Правовой статус полиции в рф. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ Виноградова Валентина Сергеевна 50 правовой статус сотрудника полиции

Правовой статус полиции регламентирован Федеральным законом «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. и Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», №342-ФЗ от 30.11.2011г.

Термин «полиция» в законе «О полиции» употребляется в нескольких значениях.

Под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников.

Также, под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел.

Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел, а соответствующая служба органа внутренних дел.

В соответствии со ст.1 закона «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел

и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Полиция - не самостоятельный орган исполнительной власти, а составная часть федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России). Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее задач.

В организационном плане полиция представляет собой совокупность подразделений, организаций и служб МВД России и его территориальных органов.

Основные направления деятельности полиции закреплены в ст.2 Федерального закона «О полиции»:

    защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

    розыск лиц;

    производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

    обеспечение правопорядка в общественных местах;

    обеспечение безопасности дорожного движения;

    контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

    контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

    охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

    государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

    осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Принципы деятельности полиции - основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции», которые объективно существуют и соответствуют определенным критериям.

Принципы деятельности полиции закреплены в главе 2 закона «О полиции»:

    Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

    Принцип законности.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законность - это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в деятельности полиции - это требование от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Федерального закона «О полиции» и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции.

    Принцип беспристрастности.

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Данный принцип закрепил равенство граждан перед законом, регламентирующим состав преступления (иного правонарушения), процедуру привлечения лица к ответственности и компетенцию полиции в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

    Принцип открытости и публичности.

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

    Принцип общественного доверия и поддержки граждан.

Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

    Принцип взаимодействия и сотрудничества.

Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В современных условиях надежное обеспечение правопорядка, эффективная защита прав и свобод граждан, противодействие терроризму, преступности, особенно ее организованным формам невозможны без всестороннего научного и информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов и подразделений системы МВД России.

Правовое положение сотрудника полиции

Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции имеет право:

На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

На оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

На защиту своих персональных данных;

На продвижение по службе в полиции;

На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

На защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

На государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

Сотрудник полиции обязан:

Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

Выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

Соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

Соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

Представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

Оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

В случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законом «О полиции».

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Полиция - составная часть единой централизованной системыМинистерства внутренних дел Российской Федерации . Включена в органы внутренних дел.(Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

    Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник - генерал армии.

    Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департаментуголовного розыска , Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент,Департамент тыла , Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

    Главное управление МВД России (ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное званиегенерал-лейтенант -генерал-полковник .

    Управление МВД России (УМВД России ) - орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко - генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД - полковник.

    Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации - осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

    Отдел МВД России (ОМВД ). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

    Отдел полиции (ОП ) - территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

    ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

    СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

    ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

    Беркут (Крым и Севастополь)

    Участковый уполномоченный полиции

    Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

В Казани и Москве существует также экологическая полиция .

УДК 342.98

С.В. Ненароков

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

development of the legal status of a police officer: background information

and modern situation

Статья посвящена вопросам развития правового статуса сотрудника полиции. Рассматриваются элементы, признаки, атрибуты правового статуса, а также исторические предпосылки реформирования полиции.

Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, правовой статус сотрудника полиции.

The paper is devoted to the development of the legal status of a police officer. His elements, characteristics, and attributes of the legal status and historical background ofpolice reform are discussed.

Key words: police, police officer, the legal status of police officer.

В связи с развитием демократических институтов в России особую актуальность приобретают вопросы правового положения личности, а также отношения общества и государства, что требует необходимости с иных позиций взглянуть на правовой статус сотрудников полиции. Внутреннее содержание правового статуса сотрудника полиции в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие и обусловливает его. Только используя комплексный подход и воздействуя на отдельные его элементы, возможно добиться эффективного функционирования указанного правового института. Например, необходимо изменить практику наделения сотрудников полиции некоторыми не свойственными для них функциями, такими как проверка бизнеса, лицензирование частной охранной деятельности, регистрация автотранспорта и его технический осмотр, прием экзаменов и оформление водительских удостоверений и т.д. Указанные функции целесообразно передать другим ведомствам, наделенным необходимыми правами и обязанностями, что, несомненно, повлечет за собой изменение целей и задач полиции в целом. На сегодняшний день существующий круг обязанностей полицейского требует расширения и дополнения с одновременным введением необходимых ограничений. Расширение прав сотрудника полиции, улучшение его финансового и социального обеспечения должно быть неразрывно связано с усилением дисциплинарной и иной ответственности, в том числе и за злоупотребление своими правами.

Внутриведомственная преемственность долж-

на быть положена в основу реформирования правового статуса сотрудников полиции. Известная еще с советских времен «палочная система» в настоящее время окончательно себя изжила, а современная практика требует применения эффективных моделей управления, дающих оценку деятельности системы по критериям раскрываемости как объективного показателя деятельности полиции (общественное мнение, степень доверия граждан полиции, внутренняя убежденность сотрудников в необходимости борьбы с преступностью, открытость деятельности и т.д.).

На сегодняшний день существует два направления разработки проблемы правового статуса сотрудников полиции. Так, проведены исследования отдельных элементов правового статуса, субъективного (личностного) подхода (Л.Д. Воеводин , А.И. Лепешкин , Н.И. Матузов , В.А. Па-тюлин , В.Б. Щетинин и др.).

Труды представителей отраслевых наук, прежде всего, административного права, предметом изучения которых выступили различные аспекты правового статуса отдельных государственных органов, характеризуются узкой отраслевой направленностью (Г.В. Атаманчук , В.М. Манохин , A.B. Оболонский , С.Е. Чаннов и др.).

Таким образом, самостоятельные исследования, посвященные проблемам правового статуса сотрудников полиции, в настоящее время отсутствуют. Восполняя указанный пробел, следует конкретизировать некоторые теоретические положения. Так, среди основополагающих элементов

Ненароков Сергей Валерьевич, старший преподаватель Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Ненароков С.В., 2017

Статья получена: 25.01.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.

правового статуса сотрудника полиции можновыде-лить: права и обязанности сотрудника; требования к сотрудникам; гарантии правовой защиты сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; способ замещения должности; характер ответственности сотрудника полиции; меры стимулирования служебной деятельности. Выделяют следующие обязательные признаки, присущие сотрудникам полиции:

Гражданство Российской Федерации;

Принадлежность к кадрам полиции;

Наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции .

Полицейским может стать только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации 1 Граждане других государств, а также лица с двойным гражданством либо, не имеющие гражданства, не вправе получать статус сотрудника полиции.

Полицейские могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Утверждается перечень данных государственных органов Правительством Российской Федерации по предложению министра внутренних дел Российской Федерации. В указанный список в настоящее время входят такие организации, как Министерство транспорта России, Министерство экономического развития России, Министерство здравоохранения России, Министерство регионального развития России, Министерство иностранных дел России, Федеральная налоговая служба России, Счетная палата Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности России, Банк России и т.д.

В дореформенный период имелась возможность прикомандировывать милицию к органам законодательной (представительной) власти. Сегодня такой возможности нет. Согласно ст. 41 закона «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, в случае избрания депутатами органов законодательной власти, приостанавливают службу в течение всего срока полномочий. Прохождение службы сотрудниками полиции в миротворческих силах по линии Организации Объединенных Наций и Совета Европы является длительной служебной командировкой, а не прикомандированием.

Следует обратить внимание, что статус сотрудника органов внутренних дел определяется специальным званием, присвоенным в установленном порядке. Звания в полиции Российской Федера-

ции присваиваются персонально в соответствии со служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет сотрудников.

Среди атрибутов правового статуса сотрудников органов внутренних дел следует выделить право на ношение и хранение специальныхсредств и оружия, служебное удостоверение, форменную одежду.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения специальной профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. На каждого заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер. Служебное удостоверение не заменяет паспорта гражданина Российской Федерации, хотя и является официальным документом. Форменной одеждой сотрудника полиции следует называть комплект снаряжения, знаков различия и предметов обмундирования.

Основой правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности (общие и специальные или должностные) . К общим полномочиям сотрудника органов внутренних дел относятся его права и обязанности как государственного служащего и как гражданина Российской Федерации.

Гражданин России, состоя на службе в полиции, имеет все права и свободы, а также исполняет обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Имеет право выбирать род деятельности, право на медицинскую помощь и охрану здоровья, на свободу передвижения, на образование, на неприкосновенность частной жизни и другие основные права и свободы. Территориальное разграничение юрисдикции органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основе специализированных документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые определяют границы обслуживания подразделений полиции Российской Федерации.

При совершении сотрудником органов внутренних дел нарушений по службе возможно привлечение его к дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности. За совершение должностных проступков наступает дисциплинарная ответственность. Кроме того, необходимо обратить внимание, что за совершение административных правонарушений сотрудник полиции также привлекается к дисциплинарной ответ-

1 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. 2002.№ 100.

ственности . Согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность2, за исключением правонарушений, перечисленных во второй части данной статьи.

Законом предусмотрена классификация общественно опасных деяний, за которые сотрудник органов внутренних дел, в случае недобросовестного исполнения служебных обязанностей, может быть привлечен к уголовной ответственности.

В первую группу входят преступления против государственной власти и интересов государственной службы: халатность, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника (ст. 285-293УК РФ)3.

Вторая группа включает в себя преступления, направленные против правосудия (ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ): фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений, незаконное освобождение от уголовной ответственности, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей и некоторые другие составы преступлений.

Привлечение к уголовной ответственности возможно за общественно опасные деяния, совершенные сотрудником органов внутренних дел и направленные на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Среди видов данных правонарушений можно назвать: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137- 140, 149 УК РФ).

Сотрудник полиции может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, который был причинен органам внутренних дел. Согласно ч.4 ст. 33 ФЗ «О полиции» данный вид ответственности может применяться в соответствии с трудовым законодательством (гл. 39 ТК РФ). По гражданскому законодательству (ст. 1069 и 1070 ГК РФ) ущерб подлежит возмещению гражданам и организациям в случае причинения его противоправными дей-

ствиями или бездействиями сотрудника полиции.

Другим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел выступают гарантии: социальной защиты сотрудников полиции, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников органов внутренних дел распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; обоснованный риск; физическое и психическое принуждение; неисполнение приказа (распоряжения).

Сотрудник органов внутренних дел имеет специальный правовой статус госслужащего, в который входят такие элементы, как ответственность, права, обязанности, поощрения и гарантии.

Таким образом, реформирование органов внутренних дел внесло коррективы в правовой статус сотрудника полиции, что, несомненно, было обусловлено конкретными причинами. С точки зрения социального аспекта, модель системы милиции и так основывается на исполнении функций полиции, и это полностью соответствует линии развития правового государства, поскольку является следующим шагом в процессе объединения всемирного полицейского сообщества .

Изначально, в царской России полиция выполняла функции по охране правопорядка, вот почему современное переименование может расцениваться как возврат к историческим корням, но с современным содержанием.

Государственная структура полиции впервые появилась в городе Санкт-Петербурге в 1718 г. и функционировала фактически 200 лет. Петром I впервые была введена должность генерал-полицмейстера. После 1917 г. присутствие полиции как силового ведомства очень раздражало массы, в связи с чем Временное правительство реформировало и переименовало полицию . Временным правительством 17 апреля 1917 г. была учреждена милиция, которая стала выполнять наружные функции, а управленческая структура полиции была демократизирована.

После свержения Временного правительства большевики во главе с В.И. Лениным приняли постановление НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции». Изначально Красная гвардия выполняла функции добровольцев. В октябре 1918 г., в соответствии с Инструкцией по организации советской рабоче-крестьянской милиции, она получила статус госструктуры,

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. М., 2010. 340 с.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010)// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2010. 9 апреля.

произошел возврат к профессиональному виду деятельности.

Можно констатировать, что милиция только в течение одного года находилась в состоянии, соответствующем своему названию, в дальнейшем она обрела все правовые и организационные черты полиции. Исконное название не могло быть возвращено милиции из-за несоответствия коммунистической идеологии.

Такие структуры, как, например, налоговая полиция, отчасти приучили обывателей и профессионалов к термину «полиция». Международное полицейское сообщество уже давно воспринимает милицию в качестве полицейского аппарата, а в странах СНГ к идее реформирования пришли еще раньше.

Однако старшее поколение, помня советский период, в целом негативно отнеслось к идее реформирования. Конечно, не стоит однозначно руководствоваться только негативными ассоциациями. Разработка и принятие закона «О полиции» вызвали ожесточенные споры между учеными и практиками. Перед разработчиками закона стояла задача создать отличную правовую базу для деятельности обновленной государственной структуры.

Реформа органов внутренних дел затронула не только сотрудников милиции, но и граждан. На первый план выходит защита прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства. В ст. 2 «Основные направления деятельности полиции»4 закреплены эти направления, которые в отличие от закона «О милиции» дополнены такими положениями, как: контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью, розыск лиц и похищенного имущества, обеспечение безопасности дорожного движения. Следует отметить, что названные направления в прежнем законе были тоже обозначены, но только в разделе обязанностей милиции. Таким образом, хоть в новом законе этот аспект

и не является однозначной новизной, но можно говорить о необходимой систематизации его положений. Несомненно, закон «О полиции» более развернуто определяет порядок использования полномочий сотрудниками полиции.

Подводя итог, следует отметить, что ценность правового статуса сотрудника полиции состоит в том, что создается система нормативных правовых актов, обеспечивающая высокий уровень правовой защищенности полицейского. Единство социального содержания и правовой формы в конечном итоге определяет правовой статус сотрудников полиции, который реализуется в конкретных правоотношениях. Следует особо отметить, что субъектом указанных правоотношений может выступать только лицо, обладающее сознанием и волей, способное совершать активные действия и нести за них ответственность. Поскольку личный состав полиции представляет собой часть государственных служащих, то ему присущи все необходимые черты: иерархия должностей, отношения «начальник - подчиненный», прямая зависимость прав и обязанностей от служебного положения, разделение функций между сотрудниками и т.д. Реформа системы Министерства внутренних дел России изменила административно-правовой статус сотрудника полиции, и это стало основой для возникновения эффективно функционирующей правоохранительной системы. Реформа в настоящее время еще не закончена, внутри ведомства происходят в том числе и структурные преобразования. Однако прошедшее после начала реформирования время дает основание сделать вывод, что изменение правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.

стисок литературы

1. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 42-50.

2. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан / А.И. Лепешкин. М. : Мысль, 1966. С. 31.

3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. С 192.

4. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М. : Наука, 1974.С 114.

5. Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 3.

6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М. : НОРМА, 2008. С. 47.

4 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. 2011. № 25.

7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М. : Юрист, 2008. С.65.

8. Оболонский А.В. Государственная служба. М. : Наука, 2001. С. 153.

9. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина. М. : Ось-89, 2009. С. 89.

10. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2.

11. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61.

12. Малахов В.П. Единство и различие административного и полицейского права // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 84.

13. Васильев Ф.П. Какая полиция нам нужна? // Российская юстиция. 2011. № 6. С. 41.

14. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 29.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

А Н. Б-ктеикн М.Ю. Г^-Ешнннн С. 1Г Миронов

Страницы истории казанской полиции

Бикташева А.Н.

Страницы истории казанской полиции: исторический очерк: учебное пособие / А.Н. Бикташева, М.Ю. Гребенкин, С.Н. Миронов. - Казань: КЮИ МВД России, 2017. - 98 с.

Учебное пособие содержит материалы, отражающие историю создания и развития казанской полиции XVШ-XIX вв., ее структуру и компетенцию, основные направления деятельности.

Предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, изучающих курс истории органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 25 Закона «О полиции» сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Законом «О полиции».

Можно также выделить ряд атрибутивных особенностей статуса сотрудника полиции:

  • лица, принимаемые на службу в полицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку;
  • сотрудникам полиции присваиваются специальные звания, им выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак;
  • они принимают присягу сотрудников органов внутренних дел;
  • сотрудники полиции имеют форменную одежду. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;
  • сотрудники полиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
  • они имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств;
  • профессиональная служебная деятельность сотрудника полиции осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем;
  • на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  • обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников полиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Служба в органах полиции регулируется как собственно Законом «О полиции», так и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

В соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел...» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены соответствующими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ.

Права и обязанности сотрудника полиции в настоящее время складываются из прав и обязанностей именно как сотрудника правоохранительного органа и как государственного служащего. Первый объем изложен в гл. 3 Закона «О полиции» и направлен на регулирование внешних отношений, когда сотрудник полиции взаимодействует с гражданами и юридическими лицами при выполнении своего профессионального предназначения. Второй объем закреплен в гл. 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел...» и связан с регулированием внутренних служебных отношений.

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным российским законодательством, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Устанавливается предельный возраст поступления на службу в ор ган ы в нутр е н н их дел:

  • 1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;
  • 2) для поступления в образовательные учреждения высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

Граждане, поступающие на службу в полицию, проходят в обязательном порядке психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Ограничение распространяется на граждан с погашенной или снятой судимостью. Более того, не могут служить в полиции граждане в случае прекращения в отношении их уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Не может поступить на службу в полицию гражданин, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Для поступающего в полицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности без присвоения специального звания.

Как было отмечено выше, обязанности и права полиции закреплены в гл. 3 Закона «О полиции». Их условно можно обозначить единым термином - «полномочия». Разделим их на группы. В первую группу полномочий следует включить обязанности и права, которые полиция исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. К таковым, в частности, относятся полномочия:

Принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных

правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Данную группу полномочий объединяет их характер - содействие гражданам в реализации ими своих прав и интересов.

Следующая группа полномочий в зависимости от цели - предупредить возможное правонарушение - следует именовать контрольно-предупредительные. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
  • принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
  • участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния анти-террористической защищенности и безопасности объектов;
  • осуществлять контроль за деятельностью частных детективов, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством РФ;
  • осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности;
  • производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино-и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

Следующая группа полномочий носит пресекательный характер , единственная их цель - пресечение правонарушения. К таковым будут относиться полномочия:

  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
  • пресекать административные правонарушения;
  • содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;
  • осуществлять административное задержание;
  • применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие.

Полиция также наделена юрисдикционными полномочиями , т.е. полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу.

Необходимо отметить, что приведенные сгруппированные полномочия лишь в общем представляют объем прав и обязанностей полиции. Закон «О полиции», как уже отмечалось, существенно детализирует полномочия полиции, поэтому их перечисление заняло бы значительный объем учебного пособия. Кроме того, полиция руководствуется также федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Об оружии», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и многими другими.

  • Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4595.

Введение

ГЛАВА 1. Правовой статус как юридическая категория 16

1.1. Правовой статус: понятие, структура, виды 16

1.2. Правовой статус государственных органов 32

ГЛАВА 2. Правовой статус полиции: понятие, эволюция, структура 46

2.1. Эволюция правового статуса полиции 46

2.2. Современный правовой статус полиции: понятие и структура 67

2.3. Элементы правового статуса полиции 88

2.3.1. Обязанности и права полиции 88

2.3.2. Ответственность и иные ограничения в отношении полиции 115

ГЛАВА 3. Пути усовершенствования правового статуса полиции: отечественный и зарубежный опыт 134

Заключение 168

Библиография

Правовой статус государственных органов

Предметом научных исследований традиционно выступает правовой статус личности (человека, индивида). Однако необходимо помнить о том, что статус - категория, характеризующая не только индивидуальных, но и коллективных субъектов права: им обладают юридические лица, государство, органы власти, общественные объединения, народ в целом и т.д. Так, в Конституции Российской Федерации термин «статус» употребляется в отношении не только отдельной личности, но и применительно к субъектам Федерации (например, «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом» (п. 5 ст. 66)).

Исторически сложилось, что именно правовой статус индивидов, а не их объединений стал изучаться в науке, а также получил законодательное урегулирование. Тем не менее, с течением времени был осознан тот факт, что правовой статус различных видов коллективных субъектов права нуждается в самостоятельном изучении. В последнее время в данном направлении достигнут существенный прогресс, в литературе появляется все больше работ, посвященных правовому статусу отдельных коллективных субъектов1.

Одним из наиболее распространенных видов коллективных субъектов выступают органы государственной власти, сама суть, природа и назначение которых требует детального урегулирования законодателем их правового статуса. Характеристика правового статуса данного вида субъектов невозможна без понимания образующего его «ядро» понятия государственной службы. Для российской правовой мысли характерна трактовка сущности государственной службы как некоего служения, исполнения государственного долга. Так, еще в XIX в. Н. Нелидов считал государственную службу деятельностью на пользу государства, осуществляемую индивидом ради достижения общественно важных целей по особому указанию, исходящему от вышестоящего субъекта либо непосредственно, либо через посредство другого лица1.

Сторонники данного подхода считают, что управленческий аппарат является орудием органов государственной власти, которые были избраны и контролируются со стороны народа2. Государственный гражданский служащий, согласно этой позиции, должен служить не человеку, не обществу, а государству в лице его органов, образованных путем выражения народом своего волеизъявления в результате выборов, либо иным законным способом3. Г.В. Атаманчук отметил, что «издавна в России под словом (термином, понятием) "служба" понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы»4. Существует и противоположный подход, согласно которому государственная служба трактуется как деятельность исключительно на профессиональной служебной основе по обеспечению полномочий других субъектов права5. А.В. Оболонский полагает, что необходимо пересмотреть «вековечную российскую традицию» превалирования государства и его интересов над обществом и его потребностями. Более того, государственная служба не должна быть тождественна службе «государевой», России необходимо прийти к истинно гражданской службе, означающий ответственность служащего перед обществом, которое фактически финансирует его деятельность1.

Специфическими особенностями государственной службы выступают:

1) Публичность, основанная на том, что государственная служба осуществляется в общественно значимых целях, для удовлетворения социальных потребностей и достижения общего блага.

2) Направленность на выполнение функций государства. На первый взгляд кажется, что функции государства реализуют не государственные служащие, а государственные органы, которые они образуют, однако, и в этом мы согласны с С.Е. Чановым, весьма существенный перечень государственных служащих обладает возможностью (и обязанностью одновременно) воплощать в жизнь функции государства. Впрочем, таким правом-обязанностью наделены далеко не все государственные служащие. Основной задачей деятельности достаточно большой части служащих является не непосредственная реализация функций государства, а обеспечение (в самых различных аспектах) деятельности другой ее части, которая как раз их занимается прямой реализацией государственных функций.

3) Внешневластный характер служебной деятельности, предопределяющий дозволенность государственным служащим самостоятельно осуществлять юридически значимые действия, а также принимать решения общеобязательного характера для неопределенного круга лиц (тем не менее, внешневластными полномочиями наделены не все государственные служащие.

Современный правовой статус полиции: понятие и структура

С одной стороны, в научной литературе встречаются достаточно восторженные отзывы о новом законе. Так, по мнению В.В. Черникова, «он (закон) является поистине революционным шагом, положившим начало преобразованию, нужно честно признать, обюрократившейся милиции в полицию. Именно с даты вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…»1. Его поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях»2.

С другой стороны, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?»3.

Мнение общественности склоняется к тому, что принятие Закона «О полиции» - это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» - это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий4.

Как отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности М. Гришанков, «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени - это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД»1. Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) - властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам.

Принципиально новыми по сравнению с Законом «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции», ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении1. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 20000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Обязанности и права полиции

«Права и обязанности» можно с известной долей уверенности назвать одной из самых «популярных», «востребованных» юридических конструкций. Взаимоотношения данной пары понятий наиболее полно характеризуется термином «единство», означающим их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность и взаимодействие - другими словами, фактическую невозможность существования друг без друга. Универсальность рассматриваемого начала позволила возвести единство прав и обязанностей в ранг принципа права1.

Принцип единства прав и обязанностей является конституирующим для правового статуса полиции, на которую в полной мере распространяются все особенности, характеризующие статус органов исполнительной власти.

Особенность государственных органов и их должностных лиц как субъектов права заключается в слиянии их прав и обязанностей. Предоставленные им возможности по отношению к другим лицам (гражданам) одновременно выступают как долженствования (обязанности) перед государством и обществом. Эту особенность отмечает Д.Н. Бахрах, полагая, что само рассмотрение прав и обязанностей таких специальных субъектов, как государственные служащие, можно проводить только в их единстве, взаимной связи, взаимной обусловленности2.

Объяснение данному феномену можно найти в философии. Субъективное право заключает в своей сути понятие возможности, юридическая обязанность - понятие необходимости, также образующие логико-философскую пару. Стремление личности к максимально полному удовлетворению своих потребностей и интересов приходит в противоречие с фактом существования объективной необходимости. Это противоречие в свою очередь рождает диалектическое единство1. Возможность и необходимость не разделены между собой «высокой стеной»: первая, ограниченная строгими рамками, тем не менее содержит в себе определенные возможности2.

С позиции административного права, единство (в значении слияния) прав и обязанностей в сфере правоохранительной деятельности обусловлено тем, что должностные лица соответствующих государственных органов, осуществляют закрепленные за ними функции, что является их обязанностью, и несут за свои действия (бездействие) ответственность перед вышестоящими органами, государством и обществом3.

Однако тот факт, что права и обязанности полиции находятся в неразрывном единстве, вовсе не означает, что они одинаковы в своем законодательном закреплении. Равноправие субъектов права встречается далеко не всегда. Если рассматривать отношения граждан друг с другом, то здесь присутствует изначальное равенство в возможностях и гарантиях их реализации и защиты. Но если же анализировать отношения граждан и государства, то ситуация совершенно иная. При столкновении с государственными органами и должностными лицами индивид всегда оказывается более «слабым». Необходимость защиты прав человека в его отношениях с властными структурами предопределила установление особых принципов регулирования их деятельности. Основным среди них выступает «дозволено только то, что прямо разрешено».

Принцип, противоположный вышеназванному, а именно «дозволено все, что не запрещено», являющийся базовым в регулировании отношений равных по статусу субъектов (прежде всего граждан между собой), также С. 29. применим в некоторых ситуациях. Так, например, он вполне допустим во внутренних отношениях государственных органов и должностных лиц на горизонтальном уровне. Однако он не должен представлять угрозу правам и свободам граждан при их взаимодействии с правоохранительными органами.

Модель правового регулирования, по нашему мнению, должна быть следующей: при формировании общей нормы, закрепляющей компетенцию (полномочия) должностных лиц, т.е. цель деятельности и законные средства ее достижения, дается исчерпывающий перечень позиций, за рамками которого все остальное им запрещено. При отсутствии же перечня конкретных полномочий должен вступать в действие принцип «разрешено все, что находится в рамках поставленной цели и намеченных задач»1.

При закреплении в нормативных актах перечня полномочий государственных органов и их должностных лиц особенно соблюдение правил юридической техники, которыми выступают: четкость, ясность, логичность, исчерпывающий, но достаточный объем информации. И напротив, расплывчатость формулировок, запутанность в изложении мысли, непоследовательность, дублирование или же недостаточность информации чрезвычайно опасны в регулировании именно данных категорий отношений, поскольку создают возможность толкования норм в свою пользу и, соответственно, злоупотребления правами.

Так, закрепление задачи достигнуть определенную цель любыми путями может «камуфлировать» неоправданно широкий перечень прав, которые могут быть для этого использованы. Советская история знает такой пример, а именно в тридцатых годах прошлого века органы НКВД наделялись чрезвычайно объемными правомочиями по использованию самых различных средств для борьбы с «врагами народа»

Ответственность и иные ограничения в отношении полиции

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков (правонарушений) и заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

Для освещения вопроса ограничений в отношении полиции первостепенное значение имеет анализ понятия «служебная дисциплина».

В начальной редакции Закона «О полиции» была специальная статья 39, посвященная вопросам служебной дисциплины в полиции. По сути, данная статья была отсылочной, поскольку ограничивалась только положением о том, что служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, что рассматривалось как недостаток Закона1.

Данная статья утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который уже была включена самостоятельная седьмая глава «Служебная дисциплина в органах внутренних дел». Согласно ст. 49 данного закона, служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Понятие дисциплины и в законе, и в науке традиционно носит «негативный» оттенок - в том смысле, что ее рассмотрение, как правило, концентрируется на вопросах нарушения дисциплины и следующей за этим ответственности. Это вполне оправдано, поскольку соблюдение дисциплины - это нормальный ход вещей, другими словами, правило, в то время как ее нарушение - это нечто экстраординарное, т.е. исключение из правила.

Примечательно, что в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» служебная дисциплина помимо «классического» (т.е. «негативного») аспекта имеет и аспект позитивный - предполагается, что дисциплина может не только нарушаться, но и соблюдаться (причем, добросовестно и перевыполнением поставленных задач). Поэтому, согласно ч. 2 ст. 49 Закона, «в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания».

Закон различает простое и грубое нарушение служебной дисциплины. Если понятие первого раскрывается с теоретических позиций - через предлагаемое определение (перечисление признаков, наличие которых у деяния позволяет причислять его к дисциплинарным поступкам), то второго уже больше с практических - путем приведения исчерпывающего списка возможных грубых нарушений.

Итак, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел

Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Закон приводит исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины: несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации; отсутствие сотрудника на службе в рабочее время без уважительных причин более четырех часов подряд; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Отдельную группу среди них составляют действия общественная вредность (опасность) которых сама по себе очевидна настолько, что они могут быть признаны грубыми нарушениями служебной дисциплины только в том случае, если не влекут за собой уголовную, т.е. более строгую, ответственность (например, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, нарушение нормального функционирования органа МВД, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям; утрата выданного оружия и патронов к нему вследствие небрежного хранения и др.;

Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «О службе в ОВД» определены основы правового положения сотрудника органа внутренних дел. Открывает данную статью норма, которая установила, что сотрудником органа внутренних дел является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел было определено, что сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Соответственно, в ч. 1 ст.10 ФЗ «О службе в ОВД» учтена формулировка нормы ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, определяющей, что сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 названного Закона.

Частью 2 статьи 10 предусмотрены случаи, когда сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, не замещая при этом должность в органе внутренних дел:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, и прикомандирования сотрудника органа внутренних дел к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. Ранее нормативные акты, регламентировавшие службу в органах внутренних дел на такую возможность не указывали. Не содержится подобного указания и в ФЗ «О полиции».

Частью 3 статьи 10 предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника органа внутренних дел определяется как ФЗ «О службе в ОВД», так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД. Речь идет, прежде всего, о Законе о полиции и Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД, предметы регулирования которых самым тесным образом связаны с предметом регулирования ФЗ «О службе в ОВД». Эти три Закона образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел.

Частью 4 статьи 10 предусмотрена выдача сотруднику органа внутренних дел служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядка их выдачи. Кроме того, непосредственно определено, что служебное удостоверение сотрудника органа внутренних дел: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника; подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством РФ. Данные положения в отношении служебного удостоверения сотрудника ОВД законодательно ранее закреплены не были.

Правовой отдел УМВД России по Камчатскому краю



Поделиться