Приостановка государственной регистрации права собственности. Приостановление государственной регистрации: как налоговые органы борются за достоверность включаемых в егрюл сведений и что из этого получается Из за чего регистратор может приостановить регис

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним может быть осложнена различными обстоятельствами. Поэтому для обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за регистрацией права, Федеральный закон « » предусмотрел возможность приостановления государственной регистрации прав.

Такое приостановление возможно по инициативе как регистратора прав, так и заявителей.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в следующих случаях :

1. Во-первых, когда представленные документы не позволяют регистратору с полной уверенностью установить факт наличия оснований, необходимых для государственной регистрации. Возникшие у регистратора сомнения должны иметь под собой объективные основания. Такая ситуация возможна, когда на государственную регистрацию представлены не все требуемые документы. Срок приостановления, установленный законом – один месяц. Именно такой срок представлен заявителям для представления дополнительных доказательств наличия оснований для государственной регистрации, а также дается государственному регистратору для получения дополнительных сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации заявленных прав (например, направление запроса в орган государственной власти, местного самоуправления, обладающий необходимой информацией, направление запроса в суд о порядке исполнения судебного решения и т.д.).

В случае, если причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации не устранены в установленный законом срок, государственный регистратор обязан вынести решение об отказе в проведении государственной регистрации.

2. Во-вторых, в случае, если в процессе проведения государственной регистрации возникает сомнение в подлинности предоставленных документов. При этом государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

Регистратор обязан приостановить регистрацию, уведомив об этом в письменной форме заявителя, и направить документы на подтверждение подлинности. Срок приостановления в данном случае не должен превышать одного месяца. По результатам проверки принимается решение о регистрации прав или об отказе в регистрации.

О приостановлении регистратор обязан уведомить заявителя и принять меры по получении дополнительных сведений. При этом заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Максимальный срок, на который может быть приостановлена государственная регистрация, составляет 1 месяц. Этот срок не включает месячный срок, указанный в п. 3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» срок (то есть срок на проведение собственно государственной регистрации). Если по истечении месячного срока препятствия в государственной регистрации не будут устранены, то регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации, сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

3. Государственная регистрация может быть приостановлена по инициативе правообладателя или уполномоченного им на то лица.

Для приостановления регистрации требуется письменное заявление правообладателя, сторон сделки с указанием:

· причин (например, временное отсутствие необходимых документов);

· срока приостановления .

Предельный срок приостановления не должен превышать трех месяцев , причем срок, истекший до подачи заявления, не засчитывается в новый срок. Приостановление по заявлению правообладателя предполагается один раз. Срок, который указывается заявителем, может быть любой, не превышающий трех месяцев. Повторное обращение правообладателя, сторон сделки с заявлением о приостановлении государственной регистрации, не допускается.

Обязательным условием приостановления государственной регистрации является уведомление обеих сторон договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

Приостановление государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки по приобретению жилого помещения не допускаются.

4. На неопределенный срок может быть приостановлена государственная регистрация прав на основании решения или определения суда. Неопределенным срок является потому, что его продолжительность не зависит ни от действий государственного регистратора, ни от действий правообладателя. Она зависит от окончания производства в суде по делу, связанному с регистрируемым правом. Приостановление государственной регистрации прав по данному основанию сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация приостанавливается, если судебный акт о наложении запрета, наложении ареста поступит в регистрирующий орган при государственной регистрации сделки, перехода права на недвижимое имущество и если в отношении заявленных прав не совершены определенные регистрационные действия.

В эту же группу следует отнести случай, специально предусмотренный п. 4 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". При наличии судебного спора по поводу прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, или по поводу обращения на него взыскания, государственная регистрация ипотеки откладывается до разрешения спора судом. Речь фактически идет также о приостановлении государственной регистрации до разрешения спора о праве.

Возможны ситуации, когда судебный орган может принять решение (определение) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрете совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества в течение срока, установленного на регистрацию, но до принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации. В таких случаях государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством.

В законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержится императивное правило о том, что государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.

5. Кроме того, в случае, если одной из сторон сделки подано заявление о возврате документов без проведения государственной регистрации, государственный регистратор должен принять решение о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц. При непредставлении иных документов, свидетельствующих о наличии оснований для государственной регистрации сделки, перехода права, в проведении таковой выносится отказ.

Не допускаются прекращение государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки по приобретению жилого помещения.

6. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае, если при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, регистратор прав обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истек.

Жилищное право , 2015 .

Приостановка регистрации права собственности, сроки которой определяются специальными органами, считается процедурой сложной. Для регистрации требуется собрать пакет документов, связанный с приобретением, совершением сделки, оформлением объекта недвижимости. На это может уйти далеко не один день, так как в процессе подготовки может потребоваться та или иная справка.

Время необходимое не только на сбор, но и на общение с сотрудниками определенных органов. Не редкой является ситуация, когда даже при наличии всех необходимых документов регистрация может приостанавливаться Управлением Федеральной службы. Кроме приостановки, можно получить и полный отказ. Сроки приостановки устанавливаются Федеральной службой.

Причины приостановки регистрации

Государственная регистрация прекращения права возможна по целому ряду причин:

  1. Если правообладателем предоставлено заявление на приостановку регистрации с указанием того, почему именно это необходимо сделать. Обязательно указывается период времени.
  2. Если одна из сторон предоставила заявку о возврате или отзыве конкретного документа, то тоже можно получить отказ в регистрации. Максимальный срок равен 1 месяцу.
  3. Если имеется постановление суда о том, что подобный процесс должен быть остановлен или полностью отменен. Выполняется такое действие в рамках расследуемого дела, в заявлении обязательно указывается, что именно стало основанием для приостановки. Максимальный период может быть утвержден только судом.
  4. Если у государственного регистратора возникли определенные сомнения в правильности, полноте всего предоставленного пакета. Например, сомнение о правомочности переходящего права на собственность, в подлинности документальной базы.
  5. Если на объект наложен арест либо запрет на любые действия, связанные с получением свидетельства о праве собственности. Все здесь зависит от причин запрета, особенностях проводимого судебного разбирательства или дела, которое проводится в конкретный момент. Срок, на который приостанавливается процесс, зависит от того, когда именно будет снят арест, запрет, наложенный на отчуждение имущества.

Государственным регистратором в обязательном порядке должны быть предприняты все меры, чтобы регистрационный процесс происходил с учетом законодательства. Требуется предоставить как можно более полный пакет документации, от заявителя могут потребоваться дополнительные сведения, на сбор которых и выделяется дополнительное время . При получении уведомления о том, что накладывается запрет либо выделяется определенный период времени на устранение препятствия регистрации, необходимо в точности выяснить, что стало основанием отказа, какие действия и усилия надо приложить, чтобы собрать пакет документации либо устранить другие проблемы. В случае с арестом или запретом на отчуждение необходимо дождаться, пока судебное разбирательство не будет закончено.

Сроки приостановки

Когда получено постановление о случае приостановки регистрации права собственности, сроки играют важную роль. Они указываются в обязательном порядке, на письме стоит дата не только остановки, но и момента, до которого принято такое решение. Ст. 19 ФЗ РФ от 1997 г. гласит, что регистрация имеет право быть приостановленной государственными органами на срок до 1 месяца, т. е. на 30 дней, но не больше. Часто этого срока вполне хватает для того, чтобы выяснить причину отказа, решить существующую проблему. Если же указанного срока не хватает, то надо подать заявление о том, что процесс регистрации необходимо продлить на большее время. Для этого можно применять период от 1-го месяца и до 3-х, в зависимости от причины приостановки. ФЗ 19 п.4 также указывает, что после окончания максимально возможного срока в 3 месяца по поданному заявлению автоматически отсчитывается новый период, если не было принято другое решение федеральными органами.

К примеру, 10 марта были поданы документы для проведения регистрации арендного договора, но спустя месяц, т.е. 11 апреля, пришло письмо приостановления регистрации права собственности. В письме указано, что срок остановки будет продлен до 10 мая.

Если решить проблему за этот период не получается, то 9 мая необходимо обратиться в соответствующий орган для написания заявления о продлении срока до 3-х месяцев, обязательно указав причины этой просьбы

Когда весь необходимый объем документации собран, следует приобщить пакет к делу. 9 августа истекает дата, установленная новым заявлением. Общий период при соблюдении законных требований составляет уже 5 месяцев. Если все условия проведения регистрации соблюдены, то документацию можно получить 9 сентября.

Приостановка регистрации права может иметь и другой исход событий. К примеру, недостающие документы удалось собрать за 2 недели, т. е. задолго до назначенной даты. В этом случае надо подать новое заявление, в котором указать просьбу о возобновлении процесса регистрации. С момента подачи этого письма минимальный срок равен 1 месяцу.

Регистрация прекращения права собственности или его получения может быть приостановлена по различным причинам. В любом случае обязательно приходит извещение, в котором и указываются такие причины. Предоставляется определенный период времени, за который предлагается проблему устранить. Если эта проблема решается, то соответствующими органами выдается свидетельство, если же нет, то срок можно продлить. Для этого подается специальное заявление на увеличение периода времени максимально до 3-х месяцев.

Регистрация приостанавливается: ■ на указанный судом срок; ■ до отмены судом решения (определения) о ее приостановлении; ■ до наступления указанного судом события (например, окончания рассмотрения спора). Приостановление регистрации сопровождается внесением соответству­ющей отметки в ЕГРП в графу «Особые отметки» после записи о правопритязании. Судебный акт о приостановлении регистрации должен быть адресо­ван органу по регистрации. Акты судебных и иных правоохранительных органов о наложении арестов и запрещении действий с недвижимостью, адресованные правообладателям, являются основанием для регистрации ограничений права. Если после принятия заявления, но до внесения записи в ЕГРП в регистрационную службу поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста или запрета, регистрация приостанавливается до снятия ареста или запрета (п. 4 ст. 19 Закона о регистрации прав).

Приостановление и отказ в регистрации прав собственности на квартиру

Внимание

При государственной регистрации прав на основании судебного акта приостановить такую регистрацию возможно лишь при возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов. Во всех вышеперечисленных случаях приостановление государственной регистрации права производится государственным регистратором сроком на один месяц.


В законе отдельно указаны основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки и государственной регистрации ипотеки. Ниже более подробно остановимся на этих случаях, так как регистрация прав на жилые и нежилые объекты во многих случаях производится одновременно с государственной регистрацией прав на земельные участки или государственной регистрацией ипотеки.

Приостановление регистрации права собственности

Содержание Основания для приостановления государственной регистрации права и сроки приостановления Особенности приостановления государственной регистрации ипотеки Приостановление государственной регистрации прав правообладателем и его сроки Сроки возобновления государственной регистрации Как действовать при приостановлении государственной регистрации права? По действующему законодательству предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности на комнаты, квартиры, жилые дома, земельные участки, нежилые здания и помещения, гаражи и т.д. В настоящее время указанную регистрацию осуществляет Росреестр, а прием документов на государственную регистрацию осуществляется так же через Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
В некоторых случаях государственная регистрация права собственности может быть приостановлена.

Приостановка регистрации сделки купли-продажи квартиры.

Самыми распространенными причинами, по которым госрегистрация может быть приостановлена, являются: выявление противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, в уполномоченный орган не были представлены все необходимые документы, они не являются подлинными либо содержат недостоверные сведения, форма и содержание представленных бумаг не соответствуют законодательным требованиям, регистратор не получил информацию, которую он запрашивал по межведомственным каналам для целей регистрации, в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом ипотеки, ведется судебный спор, на объект наложен арест или запрет на совершение определенных действий (например, запрет на отчуждение), выявление несоответствий между сведениями из представленных на регистрацию документов и сведениями из единого реестра недвижимости (например, не совпадает площадь квартиры).

Приостановление государственной регистрации. правовые основания

Правовые основания для приостановления государственной регистрации прав предусмотрены ст. 19 Федерального Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

Как отменить приостановку регистрации недвижимого имущеста

В частных случаях, сроки приостановления регистрации прав могут отличаться, например, в таких ситуациях:

  • Если регистратор не получил ответа по запросу, сделанному им по межведомственным каналам, то максимальная приостановка регистрации может быть не более 1 месяца.
  • В случае продажи доли в праве собственности на недвижимость, регистрация может быть приостановлена сроком до 1 месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
  • В случае судебного спора в отношении прав собственности, срок задержки в регистрации прав будет длиться без ограничения времени, до разрешения спора судом.

И что же будет, после истечения этих сроков приостановки? Все просто – либо регистрацию возобновят, либо в регистрации откажут (см. ниже об этом).

Для того, чтобы воспользоваться услугами курьера, нужно сделать соответствующую пометку в заявлении. При этом сама процедура государственной регистрации права на объекты недвижимости не усложнилась и осуществляется практически в том же порядке, что и раньше.

Важно

Однако появились некоторые нововведения. Теперь у граждан есть возможность подачи одного общего заявления и на регистрацию права собственности, и на постановку объекта на кадастровый учет (если речь идет об одном и том же объекте недвижимости). В таком случае оба действия будут выполнены одновременно.


Поясним ситуацию на примере. До 2017 г. для продажи части земельного надела нужно было либо продать долю в праве на него, либо сначала официально выделить часть из своего участка и уже после постановки ее на кадастровый учет и внесения соответствующих изменений в реестр прав на недвижимость продавать образовавшийся надел.

Кто может отменить приостановить регистрацию права собственности

Государственная регистрация осуществляется с соблюдением принципа старшинства (приоритета ранее заявленного права): независимо от общего срока регистрации, количества приостановлений и дополнительно представленных документов но­мер регистрационной записи соответствует порядковому номеру первона­чального заявления. Если в течение сроков приостановления другое лицо заявит о регистрации своего права на данный объект недвижимости, вопрос не может быть разрешен до принятия решения о ранее заявленном праве.

В целом следует отметить, что процедура приостановления регистрации должна способствовать разрешению вопроса о наличии бесспорного пра­ва и устранению имеющихся в представленных документах недостатков.

  • Недвижимость
  • Жилищное право
  • Добрый вечер! Хочу описать сложившуюся ситуацию. Я продавец дома с земельным участком. Покупатель приобретает по ипотеке с привлечением кредитных средств.
    Были сданы документы через юриста на регистрацию. При приёме документов, ряд документов вернули, которые по мнению специалиста рег. палаты не нужны для регистрации. В их числе оказалась оценка рыночной стоимости. На пятый день узнали от юриста, что регистрация приостановлена на 20 рабочих дней из-за отсутствия оценки рыночной стоимости.
    В тот же день данная оценка была довнесена, есть расписка об этом.
  • в случае приостановки из-за судебного спора по объекту недвижимости — после разрешения спора судом;
  • в случае приостановки из-за непоступления необходимых документов по запросу из межведомственных органов — после устранения причины, но не позднее одного месяца;
  • в случае приостановки из-за обременения — после поступления судебного акта или акта уполномоченного органа;
  • в случае приостановки по заявлению продавца или покупателя — после поступления заявления госрегистратору о возобновлении.
  • Как действовать при приостановлении государственной регистрации права? Государственный регистратор обязан в день приостановления государственной регистрации прав подготовить в письменной форме уведомление о принятии такого решения и о причине приостановления регистрации прав, а также выдать или направить его заявителю (заявителям).

Приостановка регистрации права собственности и ее причины – достаточно сложная процедура, целесообразность и сроки проведения которой определяются в зависимости от основания «заморозки» сделки с имуществом на данном этапе.

Чаще всего виной приостановки в процессе регистрации является не полный пакет документов, который нередко представлен большим перечнем и собрать его крайне не просто.

Несмотря на это, законодательством и юридической практикой предусмотрены и другие основания для проведения подобной процедуры. Именно о причинах приостановки и сути данного мероприятия пойдет речь в сегодняшнем материале.

Почему происходит приостановка регистрации права собственности на недвижимое имущество?

Приостановка регистрации права собственности – это комплекс мер, принятие которых делает временно невозможным для конкретного гражданина зарегистрировать своё право владения на определенное имущество.

В законодательстве РФ общие принципы подобной процедуры рассмотрены в ряде законов «О регистрации прав собственности…».

Согласно их положениями инициировать приостановку могут:

  • сам заявитель или их группа, то есть лица, организовавшие регистрационную процедуру;
  • полномочные организации (как правило, Росреестр и Федеральные службы, работающее по подобным вопросам);
  • третьи лица, чьи интересы затрагивает регистрационный процесс (нынешний правообладатель имущества, к примеру).

Стоит отметить, что инициация приостановки возможна со стороны ранее указанных лиц только с тем условием, что у них имеются весомые на то основания. Последние определены теми же законодательными актами и подробно рассмотрены ниже.

Целесообразность же и длительность приостановки определяют специальные органы. Как правило, они представлены полномочными сотрудниками тех госорганизаций, где проводится сама регистрация.

Мнение юриста-эксперта:

При наступлении любых обстоятельств, из которых следует регистрация нового права собственности, подлежит государственной регистрации.

После приема документов органами МФЦ или Росреестра принятый пакет передается на рассмотрение государственному регистратору.

Этот специалист Росреестра наделен полномочиями проверять все представленные документы, начиная от их подлинности, действительности паспортов заявителей, до анализа представленных документов.

В случае возникновения сомнения в подлинности бумаг или наложения каких либо ограничений, например определения об аресте, переданного от судебных приставов государственный регистратор имеет право приостановить проведение регистрации сроком на один месяц.

При приостановлении регистрации права сторонам сделки, подавшим документы, государственным регистратором направляется уведомление с указанием причин приостановления со ссылкой на статьи закона, обязательным указанием срока приостановки, то есть с какого по какой момент документы не будут рассматриваться.

В случае, если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие проведению регистрацию, в будет отказано.

Любой отказ заявитель имеет право опротестовать в судебном порядке, предъявив достаточное количество доказательств.

Если после появились какие-либо разногласия между сторонами, участники сделки могут приостановить проведение регистрации по собственной инициативе.

Приостановка в таком случае возможна до трех месяцев. Если документы на проведение регистрации сдавало несколько заявителей, они вместе должны подать соответствующее заявление.

В случае такого вида приостановления, после урегулирования всех разногласий, подается заявление всеми участниками процесса на возобновление регистрации.

На данный момент в РФ данной процедурой занимаются два органа: Росреестр и Многофункциональные центры (МФЦ). Выявив необходимость приостановить регистрационную процедуру, данные организации обязуются уведомить об этом заявителя. В уведомлении обязательно должна иметься информация о том, что спровоцировало приостановку и на какой срок она распространяется.

Как правило, длительность заморозки составляет от 1 до 3 месяцев, реже – больше.

Важно понимать, что основание для приостановки, то есть ее причина, должна быть устранена.

В противном случае госорганы имеют полное право по истечению срока приостановки отказать в запросе гражданину.

Почему Росреестр приостанавливает регистрацию? В большинстве случаев «заморозка» процедуры провоцируется банальным отсутствием некоторых документов, необходимых для регистрации, или несоответствием нормам уже сданных бумаг.

В такой ситуации достаточно устранить все недочеты с документацией и повторно подать ее в Росреестр.

После этого, как правило, регистрационная процедура проводится успешно и до конца, естественно, с тем условием, что никаких других оснований для приостановки не имеется.

Приостановка регистрации права собственности — причины и основания

По каким причинам могут приостановить государственную регистрацию права собственности?

Основанием для приостановки регистрации права собственности может считаться любая причина, которая прямо или косвенно указывает на неправильность проводимой сделки с точки зрения законодательства.

Базовый перечень оснований, от которого отталкиваются госорганы при вынесении вердикта о «заморозки» регистрационного процесса, перечислен в 19-ой статье закона «О государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним».

Обобщив положения законодательного акта, представляется возможным выделить фундаментальный перечень тех оснований, которые применимы касательно осуществления приостановки узаконивания права собственности в РФ.

Итак, базовый перечень таковых причин имеет следующий вид:

  • у инициатора «заморозки» имеются весомые доводы в пользу того, что процедура осуществляется с нарушением порядка, указанного в действующем законодательстве;
  • подлинность документации, поданной заявителем, находится под вопросом;
  • содержание документов вызывает сомнения в их достоверности со стороны полномочных лиц;
  • пакет бумаг не полный и требует дополнения;

Перечень законодательных причин

  • сведений, представленных в сданных документах, недостаточно для осуществления госрегистрации;
  • процедура была продублирована, то есть на регистрируемое право собственности претендуют несколько лиц;
  • стороны сделки сами попросили приостановить регистрационный процесс в силу некоторых обстоятельств;
  • объект регистрируемого права уже имеет официального владельца;
  • после сдачи документов заявителем был арестован или обременен по решению суда и других полномочных организаций.

Как показывает практика, приостановка регистрации права собственности – не столь частое явление. Во многом это связано с тем, что при сдаче документов сотрудники того же Росреестра или МФЦ внимательно просматривают все бумаги и при наличии каких-либо несоответствий нормам просят заявителя их устранить в порядке, так сказать, дорегистрационном.

Однако важно понимать, что при наличии весомых оснований «заморозка» регистрационного процесса возможна на любом его этапе. Главное в данной процедуре – полное соответствие нормам действующего законодательства.

Приостановление по инициативе правообладателя

Вторым по популярности основанием для приостановки регистрации права собственности после неправильно оформленной документации является инициатива правообладателя имущественного объекта, относительно которого проводится регистрационный процесс.

Если с «заморозкой» по «бумажной» причине все предельно ясно, то вот инициатива правообладателя вызывает у многих граждан некоторых вопросы. На самом деле процедура приостановки в таком случае особых тонкостей и нюансов не имеет.

Как правило, она проводится в тех случаях, когда действующий правообладатель и регистрируемый в данный момент решают между собой спорные вопросы относительно передаваемого в собственность имущества, возникшие после подачи документов в регистрационный госорган.

Процедура «заморозки» сделки на данном этапе имеет следующие принципы:

  • приостановка осуществляется по заявлению инициатора, в нашем случае – правообладателя;
  • в подаваемом заявление обязательно должна быть указана причина приостановки регистрации (в большинстве случаев ссылаются на неправильно оформленную документацию);
  • срок «заморозки» в подобной ситуации может быть равен либо 1 месяц (если инициирует один заявитель по регистрационному процессу), либо до 3 месяцев (если оба заявителя, то есть и действующий правообладатель, и регистрируемый в данный момент, инициируют данную процедуру);
  • единственным исключением по односторонней приостановки в подобных случаях является ипотечное кредитование, в такой ситуации «заморозка» возможна только при наличии инициативы у обеих сторон регистрационного процесса.

В остальном же, основание для приостановки регистрации права собственности по желанию заявителей и действующего правообладателя ничем не отличается от остальных.

Что делать при получении уведомления о приостановке?

Что делать в случае приостановки регистрации права собственности?

Теперь, когда общая суть приостановки узаконивания права собственности понятна каждого читателю, можно разобрать порядок действий при получении соответствующего уведомления. В шаблонном виде алгоритм мероприятий таков:

  1. Во-первых, выясните точную причину приостановки процедуры. Подобное действие осуществить крайне просто – достаточно прибегнуть к одной из следующих мер:
  • внимательно изучите полученное уведомление о приостановке регистрации, в нем обязательно должна быть указана причина;
  • при телефонном уведомлении узнайте у сотрудника Росреестра или МФЦ данную причину или позвоните ему лично по телефонному номеру, указанному в уведомлении;
  • лично посетите регистрационный госорган и получите необходимые данные.
  1. После того, как причина «заморозки» процедуры достоверно известна, необходимо начать устранять имеющиеся недочеты. На данном этапе есть два варианта событий:
  • Первый. Это тот случай, когда виноват в приостановке сам заявителем или заявители (если их несколько). Например: не хватает документов, не уплачена госпошлина и тому подобное. При таком основании необходимо собственноручно устранить недочеты в течение 1 месяца, так как именно таков срок базовой «заморозки» регистрации. Если же за 30 дней с исправлением не справиться, то обязательно напишите соответствующее заявление в регистрационный госорган, тогда организация продлит приостановку до 3 месяцев (в редких исключениях – еще больше). После устранения недочетов процедура возобновиться, а при просрочке ранее указанных сроков госорган выдаст права собственности. Обжаловать таковой можно в суде.

  • Второй. Это случай приостановки, сопровождающийся проверкой полученной документации через другие госорганизации. В такой ситуации заявителю или заявителям ничего делать не нужно, необходимо лишь дождаться окончания проверки и получить ее результаты, которые укажут: будет ли продолжена процедура или нет.
  1. При грамотном и успешном выполнении представленных ранее этапов больше ничего делать не придется, останется лишь завершить регистрационную процедуру и получить соответствующие документы. В остальных же случаях отстаивать свою позицию необходимо через судебные инстанции.

В целом, процедура приостановки регистрации прав собственности на территории РФ – не столь сложна к рассмотрению. Действовать в подобных обстоятельствах также крайне просто, если знать все нюансы «заморозки» и ее истинную причину.

Надеемся, представленный выше материал дал ответы на интересующие вас вопросы. Удачи в отстаивании своих прав!

О причинах приостановки государственной регистрации сделок вы можете узнать, посмотрев видео.

Предлагаю рассказ о сравнительном новом явлении в области государственной регистрации юридических лиц – приостановлении государственной регистрации .

Примерно с июня сего года мне регулярно поступают обращения по таким сложностям при государственной регистрации юридических лиц: мол, подали документы на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице (в связи со сменой руководителя, адреса, участников, проведением реорганизации, ликвидации) на сайте (ФНС России – nalog.ru) указана дата готовности документов, прошло время, а информации о принятом решении нет или в назначенное время выдали какое-то «решение о приостановлении государственной регистрации».

Творится такое, как говорят, на благо бизнеса и других пользователей информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

В моем распоряжении отсутствует официальная статистика по регистрирующим органам страны, а в сервисе сайта ФНС России информация о принятых регистрирующими органами решениях о приостановлении государственной регистрации также пока не отражается. Мнение о масштабах рассматриваемого явления субъективно и основывается на увеличивающихся обращениях доверителей и информации от коллег, в том числе из других регионов. Помочь лично всем столкнувшимся с приостановлением государственной регистрации не получится, поэтому предлагаю свое видение и рекомендации.

Текст получился длинным, поскольку правовое регулирование сосредоточено как в законах, так и подзаконном акте, из которых для удобства посчитал необходимым привести подробные цитаты (а у подзаконного НПА еще и объемное название).

Приостановления делаются для обеспечения достоверности ЕГРЮЛ.

Действительно, благое дело – обеспечение законного принципа публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, (далее – ЕГРЮЛ), который провозглашен еще с 2014-го года:
«Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.» (п. 2 ). Для практической реализации данного принципа до 2016 г. «не хватало нормативной базы», т.к. имелась норма, возлагающая на регистрирующие юридических лиц органы обязанность провести «проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений»:
«До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок , которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.» (п. 2 ) Нормы о порядке и сроке проведения такой проверки достоверности появились в законе (Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пп. 4.2., 4.3. ст. 9) только с 2016 г. в результате вступления в силу изменений, внесенных Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

А формирование нормативной базы для реализации принципа завершилось и он «заработал» только после вступления в силу соответствующего подзаконного нормативного акта ФНС России – Приказа ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@.

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195) вступил в силу 5 июня 2016 г. и вскоре, а в некоторых регионах и ранее, началось его активное применение регистрирующими органами на местах.

  • Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»
  • Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»
Названные два письма содержат указания, направленные на обеспечение проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ с установлением регулярных отчетов пред «центром» о выполнении мероприятий. Фактически эти письма «подстегнули» регистрирующие органы еще активнее бороться за достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений. Надо полагать, чтобы на будущее сократить себе «поле» для проверки достоверности уже включенных в ЕГРЮЛ сведений.

В результате регистрирующие органы с упорством и постоянством затягивают сроки государственной регистрации, принимая решения о приостановлении государственной регистрации. Срабатывает принцип: «лес рубят, щепки летят» - увеличение сроков государственной регистрации путем приостановления не всегда является законным.

Правовые основы приостановления государственной регистрации

Государственная регистрация должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено законом . Государственная регистрация юридических лиц при создании (кроме создания путем реорганизации) и внесение в ЕГРЮЛ записей о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации осуществляется в срок не более чем три рабочих дня (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

С начала 2016-го года правила о сроках государственной регистрации имеют исключение в связи с возможностью приостановления государственной регистрации. Теперь для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений закон предусматривает:
«Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.» (п. 4.4. ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Получается, приведенная норма определяет правовые основы применения регистрирующими органами приостановления государственной регистрации, а именно:

  1. виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации;
  2. условия применения приостановления;
  3. момент начала применения приостановления;
  4. время действия приостановления;
  5. требования к содержанию решения о приостановлении;
  6. способы уведомления заявителя о принятом решении
Рассмотрим правовые основы приостановления государственной регистрации подробно.

1. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • включаемые в связи с реорганизацией юридического лица (тут, считаем, идет речь как о внесении записей о начале процедуры реорганизации, так и о завершении процедуры реорганизации: создании юридических лиц путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, преобразования, прекращении деятельности путем присоединения и смешанной реорганизации);
  • включаемые в связи с ликвидацией юридического лица (тут, если понимать буквально, то можно утверждать, что речь идет именно о завершении ликвидации, т.к. применительно к этому моменту в законе используется выражение «государственная регистрация в связи ликвидацией». С другой стороны, по тексту закона понятия «государственная регистрация» и «включение сведений» соотносятся по смыслу как часть и целое, поэтому, скорее всего, имелось в виду также и включение сведений о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора, утверждении промежуточного ликвидационного баланса).
  • включаемые в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (изменением уставного капитала, места нахождения, фирменного наименования, других положений устава и т.п.);
  • включаемые в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (изменением руководителя, участников, адреса, видов деятельности, иных сведений)
Отметим, что не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (п. 7 «Оснований…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Получается, приостановление применимо практически к любым обращениям за государственной регистрацией юридических лиц (кроме создания). Однако, тут все не так просто: одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление государственной регистрации, недостаточно, необходимо еще наличие именно установленных, т.е. надлежащих оснований для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений – условий применения приостановления .

2. Условия применения приостановления (принятия решения о приостановлении): в качестве условий применения закон называет имеющиеся у регистрирующего органа основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

В свою очередь, в отношении «проверки достоверности» закон предусматривает такие правила:

Во-первых , предусматривает общее основание и способы проверки: проверка проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности , в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством :

  • изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведения осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Во-вторых , определяет источник правового регулирования проверки достоверности : основания, условия и способы проведения указанных в законе мероприятий по проверке достоверности, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. 4.2, 4.3… ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В настоящее время эти «основания, условия, способы и порядок» установлены Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Названный приказ предусматривает исчерпывающий перечень оснований проведения проверки применительно к конкретным регистрационным действиям , в нем ФНС России называет всего шесть оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, три из которых разделены на варианты (основание № 3 – на 5 вариантов, № 4 и № 6 – на 2).

Стоит отметить, что разработчики «Оснований..», видимо «подстраховались»: предусмотрено одно довольно «универсальное» или «резиновое» основание – № 2, хотя считаем, как раз в силу «расплывчатости» его использование в конкретных обстоятельствах должно быть обосновано.

Перечень оснований проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений утвержденными Приказом «Основаниями…» предусмотрен такой:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

  1. указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
  2. находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
  3. указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
  4. указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
  5. включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;
4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица ,
  1. о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений ,
  2. либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;
5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:

  1. в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
  2. в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам (п. 2 «Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядке использования результатов этих мероприятий», утвержденных приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@).
Важно: в ФНС отмечается, что приостановление государственной регистрации применяется, если предусмотренного для соответствующей государственной регистрации юридических лиц срока оказалось недостаточно для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (п. 7 «Оснований…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

3. Момент начала применения: решение может быть принято в пределах срока для соответствующей государственной регистрации.
Сделанное в законе уточнение «при этом течение срока прерывается» дает основания полагать, что допустимым моментом принятия решения о приостановлении государственной регистрации является любой день срока, кроме последнего, т.к. иначе «нечему прерываться» – в последний день срока, срок уже закончился;

4. Время действия: регистрация приостанавливается до дня окончания проведения проверки достоверности сведений - такой момент, на практике «со стороны» сложно контролировать, поэтому в законе имеется указание, что «приостанавливается» на срок не более чем один месяц (и исключений из данного правила, в виде возможности продления срока, например, как для времени рассмотрения жалобы или проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, законом не предусмотрено);

5. Требования к содержанию решения о приостановлении:
а) обязательно указать основания, по которым государственная регистрация приостановлена,
б) и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Срок для представления заявителем документов и пояснений, опровергающих предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, не может быть менее чем пять дней.

6. Способы уведомления заявителя о принятом решении (такие же, как способы для решения об отказе в государственной регистрации) предусмотрены:

  1. решение о приостановлении в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
  2. если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение по указанному заявителем почтовому адресу.
  3. в случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение направляется регистрирующим органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия в многофункциональный центр, который выдает указанное решение заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.
  4. при поступлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при указании в заявлении о государственной регистрации сведений об адресе электронной почты юридического лица, решение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить решение в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.
В принципе, пусть и не явно, «в одном месте», а последовательно в ряде норм закона и Приказе ФНС России расписаны правовые основы применения приостановления государственной регистрации.

Кратко характеристику элементов правовых основ приостановления государственной регистрации можно представить следующим образом:

Практика приостановления государственной регистрации

Еще классик прежних политических учений, описывая проводимые в стране масштабные мероприятия, упоминал о «перегибах на местах». С приостановлением государственной регистрации как раз такой случай.

Понятно, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, включая и инспекции, которые реализуют функции по государственной регистрации юридических лиц, в основном Единые регистрационные центры (ЕРЦ) составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункт 4 Положения «О Федеральной налоговой службе»).

Естественно, Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации.

Очевидно, «что должен соблюдаться», но тексты некоторых решений о приостановлении создают впечатление: либо их авторы вообще не знают о данном приказе, либо не считают его (как и закон, во исполнение которого он принят) обязательным для исполнения.

Да-да, хочу сказать, что предусмотренные правовые основы приостановления на практике порой нарушаются. Самым существенным и распространенным нарушением при этом является нарушение условий применения приостановления: принятие решений о приостановлении при отсутствии установленных надлежащих оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

А попутно и нарушение требований к содержанию решения относительно указания оснований, по которым государственная регистрация приостановлена: тексты решений либо содержат указание на обстоятельства, которые не установлены в качестве оснований, либо вообще не дают понять, что явилось основанием приостановления в конкретном случае.

В качестве примера прикрепляю несколько файлов с текстами решений или извлечений из решений о приостановлении государственной регистрации, принятых регистрирующими органами г. Москвы и г. Владивостока.

Из них положительно отличается только столичное решение: в тексте не только указано основание для приостановления, т.е. формально выполнено требование относительно указания в содержании решения оснований приостановления, так указанное основание еще и предусмотрено в качестве такового в утвержденных Приказом ФНС России «Основаниях…»! Пусть использование именно такого основания совсем не аргументировано и может объясняться удобством его формулировки, но по сравнению с другими примерами выглядит гораздо убедительнее.

По тексту местных примеров видно, что регистрирующий орган, как говорится, «радеет». Нет, не за надлежащее оказание государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц в установленные сроки на благо обращающихся юридических лиц. А за нечто иное, возможно, особо понимаемую его должностными лицами «достоверность ЕГРЮЛ». Так и хочется сказать, что принимая такие решения, действуют «в ложно понятых интересах службы».

В качестве оснований для принятия решений указывают всякое, кроме надлежащих оснований. Так сказать, приостановлениями все подозрительное «рубят на корню»: и против захватов борются, и массовые руководители, и прописка руководителей в другом городе, чем адрес юридического лица не нравятся, часто о наличии у себя («у регистрирующего органа») обоснованных сомнений в отношении достоверности уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений вспоминают (хотя приостанавливают для проверки «вносимых»), могут вообще забыть указать основание приостановления.

Есть пример приостановления также по основанию «обоснованные сомнения в достоверности внесенных сведений» (приложенный файл «приостановление изменений - сомнения во внесенных 2») в отношении Р14001 поданной в качестве заявителя нотариусом в связи совершением нотариальной сделки купли-продажи доли в ООО.

При этом в тексте решения заявителю – нотариусу указано на «право представить пояснения»! Принятие решений о приостановлении с нарушением требований к моменту принятия – в последний день срока регистрации при этом вообще мелочь.

Варианты отношения к приостановлению. Путь пользователя и путь бойца.

Как видим, с благой целью обеспечения принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, исполнители государственных услуг по включению в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах – регистрирующие органы имеют преимущество перед заказчиками услуг, так как наделены правом приостанавливать оказание государственных услуг на срок до одного месяца.

Спрашивается, как поступить, если в отношении поданных для государственной регистрации документов принято решение о приостановлении? Тут считаю лишним «лить воду»: советовать в первую очередь оценить законность принятого решения, в том числе, обратившись к юристу, это можно сделать и позже – все равно регистрация уже приостановлена.

Гораздо важнее как можно раньше узнать о самом факте приостановления, чтобы иметь время для нормального реагирования. Заказчику государственной услуги, обычно единоличному исполнительному органу и/или участнику (иному лицу, лицам, принимающим решения в соответствующем юридическом лице) прежде всего следует решить, насколько важно получение именно данной запрошенной государственной услуги, а потом уже оценивать обоснованность и законность принятого решения.

Решение о приостановлении может быть обоснованным, в смысле иметь в своем тексте слова и выражения, содержащие описание используемых в качестве основания для приостановления государственной регистрации фактических обстоятельств, которые действительно имеют место, но при этом не соответствовать критерию законности, если соответствующие фактические обстоятельства не предусмотрены в качестве основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (не названы в исчерпывающем перечне в п. 2 Оснований, утвержденном Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@). Примеры подобных решений прилагаются в прикрепленных файлах из практики ЕРЦ по г. Владивостоку.

Большинство юридических лиц занимаются коммерческой деятельностью, а в бизнесе важно время и достижение нужных результатов. С учетом сказанного оптимально оценивать решение о приостановлении именно в таком порядке: сначала «обоснованность», а потом уже законность.

Оценки решения о приостановлении по критерию обоснованности, относительно действительного наличия указанных в качестве основания приостановления фактических обстоятельств и их характера может оказаться заказчику государственной услуги достаточно, чтобы сделать выбор: принимать меры к получению данной услуги – включению соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или нет.

Например, подали документы для включения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе, а в решении о приостановлении государственной регистрации регистрирующий орган указывает в качестве основания «наличие сведений о том, что фио, избранный на должность руководителя является массовым руководителем».

По факту возможны такие варианты:

А) заказчик знал о том, что избираемое лицо является руководителем в ряде других компаний, в связи с чем к нему и обратились;

Б) лицо действительно являлось руководителем в других юридических лицах, но полномочия были прекращены в связи с избранием других лиц;

В) лицо является руководителем в других юридических лицах, в отношении которых имеется информация о наличии задолженностей, отсутствии сдачи отчетности при этом статус его как руководителя значится как действующий и объясняет заказчику такое положение «ошибкой прошлого», когда ранее подрабатывал, выступая руководителем «на время».

Во всех приведенных вариантах, которых может быть и больше, решение о приостановлении государственной регистрации по основанию «массовости руководителя» несмотря на обоснованность – даже если обстоятельства, подтверждающие «массовость» имеют место, окажется незаконным, так как такое основание не предусмотрено в соответствующем надлежащем источнике.

С точки зрения времени и достижения нужного результата, заказчику государственной услуги не важно, насколько решение о приостановлении законно. Важно другое – отсутствие нужного результата. Применительно к рассматриваемой ситуации – что еще на месяц у юридического лица «почти не будет руководителя». («Почти» - это с учетом того, что полномочия возникают с момента избрания по решению соответствующего органа юридического лица, но для изменения лица, имеющего право первой подписи – совершения платежей по расчетному счету банк попросит лист записи о включении в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе).

Вот тут и нужно делать выбор на основе оценки обоснованности решения и отношения к характеру указанных в качестве основания приостановления обстоятельств. Для примера обратимся к озвученным вариантам:

А) вообще «нет вопросов», если знали заранее, значит успешный менеджер, «владелец фабрик заводов пароходов» - как говорится, не повод, за тем и звали;

Б) также скорее всего, не повод, ведь «все в прошлом»;

В) а вот тут есть повод задуматься (хотя можно было и самим ранее проверить) стоит ли включать такие сведения в ЕГРЮЛ, ведь пусть «и дела минувших дней», но «должную осмотрительность» при выборе контрагентов еще не отменили. И возглавляемая таким лицом компания может быть расценена потенциальными партнерами и проверяющими как «однодневка», что вызовет как минимум повышенное внимание, которого обычно мало кто желает.

Если в результате оценки обоснованности решения о приостановлении выяснилось, что данная услуга «не нужна», можно представить пояснения, в которых указать, что на включении соответствующих сведений не настаиваем, например, в связи с избранием на должность нового руководителя и подать новое обращение за получением государственной услуги. Или просто обратиться за услугой по включению нужных сведений, при которых отсутствует указанное регистрирующим органом основание для приостановления, например, проверив нового руководителя на «не-массовость» и выбрав «не-массового».

Если выбор сделан в пользу получения приостановленной услуги, то возможны такие варианты поведения, тактично назовем их «путь пользователя» и «путь бойца».

Путь пользователя – это банальное соблюдение правил, предоставление регистрирующему органу пояснений и документов в подтверждение достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, относительно которых у регистрирующего органа возникли сомнения и послушное ожидание, когда по представленным документам примется решение.

Путь бойца - это активная защита своей позиции, то же самое соблюдение правил, предоставление пояснений и документов, но максимально активно, с обращениями (личными и/или телефонными) к соответствующим руководителям, сотрудникам регистрирующего органа, с акцентами на важность срочного получения данной услуги, законность своей позиции и готовность максимально отстаивать свои права.

Сразу оговоримся: такой подход не является панацеей и может не сработать в отношении крупного регистрирующего органа, у которого большие объемы регистрационных действий, безразличные сотрудники-исполнители и недоступное для простых пользователей руководство (например, МИФНС № 46 по г. Москве).

Зато руководство и даже просто сотрудников регионального ЕРЦ может нужным образом впечатлить внезапная и динамичная или напротив спокойная и доброжелательная встреча с реальным успешным бизнесменом, который объяснит им важность получения соответствующей государственной услуги его компанией.

Так в нашей практике были примеры, когда предоставление личных пояснений руководителем, явившимся в налоговую «при параде» с дорогими украшениями после имевшего место накануне строгого телефонного разговора с начальником отдела приводило к тому, что уже на следующий день приостановленная услуга оказывалась – нужная запись вносилась в ЕГРЮЛ.

Еще пример приводил нотариус, через которого электронно были представлены на государственную регистрацию документы руководителем крупного холдинга: звонка начальника юридического отдела холдинга в регистрирующий орган оказалось достаточно, чтобы после решения о приостановлении нотариусу вскоре поступило решение о государственной регистрации.

Во всяком случае, если услуга нужна, желательно подать пояснения и документы в пределах указанного в решении о приостановлении срока, естественно, с подтверждением такого предоставления, если вызвали для дачи пояснений – явится и дать пояснения, при этом также можно потребовать предоставить копию составленного сотрудниками регистрирующего органа при получении пояснений документа.

У регистрирующих органов встречается позиция «не представили пояснения», значит «не опровергли = подтвердили» обоснованность сомнений в достоверности включаемых сведений и в результате выносится решение об отказе в государственной регистрации.

Защита прав юридических лиц при приостановлении.

А если нет времени ждать, «не послушали», «не услышали» и приостановление продолжается, есть возможность заставить зарегистрировать?

Приходится признать, что в данном случае самым эффективным способом является самозащита: рассмотренный выше «путь бойца», поскольку при определенных условиях позволяет в максимально короткие сроки получить нужный результат: попросили, надавили, убедили – зарегистрировали.

В развитие этой самозащиты можно использовать административный и судебный способ защиты: направление обращений в прокуратуру и вышестоящему должностному лицу или в арбитражный суд в расчете на то, что «одумаются» и зарегистрируют, но уповать на это не стоит: для крупного, «упрямого» или «неученого» регистрирующего органа это «что слону дробина», хотя есть слухи, что количество подаваемых жалоб учитывается при оценке работы соответствующего органа и влияет на материальное поощрение выделяемое в его адрес вышестоящим.

Сами по себе административный и судебный способ защиты имеют существенный недостаток: кроме затрат на услуги специалистов еще и время – как правило время рассмотрения жалобы органом, а тем более судом, гораздо больше, чем время, на которое оказание государственной услуги приостановлено.

При таких условиях «в бой идут» только самые отчаянные и принципиальные.

Подавляющее большинство обратившихся довольствуется получением консультации и, даже при наличии явных нарушений со стороны налоговых органов предпочитают выполнить рекомендации для обеспечения государственной регистрации при ее приостановлении, чем защищать свои права, обжалуя незаконное решение о приостановлении. Их мотивы похожи: жаль времени, денег и не желают привлекать к себе внимание «НАЛОГОВОЙ!!!». В итоге эффект безнаказанности приводит к массовым и формальным приостановлениям государственной регистрации снова и снова.

Порочная практика массовых приостановлений подрывает лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и может способствовать лишним расходам бюджетных средств при ведении судебных процессов по обжалованию незаконных приостановлений. Но это уже другая история…



Поделиться