III. Рекомендательные правила поведения государственных служащих

Служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной сфере. Служебное поведение служащих во многом регламентируется принципом правомочности и неправомочности действий и поступков. На стыке правомочности и неправомочности служебной деятельности возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

1) обязательное (по принуждению в соответствии с законом);

2) должное (по договору в соответствии с распределением обязанностей и т.п.);

3) желательное (по собственной воле).

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора служащим модели поведения и деятельности, соответствующей управленческой ситуации. В служебном поведении гражданского и муниципального служащего отражаются свойства основных субъектов его социальной жизни: личности, группы, коллектива (службы).

Необходимо выделить четыре вида мотивационных предпочтений служебного поведения:

1) стремление к творческой самореализации (получение удовлетворения от работы и профессионального роста);

2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов);

3) прагматическую ориентацию (стремление обеспечить индивидуально-денежный достаток);

4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Особое значение в понимании сущности служебного поведения имеет понятие «стиль поведения». Стиль служебного поведения отражает, во-первых, свойства черт личности служащего, во-вторых, уровень его компетентности, способности и воли оптимально использовать личностные черты для выполнения служебных задач, управленческой ситуации.

Многие условия современной жизни способствуют дегуманизации служебного поведения чиновников. Бюрократические рутинные технологии управленческой деятельности, иерархическое подчинение приводят к тому, что служащие начинают относиться к службе и друг к другу обезличенным образом. Устанавливаемые нормы служебного поведения призваны снизить неизбежные негативные последствия организации управленческой служебной деятельности.

На службе объективно существует система определенных стандартов поведения служащих, обеспечивающих реализацию властных функций при исполнении должностных обязанностей. Эти стандарты не регламентируют личную жизнь гражданских и муниципальных служащих, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы служебного поведения, представляющие собой ценности.


Нормы служебного поведения могут быть переданы служащему либо через пример других служащих, либо через научение, хотя обычно эти два способа действуют одновременно. Служащие, особенно руководители, далеко не всегда поступают в жизни так, как сами проповедуют. Противоречивая практика, при которой руководители снисходительны к себе или отдельно избранным сотрудникам, а для других устанавливают строгие стандарты, снижает вероятность того, что установленные нормы служебного поведения будут усвоены и исполнены всеми служащими.

В настоящее время российский законодатель не предусматривает способы воздействия на этическое поведение государственных служащих с точки зрения как дисциплинарного, так и публичного права.

Для того чтобы новому сотруднику успешно адаптироваться на службе, ему необходимо изучить систему норм и поведенческих стереотипов, характерных для службы. Особенно важно знать те из них, которые являются ключевыми и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между ним и его окружением на службе. Установление системы таких норм и ценностей служебного поведения чиновников и их соответствующее описание являются важной задачей политического руководства государства.

В настоящее время существуют нормативные документы, ориентированные на формирование общих принципов служебного поведения гос. служащих. Это, в частности, Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885
"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан :

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

По сути дела в федеральном законе в целом выражена концепция формирования «рациональной бюрократии», разработанная на рубеже 19-20 вв. известным немецким ученым М. Вебером. Среди главных идей его концепции находится единство ценностных ориентаций чиновников, высокое развитие у них чувства служебного долга, беспристрастности, компетентности, истинного понимания государственных интересов.

Согласно этой концепции первостепенное значение имеют следующие требования, которым в идеале должны соответствовать основные категории работников аппаратов государственного управления:

1. Служба в аппарате органа управления является для чиновника единственной и главной профессией;

2. чиновники должны обладать личной свободой, но при этом неукоснительно подчиняться в работе служебному долгу и служебной дисциплине под строгим контролем демократических институтов;

3. работа чиновника должна осуществляться не на основе произвольных распоряжений и поручений начальства, а в рамках четкой регламентации его служебной компетенции, ибо он является слугой государства;

4. чиновнику запрещено присваивать служебное место и, выражаясь современным языком, использовать имеющиеся привилегии для получения «статусной ренты» в виде незаконной платы за его услуги и другие материальные преимущества;

5. чиновник работает по найму (контракту) у государства в соответствии с профессиональной квалификацией.

Международной ассоциацией муниципальных администраторов изложены постепенно нарастающие по сложности пять основных нормативных уровней профессиональной морали должностных лиц. Служащий должен:

1) обладать честностью и неукоснительно следовать закону;

2) уметь находить правильный подход к разрешению конфликтных ситуаций;

3) ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения;

4) быть достаточно компетентным в определении государственной и муниципальной политики;

5) уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования.

Нетрудно заметить, что все эти уровни определяют типы поведения и границы действий, которые служащий очерчивает для себя в конкретной ситуации. Таким образом, этическая культура личности чиновника – важнейший коррелятор, формирующий служебное поведение служащего.

Можно также привести пример формирования системы норм поведения должностных лиц в американской правительственной службе.

1. Бескорыстие . Лица, занимающие государственные должности, должны действовать исключительно в общественных интересах. Они не должны использовать свое положение для приобретения финансовой или другой материальной выгоды для самих себя, своих семей или своих друзей.

2. Принципиальность. Лица, занимающие государственные должности, не должны связывать себя какими-либо финансовыми или иными обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим пытаться повлиять на выполнение ими служебных обязанностей.

3. Беспристрастность. Лица, занимающие государственные должности, при решении служебных вопросов, включая назначение на должность, распределение государственных контрактов либо рекомендации о награждении тех или иных лиц или предоставление им льгот, должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов.

4. Подотчетность. Лица, занимающие государственные должности, подотчетны обществу за свои решения и действия и обязаны не препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью.

5. Открытость. Лица, занимающие государственные должности, должны проявлять максимально возможную открытость во всех своих действиях и решениях. Они должны обосновывать свои решения, ограничивая информацию лишь в тех случаях, когда этого определенно требует обеспечение более широких общественных интересов.

6. Честность. Лица, занимающие государственные должности, обязаны заявлять о любых своих частных интересах, связанных с их официальными обязанностями, и предпринимать шаги по разрешению любых возникающих конфликтов интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов.

7. Лидерство. Лица, занимающие государственные должности, должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером.

Этический режим на службе не может превращаться в набор раз и навсегда данных правил для реагирования на те или иные поступки и наказания ничего не подозревающих служащих. Скорее это руководство к действию, позволяющее создать атмосферу, которая способствует этически приемлемому поведению. Здесь основная задача не пригрозить наказанием, а дать разъяснение. Главная особенность любого этического набора норм поведения состоит в том, что это не «полосатый жезл» и не «шлагбаум», а комплект «дорожных знаков» для безопасного движения.


Учебно-методический комплекс

Формат 60x90 1/16.

Печ. л. 4,4. Тираж 50 экз.

21. В своем поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

22. В своем поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, если это не связано с исполнением служебных обязанностей;

в) любых личных и финансовых связей, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанностей или ответственности;

г) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

д) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений;

е) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

ж) курения в служебных помещениях, во время совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

з) злоупотребления спиртными напитками и участия в азартных играх.

23. В своем поведении государственный служащий должен:

в любой ситуации сохранять личное достоинство; быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

при управлении транспортными средствами выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта; являться образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

придерживаться здорового образа жизни, заботиться о своем внешнем виде, всегда быть подтянутым и аккуратным;

постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

24. В служебной деятельности государственный служащий обязан:

быть верным гражданскому и служебному долгу;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона;

своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;

не допускать в работе проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан, проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами;

не допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения, личные отношения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;

сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

25. Во взаимоотношениях с коллегами государственный служащий обязан:

поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

обращаться к коллегам - сотрудникам, называя их по специальному (воинскому) званию и фамилии или только по специальному (воинскому) званию, добавляя в последнем случае перед специальным (воинским) званием слово "товарищ", либо по имени и отчеству и только на "Вы";

проявлять корректность, тактичность, доброжелательность и внимательность в общении с коллегами;

оказывать уважение и внимание коллегам. При этом младшим по специальному (воинскому) званию или возрасту первыми приветствовать старших, подчиненному - руководителя, мужчине - женщину;

придерживаться делового этикета, соблюдать правила официального поведения и традиций Следственного комитета;

не допускать воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для государственного служащего Следственного комитета или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения;

объективно, взвешенно, принципиально и гласно критиковать недостатки коллег по работе, с пониманием воспринимать критику в свой адрес;

воздерживаться от критических замечаний по поводу действий или упущений руководителей при неформальном общении с коллегами.

26. Во внеслужебное время государственный служащий обязан:

при общении с гражданами проявлять вежливость и тактичность, выдержанность и эмоциональную устойчивость;

избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

принимать все предусмотренные законом меры к пресечению противоправных действий, совершаемых в присутствии государственного служащего, и привлечению виновных лиц к ответственности;

не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован;

соблюдать правила общежития, проявлять терпимость, уважать национальные и религиозные обычаи, культурные традиции народов России;

не участвовать в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим не следует делать татуировки, носить пирсинг, а в служебное время перстни, печатки и другие дорогие ювелирные украшения, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в одежде, утратившей надлежащий вид.

Сотруднику (военнослужащему) Следственного комитета в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Нравственная культура государственных и муниципальных служащих, как уже отмечалось выше, реализуется через их поведение в профессиональной деятельности. Поэтому культура поведения служащих должна иметь не только внутреннюю социально-психологическую регуляцию - через индивидуальные ценностные ориентации, но и внешнюю - через правила и нормы поведения, особенно в процессе осуществления служебной деятельности.

По данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 800 тыс. госслужащих, из них 550 тыс. на федеральном уровне и около 250 тыс. на уровне субъектов РФ . При этом, как отмечает председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни В. Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как с взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Для кардинального изменения ситуации был разработан новый проект кодекса этики государственных служащих и муниципальных служащих Российской Федерации, вынесенный Минтрудом РФ на общественное обсуждение . В случае одобрения данного проекта, он будет утвержден соответствующим указом Президента.

В данном документе отражены основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих и рекомендательные этические правила их служебного поведения, основанные на ценностях и нормах общественной морали. В кодексе отмечается, что основой профессионального поведения служащих должно быть отношение к каждому человеку, с его правами. Вследствие этого в своем служебном поведении государственный (муниципальный) служащий должен воздерживаться:

  • а) от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений. Выражение нетерпимости и различных фобий категорически недопустимы государственными и муниципальными служащими, так как они являются представителями государства, если хотите его «лицом», а государство компрометировать свой авторитет не может, так как оно во многом зависит от доверия граждан и его поддержки. Не стоит забывать об основном предназначении государственного и муниципального служащего - служить обществу. И поэтому такой служащий всегда находится на виду у граждан;
  • б) грубости, проявлений пренебрежения, заносчивости в любых формах, предъявления неправомерных осуждений и обвинений. Комментарий к этому пункту, в принципе, будет аналогичен предыдущему пункту с одним лишь дополнением: что особые требования к работнику органов государственного и муниципального управления должно быть именно на рабочем месте. Это не значит, что в других местах и в другое время он может себе позволять что-либо подобное;
  • в) оскорблений, угроз, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Чем больше агрессии может проявляться в поведении служащего, тем больший урон он наносит имиджу государственной и муниципальной власти и нарушает нормальную и эффективную работу государственных и муниципальных органов. Необходимо также отметить, что большинство этических норм имеют свое отражение в законодательстве, следовательно, они приобретают характер юридических обязанностей, за нарушения которых могут наступить юридические санкции,
  • г) курения во время выполнения своих служебных обязанностей. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в служебных помещениях - нарушение закона. Курить, общаясь с людьми в процессе выполнения служебных обязанностей, - это, в прочем, неуважение к ним.

Кроме отмеченного, государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать налаживанию в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, а также быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и терпимыми в общении с гражданами и коллегами. Яркое проявление внутренней и внешней гармонии, высокой культуры поведения человека является деликатность, свойство, действительно, воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости. Вежливость в служебных отношениях необходима для создания и сохранения в коллективе здорового морально-психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности.

Одним из самых серьезных факторов, определяющих критическое отношение общества к власти, является, способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать равенство, человеческое достоинство, его права - главная ценность социальной жизни - первое условие всякой деятельности.

Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

В современное время существуют требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим, условно можно разделить на следующие группы:

  • ? требования, связанные с осуществлением служащими своих властных полномочий. Требования, связанные с процессом принятия решений, относятся к управленческой этике (решительность, профессионализм, лидерство и т.д.);
  • ? требования, связанные с исполнительской дисциплиной. От добросовестного выполнения ряда функций служащего порой зависит и жизнь человека. Организованность, деловитость, дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, законопослушность - это качества данной группы;
  • ? коммуникативная компетентность. Служащему должны быть присущи такие качества, как: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
  • ? качества, связанные с тем, что служащие находятся всегда «на виду» у людей. Скромность, сдержанность, ощущение личной ответственности - это качества чиновника, от которых зависит, какое мнение сложится у населения о государстве.

В практическом приложении категории и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований, применяемых к служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий. К ним относятся:

  • ? следование высшим нравственным принципам, верность государству, своему делу. Служащий должен ставить интересы страны, профессии выше личных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений. Нам представляется, что поведение и деятельность нашего Президента - В.В. Путина, можно поставить в пример приверженности высшим нравственным ценностям, интересам государства и народа России;
  • ? безусловное выполнение требований профессии. Интеллигентность служащих определяется не только образованием, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности, сочетаемых с соответствующими нравственными формами поведения;
  • ? постоянная готовность выступить на защиту государства, народа, Конституции, законов РФ. В пример можно привести деятельность мэра г. Нефтеюганска В. Петухова, который погиб, защищая государственные интересы от рук наемного убийцы в 1998 г.;
  • ? честное отношение к служебным обязанностям. Необходимо обратить внимание на категорию «честность», которая понимается по-разному. Чтобы быть честным, надо просто не обманывать и не воровать. С воровством все понятно. А вот, как жить и при этом не обманывать, возникает множество вопросов. Многие считают, что это практически невозможно. Для того чтобы быть честным, надо быть заинтересованным в понимании тех людей, кому ты эту правду доводишь. Если чиновник будет стоять на такой позиции, а не исходить из корпоративного или личного эгоизма, то можно говорить о его честной служебной позиции;
  • ? стремление изыскивать и реализовывать наиболее эффективные и экономичные пути осуществления служебных обязанностей. Когда исполнитель любыми средствами желает получить результат, его мало интересуют последствия и полезность решения для других людей. Старшее поколение хорошо помнит огромное количество приписок и превышений в деятельности руководителей, которые «гнались за процентами и результатами» в советской экономике (к примеру, «Хлопковое дело», дело руководителя Краснодарского края С.Ф. Медунова и другие);
  • ? отсутствие в деятельности государственного служащего реализации своих личных интересов. Это обстоятельство подпадает под определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, о чем говорится в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), а также раскрывается в Федеральном законе РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ

«О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих;

  • ? не принимать для себя, своих близких благ и преимуществ, используя служебные полномочия. Таких примеров очень много. Недавно стали публичными коррупционные дела экс-губернатора Сахалина А. Хорошавина и его команды, экс-главы Республики Коми - В. Гайзера с командой и т.д. (у последнего, помимо больших денежных сумм, была найдена коллекция дорогих часов с экземплярами стоимостью по 100 000 долларов США и более). Возбуждено уголовное дело в отношении главы Департамента аудита государственных контрактов Минобороны Д. Недобора, с обвинением в покушении на взятку в особо крупном размере;
  • ? не использовать в профессиональной деятельности конфиденциальную информацию как средство получения личной выгоды. Перед дефолтом 1998 г. некоторые высшие чиновники, заранее имея данную информацию, как стало известно, использовали ее с пользой для себя и своих близких (заранее меняли рубли на валюту, массово скупали товары по текущим ценам и др.);
  • ? не заниматься предпринимательской деятельностью. Депутатам Государственной Думы, губернаторам субъектов Федерации, другим высшим чиновникам запрещено параллельно служебной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью;
  • ? реально бороться с коррупцией в государственных и муниципальных органах. В западных странах есть практика несокрытия служебных преступлений. Это приветствуется и всячески поощряется. Человек, сообщивший о факте коррупции, защищен законом. А за сокрытие преступных действий служащих ждут определенные административные и нравственные санкции. В нашей стране также предпринят целый комплекс мер по противодействию коррупции и борьбе со служебными аномалиями;
  • ? строго соблюдать правила делового общения с гражданами и коллегами. Выполнения служебного распорядка дня, дресс- код и другие нормы делового этикета - обязательны для всех государственных и муниципальных служащих, это часть их служебных обязанностей;
  • ? стремиться укреплять профессиональный имидж государственного и муниципального служащего. Так как он является важнейшим критерием оценки эффективности управленческой деятельности, фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Следовательно, формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности государственных органов и системы государственной службы в целом;
  • ? стараться не высказывать публично своего личного мнения о действующей власти, так как чиновник сам представитель власти. Любой чиновник, высказывая свое мнение, рискует, что его слова будут воспринимать, как официальное мнение государственных и муниципальных органов. А это далеко не всегда так. Личное мнение, высказанное чиновником вразрез общеофициальному - приносит большой ущерб имиджу государству. Пример - высказывания В. И. Маркина, официального представителя СК РФ, по поводу уголовных дел в отношении бывшего министра обороны РФ А.Э. Сердюкова, далеко не всегда соответствовали последующей официальной информации.
  • ? не допускать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности. Данный пункт можно комментировать также в ракурсе конфликта интересов;
  • ? в служебном общении соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливость, корректность беспристрастность, принципиальность, профессионализм, деловитость. В качестве примера также можно указать на всегда корректное и вежливое отношение ко всем, даже в ответ на явные провокации и грубость - нашего президента В.В. Путина.

В условиях российских проблем в области государственного и муниципального управления актуализация данной проблемы жизненно необходима. К сожалению, мы еще не создали систему воспроизводства нравственных ценностей и поведения в среде государственных и муниципальных служащих.

Для России важность нравственного воспитания еще явна и потому, что многие другие общественные регуляторы (правовые, политические) у нас работают слабо, утратили свое влияние. Единственным регулятором общественного поведения личности в этой ситуации, по мнению ученых и политиков-практиков, становится моральная направленность и ценностные ориентации самих граждан. Все это не может не влиять на характер и состояние этики государственного и муниципального управления.

  • Государственный сектор в процессе перемен. URL: http://bujet.ru/article/241687.php(Дата обращения 22.08.2016).
  • Минтруд России разработал проект кодекса этики для госслужащих. URL: http: //www/rAPAHT//URL: http://www.garant.rU/news/635890/#ixzz3nn2M5AnC (Дата обращения 22.08.2016).
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»;Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; Указ Президента РФ от 03.03.2007 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданскихслужащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
  • Дресс-код (англ, dress code - кодекс одежды) - форма, одежда необходимая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.

Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих

1. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих, а также органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными или муниципальными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного и муниципального служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе и органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа и органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Статья 4. Соблюдение законности

1. Государственный и муниципальный служащий обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Государственный и муниципальный служащий в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

3. Государственный и муниципальный служащий обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 5. Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих

1. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

2. Государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.

4. Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обращение со служебной информацией

1. Государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственный и муниципальный служащий обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 7. Этика поведения государственных и муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим

1. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

2. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных или муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

3. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные или муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

4. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

Типовой кодекс этики и служебного поведения

Государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

Типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Кодекс) основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на девятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Кодекс выступает основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

I. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера действия Кодекса

1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим (далее – государственные и муниципальные служащие), независимо от замещаемой должности.



2. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее – государственная и муниципальная служба), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

3. Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статья 2. Цель Кодекса

1. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного и муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих, их самоконтроля.

3. Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим

Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих

1. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих, а также органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными или муниципальными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного и муниципального служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе и органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа и органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.



Поделиться