Профессионально прикладная физическая подготовка тесно связана. Профессионально-прикладная физическая культура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

РЕФЕРАТ
на тему: « Профессионально-прикладная физическая подготовка»

Подготовила:

Студентка заочного отделения

Жук Екатерина Сергеевна

Проверил (а):

научная степень преподавателя

Красноярск – 2017 г.

Введение……………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (ППФП)…………………………..…………………………………….4
2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки…………………………………………………………………………6
3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы ………………………………………………………………15

Приложения………………………………………………………………………16

Введение

Профессионально-прикладная физическая подготовка- это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.Она предполагает создание предпосылок к уско­ренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время. Это определяет актуальность темы реферата.

Цель работы – теоретическое изучение вопросов профессионально-прикладной физической подготовки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику профессионально-прикладной физической культуры (ППФП);
- изучить назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки;
- изучить средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.

Объект исследования – профессионально-прикладная физическая подготовка. Предмет исследования – применение профессионально-прикладной физической подготовки для профессионального совершенствования.

Источниками информации для подготовки реферата стала научная литература по теме исследования.
1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (ППФП)

В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность, а с другой – более направленными и, в конечном счете, более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему – динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия. Рассогласование программы с фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с отрицательными эмоциями.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.

2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

· характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;

· характер основных профессиональных двигательных действий;

· особые внешние условия профессиональной деятельности.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.

Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки обуславливают следующие факторы:

· развитие ведущих для данной профессии физических способностей;

· формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;

· повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

· воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

· повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда;

· содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).

Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя – статическая выносливость, оператора – общая выносливость, буровика – сила, ткачихи – тонкая двигательная координация). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля – программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.). Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную специфику. Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам представлены в таблице 1. (Приложение 1).

После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.

Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.

3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности их влияния на функциональные системы организма выделяют упражнения, развивающие сердечнососудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Кроме этого, упражнения можно разделить на развивающие отдельные физические способности: координационные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, а также эмоциональную устойчивость, волевые качества, внимание и т.д. Такие упражнения широко используется в общей физической и спортивной подготовке. Выделяют упражнения для формирования прикладных двигательных навыков: лазанья, работе на высоте, переноске грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы. Они преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких видов спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика и др.

В качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы профессиональной деятельности, например, лазанье и избегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс – для оперативных работников.

Для решения задач ППФП широко используются физические упражнения, имеющие достаточно выраженный эффект так называемого неспецифического воздействия. Как уже говорилось, в некоторых профессиях на организм работающего оказывают воздействие ряд неблагоприятных факторов внешней среды (загазованность, недостаток кислорода, резкие перепады температур и атмосферного давления и др.). В этих случаях широко используются бег, плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения высокой интенсивности. Они повышают устойчивость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособность, способствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой деятельности.

В настоящее время определены и широко используются группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм.

Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию – упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражнения на гимнастических снарядах, батуте, акробатика, слалом, вод-ные лыжи, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), к перегрузкам – упражнение на вращение (на центрифуге, батуте), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

При отборе средств для решения задач ППФП руководствуются следующими принципами:

1. Максимальной реализации задач ППФП.

3. Обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Первый принцип предполагает, что выбранное средство в максимальной степени обеспечивает решение задач ППФП. Второй – предусматривает использование таких воздействий, которые в наибольшей степени улучшают качества и навыки, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности. Третий – предполагает, что применяемые приемы для целенаправленного формирования конкретного качества должны попутно улучшать и многие другие жизненно и профессионально важные способности, эффективно содействовать решению основных задач физического воспитания учащихся, не вести к отрицательным последствиям.

В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем, последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не одновременный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.

В процессе физического воспитания используются в основном общепринятые формы построения занятий. Так, например, в содержание комплексных уроков включаются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфическими для данной профессии упражнениями.

Заключение

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.

Список литературы

1. Бишаева, А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента; КноРус – Москва, 2012. – 304 c.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 2013. – 930 с.

3. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.

4. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка; Феникс – Москва, 2010. – 256 c.

5. Кабачков, В.А.; Полиевский, С.А. Профессионально – прикладная физическая подготовка; М.: Высшая школа – Москва, 2014 . – 176 c.

6. Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 350 c.

7. Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2015. – 420 c.

8. Коробейников, Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2015. – С.74-75.

9. Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: Академия, 2014. – 144 с.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам

Преимущественно физический труд

Силовые и другие двигательные способности; резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных условий среды (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.); разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей); психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности

Профессионально важные физические качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности

Разновидности двигательно-активного строительного труда

Выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; координационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды; равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции

Разновидности станочного труда в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы)

Неординарно развитая ручная ловкость, способность к мгновенным двигательным реакциям; общая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведении двигательных действий, в которых участвуют преимущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата – мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками

Разновидности труда подвижного состава ж.д. транспорта включающие в значительном объеме двигательную активность

Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблагоприятных погодных и других внешних факторов; разнообразные двигательные навыки; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на отличной физической кондиции

Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 188 с.

Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 150 c.

Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 163 c.

Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 183 с.

Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 192 c.

Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2015. – 136 c.

Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 2013. – 230 с.

Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 201 с.

Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: Академия, 2014. – 44 с.

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека.

Чтобы корректировать эти психофизиологические "перекосы", проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название "профессионально-прикладная физическая подготовка".

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной - ПΠΦΠ.

Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге - жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для студентов таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.) нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие но величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т.д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.

Профессиональная деятельность работников ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.

Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, т.е. ПΠΦΠ.

В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

  • - к ускорению профессионального обучения;
  • - достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • - предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • - использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
  • - выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиограмма

План лекции.

  • 1. Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду. Цели и задачи ППФП студентов.
  • 2. Основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
  • 3. Основные негативы жизнедеятельности современного студента (на примере ПИ ЮФУ).
  • 4. Место ППФП в системе физического воспитания.
  • 5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП.
  • 6. Виды и формы профессионального труда (на примере специалистов педагогических специальностей).

Физическое воспитание? одно из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Исторически наиболее ярко это проявилось в качестве военно-прикладной физической подготовки. Для большой части населения военная специальность до сих пор продолжает оставаться формой труда. Она оказала определенное влияние и на методику прикладной физической подготовки человека к труду, в частности на умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам. В дальнейшем возникла общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, уточнения географических представлений о Земле. Постепенно складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях. На роль физических упражнений в профессиональной подготовке молодежи к труду указывали многие известные педагоги XV?-XIX веков. Эразм Роттердамский считал многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса «Виды физических упражнений» (1569 г.) и педагога И. Гамерариуса «Разговоры о физических упражнениях» (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности. В нашей стране в начале 20-х годов XX в. большое внимание уделялось туризму и альпинизму в качестве военно-прикладной подготовки. Например, в 1931г. выходят из печати сборник «Туризм и оборона СССР», книга «Турист? - военный разведчик», в 1933 г.? книги: «Турист - военный топограф», «Турист -? снайпер» и др. Так туризм неразрывно связывался с общественно полезным трудом, важными общественно-политическими мероприятиями, военно-прикладной физической подготовкой населения .

Впервые вопрос об обязательных занятиях физическими упражнениями в вузах был поставлен на заседании Совета Министров 3 января 1914 г. Однако начавшаяся вскоре первая мировая война не позволила это сделать. Тем не менее в 1927-?1928 гг. физическое воспитание включается в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В октябре 1928 г. правление Ленинградского государственного университета ввело в учебные планы физическую культуру как обязательный курс для всех факультетов, предусмотрев в нем не только практическую, но и теоретическую часть.

В 30-е годы в учебных программах по физической культуре для вузов, наряду с оздоровительными целями, стали ставиться цели военной и трудовой подготовки студентов. Так, в первых учебных программах 1931 г. одной из задач кафедр физкультуры в вузах формулируется, что «физкультура должна способствовать и облегчать усвоение политехнических навыков». С введением в 1932 г. комплекса ГТО перед физической культурой в учебных программах были поставлены задачи «содействовать подготовке в первую очередь всесторонне развитых и физически работоспособных кадров, полноценно готовых к трудовой деятельности и обороне СССР».

В 60-?70-е годы вопросами ППФП студентов активно занимались педагоги В.И.Ильинич, М.Я.Виленский, В.А.Кабачков, Н.И.Пономарев, Р.Т.Раевский и др.

В теории и практике физического воспитания в России такая специальная подготовка получила название профессионально- прикладной физической подготовки (ППФП). Поэтому ППФП ? это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека, а в нашем случае студента - будущего специалиста к определенной профессиональной деятельности .

Рассмотрим подробнее суть понятия «прикладная физическая подготовка ». Как отмечают Л.П.Матвеев и С.А.Полянский «понятие прикладность обрело в сфере физической культуры неоднозначный смысл? и широкий и узкий». В широком смысле под «прикладностью» физической культуры подразумевается факт ее пригодности и полезности в деле подготовки человека к будущей жизни и профессиональной деятельности.

В отечественной системе физического воспитания такая «прикладность» была выражена связью физкультурного движения с трудовой и оборонной практикой и получила развернутое программно-нормативное воплощение в комплексе ГТ «Готов к труду и обороне», который просуществовал с 1932 по 1992 г.

Узкое понимание «прикладности» физической культуры возникло как отражение практики избирательного использования ее определенных факторов, пригодных в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности (что именуется профессионально-прикладной физической подготовкой ), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности (что было названо производственной физической культурой, или производственной гимнастикой).

Многие специалисты не ограничивают ППФП достижением лишь непосредственного прикладного эффекта и предполагают в ее рамках решение задач более широкого спектра. Так, Б.И.Загорский выдвигает «воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда», Р.Т.Раевский? «формирование профессионально важных свойств и качеств личности», В.И.Ильинич? «ускорение профессионального обучения. Выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе»; В.А.Кабачков и С.А.Полиевский «сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретаемых умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности».

Таким образом, целью ППФП является психофизическая готовность к успешной, в том числе и безопасной профессиональной деятельности. Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в формировании необходимых прикладных знаний; освоении прикладных навыков и умений; воспитании прикладных психофизических качеств и воспитании прикладных специальных качеств. Поэтому необходимо воспитать у будущих специалистов стремление и готовность к ускорению профессионального обучения; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее время; к достижению высокопрофессионального труда в избранной профессии.

Это тем более актуально, поскольку в последнее время в наиболее престижные фирмы с интересной работой принимают наиболее здоровых физически и профессионально подготовленных молодых специалистов.

Основные негативы жизнедеятельности современного студента (конкретно - в ПИ ЮФУ):

  • - гиподинамия (очевидная недостаточность двигательной активности);
  • - всеобщая компьютеризация;
  • - повышенные умственные нагрузки;
  • - повышенные эмоциональные нагрузки;
  • - общая недостаточность свободного времени и пр.

В связи с этим главными целями ППФП является создание условий для нормального жизнеобеспечения человека вообще и в целом; для высокоэффективной трудовой отдачи его по профессии; снижение «себестоимости» (энергетической, эмоциональной, психо-физиологической и др.) трудозатрат.

В программе дисциплины «Физическая культура» ППФП студентов является одним из основных требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для ее выполнения программе предусмотрены теоретические, практические (включая методико-практические и учебно-тренировочные) и контрольные разделы. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре включает все три раздела программы, выполняя связующую и координирующую функцию.

ППФП студентов проводится на III-IV курсах, после завершения базовой подготовки. В связи с этим предусматривается самостоятельное освоение студентами отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. При этом средства практического раздела занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» в рабочих программах кафедр физического воспитания определяются в каждом вузе самостоятельно.

Обязательными видами физических упражнений по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики; плавание; спортивные игры и упражнения профессионально-прикладной физической подготовки.

Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы и гигиенические факторы. Подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности .

ППФП органически связана со всеми основными направлениями учебной дисциплины «Физическая культура», использует ее средства, формы и методы. Она непосредственно опирается на общефизическую подготовку студентов и дополняет ее. При этом соотношение между ними может варьироваться в зависимости от будущей специальности студентов.

Учитывая важность занятий по ППФП, при ограниченности количества учебных часов по разделам программы на III?-IV курсах (всего по 68 часов на учебный год), в примерной программе дисциплины «Физическая культура» рекомендована дополнительная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения в том числе:

  • - методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешком; на велосипеде и др.);
  • - проведение тематических бесед о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды;
  • - питание и контроль над массой тела при различном уровне двигательной активности;
  • - методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста;
  • - использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями;
  • - профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

Профессиональная деятельность и труд в современных условиях требуют большого напряжения умственных, физических и психических сил. Каждая профессия определяет круг вполне определенных психофизических свойств специалиста? целый спектр практических умений, прикладных навыков и развитых физических качеств.

Основными факторами, составляющими конкретное содержание ППФП студентов, являются: 1) виды, формы, условия и характер труда; 2) режим труда и отдыха; 3) особенности динамики работоспособности специалистов в процессе трудовой деятельности и 4) специфика профессиональных заболеваний. Можно выделить также дополнительные факторы, которые связаны с индивидуальными, в том числе и возрастными, особенностями будущих специалистов, а также географическими и климатическими условиями региона, где будет работать будущий специалист.

Как основные, так и дополнительные факторы объективны и взаимосвязаны. Полное представление о профессии может дать анализ всей их совокупности, проводимый в форме составления специальной профессиограммы , которая позволяет получить данные для обоснованной классификации профессий.

Профессиограмма - описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма. может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. В последнем случае описание профессии будет носить название психограммы.

Охарактеризуем подробнее основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов .

Виды и формы труда принято разделять на физический и умственный. Такое разделение носит в настоящее время вполне условный характер. Мало вероятно, что специалист с высшим образованием будет выполнять только тяжелую физическую работу. Наличие высшего образование предусматривает квалифицированную, преимущественно умственную работу. Однако такое разделение необходимо, поскольку с его помощью легче проследить динамику работоспособности в течение дня. Кроме того, по данному признаку различается, например, труд математика-программиста и геолога-поисковика.

Условия труда предполагают продолжительность рабочего времени и комфортность рабочего места. Поэтому при подборе средств физической культуры и спорта для поддержания высокой работоспособности человека необходимо учитывать и эти факторы.

Характер труда также определяет содержание ППФП. Для этого необходимо знать физические, психологические и эмоциональные нагрузки, свойственные конкретной профессии. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным в одних и тех же условиях. Например, студенты экономического факультета могут в дальнейшем работать бухгалтерами, с малоподвижным характером работы или менеджерами с активным двигательным видом труда.

Динамика работоспособности специалиста в процессе труда - важный фактор, определяющий содержание ППФП студентов.

Подбор средств ППФП должен производиться с учетом специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП составляют:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

прикладные виды спорта;

гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.

Одно из основных преимуществ физических упражнений в качестве ППФП заключается в том, что с их помощью можно смоделировать различные ситуации трудовой деятельности. Так, использование командных и игровых видов спорта позволяет с успехом применять их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем? по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

В большинстве работ по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей и специальной выносливости в обеспечении высокой работоспособности в процессе труда

Важным средством ППФП являются занятия прикладными видами спорта , т.е. такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Так, ППФП студентов институтов гражданской авиации и некоторых морских институтов уделяется большое внимание тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов, с включением элементов акробатики, упражнений на батуте, вращающемся колесе. Для студентов полевых специальностей (геологов, географов, биологов) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. К числу необходимых компонентов ППФП инженеров различного профиля часто относят различные умственные, двигательные, волевые, педагогические и организаторские навыки и умения. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями. Профессиональная деятельность инженера требует от него овладения не только физическими, но и психическими качествами. Ему необходимо оперативное мышление, хорошая память, сосредоточенное внимание. Важное значение имеет эмоциональная устойчивость, способность управлять своими чувствами, выдержка и самообладание.

При овладении многими специализациями, учитывая особенности той ли иной профессии, а также индивидуальные особенности каждого человека, необходим в целом и индивидуальный набор средств ППФП. Сформулируем основные возможности различных видов спорта.

Занятия по гимнастике используются в основном для развития таких качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышается общая выносливость. Спортивные игры содействуют улучшению нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем; зрительного и слухового анализаторов; формируют ловкость, координацию движений, быстроту реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Занятия бегом и лыжами на свежем воздухе способствуют повышению выносливости, а также устойчивости к низким температурам. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы - одно из основных средств ППФП студентов, обеспечивающих продуктивную работу в различных географических и климатических условиях. С помощью различных приемов закаливания организма можно достичь повышенной устойчивости человека к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это средство в большей степени необходимо применять студентам полевых специальностей, основная часть работы которых проходит вне помещения. При этом необходимо отметить, что использование оздоровительных сил природы и гигиенических факторов проводится, как правило, самостоятельно и индивидуально. Невозможно обеспечить на учебных занятиях элементы закаливания, водных процедур, посещение бани, сауны. Поэтому студенты должны проявлять в этом вопросе большую самостоятельность, заинтересованность и сознательность. Рекомендуется больше физических упражнений проводить на открытом воздухе, в любую погоду .

Труд учителя - один из наиболее сложных и ответственных. Он характеризуется значительной физической и интеллектуальной нагрузкой, требует внимания, высокой трудоспособности.

В системе организаций труда учителя профессионально- прикладной подготовке должно быть отведено достойное место. Оказывая общее оздоровительное воздействие на организм, подготовка способствует укреплению здоровья учителей, снижению их заболеваемости, улучшению качества работы.

Профессионально - прикладная физическая подготовка, обеспечивая активную адаптацию учителя к профессиональной деятельности, его специальная физическая готовность, приобретает значение важного социально - экономического фактора.

Проведение анкетирования среди учителей средних школ позволило составить профессиограмму учитывающая рабочую позу преимущественно стоя, умственную и речевую деятельность. Положение тела во время работы приводит к определенному расходу энергии и оказывает существенное влияние на работоспособность учителя. Так в положении стоя, расход энергии на 12% больше чем в положении сидя. Частота сердечных сокращений в позе стоя на 10 -12 ударов больше, чем в позе сидя.

Во время работы преимущественно устают мышцы спины и ног, в меньшей степени мышцы шеи и рук. Учителям во время работы необходимо быть внимательными, уметь сосредоточится, быстро переключится. Большинство учителей отмечают ряд субъективных ощущений, большое эмоциональное напряжение и напряжение внимания.

Из физических качеств необходимых учителю следует выделить выносливость, ловкость. Из волевых качеств учителю необходимы уверенность, самовладение. К концу рабочего дня многие учителя отмечают утомляемость, раздражительность, жалуются на головную боль, усталость мышц спины, нежелание общения с окружающими. Такие изменения в состоянии учителей являются ответными реакциями на требования, предъявляемые профессией. Все это позволяет говорить о выраженном влиянии профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы.

Учителю приходится испытывать длительное статическое напряжение больших групп скелетных мышц(спины, ног)значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, большое нервно - эмоциональное напряжение.

Исходя из профессиограммы и тех требований, которые предъявляет профессия к организму, задачами профессионально- прикладной подготовки учителя является:

  • - воспитание общей функции двигательного и зрительного анализаторов;
  • - совершенствование функции внимания (сосредоточенность, переключение);
  • - воспитание волевых качеств (самообладание, уверенность в своих силах):
  • - сохранение общей работоспособности;
  • - приобретение специальных знаний для успешного освоения практического раздела;
  • - профессионально - прикладной физической подготовки учителя физкультуры.

Для учителей можно рекомендовать следующие средства профессионально - прикладной физической подготовки: спортивная ходьба, плавание, спортивные игры, упражнения, направленные на развитие статической выносливости мышц спины и ног, внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств.

О снятии или снижении нервного утомления, связанного с эмоциональным напряжением, следует сказать, что освободиться от него можно с помощью расслабления мышц и полного раскрепощения двигательного аппарата, активного переключения внимания на выполнение упражнения . физический культурный спорт здоровье

Для формирования правильной осанки можно применять упражнения общеразвивающего характера, направленные на укрепление основных мышечных групп, ходьба на носках, руки за голову, к плечам, в стороны

и т.д., Эти упражнения можно выполнить с отягощениями и различными предметами-гантелями, набивными мячами, гимнастическими палками, скакалками, упражнения на гимнастической стенке.

Совершенствование устойчивости вертикальной позы достигается в следующих упражнениях: на равновесие, акробатических (кувырки вперёд, назад из различных исходных положений), перевороты боком («колесо»), спортивная ходьба, подвижные игры (борьба за руку, бой петухов, перетягивание), спортивные игры (двухсторонние учебные игры).

Координация и точность хорошо развивают и тренируют следующие упражнения: с круговыми движениями рук, совершаемые последовательно и одновременно; наклоны и повороты туловища с одновременным выполнением с круговыми вращениями руками, ногами, туловищем, головой; бег в сочетании с прыжками и поворотами; бег приставными шагами, спиной вперёд, боком; прыжки с различными движениями ног, рук, туловища, головы; метание в цель различных по массе предметов и легкоатлетических снарядов; броски удары мяча с различных расстояний на точность (на месте, в движении); выполнение точных передач (в парах, тройках); подвижные игры, эстафеты.

Совершенствование умения расслаблять мышцы достигается в упражнениях на расслабление. Создают благоприятные возможности для совершенствования двигательного анализатора: из положения руки вверх, потряхивание и опускание их вниз с наклоном вперёд; семенящий бег с полностью расслабленными руками; подскоки на месте, поочерёдно встряхивая правой и левой ногой, ноги вверх, лёжа на спине.

Предлагаемые комплексы упражнений обладают выраженной прикладной направленностью в воспитании и совершенствовании профессионально важных физических функции. Упражнения могут применяться во всех формах организации занятий. При включении упражнений по профессионально-прикладной физической подготовки в самостоятельные занятии нужно ориентироваться на рекомендации по возрастным нагрузкам.

Общая выносливость вырабатывается при помощи упражнений, выполняемых в умеренном и среднем темпе, с длительной работой больших мышечных групп, продолжительным бегом в медлительном темпе, плаванием, спортивными играми, туризмом.

Статистическая выносливость спины и ног развивается в результате многократного выполнения упражнений, требующих длительного напряжения мышц за счет общей тренированности, выполнения специальных динамических упражнений, смешанных упражнений, направленных на укрепления мышц стопы, ног, спины. При выборе средств и методов, направленных на совершенствование внимания и подвижности нервных процессов, учитывают необходимость усложнения двигательных заданий, новизну, неожиданность появления тех сигналов, периодическое изменение способа упражнений (на месте, в движении и т.п.) Эмоциональная устойчивость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах тренируют упражнения содержащие элементы риска и опасности, а также упражнения с большой физической нагрузкой и применением соревновательного метода: различные виды единоборств, в футболе, упражнения соревновательного характера, двухсторонние учебные игры, прыжки через препятствия, упражнения на гимнастических снарядах.

Имитировали рабочие позы и приёмы, которые были характерны для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтёров.

В это же время в Центральном институте труда была разработана методика двигатель-ной культуры в производственном обучении. Она включала в себя производственную за-рядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения, корректирующие неблагоприятные воздействия профессио-нального труда на организм работающего. Этот комплекс упражнений мож-но считать началом ППФП.

Весь процесс физического воспитания в учебных заведениях должен быть валеологичным, профилированным и подчиняться зада-че качественной подготовки будущего специалиста. Однако влияние физической культуры на производственную деятель-ность намного сложнее, чем прямая зависимость. Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс про-изводства, является косвенным фактором, способствующим росту эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не находит непосредственного применения в про-цессе труда, но создает предпосылки для успешной профессио-нальной деятельности, проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированно-сти, уровень совершенствования ключевых для данной про-фессии физиологических функций, адаптация к условиям производства. Вот почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также непосредственно в самой тру-довой деятельности должна занимать профессиональная фи-зическая подготовка.

Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы физического воспитания способствуют тре-нировке сенсорных (чувствительных) и моторных функций человека , что

  • улучшает восприятие;
  • повышает стрессоустойчивость;
  • увеличивает скорость ответных реакций;
  • совершен-ствует координацию движений;
  • развивает такие психологиче-ские функции личности, как память, мышление , воображение, умение общаться в коллективе и др., а также качества, необ-ходимые для людей труда: трудолюбие, целеустремлённость.

Специальная физическая подготовка благоприятствует вы-полнению разнообразных действий в современных професси-ях. Так, среди различных способностей, в частности двига-тельных, особое место в современном производстве принадле-жит ловкости (координационным способностям), точным дифференцировочным движениям во времени и пространстве, мышечным усилиям.

В процессе профессиональной физической подготовки ре-шаются следующие основные задачи:

  • усовершенствование индивидуального запаса двигательных (физических) умений, навыков и физкультурно-оздоровительных, обра-зовательных знаний, необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности;
  • развитие профессионально важных физических и психофи-зиологических способностей, обеспечение устойчивого уров-ня дееспособности;
  • повышение степени приспособленности организма к усло-виям, в которых протекает трудовая деятельность; содей-ствие увеличению его адаптационных возможностей, со-хранению и укреплению здоровья;
  • воспитание нравственных, духовных, волевых и других ка-честв личности современного профессионала.

ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и навыков из области физической культуры, которые будут использоваться в дальнейшем при исполнении профессиональных обязанностей. С другой стороны, ППФП будущего специалиста состоит в преимущественном развитии тех физических качеств и способностей, которые в совокуп-ности формируют его физическую готовность к конкретной профессии с учётом всех её особенностей.

Прикладной характер физического воспитания базируется на профессиографии — всестороннем глубоком изучении про-фессии и тех требований, которые она предъявляет к физиче-скому состоянию специалиста и его личностным качествам. Материал с сайта

На основе ключевых функций, личностных и физических качеств, к которым предъявляются повышенные требования, производится отбор наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, в том числе видов спорта и их эле-ментов. При этом ключевые системы и функции определяют-ся по уровню функциональной нагрузки и утомляемости в тру-довом процессе.

При анализе различных видов двигательной активности было выявлено, что ряд из них оказывает тренирующее воз-действие на функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессий невозможно. Максимальный эффект воздействия спортивной тренировки на организм достигается лишь при условии единой функциональной направ-ленности вида спорта и профессионального труда.

2.7 . Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов

В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Формировать необходимые прикладные знания;

Осваивать прикладные умения и навыки;

Воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие:

Секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;

Самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;

Самостоятельные занятия;

Соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

Формы (виды) труда специалистов данного профиля;

Условия и характер труда;

Режим труда и отдыха;

Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

2.7.3. Средства ППФП студентов

Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

Прикладные виды спорта;

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.

Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.

Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.

Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.



Поделиться