Районный суд, его состав и полномочия. Организационная структура городского суда Структура и функции районного суда

ОТЧЕТ
о производственной практике
в Королевском городском суде МО

Москва 2010

Введение______________________ ___________________________3

Глава 1. Устройство городского суда__________________________ 4

1.1. Состав и структура городского суда_______________________ 4
1.2. Аппарат суда__________________________ ________________7

Глава 2. Практическая деятельность в суде____________________10

Заключение____________________ __________________________16

Список, используемых источников и литературы______________17

Приложение____________________ _________________________18
Введение

Я проходила учебную практику в Королевском городском суде Московской области c 15/06/10 по 02/07/10. В период практики в суде я ознакомилась с компетенцией, структурой суда и порядком его работы, также оформляла процессуальные документы и присутствовала при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Территориальная подсудность Королёвского городского суда
г. Королёв Московской области
г. Юбилейный Московской области
Королевский городской суд состоит из председателя суда, судей по уголовным делам и судей по гражданским делам, секретарей судебного заседания, канцелярии, архива и судебных приставов-исполнителей.
Нормативно-правовой базой для деятельности городских судов служат Конституция РФ и законы: ФКЗ от 31.12.1996 г. «О судебной системе РФ» с последующими изменениями и дополнениями, Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями», ФЗ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ» с последующими изменениями и дополнениями, Гражданско-процессуальный кодекс, Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде 0т 29.04.2003г № 36.
Данные законы определяют систему судов РФ, структуру каждого суда, принципы правосудия, порядок создания и упразднения судов, правовой статус судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судьям, порядок назначения на должность судьи, наделения полномочиями судей, их права и обязанности и многое другое.
Целью прохождения практики было изучение структуры суда, его компетенции, а также порядка его работы и специфики деятельности; изучение судебного делопроизводства.

ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ГОРОДСКОГО СУДА

1. Состав и структура городского суда

Городской суд является основным звеном системы федеральных судов общей юрисдикции. Городской суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно- территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно- территориальных единиц субъекта РФ.
Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать городской суд в настоящее время основным звеном судов общей юрисдикции.
Решение об образовании городского суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Городской суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Внутреннее устройство - структура городского суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним. При небольшом объеме работы в городской суд назначается один судья. Но в большинстве городских судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.
Судьи городских судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи городских судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет.
Председатели, заместители председателей городских судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном - председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Структура городского суда

2. Аппарат суда

Организационная работа городского суда не ограничивается слаженной работой судей по рассмотрению поступивших в суд дел, хотя это очень важно. Существенное влияние на деятельность районного суда оказывает аппарат суда, который включает помощников судей, секретарей судебного заседания, секретарей суда, главного специалиста (заведующей канцелярией), делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

В части отправления правосудия все судьи в районном суде, если их несколько, обладают единым статусом. Однако это не исключает возможности и необходимости возложения на одного из судей обязанности по организации работы районного суда. Работу городского суда организует председатель. Председатель суда, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях по конкретным делам, а также распределяет поступающие в суд дела между судьями.
В целях совершенствования деятельности суда председатель:
1. руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
2. вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
3. организует работу по повышению квалификации работников суда, их юридическую подготовку;
4. организует прием граждан судьями и работниками канцелярии.
На заместителя председателя суда, помимо замещения на время отсутствия председателя, возлагается руководство отдельными участками работы по усмотрению председателя.
Ему также может поручаться:
- анализ и обобщение судебной практики;
      подготовка информационных документов;
      контроль за выполнением плановых заданий и документов, находящихся “на контроле”;
      руководство работой канцелярии и др.
Председатели судов постоянно должны изучать, насколько удачно они распределены, и вносить соответствующие коррективы, планировать эту деятельность.
Планирование работы в судах - важный элемент. План - главный организующий документ в деятельности суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников.
Каждый план должен быть:
    целеустремленным, т. е. включать в себя действительно необходимые и нуждающиеся в изучении мероприятия;
    конкретным, т. е. содержать четкий ответ на вопрос о том, какое мероприятие предстоит выполнить, на кого персонально возложено его исполнение и к какому сроку (недопустимо указывать в плане “постоянно”, “в течение года”, “по мере необходимости”);
    реальным с точки зрения возможности исполнителя (с учетом его способностей, подготовки, занятости) выполнить конкретное мероприятие в установленный срок и с надлежащим качеством.
В городском суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда, исполнительных производств. В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда нумерация: гражданское дело № 2-235, на которое заводится статистическая карточка, отдельно по гражданским делам и регистрируется в алфавитном указателе.
Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы по статистической отчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.
Исполнение судебных актов по гражданским делам, уголовным делам в части имущественных взысканий производится судебными приставами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве ». Организация деятельности, статус, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, которые подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей,
исполняющих судебные акты и акты других органов, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах ».
Основная обязанность секретарей судебного заседания – вести протоколы по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов гражданских истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов и других лиц, подлежащих вызову в суд. Эту работу выполняет тот секретарь, которому предстоит вести протокол по данному делу в судебном заседании.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в судах введена должность администратора суда, обязанного организационно обеспечивать работу данного суда.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СУДЕ

1. В период прохождения практики в суде я ознакомилась с компетенцией, структурой суда и порядком его работы, также оформляла процессуальные документы и присутствовала при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Во время прохождения практики я параллельно с секретарем судебного заседания вела протокол судебного заседания.
Ведение протокола по каждому судебному заседанию и отдельно совершаемому процессуальному действию является обязательным. Отсутствие в деле протокола является безусловным основанием для отмены вынесенного судебного решения вышестоящей инстанцией.
Значение протокола заключается в том, что он обладает доказательственной силой и позволяет всем участникам процесса, а также вышестоящей инстанции в случае пересмотра вынесенных судебных актов проверить соответствие действий суда процедуре, которая установлена процессуальным законом, а также судить о правомерности тех или иных судебных действий и актов.

Протокол судебного заседания является основным процессуальным документом, в котором должны быть отражены все данные о том, что происходило во время судебного разбирательства.
В протоколе судебного заседания указываются:
1) дата и место судебного заседания;
2) время начала и окончания судебного заседания;
3) наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и секретарь судебного заседания;
4) наименование дела;
5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;
6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;
и т.д.................

Районный суд в Российской Федерации является органом федеральной судебной власти и входит в систему судов общей юрисдикции. Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы. В их ведении решения по многим вопросам, как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные суды – суды основного звена. Районные суды создаются и упраздняются только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 33 Федерального Конституционного закона «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе: председателя районного суда, заместителя председателя и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия . Судьи районных судов назначаются на должность указами президента Российской Федерации в порядке, определённом законодательством.

Судьи – носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерации функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчёркивает Конституция, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Полномочия судей районных судов при отправлении ими правосудия конкретизированы в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовном процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и иных нормативных актах.

К кандидатам на должность судьи предъявляются определённые требования. Судьёй районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей .

Районный суд состоит из профессионалов – судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Судья – это главная фигура в судебном процессе. В его голове и сердце складывается судебное решение. Законность, справедливость и безошибочность принимаемых судьёй по делу решений зависит от его ума, компетентности, совести и чести. Способность решать быстро, качественно и без ошибок сложные поставленные задачи зависит от ума и профессиональной подготовки судьи, от знания законов и других нормативных правовых актов и от умения их применять .

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье.

Для чёткой и слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, которым руководит председатель. В соответствии со статьёй 38 Федерального Конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности районного суда по обеспечению правосудия осуществляет аппарат суда .

Аппарат суда включает помощника председателя суда, помощников судей, администратора суда, секретаря судебного заседания, канцелярию по уголовным делам, канцелярию по гражданским делам, приёмную суда, отдел кадров и архивариуса.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, приходится на долю его аппарата, который непосредственно обеспечивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учёт и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач.

Нормативные правовые акты:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589; 2003. №27. Ст. 2699 (ч. 1).

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О Верховном Суде Российской Федерации"

Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Учебная литература:

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.- М.: Эксмо, 2010.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо. 2010.

Суд и правоохранительные органы: учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во Юрайт, 2013.

Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 378 с.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. - М., 2001.

Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. - М.: Юристъ, 2003.

Районный суд, его состав и полномочия.

Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;


2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Районные суды - это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют - 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Компетенция районного суда:

1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

Об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

О продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

О помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

О возмещении имущественного вреда;

О производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

О производстве обыска и (или) выемки в жилище;

О производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

О производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

О производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

О наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

О наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

О временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

О реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. "в" подп. 1, подп. "б", "в" подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

О контроле и записи телефонных и иных переговоров;

О получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Состав районного суда:

Председатель районного суда,

Его заместителя (заместителей)

Судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 - действовало 557 малосоставных судов.

Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ , утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда - это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

Штатное расписание - документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий - делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения, но в штат суда не включен.

Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие , расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

Организационные полномочия:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей - по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

Федеральные государственные гражданские служащие

Работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

К первой группе относятся:

Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Ко второй - персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

Должности федеральной государственной гражданской службы "помощник председателя суда" и "помощник судьи" учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности "председатель федерального суда" и "судья федерального суда".

Должности "помощник председателя суда (судьи)" районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции "советник юстиции 2 класса" ("советник юстиции 3 класса").

Назначение лица на должность "помощник председателя суда (судьи)" районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы "помощник председателя суда" и "помощник судьи", должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

(Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 29.07.2014) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы").

Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

Эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

Обобщать и анализировать поступающую информацию;

Работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

Разрабатывать план конкретных действий;

Оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

Адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

Взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

Правильно распределять рабочее время;

Владеть приемами межличностных отношений;

Владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" по направлениям деятельности;

Пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

Оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

Оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

Готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

Осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

Готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

Соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

Выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

Помощник районного судьи:

5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

Оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

Оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

Участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

Вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

Готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

Вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

Подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

Составляет проекты процессуальных документов;

Выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

Секретари судебных заседаний:

Ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

Обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

Осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

Проверяют их явку в суд;

Выполняют иные поручения судьи.

Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

Судебные приставы:

Обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

Обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

Поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

Во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

Исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

Исторически закон относит к подсудности судов данного уровня все гражданские дела и подавляющее большинство (около 98%) уголовных дел и все дела об административных правонарушениях (См.: ст. 24 ГПК РФ, ч.2 ст. 31 УПК РФ, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районные суды выполняют следующие функции:

Рассматривают дела в качестве суда первой инстанции;

Рассматривают решения мировых судей в апелляционном порядке;

Выполняют функции судебного контроля;

Изучают и обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику;

Разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора;

Осуществляют другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Основным полномочием суда данного уровня является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел в качестве суда 1-й инстанции, то есть принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах. Эти суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых на предварительном расследовании была избрана мера пресечения - заключение под стражу, рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу законности и обоснованности применения данной меры, а также ее продления (глава 16 УПК). Полномочия суда на досудебном этапе уголовного судопроизводства, по мнению Ф.А. Агаева, образуют самостоятельное направление судебной деятельности – непосредственный контроль за исполнением законов дознавателем и следователем.

На этот вид суда возлагается обязанность обобщать судебную практику и анализировать судебную статистику. Выполнение этой работы, ее организация должны быть обеспечены председателем суда.

Таким образом, в компетенцию районного суда входит:

1) рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по 1-й инстанции;

2) рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

3) производство по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам, ранее рассмотренным в этом суде;

4) разрешение процессуальных вопросов в стадии исполнения приговора по уголовным делам;

5) разрешение жалоб на законность и обоснованность применения на предварительном расследовании меры пресечения;

6) в соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ вынесение решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность либо предварительное расследование;

7) обобщение судебной практики и анализ судебной статистики;

8) проверка законности решений мировых судей в порядке апелляционной инстанции.



Численные составы районных судов различны. Штат судей каждого суда этого уровня определяется исходя из ряда факторов: численности населения обслуживаемой судом территории, экономики района, наличия транспортных и иных коммуникаций, близости промышленных центров и т.д., что, в конечном счете, определяет объем работы суда.

Районный суд не имеет каких-либо структурных судебных подразделений. Хотя в крупных (мегаполисах) предусмотрены коллегии. В его составе действуют: председатель, заместитель (заместители) и судьи. Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда, учитывая при этом стаж работы судьи, его теоретическую подготовку и специализацию, склонность и другие факторы.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется:

1) по зональному или территориальному признаку. Судья обслуживает определенную территорию (города, поселка, села и т.д.) и рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела на этой территории;

2) по предметному признаку, то есть судья рассматривает уголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательная дифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных или гражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные, жилищные дела и т.п.;

3) по смешенному признаку (зонально-предметному).

Каждое из этих построений имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многое зависит от объективных причин: особенности самой территории района, наличие и разветвленность транспортных коммуникаций, место проживания судьи, и от субъективных причин: определенных интересов судьи, его опыта и т.п. Таким образом, судебная практика применяет различные формы построения работы в районном суде.

Правовой статус должностных лиц районного суда:

Председатель суда. Он обязан обеспечить надлежащее выполнение своих функций всеми судьями и народными заседателями, входящими в состав суда, а также всеми структурами и сотрудниками аппарата суда. Являясь представителем и носителем судебной власти, председатель районного суда наделен широкими полномочиями по осуществлению основной ячейки судебной власти. В этой связи на него возлагаются следующие полномочия:

Председатель может председательствовать в судебных заседаниях по любому делу, отнесенному к ведению данного суда. Вполне очевидно, что этот вопрос не может быть решен чисто автоматически, формально. Председатель, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным юристом и должен принимать к рассмотрению наиболее сложные дела, а уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. Далеко не всегда молодые, малоопытные судьи, недавно пришедшие на эту должность, имеющие небольшой стаж работы в области юриспруденции, могут квалифицированно, используя не только свои теоретические знания, но и собственный житейский опыт, правильно рассмотреть и разрешить судебное дело;

Председатель назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними, то есть различные иные функции. В частности, поручает обобщение судебной практики по какой-то категории уголовных или гражданских дел, о рассмотрении гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам, о проверке законности и обоснованности ареста обвиняемого, подсудимого и осуществление других функций, что является выходящим за рамки правосудия, но необходимое для нормального функционирования данного суда. Это право председателя суда и обязанность судей по закону;

Организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.п. Формы этой работы весьма разнообразные. Председатель лично или с участием других судей проводит с ними занятия по изучению материального и процессуального закона, привлекает для проведения такого рода занятий профессорско-преподавательский состав учебных заведений, организует встречи и обмен опытом других судов и т.д. Задания по обобщению судебной практики в данном районе председатель определяет лично. Составляется определенный вопросник, в соответствии с которым народный заседатель должен проанализировать ту или иную категорию дел, рассмотренных в данном суде;

Организует работу судей по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан. В каждом суде определяется в соответствии с планом работы - какие судьи, свободные от рассмотрения дел, занимаются приемом граждан, кто из судей осуществляет прием их в выходные дни и др. Сведения об этом представляются для всеобщего обозрения и сведения общественности;

Ведет сам лично прием граждан и разъясняет им действующее законодательство;

Руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику. Для обобщения судебной практики он использует все людские ресурсы суда, а также привлекает в этих целях представителей общественности и др. Результаты обобщения судебной практики могут быть направлены в вышестоящий суд, в местные представительные и исполнительные органы власти, в другие правоохранительные органы для рассмотрения, например, вопросов борьбы с преступностью и принятия соответствующих совместных мер по ее нейтрализации. Обобщение судебной практики может осуществляться по широкому кругу вопросов: о преступлениях несовершеннолетних. по отдельным категориям гражданских дел и т.д. В процессе этой работы необходимо выявлять факторы, обуславливающие правонарушения, недостатки в деятельности правоохранительных органов, наиболее характерные нарушения при рассмотрении судебных дел и т.д.;

Вносит представления в государственные органы, общественные организации и в адрес должностных лиц о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и правонарушений и предлагает принять меры к устранению последних. Такого рода представления основаны на результатах обобщения судебной практики, одного или нескольких уголовных дел или гражданских дел либо каких-то проверочных материалах, которыми располагает суд. Представления обязывает администрацию, должностных лиц принять необходимые меры по устранению нарушений и сообщить об этом в суд (ст. 1 п.6 Закона «О статусе судей»);

Представляет к назначению консультантов суда и судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-охранников и руководит их работой;

Руководит работой аппарата суда;

Организует работу по повышению квалификации судей и других работников суда. Эта работа планируется, она осуществляется посредством направления судей на курсы повышения квалификации, которые организует Судебный Департамент и его органы на местах; стажировка в вышестоящих судах; проведение занятий с судьями профессорско-преподавательским составом юридических учебных заведений и т.п.;

Организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях;

Организует деятельность суда по выполнению надзорной функции (инстанции) по отношению решений (приговоров, определений, постановлений) мировых судей.

Аппарат суда. По существу, он в значительной мере обеспечивает нормальное функционирование суда как органа судебной власти. В его состав входят помощник председателя суда, помощник судьи, администратор районного суда, консультант, главный специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист. В суде, где число судей пять и более, в аппарат входят: канцелярия, группа секретарей судебных заседаний, архив, консультант, архивариус.

Помощник председателя суда. Он назначается на должность и освобождается от нее председателем суда в соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981. На него возложено:

Осуществление подбора нормативно - правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

Осуществление контроля за сбором и анализом данных для составления статистической отчетности;

Подготовка материалов для докладов и выступлений для председателя суда;

Выполнение поручений председателя суда при проведении служебных проверок;

Осуществление записей граждан на личный прием к председателю суда, осуществление организационного сопровождения приема;

Подготовка проектов ответов на обращения, поступившие в адрес суда;

Осуществление иных поручений председателя суда.

Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Реализация его полномочий предполагает выполнение ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. К его функциям относятся:

Организует работу по обеспечению деятельности районного суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

Организует взаимодействие с правоохранительными органами и адвокатурой по вопросам обеспечения деятельности суда;

Принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

Принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

Проводит информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

Принимает меры к охране здания, помещений и имущества суда в нерабочее время, обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, хозяйственных служб;

Организует строительство зданий, их ремонт и техническое оснащение помещений суда;

Разрабатывает проекты сметы расходов суда, утверждаемых председателем суда, и предоставление их в Судебный департамент по субъекту федерации;

Осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

Канцелярия. В ряде судов действуют две: по гражданским и по уголовным делам. В канцелярии осуществляется делопроизводство по учету и распределению поступающей корреспонденции, учету и хранению судебных дел, находящихся в производстве суда.

Канцелярия направляет участникам процесса копии приговоров, решений и других судебных актов, подготавливает дела для сдачи в архив после вступления судебных решений, приговоров в законную силу, направляет дела при наличии кассационной жалобы или протеста в кассационную инстанцию, представляет для ознакомления судебные дела, находящиеся в производстве суда, прокурору, защитнику и другим участникам процесса и т.п. Вся эта работа в канцелярии выполняется секретарями суда и делопроизводителями.

Секретари судебных заседаний – они не прикреплены к отдельным судьям, а принимают участие в рассмотрении конкретных дел по мере необходимости. На них возложены ответственные обязанности по четкому ведению протокола судебного заседания (ст. 245, 259 УПК, ст. 228 ГПК). В ходе судебного разбирательства они выполняют и другие функции, как правило, организационного характера.

Архив - должность архивариус. После вступления в силу решения (приговора) секретари суда оформляют дело и передают его из канцелярии в архив на хранение. Необходимость хранения вызывается тем, что судебные акты, вступившие в силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам даже через довольно продолжительное время. По истечении сроков хранения (они различны в зависимости от меры наказания и других факторов), установленных ведомственными актами, судебные дела подлежат уничтожению.

Судебный пристав. Хотя они и не входят в состав суда, но находятся при этом суде и подчиняются органам юстиции субъекта Федерации. В соответствие с действующим законодательством судебные приставы- охранники призваны обеспечить порядок во время рассмотрения и разбирательства уголовного дела, а также судебные приставы-исполнители, призванные исполнять судебные решения или приговоры суда (в том числе и вышестоящего), а также и решения мировых судей, отдельных административных органов и общественных организаций. Как правило, исполнение решений ими осуществляется по месту жительства ответчика или осужденного.

Судебные приставы-исполнители назначаются на должность начальником (министром) органа юстиции субъекта Федерации по представлению председателя суда. Судебный пристав-исполнитель выполняет функции:

Исполняет решения, определения и постановления судов по гражданским делам (об имущественных и денежных взысканиях, о разделе имущества, жилой площади и другие);

Исполняет приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных и денежных взысканий, в том числе о штрафах и конфискации имущества;

Исполняет постановления судебных, административных органов и общественных организаций в части имущественных и денежных взысканий за совершение административных правонарушений;

Исполняет мировые соглашения, утвержденные судом;

Реализует исполнительные надписи нотариусов;

Исполняет решения арбитражных судов, третейских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и административных органов, комиссий по трудовым спорам, местных администраций о денежных взысканиях.

Судебный пристав-исполнитель наделен властными полномочиями. Его требования обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. В случае необходимости он вправе обратиться за содействием в органы милиции. Он вправе наложить арест на имущество и денежные вклады гражданского ответчика, обвиняемого (подсудимого) или лиц, несущих материальную ответственность за действия указанных субъектов.

Консультант. Он назначается на должность по представлению председателя суда начальником органа юстиции субъекта Федерации. Он ведет в суде справочную работу, хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, других нормативных актов; следит за изменениями и дополнениями в законодательстве, ставит об этом в известность судей, ведет библиотеку юридической литературы, участвует в работе суда по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, выполняет другие поручения председателя суда.

Районный суд в своем составе имеет специализированные коллегии, которые осуществляют процесс правосудия по различным направлениям права. Также, в суде работает специализированный аппарат, который занимается организацией взаимодействия суда и граждан, а также всех сотрудников суда. В районном суде также работают коллегии, которые занимаются пересмотром уже принятых судебных решений.

Особенности структуры районного суда

В настоящий момент судебные структуры являются практически идентичными, что фактически позволяет создать единое судебное пространство, которое позволяет правильно осуществлять процесс судопроизводства на территории страны. Существует мировой суд, который осуществляет процесс судопроизводства единолично. А вот в районном же суде формируются уже специализированные коллегии, которые осуществляют правосудие исключительно по четко определенному направлению права. Становится понятно, что именно такая структура строения обеспечивает идеальный процесс судопроизводства, и позволяет детализировано изучать все нюансы и обстоятельства дела.
  1. Судебные коллегии по четко определенному направлению права. Так, уголовные дела рассматривает уголовная коллегия, административные – административная коллегия и пр. Как вы понимаете, в данном случае, в коллегии работают опытные юристы, которые детально знают четко определенное направление права, что и позволяет им правильно осуществлять процесс судопроизводства с учетом всех особенностей и нюансов;
  2. Апелляционная и кассационная коллегии – осуществляют процесс изучения уже принятых судебных решений, целью данных инстанций считается предотвращение проявления судебных ошибок и оплошностей. Фактически, именно данные инстанции осуществляют своеобразные надзорные действия по работе судебных структур низшего значения;
  3. Аппарат суда. В данном случае речь идет о том, что в суде работают судьи, работники канцелярии, архива и пр. Фактически, таких сотрудников в суде очень много, и их деятельность в действительности имеет существенное значение для формирования идеально быстрого процесса судопроизводства.
Структура районного суда может считаться стандартной. Сразу же нужно сказать о том, что существует законодательная база, которая определяет выбор судей, а также их назначение на ответственные должности. Также существуют требования по приему на работу иных сотрудников суда. Тем не менее, сотрудников аппарата суда все время не хватает, так как их заработная плата находится на весьма низком уровне, а требования законодатель предоставляет слишком высокие. Именно по этой причине, тех же секретарей в суд найти не так и просто.

Важность структуры судебной инстанции

Вполне очевидно, что именно такая структура строения судебной инстанции считается самой оптимальной, так как она обеспечивает возможность реализации законодательства о праве на судебную защиту. В суде все структурировано, а работа осуществляется таким образом, что нет места ошибкам и оплошностям. В суде работает приемная, где каждый гражданин может получить своеобразную консультацию по вопросу взаимодействия с судом. Есть канцелярия, где осуществляется прием и выдача документов, есть секретари судей, которые осуществляют составление протоколов, подготовку материалов дела, осуществляют запись на индивидуальный прием и пр.


Статья 807 ГК РФ определяет такое понятие, как составление договора займа. Законодатель определяет, что именно так нужно оформлять долговые обязательства. Тем не менее, расписка...



Поделиться