Российская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации. Российская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации Какой закон регламентирует вопросы обеспечения здоровья граж

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 89-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013N 167-ФЗ,

от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на КонституцииРоссийской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.


Отношения, связанные со здравоохранением и медициной регулируются многими нормативными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (с посл., изм.) выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, -140.010.000.

Это дает основания говорить о наличии самостоятельной отрасли законодательства - законодательства о здравоохранении. В качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

  • управление в сфере здравоохранения;
  • медицинское страхование;
  • медицинские учреждения;
  • медицинская экспертиза и др.

До недавнего времени структура базового юридического образования предусматривала изложение вопросов нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности для будущих юристов в рамках государственного, гражданского, уголовного права. Будущие же врачи знакомились с проблемами медицинского права на кафедрах судебной медицины, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины, общественных наук 1 Пищита А.Н. Проблемы правового регулирования здравоохранения // Российская юстиция. 2005. № 9. .

Характерной чертой современного этапа становления российской правовой системы является увеличение (расширение) законодательства о здравоохранении и медицине. В то же время законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции Российской Федерации), в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении.

Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих ее положения.

В ст. 2, 7, 20,41 Конституции Российской Федерации одной из основных задач Российского государства определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье.

Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе федеральных законов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие:

  • Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл, изм, и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»;
  • ФЗ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • ФЗ от 09.01.1996 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
  • ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»;
  • Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон Российской Федерации от 02.07 1992 г. № 3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;
  • ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации (п. «ж»), координация вопросов о здравоохранении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому к законодательству о здравоохранении относятся также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы регулирования отношений в рассматриваемой сфере.

Анализ приведенного выше перечня основных законов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, показывает, насколько разнятся эти законы по характеру регулируемых отношений. Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных средств» по степени широты охватываемых ими отношений несоизмеримы по сравнению, например, с Законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» или даже с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», несмотря на всю его значимость с точки зрения защиты прав человека. Очевидно, что установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время чрезвычайно неоднородна по своему составу, это обусловлено, в первую очередь, спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, во-вторых, уровнем законодательной разработанности этой области.

Тем не менее, имея свои цели и задачи указанные нормативные документы, взятые в отдельности, выполняют очень значимую роль в достижении общей социальной задачи - обеспечение правовой базой деятельность по охране здоровья граждан.

Необходимость объединения названных нормативных актов в области охраны здоровья граждан в единый законодательный комплекс вытекает из того, что любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других.

Раскрывая механизм правового регулирования отношений в области здравоохранения в России следует отметить Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», сыгравший значительную роль в становлении и развитии нынешней системы законодательства о здравоохранении и медицине. Данный закон был принят 22.07.1993 г. и вступили в силу 18.08.1993 г.

Государство в Основах объявляло, что обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национального языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основы декларировали также, что государство гарантирует защиту от дискриминации, связанной с наличием у гражданина заболевания. В действительности граждане в Российской Федерации не могли добиться равенства со здоровыми в праве на труд, если в связи с заболеванием или травмой они имеют дефект функции или только внешний дефект.

Впервые в Основах была определена компетенция субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают на своих территориях выполнение федерального законодательства и обладают законодательной инициативой в области охраны здоровья граждан, а также осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. В ст. 3 Основ оговаривались полномочия высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан. Президент Российской Федерации помимо издания соответствующих указов не реже одного раза в год должен выступать в законодательном органе власти с докладом о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состояния здоровья населения.

В настоящее время данный закон утратил свою силу, поскольку принят и вступил в действие новый Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Новый Федеральный закон более полно, четко и комплексно регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В нем законодательно определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинский осмотр», «диспансеризация» и др.

Федеральным законом установлены:

  • основные принципы охраны здоровья, к которым в том числе отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи;
  • права отдельных категорий граждан на охрану здоровья (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащие);
  • права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, несовершеннолетних;
  • особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям больных, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

В названном Федеральном законе определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь, установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы и порядок получения платных услуг, перечислены права пациента, раскрыто понятие и описана процедура дачи информированного согласия пациента на медицинское вмешательство (отказа от него), установлены порядок получения пациентом информации о состоянии его здоровья и о факторах, влияющих на здоровье, а также порядок выбора гражданином врача и медицинской организации.

Новым Федеральным законом установлена государственная система здравоохранения, а также муниципальная и частная системы здравоохранения, определен порядок их функционирования. Определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинский помощи порядок их утверждения. Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В указанном Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), ее формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи.

В законе урегулированы также вопросы, связанные с рождением ребенка, применением вспомогательных репродуктивных технологий, донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (пересадкой).

Принятый закон гарантирует право всем жителям России на бесплатную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, вводит единые стандарты для ее оказания, уточняет порядок оказания платных медицинских услуг. Закон также закрепляет право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Кроме того, впервые на законодательном уровне описывает правовые основы трансплантологии и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями. В нем предусматривается запрет на клонирование человека и эвтаназию.

В Федеральном законе определены:

  • цели проведения и процедуры проведения медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи), а также медицинского освидетельствования;
  • намечены медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, процедура проведения патологоанатомических вскрытий и порядок использования тела, органов и тканей умершего человека.

Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе:

  • определены права и обязанности медицинских организаций;
  • определены права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, установлены ограничения, налагаемые на этих работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • прописаны особенности функционирования профессиональных организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками на основе принадлежности к указанным категориям работников, либо принадлежности к профессии (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, провизоры, фармацевты), либо принадлежности к одной врачебной специальности.

В законе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.

Некоторые важные отношения в системе здравоохранения регламентируются подзаконными нормативными актами. В частности, Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы охраны здоровья. Например, есть Указ Президента России от 17.02.1995 г. №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». Одним из важных юридических документов последнего времени является Указ Президента России от 7.12.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий разрабатывает и принимает важные правовые акты по вопросам здравоохранения и оказания медицинской помощи, в частности, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области охраны здоровья граждан. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», Постановление Правительства Российской Федерации № 350 от 25.03.1996 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и др.

Еще одной особенностью регулирования медицинской деятельности в России является огромное количество административных актов, т.е. приказов Министерства здравоохранения (и социального развития) РФ. Назовем для примера Приказ Министерства Минздрава России от 26.11.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра». Такого рода правовых документов еще в 1988 г. насчитывалось до 5 тысяч 2 Анисимов В., Гладун О., Шиленко Ю. Здравоохранение в новых условиях хозяйствования // Российская юстиция. 1991. № 8. С. 23. . Безусловно, такие акты принимаются с целью всестороннего и детального правового регулирования рассматриваемых отношений. Необходимо, однако, разумно расставлять акценты в таком регулировании. Так, если речь идет о регулировании чисто «технологических» лечебных вопросов (порядке осуществления той или иной терапевтической процедуры, метода лечения, профилактики), то применение административных актов вполне оправданно. Однако в случае, если профессиональная деятельность работника здравоохранения затрагивает права граждан, то соответствующие отношения должны регулироваться исключительно законом. К сожалению, большинство ведомственных нормативных актов в области здравоохранения не публиковалось в открытой печати и поэтому основная часть граждан не могла ознакомиться с ними, и, следовательно, сами пациенты лишены понимания процесса оказания им медицинских услуг, а медицинские работники в своей деятельности только и прислушиваются к ведомственным актам, напрочь забывая о законах, имеющих, как известно, высшую юридическую силу.

Вместе с тем, в области здравоохранения выявился ряд проблем, порожденных практикой правотворчества и отрицательно сказывающихся на качестве законодательных актов.

Например, работа над проектами Основ законодательства об охране здоровья граждан и Закона о психиатрической помощи велась в Верховном Совете Российской Федерации одновременно. При этом законодательный акт более общего действия (Основы) должен был предшествовать специальному (медико-отраслевому). Однако реальный законотворческий процесс сложился иначе. Проект специального психиатрического закона оказался готовым значительно раньше. В результате, он был принят в июле 1992 г. и вступил в действие с 01.01.1993 г., тогда как Основы удалось принять лишь в июле 1993 г. Они вступили в действие 18.08.1993 г. Таким образом, логическая последовательность законотворчества, когда нормы специального закона должны опираться на положения более общего и уже существующего, была нарушена, что отрицательно сказалось на содержании обоих законодательных документов. В них имеются повторы, противоречия, некоторые иные технико-юридические погрешности.

В 1995 г. был подготовлен проект федерального закона, посвященный правам пациентов, - «О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения». В концептуальном плане законопроект сосредоточен на решении следующих задач:

  • установить взаимосвязь между политическими, экономическими, гражданскими, социальными и культурными правами человека и правами пациентов, составляющими особую категорию этих прав;
  • определить сферу ограничения прав пациентов в случаях, когда их осуществление может угрожать общественному здоровью;
  • установить механизмы защиты прав пациентов и контроля за их соблюдением, в том числе через создание комитетов по правам пациентов, действующих на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации.

Введение законопроекта в силу могло способствовать обеспечению безопасности в сфере здравоохранения, росту правовой культуры и правосознания народа, укреплению правопорядка в стране. Однако проект данного закона 3 Денисенко Б.А. О правах пациента: (о проекте ФЗ «О правах пациента») // Гудок. 1995 г. 31 августа. Стр. 6. , к сожалению, так и остался проектом, не воплотившись в действующий законодательный акт.

Детальный анализ законодательства о здравоохранении показывает, что перечисленные выше законы имеют множество недостатков содержательного и технико-юридического характера. Практически все они были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Связи между разными «медицинскими» законами порой схематичны, а в некоторых случаях вообще прослеживаются слабо. Кроме того, законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, практически не ссылаются и не опираются друг на друга. Например, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» никакие связан с Законом «О лекарственных средствах», несмотря на то, что для профилактики и ранней диагностики этого заболевания используются именно лекарственные средства.

В то же время наблюдается дублирование предписаний законодательства, устанавливаемых этими законами, Так, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» дополнительно требует обеспечение государственного контроля над производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью, полностью игнорируя то обстоятельство» что абсолютно идентичные требования установлены Законом «О лекарственных средствах» в отношении всех без исключения лекарственных средств, в том числе и лекарств для предупреждения и лечения туберкулеза.

В целом, многие законы, принятые в начале и середине 90-х гг. XX века, давно нуждаются в соответствующих изменениях и дополнениях с учетом современных реалий.

Таким образом, на сегодняшний день всю совокупность актов законодательства о здравоохранении с некоторой натяжкой можно отнести все же к комплексной отрасли законодательства, нежели к нормативному массиву (комплексу), находящемуся в стадии активного превращения и формирования в комплексную отрасль российского законодательства 4 Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. №3 .

Законы РФ, регламентирующие медицинскую деятельность в России

Законы РФ, регламентирующие медицинскую деятельность в России, в т.ч. на возмездной основе.


Конституция Российской Федерации.


Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

*Т.е. государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер по охране здоровья.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(Основной Закон в сфере здравоохранения).

Текст ФЗ № 323 можно посмотреть по ссылке или
Статья 2, подпункт 3 Федерального закона дает определение понятию "медицинская помощь" .
Под медицинской помощью подразумевается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинские услуги
- это медицинское вмешательство или комплекс медицинскихских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (* статья 2 подпункт 4).

Статья 37 : медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с **порядками оказания медицинской помощи , обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе **стандартов медицинской помощи.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 15. Возмещение убытков. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 151. Компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Уголовный кодекс Российской Федерации .

Статья 109 Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Статья 118. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Статья 121. Заражение венерической болезнью.
Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией.
Статья 123. Незаконное производство аборта.
Статья 124 Неоказание помощи больному.
Статья 125. Оставление в опасности.
Статья 293. Халатность... если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Статья 236. Нарушение санитарно - эпидемиологических правил.
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Закон Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
(можете ознакомиться, перейдя по данной ссылке) ;


Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12.04.2010г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие медицинскую, в т.ч. возмездную деятельность.


Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указаной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, - врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, - консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Охрана здоровья граждан — определение способов повышения качества жизни, которые формируются в следующих областях:

  • Правовая;
  • Политическая;
  • Медицинская;
  • Экономическая;
  • Научная;
  • Санитарно-гигиеническая.

Они созданы для сохранения, восстановления и повышения (психологического и физического) уровня здоровья каждого гражданина. Создаются способы для поддержания активности и приемлемого уровня здоровья человека. При необходимости, предоставляется оперативная медицинская помощь.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения, которые возникают в области защиты уровня жизни жителей Российской Федерации.

Он регулирует :

  • Основы организационного, экономического и правового характера относительно охраны здоровья жителей;
  • Права и обязанности каждого человека, гражданина, отдельных слоев населения в области охраны здоровья, а также для предоставления гарантий подобных прав;
  • Ответственность и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья;
  • Обязанности и права медицинских и других организаций, индивидуальных предпринимателей и тому подобное;
  • Обязанности и права фармацевтических и медицинских работников в соответствии с Федеральным законом.

Когда был принят?

Федеральный закон был принят Государственной думой 1 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 8 дней.

Действующее законодательство было создано на основании положений Конституции Российской Федерации. Оно состоит из настоящего Федерального закона в соответствии с другими нормативно правовыми актами.

Следует отметить, что согласованные нормы об охране здоровья не должны противоречить нормам действующего Федерального закона.

Подобное исследование назначается в случае :

  • Тяжелого заболевания;
  • Отравления, по причине которого была потеряна трудоспособность;
  • Долечивания в санаторно-курортных организациях;
  • Ухода за больным членом семьи;
  • Карантина и т.д.

Статья 61 Федерального закона

В ч 3 ст 61 ФЗ-323 были добавлены слова «и федеральными органами государственной власти».

Статья 78 Федерального закона

В п 3 — 3.1. ФЗ -323 были внесены изменения. Из пункта 3 были исключены слова «и листки нетрудоспособности».

Пункт 3.1 Федерального закона был дополнен. В нем говорится о том, что листки нетрудоспособности выдаются только в том порядке, который определен в соответствии с законодательством РФ и социальным страхованием в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности.

Скачать ФЗ-323

В 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» определены главные принципы, перечисленные ниже:

  • Все права граждан и государственные гарантии должны быть соблюдены;
  • Пациент имеет приоритет при оказании медицинских услуг;
  • Приоритет детей, если было обнаружено серьезное заболевание;
  • Защищенность граждан с социальной стороны;
  • Ответственность органов местного самоуправления и государственной власти;
  • Доступность и хороший уровень качества медицинской помощи;
  • Приоритет профилактики в области охраны здоровья;
  • Сохранение врачебной тайны.

Последнюю редакцию закона (ФЗ -323) с изменениями, поправками и дополнениями можете скачать по следующей .



Поделиться