Структура высшего образования в рф. Системы высшего образования европейских стран. Как развивалось высшее образование

Система высшего образования в РФ

О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов: Указ Президента РФ №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", подписанный 7 мая 2012 года; федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации", вступающий в силу с 1 сентября 2013 года; государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы; федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы и т.д.

В разных румынских учебных заведениях, к сожалению, существуют тенденции академического авторитаризма. Решение, как и в предыдущем абзаце, - это тщательное наблюдение за применением правил академической жизни, в которых единственными критериями для продвижения или проверки компетенции университетов являются те, которые упомянуты в главе. Различные акты университетской жизни, такие как экзамены со студентами, прием дипломных или магистерских работ, докторантура, оспаривание должностей на факультете, могут подвергаться коррупции.

Деградирующие явления такого рода часто описываются в студенческих средах в некоторых университетах и ​​часто сообщаются прессой. Известный случай, в значительной степени задокументированный в прессе, и румынское образование в неблагоприятном свете на международном уровне заключался в выдаче ложных дипломов иностранным гражданам. Поэтому можно сказать, что феномен коррупции в университете имеет экономические корни. Экономический контекст в некоторых университетских центрах, вероятно, породит и вызовет возможность коррупции.

СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

По данным Росстата* на 1 января 2012 г. в Российской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (из них государственных вузов - 609, негосударственных - 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, обучается примерно 6 млн. студентов.

В этой категории явлений следует обсудить следующее. В отсутствие прозрачности в способах управления государственными деньгами могут быть явления незаконного присвоения университетских средств подразделениям, непосредственно подчиненным лицу, имеющему право принимать решение о расходовании этих средств. Злоупотребление служебным положением и отсутствие контроля со стороны вышестоящего органа могут влиять на управление заложенными средствами для целей, отличных от тех, которые изначально предназначены и не зависят от воли лиц, для которых эти средства были выделены.

До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, управление которыми осуществлялось центральным органом управления образования. Начиная с 1993 г., наблюдался значительный рост численности негосударственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет увеличение на 359 вузов). За счет создания новых вузов и выделения филиалов в самостоятельные учреждения произошел рост численности государственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет на 61 вуз). Общее число вузов выросло, таким образом, более чем в полтора раза. Но еще больший стимул получил процесс открытия филиалов вузов. Причем в этом процессе лидировали государственные вузы: если в 1993 году было всего 200 филиалов государственных вузов в стране, то в 2008 году их стало уже 1393, в 2012 году - 2100.

Такие вопросы находятся в юрисдикции судебных органов. Государство не должно допускать отмены ценностей академической жизни в убежище академической автономии. Государство не может быть молчаливым свидетелем некоторых злоупотреблений и коррупционных действий, совершаемых в сфере деятельности университета.

Процесс политизации университетов был одним из доминирующих аспектов университетской жизни в период коммунистической диктатуры. Вполне возможно, что руководство кафедрой остается до сих пор, почти через 14 лет после вывода коммунистического политического режима, лиц, которые были активными сотрудниками политической полиции во время коммунистического режима. Это явление является ядром потенциально чрезмерной политизации нынешней академической жизни. Таким образом, в Румынии политическая активность все еще может стимулировать академическую карьеру некоторых людей независимо от их ценности.

Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в 1993 году в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, к 2008 году их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло в три раза. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов в 2012 году составила 6 млн. студентов (снижение на 18% от уровня 2009 г.), что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, в частности, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две трети вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).
C 2000 по 2012 год число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.

Когда университетская среда создает прецеденты политического вмешательства в научную иерархию, существует возможность увековечить эти искажения ценностей. И наоборот, это должно быть невозможно. Они ищут респектабельность, политический и электоральный капитал в виде смешения ценностей, которые являются симптомами для неоднозначных периодов перехода.

Существуют университеты, где традиция политического вмешательства была создана в процессах университетской занятости и продвижения по службе. Известные случаи были выявлены прессой; влиятельный политический деятель, хотел всего за три месяца пройти через этапы продвижения на пост лектора, а затем в университетский профессор. И последнее, но не менее важное: политический клиентелизм стал играть важную роль в самой жизнеспособности факультетов. Некоторые «факультеты», производящие так называемые «дипломы о дыме», частные или даже государственные, первоначально отклоненные аналитическим процессом, основанным на чисто академических критериях, со временем стали аккредитованными.

В последние годы структура высшей школы пополнилась новыми категориями – федеральные вузы и национальные исследовательские университеты – на которые возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.
Федеральные университеты – такой статус присвоен 9 вузам – готовят высококвалифицированные кадры по приоритетным отраслям науки, производства и экономики, развивающимся в регионах и федеральных округах в соответствии с их перспективными планами социально-экономического развития.
Национальные исследовательские университеты – статус НИУ присвоен 29 вузам – призваны обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления развития науки, техники и высоких технологий.
Еще два вуза – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца.

Существует жестокое вмешательство политической жизни, независимо от ориентации, в университетскую жизнь. И это явление является одной из причин нынешней блокировки в румынской университетской системе. Отсутствие академической демократии, отсутствие понимания и правильное применение понятия университетской автономии являются, следовательно, явлениями, лежащими в основе коррупции, и в конечном итоге порождают и увековечивают ее. Университетская система не обладает конкурентоспособностью и качеством из-за структурных недостатков, с культурными, специфическими румынскими причинами, которые могут быть переданы от одного поколения к другому.

СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование в Российской Федерации подразделяется на:
1. Дошкольное образование;
2. Общее (начальное, основное и среднее) образование;
3. Среднее профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) образование;
4. Высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Отсутствие академической демократии может иметь нежелательные последствия, такие как нарушение достоинства подчиненных, потеря престижа и дипломов учреждения, угроза качества обучения студентов, разрушительные последствия для всего общества. Роль румынских учебных заведений как наконечника университетских граждан.

Высший научный форум Румынии, его Академия и ее институты могли бы представлять инициатора и арбитр процесса моральной реабилитации и установления шкалы ценностей, совместимых с международными научными стандартами. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы прием новых членов, присуждение грантов и наград Румынской академии определялся только престижем научных публикаций, их международной аудиторией и их важностью для соответствующей академической области.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены следующие уровни высшего профессионального образования в России:
­ - специалитет со сроком обучения 5-6 лет;
­ - бакалавриат - со сроком обучения 4 года;
­ - магистратура - со сроком обучения 2 года (обучение возможно после получения диплома бакалавра) или специалитет - со сроком обучения не менее 5 лет;
­ - аспирантура, адъюнктура, ординатура.

Учителя, от преподавателя до профессора университета, должны быть профессиональными и моральными моделями для следующего поколения, которые позволяют и поощряют интеллектуальное развитие новых поколений. Обмен поколений - это сложное явление, в котором все важные или ценные вещи должны поддерживаться внутри учреждений. Традиция школы, интерес к определенной области высокоспециализированных исследований, багаж знаний, метод и стиль работы должны стать связующим звеном в дисциплинах и отделах университетов.

Занятие академическими должностями, основанное на признании научной ценности по объективным критериям, единогласно принятое в университетских центрах традиций в Европе и Соединенных Штатах. В мире есть тысячи журналов, которые описаны в их собственных научных статьях. Не все из них соответствуют критериям публикации, которые являются гарантией ценности исследовательского материала. Серьезным научным журналом является публикация статьи только после того, как она была рассмотрена одним или несколькими анонимными рецензентами, которые являются признанными экспертами в этой области.

Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения на программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.

В то же время в других журналах можно легко публиковать компиляции сомнительных ценностей, переводов или дилетантов, иногда в хорошем понимании с главным редактором, который в некоторых ситуациях затрудняет заполнение всего пространства для публикации. В мире много журналов, которые читают только те, кто пишет их, и никто другой.

Из всех научных журналов есть некоторые, которые являются гарантией ценности и оригинальности. Международно принятая точка зрения выражена Институтом научной информации, штаб-квартирой в Филадельфии, с центрами по всему миру. Из-за этой двусмысленности в оценке ценности публикации исследования, проведенные в докторантурах или центрах передового опыта, исследования, координируемые учителями, которые никогда не публиковались в журналах международного тиража, также являются ошибочными, загрязненными неценовыми.

Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.

Кроме того, это часто не оригинальные исследования. Чтобы избавиться от двусмысленности научных оценок продвижения, мы предлагаем. Согласование степеней обучения с европейскими стандартами. Разделение дидактических степеней в Румынии искусственно и необоснованно усложняет процесс продвижения. Иерархия должна быть упрощена, а критерии продвижения строго ограничены научной ценностью кандидатов.

Определение и соблюдение пенсионного возраста. Есть ностальгия, но особенно благородная воля учить новое поколение. В то же время члены молодых поколений доказанной и признанной ценности заранее зачисляются на способность принимать решения, чтобы иметь возможность формировать новые поколения. В противном случае он первоначально создавал бы старение значений, а затем стагнацию процесса выбора.

Следует отметить, что примерно по ста специальностям – их перечень утвержден решением федерального правительства – двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В данном случае обучение ведется традиционные пять лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этот порядок не соблюдается. От имени университетской автономии даже было решено, что учителя в традиционном университете должны избираться на руководящие должности, от начальника отдела до ректора, а после достижения возраста 65 лет года. Ясно попытка продлить можно объяснить, с одной стороны, преимущества для некоторых учителей лежит в оставшихся в системе университетского и, как описано выше, и с другой стороны страха все преподаватели распущенность экономической неоспоримым связаны пенсионного, И последнее, но не менее важное: страсть к научной жизни многих учителей затрудняет решение об уходе.

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Ожидается, что заработная плата высшего образования возрастет, но только на университетском уровне. Это общепринятая мера - научные исследования и подготовка студенческих поколений являются высшей интеллектуальной деятельностью, они должны уважаться и вознаграждаться как таковые. Пенсионная пенсия университетских профессоров должна также быть переопределена таким образом, чтобы обеспечить достойную жизнь в момент официального прекращения деятельности.

Наконец, следует помнить, что выход на пенсию в университетах ни в коем случае не означает исключения из научной и университетской жизни. Участие в конгрессах, позиции чести научных обществ, комитетов опыт, свобода писать книги по искусству, озаглавленная Некоторые знаменитости научных должны быть избраны в Румынской Академии являются так же, как много способов выражения научного вопроса возраст вовлеченного лица и возраст выхода на пенсию никоим образом не означает ограничения этих прав в нашей стране или в других местах.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

В заключение необходимо принять следующие меры. Поощрять научные исследования. Поэтому проблема румынских университетов является фундаментальной. Когда дело доходит до исследований, многие ученые обращаются к дидактическому стандарту обучения и считают некоторые требования к исследованию чрезмерно требовательными к тем, кто должен уделять много времени обучению. Однако научный акт публикации рецензируемой статьи в журнале международного цикла означает, прежде всего, обновление последних новостей, поскольку в эти научные новости попадают даже вклады, принятые в этих журналах.

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество граждан из зарубежных стран. Подготовка ведется в нескольких направлениях: медицинском, инженерно-техническом, финансово-экономическом и гуманитарном. Существующие сегодня дисциплины позволяют получить высшее образование по любой специальности и абсолютно каждому, кто имеет аттестат об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ).

Высшая школа России

Фундамент российского высшего образования базируется на всемирно известной школе, уникальных знаниях и открытиях русских ученых, а также на непреодолимой тяге наших предшественников к наукам.

Высшее образование в России - это не пустой звук. Оно подкреплено практическими навыками высококвалифицированных преподавателей, многие из которых имеют степень кандидата, а некоторые - носят гордое звание профессора. Высшая школа дает возможность не только получить хорошие знания, умения, профессиональные навыки, но и престижное образование, поскольку диплом российского образца ценится во многих иностранных государствах.

Россия - это страна с многовековой историей, традициями, культурным наследием, несравненной природой и ее богатствами, со своим укладом, обычаями и национальными особенностями. Получая высшее образование, человек незаметно для себя становится частью всего этого могущества, приобщается к опыту поколений, истории, становясь частичкой русской души.

Система высшего образования в России

Как ни крути, тема высшего образования неразрывно связана с историей. В частности, с историей его становления. Та система, которая сложилась на сегодняшний день, появилась ни сразу. Она вырабатывалась столетиями, достигалась годами.

Обучение в российских университетах осуществляется на русском языке и ведется по трем формам обучения: очной (дневной), заочной (позволяет параллельно с учебой работать) и вечерней (проводится в вечернее время или выходные дни). В последнее время многие негосударственные высшие школы практикуют дистанционную форму обучения, при которой человек живет в другом городе (чаще провинции) и получает задания на дом, периодически приезжая на сессию. По этой же системе занятия могут осуществляться через скайп, если, например, говорить об изучении иностранных языков.

По окончании университета выпускник получает российский диплом государственного образца с указанием квалификации. И, как правило, документ с отличием имеет красный цвет, в остальных же случаях - синий. Важно знать, что в настоящее время наши дипломы считаются действительными во всех странах мира.

Система оценок

Поднимая тему оценивания в РФ, следует сказать, что она не многим отличается от школьной системы оценок. Наивысшей отметкой считается - «5» - отлично; затем идет «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. Есть форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» студент имеет возможность пересдать предмет, заранее договорившись с педагогом. На эту процедуру ему дается три попытки. Если за это время студент не смог получить достойную отметку, ему грозит

Особо нерадивые учащиеся могут быть не допущены к сессии вообще. Причиной чаще всего служит пропуск лекций и отсутствие на семинарах. Проблема эта решаема, если есть уважительная причина, и к началу сессии сдан необходимый минимум. В этом случае «вузовец» все-таки может быть допущен к экзаменам.

Кроме отрицательных форм оценок, высшее образование в России предусматривает и поощрительную аттестацию. Учащийся может получить «зачет» или хорошую оценку автоматически («автоматом») без сдачи предмета, при условии, что весь семестр исправно посещал все занятия, выполнял задания и следовал всем требованиям преподавателя.

Как развивалось высшее образование

Это достаточно объемная тема. Ее можно было бы выделить в отдельную публикацию или даже книгу, но попытаемся уложиться в рамки одного подраздела статьи. Зарождение и развитие высшего образования в России началось примерно в XI-XII веках и постоянно зависело от ряда факторов. Во-первых, разные области жизнедеятельности человека (наука, культура, мореплавание, торговля и другие) не стояли на месте, а развивались, следовательно, общество уже нуждалось в более квалифицированных кадрах. Во-вторых, само российское окружение требовало дальнейшего формирования в плане освоения наук, поскольку шел обмен опытом с другими странами, активно изучались языки. Особенно заметно это происходило во времена Петра I.


Нельзя не учитывать тот факт, что большой вклад в развитие высшей школы внесли русские деятели, просветители, математики, химики, философы, мыслители: Ковалевский, Ломоносов, Радищев, Лобачевский, Писарев, Белинский, Герцен, Добролюбов, Тимирязев, Пирогов, Менделеев и многие-многие другие. В то же время на высшее образование в России сильно повлияло учение К. Маркса и Ф. Энгельса. А Михаил Васильевич Ломоносов, например, как никто другой, стремился избавить сферу учения от схоластических взглядов, навязываемых до этого церковью, и старался сделать образование более светским. Кроме этого, он составлял учебные программы, пытаясь сделать так, чтобы ученики получали не только теоретические знания, но и обучались практическим навыкам, участвовали в лабораторных опытах и экспериментах. А в 1755 году открылся Московский университет имени Ломоносова (МГУ), который являлся, пожалуй, самым классическим примером учебного заведения, где и сегодня можно получить российское высшее образование в полном его понимании.

Немного истории…

Развитие и история высшего образования в России также тесно переплетаются с событиями, которые постоянно происходили на территории страны и за ее пределами. Например, вслед за в Европе наша держава тоже претерпевает свои изменения, в частности, основывается Ленинградский горный институт, который стал прародителем высшего в России. В основном в горном училище (так называли его в те времена) преподавались математические дисциплины: алгебра, геометрия, архитектура, металлургия, минералогия, химия, физика, иностранные языки. Такое разнообразие точных наук помогало получать достойное и разностороннее образование. Россия, как и многие другие страны, пыталась сделать обучение доступным для женской половины. Окончательно это стало возможным после Великой Октябрьской социалистической революции. В это же время перед высшим образованием встали другие цели и задачи. Планировалось строить совершенно новое общество посредством целенаправленного воспитания молодежи и введения коренных изменений в процесс обучения.


Во времена СССР получение высшего образования тесно было связано с планами развития общества и всех отраслей народного хозяйства. Достаточно вспомнить ежегодные выезды студенческих бригад на картошку или обязательное активное участие в делах профсоюза. Перед высшими школами главной задачей было повышение уровня подготовки будущих специалистов, а также привлечение как можно большего количества людей из народа к получению качественного образования. В связи с этим был принят ряд мер: введение льгот, предоставление бесплатного общежития, а само обучение тоже было не платным и осуществлялось оно на 70 языках. В период Советского Союза высшее образование в России становится доступным для всех граждан, имеющих аттестат об окончании школы.

Высшее образование в современной России

Система высшего образования в России развивается в соответствии с потребностями общества, а также в зависимости от достижений наших ученых в естественных науках, медицине, физике, химии, информатике и других областях знаний. Отсюда сразу обозначаются программы, предметы, формы и методы преподавания в высших учебных заведениях.


В последние годы остро встает вопрос необходимости специалистов широкого профиля: инженер-конструктор, врач-биохимик, юрист-экономист, инженер-программист и т. д. Учебный процесс в современной России сочетает в себе комплексный подход овладения знаниями, т. е. лекции чередуются с самостоятельными заданиями, в том числе практическими. Такой подход в обучении позволяет активизировать мышление, инициативу, работоспособность, ответственность у студентов. Систематическое проведение кафедрой научных исследований позволяет приобщить студенческое сообщество к экспериментальной работе и тем самым повысить уровень подготовки. С этой целью во многих вузах нашей страны организованы опытные лаборатории, вычислительные центры, научные институты, где изучаются, решаются актуальные задачи современного общества.

Проблемы высшего образования

Конечно, сегодняшнюю Россию нельзя представить без насущных вопросов и перспектив планирования в области высшего образования. Среди наиболее явных трудностей, пожалуй, можно отметить вопрос К сожалению, с конца 90-х годов получить образование в нашей стране можно и с помощью денег. С одной стороны, это дополнительная возможность для некоторых категорий граждан, с другой - настоящая панацея, рождающая множество спорных вопросов.

Первый из них связан с тем, что резко упал уровень образования, поскольку все покупаемо, начиная с оценок и заканчивая дипломом. Как следствие, вытекает вторая проблема - жестокая коррупция в образовательных структурах. И в последние годы она становится все серьезнее. Проблемы высшего образования в России стоят остро, а решаются медленно. Однако радует уже то, что в этом направлении есть хоть какое-то движение.

Если же говорить о перспективах развития высшего образования в нашей стране, то этому процессу сильно способствуют наши победы в науке. Развитие нано- и биотехнологий однозначно в ближайшем будущем приведет к появлению новых специальностей. А вместе с этим и к новым программам, методам и формам образования.



Поделиться