XI. Сведения об учете объекта культурного наследия и (или) земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости

16.01.2015 02:00

22.01.2015 вступает в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 315-ФЗ).
Продолжаем анализировать новеллы данного закона, в том числе изменения, внесенные в профильные законы в сфере кадастрового учета, землеустройства и регистрации прав (ограничений и обременений прав) на объекты недвижимости (перечень принятых сокращений 1).
Первую часть нашего обзора мы закончили тем, что в настоящее время сложилась ситуация, когда закон принятый из лучших побуждений (призванный повысить как уровень, так и качество охраны объектов культурного наследия) в результате полностью заблокировал возможность внесения в ГКН как сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, так и сведений о территориях объектов культурного наследия (понятие о которых и введено новым законом)."
Чем же обоснован такой категоричный вывод?
Единственным и в то же время действенным способом комплексной защиты ОКН на определенной территории (с использованием механизмов учетных систем Росреестра) на данный момент является установление охранной зоны и надлежащее внесение сведений о соответствующей зоне охраны объектов культурного наследия в ГКН.
После этого, учетно-регистрационные действия в отношении объектов, находящихся в границах этой зоны осуществляются Росреестром и ФГБУ "ФКП Росреестра" (и его филиалами) 2 с учетом запретов (ограничений, обременений) установленных для этой зоны уполномоченным органом в области охраны ОКН.
При этом зона охраны ОКН в силу статьи 1 Закона о землеустройстве относится к объектам землеустройства и для ее надлежащего формирования и последующего внесения в ГКН необходимо:

  • выполнить комплекс землеустроительных работ (в том числе собрав предварительно необходимые документы);
  • оформить карту (план) объекта землеустройства 3, в том числе в формате электронного документа (используя утвержденную Росреестром XML-схему);
  • сформировать землеустроительное дело;
  • передать один экземпляр землеустроительного дела на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (статья 24 Закона о землеустройстве), то есть в территориальное управление Росреестра (ТУ Росреестра);
  • разработать проект зоны охраны ОКН в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ 4 и провести его историко-культурную экспертизу;
  • уполномоченный орган власти должен утвердить границы зоны охраны ОКН и сведения о наличии зон охраны ОКН в установленном порядке внести в ЕГР ОКН;
  • после внесения сведений о наличии зон охраны ОКН, уполномоченный орган в установленном порядке 5 представляет эти сведения в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 уполномоченный орган направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах. Пункт 17 этого постановления также устанавливает, что к этому документу в обязательном порядке должна быть оформленная надлежащим образом карта (план) объекта землеустройства (с отметкой о ее передаче в составе землеустроительного дела в ТУ Росреестра) 6 .
Кроме того, в силу части 6 статьи 15 Закона о кадастре карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета исключительно в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью подготовившего ее лица 7 .

Таким образом очевидно, насколько трудоемким и длительным по времени является процесс внесения в ГКН сведений о зоне охраны ОКН.
Минкультуры России уже неоднократно инициировало обсуждение вопроса об упрощении этой процедуры, но до последнего времени их попытки не увенчались успехом.

В итоге ситуация в корне поменяется с 22.01.2014 с вступлением в силу Закона № 315-ФЗ , статья 7 которого вносит изменения в абзац 3 статьи 1 Закона о землеустройстве, так как зоны охраны ОКН из числа объектов землеустройства исключаются : после слов "использования территорий," дополнить словами "за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,".
Этой, на первый взгляд незначительной поправкой, Закон № 315-ФЗ полностью заблокировал возможность внесения в ГКН сведений о зонах охраны ОКН , так как в силу требований Закона они могут быть внесены только при условии сопровождения сведений о зона картой (планом) объекта землеустройства, а поскольку зона охраны ОКН теперь к числу этих объектов не относится, то и карта (план) в отношении нее не составляется.

Но, казалось бы не все еще потеряно, так как в дополнение к механизму установления зон охраны ОКН законодателем вводится понятие: "территория объекта культурного наследия" , которая согласно новой редакции Закона об ОКН следующим образом:
"Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей".
При этом теперь в законе не только дается определение этому явлению, но и четко регламентируется вопрос о границах территории ОКН, которые могут не совпадать с границами существующих земельных участков, кроме того, в границах территории могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ГКУ).
Границы территории объекта культурного наследия определяются соответствующим проектом на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории ОКН оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ), а требования к его составлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о границах территории ОКН, подлежащие включению в акты соответствующих органов о включении ОКН в единый государственный реестр ОКН, должны содержать:

  • текстовое и графическое описания местоположения границ территории ОКН;
  • перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия , об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости .

Казалось бы все логично, однако если проанализировать эти нормы во взаимосвязи с изменениями, которые вносятся в Закон о кадастре, то возникает ряд вопросов.
Так, статья 14 Закона № 315-ФЗ предусматривает следующие изменения Закона о кадастре:

  • уточнение понятия ГКН , путем дополнения его сведениями о территориях ОКН (понятие ГКН дополняется информацией об этой территории через запятую, тем самым отделяя подобные территории от территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий );
  • изложение в новой редакции статьи 10 Закона о кадастре (в том числе о составе сведений ГКН о территориях ОКН) и части 2 статьи 15 Закона о кадастре (об обязанности органов охраны объектов культурного наследия направлять в орган учета документы, необходимые для внесения в ГКН).
  • При этом пункт 4 части 2 статьи 15 Закона о кадас тре в новой редакции гласит , что сведения о территории ОКН направляются в орган кадастрового учета в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 Закона о кадастре .

Однако ни в данных статьях Закона о кадастре, ни в подзаконных актах, регламентирующих порядок информационного взаимодействия органов власти 5 , не закреплен перечень и содержание документов, на основании которых сведения о территории ОКН должны включаться в ГКН, и следовательно в природе нет требований к заполнению подобных документоы, и тем более XML-схем для их формирования в формате электронного документа.
Однако в постановление Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (в соответствии с которым в силу части 4 статьи 15 Закона о кадастре должен быть установлен перечень и содержание документов, направляемых органами власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета) никаких поправок, до настоящего времени не внесено.
Использовать для этих зелей землеустроительные документы, в том числе карту (план), нельзя, так как исходя из нормативных предписаний Закона об ОКН, Закона о кадастре и Закона о землеустройстве территория ОКН однозначно не относится к объектам землеустройства.

Подведем итоги:

  • проверенный и действующий механизм использования для защиты ОКН зон охраны объектов культурного наследия будет заблокирован с 22.01.2015 , так как эти зоны с 22.01.2015 перестают быть объектами землеустройства, а следовательно разработанные для таких объектов формы документов и соответствующие нормативные положения, регламентирующие порядок их внесения в ГКН, в отношении зон охраны ОКН использовать будет нельзя;
  • новый механизм для защиты объектов культурного наследия (в части закрепления территории ОКН) на данном этапе задействовать нельзя, так как не закреплены перечень и содержание документов, на основании которых сведения о территориях ОКН и их границах должны вноситься в ГКН (в том числе необходимые XML-схемы).

1 - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре);
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации прав);
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Закон о землеустройстве);
- Государственный кадастр недвижимости (ГКН);
- Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
- Объект культурного наследия (ОКН);
- Единый государственный реестра объектов культурного наследия (ЕГР ОКН);
- Система межведомтсвенного электронного взаимодействия (СМЭВ)
2 В настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями органа кадастрового учета, в том числе в части внесения сведений о зонах ОКН в ГКН
3 Требования к подготовке карты (плана) объекта землеустройства установлены постановлением Правительства РФ от 30.09.2009 № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению"
4 Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследния (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
5 Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" (Постановление № 71)
6 Это же требование об обязательном приложении карты (плана) объекта землеустройства содержится в части 5 статьи 15 Закона о кадастре
7 Эта же часть статьи 15 Закона о кадастре устанавливает, что уполномоченный орган государственной власти должен направить в орган кадастрового учета все необходимые документы в течение 6 месяцев со дня принятия решения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны ОКН)


В рамках государственного учета объектов недвижимого культурного наследия Департамент осуществляет учет и регистрацию:

объектов культурного наследия федерального (регионального) значения;

выявленных объектов культурного наследия;

объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;

исторически ценных градоформирующих объектов;

объектов историко-градостроительной среды;

территорий и зон охраны памятников истории и культуры.

Для учета всех памятников истории и культуры в Российской Федерации действует Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ведение которого осуществляется Министерством культуры Российской Федерации. Департаментом ведется планомерная работа по регистрации памятников истории и культуры Москвы в едином реестре.

Кроме того, Департаментом ведется работа по включению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы, а также по включению выявленных объектов культурного наследия в единый реестр на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Другое важное направление в деятельности Департамента – определение предмета охраны объекта культурного наследия. В Департаменте действует Комиссия по определению предмета охраны объектов культурного наследия, которая рассматривает предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также уточняет на основании углубленных научных исследований ранее принятые проекты предметов охраны объектов регионального значения. Согласованные комиссией предметы охраны утверждаются распоряжениями Департамента и являются нормативными правовыми актами.

"Предмет охраны" – важное для российского законодательства понятие, являющееся ключевым при определении границ допустимого вмешательства при ремонте и приспособлении памятника к современному использованию. В обоих случаях работы на памятнике допускаются "без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны". От подхода к определению предмета охраны каждого конкретного памятника напрямую зависит судьба всех памятников истории и культуры. Содержанием предмета охраны определяются те обязанности, которые государство налагает на арендатора или собственника. Таким образом, именно содержание предмета охраны в каждом конкретном случае служит гарантией сохранения памятника.

В целях систематизации сведений об объектах культурного наследия Департамент формирует Городской реестр недвижимого культурного наследия (информационную систему, содержащую сведения о недвижимом культурном наследии города Москвы) и Историко-культурный опорный план города Москвы (информационную систему, содержащую сведения о расположении в пределах административных границ города Москвы объектов культурного наследия). В 2012 году разработана автоматизированная информационная система Мосгорнаследия, объединяющая в единый модуль информацию из Городского реестра недвижимого культурного наследия и Историко-культурного опорного плана города Москвы.

В 2017 году:

Под государственную охрану принято 108 объектов культурного наследия.

В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрировано 2 574 объекта культурного наследия.

Утверждены предметы охраны 145 объектов культурного наследия.

За 10 месяцев 2018 г.:

Под государственную охрану принято 165 объектов культурного наследия.

Утверждены предметы охраны 131 объекта культурного наследия.

Статья 12. Организация учета объектов культурного наследия

1. Государственный учет объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия.

Государственный учет выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Свердловской области, до включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

2. Для обеспечения учета объектов культурного наследия, а также в иных целях, связанных с их государственной охраной, на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законом должны быть установлены информационные надписи и обозначения.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

Статья 13. Формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия

1. Единый государственный реестр объектов культурного наследия формируется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Областного закона от 21.12.2007 N 160-ОЗ)

2. В соответствии с федеральным законом единый государственный реестр объектов культурного наследия формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также посредством исключения из этого реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из указанного реестра.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

3. Решение о включении объектов культурного наследия областного значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия, согласованное с органами местного самоуправления, принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

(п. 3 в ред. Областного закона от 22.05.2007 N 49-ОЗ)

4. В соответствии с федеральным законом для принятия решения о включении объекта культурного наследия областного значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия представляет:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению;

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объекта культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком.

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются по каждому выявленному объекту культурного наследия областного значения и объекту культурного наследия местного (муниципального) значения в срок не позднее трех месяцев со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

5. Решение об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия областного значения принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае несоответствия объекта культурного наследия требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия областного значения.

Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия областного значения, учитывается в едином государственном реестре объектов культурного наследия как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

6. Правительство Свердловской области вправе принять решение об отнесении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения к объектам культурного наследия областного значения по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы о наличии у объекта культурного наследия признаков объекта культурного наследия областного значения.

7. Исключение объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия областного значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Свердловской области;

2) в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Свердловской области, согласованного с органом местного самоуправления.

Исключение объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

(п. 7 в ред. Областного закона от 22.05.2007 N 49-ОЗ)

8. Ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение единого государственного реестра объектов культурного наследия и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

(п. 8 в ред. Областного закона от 21.12.2007 N 160-ОЗ)

Статья 14. Формирование и ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия

1. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия формируется и ведется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

2. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия формируется посредством включения в него соответствующих объектов, а также посредством исключения из областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, и объектов, в отношении которых было принято решение об исключении из указанного реестра.

3. Решение о включении объекта в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении выявленного объекта в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия должно быть принято в срок не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы о включении соответствующего объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия как объекта культурного наследия.

4. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия должен содержать:

1) сведения о наименовании объекта;

2) сведения о назначении и проведении государственной историко-культурной экспертизы объекта;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) сведения о местонахождении объекта;

5) сведения о виде объекта;

6) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия;

7) фотографическое изображение объекта;

8) сведения о собственнике объекта, а также о пользователях объекта, если таковые имеются.

В областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия могут быть включены иные сведения, предусмотренные Правительством Свердловской области.

5. Выявленный объект культурного наследия исключается из областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия в случаях:

1) включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

2) отказа включить объект в единый государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

6. Ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия включает в себя присвоение регистрационного номера выявленному объекту культурного наследия, мониторинг данных о выявленных объектах культурного наследия и документационное обеспечение.

7. Порядок формирования и ведения областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия устанавливается Правительством Свердловской области на основании федерального закона и настоящего Закона Свердловской области.

Статья 15. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

1. На объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законом должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия в соответствии с федеральным законом возлагается на собственников объектов.

Информационные надписи на объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

2. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия устанавливает информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия федерального значения, находящихся в областной государственной собственности, по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на иных объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с этим федеральным органом.

3. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения, находящихся в областной государственной собственности, и организует установку информационных надписей и обозначений на иных объектах культурного наследия областного значения.

Информационная надпись, устанавливаемая на объекте культурного наследия областного значения, должна включать:

1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;

2) сведения о виде и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) регистрационный номер объекта культурного наследия;

5) указание на то, что объект культурного наследия охраняется государством;

6) иные сведения, предусмотренные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Информационное обозначение, устанавливаемое на объектах культурного наследия областного значения, должно содержать предупреждение о том, что объект культурного наследия охраняется государством, и иные сведения, предусмотренные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия областного значения должны быть установлены в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения о включении соответствующих объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В случае повреждения или утраты информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия организует их восстановление или замену в срок не более трех месяцев со дня обнаружения факта повреждения или утраты.

4. По решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия на выявленных объектах культурного наследия могут устанавливаться обозначения, содержащие предупреждение о том, что данный объект охраняется государством.

5. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в областной государственной собственности.

6. На территории Свердловской области должно обеспечиваться единство информационных надписей и информационных обозначений, устанавливаемых на объектах культурного наследия.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости подразумевает комплекс определенных процедур, проводимых собственником и кадастром. Закон обязывает вносить в реестр все данные о земельном участке и самой недвижимости. Это обусловлено необходимостью контроля за движением земельных наделов и объектов недвижимости.

Для порядочных и добросовестных владельцев усложнение технического процесса постановки на учет является нагрузкой. Действительно, чтобы продать свой законный участок, необходимо пройти много процедур. Однако именно в сфере недвижимости максимальное количество тех, кто занимается нечестным бизнесом, часто оставляя людей и без объекта, и без денег.

Государству стоило больших трат привести сделки с недвижимостью к безопасности сторон. Единственный действенный способ контролировать оборот недвижимости и создать условия для безопасности владельцев — тотальный контроль за каждой манипуляцией по объекту любого вида. В этом основная задача кадастрового учета.

У некоторых собственников, владеющих объектами много лет и не состоящими на учете, неизменно рождается вопрос о своем праве. Суть кадастра в том, что только при постановке на учет у собственника возникает право распоряжения собственностью.

Однако это не урезает права в том случае, когда собственник владеет имуществом и не стоит на учете. Ограничение возникнет в момент, если он захочет реализовать недвижимость или совершить иные манипуляции.

Кадастровая служба призвана контролировать любую недвижимость, но есть несколько исключений:

  • водные фонды и лесные массивы;
  • космические корабли;
  • морские/речные суда;
  • участки с государственным назначением;
  • культурное наследие, включая заповедники.
Исключения попадают под контроль другой юрисдикции. Все остальные виды недвижимости необходимо поставить на кадастровый учет.

Для определения статуса своего владения нужно обращаться в кадастр и получить . Последняя готовится до 10 дней и будет иметь силу полноценного документа. Законом определены основания, которые требуют постановки и регистрации:

  • выдел одного участка из другого;
  • новый выделенный участок;
  • строительство нового здания или сооружения;
  • дробление целого надела на несколько отдельных;
  • соединение нескольких участков в один;
  • новое помещение, неучтенное, в здании;
  • раздел здания.

Порядок постановки

Закон определил порядок постановки недвижимости на госучет. По этому вопросу необходимо обращаться либо в МФЦ своего региона, либо напрямую в кадастровую палату. Обратиться возможно как лично, так и нанять представителя. Для последнего потребуется доверенность от собственника на право подписи.

Наш портал представит сводный перечень необходимых документов, однако конечный вариант нужно уточнять по своему региону. Требуется пакет документации, куда включается:

  • заявление о желании стать на кадастровый учет;
  • межевой и геодезический планы;
  • технический план;
  • правоутверждающие документы;
  • личные документы;
  • учредительные документы для ЮЛ;
  • квитанция о выплате госпошлины за действие;
  • заключение органа опеки, если участие принимает малолетний;
  • доверенность, если действие проводит представитель.
Если участок или помещение являются муниципальными, потребуется разрешение от муниципалитета. Если земля в долгосрочной аренде, требуется согласие от собственника, даже если это муниципалитет. Самовольно арендатор или пользователь не могут стать на кадастровый учет.

Срок зависит от того, куда было обращение. При обращении напрямую в кадастровую палату срок изготовления документов до 18 дней. При обращении в МФЦ срок увеличивается на 2-5 дней по причине того, что центр подает запрос на изготовление документов в кадастр.

Регистрация

Однако просто поставить на учет недвижимость недостаточно. После получения документации необходимо пройти регистрацию. В реестр должны быть внесены все изменения и выдано новое свидетельство о собственности. Для этого обращаются в Росреестр или региональное МФЦ. Обязательно прикладываются документы:

  • заявление на внесение актуальных данных;
  • техпаспорт, если оформляется здание;
  • межевой, если оформляется земля;
  • основания для прав владения;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • личные документы.

Только после регистрации процедура постановки на учет будет полностью завершенной.

Важно заранее позаботится о том, чтобы технический/кадастровый паспорт были действительными.

В материале ответы о постановке на учет и для ЮЛ:

Приостановка/отказ

При подаче документации в постановке может быть отказано или процесс временно приостановлен. Приостановка применяется в тех случаях, когда в документах чего-то не хватает или есть неточность. То есть временно остановить процедуру могут для устранения недочетов. Не так важно, что именно стало причиной. Главное условие: причина может быть устранена собственником.

Труднее с полными отказами при постановке. Отказ указывает на то, что вообще невозможно поставить на учет здание или иную недвижимость. Это происходит потому, что при проверке выявлено одно или несколько обстоятельств, которые исключают возможность учета. Так, если выяснено, что земля отведена под госнужды, постановка невозможна.

Чаще всего отказ приходит при объединении нескольких участков в единый. Тут главное условие, чтобы все участки имело одно целеназначение. Так, нельзя объединить в один надел, если одна часть отведена под строительство, а вторая под садоводчество.

Нюансов много, в каждом случае органы конкретно рассматривают ситуацию. Если выдается отказ, то письменно и с указанием причины такого решения.

Если владелец считает неправильным отказ, он может обращаться в другие инстанции для аннулирования. Однако из практики можно сделать заключение, что оспаривание отказов почти всегда проигрышное для инициатора, поскольку система учета работает слаженно и координировано.

Поставить недвижимость на кадастровый учет — емкий процесс, особенно когда собственник впервые занялся документацией. Нужно понимать, что главные этапы: межевой и геодезический план, — могут отнять не один месяц. Потому к такой процедуре надо готовиться заранее и без спешки по срокам.



Поделиться