Особенности правовой основы рб. Особенности правовой основы рб Авторское право в беларуси как получить

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Выполнил студент

2-го курса, экономического факультета

группы 921212

Матузко А.А.

1. Введение

2. Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав

4. Смежные права

6. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью

7. Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. Введение

В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

По существу, основные результаты интеллектуального труда относятся к категории авторского права и смежных прав. Поскольку к этой сфере относятся практически все направления интеллектуальной деятельности, они дают значительный вклад в национальную экономику каждой страны. Понимание этой особенности экономического развития республики позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

В пределах Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Совет Министров Республики Беларусь "определяет государственную политику в сфере обеспечения авторского права и смежных прав".

2. Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав

Законодательное становление авторского права на территории Республики Беларусь началось в XIX столетии в рамках Российской империи. Первый законодательный акт по вопросам авторского права появился в России в 1828 году, а последнее законодательство об авторском праве в Российской империи было принято в 1911 году. Это законодательство охраняло права авторов, композиторов, художников и предусматривало гражданские и уголовные меры в отношении нарушителей авторского права. После образования СССР законодательство об авторском праве оказалось включенным в раздел IV Гражданского кодекса БССР. После присоединения СССР в 1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, в Гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.

Новым этапом в развитии законодательства об охране интеллектуальной собственности стало принятие Верховным Советом 16 мая 1996 года Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З), проект которого был подготовлен Комитетом по авторским и смежным правам.

Последние годы характеризовались бурным развитием информационных технологий и глобальной информационной инфраструктуры. Международные и национальные нормы авторского права и смежных прав перестали в полной мере соответствовать реалиям, сложившимся в глобальной информационной инфраструктуре. Новые международные нормы были разработаны на дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2 - 20 декабря 1996 года), которая приняла два международных договора - Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. В этих договорах заложены новые нормы авторского права и смежных прав, вызванные бурным технологическим развитием глобальной информационной инфраструктуры, в частности, сети Интернет. Республика Беларусь в числе первых 50 государств мира подписала данные Договоры 8 декабря 1997 года. Вся работа по присоединению Республики Беларусь к Договорам ВОИС была проведена Комитетом по авторским и смежным правам совместно с Министерством юстиции и Министерством иностранных дел.

Долгое время в Республике Беларусь не были созданы условия для присоединения к наиболее фундаментальному международному соглашению в области авторского права - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, заключенным рядом стран еще в 1886 году. Большая работа, проведенная Комитетом по авторским и смежным правам по модернизации национального законодательства, привела к разработке им законопроекта о присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции. Национальное собрание Республики Беларусь в июне 1997 года приняло закон о присоединении к Бернской конвенции. Акт Президента Республики Беларусь о присоединении к Бернской конвенции был вручен Генеральному директору ВОИС 10 сентября 1997 года, и, в соответствии с регламентом Бернского Союза, Республика Беларусь стала полноправным членом этого Союза с 12 декабря 1997 года.

Другими словами, благодаря усилиям Комитета по авторским и смежным правам, Министерства юстиции и Министерства иностранных дел Республика Беларусь стала членом самых важных международных соглашений в области авторского права и смежных прав. Несомненно, международные обязательства республики потребовали приведения национального законодательства в соответствие с вышеназванными международными соглашениями. Такая работа была выполнена Комитетом по авторским и смежным правам в конце 1997 года, который представил в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". Палата представителей Национального собрания 9 апреля 1998 года единогласно приняла этот закон в первом чтении.

Возникновение глобальной информационной инфраструктуры означает, что очень крупные международные инвестиции могут стать многоотраслевыми, поскольку эффективное развитие глобальной информационной инфраструктуры в мировом масштабе потребует создания в каждой стране самой совершенной телекоммуникационной инфраструктуры и развитых компьютерных сетей, постоянных поставок информационных и развлекательных услуг и товаров.

Эффективная система охраны как национальных, так и зарубежных объектов авторского права и смежных прав позволяет Республике Беларусь быть полноправной частью глобальной информационной инфраструктуры и иметь доступ к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI веке. Другими словами, наличие совершенной системы охраны интеллектуальной собственности является одним из условий экономической безопасности любого государства, в том числе и Республики Беларусь.

Помимо членства в вышеуказанных международных соглашениях Республика Беларусь является членом Всемирной конвенции об авторском праве (редакция 1952 года), Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенного странами СНГ 24 сентября 1993 года, Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного странами СНГ 3 марта 1998 года.

Вышеупомянутые изменения в законодательстве Республики Беларусь в сфере авторского права и смежных прав, а также международные обязательства Республики Беларусь создали благоприятные условия для эффективной реализации и охраны авторского права и смежных прав как белорусских, так и иностранных авторов.

Авторское право - в объективном смысле - подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Авторское право на произведение возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трёх элементов:

Латинской буквы «С» в окружностьи;

Авторское право в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах² распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения:

Письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

Электронной (компьютерная программа, электронная база данных);

Звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);

Изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр);

Объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).

Исключение составляют:

Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

Государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

Идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

Наниматели (на служебные произведения);

Производители аудиовизуальных произведений;

Лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания;

Лица, к которым перешли имущественные права в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя;

Лица, к которым имущественные права на произведение перешли по договору уступки или договору передачи имущественных прав, договору о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, другим договорам.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. В отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. При отсутствии правомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование.

При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние. Объекты авторского права или смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права.

Любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права. Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре.

Авторский договор о передаче исключительных имущественных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать другим лицам подобное использование произведения.

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Исполнителям, являющимся гражданами Республики Беларусь;

Исполнителям, не являющимся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых:

Имеют место на территории Республики Беларусь, или

Включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.

Права изготовителя фонограмм признаются при выполнении нижеперечисленных условий и относятся к:

Фонограммам, производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

Фонограммам, производители которых не являются гражданами Республики Беларусь или юридическими лицами, имеющими официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, но которые впервые опубликованы на территории Республики Беларусь или опубликованы на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве.

Права организации эфирного или кабельного вещания применяются к передачам организаций, имеющих официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения законодательства Республики Беларусь также применяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления прав, предусмотренных настоящим разделом, не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

Латинской буквы "P" в окружности;

Имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпция обладателя смежных прав).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит право на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации), установленные статьей 31 Закона «Об авторских и смежных правах», охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно. Право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков переходит к наследникам (в отношении юридических лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Одной из основных проблем индустрии авторского права и смежных прав является пиратство. По оценкам Международного альянса интеллектуальной собственности, торговые потери стран за счет пиратства компьютерных программ, аудиовизуальных произведений, фонограмм, печатной продукции могут достигать 5-10% от объема индустрии авторского права и смежных прав. Наибольший объем пиратства интеллектуальной собственности в большинстве стран приходится на компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, фонограммы, книги.

Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет авторов произведений во всех видах деятельности, предотвращает "утечку мозгов и осушение культуры".

Ввиду особой опасности пиратства объектов авторского права и смежных прав как для правообладателей, так и национальной экономики очень важны меры по защите объектов авторского права и смежных прав. В странах с развитыми системами защиты авторских и смежных прав действуют очень строгие уголовные меры по борьбе с пиратством. К примеру, в США первое нарушение закона об авторском праве может повлечь штраф до 250 тыс. долларов и (или) тюремное заключение до 5 лет. При повторном нарушении штраф может быть увеличен до 500 тыс. долларов, а тюремное заключение - до 10 лет. Аналогичные уголовные меры характерны для большинства стран мира. С 1997 года строгие уголовные санкции введены и в законодательство России. В Уголовном кодексе Республики Беларусь также предусмотрены строгие меры за правонарушения в сфере авторского права и смежных прав. (см. Приложение №1)

Во всех странах мира борьбу с пиратством интеллектуальной собственности ведут правоохранительные органы, а авторско-правовые организации могут оказывать правовую, информационную, экспертную и другую помощь.

Из стран СНГ наибольших успехов в борьбе с пиратством интеллектуальной собственности добилась Россия. Координация деятельности правоохранительных органов стран СНГ уже началась, и она станет особо эффективной при реализации заключенного странами СНГ Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Комитет по авторским и смежным правам Республики Беларусь внес свои предложения по реализации данного Соглашения, которое должно стать основой как государственной программы по борьбе с пиратством интеллектуальной собственности, так и конкретных действий правоохранительных органов Республики Беларусь. Обеспечение прав на интеллектуальную собственность важно не только для авторов, исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, но и для государства, в частности, для получения режима наибольшего благоприятствования в торговле, которое дает членство во Всемирной торговой организации.

Помимо вышеуказанных важнейших направлений деятельности Комитет оказывает содействие в пределах своих полномочий творческим союзам, организует научные конференции, семинары, курсы и иные мероприятия по вопросам авторского права и смежных прав, издает справочные и научно-методические материалы по проблемам авторского права и смежных прав, организует проведение научно-исследовательских работ в области авторского права и смежных прав.

Несмотря на то, что Комитетом многое сделано для создания совершенной системы охраны интересов как правообладателей, так и государства в сфере авторского права и смежных прав, имеющиеся краткосрочные и долгосрочные программы деятельности позволят совместно с другими компетентными органами сделать Республику Беларусь одним из государств, в котором охрана прав на интеллектуальную собственность достигнет новых международных стандартов.

6. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью

В рамках направления деятельности Комитета по законопроектной деятельности, лицензированию и защите авторских прав «Координация действий предприятий-членов Ассоциации «Инфопарк» в области охраны и защиты авторских прав на компьютерные программы» Комитет выступил с инициативой создания на базе Ассоциации «Инфопарк» Агентства по защите авторских прав на компьютерные программы в Республике Беларусь. Инициатива была основана на результатах анализа деятельности Некоммерческого партнерства «Поставщиков программных продуктов» (далее – НП ППП), созданного в Российской Федерации.

С января 2010 года началась непосредственная работа по созданию Агентства.

В соответствии с разработанной Концепцией целью работы Агентства является организация системной работы по предупреждению нарушений и защите авторских прав на компьютерные программы на территории Республики Беларусь.

Целевыми группами Агентства являются:

1. государственные органы и организации, осуществляющие регуляторные и исполнительно-распорядительные функции в сфере интеллектуальной собственности.

2. правообладатели – организации, обладающие исключительными имущественными правами на компьютерные программы;

3. дилеры (реселлеры либо дистрибьюторы) – организации, обладающие правами на распространение компьютерных программ на территории Республики Беларусь;

4. пользователи программного обеспечения (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Исходя из потенциальных интересов целевых групп Агентства выделено три возможных направления его работы:

a. организация и (или) проведение PR & GR акций;

b. защита интересов правообладателей исключительных прав на компьютерные программы;

c. бизнес консалтинг для субъектов ИТ–рынка.

Также приняты «Типовой план мероприятий по совершенствованию и управления интеллектуальной собственностью» и Государственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008 – 2010 годы.

7. Список использованных источников

1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 мая 1996 г. N 370-XIII «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З);

3. www.belgospatent.org.by – (Электронный ресурс)

4. www.infopark.by– (Электронный ресурс)

5. www.pravo.by– (Электронный ресурс)

6. Журнал «Юстиция Беларуси», №1, 1998 год – С. СУДАРИКОВ – «Авторские и смежные права в Республике Беларусь»

7. www.ru.wikipedia.org– (Электронный ресурс)

8. www.dic.academic.ru– (Электронный ресурс)

9. Компьютерная программа «Консультант +»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

(раздел 4, статьи 39-41 Закона «Об авторском праве и смежных правах)

1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторского права и смежных прав.

2. Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, изготовление, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав, являются контрафактными.

3. Контрафактными являются также экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с настоящим Законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь.

4. Нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права и смежных прав влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств, или предоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, предоставляемых настоящим Законом, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств;

устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

6. Любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена, или на которых изменена информация об управлении правами, или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 настоящей статьи, считаются контрафактными в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Правообладатели вправе требовать:

восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;

возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

(абзац 7 части 1 пункта 2 статьи 40 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Указанные в абзацах пятом, шестом и седьмом пункта 2 настоящей статьи меры применяются по выбору правообладателя.

3. Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

4. Контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

5. Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства.

Статья 41. Способы обеспечения исков по делам о нарушении авторского права и смежных прав

1. Суд выносит определение о запрещении ответчику совершать определенные действия (изготовление, продажу, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, включая незаконное использование любых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона).

2. Суд выносит определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также о наложении ареста на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, в том числе на любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона.

3. При наличии достаточных данных о нарушении авторского права и смежных прав, за которое в соответствии с законодательством предусмотрена уголовная ответственность, орган дознания, следователь или суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска путем розыска и наложения ареста на экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, включая любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, а в необходимых случаях - путем изъятия и передачи их на ответственное хранение.

19 сентября в Пресс-клубе Беларусь прошло первое обсуждение проблем отечественного медийного пространства в новом формате - «МедиаТок». В рамках данного формата в Пресс-клубе Беларусь раз в месяц будут проходить встречи с людьми из медиасферы, где будут обсуждаться больные вопросы. Встреча начала текущей недели была обозначена как "Кража без взлома. Как защитить авторов и производителей контента".

Партнером первого мероприятия стал Тыдзень беларускага мыслення . « О рганизаторы понимают "мысленне" не как что-то философское, а предлагают все м поучаствовать в мышлении как процессе открытого обсуждения важных вещей , - подчеркнул главный редактор Беларусского журнала Андрей Александров. - К нам как медийным партнерам обратились организаторы и спросили, какие острые вопросы есть в медийной сфере… Проблема не всегда корректного заимствования контента лежала на поверхности».

Первый аспект встречи — юридическая теория. Как понимает авторское право белорусское законодательство? Какие юридические тонкости существуют применительно к контенту в нашей стране? Об этом рассказал первый спикер — юрист, адвокат Сергей Зикрацкий :

«Постепенно тех, кто не только интересуется нарушенными правами, но и готов их защищать, становится все больше. За последний год у меня было два кейса, которые дошли до судов. Многие кейсы были разрешены на уровне претензий.

Закон Об авторском праве говорит: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения» . Здесь необходимо сосредоточить свое внимание на несколько моментов.

Во-первых, это результат творческой деятельности. То есть, предполагается, что объект авторского права создан благодаря творческому мышлению конкретного автора. В случае с кейсом Мотолько мы посмотрели, как на практике это работает. Здесь сложно сказать, потому что у каждого будет свое мнение. Журналист скажет: «Ну я же работал! Ходил на пресс-конференцию! Я вложил душу!» Другой скажет: «Какой тут результат творческой деятельности?!» Лично я никогда не оцениваю. Могу сказать свое мнение, но в случае спора вопрос будет решаться в суде с привлечением эксперта.

Во-вторых, авторское право возникает независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его отображения. Если вам не нравится произведение, это не значит, что оно не охраняется авторским правом. И независимо от формы. В законе Об авторском праве перечислены некоторые формы, но перечень не является закрытым. Главное — элемент творчества.

В-третьих, авторское право на произведение возникает в силу создания. И не требуется никакая регистрация произведения. Наличие или отсутствие знака не означает, что произведение обладает или не обладает авторским правом.

КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Когда я выступаю с лекциями, говорю: для вас должна существовать презумпция. Она заключается в том, что у произведения есть правообладатель. И по общему праву произведение может быть использовано только с согласия автора и при условии выплаты авторского вознаграждения. Это правило.

Есть исключения. Они четко описаны в законе Об авторском праве. Самые распространенные случаи:

ЦИТИРОВАНИЕ. «Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования».

Меня часто спрашивают, как много можно процитировать? Я советую задать себе один простой вопрос: «А не много ли я взял?» Если вы отвечаете, «нет, не много, потому что без этого однозначно все потеряет смысл» , тогда объем оправдан целью цитирования.

МЕСТО, ОТКРЫТОЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ. «Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях».

Вопрос — является ли интернет местом, открытым для свободного посещения? Разработчики закона говорили: «Мы имели ввиду музеи, выставки и так далее» . По мнению многих, интернет также является местом, открытым для свободного посещения. Мария Колесова-Гудилина об этом расскажет ниже чуть подробнее. Я знаю, что в России интернет не признали местом, открытом для свободного посещения для целей этой статьи. Поэтому использовать найденную в интернете фотографию, ссылаясь на норму, по сути, нельзя.

ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ. «Правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также произведения того же характера, правомерно переданные в эфир или по кабелю либо правомерно размещенные для всеобщего сведения в глобальной компьютерной сети Интернет, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, когда такие действия не были специально запрещены автором или иным правообладателем соответствующего произведения».

Это должны быть статьи по текущим указанным в законе вопросам. Здесь очень важный момент: мы не можем просто так взять серьезную аналитическую статью, поскольку эта статья не по текущим вопросам. Мы не можем брать и развлекательную статью. Разработчики говорили мне: «Если вопрос актуален в течение недели-двух, то можно говорить о том, что это текущие вопросы. Если материал актуален дольше — вряд ли это подпадает под статью» .

Второй момент — если перепечатка этих материалов не была специально запрещена правообладателем. Есть запрет — не можем перепечатывать полностью статью. Но можем взять цитату, на это запрета не существует.

Исключений, как видим, не много. Поэтому, возвращаясь к началу своего выступления: использовать чужие произведения можно с согласия автора и при условии выплаты ему авторского вознаграждения.

Последняя ремарка. Что не является объектами авторского права: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении».

Если вы взяли иностранца и проехались с ним по Беларуси, сделали фото и описали впечатления приезжего — это статья, подпадающая под действие авторского права. Ее нельзя просто так украсть. Но если кто-то из другого СМИ возьмет другого иностранца, сделает другие фото (пусть даже и похожие) и придет к схожим выводам — в этом нет нарушения авторского права».

От юридической теории участники встречи перешли к юридической практик е . Мария Колесова-Гудилина, адвокат Антона Мотолько в , рассказала о практике защиты авторских прав:

«К сожалению, после дела Антона Мотолько многие фотографы пугаются защищать свои права. Но практика не на столько печальна. Фотографические произведения в Республике Беларусь защищаются. Бывает это редко, но метко.

Могу напомнить дело 2009 года, когда журнал « Pingouin » незаконно опубликовал фотографии Сергея Гудилина. Процедурно это выглядело так: подали претензию журналу — в претензии отказали — обратились в суд — была назначена экспертиза из трех экспертов — эксперты не признали фотографии результатом творческого труда — мы уличили одного эксперта в том, что он переписал свое заключение из Википедии — была назначена повторная экспертиза — она признала фотографии Сергея Гудилина результатом творческой деятельности — была взыскана компенсация и моральный вред.

По поводу прав. Они бывают двух типов: имущественные и личные неимущественные. Они разделяются и в теории права, и в способах защиты. Когда нарушаются имущественные права (воспроизведение, обнародование и т. д.), тогда имеем право требовать компенсацию от 10 до 50.000 базовых величин за каждое нарушение. Чаще всего просим взыскать по 10 базовых величин за каждое произведение.

Когда нарушаются личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т. д.), можем взыскать моральный вред. Это оценочная величина, каждый автор имеет право сам ее оценить. Но с точки зрения практики, ее очень тяжело доказать.

Прежде чем говорить о практике защиты своих прав, я хочу коснуться тяжелого вопроса — формулировка статей в законе Об авторском праве и смежных правах. Потому что в теории права научные умы все время спорят, например: правильно ли сформулирована 6 статья закона, которая говорит о том, что должен быть результат творческого труда? Мы являемся членами Всемирной ассоциации интеллектуальной собственности, которая охраняет авторские права, в том числе, в соответствие с Бернской конвенцией, созданной в 1886 году! И там не называется такой признак как «результат творческого труда».

Возможно, когда-нибудь и у нас это изменится — тогда берегитесь редакторы!

Я бы хотела уточнить несколько моментов о случаях свободного использования контента. Даже если вы свободно используете любое произведение, вы должны обязательно указать автора. Это очень важно! Для каждого редактора и журналиста это должно быть как отче наш. Иначе это будет кража, которая не подпадает под случай свободного использования.

Что касается так называемого «открытого места». У нас есть разъяснения Верховного суда в форме вопросов и ответов. И уважаемый Председатель судебной коллегии по интеллектуальной собственности дает разъяснение: интернет не может быть признан местом, так называемым, открытым. Следовательно, фотографические произведения не могут быть использованы без указания авторства просто потому, что ты их нашел в интернете. Однажды был такой суд с фото из интернета, и он принял позицию истца.

По поводу статей по текущим политическим, социальным и т. д. вопросам. Сюда не подпадают фотографические произведения. И социальное это явление или не социальное — не важно. Запретила я под своей фотографией использовать ее или нет — тоже не важно. Есть четкие общие правила использования фотографических произведений - вы должны спросить разрешение, указать авторство и заплатить вознаграждение.

У судебной коллегии по интеллектуальной собственности Верховного суда дел очень мало. Потому что пугают пошлины - 5% от суммы иска по имущественным правам и 20 базовых величин по личным неимущественным правам, вне зависимости от суммы, пусть даже это будет 1 копейка. Не у всех фотографов есть такие деньги. Плюс, чтобы обратиться в суд, чаще всего нужно обратиться за квалифицированной юридической помощью. Это недешево.

Помимо обращения в Верховный суд есть еще два способа — административная и уголовная ответственность. Если вы узнали, что нарушается ваше авторское право, можете обратиться с заявлением в местное РОВД. Я не знаю случаев, когда нарушители были привлечены к административной ответственности. Но когда ваши фотографии и статьи используют в интернете, их могут и очень быстро удалить. Чтобы сделать скриншот нужно обращаться к нотариусу за актом описи — это очень дорого. К альтернативе в виде http://prioritet.com/by наш суд относится очень скептически. Е сли же вы обращаетесь с заявлением в РОВД, при вас будет произведен осмотр, будет составлен акт. Вам откажут в привлечении нарушителя к ответственности, но установят факт, что ваша статья или фотография находилась на сайте. Вы сэкономите себе средства. Это неплохой способ зафиксировать факт нарушения.

Многие считают, что в суд могут обращаться только авторы. Это не так. Авторских соглашений. Многие СМИ считают, что если у них есть никак не оформленный автор, который готовит контент, то в дальнейшем СМИ на правах правообладателя имеет полное право продавать материал куда угодно другим медиа. Нет! Между СМИ и автором должны быть очень четко оформлены взаимоотношения: это служебное произведение или нет? Должны быть четко оговорены права и обязанности работника и права и обязанности в отношении произведений, которые создаются журналистом или фотографом. Если вы, СМИ, надлежащим образом оформили свои права, имеете право уже как правообладатель обратиться за судебной защитой».

Журналист и медиаэксперт Павлюк Быковский по просьбе организаторов встречи и Беларусского журнала проанализировал контент некоторых белорусских онлайн-медиа на предмет заимствованного контента. Павлюк Быковский поделился с сайт своей презентацией Ацэнка арыгінальнасці кантэнту анлайн-выданняў» .

В следующем материале сайт расскажет о практике защиты авторских прав газетой «Комсомольская правда в Беларуси», порталом TUT.BY, сайтом CityDog.by, а также выберет самые интересные моменты из дискуссии в конце встречи по авторскому праву.

На встречу ходил Антон Суряпин

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

аудиовизуальное произведение - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (со звуковым сопровождением либо без него) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае звукового сопровождения) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии; теле-, видеофильмы, слайдфильмы и другие формы независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;

воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или фонограммы в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, а также запись произведения или фонограммы для временного либо постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

воспроизведение фонограммы - изготовление одного либо более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

декомпилирование программы для ЭВМ - преобразование объектного кода программы в ее исходный текст;

запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо (лица), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении обычным способом;

изготовитель фонограммы - физическое или юридическое лицо (лица), взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным способом;

исполнение - представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, радиовещания, кабельного телевидения и других технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (со звуковым сопровождением либо без него);

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте или каким- либо иным образом исполняет произведение литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

народное творчество - творения, состоящие из характерных элементов традиционного художественного наследия, включая народные сказки, народную поэзию, народные песни, инструментальную народную музыку, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и другие;

обладатель авторского права или смежных прав - автор или исполнитель в случаях, когда имущественными правами наделен автор или исполнитель; физическое лицо или иное, чем автор или исполнитель, юридическое лицо в случаях, когда имущественными правами наделено такое физическое или юридическое лицо; физическое или юридическое лицо, которому были уступлены имущественные права;

обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

общественное достояние - правовой статус произведений, авторское право на которые истекло или отсутствовало;

опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения или фонограммы с согласия автора либо иного обладателя авторского права и смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики путем продажи, сдачи внаем, публичного проката или путем иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения или фонограммы; под опубликованием подразумевается также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации;

передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению, в том числе через спутники (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под "передачей в эфир" понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение, фонограмма, исполнение, постановка, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств -- другой организацией;

показ произведения -- демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или посредством каких-либо других технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности команд и данных, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью каких-либо технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствуют лица, не являющиеся членами семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

репродуцирование (репрографическое воспроизведение) - факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного либо более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью каких-либо других технических средств, кроме издания; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать произведение, фонограмму, исполнение, постановку, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств;

сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать любое иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от их фактического восприятия публикой;

топология интегральной микросхемы - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними;
фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;

экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;
экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно либо косвенно с фонограммы и включающая все или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме;

1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме:

а) на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

б) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами -- гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;

в) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами (их правопреемниками) -- гражданами других государств -- в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

3. При предоставлении на территории Республики Беларусь охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону страны, где имело место действие или событие, послужившее основанием для обладания авторскими правами.

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение так далее); других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая обладает признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и может использоваться самостоятельно, является объектов авторского права.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона.

Статья 6. Произведения, являющиеся объектами авторского права

1. Объектами авторского права являются: литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения); научные, научно-технические, в том числе и топологии интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения; программы для ЭВМ и базы данных, речи, лекции, доклады, обращения, проповеди и так далее;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом и без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам; другие произведения.

2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ, включая прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся: производные произведения, такие, как переводы и обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства;

сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и сборники произведений охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Статья 7. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества; сообщения информационного характера о событиях и фактах.

латинской буквы "С" в окружности:

С имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного полномочия на произведения для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

Регистрация осуществляется специально уполномоченным центральным органом управления Республики Беларусь, который выдает свидетельства о регистрации прав автора и его произведений. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

4. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.

5. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

6. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим

Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Настоящее положение будет действовать до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение.

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

1. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов, представляющий результат творческого труда (составительство).

2. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.

2. Переводчик и автор другого производного произведения пользуются авторским правом на созданное ими произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, аранжировке или другой переработке.

1. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом и без текста, а также другие лица, участвовавшие в создании аудиовизуального произведения по договору и внесшие в него творческий вклад.

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (роман, положенный в основу сценария и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператором-постановщиком, художником-постановщиком и другими), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано.

2. Лицо, давшее задание на создание произведения, заключает с автором договор, который может предусматривать выплату авторского вознаграждения и ограничения права на использование произведения лицом, давшим задание.

3. Лицо, по служебному заданию которого было создано произведение, имеет право при использовании им произведения указывать свое наименование.

4. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 10 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Статья 14. Личные неимущественные права

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения.

Статья 15. Имущественные права

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать произведение (право на переработку). Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

3. Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения (право на вознаграждение). Размер и порядок начисления авторского вознаграждения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов, с пользователями. При этом размер вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их во временное пользование (прокат) принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

5. Ограничения прав авторов, указанных в пункте 2, устанавливаются статьями 17-20 настоящего Закона при условии, что такое ограничение не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и необоснованно не ущемляет законные интересы автора.

Статья 16. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования

1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездный или безвозмездный) от автора к другому лицу означает первую уступку прав на это произведение.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права.

Глава 3. Ограничения имущественных прав

Статья 17. Воспроизведение произведения в личных целях

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение чужого правомерно обнародованного произведения исключительно для удовлетворения личных потребностей или потребностей членов семьи, кроме случая, установленного частью первой пункта 3 настоящей статьи.

2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется в отношении:

а) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

б) воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

в) воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;

г) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

3. В случае воспроизведения физическими лицами в личных целях аудиовизуального произведения или произведения, зафиксированного на фонограмме, автор либо иной правообладатель вправе получать соответствующее вознаграждение.

Вознаграждение выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование), материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями, управляющими имущественными правами авторов.

Вознаграждение подлежит распределению между авторами или иными обладателями авторских и (или) смежных прав на произведения, указанные в настоящем пункте, в отношении которых можно предполагать, что они воспроизводились в личных целях.

4. Вознаграждение не выплачивается за оборудование и материальные носители, указанные в пункте 3 настоящей статьи, которые являются: а) предметами экспорта; б) профессиональным оборудованием, не предназначенным для использования в домашних условиях.

Другие материалы по теме

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (объекты авторского права) и исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (объекты смежных прав) регулируются законодательством Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав.
Законодательство Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав состоит из положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и ведомственных нормативных правовых актов.
Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определены объекты авторского права и смежных прав, личные неимущественные и имущественные авторские и смежные права, сроки их охраны, основные требования к договорам о передаче авторских и смежных прав, способы защиты авторского права и смежных прав.
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства, а также порядок их применения.
В целях пресечения нарушений авторских и смежных прав в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь установлены меры административной и уголовной ответственности за нарушения авторских и смежных прав.
Таможенный кодекс Республики Беларусь предусматривает меры по защите объектов авторского права и смежных прав при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Нормы вступивших в силу международных договоров в области авторского права и смежных прав, в которых участвует Республика Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.

Республика Беларусь участвует в следующих международных договорах в области авторского права и смежных прав:
- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;
- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву;
- Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.);
- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам;
- Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

В соответствии с законодательством авторы и иные правообладатели вправе осуществлять свои авторские права в индивидуальном порядке, а также через организацию по коллективному управлению имущественными правами.
За защитой своего авторского права или смежных прав правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией.
Правообладатели вправе требовать:
- признания авторского или смежных прав;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;
- пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;
- возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
- выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;
- принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.
Дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.

Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2005 г. № 871 «Об утверждении Положения о взаимодействии республиканских органов государственного управления, правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности» и в рамках реализации решений Комиссии по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления проводится соответствующая работа по улучшению состояния дел и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
В ходе осуществления оперативно-профилактических мероприятий Министерством внутренних дел Республики Беларусь совместно с заинтересованными в области защиты объектов авторских и смежных прав в 2004 – 2006 годах выявлено 191 преступление (из них 70 преступлений по ст. 201 УК «Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав» и 20 преступлений по ст. 250 УК «Распространение ложной информации о товарах и услугах»), пресечено 1583 административных правонарушений. В 2007 году выявлено 54 преступления по ст. 201 УК Республики Беларусь и 18 – по ст. 250 УК. Пресечено 437 административных правонарушений. По уголовным делам и материалам изъято более 50,5 тыс. единиц контрафактной продукции и более 21 т. фальсифицированных товаров на сумму свыше 504 млн. рублей.

Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в 2004 - 2006 годах проведено 258 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению требований нормативных правовых актов по стандартизации при производстве и реализации аудио- и видеопродукции, компьютерных программ. По результатам проведенных проверок выявлено 246 нарушений и запрещена реализация аудио- и видеопродукции, компьютерных программ на сумму 244,9 млн. рублей. В 2007 году Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь было проведено 10 проверок у 9 субъектов предпринимательской деятельности, в 8 случаях были выявлены нарушения. По материалам государственного надзора запрещена реализация аудио- и видеопродукции и компьютерных программ на сумму 1,8 млн. руб., составлено и направлено в суды 8 протоколов об административных правонарушениях по результатам рассмотрения которых наложены штрафы в размере 1,1 млн. руб., даны предписания об устранении выявленных нарушений.

В 2005 – 2006 годах налоговыми органами в целях пресечения фактов нарушения авторских прав, связанных с изготовлением, тиражированием и сбытом контрафактной продукции, проведено 50 комплексных выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которых установлено 48 нарушений законодательства, доначислено налогов и предъявлено экономических санкций на сумму 86,1 млн. руб., изъято продукции на сумму 100 млн. руб. В 2007 году налоговыми органами организованы проверки у 10 организаций и 9 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с правами на объекты интеллектуальной собственности, по результатам которых предъявлено и взыскано в бюджет 60,2 млн. рублей, за допущенные нарушения к административной ответственности в виде штрафа на сумму 2,2 млн. рублей привлечено 10 должностных лиц. По результатам проведенных рейдовых проверок, направленных на выявление и пресечение правонарушений, связанных с хранением и реализацией аудио и видео продукции, арестовано и изъято товаров на сумму 768,7 млн. рублей.

В течение 2004 – 2006 годах Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь принимались меры по предотвращению ввоза в республику контрафактной продукции. Таможенными органами Республики Беларусь в 2004 – 2006 годах выявлено 156 нарушений, изъято из оборота 38,3 тыс. носителей аудиовизуальной продукции на общую сумму 190,6 млн. рублей. За 2007 год таможенными органами выявлено 25 фактов незаконного перемещения через таможенную границу экземпляров компьютерных программ и аудио-, видеоносителей, изъято и конфисковано около 21 тыс. единиц данных товаров на сумму свыше 53 млн. рублей.

В соответствии с главой 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы осуществляют меры по защите прав интеллектуальной собственности и ведут таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 31.12.2007 г. в реестр включены 17 товарных знаков, принадлежащих отечественным и иностранным правообладателям.

В рамках реализации п. 21.22 мероприятий Государственной программы по борьбе с преступностью на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 103 органами прокуратуры в 2006 году зарегистрировано 70 преступлений, связанных с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности, окончено производством 58 уголовных дел, принято участие в рассмотрении в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь 38 гражданских дел, связанных с применением законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В 2007 году органами прокуратуры зарегистрировано 45 преступлений о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, окончены производством уголовные дела по 39 преступлениям. С участием прокуроров судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрено 5 дел.

За 2007 год судами Республики Беларусь рассмотрено 35 уголовных дел по ст. 201 УК Республики Беларусь «Нарушение авторских, смежных и патентных прав», в том числе по части первой ст. 201 УК – 4 дела; по части второй ст.201 УК – 21 дело; по части третьей ст.201 УК – 10 дел. По рассмотренным делам осуждено 35 лиц, в том числе наказание в виде штрафа назначено 27 осужденным; в виде общественных работ – 6 осужденным; исправительных работ – 1 осужденному, ограничения свободы – 1 осужденному. За аналогичный период судами Республики Беларусь рассмотрено 305 дел об административных правонарушениях по ст. 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение авторских, смежных и патентных прав». 284 человека из 305 были привлечены к административной ответственности. На 283 человека наложены административные взыскания в виде штрафа; на 1 – в виде предупреждения, к 204 применено дополнительное взыскание в виде конфискации.

Национальный центр интеллектуальной собственности ©
e-mail:[email protected]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав. Ответственность за нарушение авторского права и смежных прав. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Изучение понятия, значения и источников авторского права: совокупности правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Объекты авторского права, условия охраноспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Авторское право как система норм права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие с созданием и использованием произведений науки и искусства. Объекты и субъекты авторского права. Способы защиты авторского права.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Понятие, субъекты и объекты авторского права, его распространение на обнародованные и необнародованные произведения. Сроки охраны имущественных прав. Характеристика личных неимущественных прав авторства, имени, на обнародование и на защиту репутации.

    презентация , добавлен 02.01.2012

    Суть авторского права и особенности его распространения на произведения обнародованные либо необнародованные. Передача права собственности на материальный объект или права владения им. Творчество. Условия возникновения соавторства. Служебное произведение.

    презентация , добавлен 14.08.2015

    Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2013

    Задачи и принципы, субъекты и объекты авторского права. Реализация авторских прав путем заключения договоров. Отдельные авторские правомочия. Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. Защита авторских и смежных прав.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011



Поделиться