Французская правовая система в хх веке. Правовая система общая характеристика Особенности и проблемы правовой системы франции

Французская правовая система в ХХ веке

В ХХ веке конституционное развитие Франции прошло три этапа:

первый - период Третьей Республики по 1942г.;

второй - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 гг.;

третий - с момента принятия ныне действующей Конституции 1958г.

Третья Республика прекратила свое существование с июня 1940 г. после ввода сил фашистской Германии во Францию.

Основной закон 1946 г. - наиболее демократичный за всю историю страны - мог служить юридической основой для последующих социальных и экономических преобразований.

Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 октября. Прямым поводом для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской колонии, и угроза гражданкой войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за передачу всей полноты власти "сильной личности" - генералу Шарлю де Голлю. В условиях кризиса он потребовал предоставления ему полномочий по выработке нового текста Конституции. Парламент, указав лишь пять самых общих требований к основному заколу, отказался от контроля за его созданием. Проект был передан на референдум, минуя парламент.

В основу документа легли конституционные воззрения Шарля де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе 16 июля 1946 г.

Конституция состоит из преамбулы, 15 разделов и 92 статей. Разделы различны по объему. Например, разделы ХШ и ХIV включают по одной статье. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики (15 статей) и отношениям между парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений указывает на основное в акте - систему органов государственной власти и на исключительное положение в них главы государства (не случайно, что уже второй раздел включает положения о Президенте Республики).

Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда.

Во Франции существуют определенные особенности правового регулирования, сложившееся в различных отраслях права. Сохраняется введенное во времена наполеоновской кодификации гибкое разделение законов применительно к двум отраслям права - гражданскому и торговому праву. При этом решающую роль в таком разделении играет понятие торговой сделки - все связанное с такими сделками признается предметом регулирования Торговым кодексом и соответствующими актами.

Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) по-прежнему занимает центральное место в системе кодексов. В небольшом вводном титуле изложены правила действия гражданских законов во времени и пространстве, распространяемые не только на ФГК, но и на иные французские законы.

ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям особенно в ХХ в., в ходе которых из него нередко изымались целые разделы либо включались дополнительные главы, заново регламентирующие крупные правовые институты, не говоря уже об исправлениях текста, коснувшихся большинства статей кодекса. Принципы уголовного законодательства и правосудия, изложенные в Декларации, были развиты и конкретизированы в первом буржуазном уголовном кодексе - Французском УК 1791 г., который отражал идеи просветительно-гуманистического (прогуманистического) направления.

Уголовный Кодекс 1810 г. служит наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей "классической" школы уголовного права. УК 1810 г. исходил из признания формального равенства всех граждан перед законом и требовал, чтобы вся уголовная репрессия основывалась только на законе. В целом положения УК 1810 г. были направлены на устрашение возможных правонарушителей; более чем по 30 видам преступлений его статьи предусматривали смертную казнь, по 15 видам - бессрочную каторгу, по многим преступлениям - клеймение и иные позорящие наказания.

В XX в., наиболее существенная реформа УК Франции была проведена на базе Конституции 1958 г. при вторичном приходе к власти Де Голя в 1958-1960 гг., когда был пересмотрен текст около 100 статей кодекса, по существу, заново изложены разделы, относящиеся к государственным преступлениям и посягательствам на общественный порядок.

В основе действующего уголовно-процессуального законодательства Франции лежит УПК 1958 г. Он пришел на смену наполеоновскому УПК

Система общих судов во Франции включает в себя:

1. кассационный суд,

2. апелляционные суды

3. суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, - одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при "старом режиме", предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат: пять по гражданским делам и одну по уголовным.

Согласно декретам 1982-1983 гг., Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора) и аудиторы.

Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по два других представителя от каждой палаты.

В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности обжалования в обычном, апелляционном, порядке. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта - только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции.

Рассмотрев апелляционную жалобу по уголовному делу, палата от имени апелляционного суда либо оставляет приговор в силе, либо отменяет его и, как правило, сама выносит иное решение (по существу, приговор) по делу. Лишь при необходимости палата направляет дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд. В составе каждого апелляционного суда имеется также одна или больше обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности за предварительным заключением обвиняемого, а также как орган предания суду.

Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибуналами). Суды первой инстанции подразделяются:

1. применительно к разбирательству гражданских дел на:

а) трибуналы большого процесса

б) трибуналы малого процесса,

2. применительно к разбирательству уголовных дел на:

а) суды присяжных,

б) исправительные трибуналы

в) полицейские трибуналы.

Государственное управление во Франции

Судебная система Франции оставалась нетронутой и не переживала серьезных изменений со времен Наполеона...

Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии и Франции

сравнительное правоведение германия франция Если в первой половине XIX в. эпицентр сравнительного правоведения находился в Германии, то во второй половине он переместился во Францию...

КНР и Гонконг: конституционно-правовые аспекты принципа "одна страна – две системы"

Под «правовой системой» общества понимается многоуровневое образование, включающее в себя различные по своей природе правовые явления Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М., 2014. С. 483 - 485....

Основы правоведения

Особенности романо-германской правовой системы

Правовая система и правовая семья

Правовые основы функционирования политической системы: сравнительно-правовой анализ на примере Французской Республики, Соединенного Королевства и Республики Беларусь

Во Франции, как и в Республике Беларусь, в Конституции отсутствует закон регулирующий вопросы создания и существования общественных объединений. В Конституции отмечается...

Правовые системы и правовые семьи современности

Правовые системы современного мира

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран - Франции и Германии. Напомним, что французское право, с одной стороны, и германское - с другой, послужили той моделью...

Правовые системы современности

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы Бошно С.В. Теория права и государства. Учебник. - 2 изд. - М.: ЭКСМО, 2011. - С. 278., то правовая система более широкая реальность...

Правовые системы стран мира

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия "система права". Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней...

Романо-германская правовая семья

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран - Франции и Германии. Напомним, что французское право, с одной стороны, и германское - с другой, послужили той моделью...

Система права и система законодательства

Право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему...

Современная правовая система в России

Существует также понятие "системы права" - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. Ее первичным элементом выступают нормы права, и в целом все ее элементы непротиворечивы...

Современные правовые семьи: общая характеристика

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.
Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.
В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д"Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".
Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.
В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.
Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.
Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.
Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от "классических" они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Франция имеет длительную правовую историю, в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. В гражданском кодексе общей части практически нет и имеется лишь краткий "Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще". Кодекс состоит из трех книг: "О лицах"; "Об имуществах и различных видоизменениях собственности"; "О различных способах, которыми приобретается собственность". Первая книга.включает семейное право.

Французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люксембурга, а также с некоторыми исключениями и испанский гражданский кодекс.

Во Франции, как и во многих других романских государствах, принят и действует торговый кодекс, хотя в юридической доктрине критикуется такая "дуалистическая" система, поскольку, как считают многие ученые-юристы, торговые отношения - это те же гражданско-правовые отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного наймами это почти полное отсутствие регламентации открывало широкий простор для "хозяйской власти". Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в западных странах трудового права как самостоятельной отрасли. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в "трудовой кодекс", но удалось это лишь частично; то, что обычно называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов.

Во Франции, стране классической кодификации, административное право никогда не было должным образом кодифицировано. В таких условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Судьи вырабатывают общие принципы и нередко создают концепции правовых институтов.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодательных, так и подзаконных актов. Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законодательства (например, кодексы кинематографической промышленности, морских портов, сберегательных касс и т.д.). Эти кодексы не преследуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов - актов делегированного законодательства. В начале действия конституции такие акты рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру как обычный метод управления страной. Таким образом, прослеживается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) - государственные нормативные акты и вторичные (дополнительные) - судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная правотворческая практика открывает ей широкую дорогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя законов судебная практика превратилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в "источник в рамках закона". Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

<*> Kananykina E.S. Legal system of contemporary France.

Кананыкина Елена Сергеевна, начальник юридического отдела Думы города Нягани (ХМАО - Югра), кандидат юридических наук.

Система современного права Франции основывается на конституционных актах. Субъектом законодательной деятельности Франции является Парламент и в исключительных случаях - французский народ. Основным источником французского права является закон. К дополнительным источникам французского права относятся: общие принципы права, точки зрения и мнения, юридическая практика и доктрины.

Ключевые слова: система права, конституционные акты, Парламент, закон, источник права, общие принципы права, юридическая практика, правовая доктрина.

The system of contemporary law of France is based on constitutional acts. Subject of legislative activity of France is the Parliament and in exceptional cases - the French people. The fundamental source of French law is the law. The additional sources of French law are: general principles of law, viewpoints and opinions, legal practice and doctrines.

Key words: system of law, constitutional acts, Parliament, law, source of law, general principles of law, legal practice, legal doctrine.

В основных чертах система права Франции определилась еще в 1794 г. в период Великой французской революции. Среди наиболее важных правовых документов той эпохи были такие нормативные акты, как Декларация прав человека и гражданина, а также конституционные акты периода Великой французской революции: Гражданский кодекс императора Наполеона (1804), Торговый кодекс (1807), Уголовный кодекс (1810) . В видоизмененном и адаптированном виде данные документы и сегодня оказывают огромное влияние на правовую систему страны.

Среди источников современного французского права важное место занимают конституционные акты. Конституция , принятая в 1958 г., сохраняет силу и ныне. Одной из специфических особенностей данного нормативно-правового акта является традиция закрепления разнообразных общественных отношений и ограничения законодательной деятельности Парламента. И наоборот, компетенция правительственной власти значительно расширена положениями Конституции. В соответствии со ст. 34 Конституции Парламент вправе принимать лишь те законы, которые касаются прав и основных гарантий, предоставленных гражданам; обязанностей, накладываемых в целях национальной обороны лично на граждан, режима действия их имущества, правоспособности граждан и т.д. <1>.

<1> См.: Dadomo Ch., Farran S. The French Legal System. P., 1998.

Известно, что источники романского права традиционно делятся на первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты, во вторую - судебная практика. В настоящее время судебная практика все более играет роль источника в рамках закона.

Практика законотворчества предлагает такие виды актов исполнительной власти, как ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления .

Особо важную роль играют ордонансы , на примере которых отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарными актами .

Субъектом законодательной деятельности Франции является Парламент и в исключительных случаях - французский народ.

Основной (первичный) источник права Законодательство

Во французском языке слово "закон" имеет два значения.

Материальный закон - закон в широком смысле слова включает нормы международного и государственного права. Такие нормы во Франции устанавливаются Конституцией V Республики, а также постановлениями мэра, директоров департаментов, решениями директоров больниц или заведующих детским садом <2>.

<2> См.: Курильски-Овжен Ш. Образы права в России и Франции. СПб., 1996. С. 56 - 67.

В порядке исключения законно составляют основные принципы республиканского законодательства, сформулированные Конституционным советом, и общие принципы права , сформулированные Государственным советом.

Более или менее полный список материального закона , являющегося основным источником французского права, включает более двадцати нормативных категорий:

  1. Конституция V Республики.
  2. Международные договоры и соглашения, ратифицированные или одобренные полномочиями государственных инстанций.
  3. Общеевропейские нормы.
  4. Основные принципы законодательства Республики, формулируемые Конституционным советом.
  5. Формальные законы (loi) - референдумные законы (lois referendaires), конституционные законы (lois organiques), обычные законы (lois parlamentaires) и кодекс (Code) - совокупность взаимоувязанных законов или административных актов (de texts administratif), относящихся к определенной области права или данному предмету правового регулирования.
  6. Общие принципы права, формулируемые Государственным советом (principes generaux).
  7. Ордонансы (ordonnances).
  8. Указы Премьер-министра или Президента, включая указы, одобренные в Государственном совете, и обычные указы (Decrets du Premier minister ou du President de la Republique - decrets en Counseil d"Etate simples).

Указы или декреты являются нормативно-распорядительными решениями, подлежащими исполнению всеми или конкретными лицами, парафированные Президентом или Премьер-министром страны.

  1. Постановления министров, циркуляры (Arretes ministeriels, Circulare), представляющие собой служебные инструкции, адресованные вышестоящей административной инстанцией нижестоящим инстанциям с целью руководства деятельностью последних в области применения ими законов и нормативных актов (de lois et des reglements).
  2. Постановления префектов (Arretes prefectoraux).
  3. Постановления или решения руководителей административных округов и департаментов (Arretes ou decisions des directeurs administratifs regionaux ou departamentaux).
  4. Постановления или решения начальников различных государственных административных служб.

Понятием Arrete обозначаются разнообразные постановления, распоряжения, подлежащие исполнению как административно-распорядительные акты, принятые министрами или руководителями органов исполнительной власти.

  1. Решения окружных Советов (постановления председателей окружных Советов) (Deliberations des conseils regionaux).
  2. Решения Генеральных Советов (постановления председателей).
  3. Решения муниципальных Советов (муниципальные постановления) (Acte), употребляемые по отношению к письменному документу, принимаемому для установления, учреждения, введения или определения данной юридической ситуации.
  4. Постановления и решения начальных административных служб местных коллективов.
  5. Постановления судебных органов (Arret), употребляются в качестве наименования судебного решения, приговора, вынесенного судами второй инстанции.
  6. Нормативные договоры (Contracts), являющие собой вид соглашения (Convention), в соответствии с которым формулируются и принимаются определенные обязательства, имеющие юридические последствия <3>.
<3> См.: Сандевуар П. Структура правовой системы: государственная и частная. 2-е изд. N 27. М.: Дюно, 1994.

Что касается формального закона , то здесь речь идет о нормах как общего, так и частного характера, сформулированных органами законодательной власти.

Выделяют следующие виды формального закона:

  1. Конституции.
  2. Референдум.
  3. Парламентские законы (конституционные, органические, обычные).

Если инициатива принятия закона исходит от правительства, то это - законопроект, если от депутата - законопредложение.

Публикация самых важных актов производится в официальных изданиях - сборниках административных актов (Journal official, Bulletin official). Практикуется также вывешивание на соответствующем табло "нормативных объявлений" или уведомление заинтересованных лиц о решениях, касающихся конкретных граждан <4>. Данные требования установлены положениями Законов от 17 июля 1978 г. и от 12 апреля 2000 г. и производятся в рамках реализации программы включения Франции в Общество информатизации (RAGSI), созданное в 1998 г. Общество основано в целях способствования активному использованию гражданских прав и развитию промышленности и информатизации рынка <5>.

<4> См.: Буше Р. Доступ к праву. М., 2000. С. 121.
<5> См.: Сандевуар П. Общая характеристика французского права. Российско-французская серия учебных и информационных материалов. N 31. М., 1994.

Распространение правовых документов - услуга всеобщего назначения.

Дополнительные (вторичные) источники права Судебный прецедент

Во Франции, как стране, принадлежащей к системе романо-германского права, традиционно судебной практике в системе национального права уделяется большое внимание. Здесь вопрос о признании судебной практики в качестве источника права всегда вызывал оживленную дискуссию. Причем некоторые ученые считают источником права только решения Кассационного суда, другие же обращают внимание на то, что французское гражданское право почти незаметно перестает быть писаным правом, становясь общим <6>.

<6> См.: Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. М., 2000. С. 148; Иванов С.А. Судебные постановления как источник трудового права. М., 1997. С. 27.

Значительное распространение в стране получила судебная практика в области административной юстиции. По мнению Ж. Веделя, именно судебная практика сформулировала основополагающие нормы административного права без ссылки на писаные нормативные акты <7>. Статус общественной функции был разработан Государственным советом, и только после этого в дело вступил законодательный орган. Толкователи часто подчеркивали или изобличали подобную "нормативную силу" административной судебной практики <8>. В этой связи первостепенное значение должно было приобрести право, основанное на судебной практике, которое закреплялось конституционно.

<7> См.: Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 57 - 61.
<8> См.: Waline M. Le pouvoir normatif de la jurisprudence // Melanges G. Scelle. 1950. T. II. P. 613; Dupeyroux O. La jurisprudence source abusive de droit // Melanges Marty. Dalloz, 1960. T. II. P. 349; La doctrine francaise et le probleme de la jurisprudence source de droit // Melanges Marty. 1978. P. 463.

Во всех отраслях права роль судьи остается основной в части применения закона, его интерпретации, заполнения имеющихся пустот, а также в части его омоложения, оживления или сглаживания, т.е. игнорирования или противодействия ему... Несмотря на то что миссия судьи предполагает подчинение закону, его применение, он, выполняя роль необходимого связующего звена между изданием юридического правила и его эффективным использованием в действительности, может его оспорить. Поэтому отношения между законодательным и судебным органами приобретают иногда характер бури. Суды, сталкиваясь с конкретными реалиями, заполняя пустоты законодательства, толкуя и принимая закон, непрестанно открывая новые средства исправления, нередко воздействуют на законодателя, который закрепляет в текстах законов решения преторианского типа. Так, Закон от 17 июля 1970 г. легализовал судебную практику, связанную с защитой частной жизни <9>.

<9> См.: Kayser P. La protection de la vie privee // Economica. 1984.

В настоящее время подобное сотрудничество законодателя и судьи приняло организованные формы на уровне институтов. Согласно Кодексу законов об организации судебно-процессуальной деятельности Президент и Генеральный прокурор могут во время ежегодного отчета Кассационного суда обращать внимание министра юстиции на содержащиеся в отчете положения, связанные с процедурой рассмотрения кассационных жалоб, и сообщать ему о вариантах улучшения решений, которые, по их мнению, помогут устранить отмеченные трудности <10>.

<10> La circulaire N 75-242 de juillet 1975.

Случается, что к судебным властям обращаются за консультациями в связи с составлением проектов текста закона. Так было, например, в случае с реформой Гражданско-процессуального кодекса. Но такое сотрудничество не исключает возникновения определенной напряженности в отношениях. Законодатель и судьи не всегда прислушиваются друг к другу.

Гражданский кодекс Франции (далее - ГК) предоставляет судебной практике широкие возможности, поскольку формулировки законов часто неточны, а сами законы имеют лакуны (пробелы) и допускают различное толкование. До сих пор в прежней редакции находится ст. 4 Вводного титула Гражданского кодекса Наполеона, закрепляющая положение, согласно которому "ничто не может помешать привлечь судью к ответственности за отказ принять решение под предлогом неясности, недостаточности или молчания (silentfe) норм по соответствующему вопросу".

Однако, несмотря на то что согласно ст. 4 ГК судья не может отказываться от ведения дела под предлогом отсутствия, неясности или недостаточности соответствующего закона, в системе французского права не утвердилась традиция рассматривать судебную практику как подлинный источник права. В качестве контраргумента принято говорить, что сказанное противоречит принципу разделения властей, правилу, по которому судье запрещается выносить решения на основании общих и регламентарных положений по делам, находящимся в его ведении (ст. 5 ГК), и наносит ущерб силе судебного постановления.

Ведущие специалисты оспаривают мысль о том, что судебная практика является источником права, но видят в ней фактор, определяющий существенный авторитет права. Другие характеризуют ее как источник права <11>.

<11> См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 130 - 131.

Р. Давид считает справедливым утверждение о том, что судебные решения не являются правилами, обладающими обязательной юридической силой для кого бы то ни было помимо сторон, задействованных в процессе, даже в ситуациях, когда в силу иерархии судебных инстанций прецеденты могут самым существенным образом влиять на решения, принимаемые инстанциями более низкого уровня <12>.

<12> См.: Fikeutscher W. Etat de la doctrine de la force obligatoire des precedents en droitprive allemande // Journees de la societe de legislation compare. 1984. P. 189.

В сфере государственного права со времени, когда знаменитый приговор Бланко (Blancoux) освободил судей по административным делам от обязательного применения положений частного права, они пришли к тому, что разработали преторианскую систему права и вынуждены были придать статус законов основным принципам и подключиться таким образом к процессу правотворчества. И действительно, наиболее значительные положения административного права были сформулированы судьями <13>.

<13> См.: Vedel G., Delvolve P. Droit administrative. P.U.F. 7 ed., 1980. P. 105.

С точки зрения строгой теории права во Франции вообще отсутствует прецедентное право (la jurisprudence), поскольку прецедентное право традиционно является источником английского права. Считается, что законодательные положения всех кодексов теоретически охватывают любую правовую ситуацию, с которой сталкиваются обычные суды. Поэтому можно утверждать, что во Франции прецедентное право, строго говоря, не является источником правовых норм потому, что судья не обязан учитывать его при вынесении решения. Тем не менее существует вполне солидный свод норм прецедентного права, относящийся к толкованию кодексов и решению вопросов, на которые фактически нет ответа в законодательстве. Более того, не кодифицированы нормы административного права, которыми руководствуется Государственный совет, не входящий в число обычных судов и основывающий свои решения главным образом на прецедентах.

С точки зрения судебной практики наиболее существенное различие между английской и французской судебной практикой заключается в том, что французский судья не считает себя обязанным следовать раннему решению какого-либо суда по отдельно взятому случаю. Он старается выяснить, в каком направлении в данный период решается судами тот или иной вопрос.

Судебная практика до тех пор не становится источником права, пока она не будет совершенно определенно закреплена повторением прецедентов, в которых одинаковым образом решается один и тот же вопрос. Здесь обнаруживается типичный подход к интерпретации данного источника права, присущий романо-германской правовой семье.

Различия во французском и английском подходах к доктрине прецедента объясняются по меньшей мере тремя причинами: прежде всего, английские судьи гораздо острее, чем большинство судей на континенте, почувствовали необходимость определенности в праве; далее, иерархия английских судов отличается значительной централизацией; и наконец, положение судей в этих двух странах различно.

Французское право соблюдает свое собственное единообразие, которое провозглашается кодексами в порядке la doctrine (мнениями юристов), а не в порядке la jurisprudence.

На значение этого вопроса в свое время обратил особое внимание Гудхарт. Он опирался на нормы римского права и кодифицированные обычаи, а позднее - на кодексы наполеоновской эпохи. Эти обстоятельства сделали европейское право в достаточной степени определенным. В Англии же не было ни рецепции римского права, ни кодекса в форме письменного изложения права во всей его полноте. "Для того чтобы английское правосудие не осталось изменчивым и зыбким, требовался крепкий цемент. Он был найден в созданной общим правом доктрине прецедента с ее основным и особенным упором на строгость и определенность", - говорил ученый <14>.

<14> См.: Санденвуар П. Юридическая процедура во французском праве. М., 1994. С. 65 - 68.

Французский судья занимает совсем иное положение, нежели английский. Во-первых, в высших судах Великобритании гораздо меньше судей; во-вторых, французский судейский штат пополняется, в отличие от английского, не за счет адвокатского сословия, а за счет чиновников гражданской службы; и в-третьих, среди французских судей много сравнительно молодых людей без достаточного опыта работы. Избирая судебную карьеру, они поступают на службу в министерство юстиции и спустя некоторое время, не намного превышающее период стажировки, становятся младшими судьями в судах небольших департаментов. В результате получается, что во Франции положение судьи не столь высоко, как в Англии, и хотя трудно достаточно точно оценить все значение данных вопросов, в целом будет правильным предположить, что именно это обстоятельство объясняет, почему к прецедентному праву в Англии относятся с большим уважением, чем на континенте. Еще важнее то обстоятельство, что английские судьи являются созидателями английского права.

Общее право - это памятник судебной деятельности судьи общего права. Не являясь ни законодателем, ни ученым, он создал общее право.

Надо также принимать во внимание различия в структуре судебных постановлений судов Великобритании и Франции и огромное число дел, рассматриваемых Кассационным судом. Трудно установить правило, по которому одного, отдельно взятого решения апелляционного суда было бы достаточно для того, чтобы оно стало обязательным прецедентом, если апелляций неисчислимое множество <15>.

<15> См.: Фабр Р. Роль судебной практики в развитии права (Гражданское право) // СССР - Франция: Социологический и международно-правовой аспекты сравнительного правоведения. М., 1987. С. 44.

Несмотря на явные теоретические различия между английским и французским подходами к прецедентному праву и полное отсутствие во Франции правил применения прецедента, эти две системы имеют гораздо больше общих черт, чем можно было бы предположить. Во-первых, французские судьи и французские авторы относятся с очень большим уважением ко всем прошлым решениям Кассационного суда. Во-вторых, способ интерпретации ratio decidendi прецедента английскими судьями напоминает подход к правовым проблемам, который характерен и для французских судей. Конечно же, английское прецедентное право и французское la jurisprudence совсем не одно и то же, но и неверно полагать, будто английские судьи постоянно заполняют пустоту отдельными прецедентами. Расхождение между двумя системами наиболее заметно тогда, когда по рассматриваемому вопросу суд имеет дело только с одним важным решением, но не потому, что это решение было обосновано большим числом прецедентов, а потому, что оно получило одобрение апелляционных судов в небольшом числе случаев.

Правовой обычай

Процесс осознания источников приводит к их упорядоченному воспроизведению в письменной форме с целью обнародования и применения. Еще в XV в. Карл VII распорядился, чтобы обычаи были изложены в письменной форме <16>. Существуют сборники местных обычаев, изданные по приказу французского министерства внутренних дел в течение второй половины XIX в. <17>.

<16> См.: Указ Монтиль-ле-Турский 1453 г.
<17> См.: Бежель Ж.Л. Система права. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко; пер. с фр. Г.В. Чуршукова. М.: Издательский дом "Nota Bene", 2000.

Вся Западная Европа начиная с эпохи империи Каролингов прошла через период господства обычного права, которое впоследствии было переложено и, как мы можем судить, зафиксировано в основных своих чертах. Именно Франция стала той страной, где в XIX в. с введением Кодекса Наполеона закон превратился в главный и почти исключительный источник права. Эта тенденция кодификации распространилась на большое число юридических систем мира.

Законодательное закрепление и усиление роли государственной власти, законодательных и судебных органов неизбежно ведет к тому, что обычай утрачивает свои позиции, а на передний план выдвигаются закон или право, поддерживающие режим и вырабатываемые его органами <18>. Такое положение вещей не исключает полностью обычай из состава источников права. Однако роль, которую сохраняет за собой обычай, заметно редуцируется и имеет чисто вспомогательный характер. В современном французском праве законодатель в некоторых случаях ссылается на обычай, указывая на это прямо или умалчивая; например, так обстоит дело с "правилами приличия". Обычай и общепринятые правила иногда принимаются самостоятельно, praeter legem, как дополнение к закону или пояснение к подзаконному акту.

<18> См.: Rouland N. Anthropologie juridique. ed. P.U.F., 1988, nos 117 ets.

Принято считать, что обычай не может использоваться contra legem. Нет никаких оснований полагать, что право не должно отменять обычай, как нет оснований спорить с тем, что обязательность исполнения обычая должна подкрепляться решениями судебных властей.

Таким образом, теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые ему готовы уступить официальные источники права. Закон и судебная практика со своей стороны предполагают достаточно высокую степень развития цивилизации; но чем больше структурировано общество, тем более сложные формы получает организация властных органов, тем сильнее давление со стороны официальных источников права. В то же время довольно часто встречается положение о том, что закон опирается на обычай и исполнен духа обычая. К примеру, Кодекс Наполеона заимствовал большую часть своих положений у прежних обычаев. Так, известный юристам обычай, заставляющий человека учиться, представленный различными формулами, максимами, общими принципами, рекомендациями, практикой, играл в Кодексе заметную роль <19>.

<19> См.: Bergel J.L. Principal features and methods of codification // Louisiana Law Review. 1988. Vol. N 48-5. P. 1073; Les methodes de codification dans les pays de droit mixte // La formation du droit national dans les pays de droit mixte. Aix-en-Provence: P.U.A.M., 1989. P. 21.

С XVI в. традиция толкования законов стала обращаться также к обычаям, чем можно объяснить эволюцию последних. Дюмулен, д"Аржантре, Ги Кокий, Луазель - все они отмечали, что печать обычаев лежит на старом французском праве. Труды Потье в XVIII в. и особенно Дома в XVII в. оказали глубокое влияние на сферу права, во многом определив направленность Кодекса Наполеона.

К дополнительным источникам права также относят:

  • общие принципы права , формируемые судьями или упоминающиеся в ряду законодательных документов общего характера;
  • точки зрения и мнения , официально исходящие от тех или иных органов государственной власти. К ним относятся ответы министров на письменные вопросы депутатов Парламента;
  • юридическую практику , т.е. деятельность адвокатов, нотариусов, юридических советников, различных юридических служб, экспертов при судебных инстанциях, дающих особое толкование норм права, вводящих новые понятия и формулы, касающиеся исполнения законодательных актов, разрабатывающих новые типы юридических документов;
  • доктрины , нашедшие выражение в трудах по вопросам правоведения, таких как научные работы, учебники, справочники, докторские диссертации, юридические журналы, публикующие теоретические статьи, текущую информацию по вопросам законодательства и юриспруденции, комментарии судебных решений.

Литература

  1. Бежель Ж.Л. Система права. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко; пер. с фр. Г.В. Чуршукова. М.: Издательский дом "Nota Bene", 2000.
  2. Буше Р. Доступ к праву. М., 2000.
  3. Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973.
  4. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
  5. Иванов С.А. Судебные постановления как источник трудового права. М., 1997.
  6. Курильски-Овжен Ш. Образы права в России и Франции. СПб., 1996.
  7. Сандевуар П. Юридическая процедура во французском праве. М., 1994.
  8. Сандевуар П. Структура правовой системы: государственная и частная. 2-е изд. N 27. М.: Дюно, 1994.
  9. Сандевуар П. Общая характеристика французского права. Российско-французская серия учебных и информационных материалов. N 31. М., 1994.
  10. Фабр Р. Роль судебной практики в развитии права (Гражданское право) // СССР - Франция: Социологический и международно-правовой аспекты сравнительного правоведения. М., 1987.
  11. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. М., 2000.
  12. Bergel J.L. Principal features and methods of codification // Louisiana Law Review. 1988. Vol. N 48-5. P. 1073 - 1081; Les methodes de codification dans les pays de droit mixte // La formation du droit national dans les pays de droit mixte. Aix-en-Provence: P.U.A.M., 1989. P. 21 - 34.
  13. Dadomo Ch., Farran S. The French Legal System. Paris, 1998.
  14. Dupeyroux O. La jurisprudence source abusive de droit // Melanges Marty. Dalloz, 1960. T. II. P. 349 - 355; La doctrine francaise et le probleme de la jurisprudence source de droit // Melanges Marty. 1978. P. 463 - 467.
  15. Fikeutscher W. Etat de la doctrine de la force obligatoire des precedents en droitprive allemande // Journees de la societe de legislation compare. 1984. P. 189 - 196.
  16. Kayser P. La protection de la vie privee // Economica. 1984. P. 145 - 153.
  17. Rouland N. Anthropologie juridique. ed. P.U.F., 1988, nos 117 ets. P. 103 - 08.
  18. Vedel G., Delvolve P. Droit administrative. P.U.F. 7 ed., 1980. P. 105 - 110.
  19. Waline M. Le pouvoir normatif de la jurisprudence // Melanges G. Scelle. 1950. T. II. P. 613 - 624.

Французское право, с одной позиции, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы˸

1)романскую , куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и

2) германскую , включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран – Франции и Германии.

Французское право . Франция прошла длительную правовую историю, и в базе её современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи, о которых подробно говорилось выше. Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития (его начало можно датировать серединои̌ XX в.) страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала выработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые из них охватывают комплекс мер, относящихся к двум или нескольким отраслям права, но регулирующих отношения в конкретной области промышленности, хозяйства или культуры.

Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающих эти кодексы от наполеоновских кодификаций. Во-первых, эти кодексы не преследуют цели ʼʼпереосмыслитьʼʼ совокупность норм какой-либо отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Уже эта новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в ᴇᴦο традиционном понимании. Во-вторых , по престижу закона нанесла удар Конституция 1958 г., перевернувшая ʼʼклассическоеʼʼ распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента, и тем самым ограничила сферу ᴇᴦο законодательной деятельности. И наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, соответственно возросли удельный вес и значение её актов в системе источников права.

В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти˸ ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления . Важна роль ордонансов, на их примере особенно отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарных актов.

Правовая система Франции и ее особенности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовая система Франции и ее особенности" 2015, 2017-2018.



Поделиться