Частью 2 статьи 12.37 настоящего. Как быть если правонарушение зафиксировала камера видеофиксации

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 12.37 КоАП РФ, судебная практика применения

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регулируемые Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - закона "Об ОСАГО"). Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

Ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в п. 1 статьи 16 закона "Об ОСАГО" условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств , находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в статье 4 закона "Об ОСАГО", и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении предусмотренной ст. 4 закона Об ОСАГО обязанности по страхованию гражданской ответственности, либо в управлении транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

10 дней для страхования с момента возникновения права на автомобиль

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

Могу ли я, по истечении срока действия полиса ОСАГО (договора ОСАГО) еще месяц ездить без полиса?
Предусмотрена ли законодательством какая-либо возможность ездить без полиса ОСАГО в течении определенного времени, например, если я купил автомобиль и перегоняю его в свой город?

Разграничение правонарушений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ , ответственность по которой наступает в случае, когда владельцем транспортного средства обязанность по страхованию гражданской ответственности выполнена, однако у водителя, управляющего данным транспортным средством, отсутствует при себе полис обязательного страхования.

Субъектами правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ подлежат также водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется умышленной виной. При этом водителями, управляющими соответствующими транспортными средствами, административное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомость знания виновного об отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ" содержатся следующие разъяснения:

Не застраховал ответственность по ОСАГО - ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, управление ТС с нарушением условий ОСАГО - ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

"..Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 указанного выше федерального закона, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, в то время как управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи".

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

10 дней управления транспортным средством без полиса ОСАГО

"До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

…В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ владелец транспортного средства - это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса".

Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 12 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержались следующие разъяснения:

Не застраховался – нарушил ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ, не вписан в полис – ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 закона N 40-ФЗ "Об ОСАГО", а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи.

Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.

И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.

Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.

Штраф за езду без страховки в 2020 году

Если у Вас есть полис ОСАГО, но по каким-то причинам Вы его забыли дома, Вам, конечно, выпишут штраф, но сказать честно, это меньшая из зол, штраф за езду без ОСАГО составит – 500 рублей .

С 15 ноября 2014 года если нет страховки на машину, инспектору ГИБДД ЗАПРЕЩЕНО снимать госномера и запрещать эксплуатацию транспортного средства.

Теперь давайте рассмотрим каждый пункт более подробно с выдержками из КоАП РФ.

Штраф за страховку 5000 рублей

Действительно 19 июня 2019 года в Государственную думу был внесен законопроект парламентом Кабардино-Балкарской Республики по которому если человека повторно останавливают и у него нет полиса ОСАО, то штраф за езду без страховки предлагается увеличить до 5 000 рублей.

Обосновали они свое предложение следующим:

Читайте полный текст пояснительной записки к законопроекту

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях побуждения водителей (собственников) транспортных средств к исполнению обязанностей по обязательному страхованию гражданской ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страхо-вании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО).

Указанный законопроект разработан в целях защиты прав граждан, которые, являясь участниками дорожно-транспортных происшествий, будучи невиновными в совершении происшествия и при отсутствии у виновника страхового полиса обязательного страхования (далее — полис ОСАГО) оказываются в положении, при котором затруднительно и практически невозможно реализовать свое право на возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП).

В настоящий момент обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлена Законом об ОСАГО и направлена, в первую очередь, на защиту прав потерпевших и на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, т.е. при столкновении транспортных средств (ДТП).

Именно наличие полиса ОСАГО у виновника происшествия защищает потерпевших в ДТП и гарантирует им право на возможность получения возмещения за вред, причиненный здоровью или имуществу потерпевшего, а также здоровью пассажиров, в пределах установленных лимитов ответственности страхов-щика по ОСАГО.

В то же время отсутствие полиса страхования у виновника происшествия зачастую нарушает права потерпевшего (потерпевших), поскольку в таком случае виновник дорожно-транспортного происшествия должен самостоятельно в полном объеме возмещать ущерб в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, что последний не всегда может и намерен делать.

В целях обеспечения прав потерпевших на возмещение ущерба законодателем была введена административная ответственность за управление транспортным средством без полиса ОСАГО (часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), с помощью которой планировалось уменьшение случаев управления транспортными средствами без указанных полисов. Указанной статьей КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Между тем, согласно официальной статистике, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса ОСАГО увеличилось на 40 процентов по сравнению с 2016 годом, что говорит об уменьшении количества лиц, которые страхуют свою ответственность. По данным Российского союза автостраховщиков по состоянию на 2017 год, примерно 3 млн. автомобилистов ездят по дорогам без полиса ОСАГО. Указанная цифра продолжает расти.

Увеличение количества автомобилистов, осуществляющих управление транспортными средствами без полиса ОСАГО, связано, во-первых, с относительно низкой суммой штрафа, который предусмотрен частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ (800 рублей, который может быть уменьшен до 400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), по сравнению со стоимостью полиса ОСАГО, а во-вторых, с относительно мягким видом наказания — административным штрафом.

В итоге вождение транспортного средства без полиса ОСАГО приводит к следующему:

— увеличение количества ДТП, в которых у виновника отсутствует полис ОСАГО, что приводит к нарушению прав потерпевшего на получение возме-щения;

— увеличение количества судебных процессов по искам о возмещении ущерба между потерпевшим и виновником ДТП. Как следствие — увеличение работы судов, а также службы судебных приставов;

— увеличение количества штрафов в размере 800 рублей на одного и того же водителя (400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), которые, несмотря на их привлечение к административной ответственности, не спешат оформлять полис ОСАГО ввиду «мягкости» административного наказания;

— увеличение количества ДТП, оформление которых невозможно без участия уполномоченных сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, поскольку обязательным для оформления факта ДТП без их привлечения является наличие у всех сторон происшествия полиса страхования. Как следствие — повышается объем работы сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые могли бы в указанное время осуществлять контроль за дорожным движением.

Решение указанной проблемы считаем возможным путем принятия предложенного законопроекта.

Дополнение статьи 12.37 КоАП РФ частью, предусматривающей более строгий вид наказания за повторное административное правонарушение, будет способствовать увеличению количества лиц, которые застрахуют свою гражданскую ответственность, и соответственно, уменьшится количество случаев, в которых потерпевшие будут ограничены в своих правах на возмещение ущерба от ДТП.

При этом повторное совершение административного правонарушения — это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.

Одновременно законопроектом вносятся дополнение в часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ, предусматривающее наделение судей полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях по проектируемой части, и уточнения в часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ и части 1 и 2 статьи 23.3 КоАП РФ.

Законопроект доработан с учетом замечаний, указанных в заключении комиссии Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.

Они там, что белены объелись?

Как? Как увеличение размера штрафа может улучшить ситуацию если оформить ОСАГО это как выиграть в лотерею!

Но, потом похоже до них дошло и 22.10.2019 года, данный законопроект был отозван из Государственной думы РФ.

Так завершилась эпопея со штрафом за страховку 5000 рублей, иначе нам товарищи пришлось худо, очень худо.

Штраф за езду без страховки на организацию

Что для организаций, что для физических лиц размер штрафа одинаковый. Поэтому:

  • штраф за отсутствие ОСАГО для юридических лиц — 800 рублей;
  • штраф за езду без страховки на организацию — 500 рублей.

Напомним, что езда без страховки — это когда полис есть, но ты его забыл дома (на работе), а отсутствие ОСАГО — это когда полис не оформлялся ВООБЩЕ!

Нюанс страховки для юрлиц заключается в том, что на корпоративные автомобили оформляется ОСАГО без ограничений, чтобы в случае увольнения водителя каждый раз не переоформлять полис.

Но если организация желает получать скидку за безаварийность т.е. чтобы страховая компания учла КБМ, то тогда нужно при оформлении полиса ОСАГО вписать в него каждого водителя.

В этом случае при увольнении водителя нужно будет ехать в офис страховой компании и вписывать в полис нового водителя. Либо можно вписать водителя в электронный полис ОСАГО на сайте страховщика.

Как не платить штрафы ГИБДД в полном объеме

Сразу скажу, что не платить штрафы ГИБДД в полном объеме можно на законных основаниях. Правда не все, но штрафы за страховку входят в их число.

Не бойтесь Вы не нарушаете никакой закон и Вам за это ничего не будет.

Государство , чтобы увеличить сборы в казну, добросовестным плательщикам дало скидку 50% на оплату штрафов . ФЗ №437.

Единственное НО!

Оплатить штраф со скидкой 50% можно в течение 20-ти дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении.

Обратите внимание! В течение 20-ти дней с момента вынесения постановления, а не с момента совершения правонарушения!

Оплату штрафа со скидкой нужно производить заранее, так как на проведение операции по зачислению штрафа на счет потребуется несколько дней.

И если зачисление денег произойдет на 21 день, то скидка аннулируется и вы будете платить штраф полностью.

Вот если вас остановил сотрдник ГИБДД на дороге и составил протокол об административном правонарушении, то ослеживать начало течения срока в который можно оплатить штраф со скидкой 50% не сложно.

Как быть если правонарушение зафиксировала камера видеофиксации?

Здесь можно дать только 2 совета:

  1. Зарегистрироваться на портале госуслуг и привязать в личном кабинете свой номер телефона. И в будущем все уведомления о штрафах будут приходить Вам на телефон.
  2. Хотя бы 1 раз в 10 дней проверять выписан на вас штраф или нет на специальных сервисах в интернете. Я бы рекомендовал делать это на сервисе ГИБДД .

И есть еще одна маленькая хитрость!

Так как с оформлением полиса ОСАГО уже 2 год наблюдаются трудности и инспекторы ГИБДД намного лояльнее отнсятся к водителям без полиса ОСАГО. И если «не лезть в бутылку», а просто ему поплакаться, что страховщики такие сякие не хотят продавать страховку, типа уже 3-и сутки торчу в электронной очереди, а ехать нужно было срочно и т.д. и т.п., то в итоге на этом Вы можете сэкономить минимум 550 рублей.

Спросите как? Да очень просто. Инспектор может выписать Вам штраф не за отсутствие страховки ВООБЩЕ, а за езду без страховки, а это 500 руб. вместо 800 руб. И если Вы воспользуйтесь скидкой 50%, то в итоге заплатите 250 рублей, а не 800. Неплохо, да?

Внимание! Этой хитростью не стоит злоупотреблять. Она работает только потому, что сейчас трудно купить полис ОСАГО.

ПОМНИТЕ! Вы покупаете ОСАГО для страхования своей ответственности, а не для того, чтобы «отмазаться» от сотрудника ГИБДД!

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Комментарий к Ст. 12.37 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области дорожного движения.

Объективная сторона выражается в управлении транспортным средством в отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Объективная сторона данного деяния признается реализованной в случае управления транспортным средством:

— в период, не предусмотренный страховым полисом;

— лицом, не включенным в страховой полис;

— при отсутствии страхового полиса;

— в случае неисполнения обязанности по заключению договора страхования ответственности, что также свидетельствует об отсутствии у лица полиса страхования ответственности.

2. Субъектами рассматриваемого деяния признаются водители транспортных средств, осуществляющие управление транспортным средством в нарушение установленных требований, а также собственники (владельцы) транспортных средств, не исполнившие требований Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Субъективная сторона выражается в совершении умышленных действий.

Полный текст ст. 12.37 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 12.37 КОАП РФ.

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 41-ФЗ)

Комментарий к статье 12.37 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области дорожного движения, урегулированные Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп.) и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (с изм. и доп.).

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении установленных в ст. 16 указанного Федерального закона условий ограниченного использования транспортного средства. К этим условиям относятся управление транспортным средством только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных месяцев в календарном году). Такие ограничения указываются в страховом полисе.

3. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, выражается в следующем. Во-первых, в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 упомянутого Федерального закона. Во-вторых, в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование своей гражданской ответственности, поскольку в ст. 32 указанного Федерального закона, а также в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлен запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории РФ.

4. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Кроме того, по ч. 2 данной статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, причем к водителям, управляющим соответствующими транспортными средствами, административное наказание применяется только в том случае, если обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. когда водителю было известно об отсутствии страхования).

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения и его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 данной статьи также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 12.37 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12.37 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Энциклопедия судебной практики
Административные правонарушения в области дорожного движения. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(Ст. 12.37 КоАП)


1. Управление транспортным средством без страхового полиса до истечения десятидневного срока, отведенного для заключения договора страхования, правомерно, поэтому не является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ


Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 27 октября 2013 г. между [ФИО1] и [ФИО2] заключен договор купли-продажи (автомототранспортного средства, прицепа, номерного агрегата), согласно которому [ФИО1] продал принадлежащий ему автомобиль [ФИО2].

При изложенных обстоятельствах [ФИО2], являясь в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после 27 октября 2013 г. - даты возникновения права владения транспортным средством.

На момент управления [ФИО2] 30 октября 2013 г. транспортным средством предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством.

Приведенные выше обстоятельства исключают наличие в действиях [ФИО2] состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37


[ФИО], являясь в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после даты возникновения права владения транспортным средством - 13 мая 2013 г.

На момент управления [ФИО] 19 мая 2013 г. транспортным средством предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало [ФИО] права управлять таким транспортным средством и исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


На момент управления [ФИО] 7 февраля 2013 г. транспортным средством, находящимся у него во временном владении на основании договора от 5 февраля 2013 г., предусмотренный срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса, и согласуется с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из п. 2.1.1 названных Правил дорожного движения, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.


[ФИО], являясь владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после возникновения права владения транспортным средством, т.е. в данном случае последним днем истечения такого срока являлось 2 октября 2013 г..

На момент управления [ФИО] 22 сентября 2013 года транспортным средством, находящимся у него в собственности, предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса, и согласуется с пунктом 2.1.1 ПДД.

Вышеизложенное исключает наличие в действиях [ФИО] состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу:


1.1. Установленная частью 2 ст. 4 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ обязанность владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им не предполагает права управления транспортным средством до выполнения указанной обязанности, поэтому такое управление транспортным средством является нарушением и квалифицируется по ст. 12.37 КоАП РФ


Примечание

Судьей были рассмотрены доводы [ФИО] о ее невиновности, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения [предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ], что она имела право управлять транспортным средством с момента его приобретения 10 дней и не заключать договора страхования гражданской ответственности и получения страхового полиса.

Факт управления транспортным средством при заведомом отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности [ФИО] не оспаривается, приведенные ей доводы об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, поскольку имеет право управлять транспортным средством в течение десяти дней без страхового полиса, несостоятельны.

Проанализировав в совокупности действующее федеральное законодательство, судья пришла к правильному выводу, что обязанность владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им, не предполагает права управления транспортным средством до выполнения указанной обязанности.


2. Управление транспортным средством с нарушением условий договора об ОСАГО квалифицируется по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ


При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи.


Как следует из материалов дела, [ФИО] управлял автомобилем с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, а именно используя транспортное средство в качестве такси, притом что согласно полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств транспортное средство должно использоваться в личных целях.

Принимая решение об изменении постановления должностного лица от 24 ноября 2015 г. путем переквалификации действий [ФИО] с части 2 статьи 12.37 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.37 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из того, что фактически в постановлении должностного лица, вынесенном в отношении [ФИО], описана объективная сторона, образующая состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ.


3. Управление транспортным средством водителем, исполнившим обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, но не имеющим при себе полиса ОСАГО, не может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ


Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья районного суда не согласился с квалификацией действий [ФИО] по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, при этом исходил из следующего.

[ФИО] в суд первой инстанции при рассмотрении жалобы была предоставлена копия страхового полиса на свое имя.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что на момент управления [ФИО] транспортным средством предусмотренная статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности была [ФИО] выполнена, и в связи с этим переквалифицировал действия [ФИО] с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ на ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.


Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что по состоянию на 15 июня 2015 г. [ФИО] управлял автомобилем, при этом застраховав свою гражданскую ответственность, о чем свидетельствует полис ОСАГО, срок действия договора с 00 час. 00 мин. 12.11.2014 по 23 час. 59 мин. 11.11.2015.

Указанные обстоятельства должностным лицом административного органа учтены не были, факт выдачи страхового полиса не проверен.

Таким образом, фактических данных, свидетельствующих о том, что водитель [ФИО] управлял транспортным средством при отсутствии заключенного договора ОСАГО, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, в деле не имеется.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к верному выводу о том, что постановление должностного лица содержит неправильную квалификацию действий [ФИО], поскольку в тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

С учетом изложенного действия [ФИО] обоснованно переквалифицированы на ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.


4. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ, являются не только владельцы транспортных средств, но и водители, управляющие транспортными средствами


Оспаривая решение суда, [ФИО] ссылается на то, что санкция ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ распространяется только на владельцев транспортных средств, каковым он не является.

Данный довод жалобы [ФИО] во внимание принят быть не может, поскольку субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, являются не только владельцы транспортных средств, но и водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.


Субъектами данного правонарушения [предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ] помимо владельцев также являются и водители транспортных средств, владельцы которых не выполнили требование закона об обязательном страховании своей гражданской ответственности.


Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ, являются владельцы транспортных средств. Кроме того, по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ к ответственности привлекаются водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.


5. Несовершеннолетний не может являться субъектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ


ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция части 2 статьи 12.3 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных действий не изменяется.


Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных действий не изменяется.


Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.37 и части 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект, санкция части 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных [ФИО] действий не изменяется.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.



Поделиться