Судебная система сингапура. Сингапур судебная система органы контроля

Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции. Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях «защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка». Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность.

Образование в сингапуре

По ее окончании школьники сдают экзамены на получение сертификата А-уровня для поступления в университет, либо О- и N-уровня для получения средне-специального и технического образования. Сертификат N-уровня показывает удовлетворительный уровень знаний учащихся, О-уровня – обычный уровень знаний, а А-уровень - продвинутый.


Университет После получения сертификата О-уровня студент поступает на предуниверситетскую подготовку, длительностью 2 -3 года. Такие программы позволяют сдать экзамен на А-уровень и поступить в университет.

Выпускники средней школы с сертификатом О-уровня могут не обучаться на предуниверситетской подготовке, а сразу поступить в Технический институт. Длительность обучения там составляет 2 года, а по окончании выпускник получает диплом, который является действительным только на территории Сингапура.

Сингапурский суд как бизнес-проект

В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины. Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Судебная система сингапура

Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав. Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы.
В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора. Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г.
и

Важно

Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.


Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку.

Ведущий корпоративный портал оффшорной индустрии на русском языке

В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности.
В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г.


с незначительными изменениями, Закон о векселях — английский Закон 1882 г. и т.д. Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г.

Образование в сингапуре: особенности и перспективы для иностранцев

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами. Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра.

Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи.

Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Внимание

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал. Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея.


Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра.

Система образования в сингапуре, учеба для русских

Инфо

В остальном, система образования Сингапура очень похожа на Британскую: бакалавриат - 3 года, магистратура – 1 год. Но стоимость намного ниже: 1 год обучения обойдется в среднем от 3 000 $ в зависимости от выбранной специальности, в то время как в Великобритании расценки начинаются от 9 000£.


Поступление в вуз Чтобы поступить в сингапурский вуз, иностранному студенту, так же как и в Англии, нужно пройти программу подготовки University Foundation. За 9 месяцев выпускники готовятся к поступлению в университет: повышают уровень языка, изучают академические предметы, учатся правильно писать эссе и курсовые работы, готовятся к сдаче международного экзамена IELTS и изучают навыки критического мышления.
Студенты EF после окончания обучения получают сертификат IELTS и сертификат об окончании University Foundation, с которым университеты-партнеры компании принимают студентов без экзаменов.
В судах начали применять лучшие практики управления, а руководителей судов начали учить навыкам лидерства. Кстати, обучение лидерству было не дешевым, тратились немалые средства, поскольку работников суда отправляли учиться в лучшие университеты, в том числе за границу. Администрирование судом, так же, как и управление бизнесом, начало основываться на умении прогнозировать; применении методик стратегического планирования; умелом использовании информации; разработке политики в сфере управления персоналом; обеспечении производительности судебных производств путём использования информационно-коммуникационных технологий; посредничестве; регулярном проведении исследований с целью выяснения уровня удовлетворенности пользователей судебными услугами.

Система образования в сингапуре

В начальной школе они не платят за ремонт класса, не собирают деньги за столовую, а выплачивают всего 13 $ долларов в месяц на небольшие расходы. Образование в этой стране бесплатное и школьники идут в ногу с мировой экономикой. И все эти прекрасные возможности находятся в Сингапуре. Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу Система образования Сингапура состоит из начальной школы, средней и вышки.

Сезонных каникул нет, учёба идёт в два семестра и делится на несколько уровней. Начальная школа (6 - 12 лет) Начальное образование в Сингапуре бесплатное.

Родители платят лишь 13 долларов в месяц на школьные нужды. Что касается учебного процесса, то существует три ступени познания.

Сначала фундаментальный этап: 4 года дети изучают английский язык, родной язык (китайский, малайский или тамильский).
Обязательно математику для развития логического мышления, плюс ко всему в школьную программу входят этика, художественный труд, музыка и физическая культура. Следующие два года идёт спецподготовка. К каким дисциплинам у ребёнка больше тяга - по тем и формируются переводные экзамены в среднюю школу.

После сдачи экзамена Primary School Leaving Examination (PSLE) прокладывается дальнейший путь ученика. Средняя школа (12 - 17 лет) По результатам экзаменов дети поступают в средние школы, образование в которых проходит по специальным курсам.

Будущее школьника зависит от экзаменов в начальной школе. Существуют следующие курсы:

  • Специальный. Включает углублённое изучение родного языка, в остальном обучение схоже с экспресс-курсом.
  • Стандартный.

Судебное образование в сингапуре

Требования к поступлению Для поступления в сингапурский вуз иностранному студенту необходимо:

  • Сертификат об окончании University Foundation
  • IELTS (6.0), на магистратуру – не ниже 6.5
  • Аттестат об окончании средней школы

В Сингапуре англоязычная система образования, поэтому знать китайский язык не обязательно. По окончании выпускники получают диплом международного образца, который действителен в других странах.

Ознакомиться же со сроками подачи в сингапурские вузы вы можете в статье «Сроки подачи документов в зарубежные университеты». Теперь у вас есть вся информация, которая поможет определиться, поступать в вуз в Сингапуре или все же выбрать более дорогой аналог в Англии.

Сингапуром об обмене студентами, а это дает выпускникам страны возможность без экзаменов поступать во все престижные ВУЗы мира. Кстати, если абитуриент слабо владеет английским языком, то он может пройти языковые курсы прямо на базе своего университета, но так как английский является одним из четырех официальных языков страны, то можно посещать абсолютно любые курсы по языку. Поступление на программы образования в Сингапуре Как и в большинстве англоязычных стран, в Сингапуре имеются следующие степени для специалистов с высшим образованием: Бакалавриат в Сингапуре Для того чтобы в последующем стать бакалавром, абитуриент при поступлении должен сдать экзамен по английскому языку и тестирование по SAT 1 (чтение и правописание не ниже 600, математика не ниже 650) и SAT 2, к которому в каждом ВУЗе предъявляются свои требования.

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.

Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.

Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Дайджест новостей Сингапура (7-13 июля)

13.07.2018

«Швабе»: казалось бы, что можно нового придумать в светофоре?

О новинках экспозиции холдинга на проходящем в эти дни Иннопроме в интервью корреспонденту РИА Новости Александре Науменко рассказал заместитель генерального директора «Швабе» по развитию систем продаж, маркетинга и сервисной поддержки гражданской продукции Иван Ожгихин.

Каковы экспортные планы холдинга в этом году и на ближайшие три-пять лет?

Продолжить взаимодействие с российским экспортным центром и участие в международных целевых выставках. Считаю, наша плановая стратегия достижима, и мы как раз работаем в торгпредствах, с представительствами Ростеха в регионах, с различными деловыми советами. Мы активно сотрудничаем с Российско-Сингапурским деловым советом и входим в состав его участников. Сейчас мы делаем постояннодействующую выставку на территории Сингапура, тем самым укрепляя свое присутствие на рынках Малайзии, Китая и Азии в целом. С Китаем плотно работаем по локализации линейки спутниковой геодезической аппаратуры UniStrong, которая поддерживается на уровне государства. В планах провести вторую постояннодействующую выставку в Европе, первым городом на карте которой можно выбрать Барселону, известную как европейская столица инноваций.

Казань получила премию на Всемирном саммите городов в Сингапуре

На Всемирном саммите городов в Сингапуре прошла церемония вручения премии Ли Куан Ю, сообщает «Реальное время».

Казань получила специальную номинацию в области развития городов. По решению совета премии, столица Татарстана была выбрана для особого упоминания.

Как рассказали в пресс-службе казанской мэрии, в жюри входили представители Швеции, Дании, Сингапура, Новой Зеландии, Китая.

Участие представителей Москвы в Форуме мэров в Сингапуре

11 июля 2018 года Посол России А.А. Татаринов встретился с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С.Е. Череминым, находящимся в Сингапуре для участия в Форуме мэров в рамках Всемирного саммита городов. Обсуждались перспективы наращивания практического взаимодействия между Москвой и городом-государством, в т.ч. в сферах образования и культуры.

В нем северокорейский лидер отметил, что «экстраординарные усилия президента США» по налаживанию отношений между двумя странами помогут создать «новое будущее» для обоих государств, и выразил надежду на скорую встречу с Трампом.

Ким Чен Ын назвал встречу с Трампом и подписанное двумя лидерами совместное заявление началом «новых будущих отношений» между странами. По его словам, улучшить отношения между США и Северной Кореей поможет новый двусторонний саммит.

12 июня лидеры США и Северной Кореи провели в Сингапуре встречу, по итогам которой стороны договорились способствовать достижению мира на Корейском полуострове. Позднее президент США назвал своего северокорейского коллегу «забавным и умным парнем».

В суд Сингапура подан иск к криптобирже WEX на 2,6 млн долларов

Истец требует вернуть ей средства, которые находились на ее счетах на момент ухода в офлайн криптобиржи BTC-e, чьей правопреемницей она называет WEX.

Высокий суд Сингапура рассмотрит 12 июля иск на 2,6 млн долларов к оператору криптовалютной биржи WEX, которую истец называет правопреемником закрывшейся криптобиржи BTC-e, чьи серверы были частично конфискованы в 2017 году агентами ФБР по делу об отмывании денег.

Истец — гражданка Таиланда Пимпорн Карти — требует от World Exchange Services (WEX), официального оператора криптобиржи Wex.nz, вернуть ей 139,81467001 BTC, 11 645,36 LTC, 715,21047164 Namecoins, 49,61 ETH, которые находились на ее счетах на момент ухода в офлайн криптобиржи BTC-e, чьей правопреемницей она называет WEX, сообщает Coinfox. В качестве альтернативы истец готов принять денежную компенсацию в размере 3 512 306,53 сингапурских долларов, что эквивалентно 2 619 912,08 долларов, говорится в материалах судебного дела.

Как заявляет Пимпорн Карти, когда 20 сентября она получила доступ к своей учетной записи, остатки по счетам не соответствовали балансам, которые имелись у нее на момент ухода биржи BTC-e в офлайн 25 июля. Хотя она требовала вернуть остатки на счетах в прежнее состояние, служба поддержки WEX переадресовала ее требования третьей стороне - компании FXOpen. 2 октября 2017 года FXOpen проинформировала истца по электронной почте, что не имеет никаких средств биржи BTC-e в своей системе и рекомендовала вновь обратиться к представителям этой площадки.

Малайзия вновь начала спор о воде с Сингапуром

Москва, 12 июля — «Вести.Экономика». Спор о поставках воды из Малайзии в Сингапур, который ранее разжигал напряженность в отношениях двух стран, снова вспыхнул при вновь избранном премьер-министре Малайзии Махатхире Мохамаде. Недавно он описал многолетнюю сделку как «слишком дорогостоящую» и «явно нелепую», пишет Asia Times.

В Сингапуре, где ресурсы ограничены, вода неприкосновенна. Безопасность водоснабжения — постоянная забота богатого города-государства, который на протяжении десятилетий полагается на импорт воды из соседней Малайзии для удовлетворения спроса.

В соответствии с соглашением от 1962 г. Сингапур может импортировать до 250 млн галлонов сырой воды в день из реки Джохор по низкой цене 0,03 малайзийского ринггита ($0,0074) за 1 тыс. галлонов.

Соглашение носит обязательный характер. Оно было утверждено обоими правительствами и зарегистрировано в Организации Объединенных Наций, когда Сингапур отделился от Малайзии в 1965 г., чтобы стать независимым государством. Сделка действует до 2061 г.

Малайзия добивалась пересмотра цен во время предыдущего срока пребывания Махатхира на посту премьер-министра. Этот спор сильно осложнил отношения двух стран в начале 2000-х гг., но переговоры застопорились и в конечном счете были прекращены.

В мае Махатхир был вновь избран премьер-министром Малайзии. Его призывы к пересмотру водного соглашения последовали за объявлением в мае об «отсрочке» проекта высокоскоростной железной дороги стоимостью в несколько миллиардов долларов, которая должна связать Сингапур и Куала-Лумпур. Малазийские чиновники представили этот шаг как меру по сокращению затрат, чтобы сдержать государственный долг, оценивающийся в 1 трлн ринггитов ($248 млрд).

Сингапур подтвердил, что обе стороны обязаны придерживаться соглашения 1962 г. В рамках этой сделки город-государство должен продать небольшую часть воды обратно в Малайзию. Эту воду южный малайзийский штат Джохор покупает по льготной ставке ниже рыночной.

Новый главный министр Джохора Осман Сапиан недавно повторил призывы премьер-министра к пересмотру цены, предлагая повысить цену для Сингапура более чем в 16 раз до 0,50 ринггита за 1 тыс. галлонов.

Сингапур, не желая пересматривать цены, заявил, что ни одна из стран не может в одностороннем порядке изменить условия соглашения 1962 г.

Министр иностранных дел Сингапура Вивиан Балакришнан на этой неделе даже связал стремление пересмотреть сделку с попытками поставить под сомнение «само существование Сингапура как независимого суверенного государства».

Дорогостоящее производство воды в Сингапуре привело к увеличению тарифов на воду на 30%, объявленному в июле прошлого года. Более высокие цены уже снизили потребление воды домохозяйствами со 148 до 143 литров на человека в день — это самое резкое сокращение за десятилетие.

Повышение тарифов также повлияло на предприятия, которым требуется вода для их производственных процессов, сообщили местные СМИ. Это вызвало у некоторых обеспокоенность, что рост цен — в том числе повышение тарифов на электроэнергию и налог на выбросы углерода, который будет взиматься в следующем году, — может снизить конкурентоспособность в обрабатывающей промышленности.

В то время как Сингапур продолжает развивать инфраструктуру и технологии, необходимые для удовлетворения его потребностей в воде, возобновление водного спора с Малайзией добавляет еще один потенциальный предмет разногласий между соседями.

У Сингапура нет иного выбора, кроме как готовиться к любым возможным вариантам, включая сценарий на будущее, при котором Малайзия, возможно, не пожелает заключать низкозатратную сделку после истечения 99-летнего соглашения по водным ресурсам, действующего с 1962 г.

Как сообщали «Вести.Экономика», по данным ООН, более 5 млрд человек в мире могут столкнуться с нехваткой воды уже к 2050 г., главным образом из-за изменения климата, возросшего спроса и загрязнения источников воды.

Спрос на воду, согласно прогнозу экспертов ООН, быстрее всего будет расти в развивающихся странах. В то же время изменение климата создаст дополнительную нагрузку на обеспечение, поскольку сделает влажные регионы еще более влажными, а сухие — еще более сухими.

Островное государство в Юго-Восточной Азии.
Общая территория - 639,1 кв.км. Столица - г. Сингапур.
Население - 3,53 млн. чел. (1999 г.); 78,7% - китайцы, 13,1% - малайцы, 7,1% - индийцы.
Официальные языки - малайский, английский, китайский и тамильский.
Религия - буддизм, ислам, христианство, индуизм и конфуцианство.
До 1819 г. остров принадлежал султанату Джохору (ныне штат в Малайзии), затем перешел к Великобритании, в 1826-1946 гг. - ее колония. С 1959 г. - это "автономное государство" в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. В 1963-1965 гг. - в составе Малайзии (на правах штата). Независимость провозглашена 9 августа 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии.

Государственное устройство

Действует Конституция 1963 г. По форме правления Сингапур - парламентская республика (в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Политический режим - авторитарный. С момента образования независимого Сингапура у власти непрерывно находится Партия народного действия (ПНД). Кроме ПНД официально зарегистрировано 20 политических партий, которые, однако, не играют существенной роли в политической жизни страны (в 1997 г. они имели лишь 2 места в Парламенте).
Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (83 депутата), являющемуся согласно Конституции высшим органом государственной власти, и Президенту. Парламент избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 5 лет. До истечения этого срока он может быть распущен только Президентом по представлению Премьер-министра. Новые выборы также назначаются Президентом в течение 3 месяцев с момента роспуска предыдущего Парламента.
Помимо обычной процедуры выборов членов Парламента по индивидуальным спискам Конституцией страны предусматривается также порядок выборов по "групповому представительству". Такие группы формируются по принципу партийной принадлежности в составе 3-6 человек, один из которых в обязательном порядке должен представлять национальное меньшинство, в первую очередь малайскую общину. С 1990 г. введена практика "назначаемых членов" Парламента (до 9, со сроком работы 2 года). Их кандидатуры выдвигаются общественностью из числа наиболее заслуженных граждан страны, не связанных партийной принадлежностью и обязательствами перед избирателями. Пройдя специальный селекционный комитет, возглавляемый спикером Парламента, они утверждаются Президентом страны. Назначенные таким образом члены Парламента обладают всеми правами, обязанностями и привилегиями парламентариев, кроме права голоса по поправкам к Конституции, объявления вотума недоверия и бюджету. Имеется также положение о "неизбранных членах Парламента", позволяющее 4 представителям оппозиционных партий, набравшим в ходе выборов наибольшее число голосов, но не прошедшим в итоге в высший законодательный орган страны, становиться членами Парламента.
Как правило, Парламент в течение года проводит 2 сессии, причем на второй, более продолжительной, рассматривается и утверждается госбюджет страны на очередной финансовый год.
Законопроекты обсуждаются в 3 чтениях и принимаются простым большинством голосов. Финансовые законопроекты может вносить только правительство. Принятый проект становится законом после одобрения Президентом.
Заключительный этап состоит в рассмотрении законов Президентским советом по правам меньшинств на предмет соответствия принципу равноправия религиозных и этнических общин и конституционным гарантиям вообще. Совет состоит из 21 члена, назначенного Президентом по совету Кабинета (10 пожизненно, еще 10 и председатель - на 3 года). При наличии отрицательного заключения законопроект должен быть изменен или подтвержден в Парламенте большинством в 2/3 голосов. Компетенция Совета не распространяется на законопроекты, касающиеся финансов, безопасности государства и публичного порядка. Не подлежат рассмотрению Советом также законопроекты, объявленные Премьер-министром "срочными".
Глава государства - Президент, ранее избирался Парламентом сроком на 4 года. В соответствии с принятой в 1991 г. поправкой к Конституции в августе 1993 г. Президент был избран путем прямых всеобщих выборов сроком на 6 лет.
Президенту принадлежат некоторые представительские, исполнительские и кадровые полномочия. При осуществлении своих обязанностей он действует в соответствии с советом Кабинета или министра, действующего по поручению Кабинета. По собственному усмотрению Президент назначает Премьер-министра и отказывает в просьбе о роспуске Парламента.
Исполнительная власть реально принадлежит Кабинету (правительству) во главе с Премьер-министром. Последний назначается Президентом из числа членов Парламента. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Если Президент уверен, что Премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента, он может объявить его должность вакантной либо согласиться, по просьбе Премьера, на роспуск Парламента.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Сингапура почти целиком основана на английском общем праве, однако в ряде вопросов личного статуса в отношении китайской, мусульманской и индусской общин действуют соответственно обычное китайское, мусульманское и индусское право.
С момента его введения в 1826 г. в английское общее право было внесено множество изменений и дополнений с тем, чтобы адаптировать его к специфическим местным условиям. Многие отрасли права были кодифицированы, принято обширное законодательство. В частности, по образцу индийских колониальных кодексов приняты Уголовный кодекс, Закон о доказательствах, по образцу статутов Великобритании - Ордонанс об исковой давности 1959 г. и Ордонанс о диффамации 1960 г., на основе австралийской модели - Закон о правах на землю 1956 г., Ордонанс о промышленных отношениях 1960 г. и Закон о компаниях 1967 г.
После достижения независимости в 1963 г. все действующие на тот момент законы были оставлены в силе; в период независимости они в большей или меньшей степени изменены, дополнены или пересмотрены.
Помимо национального законодательства в Сингапуре в качестве источника права применяются также акты английского Парламента, действовавшие на 1826 г., и последующие акты по некоторым коммерческим вопросам, если они не противоречат местному законодательству.
В Сингапуре в полной мере применяется английская доктрина, признающая судебный прецедент важным источником права. Помимо собственно сингапурских применяются как имеющие "убеждающую силу" прецеденты судов Великобритании, Малайзии, Индии и других стран общего права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В сфере гражданско-правовых отношений в Сингапуре применяются нормы английского общего права, исключая ряд вопросов личного статуса, регулируемых персональным правом каждой из общин.
Правоспособность определяется правовыми актами, основанными на английском общем праве. Минимальный брачный возраст для мусульман установлен в 16 лет, для других общин - в 18. Договорное и деликтное право также в целом следуют за английским правом. Земельное право основано одновременно как на собственно английских, так и на австралийских нормах (в отношении регистрации прав).
Вопросы брака и развода у немусульманских общин регулирует Хартия о женщинах (Women"s Charter) 1961 г. Она предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах, предусматривает обязательную регистрацию брака и запрещает полигамные браки. Браки по обычному китайскому или индусскому праву возможны, однако они должны соответствовать нормам указанной Хартии. Положения о разводе в основном соответствуют английскому праву, однако для подачи заявления о нем требуется не менее чем 7 лет раздельного проживания. Вопросы брака и развода мусульман целиком подчиняются мусульманскому праву, согласно которому мужчины могут иметь более одной жены и разводиться в одностороннем порядке.
В соответствии с Ордонансом о гражданском праве (Civil Law Ordinance) в Сингапуре непосредственно применяется английское коммерческое право по всем вопросам, касающимся партнерств, корпораций, банков и банковской деятельности, агентских договоров, перевозки, страхования в отношении торговых вопросов в целом, если иное не предусмотрено сингапурским законом. В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности. В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г. с незначительными изменениями, Закон о векселях - английский Закон 1882 г. и т.д.
Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г. Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав.
Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы. В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора.
Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г. и Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.
Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку. Последнее практически не использовалось после 1986 г., отчасти из-за сложной арбитражно-примирительной процедуры, которая должна предшествовать объявлению забастовки. Правительство принимает активное участие в регулировании трудовых отношений и поддержании социального партнерства. Закон о занятости устанавливает стандартную 44-часовую рабочую неделю. По уровню социальной защищенности трудящихся Сингапур занимает второе место в Азии после Японии.

Уголовное право и процесс

Источниками уголовного права Сингапура являются Уголовный кодекс, введенный в 1872 г. и имеющий в качестве основы УК Индии 1860 г., Закон о внутренней безопасности 1960 г., Закон о злоупотреблении наркотиками 1973 г. с поправками 1975 г. и целый ряд других актов.
Сингапурское уголовное законодательство отличается достаточной суровостью. Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство; государственная измена; посягательства на личность или пленение Президента; преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами; лжесвидетельство, повлекшее казнь осужденного. Поправки 1975 г. к Закону о злоупотреблениях наркотиками установили как обязательную меру смертную казнь за хранение более 15 граммов героина или аналогичного количества других наркотиков.
Уголовный кодекс предусматривает в числе видов наказаний битье прутом, назначаемое дополнительно к заключению, примерно за 30 преступлений, связанных с использованием насилия или угрозой насилия против человека (например, грабеж, изнасилование), за вандализм, торговлю наркотиками, нарушение иммиграционных законов. Этот вид наказания не применяется к женщинам, а также мужчинам старше 50 и моложе 16 лет. Лицо может быть освобождено от него и по состоянию здоровья.
Уголовный процесс в Сингапуре в целом основан на принципах английского права. УПК закрепляет практически полный набор демократических принципов и гарантий уголовного судопроизводства.
Согласно закону задержанные должны в течение 48 часов предстать перед магистратом для предъявления обвинения; обвиняемые имеют право на юридическую помощь, в том числе назначаемого за государственный счет (при отсутствии средств) адвоката. Осужденные имеют право на апелляцию. Действует система освобождения под зало г. Система правосудия работает достаточно быстро и эффективно. Сингапур один из первых в мире применил на судебных процессах видеоконференции (если свидетель или потерпевший находится за рубежом).
В то же время в сфере уголовного процесса наблюдаются и антидемократические тенденции. В 1989 г. в Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции.
Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях "защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка". Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность. Президент может санкционировать задержание сроком до 2 лет (причем этот срок может быть продлен неограниченное число раз) без права оспорить в суде обоснованность содержания под стражей. Правда, такая исключительная процедура почти не используется на практике.
В настоящее время в Сингапуре не существует суда присяжных (он отменен в 1959 г., а по делам, где в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь, - в 1969 г.).

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.
Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.
В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.
Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.
В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).
Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.
Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.
Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.
Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.
В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.
Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.
Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Решетняк Владимир Ильич, доцент кафедры гражданско-процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

Рецензент: Дорошков Владимир Васильевич, судья Верховного Суда Российской Федерации, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется опыт использования информационных технологий в судебной системе Сингапура и его преимущества: использование современных информационных технологий позволяет достичь сокращения времени и уменьшения цены судебных процессов, упрощения процессуальных процедур и более рационального применения трудовых и инструментальных ресурсов, более эффективного разделения инструментов и информационных средств между всеми участниками судебного процесса; достижения эффективного правосудия по гражданским делам.

Ключевые слова: гражданский процесс, информационные технологии, система электронной подачи, открытость и доступность суда, эффективность правосудия.

Informational technologies in judicial system of Singapore

The article analyzes the experience of using information technology in the judicial system of Singapore. The author shows that the use of modern information technology makes it possible to achieve reduction of time and reducing the price of litigation, procedural simplification of procedures and more rational use of labor and instrumental resources, more efficient separation tools and information resources among all participants in the judicial process to achieve effective justice in civil cases.

Key words: civil litigation, information technology, electronic filing system, the openness and accessibility of the court, the efficiency of justice.

В результате изменения в XXI в. социальных, экономических и технологических потребностей общества и государства стали неизбежными внедрение в судебной системе достижений научно-технического прогресса, адаптация существующих процессуальных форм и механизмов к требованиям времени на основе использования информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники, электронных систем.

Лорд Вулф в своем широко известном докладе Access to justice ("Доступ к правосудию") писал, что "информационные технологии будут не только помогать оптимизации и улучшению существующих систем и процесса; вероятно, со временем они сами станут катализатором для радикальных изменений... Информационные технологии в ближайшем будущем станут основой судебной системы и по этой причине уже сейчас заслуживают особого внимания на самом высоком уровне" <1>.

<1> Woolf H.K. Access to justice - Final Report to the Lord Chancellor on the civil justice system in England and Wales. London, 1996.

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, модернизируют процессуальные механизмы.

Признанным лидером в использовании информационных технологий в судебной деятельности является Сингапур, изучение опыта которого представляется весьма важным при определении направления дальнейшего развития российской судебной системы.

Судебная система Сингапура имеет два уровня: Верховный суд (The Supreme Court) и нижестоящие (подчиненные) суды (Subordinates courts). Последние рассматривают более 95% гражданских дел <2>.

<2> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2003.

В сингапурских судах с 1997 г. применяется Electronic Filing System (электронная система подачи; далее - EFS) <3>: сначала в качестве экспериментальной программы для подачи и вручения документов в судебном процессе на добровольных для сторон началах, а затем с 2000 г. ставшая обязательной формой подачи документов в суд по всем категориям гражданских дел.

<3> На смену ей должна прийти Integrated Electronic Litigation System (iELS, Интегрированная электронная судебная система), функциональная реализация которой началась в судах Сингапура в 2011 г. Cornie Ng. Integrated Electronic Litigation System (iELS) for the Singapore Ludiciary. URL: http:// mstreamlegal.com/ uploads/ upload_ legal_ research_ centre/ lntegrated% 20Litigation% 20system.pdf.

EFS разрабатывалась прежде всего как система управления документами и оптимизации документооборота в суде. При использовании EFS электронный документ, поступивший в суд, подвергается автоматизированной проверке на соответствие предъявляемым процессуальным законом требованиям, без вмешательства персонала суда направляется на соответствующий регистр для обработки. Система автоматически разрабатывает дальнейшую маршрутизацию документов в суде, позволяет свести к минимуму физическое перемещение людей и документов в судебных подразделениях, что значительно сокращает время рассмотрения поступившего заявления или иного документа, исключает неправильное приобщение документа к делу (к которому он не относится), создает возможности для более полного использования преимуществ электронного хранения документов <4>.

<4> См. подробнее: Malik, Walled Haider. Judiciary-Led Reforms in Singapore: framework, strategies and lessons. The World Bank, 2007. P. 53.

Внедрение электронных технологий в процесс управления судом движением дела позволило повысить производительность деятельности судов за счет оптимизации автоматизированных рабочих процессов и автоматических приемов отслеживания и мониторинга системы; разрешить проблему недостаточности персонала работников, с которой постоянно сталкиваются суды во всех правовых системах; сократить сроки рассмотрения поступивших в суд заявлений, что, соответственно, ускорило рассмотрение и разрешение судом гражданских дел, сократило количество неурегулированных споров; разрешить постоянно растущий спрос на физическое пространство (с помощью EFS документы могут храниться в электронном виде в системе, что делает ненужным наличие в зданиях судов больших архивных помещений и к тому же сокращает финансовые расходы на хранение документов); повысить безопасность хранения документов, обеспечить их конфиденциальность, поскольку с EFS легче реализовать ограниченный доступ к электронным досье; получать и анализировать статистические данные о количестве и категориях дел, которые рассмотрены в текущем периоде года, что позволяет прогнозировать и принимать меры по предупреждению потенциальной проблемы <5>.

<5> Walker J., Watson G.D. New Technologies and the Civil Litigation Process. Common Law General Report. Osgoode Hall Law School York University, Toronto (Canada) http:// research.osgoode.yorku.ca/ iapl2007.

EFS предоставляет услуги Службы электронного извлечения документов (Electronic Extract Service) <6>. Используя этот электронный сервис, юридические фирмы имеют возможность в режиме онлайн производить поиск документов, поступивших в суд по гражданскому делу, по их реквизитам, знакомиться с ними и с разрешения суда просматривать и распечатывать документы, исходящие от суда, вынесенные судом по различным процессуальным вопросам. Отметим, что возможен одновременный просмотр и изучение документов несколькими участниками процесса и судебными работниками.

<6> URL: http:// app.supremecourt.gov.sg.

EFS также предоставляет юристам и представителям общественности услугу доступа к Электронной информационной службе (Electronic Information Service), с помощью которой они могут в режиме реального времени получать информацию о всех процессуальных действиях суда по делу. Доступ осуществляется через систему LawNet, предоставляющую полный набор правовой информации. LawNet включает в себя несколько модулей и работает как единый центр для различных хранилищ информации, позволяющий осуществлять поиск по нескольким базам данных Верховного суда, нижестоящих судов в одной транзакции. Поиск информации может производиться по статусу каких-либо процессуальных действий или реквизитам любого документа, поданного в Верховный суд, суды низшей инстанции, а также по номерам дела, документа, идентификационному номеру заявителя, именам судьи, истца, ответчика и их представителей <7>.

<7> URL: http://www.lawnet.com.sg.

Важную роль в обеспечении доступности судебной власти играют веб-сайты судов <8>, на которых размещена информация, разбитая по разделам для различных категорий пользователей: юристов, самостоятельно представляющих себя участников процесса, общественности и средств массовой информации. Это, как указывают М.А. Филатова и В.В. Ярков, расширяет информационный доступ к правосудию тех, кто желает больше узнать о системе гражданского судопроизводства или хочет обратиться в суд за разрешением спора <9>. На веб-сайте публикуются упрощенные наглядные блок-схемы с тем, чтобы лицам, не являющимся юристами, предоставить возможность разобраться с различными судебными процедурами. Практические инструкции актуализированы на дату обращения к электронному ресурсу и служат для информирования о последних судебных предписаниях и процедурах. Еженедельно на сайте сообщается о датах слушаний для информирования заинтересованных сторон и обеспечения их участия в судебных заседаниях.

<8> URL: http:// app.supremecourt.gov.sg; URL: http:// app.subcourts.gov.sg.
<9> См. подробнее: Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2008. N 11. С. 100.

Веб-сайт нижестоящих судов включает в себя расширенную страницу (e@dr) для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution), где имеется возможность проведения онлайновой процедуры медиации, позволяющей потенциальным участникам судебного разбирательства по гражданскому делу сохранить свои время и деньги, попытавшись разрешить свой спор, не доводя его до суда.

Чтобы получить доступ к EFS, пользователь должен зарегистрироваться, приобрести необходимое оборудование, лицензированное программное обеспечение. Суды выполняют функции независимого сертификационного центра: после регистрации выдают пользователю смарт-карту, содержащую цифровой сертификат, используя который пользователь получает доступ к EFS и может пользоваться предоставляемыми системой услугами.

Все документы, используемые в судебном процессе, должны быть направлены в суд посредством использования EFS. Вначале документы могут быть получены в виде проекта, а затем, после входа в электронную систему подачи, пользователь может получить информацию о размере судебных издержек по делу. Документы в бумажной форме должны быть отсканированы и преобразованы в PDF-формат с использованием программы Adobe Acrobat. PDF-документ должен быть подписан и скреплен печатью.

После указания пароля пользователю необходимо подать документ. Прежде чем принять документ, суд проверяет его, чтобы убедиться, что он соответствует процессуальным требованиям. Сбор за подачу заявления в суд взимается автоматически. Подтверждение (сертификат) о принятии судом документа автоматически генерируется системой и посылается пользователю в течение пяти минут после его поступления. Сертификат службы может в дальнейшем использоваться в качестве доказательства подачи документа в суд.

EFS имеет шаблон для метаданных документа (содержания, контекста и формата). Каждый документ имеет реквизиты: номер, дату подачи, дату заведения дела и его номер, который является уникальным. После ввода документов в EFS суд не может изменить метаданные, которые точно заданы в определенной последовательности. На каждом документе указывается время и дата его поступления. В электронной системе отслеживается история подачи и извлечения данных.

Лица, не имеющие возможности по разным причинам самостоятельно направить в суд обращение в электронной форме, могут прибегнуть к помощи специалистов сервисных бюро (Service Bureau) <10>, которые, кроме того, оказывают помощь в обработке документов, которые не могут быть преобразованы в электронный вид. Необходимо, однако, отметить, что персонал сервис-бюро помогает в вопросах процедуры подачи документов в суд и по другим общим вопросам, но не вправе давать юридические консультации. Ответственность за подачу документов и их содержание несут люди, от лица которых подаются документы в суд, или их поверенные <11>.

<10> URL: http:// info.efs.com.sg/ ServiceBureau.html.
<11> Lim Seng Siew. The Role of Service Bureaux in EFS. URL: http:// www.lawgazette.com.sg/ 2000-2/ Feb00-20.htm.

После принятия поданных с использованием EFS документов секретариат суда составляет график проведения предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Дата и время слушания указываются в судебном постановлении, которое направляется сторонам после принятия судом искового заявления. Проведение предварительных конференций имеет две цели: во-первых, сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора, чтобы изучить возможность дружественного урегулирования; во-вторых, предварительные конференции позволяют суду сузить предмет спора, оценить, насколько стороны готовы к судебному разбирательству и выделить даты судебного разбирательства. Это сводит к минимуму появление непредвиденных обстоятельств в ходе процесса и позволяет суду более точно оценить длительность судебного разбирательства. В сингапурских судах также реализуется концепция императивных приказов, требующая от сторон строгого соблюдения зафиксированных судом сроков выполнения определенных задач <12>. Контроль за выполнением предписаний суда осуществляется автоматически с помощью системы EFS от начала дела до его разрешения и распространяется на промежуточные шаги между ними.

<12> Tan Siong Thye. Senior District Judge Subordinate Courts of Singapore. Current reforms in Asean countries - lessons and experiences. The Singapore"s experience. URL: http:// www.aseanlawassociation.org/ 10GAdocs/.

Для связи между судом и участниками процесса в ходе проведения предварительных конференций используется видеоконференцсвязь, что существенно повышает эффективность использования времени и судопроизводства в целом.

В стадии судебного разбирательства (Trial) суды также широко используют информационные технологии. Залы судебных заседаний оснащены компьютерными системами. Участники процесса имеют возможность подключиться к компьютерной сети суда и получить доступ к судебной информации одним щелчком мыши. Имеется также выход в сеть Интернет, что позволяет лицам, участвующим в деле, обмениваться информацией между собой, с другими лицами, находящимися за пределами суда, а также получить доступ к онлайновым базам данных законодательства и прецедентного права.

Судебные залы оснащены аудио- и видеотехникой для представления участниками процесса доказательств и своих аргументов по делу. Доказательства, хранящиеся на видеокассетах, на цифровых компакт-дисках и других цифровых носителях, можно воспроизводить и просматривать на различных экранах в зале суда. Подсоединив свои ноутбуки к аудиовизуальной системе в зале суда, адвокаты могут представлять доказательства в виде компьютерной симуляции, цифровых фотографий, видеозаписей, презентаций, выполненных с помощью компьютерных программ, что положительно сказывается на понимании судом и участниками процесса обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения гражданского дела, и, следовательно, на обоснованности и справедливости судебного решения.

При даче свидетелями показаний используется система видеомаркеров. Это позволяет судье, адвокату и свидетелям комментировать, каждый разным цветом, любые изображения, отображаемые на экране <13>. Аннотации могут быть распечатаны или записаны для последующего использования. Устные показания в суде записываются с помощью цифровой системы записи. Ход процесса также фиксируется с помощью системы видеозаписи, в которой отражаются изображения, полученные из видео- и документкамер, находящихся в зале суда, а также изображения, полученные с помощью видеоконференцсвязи. Судья имеет возможность в последующем воспроизводить запись судебного заседания для рассмотрения, уточнения доказательств неограниченное количество раз.

<13> Tan Boon Heng. E-litigation: The Singapore Experience. URL: http://www.lawgazette.com.sg.

Суды в стадии судебного разбирательства широко используют системы видеоконференцсвязи, что особенно актуально при необходимости допроса иностранных свидетелей, а также иных лиц, не имеющих возможности физического присутствия в суде, например в случае их болезни, нахождения в тюрьме. Применение судом технологии видеоконференцсвязи значительно экономит время участников процесса, уменьшает судебные расходы и издержки.

Сингапурская судебная система находится в постоянном поиске новых технологий, с помощью которых могут быть усовершенствованы судебные процедуры. В этих целях в 2006 г. создана лаборатория iCourtLab для проведения экспериментов с передовыми, ультрасовременными технологиями для потенциального практического использования их в судебных процессах <14>. Суды с этого времени тесно связаны с IT-индустрией и получили возможность тестировать продукцию, основанную на наукоемких технологиях, и технические решения в области информационных процессов, оценивать перспективы практического использования технических инициатив и их влияние на существующие методы судебной деятельности. Именно из iCourtLab вышло предложение использовать мобильный телефон для проведения видеоконференций посредством сети Интернет. В настоящее время с помощью смартфона юристы могут общаться с дежурным регистратором в суде по административным вопросам из любой точки мира.

<14> Wong Peck. eJustice-Transforming The Justice System. URL: http:// www.aija.org.au/ Law&Tech%2008/ Papers/.

Накопленный в судебной системе Сингапура опыт реформирования гражданского процесса показывает, что, используя современные электронные технологии, можно достичь значительных преимуществ: сокращения времени и уменьшения цены судебных процессов; упрощения процессуальных процедур и более рационального применения трудовых и инструментальных ресурсов; более эффективного разделения инструментов и информационных средств между всеми субъектами, вовлеченными в судебный процесс; достижения эффективного правосудия по гражданским делам.

Принимая во внимание, что Совет судей России в мае 2011 г. инициировал разработку концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2017 гг. <15>, которая должна вывести правосудие на новый уровень, изменить его традиционный облик, создать условия для внедрения электронного судопроизводства <16>, на наш взгляд, изучение результатов внедрения достижений научно-технического прогресса в судебной системе Сингапура, их творческий анализ могут оказаться полезным подспорьем при проведении технологических и процессуальных реформ в судебном процессе России.

<15> Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 277. URL: http:// www.ssrf.ru/ ss_detale.php?id=7947.
<16> Российские суды будут модернизированы // Российская газета. Столичный выпуск. 27.05.2011. N 5489.



Поделиться