Классные чины федеральной государственной гражданской службы. Классные чины

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ


ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

2. Установить на основании части 8 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , что ранее присвоенные федеральным государственным служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно таблице соответствия (прилагается).

Пункт 3 вступает в силу с момента вступления в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных гражданских служащих (пункт 6 данного документа). 3. Установить, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).

4. Руководителям федеральных государственных органов (их аппаратов) принять меры, направленные на решение вопросов, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1963);

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 1135 "О внесении изменений в Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 44, ст. 5056);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 1458 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6014);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1508);

пункт 6 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4659).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г., за исключением пункта 3, который вступает в силу одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

7. Установить, что впредь до вступления в силу пункта 3 настоящего Указа федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно приложению N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1164) с учетом повышений, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст. 4224), от 9 ноября 2000 г. N 1853 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4541) и от 23 сентября 2003 г. N 1117 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 39, ст. 3743).

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — должности гражданской службы):

Классные чины Группы должностей
гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
младшая группа
Референт государственной гражданскойслужбы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
старшая группа
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче квалификационного экзамена этим гражданским служащим принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

16. Классные чины, указанные в пункте 15 настоящего Положения, присваиваются:

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти — Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

20. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

21. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, установленного пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

22. При поступлении на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

23. Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

24. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

25. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

26. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТАБЛИЦА
СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Квалификационные разряды федеральных государственных служащих Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Государственный советник Российской Федерации 1 класса государственный советник Российской Федерации 1 класса
Государственный советник Российской Федерации 2 класса государственный советник Российской Федерации 2 класса
Государственный советник Российской Федерации 3 класса государственный советник Российской Федерации 3 класса
Советник Российской Федерации 1 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник Российской Федерации 2 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник Российской Федерации 3 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной службы 1 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник государственной службы 2 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной службы 3 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной службы 1 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной службы 2 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной службы 3 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Гражданские служащие различаются не только по категориям и группам, но еще и по классным чинам (ст. 11). Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена. Всего в гражданской службе имеется пять классных чинов и по три класса в каждом классном чипе, т.е. всего 15 классов. Именно.за классные чины гражданских служащих нередко называют "чиновниками". Исторически это понятие используется обычно в двух смыслах: в положительном - как служебное звание, указывающее положение гражданского служащего в иерархии государственных должностей; в негативном - как свидетельство медлительности, нерасторопности, бюрократизма гражданских служащих.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы, присваивается классный чин - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса (рис. 5).

Рис. 5.

Классный чин гражданскому служащему присваивается в очередном и внеочередном порядке. Очередное присвоение классного чипа производится на основании результатов квалификационного экзамена или аттестации.

Внеочередное присвоение классного чина гражданскому служащему может производиться по ходатайству его непосредственного руководителя (представителя нанимателя) на основании результатов квалификационного экзамена за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнении заданий особой важности и сложности по истечении нс менее половины срока пребывания гражданского служащего в предыдущем классном чине.

Внеочередное присвоение гражданскому служащему классного чина может производиться не более одного раза в течение периода его службы на государственных должностях гражданской службы каждой группы государственных должностей гражданской службы. Естественно, федеральным или региональным (субъектов РФ) законом устанавливаются определенные сроки пребывания в классном чине для присвоения гражданскому служащему очередного классного чина. Классный чин, присвоенный гражданскому служащему в соответствии с федеральными и субъектов РФ законами, сохраняется.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с Указом Президента РФ "О порядке присвоения и сохранения классных чипов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим" классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

При прохождении гражданской службы устанавливаются следующие сроки: а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса - не менее одного года; б) в классных чинах советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, государственного советника РФ 3 и 2 класса - не менее двух лет. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 1 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1 класса, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса и государственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Классные чины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ. При этом, классные чины в тех федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, - по представлению руководителей этих органов; в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ; в прочих федеральных государственных органах или их аппаратах - также по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим: а) в федеральных органах исполнительной власти Правительством РФ; б) в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1,2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством РФ.

Положение о классных чипах федеральной гражданской службы, их соотнесение воинским званиям и званиям правоохранительной службы утверждается указом Президента РФ. Однако эта работа до сих пор не проведена, что не делает чести президентским структурам. Для примера можно привести следующий вариант соотнесения классных чинов, воинских и правоохранительных званий (табл. 5).

Таблица 5.

Помимо этого, свои классные чины имеют также Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Генеральная прокуратура РФ.

Карьера гражданских служащих связана с предоставлением каждому гражданскому служащему таких служебных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее полную реализацию его профессиональных способностей и стремлений в соответствии с интересами государства и общества. Здесь целесообразно опасаться двух форм развития событий - опережения и запоздания в карьерном росте. Опережающее развитие карьерного процесса порождает низкую продуктивность труда и способствует формированию неадекватной самооценки, что обусловливает возможность тяжелых личностных кризисов в ситуациях, связанных с высокой степенью ответственности. Запаздывание изменений статусно-ролевого положения относительно профессионального развития гражданского служащего снижает его трудовую мотивацию, является вероятностной причиной развития личной отчужденности, что, в конечном счете, также неблагоприятно сказывается на его служебной деятельности.

Управление карьерой должно учитывать особенности самоорганизации конкретного гражданского служащего с тем, чтобы сформировать у него адекватную оценку собственных склонностей и способностей, особенностей замещаемой государственной должности гражданской службы, а также общественно-приемлемых форм планирования своего профессионального продвижения.

На сегодняшний день существует социальная путаница в служебной терминологии: путают гражданскую службу и государственную власть, представленную политическими руководителями. Слово "чиновник" стало нарицательным и употребляется ко всем государственным работникам в основном в негативом контексте: недостатки, трудности, неудачи в стране, как плод деятельности, прежде всего, политических руководителей, списываются на неправильную деятельность гражданских служащих. Но политические руководители не имеют классных чинов. Они имеют только государственные должности. И эта путаница в значительной мере снижает социальный авторитет гражданских служащих, всего государственного управления в целом.

Выводы

  • o Должность государственной гражданской службы есть совокупность административных обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнению полномочий государственного органа.
  • o Классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным показателям в зависимости от служебной роли в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы делятся, прежде всего, по двум основаниям на категории и группы. Среди первых выделяют руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов. Среди вторых - высших, главных, ведущих, старших и младших.
  • o Квалификационные требования к должностям гражданской службы включают: уровень профессионального образования; стаж гражданской службы или опыт работы по специальности; профессиональные знания и навыки, необходимые при исполнении должностных обязанностей.
  • o Реестр есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный.
  • o При анализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов государственной власти относительно должностей гражданской службы надо учитывать оптимальные пропорции численности этих должностей в аппаратах конкретных органов. В зависимости от характера и напряженности управленческого процесса численность категорий и групп должностей гражданской службы будет регулярно меняться.
  • o Классных чинов государственной гражданской службы всего 15: действительные государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса; государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса; советники государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса; референты государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса; секретари государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Прокуратура РФ имеет свою собственную эмблему и флаг. У ее сотрудников строго определенная форменная одежда, и награды. Для каждого классного чина предусмотрены погоны прокуратуры. Подробно рассмотрим их, а также информацию, которая поможет подробно раскрыть тему.

Что называется прокуратурой

Прокуратура РФ является единой централизованной системой федерального масштаба, которая от имени государства осуществляет надзор как за исполнением пунктов Конституции, так и за следованием всем принятым на территории России законам. Полномочия и виды деятельности этой структуры регулируются ФЗ "О прокуратуре РФ". Она является независимой от исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти и не принадлежит ни к одной из них.

Так как по закону данная инфраструктура является государственной военизированной, а деятельность ее сотрудников - федеральной гражданской, военной либо правоохранительной службой, то, помимо всего прочего, эта организация предполагает ношение погон прокуратуры.

Структура прокуратуры РФ

Как уже говорилось, российская прокуратура - это централизованная система со ступенчатым подчинением - нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а главенствует в этой структуре Генеральный прокурор. Чтобы разобраться в званиях и погонах прокуратуры РФ, рассмотрим ее составляющие элементы:

  • генеральная прокуратура;
  • академия при Генеральной прокуратуре;
  • прокуратуры каждого из субъектов РФ;
  • прокуратуры территориального уровня - городов, районов и т.д.;
  • военная прокуратура;
  • специализированные отделения прокуратуры - режимных объектов, природоохранные, транспортные, системы уголовных наказаний и пр.;
  • научные и учебные учреждения прокурорской системы;
  • печатные редакции, обслуживающие прокуратуру.

Теперь перейдем непосредственно к должностным категориям работников этой системы.

Должности в прокуратуре РФ

Погоны в соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" носят следующие должностные лица:

  • В Генеральной прокуратуре:
    • Генпрокурор (Чайка Ю.Я.);
    • первый заместитель генпрокурора;
    • "замы" генпрокурора;
    • старшие помощники генерального прокурора (сюда относятся также советники, начальники управлений);
    • помощники генпрокуроров в составе управлений, помощники по особым поручениям);
    • старшие прокуроры и прокуроры в главных управлениях, управлениях и отделениях.
  • В ряде прокуратур как субъектов страны, так и приравненных к ним объектов:
    • прокуроры:
    • первые заместители прокуроров;
    • зам. прокуроров;
    • ст.помощники прокуроров и начальники управлений;
    • помощники прокуроров ("замы" начальников управлений, начальники отделений в составе управлений);
    • ст. прокуроры, прокуроры в различных отделах и управлениях.
  • В прокуратурах городского, районного уровня и равных им по масштабности специализированных отделений:
    • прокуроры;
    • первые заместители;
    • заместители;
    • начальники отделений;
    • старшие помощники;
    • помощники.

Классные чины в прокуратуре

Классным чином называется служебный разряд, который присваивается работнику данной системы согласно ст. 41 ФЗ №2202-1. Назначается он в соответствии с занимаемой должностью и стажем трудовой деятельности. Классные чины свидетельствуют о карьерном и профессиональном росте сотрудника. Работникам прокуратуры также могут быть присвоены разряды правоохранительной структуры.

Звезды на погонах в прокуратуре соответствуют занимаемому классному чину. Всего их десять и они подразделены на несколько категорий:

  • Младшие начальствующие категории: юристы 3, 2, 1 класса.
  • Средние начальствующие категории: младшие советники, советники, старшие советники.
  • Высшие начальствующие категории: государственные советники юстиции 3, 2, 1 класса, действующие государственные советники юстиции.

Самый первоочередной классный чин (юрист 3 класса) и погоны прокуратуры присваиваются работнику, имеющему высшее образование юридической направленности и прошедшему аттестацию. С 2014 года лица без специального профобразования не могут получить прокурорский служебный разряд.

Если работник трудится в отделе то ему присваивается не прокурорское, а военное звание и соответствующие погоны. ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 45) позволяет всем прокурорам постоянно иметь при себе и иные виды боевого стрелкового ручного оружия. Применять его можно в порядке, разрешенном законодательством государства.

Погоны в прокуратуре России: общее описание

Постановление Правительства РФ №352 (с изменениями 2011 года) указывает следующие необходимые характеристики для прокурорских знаков различия - плечевых погон:

  • Форма : полумягкая деталь в виде вытянутого шестиугольника, один конец которого правильно прямоугольный, а другой своей формой напоминает трапецию (для младших и средних категорий) или срезанный угол (для старшего начальствующего состава).
  • Размеры : длина - 10-12 см. Ширина зависит от классного чина владельца - 4,5 см для высшего состава и 4 см для среднего и младшего.
  • Особенности : края всех видов погон принято окантовывать темно-зеленым сукном. Ширина такой вставки - 2,5 мм.

Погоны необходимо носить на рубашке, пиджаке, плаще или пальто.

Теперь рассмотрим знаки различия - погоны прокуратуры более детально по категориям их обладателей.

Погоны младшей начальствующей категории

Материал для погон - синяя волока с суконным подбоем. На поле знака отличия можно увидеть один темно-зеленый просвет. Особенности для каждого классного чина:

  • Юрист 3 класса : на расстоянии 3 см от нижнего края расположены две парные позолоченные звездочки (диаметр элемента - 1,3 см). Расстояние в ряду между центральными точками звезд - 2,5 см.
  • Юрист 2 класса : через 3 см от нижнего края знака можно увидеть две золоченные звезды (1,3 см в диаметре). Напротив них на просвете еще одна звездочка такого же размера, отдаленная на 4,5 см от той же нижней границы погона.
  • Юрист 1 класса : погон этого должностного лица украшают уже 4 позолоченные звездочки (с тем же диаметром - 1,3 см); две - через 3 см от нижнего края и две - на просвете. Промежуток между центрами элементов - 2,5 см.

Погоны средней начальствующей категории

Знаки отличия изготавливаются из того же материала - синей волоки, только в этом случае они снабжены уже двумя темно-зелеными просветами. Эти погоны прокуратуры расстоянием между центрами звезд не отличаются от предыдущих. Особенности их в следующем:

  • Младший советник : между просветами закрепляется одна позолоченная пятиконечная звезда, чем диаметр - 2 см. Расположена она в 4,5 см от нижней границы погона.
  • Советник : погоны украшают две двухсантиметровые звезды. От нижнего края до первого пятиконечного элемента - 2 см, от первого до второго элемента - 2,5 см.
  • Старший советник : этот сотрудник имеет на погонах три звезды (диаметр каждой - 2 см). Два элемента при этом расположены на просветах, а один - между ними.

Погоны высшей начальствующей категории

Ознакомившись с фото погон прокуратуры, вы без труда отметите знаки отличия высшего состава - они будут изготовлены из специальной волоки особого переплетения, а также лишены просветов и имеют не трапецевидный, а скошенный нижний край. Приведем их отличия друг от друга:

  • Государственный советник юстиции 3 класса : в центре погона имеется одна вышитая пятиконечная звезда, диаметр которой - 2,5 см. Расположена она в 4,5 см от нижней границы погона.
  • Госсоветник 2 класса : посередине погона расположены все те золоченные выпуклые звездочки диаметра 2,5 см. Расстояние от нижнего края знака до первой - 4 см, между первой и второй - 3,5 см.
  • Госсоветник юстиции 1 класса : должностное лицо имеет на погонах уже три 2,5-сантиметровые звезды. Расстояние между ними соблюдается то же самое.
  • Действительный госсоветник юстиции : середину погона украшает вышитый золотыми нитками герб РФ, высота которого - 3 см. Между ним и нижним краем погона - большая золоченная звезда (диаметр - 3 см). Между ее пятью гранями дополнительно вышиты пять своеобразных золотых лучей. Если погон изготавливается для белого пиджака действительного государственного советника, то для него берется золотистая волока на суконной прокладке. В этом случае золотистую звезду дополнительно обшивают контуром из красной нити.

Награды работников прокуратуры

Помимо собственных званий, погон в прокуратуре России есть особые награды, которые вручаются только ее сотрудникам. К ним относится:

  • знак трех степеней "За верность закону";
  • ведомственная медаль, вручаемая "За взаимодействие";
  • медаль заслуженным работникам "Ветеран прокуратуры";
  • для особо отличившихся "Почетный работник прокуратуры РФ";
  • знак для ношения на груди "За безупречную службу";
  • памятная медаль 2011 года чеканки "290 лет российской прокуратуре";
  • медаль им. Руденко - самая "молодая" - введена в 2015 году.

Знаками отличия работников прокуратуры, помимо всего прочего, остаются погоны, выделяющиеся на фоне подобных элементов иных структур. По их размеру, количеству и расположению звездочек можно легко рассудить о классном чине того или иного работника - юриста, советника, государственного советника и т.д. Должности прокуроров и их классные чины взаимосвязаны - продвинуться по служебной лестнице в этой системе возможно, получив определенный опыт работы и повысив уровень своих профессиональных навыков.

Прокурорским работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы присваиваются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:

Младший юрист – младший лейтенант;

Юрист 3 класса – лейтенант;

Юрист 2 класса – старший лейтенант;

Юрист 1 класса – капитан;

Младший советник юстиции – майор;

Советник юстиции – подполковник;

Старший советник юстиции – полковник;

Государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;

Государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;

Государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник.

Классные чины присваиваются:

1) Президентом Республики Беларусь классный чин государственного советника юстиции 1 класса – Генеральному прокурору;

2) Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора – классные чины государственных советников юстиции 1, 2, 3 классов;

3) Генеральным прокурором по представлению, вносимому прокурорами областей, г. Минска и приравненными к ним прокурорами, заместителями Генерального прокурора – иные классные чины.

Присвоение классных чинов осуществляется в порядке очередности и по истечении установленного срока пребывания в предыдущем чине и при наличии положительной аттестации. Лица, имеющие дисциплинарные взыскания, к присвоению классного чина не представляются до снятия взыскания.

Прокурорские работники в присвоенных классных чинах состоят пожизненно. Лишение классного чина возможно только при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащие проступки. Занарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, прокурорский работник может быть понижен классном чине. Восстановление в прежнем классном чине производится только в порядке аттестации по истечении не менее двух лет.

Воинские звания военным прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186. Воинским званиям офицеров военных прокуратур соответствуют классные чины прокурорских работников.

Присвоение воинских званий до подполковника юстиции включительно военным прокурорам и следователям военных прокуратур производится соответственно Министром обороны Республики Беларусь, Председателем Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, руководителем другого государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, по представлению соответствующего военного прокурора, согласованному с Генеральным прокурором Республики Беларусь. Воинские звания полковника юстиции и высших офицеров присваиваются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению соответственно Министра обороны Республики Беларусь, Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, руководителя другого государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, и Генерального прокурора Республики Беларусь.


Поощрения и ответственность прокурорских работников. Порядок поощрений и дисциплинарной ответственности прокурорских работников регламентируется ст.ст. 54-56 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».

За добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности к прокурорским работникам применяются меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

За особые заслуги перед государством к прокурорским работникам могут быть применены следующие меры поощрения : награждение Почетной грамотой Генерального прокурора Республики Беларусь; занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; досрочное присвоение классного чина; присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности; присвоение классного чина на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь».

За особые заслуги перед государством прокурорский работник в установленном порядке может быть представлен к присвоению почетных званий «Заслуженный юрист Республики Беларусь», «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь» и к другим государственным наградам Республики Беларусь.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

К прокурорскому работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством о государственной службе и законодательством о труде, а также такие меры, как: понижение в классном чине на срок до шести месяцев; понижение в должности на срок до шести месяцев; лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь».

Правом применять меры поощрения (в том числе нескольких мер одновременно) и налагать дисциплинарные взыскания наделяются руководители всех звеньев прокурорской системы в пределах их компетенции. Понижение в классном чине на срок до шести месяцев прокурорских работников, которым классные чины присвоены Президентом Республики Беларусь, осуществляется Президентом Республики Беларусь по ходатайству Генерального прокурора Республики Беларусь. Понижение в должности на срок до шести месяцев или освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров осуществляются Генеральным прокурором Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть по распоряжению прокурора, назначившего его на должность, или по распоряжению Генерального прокурора Республики Беларусь отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, но не более чем на два месяца. Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров производится с согласия Президента Республики Беларусь.

В целях обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки прокурорские работники проходят повышение квалификации в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции и в иных учебных и научных учреждениях. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокурорского работника, а ее результаты – одним из оснований для продвижения его по службе.

Вопросы для самоконтроля

1 Назовите задачи прокуратуры.

2 Как соотносятся задачи прокуратуры с задачами органов правосудия и правоохранительных органов?

3 Охарактеризуйте направления деятельности прокуратуры.

4 Что понимается под прокурорским надзором?

5 Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзора за исполнением законодательства?

6 Какие акты прокурорского надзора вам известны?

7 Назовите меры прокурорского реагирования вотраслях надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

8 Какими полномочиями обладает прокурор при рассмотрении дел в судах?

9 Охарактеризуйте систему органов прокуратуры.

10 Дайте определение «прокурора». Как соотносятся понятия «прокурорский работник» и «работник прокуратуры»?

11 Назовите условия приема на службу в органы прокуратуры.

Документ без названия

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), - была утверждена 24 января 1722 года (4 февраля по новому стилю) императором Петром I. Она ["табель" тогда была женского рода] просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года и не только наложила свой законный отпечаток на государственную жизнь царской России, но и стала всеобъемлющим фоном для любых бытовых, культурных и фольклорных проявлений.

"Он был титулярный советник, Она - генеральская дочь. Он робко в любви объяснялся, Она прогнала его прочь. Ушел титулярный советник И пьянствовал с горя всю ночь - И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь..."

Современному читателю может быть совершенно не ясна драма (а может, и личная трагедия), звучащая в этом популярном романсе П.И. Вейнберга, но в XIX веке любому россиянину было все предельно ясно: человек недворянского происхождения мог своим трудом выслужить чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Получение этого чина простым мещанином как бы приоткрывало ему форточку в недоступные, неведомые ранее высоты, становилось поводом для гордости и самоуважения... но одновременно нависало непробиваемым гранитным потолком над едва-едва воспарившим "маленьким человеком".

Дело в том, что следующий по классу чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли "вечными титулярными советниками", "титуляшками", а пресловутая "генеральская дочь" так и оставалась недосягаемым небожителем, особой, как минимум, четвертого класса.

К слову сказать, титулярными советниками были и гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, и старик Мармеладов из "Преступления и наказания", да и А.С. Пушкин до производства в камер-юнкеры тоже прозябал в титуляшках.

Ниже приводится полностью статья Ю.А. Трамбицкого , которая на данный момент является наиболее полной компиляцией сведений по "Табели о рангах" разных лет своего существования.

Табель о рангах

В последнее время резко возросло количество работ, посвященных нашему историческому прошлому. На страницах журналов и газет замелькали термины и понятия, связанные с чинами, званиями и титулами, существовавшими в дореволюционной России. Некоторые из них, встречающиеся в публикациях документов прошлого, ставят в тупик даже опытных историков. В то же время литература по этим вопросам крайне бедна и малочисленна. Настоящей статьей постараемся предупредить возможные вопросы читателей - любителей военной истории.

24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и те, и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются [Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности] и в конце XVIII века исчезают вовсе.

Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона. Однако по мере утверждения "Табели" в государственном устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране. Вспомним грибоедовские строки: "Служить бы рад, - прислушиваться тошно...", вспомним героев чеховских рассказов. Французский аристократ маркиз де Кюстин, побывавший в николаевской России, был поражен культом чина, определяя его как "гальванизм, придающий видимость жизни телам и душам, это, - писал он, - единственная страсть, заменяющая все людские страсти. Чин - это нация, сформированная в полки и батальоны, военный режим, примененный к обществу в целом и даже к сословиям, не имеющим ничего общего с военным делом". Характерным проявлением чинопочитания была и форма обращения - титулование, утвердившееся во второй половине XVIII века. Так, лица, имевшие чины 1-го и 2-го классов, титуловались "Ваше высокопревосходительство", 3-го и 4-го классов - "Ваше превосходительство", 5-го - "Ваше высокородие", 6-го - 8-го - "Ваше высокоблагородие" и, наконец, 9-го-14-го классов - "Ваше благородие". К чиновникам, имевшим родовой титул графа или князя, подчиненные обращались по форме "Ваше сиятельство". Другой была форма обращения старших по чину к своим подчиненным. Они употребляли чин и фамилию ("капитан Иванов"), прибавляя при необходимости княжеский или графский титул ("поручик князь Оболенский").

Военные чины, встречавшиеся еще задолго до принятия "Табели о рангах" и находившие отражение в воинских уставах 1698 и 1716 годов, были окончательно закреплены законом 1722 года. Первоначально военные чины состояли из четырех разрядов: сухопутные войска, гвардия, войска артиллерии и морской флот. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущество военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" военных чинов (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).

С усилением кризиса феодального строя в России самодержавие делает попытки ограничить доступ в дворянское сословие. Эти вопросы обсуждались в многочисленных так называемых секретных комитетах. Секретный комитет уже "6 декабря 1826 года" подготовил законопроект, ограждающий сословие дворян от притока в него разночинцев. Этот законопроект, хотя с задержкой и некоторыми изменениями, был оформлен Манифестом 11 июня 1845 г. По этому закону потомственное дворянство приобреталось с производством офицера в штаб-офицерский чин (8-й класс). [Гражданские чины от 14-го до 10-го класса получали личное почетное гражданство, с 6-го класса - личное дворянство, с 5-го класса - потомственное дворянство] Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую сословную категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил уже получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).

Особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск, получившие в Петровской "Табели" преимущество в два чина перед армейскими офицерами. Интересен и тот факт, что до 1837 года офицеры гвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели право сохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. В документах XVIII века нередко можно встретить обращение типа "полковник армии и лейб-гвардии капитан". В 1798 году чин полковника гвардии был смещен с 4-го класса до 6-го, т. е. сравнялся с чином армейского полковника. Это было связано с тем, что командиры гвардейских полков стали определяться генеральским чином, а полковники гвардии стали занимать должности командиров батальонов. Лишь после реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда армейские обер-офицерские чины были переведены на один класс выше, различие между гвардией и армией стало составлять один класс. Служба в гвардейских частях давала преимущество и в чинопроизводстве. Как правило, на вакансию в армейских частях зачислялись гвардейские офицеры, бравшие перевод из гвардии в армию. Особенно это характерно для должностей командиров батальонов и командиров полков. Получив новую должность, а вместе с ней и новый чин, гвардейцы в армии долго не задерживались н снова переводились а гвардию. С таким положением вещей и связано стремление недворян в гвардию. Несмотря на то что служба в гвардейских воинских частях требовала довольно значительных средств, стремление выпускников военных училищ выпуститься в гвардию особенно возросло после 1901 года, когда согласно приказу по Военному ведомству (1901 г., № 166) был установлен прямой выпуск в гвардию на основании результатов выпускных экзаменов. Этот приказ вызвал недовольство среди большинства гвардейских офицеров - выходцев из старых дворянских родов России и служивших в 1-й и 2-й гвардейских дивизиях. Уже через год приказ 1901 года был отменен, и лиц недворянского происхождения в гвардию не направляли, и это при том, что законодательство не ограничивало право недворян поступать офицерами в гвардию.

До конца XVIII века преимущество в один чин перед армией имели офицеры артиллерии и инженерные чины. Объяснялось это тем, что служба в названных родах войск требовала от офицеров большей образованности особенно в области математики. В 1798 году это преимущество было ликвидировано, однако ненадолго, и уже при Александре I в 1811 году преимущество в один чин против армейских офицеров было возвращено армейской артиллерии и инженерным войскам. Тогда же преимущество в один чин получили и офицеры квартирмейстерской части. После Отечественной войны 1812 года некоторые полки получили статус "молодой гвардии", а их офицеры - преимущество в один чин против обычных армейских офицеров Названные категории имели это преимущество вплоть до 1884 года.

При производстве в следующий чин по выслуге лет офицеры должны были служить в каждом чине 4 года (в гвардии из-за отсутствия чина подполковника капитаны выслуживали чин полковника 6 лет). Приказом по Военному ведомству № 187 от 21 июля 1896 года утверждались правила производства в щтабс-офицерские чины. По этим правилам 50 проц. вакансий замещались производимыми по старшинству и 50 проц. по избранию начальства, причем из числа последних 10 проц. выделялись к производству за "особые отличия" (для строевых капитанов только за "боевые отличия"), 20 проц. - для капитанов, окончивших военные академии, остальные - для капитанов, представленных к производству по избранию. Таким образом, принцип старшинства терял свое значение и главную роль играла аттестация.

Льготы для производства в следующий чин имели и Георгиевские кавалеры. По правилам 1898 года офицеры, награжденные орденом Св. Георгия и прослужившие в этом чине 3 года, производились в чин подполковника на тех же основаниях, что и капитаны, окончившие Академию Генерального штаба, даже если в наличии не было штаб-офицерской вакансии. На льготных условиях осуществлялось и производство подполковников в полковники, если они имели положительную аттестацию и к 26 ноября - празднику Георгиевских кавалеров выслужили в последнем чине 4 года. Эти правила предусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельного батальона.

В армейской среде, так хорошо показанной в "Поединке" Куприна, наличие льгот вызывало почти всегда злобу и зависть. Эти чувства, как правило, не распространялись на Георгиевских кавалеров и офицеров специальных родов войск и адресовывались в основном гвардейцам и офицерам Генерального штаба, для которых были, как вспоминал А. А. Самойло, "весьма характерны разъедавшие эту среду интриганство и высокомерие".

От военных чинов русской армии следует отличать свитские звания генерал-адъютант и флигель-адъютант, которые имели генералы и офицеры, приближенные к императору. В царствование Александра I эти звания составили понятие "Свита его императорского величества". Флигель-адъютантом могли быть только штаб- и обер-офицеры. С производством штаб-офицера в генеральский чин (4-й класс) последний мог получить звание генерал-адъютанта, естественно, если того желал сам император. В 1827 году появляется особое военно-придворное звание - Свиты Его Величества генерал-майор. С 1829 года звание генерал-адъютанта присваивалось лишь генералам, имеющим чины 2-го и 3-го классов. В конце XIX века появляется звание генерал-адъютанта при особе Его Императорского Величества, числившегося выше генерал-адъютанта Его Императорского Величества.

В публикациях исторического материала могут встретиться и другие понятия, так или иначе связанные с чинами и званиями дореволюционной России. Многие из них, возникнув в одном значении, со временем приобретали иной смысл. Кратко остановимся на тех, которые наиболее трудны для понимания.

В конце XVIII века среди унтер-офицеров дворянского происхождения устанавливаются особые звания, не входившие в "Табель о рангах": портупей-прапорщик (в пехоте), эстандарт-юнкер (у драгун), портупей-юнкер (в легкой кавалерии и артиллерии). Просуществовали эти звания недолго, и уже в 1800 году все унтер-офицеры - дворяне из пехотных частей стали именоваться подпрапорщиками. С 1802 года юнкерами стали именоваться все унтер-офицеры егерских, артиллерийских, кавалерийских частей - выходцы из дворян.

В 60-е годы XIX века вновь появляется звание портупей-юнкера, но уже в значении выпускника юнкерского училища, выпущенного в полк в ожидании производства в офицеры. Это же звание имели и кандидаты в офицеры из нижних чинов, выдержавшие экзамен на офицера. Юнкерами с 1865 года стали называться учащиеся юнкерских (военных) училищ.

В 1880 году чин портупей-юнкера вновь был переименован. В войсковых частях, где были прапорщики, он стал называться подпрапорщиком, в кавалерии - эстандарт-юнкером, в казачьих войсках - подхорунжим. В полках подпрапорщики и эстандарт-юнкера исполняли обязанности младших офицеров.

С 1906 года значение чина подпрапорщика изменилось. В этот чин стали производиться сверхсрочнослужащие унтер-офицеры, успешно окончившие войсковую школу.

В военно-морском флоте в 1882 году из "Табели о рангах" был исключен чин гардемарина (13-й или 14-й класс, в зависимости от срока службы), а гардемаринами, как и до 1860 года, стали именоваться учащиеся старших классов Морского училища.

Приведенная таблица чинов показывает, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных


Статские и придворные чины
Класс Гражданские чины Придворные чины
1722-1917 1722 XIX в.-1917
I Канцлер

Действительный тайный советник 1-го класса

II Обер-маршал Обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер
III Тайный советник Обер-шталмейстер Гоф-мейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер
IV Обер-камергер, Обер-гофмейстер Камергер
V Статский советник Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер Камер-юнкер, церемониймейстер
VI Коллежский советник Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикус Камер-фурьер
VII Надворный советник Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер
VIII Коллежский асессор Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант
IX Титулярный советник Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстер Гоф-фурьер
X Коллежский секретарь
XI Корабельный секретарь
XII Губернский секретарь Гоф-юнкер, надворный лекарь
XIII Провинциальный секретарь
XIV Коллежский регистратор Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк

Гвардия
Класс Пехота Кавалерия
1722 1730 1748 1798-1917 1730 1748 1798 1884-1917
I
II
III Полковник Полковник
IV Полковник Полковник Подполковник Подполковник
V Подполковник Подполковник Премьер-майор Премьер-майор
VI Майор Майор Секунд-майор Полковник Секунд-майор Полковник Полковник
VII Капитан Капитан Капитан Капитан Ротмистр Ротмистр Ротмистр Ротмистр
VIII Капитан-лейтенант Капитан-поручик Капитан-поручик Штабс-капитан Секунд-ротмистр Секунд-ротмистр Штабс-ротмистр Штабс-ротмистр
IX Лейтенант Поручик Поручик Поручик Поручик Поручик Поручик Поручик
X Унтер-лейтенант Подпоручик Подпоручик Подпоручик Подпоручик Подпоручик Корнет
XI
XII Фендрик Прапорщик Корнет
XIII
XIV

Армия
Класс Пехота Кавалерия
1722 1730 1798 1884-1917 1730 1798 1884-1917
I Генерал- фельдмаршал Генерал- фельдмаршал Генерал- фельдмаршал Генерал- фельдмаршал
II Генерал от инфантерии Генерал-аншеф Генерал от инфантерии Генерал от инфантерии Генерал-аншеф Генерал от кавалерии Генерал от кавалерии
III Генерал- лейтенант Генерал-поручик Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант
IV Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор
V Бригадир Бригадир Бригадир
VI Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник
VII Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник
VIII Майор Майор, с 1767 г. премьер-майор и секунд майор Майор Капитан Майор Майор Ротмистр
IX Капитан Капитан Капитан Штабс-капитан Ротмистр Штабс-ротмистр
X Капитан-лейтенант Капитан-поручик Штабс-капитан Поручик Штабс-ротмистр Поручик
XI
XII Лейтенант Поручик Поручик Подпоручик Поручик Корнет
XIII Унтер-лейтенант Подпоручик Подпоручик Прапорщик запаса
XIV Фендрик Прапорщик Прапорщик Корнет

Класс Драгуны Казаки Флот
1798 1798 1884-1917 1722 1764 1798 1884 1907 1912-1917
I Генерал-адмирал Генерал-адмирал Генерал-адмирал Генерал-адмирал Генерал-адмирал Генерал-адмирал
II Генерал от кавалерии Генерал от кавалерии Адмирал Адмирал Адмирал Адмирал Адмирал Адмирал
III Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал
IV Генерал-майор Генерал-майор Шаутбенахт Шаутбенахт Контр-адмирал Контр-адмирал Контр-адмирал Контр-адмирал
V Капитан-командор Капитан бригадирского ранга Капитан-командор до 1827
VI Полковник Полковник Полковник Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга
VII Под­полковник Под­полковник Войсковой старшина Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга
VIII Войсковой старшина Есаул Капитан 3 ранга Капитан-поручик Капитан-лейтенант Капитан-лейтенант до 1911 г Старший лейтенант
IX Капитан Есаул Подъесаул Капитан-лейтенант Поручик Лейтенант Лейтенант Лейтенант и ст. лейтенант Лейтенант
X Штабс-капитан Сотник Лейтенант Мичман Мичман Мичман
XI Корабельный секретарь Корабельный секретарь
XII Поручик Сотник Хорунжий Унтер-лейтенант Мичман Мичман
XIII Подпоручик Мичман с 1758 до 1764 Гардемарин (1860-1882)
XIV Хорунжий

Чины (саны) духовенства
Принадлежность к виду духовенства Класс по Табели о рангах Чин (сан) Титулование
Черное I Митрополит
Черное II Архиепископ Ваше высокопреосвященство, владыко
Черное III Епископ Ваше преосвященство, владыко
Черное IV Архимандрит Ваше высокопреподобие
Черное V Игумен Ваше высокопреподобие
Белое V Протопресвитер
Белое VI Протоиерей Ваше высокопреподобие, Ваше высокоблагословение
Белое VII Священник (иерей)
Белое VIII Протодиакон Ваше преподобие, Ваше благословение, Ваше священство
Белое IX Диакон Ваше преподобие

Табель о рангах по состоянию на 1917 г.
Классы Армейская пехота, артиллерия, инженерные войска Армейская кавалерия Казачьи войска Военно-морской флот Гражданские чины Придворные чины Титулование
I Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал Канцлер, действительный тайный советник I класса Ваше высоко- превосходи- тельство
II Генерал от инфантерии, генерал от артиллерии, инженер-генерал Генерал от кавалерии Адмирал Действительный тайный советник Обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-гофмейстер, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, обер-форшнейдер Ваше высокопревосходительство
III Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Вице-адмирал Тайный советник Гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемоний­мейстер Ваше превосходительство
IV Генерал-майор Генерал-майор Контр-адмирал Действительный статский советник Камергер Ваше превосходительство
V Статский советник Камер-юнкер, церемоний- мейстер Ваше высокородие
VI Полковник Полковник Полковник Капитан 1-го ранга Коллежский советник Ваше высокоблагородие
VII Подполковник Подполковник Войсковой старшина Капитан 2-го ранга Надворный советник Ваше высокоблагородие
VIII Капитан Ротмистр Есаул Старший лейтенант Коллежский асессор Ваше высокоблагородие
IX Штабс-капитан Штабс-ротмистр Подъесаул Лейтенант Титулярный советник Ваше благородие
X Поручик Поручик Сотник Мичман Коллежский секретарь Ваше благородие
XI Корабельный секретарь (с конца XVIII века перестал применяться) Ваше благородие
XII Подпоручик Корнет Хорунжий Губернский секретарь Ваше благородие
XIII Прапорщик (в военное время, в мирное время – в запасе) Провинциальный секретарь (с конца XVIII века перестал применяться) Ваше благородие
XIV Коллежский регистратор Ваше благородие

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Табель 1722 г.:

КЛАССЫ ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНЫ ВОЕННЫЕ ЧИНЫ Армейские Флотские 1 Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал 2 Действительный Генерал-аншеф Адмирал тайный советник 3 Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал 4 Тайный советник Генерал-майор Контр-адмирал 5 Статский советник БригадирКапитан-командор 6 Коллежский советник Полковник Капитан 1-го ранга 7 Надворный советник Подполковник Капитан 2-го ранга 8 Коллежский ассесор Майор Капитан 3-го ранга 9 Титулярный советник Капитан (в инфантерии) Ротмистр (в кавалерии) 10 Коллежский секретарь Капитан-поручик Лейтенант 11 Корабельный секретарь Поручик Сотник 12 Губернский секретарь Подпоручик 13 Сенатский регистратор Прапорщик Синодский регистратор Кабинетский регистратор 14 Коллежеский регистратор Фендрик (в инфантерии) Мичман Корнет (в кавалерии) С 1731 по 1797 г. 8-й класс армейских чинов - Премьер-майор и Секунд-майор С 1724 г. 4-1 класс гражданских чинов - действительный статский советник С 30-х гг. до конца 18-го в. 3-й класс армейских чинов - Генерал-поручик

Табель 1799 г.:

КЛАССЫ ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНЫ ВОЕННЫЕ ЧИНЫ Армейские Флотские 1 Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал Действительный тайный советник 1-го класса 2 Действительный Генерал от инфантерии Адмирал тайный советник Генерал от кавалерии Генерал от артиллерии 3 Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал 4 Действительный Генерал-майор Контр-адмирал статский советник 5 Статский советник 6 Коллежский советник Полковник Капитан 1-го ранга 7 Надворный советник Подполковник Капитан 2-го ранга 8 Коллежский ассесор Майор Капитан-лейтенант Войсковой старшина 9 Титулярный советник Капитан (в инфантерии) Ротмистр (в кавалерии) 10 Коллежский секретарь Штабс-капитан Лейтенант Штабс-ротмистр Подъесаул 11 Корабельный секретарь Поручик Сотник 12 Губернский секретарь Секунд-поручик Мичман Унтер-поручик 13 Сенатский регистратор Корнет (в кавалерии) Синодский регистратор Хорунжий (в инфантерии) Кабинетский регистратор 14 Коллежеский регистратор

Табель 1884 г.:

КЛАССЫ ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНЫ ВОЕННЫЕ ЧИНЫ ПРИДВОРНЫЕ ЧИНЫ Армейские Флотские 1 Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал Действительный тайный советник 1-го класса 2 Действительный Генерал от инфантерии Адмирал Обер-камергер тайный советник Генерал от кавалерии Обер-гофмаршал Генерал от артиллерии Обер-шталмейстер Обер-егермейстер Обер-гофмейстер Обер-шенк Обер-церемониймейстер Обер-форшнейдер 3 Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал Гофмаршал Шталмейстер Егермейстер Гофмейстер Обер-церемониймейстер Обер-форшнейдер 4 Действительный Генерал-майор Контр-адмирал статский советник 5 Статский советник Церемониймейстер 6 Коллежский советник Полковник Капитан 1-го ранга 7 Надворный советник Подполковник Капитан 2-го ранга Войсковой старшина 8 Коллежский ассесор Капитан Капитан-лейтенант Ротмистр Есаул 9 Титулярный советник Штабс-капитан Штабс-ротмистр Подъесаул 10 Коллежский секретарь Поручик Лейтенант Сотник 11 Корабельный секретарь 12 Губернский секретарь Корнет Мичман Хорунжий 13 Сенатский регистратор Синодский регистратор Кабинетский регистратор 14 Коллежеский регистратор

До 1884 г. 6-й класс придворных чинов - Камер-фурьер



Поделиться