Лингвистический энциклопедический словарь. Функции языка

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции языка
Рубрика (тематическая категория) Связь

Функции языка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции языка" 2017, 2018.

  • - Функции языка.

    Существуют различные попытки выделения функций языка, однако все исследователи, расходясь в частностях, едины в том, что существуют две безусловно важнейшие функции, которые язык выполняет в человеческом бытии - коммуникативная и познавательная. В... .


  • - Функции языка.

    Разделы языкознания. Предмет языкознания. Наука о языке называется языкознанием. В этой науке рассматриваются общие вопросы для всех языков. В мире насчитывают от 2.500 до 5 тыс. языков. Колебания в количестве объясняется тем, что сложно отделить язык от его... .


  • - Функции языка

    Эти задачи в конечном счете сводятся к оптимизации функций языка. Например, формирование и поддержание традиции чтения и понимания сакральных текстов, обеспечение контактов между разными народами. Однако круг задач, стоящий перед ПЛ, нельзя считать... .


  • - Функции языка

    Функции языка: 1) это роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) соответствие единиц одного множества единицам другого (это определение относится к единицам языка). Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и... .


  • - Коммуникативные функции языка

    Уровень Уровень Частные языковые системы и лингвистические дисциплины На каждом системном уровне функционирует одна или несколько частным систем. Каждая из них выполняет свою частную функцию в рамках общей функции знаковой системы.... .


  • - Основные функции языка

    Мышление как предмет логики Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира. Человек... .


  • - Основные функции языка

    Наш обычный язык, на котором мы говорим, полноправный соавтор наших мыслей и дел. И притом соавтор нередко, более великий, чем мы сами. Как верно заметил наш соотечественник Ф.Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Классический индийский эпос гласит:... [читать подробнее] .


  • Язык - это не только система знаков, символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности.

    Выделяют следующие функции языка:
    1) коммуникативная;
    2) познавательная (когнитивная);
    3) номинативная;
    4) аккумулятивная.

    Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык, прежде всего, является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду - говорящему - выражать свои мысли, а другому - воспринимающему - понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.

    Познавательные, или когнитивные, функции языка (от лат. cognition - знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.

    Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.

    Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи.

    Мир познан и освоен только тогда, когда назван. Мир без наших названий - чужой, как далекая неизвестная планета, в нем нет человека, в нем невозможна жизнь человека.

    Название позволяет зафиксировать уже познанное. Без названия любой познанный факт действительности, любая вещь оставалась бы в нашем сознании одноразовой случайностью. Называя слова, мы создаем свою - понятную и удобную картину мира. Язык дает нам холст и краски.

    Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка - собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо дольше человека, а порой даже и дольше целых народов. Известны так называемые мертвые языки, которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит, кроме специалистов, изучающих их.

    Подавляющая часть гигантских объемов информации, произведенной и производимой человечеством, существует в языковой форме. Иначе говоря, любой фрагмент этой информации принципиально может быть произнесен и воспринят как современниками, так и потомками. Это и есть аккумулятивная функция языка, с помощью которой человечество накапливает и передает информацию как в современности, так и в исторической перспективе - по эстафете поколений.

    Подводя итог этому разделу, можно вывести такую формулу для запоминания основных функций языка.

    Коммуникативная функция обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.

    Когнитивная функция обеспечивает мышление, познание и ориентацию в мире.

    Номинативная функция помогает называть предметы и явления.

    Аккумулятивная функция обеспечивает накопление, преемственность знаний и существование человека в истории.

    Функции языка:

    1) это роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе;

    2) соответствие единиц одного множества единицам другого (это определение относится к единицам языка).

    Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и действие в обществе, т.е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой.

    1) Коммуникативная : язык есть средство, орудие общения между людьми, осуществляющее, таким образом, коммуникативную функцию. К коммуникативной функции относятся: контактоустанавливающая, конативная (усвоение), волюнтативная (воздействие), функция хранения и передачи национального самосознания традиций народа и культуры.

    2) Когнитивная функция (экспрессивная, гносеологическая, познавательная): Человек может выразить себя осмысленно. Эта функция обусловлена содержанием общения. Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его когнитивной или экспрессивной функцией.

    Выделяют также еще 3 функции: 3) эмоциональную - быть одним из средств выражения чувств и эмоций; 4) метаязыковую - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка; 5) аккумулятивную - функцию языка отражать и сохранять знания. Это основные социальные функции языка как важнейшего средства общения. Остальные функции дополнительные, второстепенные, они принадлежат не языку в целом, а его вариантам и стилям.

    Так, в рамках коммуникативной функции выявляют интегрирующую и дифференцирующую. Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового значения. Язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию. Это родной язык той или иной нации или народности.

    Существуют стилевые и речевые функции. Стили языка классифицируются на базе когнитивной функции: функция обычного разговора лежит в основе обиходно-бытового стиля, функция сообщения официально-документального и научного стиля, функция воздействия публицистического и художественного стиля. Соответственно с этим говорится о функциях языка, чаще всего риторической и поэтической.

    Каждый функциональный стиль языка имеет более мелкие разновидности. Например, научный стиль подразделяют на научный, научно-популярный, учебно-научный. Каждый стиль имеет письменный и устный варианты.

    Речевые функции связаны с использованием языка для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений, чувств, эмоций: контактная вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания к тому или иному моменту высказывания. Ситуативная функция состоит в актуализации языковых форм и значений, использования их для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений и чувств в соответствии с целями, условиями общения, темой и содержанием беседы, дискуссии и любой другой формы диалога.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Введение в языкознание

    Магнитогорский государственный университет.. т в емец.. введение в языкознание..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Магнитогорск
    Печатается по решению Методического совета ФЛиП. Протокол № 1 от 21.09.12 г. УДК ББК Емец Т.В. Введение в языкознание: Учебно-методический комплекс

    Теоретический материал курса
    Темы лекций: Тема 1. Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность. Тема 2. Происхождение языка. Историческое развитие языков Тема 3. Язык ка

    План лекции
    «Введение в языкознание» как учебная дисциплина. Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность. Функции языка. Связь языкознания с друг

    Языкознание как наука о языке
    Языкознание, языковедение, лингвистика наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще. Языкознание (языковедение, лингвистик

    Диахрония
    Фердинанд де Соссюр утверждал, что синхронический аспект важнее диахронического, так как для говорящей массы только он - подлинная реальность (от др. греч. syn-вместе и chronos-время - относящийся

    Язык, речь, речевая и языковая деятельность
    Наиболее популярно определение языка как средства формирования и выражения мысли. На протяжении 19 в., не говоря о более давнем времени, языкознание не проводило разграничения понят

    Связь языкознания с другими науками
    Языкознание связано: а) с социальными науками (гуманитарными): философией, археологией, этнографией, антропологией, историей, пси

    Основные теории происхождения языка
    Возникает законный вопрос: как сложился язык, как люди научились говорить? Следует строго различать 2 самостоятельные и различные проблемы: проблему происхождения языка вообще – как человек научилс

    Трудовая теория языка
    В те же годы, т.е. в последней трети XIX в., была развита еще одна философская теория, более правильно называть ее социальной теорией происхождения языка. Основы этой теории были изложены Ф. Энгель

    Законы и закономерности развития языка
    Развитие языка тесно связано с историей развития общества, той общественной ситуацией, в которой язык используется, и теми социальными функциями, которые язык выполняет. Социальную природу языка, в

    Дифференциация и взаимодействие языков
    Дифференциация языков Языки в процессе развития могут получать 2 формы: устно-разговорную и письменно-книжную, литературную. Разв

    Литературный язык
    Литературный язык – основная наддиалектная форма существования языка. Литературный язык – историческая категория. Классический арабский язык – литературный язык – оформился в 7-8

    Понятие о знаке Типы знаков
    Современная лингвистика признает язык сложной знаковой системой. Условимся, не претендуя окончательность решения, считать знаком любой материальный носитель социальной информации. Зна

    Об искусственных языках
    Идея искусственного языка – давняя, она привлекала многих философов и языковедов. Еще во II в. н. э. придворный римский врач К. Гален создал международный письменный язык. Т. Мор в «Золотой книге»

    Единицы языка и речи как объекты лингвистики
    Ф. де Соссюр говорил, что в языке «нет ничего, кроме различий». Язык бывает письменным и устным. Материал письменной и устной речи различен. Тем не менее, это один язык. Это значит, что связь устно

    Парадигматика и синтагматика языка
    Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Ф. де Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в от

    Основные особенности письменной речи. Виды письма
    По сравнению со звуковым языком письмо сравнительно молодо. Появление его вызвано усилением потребности людей в общении на расстоянии, пространстве и времени. Древнейшие виды письма – это на

    Графические системы
    История письма – это не только история начертания букв, но вместе с тем, и история становления современных алфавитов, графики, орфографии языков, имеющих буквенное письмо. Термином

    Орфография и ее принципы
    Орфография – правописание. Это собрание правил для нормативного написания слов и их частей. Орфография также устанавливает слитное / раздельное написание слов, правила переноса, сокращения с

    Фонетика и фонология. Три аспекта звука
    Фонетика (греч. касающийся звуков, издаю звук) изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме

    Фонетические процессы
    Звуки речи, употребляясь в составе слога, слова, фразы оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Данные видоизменения звуков в речевой цепи называют фонетическими (звуковыми) процесса

    План лекции
    1. Понятие слова. Семантическая структура слова. 2. Классификации слова. Лексика как система. 3. Недискретные единицы лексики. Понятие слова

    Недискретные единицы лексики
    Отдельное слово, выражающее отдельное понятие через отдельное значение образуют дискретную единицу лексики данного языка. Но бывает и так, что для выражения отдельного значения не хватает одного сл

    План лекции
    1. Общее понятие о грамматике. 2. Понятие о морфеме. Типы морфем. 3. Словообразование. Общее понятие о грамматике Термин "грамма

    Понятие о морфеме. Типы морфем
    Морфема – мельчайшая значимая единица языка. В отличие от слова и предложения, которые способны употребляться самостоятельно, морфема выступает как самостоятельная часть слова и фо

    Словообразование
    Форма сова и словообразовательная форма (модель) – важнейшие формы языка. Будучи наполненным конкретным лексическим материалом, они порождают словоформы и производные слова

    План лекции
    1. Грамматические значения. Грамматические категории 2. Части речи и принципы их выделения Грамматические значения. Грамматические ка

    Понятие о синтаксисе
    Синтаксис  грамматическое учение о связной речи, о единица более высших, чем слова. Синтаксис начинается там, где мы выходим за пределы лексической единицы  слова или устойчивого со

    Словосочетание как лингвистический объект
    Словосочетание - синтаксическая конструкция из двух и более (знаменательных) слов, выражающих единое, но расчлененное понятие, связанных в смысловом и грамматическом отношении и представляющих слож

    Предложения в языке и речи
    На свете существует более тысячи определений предложения, каждое из которых подчеркивает ту или иную его особенность. Определение предложения как минимальной, грамматически организованной

    Индейская и др.
    В свою очередь, каждая семья делится на ветви (группы), а затем подгруппы. Индоевропейская. Современные индоевропейские языки делятся на 17 ветвей или груп

    Индийская (индоарийская) группа
    Древний период: ведийский язык, санскрит Настоящее время: 1.Центр. группа  хинди 2.Вост. группа  бихари, бенгали, ассамский, ория 3. Юж. группа

    Романская группа
    Общее происхождение от латинского языка, романский от лат. romanus («относящийся к Риму», позднее «к Римской империи»).В науке нет единого мнения о числе романских языков. Обычно выделяют 12 ром. я

    Славянская группа
    Восточ.-славянская подгр. - русский, украинский, белорусский Запад.-славянская подгр. - польский, чешский, словацкий Юж.-славянская подгр. - болгарский, македонский, сербохорватск

    Функции языка.
    Языкознание, языковедение, лингвистика как наука, изучающая языки (существовавшие, существующие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще. Практическое знан

    Литературный язык.
    Две самостоятельные проблемы: проблема происхождения языка вообще и проблема возникновения тех или иных отдельных языков. Основные теории происхождения языка: логосическая, доктрина

    Об искусственных языках.
    Понятие о знаке. Структура знака. Типы знаков. Знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы, языковые знаки. Свойства языкового знака: произволъность и линейность. Основные функции знаков по отноше

    Синтагматика и парадигматика в языке и речи.
    Единица языка и речи. Уровни /ярусы/ языка: фонемный, морфемный, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений. Отличительные признаки уровней /ярусов/ языка. Определени

    Графические системы.
    3. Орфография и её принципы. Письмо. Основные этапы развития письма. Письменность. Пиктография и пиктограмма. Идеография и идеограмма. Фонография и фонограмма. Консонатно-

    Фонетические процессы.
    Звук как природное явление. Акустические признаки звуков речи. Артикуляция звуков речи. Артикуляционные базы языков. Три аспекта звуков речи. Фонема, функции фонемы. Фонетика, функц

    Недискретные единицы лексики.
    Слово – основная единица языка. Определение слова: В.В.Виноградов/1953г./: Слово представляет собой внутреннее и конструктивное единство лексических и грамматических

    Словообразование.
    Определение термина "грамматика" в двух значениях: грамматика как учение о строе языка, и как синоним выражения "строй языка". Три части в грамматике ка

    Части речи и принципы их выделения.
    Грамматическое значение как обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) вы

    Принципы выделения частей речи
    Классификация частей речи /Н.А.Кондрашов и др.,/ А. Самостоятельные части речи: – именные: 1. имя существительное, 2, имя прилагат

    Смысловые синтаксические отношения.
    Синтаксис. Определение словосочетания. Функция и структура словосочетания. Классификация словосочетаний. Определение предложения. Функция и структура предложений, Типы предложений. Простое

    А) согласование
    б) управление в) примыкание 7. Среди словосочетаний с управлением как подчинительной связью, укажите словосочетание с другой подчинительной связью: а) девочка с картиной

    А) надеть платье
    б) поехать на отдых в) обдумать решение г) ждать брата д) петь для слушателей е) работать на станке 12. Среди словосочетаний, компоненты которых связаны

    А) Ждут только ее приезда
    б) Случилось это давно в) Отец завтра приедет? г) нет такого предложения 14. Укажите нераспространённое предложение: а) Проехало несколько машин. б) Жиз

    А) индоевропейской
    б) семито-хамитской в) тюркской г) кавказской д) финно-угорской е) нигеро-кордафанской 5. К какой семье языков относится башкирский язык? а) ки

    Система оценки уровня подготовки экзаменуемых студентов на соответствие требованиям ГОС
    Оценка уровня подготовки студентов осуществляется через оценку усвоения разделов (дидактических единиц) дисциплины «Введение в языкознание» Раздел считается усвоенным при в

    ТЕСТ 11
    1. г 11.б 2. е 12.в 3. б 13.а 4. д 14.б 5. в 15.а 6. д 16.б 7. в 17.д 8. б 18.в 9. в 19.в 10.а 20.в

    ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ 2
    1.б 2.а 3.б 4.а 5.а 6.в 7.г 8.в 9.б 10.б 11.б 12.а 13.в 14.в 15.б 16.б 17.в 18.а 19.г 20.б 21.в 22.в 23.б 24.в 25.а 26.б 27.б 28.а


    1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией . Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

    Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная.

    2. Экспрессивная функция языка - это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция ), чувства и эмоций (эмотивная функция ), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция ).

    3. Мыслеформирующая функция - Язык используется как средство мышления в форме слов.

    4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией .

    Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

    Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

    Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.

    Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные.

    Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией . Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией .

    Материальную сторону единиц языка образуют фонемы и морфемы, а также их типовые сочетания – фонемные и морфемные блоки. Фонемы и морфемы являются мельчайшими единицами языка, они обладают различительными функциями. Например, слова: жар и шар , вар и вор , вор и вол различаются соответственно одной фонемой, каждая из которых не является морфемой. Слова набор и подбор , сбор отличаются морфемой-префиксом, а слова сборщик и сборник – морфемой суффиксом.

    По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым и письменным . Основная форма языка – звуковая, так как существуют бесписьменные языки, тогда как только письменная фиксация (без ее звучания) делает язык мертвым.

    Дополнительные средства общения бывают звуковыми и графическими. Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы, например, звонки, гудки; сюда же примыкают современные технические средства общения, как-то: звукозапись, телефон, видеотелефон, радио и т.д.

    Более разнообразны графические дополнительные средства общения. Для всех них характерно, что они переводят звуковую форму языка в графическую – полностью или частично. Среди графических форм речи, кроме основной формы – общего письма данного народа, необходимо различать:


    2 Специализированные системы сигнализации , например: телеграфные азбуки (азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т.п.



    3 Научная символика – математическая, химическая, логическая и т.п. В современной науке широко используется символика математической логики:

    R – отношение: xRy – x имеет отношение к y.

    Все названные системы сигнализации, символики, средств языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.

    Язык определяется обычно в двух аспектах: первый - это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей, т.е. язык - социальное явление, связанное в своем возникновении и развитии с человеческим коллективом; второй - разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).

    Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей.

    Язык – это не явление природы , а, следовательно, биологическим законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших к младшим. Он возникает именно в социуме. Возникает стихийно, постепенно превращается в самоорганизующуюся систему, которая призвана выполнять в обществе определенные функции .

    Первая основная функция языка – когнитивная (т.е. познавательная),означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

    Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может быть полноценной личности (например, Маугли).

    Вторая основная функция языка – коммуникативная , которая означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. коммуникации, или передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.

    Третья основная функция – эмоциональная и побудительная . Она призвана не только выражать отношение автора речи к ее содержанию, но и оказывать воздействие на слушателя, читателя, собеседника. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.

    Другие функции языка:

    мыслеформирующая , так как язык не только передает мысль, но и формирует ее;

    аккумулятивная – это функция хранения и передачи знаний о действительности. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителейязыка;

    фатическая (контактоустанавливающая) функ-
    ция– функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом они стандартны и минимально информативны. Фатическое общение помогает преодолевать некоммуникабельность, разобщенность;

    конативная функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты в современном);

    апеллятивная функция – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения и т.п.);

    эстетическая функция – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что читающий или слушающий начинает замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Речь может восприниматься как нечто прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект;

    метаязыковая функция (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, учебной и научной литературе о языке.

    ЯЗЫК – соц. обработан, исторически изменчивая знаков система, служащая основным средством общения и представлен-я разных форм существования, каждой из которой имеет по крайней мере одну из форм реализации– устн или письменн.

    РЕЧЬ – это один из видов коммуникативной деятельности человека т.е. использование языка для общения с другими людьми

    Виды речевой деятельности:

    Говорение

    Слушанье

    Основными функциями языка являются:

    коммуникативная (функция общения);

    мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

    экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

    эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

    Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

    С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

    Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. "Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя", - писал основоположник языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. С. 318).

    Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает ее связной" (Там же, с. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (Там же).

    Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

    Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.

    Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.

    Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (произведений фольклора, художественной литературы), но не только для нее - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

    Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

    язык – это система (от греч. systema – нечто целое, составленное из частей ). А если это так, то все составные ее части должны представлять собой не случайный набор элементов, а некую упорядоченную их совокупность.

    В чем же проявляется системность языка? Прежде всего в том, что язык имеет иерархическую организацию, иными словами, в нем выделяются различные уровни (от низшего к высшему), каждому из которых соответствует определенная языковая единица .

    Обычно выделяются следующие уровни языковой системы: фонемный, морфемный, лексический исинтаксический . Назовем и охарактеризуем соответствующие им языковые единицы.

    Фонема – простейшая единица, неделимая и незначимая, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например: п орт – б орт, сто л – сту л.

    Морфема – минимальная значимая единица, не употребляющаяся самостоятельно (приставка, корень, суффикс, окончание).

    Слово (лексема) – единица, служащая для наименования предметов, процессов, явлений, признаков или указывающая на них. Это минимальная номинативная (назывная) единица языка, состоящая из морфем.

    Синтаксическому уровню соответствуют две языковые единицы: словосочетание и предложение.

    Словосочетание – это соединение двух или более слов, между которыми существует смысловая и/или грамматическая связь. Словосочетание, как и слово, – единица номинативная.

    Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Эта единица характеризуется смысловой оформленностью и законченностью. В отличие от слова – номинативной единицы – это коммуникативная единица , так как она служит для передачи информации в процессе общения.

    Между единицами языковой системы устанавливаются определенные отношения . Поговорим о них более подробно. «Механизм» языка основан на том, что каждая языковая единица входит в два перекрещивающихся ряда. Один ряд, линейный, горизонтальный, мы непосредственно наблюдаем в тексте: это синтагматический ряд, где сочетаются единицы одного уровня (от греч. syntagma – нечто соединенное ). При этом единицы более низкого уровня служат строительным материалом для единиц более высокого уровня.

    Примером синтагматических отношений могут служить сочетаемость звуков: [гóрът мΛсквá] ; грамматическая сочетаемость слов и морфем: играть в футбол, играть на скрипке; синий шар, синяя тетрадь, под+окон+ник; лексическая сочетаемость: письменный стол, работать за столом, стол красного дерева – «предмет мебели», обильный стол, диетический стол – «еда», «питание», паспортный стол, стол справок – «отделение в учреждении» и другие виды отношений языковых единиц.

    Второй ряд – нелинейный, вертикальный, не данный в непосредственном наблюдении. Это парадигматический ряд , т.е. данная единица и другие единицы того же уровня, связанные с ней той или иной ассоциацией – формальным, содержательным сходством, противоположностью и другими отношениями (от греч. paradeigma – пример, образец ).

    Простейший пример парадигматических отношений – это парадигма (образец) склонения или спряжения слова: дом, ~ а, ~у …; иду, ~ешь, ~ет … Парадигмыобразуют взаимосвязанные значения одного и того же многозначного слова (стол – 1.предмет мебели; 2. еда, питание; 3. отделение в учреждении); синонимические ряды (хладнокровный, сдержанный, невозмутимый, уравновешенный, спокойный); антонимические пары (широкий – узкий, открыть – закрыть); единицы одного и того же класса (глаголы движения, обозначения родства, названия деревьев и т.п.) и др.

    Из сказанного следует, что языковые единицы хранятся в нашем языковом сознании не изолированно, а как взаимосвязанные элементы своеобразных «блоков» – парадигм. Употребление же этих единиц в речи определяется их внутренними свойствами, тем, какое место занимает та или иная единица среди других единиц данного класса. Такое хранение «языкового материала» является удобным и экономичным. В повседневной жизни мы обычно не замечаем никаких парадигм. Тем не менее они – одна из основ знания языка. Ведь не случайно, когда студент делает ошибку, преподаватель просит его просклонять или проспрягать то или иное слово, образовать нужную форму, уточнить значение, выбрать наиболее подходящее слово из синонимического ряда, иными словами, обратиться к парадигме.

    Итак, системность языка проявляется в его уровневой организации, существовании различных языковых единиц, находящихся между собой в определенных отношениях .


    Похожая информация.




    Поделиться