законную силу АПН приобретают: 1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования общественных отношений, в котором участвуют все стороны данных отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Способы реализации АПН:

1)?исполнение – точное следование содержащимся в них юридическим предписаниям, запретам или дозволениям. Субъекты – все участники управляемых отношений;

2)?применение (см. ниже);

3)?соблюдение – конкретное выражение исполнения, реакция участников управляемых отношений на запреты;

4)?использование – добровольное совершение субъектами правомерных деяний, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения здесь субъект сам решает, воспользоваться ему правом, предоставленным АПН, или нет.

Применение административно-правовой нормы – это разрешение на ее основе конкретной ситуации в сфере госуправления правомочным на то субъектом. Применять АПН могут соответствующие субъекты исполнительной власти (должностные лица). Сопровождается принятием индивидуального правового акта (например, регистрация общественного объединения, решение по жалобе гражданина и т. п.).

Решение конкретного административного дела – исключительная компетенция исполняющего обязанности, граждане не имеют полномочий по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении административных взысканий за совершение некоторых административных правонарушений).

АПН должна быть применена:

а)?соответствующая;

б)?к надлежащему субъекту;

в)?при наличии оснований, предусмотренных законом или иным нормативным актом.

Виды систематизации административно-правовых норм:

1. Из-за многообразия системы источников административного права существует проблема кодификации АПН. Берется какая-либо сфера права; специалисты собирают абсолютно все действующие нормы, устаревшие отбрасывают, создают проект, вносят на рассмотрение законодателей. Конечный продукт кодификации – Кодекс.

2. Есть еще задача инкорпорации – объединения и расположения в систематизированном порядке и логической последовательности норм по важнейшим административно-правовым институтам (разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и др.). Конечный продукт инкорпорации – справочник. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

9. Действие норм о договорах в пространстве Законодательство о договорах, как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции, составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 1. 7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

8. Действие актов банковского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц Большое практическое значение имеет вопрос о пределах действия акта банковского законодательства во времени. Для того чтобы определить временные рамки действия акта

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 2 «Действие уголовного закона во времени и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

5. Действие законодательства о наследовании в пространстве, по времени Правоотношения, возникающие в сфере наследственного права, носят длящийся характер и возникали как при старом законодательстве о наследственном праве, так и после принятия ГК РФ. Изменения при

Из книги Международное право автора Вирко Н А

12. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве Норма права – это общеобязательное формально определенное, охраняемое от нарушений принудительной силой государства

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

14. Действие уголовного права в пространстве, во времени и по лицам Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в гл. 2 УК РФ. Российское уголовное право придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства.

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве СТАТЬЯ 9. Действие уголовного закона во времени1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие


В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности общественные отношения регулируются посредством административно-правовых норм
Административно-правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако не всегда эти три элемента присутствуют в административно-правовой норме В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть - диспозицию или две части - гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию.
Административно-правовую норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится. Правовой акт (закон, декрет или указ Президента, постановление Правительства, приказ министра) - это форма выражения государственновластных, административно-правовых велений. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. Равным образом отдельные элементы правовых норм могут находиться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах. При это не всегда все элементы нормы четко формулируются.
Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения общего характера, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.
Особенности административно-правовых норм предопределяются содержанием регулируемых общественных отношений. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности субъектов, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение Конституции и иных законодательных актов. Административно-правовые нормы играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают воздействие на многие стороны экономической, социально-культурной и административнополитической жизни государства. Объектом административно- правовых норм являются общественные отношения управленческого характера.
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще всего являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.
С учетом различных критериев классификации учеными-ад- министративистами выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) по своему характеру, функциональным особенностям административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные,
б) в зависимости от конкретной направленности регулирования можно выделить следующие группы административноправовых норм:
нормы, определяющие принципы деятельности и компетенцию органов государственного управления (например, компетенцию Правительства, министерств, департаментов) и местного управления;
нормы, определяющие права свободы и обязанности граждан в области государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности.
нормы, регулирующие общественные отношения между государственными органами и общественными организациями, определяющие их взаимные права и обязанности,
в) в зависимости от содержания регулируемых отношений выделяются
нормы, устанавливающие порядок образования, ликвидации и реорганизации субъектов государственного управления (образование министерств, департаментов, государственных учреждений),
нормы, регулирующие методы и формы государственного управления (например, порядок принятия постановлений, приказов, работы коллегиальных органов управления и др),
нормы, определяющие права и обязанности сторон (участников) административного процесса (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, Закона «Об обращениях граждан»),
г) по способам воздействия на общественные отношения административно-правовые нормы могут подразделяться на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (управомочивающие), рекомендательные и стимулирующие,
д) по юридической силе нормы делятся на конституционные, законодательные и подзаконные.
Действие административно-правовых норм. Административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Время действия административно-правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия По общему правилу, большинство административно-правовых норм не ограничены определенными сроками действия Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия Временный срок действия административно-правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Как правило нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок Административно-правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь постановлениях Правійельсгва и иных нормашвных правовых актах всту- \ нают в силу со дня включения их в Национальный реєстр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Апминистративно-правовые нормы по общему правилу не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положения лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно-правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.
Действие административно-правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно-территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштаба.
Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия, они направлены прежде всего на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), лиц без гражданства.
Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов.
По вопросу способов реализации норм административного права среди административистов нет единого мнения. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством исполнения, применения и соблюдения.
Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно-правовые нормы.
Применение административно-правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений. исполнительной власти своей компетенции, юридически-

%" властных полномочии путем издания индивидуальных правовых актов.Например, привлечение лица к административной ответ-

  • ственности либо зачисление гражданина на государственную службу.
Соблюдение административно-правовых норм - это воздержание от совершения запрещенных нормами действий, поступков. Если лицо нарушает административно-правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.

Термин «уголовное право» в современной юридической литературе употребляется для обозначения трех относительно самостоятельных явлений: во-первых, отрасли национального права, во-вторых, отрасли юридической науки и, в-третьих, учебной дисциплины. Уголовное право - как отрасль права, представляет собой кодифицированную совокупность правовых норм, установленных законодательной властью, регулирующих охранительные уголовно-правовые отношения, общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при предупреждении преступлений, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, устанавливающих наказания и иные меры уголовной ответственности, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Раскройте задачи уголовного права

Исходя из той социальной роли уголовного права, которая проявляется в его функциях, действующее уголовное законодательство Беларуси в ст. 2 Уголовного кодекса определяет, что задачами уголовного права являются охрана «мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств», способствование «предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь».

Перечислите и раскройте содержание принципов уголовного права

Принципами уголовного закона и уголовной ответственности согласно ст. 3 УК являются: 1) законность; 2) равенство граждан перед законом; 3) неотвратимость ответственности; 4) личная виновная ответственность; 5) справедливость; 6) гуманизм.
Принцип законности означает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Республики Беларусь. Нормы кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных уголовным кодексом.
Принцип личной виновной ответственности означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные уголовным кодексом, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.
Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма означает, что уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности челрвека. Лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Дайте определение уголовного закона

Под уголовным законом понимается принятый в соответствии с Конституцией нормативный акт, регламентирующий уголовно-правовые отношения, то есть отношения по поводу преступления и ответственности за него. Единственным уголовным законом, действующим на территории страны, является Уголовный кодекс Беларуси (ст.1 УК)
Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, источником уголовного права не являются. Не являются также источником уголовного права разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Уголовный закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения уголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Структура Уголовного кодекса Республики Беларусь
По структуре уголовный закон делится на Общую часть и Особенную часть. Общая часть содержит нормы (статьи 1-121 УК), устанавливающие задачи и принципы уголовного права, регулирующие действие уголовного закона, определяющие признаки преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, цели уголовной ответственности, виды наказания, порядок его назначения, порядок применения принудительных мер безопасности и лечения, особенности ответственности несовершеннолетних.
Особенная часть содержит исчерпывающий перечень конкретных преступлений (статьи 122-466 УК). Взаимосвязь Общей и Особенной частей кодекса заключается в том, что нормы Общей части распространяются на все статьи части Особенной. Все противоречия между ними должны разрешаться в пользу Общей части, так как она содержит основополагающие понятия и принципы признания деяния преступными и применения уголовной ответственности к виновному.
В свою очередь части делятся на разделы, в которых группируются нормы, регулирующие широкую группу однородных отношений. Разделы включают в себя главы. В главах заключены нормы, объединённые более узким содержанием правоотношений. Главы состоят из статей, посвящённых отдельным институтам уголовного права либо составам преступлений.

Понятие уголовно-правовой нормы

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное государством и закреплённое в Уголовном кодексе правило должного поведения, устанавливающее запрет на совершение определенных действий либо предписывающее совершение того или иного деяния. Иначе говоря, уголовно-правовая норма – это властное веление, предписание государства, обращенное к гражданам, в котором определяется какие деяния запрещено совершать под угрозой уголовного наказания. Речь, прежде всего, идет о нормах Особенной части уголовного права, то есть об уголовно-правовых нормах в собственном смысле этого слова. Именно в них определяется преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для господствующих в обществе отношений. Структура норм Общей части различна и подчинена задачам наиболее полного раскрытия основных положений о преступлении и уголовной ответственности. Структура норм Особенной части одинакова: каждая статья имеет диспозицию и санкцию, либо несколько диспозиций и санкций, сгруппированных в части статьи.
Диспозиция - часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава преступления.
Санкция - часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за преступление, указанное в диспозиции.

Укажите виды диспозиций и санкций

Существуют следующие виды диспозиций:
Простая диспозиция - это диспозиция, в которой дается лишь наименование преступления.
Описательная диспозиция - это диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного преступления.
Бланкетная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другие нормативные правовые акты.
Ссылочная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другую статью или часть статьи УК, где называется преступление или дается описание его признаков.
Диспозиция с альтернативными действиями - это диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует преступление.
Смешанная диспозиция - это диспозиция, в которой содержатся признаки двух или более видов диспозиций.
Существуют следующие виды санкций:
- относительно определенная;
- альтернативная.
Относительно определенная санкция — такая санкция, в которой определен только один вид наказания и его низший и высший пределы или только высший предел.

Назовите принципы действия уголовного закона

Основополагающие идеи, которые закреплены в нормах отрасли права и определяют его содержание в целом, образуют его принципы. Действие уголовного закона основывается на собственных принципах, которые подразделяются в соответствии со следующими направлениями: действие уголовного закона в пространстве (территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип), действие уголовного закона во времени (вступление уголовного закона в силу, прекращение действия закона, обратная сила закона), действие уголовного закона по кругу лиц (в силу ст. 6 УК гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в стране лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК республики, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление).

Действие уголовного закона во времени

Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Понятие действия уголовного закона во времени слагается из трех основных моментов:
а) вступление уголовного закона в силу;
б) прекращение действия закона;
в) обратная сила закона.
Закон: устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь ст. 62 УК.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Основания прекращения действия уголовного закона

Прекращение действия уголовного закона означает, что его нормы не могут применяться к деяниям, которые в нем зафиксированы, и, следовательно, по данному закону за эти деяния не может наступать уголовная ответственность. Основаниями прекращения действия уголовного закона являются: отмена уголовного закона; замена ранее действующего уголовного закона другим вновь принятым; истечение срока действия, на который закон был принят (временный характер).

Условия применения действия обратной силы уголовного закона

Обратную силу можно считать исключением из общего правила действия уголовного закона во времени, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Обратную силу имеют только более мягкие законы, т.е. если они:
устраняют преступность деяния;
смягчают наказание;
иным образом улучшают положение лица, совершившего преступление.
Более мягкий уголовный закон распространяется на лиц, совершивших деяние до введения его в действие, включая и лиц, которые отбывают наказание либо уже отбыли наказание, но еще имеют судимость.
Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, который полностью исключил уголовную ответственность за деяние, признаваемое ранее преступлением, либо сузил (ограничил) признаки, позволяющие признавать то или иное деяние преступным
Законом, смягчающим наказание, признается закон, если, например, он снижает верхний или нижний пределы наказания, установленного в санкции статьи Особенной части УК
Законом, иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, который, например, расширяет перечень категорий лиц, в отношении которых не может быть применено то или иное наказание.

Раскройте содержание принципа действия уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве — это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон. Данный вопрос решается уголовным законом на основании специальных принципов. Этими принципами являются: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип.
На территории Беларуси действует исключительно национальное уголовное право. К территории страны относятся суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы. К территории государства приравниваются военные корабли и воздушные суда, независимо от их нахождения; гражданские и морские суда, приписанные к портам Республики Беларусь, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве; здания посольств и автомашины послов под флагом Республики Беларусь.

Территориальный принцип

В силу ст. 5 УК лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь.
Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории, или совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.
Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Беларусь, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором, подписанном Республикой Беларусь. По УК республики уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места его нахождения.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения этими лицами преступлений на территории Республики Беларусь разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

Принцип гражданства

Принцип гражданства применяется в тех случаях, если гражданин Республики Беларусь совершает преступление за границей. Он предусмотрен частью 1 статьи 6 УК, которая устанавливает, что граждане Республики Беларусь (а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны), несут уголовную ответственность по белорусскому Уголовному кодексу за преступления, совершенные вне пределов Беларуси. При этом необходимо, чтобы а) совершенное деяние признавалось преступным не только в нашей стране, но также в том государстве, на территории которого оно совершено, и б) виновный не привлекался к уголовной ответственности в этом государстве.

Укажите правовые акты, регламентирующие выдачу лица, совершившего преступление, в зависимости от гражданства

Экстрадиция — это передача лица, совершившего преступление, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности за действия, совершённые, как правило, на территории иностранного государства. Согласно общему правилу, белорусский гражданин не может быть выдан иностранному государству (ст. 7 УК). Иные лица могут быть выданы согласно международным договорам для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания.
Нашей страной в рамках Союза Независимых Государств (СНГ) заключено соглашение – Минская Конвенция 1993 года – «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Она регулирует выдачу преступников. Аналогичные соглашения в двухстороннем порядке заключены нашей страной с Польшей, Литвой, Латвией, Венгрией, Китаем, Индией, иными странами.
Государства мира, и Республики Беларусь в силу своего суверенитета тоже, могут предоставлять лицам, обвиняемым иностранными государствами в совершении преступлений, право убежища, если имеются основания считать, что уголовное преследование осуществляется по политическим, религиозным, расовым мотивам (ст.12 Конституции). В таком случае экстрадиция не применяется.

Реальный принцип

Реальный принцип наступления уголовной ответственности по национальному законодательству Республики Беларусь предусмотрен для тех случаев, когда иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Беларуси, совершают вне пределов Республики Беларусь особо тяжкие преступления против интересов нашей страны (ч.2 ст.6 УК). Это преступления против государства, против общественной безопасности, против жизни людей. Для применения реального принципа требуется, чтобы виновное лицо не было осуждено в иностранном государстве.

Универсальный принцип

Универсальный принцип распространяет действие Уголовного кодекса Республики Беларусь на всех лиц, независимо от их гражданства и места совершения ими преступления (ч. 3 ст. 6 УК), даже если в государстве по месту совершения преступления их действия уголовно не наказуемы. Лица могут привлекаться к ответственности по белорусским законам за геноцид, преступления против безопасности человечества и другие, указанные в ч.3 ст.6 УК, а также на основании международных договоров за терроризм, незаконный оборот наркотиков, захват заложников, торговлю людьми, фальшивомонетничество, «отмывание» доходов и другие преступления.
Универсальный принцип действует, если лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

Сказать спасибо:

Вступление административно-правовой нормы в силу мо­жет быть определено специальным актом, принятым соответ­ствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом.

Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие администра­тивную ответственность граждан, вступают в силу через опреде­ленный срок, как правило, через 10 дней после опубликова­ния. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юри­дической силы решается обычно путем ее официальной отме­ны специальным актом государственного органа.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением определенного события (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-лет­них полевых работ»). В предусмотренных законом случаях дей­ствие нормативных актов управления может быть приостанов­лено на определенное время.

В отношении административно-правовых норм, в особеннос­ти норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что обратной силы они не име­ют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Та­кое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи раз­личают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локаль­ные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физи­ческих лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (военно­служащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, долж­ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы дан­ного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливае­мые государственными комитетами и некоторыми министерства­ми, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполне­ния соответствующими предприятиями, учреждениями и орга­низациями, независимо от их подчиненности.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выра­жения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права - внешнее выраже­ние административно-правовых норм; иными словами - юриди­ческие акты различных государственных органов, в которых со­держатся административно-правовые нормы.

К основным источникам административного права от­носятся:

Конституция Республики Беларусь;

Законы Республики Беларусь;

Декреты, указы Президента Республики Беларусь;

Нормативные правовые акты Правительства Республики Бе­ларусь (постановления и распоряжения);

Нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов;

Международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Рес­публики Беларусь (акты, заключенные между странами - уча­стницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безо­пасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).

Отдельную группу нормативных правовых актов составля­ют регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местных властей, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру де­ятельности соответствующих органов.

Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководи­телей государственных концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Глава 4

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру, юридическому содержанию, их участникам.

Административно-правовое отношение - это урегулирован­ное административно- правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Возникновение на основе норм административного права;

Возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Правовые отношения имеют много разновидностей;

Реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административ­но-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма зара­нее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юри­дическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны есть только обязанности, а у другой - только права. Свойственный административно-право­вому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, од­нако не превращает вторую сторону в пассивного участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подав­ший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответ­ствует обязанность органа управления принять и зарегистриро­вать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Следова­тельно, налицо взаимные права и обязанности сторон админист­ративно-правового отношения, но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

Конкретную реализацию административно-правовые отноше­ния находят в повседневном взаимодействии субъекта и объек­та управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы - ад­министративно-правовой. Их административные черты выража­ются в том, что только одна сторона правомочна принять офи­циальное юридически властное решение. Важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредствен­но из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в адми­нистративно-правовых отношениях принадлежащие ему юриди­чески властные полномочия в тех случаях, когда в этом возни­кает необходимость.

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.

Действие нормативно – правовых актов во времени. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования );

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрагивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает административную ответственность.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

При этом под государственной территорией понимается, воздушное, водное, наземное пространство , которое находится под суверенитетом данного государства и на которое государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, состоять на службе в Вооруженных Силах РБ, на гос.службе, избираться и быть избранными );

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут административной ответственности;

в) некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве ).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние ), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие ), по состоянию здоровья (инвалиды ) и др.

Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.



Поделиться