Семейное право и семейное законодательство в рф. Автономная некоммерческая организация "центр социокультурной аналитики" Семейное законодательство укрепляет семью

З аконы Российской Федерации – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы.

К примеру:

    Федеральный закон от 21.12.96 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" или

    Федеральный закон от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Конституция РФ и семейное право

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное зако­нодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают:

    государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства;

    равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Основой семейного права в Российской Федерации служит ст. 38 Конституции РФ:

Статья 38 Конституции РФ

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Так в соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находится под защитой государства».

Конституция РФ, как уже отмечалось, устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что позволяет, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учитывать национальные особенности, местные условия и традиции.

Семейный кодекс РФ и семейное право

Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 года, является основным источником семейного права в Российской Федерации и охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Семейный кодекс РФ состоит из следующих основных разделов:

    Заключение и прекращение брака,

    Права и обязанности супругов,

    Права и обязанности родителей и детей,

    Алиментные обязательства членов семьи,

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,

    Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданский кодекс РФ и семейное право

Гражданский кодекс РФ также является источником семейного права. Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях:

    непосредственно предусмотренных в Семейном кодексе РФ;

    если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).

Законы субъектов РФ, которые регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов РФ.

Например:

    устанавливают порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет;

    организуют деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;

    решают вопросы, непосредственно не урегулированные Семейным кодексом РФ.

Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер.

Например:

  • Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.

Указы Президента РФ не должны противоречить Семейному кодексу РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер.

К компетенции Правительства РФ в соответствии с Семейным кодексом РФ, в частности, относятся:

    определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ;

    утверждение положения о приемной семье;

    установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие Постановления.

Правительство РФ вправе принимать Постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Прези­дента РФ.

Например:

    согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых произво­дится удержание алиментов на несовершеннолетних детей;

    Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронажную семью.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Нормы международного семейного права

Включение норм международного права и международных договоров в правовую систему Российской Федерации означает, что первое место среди источников права занимают нормы международного права и международные договоры.

Вот почему, если международным договором, заключенным с участием Российской Федерации, установлены иные правила, чем предусмотрены, в частности, семейным законодательством РФ, применяются правила международного договора, о чем специально говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число международно-правовых актов в области семейного права входят:

    нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН,

    Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Основные принципы семейного права в Российской Федерации

Принципы семейного права – это закрепленные семейным законодательством основные начала и руководящие положения, в соответствии с которыми нормы семейного права осуществляют регулирование личных и имущественных семейных отношений граждан.

К основным началам (принципам) семейного права в Российской Федерации относятся (ст.1 Семейного кодекса РФ):

  1. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.

Актом государственной регистрации подтверждается, что данный союз получил общественное признание и защиту. После государственной регистрации брака органами ЗАГС между супругами возникают правовые отношения, урегулированные семейным законодательством.

  1. Добровольность брачного союза мужчины и женщины.

Брак признается добровольным, свободным и равноправным союзом мужчины и женщины. Добровольность означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Данный принцип предполагает и свободу развода.

  1. Равенство супругов в семье.

Этот принцип основан на конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ) и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи.

  1. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Это распространяется на решение любых вопросов жизни семьи (расходования общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение брачного договора или соглашения об уплате алиментов на содержание детей и т. д.).

  1. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

Этот принцип обеспечивается правами ребенка, предусмотренными Конвенцией ООН "О правах ребенка" 1989 г., участником которой является РФ, положениями Семейного кодекса (ст. 54–60, 61–68, 8 °CК). Особое значение имеет право ребенка жить и воспитываться в семье. СК, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию.

  1. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Закон предоставляет право требования нетрудоспособным членам семьи возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования.

  1. Единобрачие (моногамия).

Это означает, что мужчина или женщина может находиться одновременно в одном зарегистрированном браке. Регистрация брака с лицом, ранее состоявшим в зарегистрированном браке, возможно только при наличии документов о прекращении прежнего брака (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, решение суда о признании брака недействительным).

История развития семейного законодательства в России

Первоначально семейные отношения на Руси регулировались обычным правом, напри­мер, обряд сватовства, обручения, венчания определялись обычаями.

Первым подобием закона в сфере семейного права можно назвать Номокан (Кормчая книга) - собрание византийского семейного права, состоящее в основном из канонических правил и светских постановлений византийских императоров.

Кормчая книга (Номокан) стала применяться на Руси с принятием христианства. Кормчая книга давала определение брака:

  • «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения».

Нормы семейного права содержались затем:

    в Своде канонического права 1551 г.,

    в Соборном Уло­жении 1648 г.,

    семейное право времен Петра I основывалось на указах 1714, 1722 гг.

Свод законов Российской империи конца XIX - начала XX в. (кн. 1 т. X «О правах и обязанностях семейственных») регулировал семейные отношения вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

В советский период к основным нормативным правовым актам в сфере семейного права относятся:

    Декрет о гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также другие декреты 1917, 1918 г.;

    Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве - первый кодифицированный семейно-правовой акт, принятый 22 октября 1918 г.;

    Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г.;

    указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государствен­ной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» и от 14 мая 1945 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»;

    Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г., который утратил юридическую силу с момента вступления в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ.

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к Ст. 1 СК РФ

1. Нормы семейного права могут включаться (и включаются) в различного рода нормативные акты (см. ст. 3 и комментарий к ней). Тем не менее семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в комментируемой статье.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.
———————————
Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулированное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 89 — 90.

Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли «иметь дело» с нормами, предписывающими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволительной направленностью, т.е. правилами более или менее конкретизированными. К сожалению, нормы, отмеченные высокой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства, а также при применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; ; единобрачие.
———————————
Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. II. С. 366 — 367.

Примерно так же очерчивал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав.
———————————
Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга. В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, только гражданский светский брак, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей.
———————————
Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 — 20.

Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории государства Российского, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того — необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) российского семейного законодательства и семейное законодательство России в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в прежние времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство РФ есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

4. Среди основных начал семейного законодательства названы:

— необходимость укрепления семьи;

— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

— обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

— обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

— добровольность брачного союза мужчины и женщины;

— признание только гражданского светского брака;

— равенство прав супругов в семье;

— приоритет семейного воспитания детей;

— обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

— недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
———————————
К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами, и, соответственно, о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 3. С. 310 — 315.

5. На первый взгляд, к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, указывая: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» . Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга».
———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 407.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие категории, как «любовь» и «уважение» (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. Так, В.И. Синайский по этому поводу писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» .
———————————
Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре «обязательства» любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других.

Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права, или о необходимости признания семьи субъектом права, закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи (см. также комментарий к ст. 2 СК), и т.д.
———————————
См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19.

Среди принципов семейного права в п. 3 комментируемой статьи упоминается указание о разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Представляется, что это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспечить «торжество взаимного согласия» попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в «семейные дела»? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из ее членов участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ().

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

8. Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — государственными органами или органами опеки и попечительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суде.

10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).

11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака.

Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.

Церковный брак законом не признается.

При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.

В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том что само понятие «гражданский брак» появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.

Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения: один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) .
———————————
См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. ст. 31 — 39 и др.).

13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123 и соответствующий комментарий).

14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы); Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, от 3 декабря 1986 г. (ООН); Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (). (ст. ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т.д. и т.п.

10:56 — REGNUM Кандидат юридических наук, адвокат и эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр 2 декабря представила юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Юрист передала его в редакцию ИА REGNUM .

По мнению эксперта, представленный законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала уголовного и административного права, противоречит принципам семейного права, имеет коррупциогенный характер, создает предпосылки для разрушения института семьи и в итоге приведет к обострению социальных противоречий и дестабилизации общества.

Швабауэр указывает, что представленные в документе определения понятий не выдерживают никакой критики и нарушают законы логики. Например, из текста законопроекта следует, что определение главного понятия закона «семейно-бытового насилие» фактически означает, что это «умышленное преступление, не содержащее признаков преступления» .

Кроме того, «физическое страдание», о котором идет речь в определении понятия «семейно-бытового насилия», согласно замыслу авторов документа, остается за пределами норм УК и КоАП, поскольку «не содержит признаков административного правонарушения или уголовного преступления» . Анна Швабауэр указывает: если учесть формулировки действующих статей УК и КоАП РФ, а также законы логики, то это фактически означает, что подобное «физическое страдание» не должно причинять боль.

«Что такое «физическое страдание», не причиняющее боли?» — задаётся вопросом эксперт.

Адвокат отмечает, что в случае «психических страданий» дело обстоит ничуть не лучше, поскольку законопроект предполагает, что речь идет о страданиях, не обусловленных «насильственными действиями» или принудительным воздействием на кого-либо со стороны членов семьи.

«То есть, если один из родственников поет песню, которая другому причиняет чувство печали или тревоги, то он совершает — согласно законопроекту — самое что ни на есть настоящее «семейно-бытовое насилие». Характерен случай из жизни, когда ребенок просит маму спеть лиричную песню, от которой, как мама знает, он будет плакать. Но ребенок настаивает на том, чтобы мама спела. Тут, как ни крути, мама совершает «семейно-бытовое насилие»: если она откажется петь, ребенок будет страдать, а если споет — он тоже будет страдать» , — пишет эксперт.

Анна Швабауэр указывает, что, таким образом, «любые споры между супругами, любые воспитательные меры по отношению к детям могут стать основанием для включения карательных механизмов закона» .

Адвокат отмечает, что в законопроекте есть также проблемы с определениями таких понятий, как «лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию», и «профилактика семейно-бытового насилия». Кроме того, серьёзную проблему представляет статья о «субъектах профилактики семейно-бытового насилия», которая не только не вводит никаких ограничений на вмешательство НКО в жизнь российских семей, но и даёт право и возможность индивидуальным предпринимателям зарабатывать на профилактике «семейно-бытового насилия».

Что касается одного из главных моментов документа — защитных предписаний, то, по мнению юриста, нормы законопроекта составлены таким образом, что если они начнут действовать, то любые граждане абсолютно бездоказательно могут быть лишены на неопределенный срок таких прав, как право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), право на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), неприкосновенность собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28 Конституции РФ).

«В случае принятия законопроекта его карательные суровые санкции могут быть применены абсолютно к любому человеку. Создается параллельная система уголовного права, в которой не работают базовые принципы уголовного права и процесса» , — отмечает адвокат.

Она также указывает, что зарубежный опыт применения законов о борьбе с семейным насилием доказывает несостоятельность механизмов законопроекта, а также то, что их будут использовать в манипулятивных целях, разрушая основы института российской семьи.

В итоге Анна Швабауэр приходит к неутешительным выводам:

«Согласно ст. 1 Семейного кодекса РФ «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи … недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав…»

Однако законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ», напротив, способствует вмешательству третьих лиц в дела любой семьи, препятствует примирению членов семьи (путем навязывания запретов общения). Соответственно, проект идет вразрез с принципами семейного права.

Законопроект противоречит также Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утверждённой Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) и Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р), которые указывают на необходимость укрепления социальной устойчивости семьи, на рост рождаемости.

Законопроект направлен на подрыв института семьи путем легализации неадекватного понятия «семейно-бытового насилия» и внедрения суровых санкций за обычные внутрисемейные отношения, в связи с чем он нарушает также Стратегию национальной безопасности (утв. Указом Президента № 683 от 31.12.2015 г.), согласно п.п. 76, 78 которой защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности».

С учетом вышеизложенного законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ» следует оценить как юридически несостоятельный и крайне деструктивный для семьи и общества в целом».

Напомним, проект закона о профилактике семейно-бытового насилия был опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года. Своё возмущение по поводу текста этого законопроекта уже выразили многие известные публичные фигуры.

История вопроса

Насилие - это не только применение физической силы к кому-нибудь, но и принудительное психологическое воздействие. Беззащитнее всех в этом вопросе дети, пожилые люди.

В России с февраля 2017 года уголовная статья 116 «Побои» была частично декриминализирована. После этого к уголовной ответственности привлекают только лиц, которые нанесли побои из хулиганских или экстремистских побуждений. Остальные граждане за те же действия несут административную ответственность. К уголовной ответственности их могут привлечь лишь при рецидиве.

В обществе несколько лет до этого шла дискуссия о том, что декриминализация статьи приведёт к всплеску семейно-бытового насилия. Статистика опровергла мнение. Сейчас же периодически в обществе поднимается вопрос о возвращении полной статьи в уголовный кодекс.

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 1 не применяется к бракам, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях бывшего СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к ст. 1 СК РФ

1. В комментируемой статье изложены основные принципы семейного права, под которыми понимаются основополагающие начала, содержащиеся в нормах семейного права. Они определяют сущность всей системы семейного права и отражают его наиболее важные свойства.

К числу важнейших принципов относится принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством, о котором говорится в комментируемой статье. Конституция РФ (ч. 1 ст. 38) содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.

Термин "защита семьи, материнства, отцовства и детства" имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные законом общие меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов участников семейных правоотношений, с другой - может рассматриваться в узком смысле слова как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке.

В практическом плане указанный принцип реализуется путем создания родильных домов, детских садов, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям и т.д. В соответствии с этим принципом принимаются правовые акты, направленные на поддержку семьи. В качестве примера можно привести Федеральный закон N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон о материнском капитале).

Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов государством как принцип семейного права детализируются в нормах Семейного кодекса, регулирующих правовое положение ребенка в семье в ст. 54 - 60 СК РФ. Нормы этого института являются сравнительно новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних граждан правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав. В Семейном кодексе Российской Федерации определен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.

Следует отметить, что некоторые из принципов, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, носят декларативный характер и рассчитаны, скорее, на идеальную семью. В любом случае они не подкреплены правовым механизмом, который мог бы обеспечить их принудительное осуществление. К числу таких принципов относятся такие принципы, как необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

2. Принцип признания только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, заключается в том, что религиозный брак законом по общему правилу не признается (исключение составляют браки, заключенные на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны). При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов, даже если лица сожительствуют в течение длительного времени. Применяемый на практике термин "гражданский брак" юридически некорректен, поскольку само понятие "гражданский брак" появилось в качестве альтернативного в те времена, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке.

3. Принцип добровольности (свободы) вступления в брак заключается в том, что вступление в брак должно быть актом свободного волеизъявления, свободного от принуждения или давления, в том числе родителей или других родственников. Следует отметить, что этот принцип не всегда находит свое применение на практике. В отдельных районах России существуют традиции вступления в брак исключительно по воле родителей.

Добровольность согласия вступающих в брак также означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц (например, обмана), а само это лицо должно быть в состоянии отдавать отчет в своих действиях. В том случае, если лицо не осознает характера совершаемых действий (находясь, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), такой брак может быть признан недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным.

Принцип добровольности (свободы) заключения брака неразрывно связан с принципом свободы расторжения брака, поскольку если нет свободы расторжения брака, то нет и свободы заключения брака. Вместе с тем этот принцип нельзя назвать абсолютным, т.к. в некоторых случаях он вступает в противоречие с другим принципом - принципом всемерной поддержки и защиты семьи. В связи с этим процесс расторжения брака не происходит автоматически. Суд принимает предусмотренные в законодательстве меры по сохранению семьи.

Принцип равенства прав супругов состоит в следующем. Семейное право исходит из полного равноправия всех граждан, независимо от их происхождения, социального, семейного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образовательного уровня, характера знаний, места жительства, религии и т.д. Закрепление принципа равноправия мужчины и женщины в этих областях имеет исключительно важное значение, поскольку до настоящего времени встречаются случаи подчиненного, зависимого положения женщины в семье. Особое значение имеет то обстоятельство, что церковь отделена от государства, поэтому лица, исповедующие различные религии, могут вступать в брак без особых затруднений.

Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи по согласию обоих супругов. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи (например, расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.). Никто не вправе диктовать членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Говоря о принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, следует подчеркнуть, что речь идет именно о произвольном вмешательстве, поскольку в ряде случаев закон не только разрешает, но и обязывает отдельные государственные органы и их должностные лица вмешиваться в дела семьи. К числу таких органов относятся органы опеки и попечительства и др.

Таким образом, в ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ).

Принцип беспрепятственного осуществления субъективных семейных прав заключается в следующем. Для его достижения нормы семейного права предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных семейных прав. В том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

Принцип судебной защиты семейных прав заключается в том, что судебная защита семейных прав как наиболее эффективная форма удовлетворения нарушенных законных интересов субъектов семейного права получила в современном семейном законодательстве повсеместное признание. Он применяется во всех случаях защиты нарушенных и оспариваемых семейных прав, в том числе и тогда, когда законом в порядке исключения допускается защита в административном порядке. В этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. В таком порядке обжалуются, в частности, решения органов опеки и попечительства.

4. Принцип соблюдения интересов общества и законных интересов других лиц в семейном законодательстве выражен в форме непротиворечия семейных прав интересам общества, правам и законным интересам других лиц. Семейные права могут быть ограничены при условии, что это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение семейных прав возможно только на основании федерального закона.

В семейном праве РФ закреплен принцип моногамии (единобрачия), который заключается в том, что одновременно можно состоять только в одном браке. Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

Брак - это не только сексуальный, но и хозяйственно-бытовой союз.

Семейно-брачные отношения имеют давнюю историю и традиции. Впервые их законодательные основы были закреплены в римском праве. Римское право выделило институт семьи и брака, юридические понятия личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей, усыновление, опеку и попечительство.

В России существенное воздействие на развитие семейного права оказало принятие христианства, признающего брак таинством и рассматривающего семью как основу развития общества.

В настоящее время в большинстве случаев общество в той или иной форме регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определённые рамки института брака. Формой такой регламентации выступает регистрация брака.

Коренным образом меняется и характер внутрисемейных связей и отношений. Структура семьи с подчинённым положением женщины и непререкаемым авторитетом отца-хозяина уступает место новым человеческим отношениям, основанным на чувствах привязанности, духовной близости, взаимном уважении и взаимопомощи. Эти положения находят своё закрепление в законодательных актах.

29 декабря 1995 г. Федеральным законом № 223-ФЗ был принят , который был введён в действие с 1 марта 1996 г.

Основные цели нового семейного законодательства - укрепление семьи, защита прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление мер, понуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей.

Семейный кодекс закрепил и развил такие положения семейного права, как заключение и расторжение брака, усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, с учётом нового законодательства, регулирующего семейные отношения.

Рис. Здоровый образ жизни - семейная традиция. Дедушка и бабушка на одной зимней лыжне с внуком

Принятие Семейного кодекса является значительным шагом на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

В настоящее время основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

  • установление порядка и условий вступления в брак;
  • личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновлёнными;
  • определение нормы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрим некоторые положения Семейного кодекса, которые необходимо знать, по нашему мнению, каждому гражданину Российской Федерации.

Семейное законодательство (глава 1)

Статья 1 Кодекса закрепляет, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Семейным кодексом установлено, что браком признаётся только тот брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Условия и порядок заключения брака (глава 3)

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака.

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключён, если хотя бы одно лицо из заключающих брак уже состоит в другом зарегистрированном браке. Не. допускается заключение брака между близкими родственниками.

В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст в восемнадцать лет для мужчин и для женщин. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.

Выводы

  1. Будущие родители должны хорошо знать и понимать, что рождение и воспитание ребёнка - это их долг перед обществом.
  2. В воспитании детей должны участвовать оба родителя.
  3. Уклад семьи и психологический климат в ней должны способствовать гармоничному развитию ребёнка.
  4. Семья формирует личность ребёнка, вырабатывает у него необходимые качества и основы взглядов и поведения в будущей жизни.

Вопросы

  1. Каковы условия и порядок заключения брака в Российской Федерации?
  2. Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет личные права и обязанности супругов?
  3. Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет имущественные права супругов? Для ответа на этот вопрос используйте раздел «Дополнительные материалы».
  4. Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет права и обязанности родителей?

Задание

Подготовьте сообщение о значении брака и семьи в современном обществе.

Дополнительные материалы к § 15

Семейный кодекс Российской Федерации
(извлечения)

Законный режим имущества супругов (глава 7)

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты. Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному соглашению супругов.

Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретённые в период брака за счёт общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался (статья 36).

Договорный режим имущества супругов (глава 8)

Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключён как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключённый до регистрации брака, вступает в силу со дня государственной регистрации брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, определив свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов, а также имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

Брачный договор может быть изменён или расторгнут в любое время по соглашению супругов.



Поделиться